Статья 381 нк рф комментариями. Что такое движимое имущество

Освобождаются от налогообложения:

  • 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  • 2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  • 3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
    • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • 4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • 5) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;
  • 6) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;
  • 7) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;
  • 8) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;
  • 9) — 10) утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;
  • 11) организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • 12) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;
  • 13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • 14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  • 15) имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров;
  • 16) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ;
  • 17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учёт указанного имущества;
  • 18) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ;
  • 19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
  • 20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, — пунктом 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса). Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учёта документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», а также данные учёта доходов (расходов);
  • 21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трёх лет со дня постановки на учёт указанного имущества;
  • 22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учёт указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • 23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учёт указанного имущества;
  • 24) организации — в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
    • имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
    • имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого — третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года;

25) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

26) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учёт указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учёта применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период;

27) организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

28) организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учёт указанного имущества. Такие организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения такие организации обязаны представить в налоговый орган по месту учёта документы, подтверждающие наличие у них статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотренные указанным Федеральным законом, а также данные учёта доходов (расходов).

Поможет ли статья 381 НК РФ сэкономить?

Мечта любого лица, занимающегося коммерческой деятельностью, - заработать побольше без лишних затрат. Способов, помогающих компаниям, не нарушая установленных норм и правил, избавлять себя от излишних материальных трат, не так много. Такую возможность предоставляет, в частности, ст. 381 НК РФ. Из ее содержания становится ясно, когда можно сэкономить на уплате имущественного налога.

Это достижимо только в том случае, если имущество (автомобили, станки, оборудование) принадлежит фирме и признается в ее учете амортизируемым имуществом. Так что если компания использует только арендованный офис и транспорт, положения ст. 381 НК РФ сэкономить не помогут.

Если у вас есть имущество, нелишним будет свериться с перечнем организаций, которым разрешено законно не платить налог на него. А вдруг и вам повезет?

Кто освобождается от уплаты налога на имущество, см. .

Но к сожалению, большинство коммерческих фирм в этот список не попадают и полностью освободиться от налога не смогут. Так, в перечень льготников по ст. 381 НК РФ включены учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественные организации инвалидов и др.

В отношении физлиц указанная статья не применяется.

Согласно этому пункту от налога освобождается движимое имущество, учтенное у юрлица после 01.01.2013, за исключением полученного:

  • от взаимозависимого лица;
  • в результате ликвидации или реорганизации.

С 01.01.2017 эти исключения не применяются для железнодорожных подвижных составов, произведенных после 01.01.2013.

С 2018 года на применение п. 25 ст. 381 НК РФ влияет введенная в кодекс в 2017 году новая ст. 381.1, передающая право принятия решения о применении освобождения от уплаты налога по движимому имуществу регионам.

Подробнее об этом изменении читайте в статье «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

В этой связи если в регионе на начало 2018 года не было принято решение о таком освобождении, то движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013, должно облагаться налогом на имущество.

См., например: «Отмена налога с движимого имущества - Москва это уже делает».

А о том, как менялся налог на имущество для юрлиц в последние годы, читайте: «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

Что такое движимое имущество?

Прежде чем говорить о преимуществах, скрытых для юрлица в ст. 381 НК РФ, разберемся с термином «движимое имущество», ведь именно оно является предметом льготы.

В обыденном понимании мы называем движимыми объекты, которые перемещаются в пространстве - либо сами (например, автотранспорт), либо их кто-то переносит (вещи, предметы). Однако для норм п. 25 ст. 381 НК РФ такая характеристика не будет точной.

Попытку охарактеризовать движимые предметы предприняли чиновники Минфина России (письмо от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322). Они пришли к выводу, что, если вещи можно переместить без ущерба для их состояния и при этом не пострадают иные объекты, из состава которых они изымаются, можно говорить о движимом имуществе.

О подходе ФНС к классификации объектов на движимые и недвижимые читайте.

От того, насколько верно вы разграничите свои активы на движимость и недвижимость, зависит достоверность величины имущественного налога.

К примеру, сложности могут возникнуть при классификации водопровода и канализации, расположенных в помещении. По сути, это трубопроводы и иные конструктивные элементы, которые можно разобрать и перенести в другое место. Но Минфин думает иначе и не признает их движимостью (письмо от 15.08.2013 № 03-04-06/33238). Другой пример - кабельные линии. Судьи и чиновники относят их к движимым предметам (п. 5 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, письмо Минфина России от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648).

Не все однозначно и в отношении часто используемых большинством юрлиц систем кондиционирования воздуха и сигнализации. Если их конструктивные элементы встроены в стены помещения, это недвижимость, но если они поддаются разборке без нанесения повреждений зданию, это движимые объекты (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).

Подробнее о принципах формирования налога на имущество читайте в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

См. также: «Льготу по движимому имуществу при камералке попросят подтвердить документально».

Может ли АО воспользоваться льготой по п. 25 ст. 381 НК РФ после перерегистрации?

П. 25 ст. 381 НК РФ не только дает организациям налоговое послабление, но и ограничивает их в его применении. К примеру, льгота не дается, если собственность поступила к налогоплательщику после реорганизации или ликвидации юрлица.

Правомерно встает вопрос: если по требованию закона организация обязана преобразоваться из ОАО в публичное АО, возможно ли продолжать применять послабление по п. 25 ст. 381 НК РФ?

ВАЖНО! В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ, чтобы АО приобрело статус публичного, ему нужно либо включить в устав и фирменное наименование указание на то, что оно является таковым, либо публично размещать ценные бумаги.

Позиция чиновников вас порадует. В письме Минфина от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111 сказано, что не является реорганизацией (ликвидацией) юрлиц факт приведения учредительных документов и названия компании, созданной до дня вступления в силу закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ. Следовательно, причин для отказа от льготы нет.

Статья 381 НК РФ. Налоговые льготы

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций: налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога; налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Прежде всего, следует упомянуть, какие изменения произошли в перечне федеральных льгот по налогу на имущество.

С 1 января 2006 года отменяются льготы по налогу на имущество организаций (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ):

  • в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ);
  • в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ);
  • для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств (в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности) (п. 16 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, установлены льготы для резидентов особых экономических зон. В связи с изменениями Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» — установлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особой экономической зоны. Данные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Согласно формулировке Налогового кодекса РФ организация — резидент ОЭЗ может пользоваться данной льготой не только в отношении имущества, которое приобретено после получения статуса резидента ОЭЗ, но и по всему имуществу, имеющемуся у нее на балансе, при соблюдении условия, что с момента принятия имущества к учету прошло не более 5 лет.

Еще одна новая льгота по налогу на имущество организаций предусмотрена пунктом 18 статьи 381 Налогового кодекса РФ — организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Судовладельцам при применении этой льготы нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, внесший изменения в Налоговый кодекс РФ, был опубликован в «Парламентской газете» и «Российской газете» 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 данного Закона изменения, внесенные им в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, ранее 23 января 2006 года данные изменения применяться не могут.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах содержатся в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. То есть изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом N 168-ФЗ, могут вступить в силу только после 23 января 2006 года и с началом нового налогового периода по каждому конкретному налогу.

Применительно к налогу на имущество организаций налоговый период установлен как календарный год (п. 1 ст. 379 Налогового кодекса РФ). Поэтому новая льгота по налогу на имущество может применяться организациями лишь с 1 января 2007 года.

Следует особо отметить, что обратной силы данные изменения не имеют и применяться с 1 января 2006 года они не могут. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, но только в том случае, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Что касается ранее действовавших льгот, то полностью освобождаются от уплаты налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данная льгота распространяется только на те виды имущества, принадлежащие указанным органам, которые используются для осуществления возложенных на эти органы функций.

Освобождаются от налогообложения религиозные организации. В этом случае освобождению от налогообложения подлежит все имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности. Религиозной организацией называют добровольное объединение граждан, постоянно проживающих на территории РФ и объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, при условии, что данное объединение зарегистрировано в установленном законом порядке как юридическое лицо. Религиозные организации могут иметь в своей собственности землю, здания, сооружения, иное имущество. Любое имущество, используемое этими организациями для осуществления религиозной деятельности, освобождается от налогообложения.

Освобождаются от налогообложения на имущество, находящееся в их собственности, общероссийские организации инвалидов. Общероссийские организации инвалидов могут иметь в своей собственности любое имущество, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Общества инвалидов освобождаются от налогообложения на то имущество (в том числе хозяйственные товарищества и общества), которое используется ими для осуществления видов деятельности, указанных в уставе таких организаций (уставной деятельности). Освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Обязательным условием освобождения таких организаций от уплаты налога является следующее: число инвалидов — работников таких предприятий составляет не менее 50 процентов от общего числа работников этих предприятий, а доля работающих в организации инвалидов в фонде оплаты труда этой организации составляет не менее 25 процентов.

Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, освобождаются от налогообложения на то имущество, которое используется ими в целях производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Не уплачивается налог на принадлежащее предприятиям имущество в тех случаях, когда указанное имущество относится в установленном законодательством порядке к федеральным памятникам истории и культуры. Памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством признаются памятники и достопримечательные места. Памятниками принято считать отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сложившимися территориями (мемориальные квартиры, мавзолеи и др.). Достопримечательными местами считаются культурные и природные ландшафты, творения человека или природы, связанные с историей формирования народов и этнических общностей. Для того чтобы тот или иной объект был признан памятником истории или культуры, он должен быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Решение о включении объекта в указанный реестр принимается Правительством РФ или уполномоченным на это государственным органом соответствующего субъекта РФ.

Организации освобождаются от уплаты налога на следующие виды имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении: ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, космические корабли, а также технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов.

Освобождаются от уплаты налога на имущество государственные научные центры, к числу которых относятся государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры. Необходимо добавить, что государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на имущество полностью.

Как указывалось выше, дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве. Законы о налоге на имущество организаций принимаются представительными органами субъектов Федерации и только после этого вводятся в действие на территории соответствующего субъекта Федерации. В тех же законах содержатся и нормы о налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц.

Yurguru.ru / Налоговый кодекс РФ / Глава 30. Налог на имущество организаций / Статья 381. Налоговые льготы

Налоговый кодекс РФ. Глава 30. Налог на имущество организаций

Статья 381. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

17) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;

18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";

20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково". Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", а также данные учета доходов (расходов).


Статья 381 НК РФ Налоговые льготы - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 30. Налог на имущество организаций.

Освобождаются от налогообложения: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; 2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; 3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; 4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; 5) утратил силу с 1 января 2013 г.; 6) утратил силу с 1 января 2006 г.; 7) утратил силу с 1 января 2006 г.; 8) утратил силу с 1 января 2005 г.; 9) утратил силу с 1 января 2013 г.; 10) утратил силу с 1 января 2013 г.; 11) организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации; 12) утратил силу с 1 января 2013 г.; 13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; 14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций; 15) имущество государственных научных центров; 16) утратил силу с 1 января 2006 г. 17) организации, за исключением организаций, указанных в пункте 22 настоящей статьи, - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества; 18) утратил силу с 1 января 2013 г.; 19) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"; 20) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково". Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", а также данные учета доходов (расходов); 21) организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества; 22) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны; 23) организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества; 24) организации - в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям: имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря; имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ. Если имущество в течение налогового периода расположено как в границах территорий (акваторий), указанных в абзаце втором настоящего пункта, так и на иных территориях, освобождение от налогообложения действует при условии, что указанное имущество удовлетворяет требованиям абзацев первого - третьего настоящего пункта в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

Консультации юриста по ст. 381 НК РФ

    Олеся Антонова

    Где именно в законе прописано, что РПЦ не обязана платить налоги и подчиняться государственному контролю как бизнес?.

    • Ответ юриста:

      Читайте и изучайте, дочь великой реки... . Действующее в РФ налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций, хотя ряд терминов и понятий (например, термины «имущество богослужебного назначения» и «имущество религиозного назначения» , используемые в текстах законов) , не вполне прояснены. Например, религиозные организации освобождены от следующих налогов земельного налога на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения ( Налоговый кодекс РФ ст. 395 п. 4); налога на имущество, используемого для религиозной деятельности ( Налоговый кодекс РФ ст. 381 п. 2); налога на добавленную стоимость (НДС) , если за три предшествующих месяца поступления не превысили 2 миллиона рублей ( Налоговый кодекс РФ ст. 145 п. 1); налога на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения ( Налоговый кодекс РФ ст. 251 п. 1 пп. 27).

    Иван Лашко

    Конституция РФ Статья 14. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Почему не платят?

    • Платит. Но далеко не все и не всегда. В ряде случаев закон предоставляет религиозным организациям льготы по налогам. Так, например, в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса (НК РФ) все религиозные организации освобождаются от уплаты...

    Георгий Ванюков

    Патриархия будет платить налог на недвижимость как и все в светской стране? Или церковь отдельно от стада?

    • Налоговые льготы опекунам и приёмным родителям - http://www.saphia.ru/index.php?id=892 http://www.miloserdie.ru/index.php?id=6608&s=32&ss=2 http://pgu.spb.ru/services/element.php?ID=3860

  • Анна Петрова

    Чем отличается налоговая льгота от налогового вычета?

    • Ответ юриста:

      Льготы бывают разные. В виде пониженной ставки (или даже нулевой) , в виде освобождения от уплаты налога (по виду деятельности, категории плательщика или виду дохода) и т. п. Вычет - определенная сумма, которая вычитается из общей базы по конкретному налогу и тем самым уменьшает саму сумму налога. Это разновидность льготы.

    Василий Дурнин

    Нужен порядок установления налоговых льгот и ссылка на книжный источник, где его можно посмотреть.

    • Какой именно налог Вас интересует. У каждого налога есть свой порядок назначения льгот. А книга у меня такая есть.

    • По местному законодательству могут быть льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу. Узнавайте в налоговой по месту жительства.

  • Инна Попова

    какие налоговые льготы по налогу на прибыль существуют?

    • Налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена на сумму льгот, которые установлены действующим законодательством. В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 2116-1 О алоге на прибыль предприятий и организаций установлены разно...

    Егор Гостюхин

    какие налоговые льготы сущестуют для участников боевых действий в Чечне?

    • Согласно п.2 ст.4 Закона РФ от 09.12.91 г. 2003-1 О налогах на имущество физических лиц налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими...

    Мария Щербакова

    Есть ли налоговые льготы для ИП инвалидов 1 группы?

    • Налоговым кодексом предусмотрены определенные льготы организациям, состоящим из определенного % инвалидов, т. е. юридическим лицам. Но ИП не является юридически лицом, поэтому льготы ему НК РФ не предусмотрены.

    Раиса Воробьева

    Я пенсионер, собираюсь купить легковой автомобиль с мощностью 135 л.с. Имею ли я льготу на транспортный налог?

    • Льготы пенсионерам по транспортному налогу Транспортный налог а именно льготы пенсионерам по транспортному налогу введён в Российской Федерации на территории всех субъектов. При этом данное право передаётся региональным властям, они же...

    • Льготы бывают по разным поводам (инвалиды, благотворительные общества, участники чего-либо, жители села и прописанные там, если транспорт зарегистрирован там-же) . Воспользоваться налоговыми льготами можно с того момента, как предоставите в налоговую документы о льготах.

  • Виталий Мушкет

    Налоговая льгота это?

    • Ответ юриста:

      Налоговые льготы и основания для их использования являются необязательными элементами налогообложения, о которых сказано в ст. 56 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) . Налоговые льготы - это предусмотренные законодательством для отдельных категорий налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими лицами, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ) . Так, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются либо НК РФ и (или) соответствующими законами о налогах и сборах.

    Марина Соловаьева

    Кто имеет право на налоговые льготы?

    Александра Королева

    вопрос о налогах и льготах.... в законе о налоге на землю и имущество льготной категорией являются "одинокие пенсионеры".но никто не даёт обоснования,- кто является одиноким пенсионером.вот...два песионера, проживающие вместе (муж и жена) являются таковыми, если их дети проживают от них отдельно?

    • Ответ юриста:

      ЗАКОНО НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.Глава 31 НК РФ . ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГПри установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.По земельному налогу надо местное законодательство смотреть, а по строениям - не должны пенсионеры платить..

    Оксана Петухова

    Есть налоговые льготы студентам и одновременно потерявшим кормильца при необходимости оплатить налог за квартиру?

    • нет налог платят все без льгот Если они получают пенсию по случаю потери кормильца, у них есть федеральная льгота по налогу на имущество физических лиц, как у пенсионеров. Льготу нужно оформить в налоговой, предъявив пенсионное удостоверение...

    Зинаида Тарасова

    какие налоговые льготы положены многодетным

    • Ответ юриста:

      УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю: 1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; б) установить для многодетных семей: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ; прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона. 2. Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. 3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. 4. Настоящий Указ ввести в действие с 1 июля 1992 г. Нормы подпункта "в" пункта 1 вступают в силу в порядке, установленном пост

      Ст. 395 НК РФ) : 1) используемых для осуществления уставной деятельности - общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов) , среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; 2) используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, утверждаемых Правительством РФ) , работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; 3) используемых для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям - учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов. в) От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп; инвалиды с детства. г) От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. д) Освобождаются от уплаты единого социального налога (ст. 239 НК РФ) с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо: е) Не подлежат налогообложению: 1) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов; 2) суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов, за налоговый период (ст. 217 НК РФ) ; ж) Уменьшение на 50 процентж) Уменьшение на 50 процентов размера государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий (ст. 333.38 НК РФ) - инвалидам I и II группы. з) Уменьшение налоговой базы (ст. 391 НК РФ) на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении: инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности; лиц, имеющих I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства.

    • бывает. вопрос то в чём?

Вопрос по налогу на имущество? Согласно п. 25 ст 381 НК РФ освобождается от налогообложения движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 01.01.2013г. Освобождается ли от налога имущество приобретенное Движимое основное Средство 3-10 амортизационных групп, принятое на учет в 2015 году?

В данной ситуации движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года до 01.01. 2015 года не облагалось налогом. С 01.01.2015 года такое имущество льготируется - то есть, налог на имущество с него не уплачивается.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные Налогового кодекса РФ.*

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данная льгота не распространяется на движимое имущество, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) организации;
– сделок между взаимозависимыми лицами.*

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2015 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:*

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается ()*
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма и ). Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается два вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций: налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне в виде полного освобождения от уплаты налога; налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, которые в основном предусматриваются в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Прежде всего, следует упомянуть, какие изменения произошли в перечне федеральных льгот по налогу на имущество.

С 1 января 2006 года отменяются льготы по налогу на имущество организаций (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ):

  • в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ);
  • в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 Налогового кодекса РФ);
  • для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств (в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности) (п. 16 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, установлены льготы для резидентов особых экономических зон. В связи с изменениями Федерального закона "Об особых экономических зонах в РФ" - установлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особой экономической зоны. Данные организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ).

Согласно формулировке Налогового кодекса РФ организация - резидент ОЭЗ может пользоваться данной льготой не только в отношении имущества, которое приобретено после получения статуса резидента ОЭЗ, но и по всему имуществу, имеющемуся у нее на балансе, при соблюдении условия, что с момента принятия имущества к учету прошло не более 5 лет.

Еще одна новая льгота по налогу на имущество организаций предусмотрена пунктом 18 статьи 381 Налогового кодекса РФ - организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Судовладельцам при применении этой льготы нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, внесший изменения в Налоговый кодекс РФ, был опубликован в "Парламентской газете" и "Российской газете" 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 данного Закона изменения, внесенные им в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, ранее 23 января 2006 года данные изменения применяться не могут.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах содержатся в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. То есть изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом N 168-ФЗ, могут вступить в силу только после 23 января 2006 года и с началом нового налогового периода по каждому конкретному налогу.

Применительно к налогу на имущество организаций налоговый период установлен как календарный год (п. 1 ст. 379 Налогового кодекса РФ). Поэтому новая льгота по налогу на имущество может применяться организациями лишь с 1 января 2007 года.

Следует особо отметить, что обратной силы данные изменения не имеют и применяться с 1 января 2006 года они не могут. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, но только в том случае, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Что касается ранее действовавших льгот, то полностью освобождаются от уплаты налога организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Данная льгота распространяется только на те виды имущества, принадлежащие указанным органам, которые используются для осуществления возложенных на эти органы функций.

Освобождаются от налогообложения религиозные организации. В этом случае освобождению от налогообложения подлежит все имущество, используемое для осуществления религиозной деятельности. Религиозной организацией называют добровольное объединение граждан, постоянно проживающих на территории РФ и объединившихся для совместного исповедания и распространения веры, при условии, что данное объединение зарегистрировано в установленном законом порядке как юридическое лицо. Религиозные организации могут иметь в своей собственности землю, здания, сооружения, иное имущество. Любое имущество, используемое этими организациями для осуществления религиозной деятельности, освобождается от налогообложения.

Освобождаются от налогообложения на имущество, находящееся в их собственности, общероссийские организации инвалидов. Общероссийские организации инвалидов могут иметь в своей собственности любое имущество, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Общества инвалидов освобождаются от налогообложения на то имущество (в том числе хозяйственные товарищества и общества), которое используется ими для осуществления видов деятельности, указанных в уставе таких организаций (уставной деятельности). Освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Обязательным условием освобождения таких организаций от уплаты налога является следующее: число инвалидов - работников таких предприятий составляет не менее 50 процентов от общего числа работников этих предприятий, а доля работающих в организации инвалидов в фонде оплаты труда этой организации составляет не менее 25 процентов.

Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, освобождаются от налогообложения на то имущество, которое используется ими в целях производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Не уплачивается налог на принадлежащее предприятиям имущество в тех случаях, когда указанное имущество относится в установленном законодательством порядке к федеральным памятникам истории и культуры. Памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством признаются памятники и достопримечательные места. Памятниками принято считать отдельные постройки, здания, сооружения с исторически сложившимися территориями (мемориальные квартиры, мавзолеи и др.). Достопримечательными местами считаются культурные и природные ландшафты, творения человека или природы, связанные с историей формирования народов и этнических общностей. Для того чтобы тот или иной объект был признан памятником истории или культуры, он должен быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Решение о включении объекта в указанный реестр принимается Правительством РФ или уполномоченным на это государственным органом соответствующего субъекта РФ.

Организации освобождаются от уплаты налога на следующие виды имущества, находящегося в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении: ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками, суда атомно-технологического обслуживания, железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, космические корабли, а также технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов.

Освобождаются от уплаты налога на имущество государственные научные центры, к числу которых относятся государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры. Необходимо добавить, что государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на имущество полностью.

Как указывалось выше, дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве. Законы о налоге на имущество организаций принимаются представительными органами субъектов Федерации и только после этого вводятся в действие на территории соответствующего субъекта Федерации. В тех же законах содержатся и нормы о налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц.