Сколько уходит в федеральный бюджет. Сибирский федеральный округ. На федеральной подкормке - Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Москва-сити — деловой центр столицы
Фотография: Dmitry A. Mottl

«В столице совсем зажрались, вытягивают из России все соки!», «Москва „грабит“ всю страну», «регионы плохо живут от того, что все деньги уходят москвичам»… Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ решил детально разобраться в этом вопросе и выяснить, куда и на что тратятся деньги нашей страны.

Периодически в моём журнале появляются комментарии (цитировать которые из этических соображений я не буду), что мы тут в столице совсем зажрались: обсуждаем то эстакады, то велодорожки, в то время как все остальные жители России еле сводят концы с концами. Более того, люди в нашей стране так плохо живут именно потому, что Москва вытягивает все соки.

Прежде чем обвинять москвичей в том, что позабирали все доходы из страны, стоит разобраться, а есть ли чего забирать? А поможет нам в этом такая вещь, как ВРП (валовый региональный продукт). К счастью, несложно найти данные как по абсолютным, так и по относительным (на душу населения) цифрам. Выясняется, что как по одному, так и по другому показателю Москва находится в лидерах.

Валовой региональный продукт, 2010 год, млн руб.

Региональный продукт на душу населения, 2011 год, тыс. руб.

Столичный регион находится на четвертом месте из 80 по ВРП. В 2012 году на каждого жителя Москвы приходилось по 887.5 тысяч рублей того самого регионального продукта. Столицу обгоняют лишь Тюмень (1325 тыс.), Сахалин (1298 тыс.) и Чукотка (960 тыс.). Как вы прекрасно понимаете, они опередили Москву из-за того, что они богаты природными ресурсами. Тюмень, Сахалин и еще несколько аналогичных регионов могут справедливо сказать, что у них что-то высасывается. Но в этом и заключается весь смысл добычи полезных ископаемых. Люди жbвут и работают на Ямале вахтовым способом. Зарабатывают денег и уезжают в теплые регионы нашей страны.

Cахалинский шельф

Ямал (Тюменская область)

Строить города миллионники за северным полярным кругом не имеет смысла. Жить в них никто не захочет. Потому и выкачиваются из этих регионов все соки. А вот откуда-нибудь из Омской области или тем более из Ивановской (с ВРП 252 тыс. и 130 тыс. рублей, соответственно) взять нечего. Это не они кого-то кормят. Это их прокормить надо. И ведь так и происходит. Деньги, собранные со всей страны, потом распределяются обратно: на армию, флот, МВД, ФСБ и прочее.

Мне справедливо заметят, что финансы аккумулируются в центре страны, то есть в Москве. Это так, но они находятся в руках правительства, которое занимаются их распределением. А вот миллионам обычных москвичей никаких нефтяных денег почему-то не раздают.

Московский метрополитен, где каждый второй пассажир если не олигарх, то скромный миллиардер

Мне опять же скажут, что столица получает заметную долю общего пирога. Это так, но население Москвы составляет около 10% от всех жителей страны. Десятая часть всех денег сосредоточенная на достаточно небольшой территории (по сравнению с площадью всей страны) — это очень заметный кусок пирога. Но не только Москва получает федеральные деньги. Вот вам несколько примеров.

Самит АТЭС стоил 10 миллиардов долларов. Почти все деньги Владивосток получил из федерального бюджета. Посмотрите, какой мост построили. А сейчас планируется соорудить еще более навороченный мост в Крым.

Фотография: SKY_CRAWLER

А еще во Владивостоке появился новый Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Когда-то вся страна строила МГУ на Воробьевых горах. Теперь деньги пошли во Владик. Посмотрим, когда ДВФУ обгонит в рейтинге лучших университетов МГУ.

А олимпиада в Сочи? Говорят, что на неё потрачено около 50 миллиардов долларов, причем только 2-3% пришло из бюджета Краснодарского края. Остальные деньги — федеральные. Нормально так накормили 400-тысячный город. И речь идет не только о стадионах. Построено сотни километров дорог, эстакад, тоннелей.

supercoolpics.com

А чемпионат мира по футболу 2018 года. Думаете, стадион в Самаре будет построен на местные деньги?

vedomosti.ru

Некоторые скажут, что им ни Олимпиада, ни чемпионат, ни мост во Владивостоке не нужны. А деньги можно было бы потратить более эффективно на что-то другое. Может и можно, но это уже другой вопрос. В Москве «построили» Алабяно-Балтийский тоннель за два миллиарда баксов. Очевидно, эти деньги можно было бы использовать более эффективно. Но, повторю, это другая тема.

Если вернуться к вопросу, что все деньги идут в столицу, оказывается, что они тратятся по всей стране. Причем никто почему-то не отказывается от денежного дождя. Исключение составляет, пожалуй, только Питер. Помните, там в центре хотели построить небоскреб Газпрома? Так местные жители сказали, что им никаких миллиардов не надо, только пусть не строят это вредительство. Сейчас небоскреб перенесен из Охты в Лахту. Предполагается, что здание будет самым высоким в нашей стране. А вы говорите, все деньги Газпрома оседают в Москве...

Почему Москва самый богатый город страны

Если столица не выкачивает деньги из Твери, Калуги, Тулы, Рязани, то откуда берется богатство? Многим будет удивительно узнать, но люди в Москве работают. Почему эффективнее, чем в других городах? Дело, конечно, не в том, что у столичных жителей по 10 рук. Всё дело в эффекте кооперации. Большое количество людей, являющихся специалистами в разных областях, собранных в одном месте, работают более продуктивнее. Вместе они могут сделать то, о чем по отдельности даже мечтать не могли.

Если вы планируете запустить суперсовременное высокотехнологичное производство, то где это будет проще сделать? Правильно, в Москве. Несмотря на дорогую недвижимость и рабочую силу, столица обеспечивает важное конкурентное преимущество: всегда можно найти нужных специалистов. Пусть они стоят дорого, но они есть. В провинции и земля дешевле, и люди готовы работать за гораздо меньшие деньги. Но почему-то компания Яндекс устроила свою штаб квартиру в Москве, а не в деревне Дуплино Вологодской области. Так же поступили Майкрософт, Гугл и прочие IT фирмы, хотя кажется, что программисту только комп нужен. Аналогичная ситуация и в других сферах деятельности, начиная от производства штопоров до банковского бизнеса. Даже торговые фирмы прежде всего открывают офис в Москве. Во-первых, столица — это 10% самых платежеспособных жителей страны. А во-вторых, это место с развитой логистикой. Отсюда проще всего добраться до любого другого города.

Людям в большом мегаполисе проще реализовать свой потенциал, чем в маленьком населенном пункте. Вот и едут люди из деревень в районные центры, потом в областные или сразу в Москву.

Это не столица хватает людей, а наоборот, человек добровольно едет в Москву. Где проще реализоваться какой-нибудь актрисе, в областном театре или в Москве? А врачу, в деревенской поликлинике или федеральном медицинском центре? И так далее. Ну вот многие сами и едут. Те, кто поселился в Москве раньше (или их потомки), потом с раздражением бухтят: понаехали тут. Население столицы сто лет назад составляло менее двух миллионов человек. Сейчас по самым скромным подсчетам оно уже более 12. Это все понаехавшие и их дети с внуками…

Периодически возникают идеи ограничить приток людей в столицу, запретить строить дома выше пяти этажей и еще что-нибудь в таком же духе. Даже в советское время с его тотальным контролем ничего с развитием Москвы сделать не смогли. А уж теперь и подавно.

Москва — самый прогрессивный город России. Большинство новаций в различных сферах зарождаются именно тут. Кое-что перенимается из зарубежного опыта. Съездит человек в Европу, увидит там что-то хорошее, потом вернется домой и попытается изменить жизнь к лучшему. Если хотите, то Москва является для России флагманом и примером, как надо жить.

Проблем в нашей стране много, но помните: разруха не в клозетах, а в головах!

Чуда не произошло. Не получилось удержать сбалансированный бюджет РФ при рекордной за 15 лет инфляции, кризисе в экономике и обвале экспортных доходов. Дефицит федерального бюджета за последние 12 месяцев (с июня 2014 по июнь 2015) достиг 2 трлн руб, где расходы 16 трлн руб, а доходы 14 трлн. Текущий дефицит сопоставим с бюджетными проблемами в 2009.

Доходы начали заваливаться с декабря 2014, расходы наоборот растут. Но кризис начался все же не в июне 2014, а в декабре 2014 после крупномасштабной диверсии и применения оружия массового поражения от ЦБ РФ. Доходы за первые 5 месяцев 2015 составили 5.36 трлн (5.88 трлн в 2014, минус 9%), а расходы 6.53 трлн (5.54 трлн в 2014, + 18%). Есть еще тревожный момент. В апреле-мае исторически всегда был профицит по федеральному бюджету, что обуславливается масштабными налоговыми выплатами. 207 млрд в 2011, 202 млрд в 2012, 253 млрд в 2013, и даже в 2014 было 300 млрд профицита. В этом году 360 млрд дефицита.

Всего за первые 5 месяцев 2015 дефицит фед.бюджета составляет почти 1.18 трлн руб. Согласно самым последним оперативным данным на 20 июня 2015 дефицит составляет уже 1.32 трлн (доходы 5.81 трлн)


Расходы составляют 7.12 трлн.


Это очень большой дефицит. За первое полугодие в России обычно всегда профицит, исключение - кризис 2009, тогда был дефицит в 720 млрд, сейчас будет в два раза больше.

Годовые темпы изменения доходов опускаются к нулю, расходы растут на 14-15% в год.


2 трлн всплеск годовых расходов в конце 2014 обеспечивается оборонкой, соц.расходами и экстренными мерами в декабре 2014 для спасения российских банков и компаний. Тогда на эти цели расходы составили почти 1.2 трлн руб.

Рост расходов федерального бюджета РФ за первые 5 месяцев 2015 полностью был обеспечен расходами на оборону (500 млрд) и соц.политику - индексация пенсий и пособий (315 млрд руб), плюс выросло обслуживание долга на 45 млрд руб.


Не считая экстренных стабилизирующих программ конца 2014, расходы на национальную экономику в номинальном выражении стагнируют, в реальном выражении (с учетом изменения цен) падают на 13-15%. Это же справедливо и для гос.инвестиций.
В таблице расходы федбюджета с января по конец мая указанного года


Кстати, вас не должны пугать столь ничтожные расходы на образование и медицину из фед.бюджета. Все финансирование образование и медицины идет из муниципальных и региональных бюджетов + через ОМС. В структуре общих расходов на образование фед.расходы жалкие 20-22%, а на медицину 18-21%. Федералы лишь на 100% финансируют только силовые структуры всех уровней и внешнеэкономическую деятельность.
Ситуация с бюджетом, конечно тяжелая. Что касается консолидированного бюджета, то не лучше.

Доходы 26.5 трлн руб за 12 месяцев (с мая 2014 по конец апреля 2015), а расходы почти 29 трлн, соответственно дефицит под 2.3 трлн. Ухудшение вновь произошло с декабря 2014.

Финансирование дефицита целиком и полностью происходит за счет внутренних резервов и ресурсов разного калибра. Так например, дефицит фед.бюджета за 12 месяцев 2023 млрд, из которых на внутреннем рынке было изъято 2315 млрд, а на внешнем погашено 293 млрд. Россия не то, что занимает на внешнем рынке, а даже гасит долг! Справедливости ради стоит отметить, что среди ТОП 25 стран по ВВП только Россия, Китая и Саудовская Аравия могут обходиться БЕЗ внешнего рынка капитала и полностью за счет внутренних ресурсов (+ ограничено Турция и Индонезия). Это редкое явление. США и Еврозона об этом не мечтают. Т.е. если их гипотетически отключить от внешнего рынка капитала, то они будут моментально уничтожены. В этом отношение положение России значительно более устойчивое.

Но с бюджетом дела плохи. Все это усугубляет несколько обстоятельств. Закрытый рынок внешнего капитала + высохший рынок внутреннего капитала на фоне нулевых темпов роста денежной массы + чрезвычайно жесткая и исключительно идиотская политика ЦБ РФ, направленная на подрыв устойчивости банков и реальной экономики + высокие ставки заимствования (преимущественно за счет политики ЦБ РФ).

сайт узнал, как правительство намерено поделить 615 млрд рублей из федерального бюджета на 85 субъектов РФ.

Большая разница

Раздать всем регионам по серьгам в 2017-м снова не получилось. Бюджетные деньги распределены крайне неравномерно. К примеру, дагестанские власти получат от правительства более 52 млрд руб., а Республика Коми – всего 295 млн. В 176 раз меньше!

Быть может, при дележе исходят из численности населения того или иного региона? Но, к примеру, на одного жителя Ярославской области из федерального бюджета выделяется 449 руб., а в Якутии – более 38 тыс. на нос. Выходит, якут кабмину милее ярославца почти в 85 раз?

Неравномерность в распределении дотаций между другими субъектами РФ старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков объясняет умением или, наоборот, неспособностью губернаторов договариваться с Москвой.

– Мне известно о случаях, когда представители региональных властей специально ездили в Минфин договариваться. И в итоге добивались даже принятия «под них» рассчитанной формулы распределения денег, – рассказал Жаворонков.

Порочность системы

Проблему экономист видит в том, что решения о выделении «грантов» регионам принимаются «под ковром». Отсутствие публичной дискуссии по этим вопросам и делает возможным в итоге подобный дисбаланс, который вызывает возмущение у парламентариев от обделенных регионов, невзирая на их политическую принадлежность.

Так, член Совета Федерации от Псковской области Александр Борисов (ЕР) назвал методику распределения денег в зависимости от нужды порочной.

– Получается, чем больше у тебя долгов, тем больше вероятность того, что ты получишь государственную дотацию, – заявил сенатор.

Депутат ГД Александр Козловский (ЕР) считает, что наступила пора пересмотреть бюджетные отношения между федеральным центром и субъектами. Он требует равноправия, и его можно понять: бедной Псковской области планируется пожертвовать всего 3,6 млрд руб., в то время как Камчатскому краю, где проживают на 300 тыс. человек меньше, – более 37 млрд.

Особый случай

В довершение ко всему кабмин выделил в элитную группу три российских субъекта: Чечню, Крым и Севастополь. Помимо трансфертов на общих основаниях, им решено перечислить дополнительные деньги на «сбалансированность бюджетов». Решение было принято после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров в довольно резкой форме раскритиковал предложение Минфина урезать траты на республику.

В итоге финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 44,4 млрд руб. – примерно на уровне текущего года.

Жаворонков думает, что в данном случае речь идет об ущемлении интересов одних регионов в пользу других, исходя из политической конъюнктуры.

– Можно говорить о «покупке» элиты Северного Кавказа.. – Что касается Крыма, то здесь стоит задача подтягивания его социально-экономического уровня до среднероссийских показателей.

Бедность и честность наказуемы

– Есть два основных вида финансирования регионов из центра: дотации и помощь в рамках госпрограмм. На дороги, к примеру, – объясняет гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Меньше дотаций обычно получают те субъекты, которые самостоятельно записали в местные бюджеты значительные расходы на социальные статьи. Получается, что излишняя честность наказуема: деньги федеральная власть дает как раз тем, кто говорит, что им на социалку не хватает.

Что касается участия в гос-программах, то и тут эксперт видит несуразность:

– Госфинансирование зависит от умения его добиваться – писать правильные программы, постоянно напоминать о себе в Минфине. И получается так, что средства достаются не тем, кто в них больше всего нуждается, а богатым регионам. Только они могут позволить себе держать в Москве специальный аппарат для выбивания денег.

Судя по всему, власти Республики Коми, Еврейской АО, Ярославской, Новгородской и Калининградской областей, которым в 2017-м будет выделено меньше всего денег, страдают из-за своей скромности.

В зоне риска

Консолидированные бюджеты всех субъектов в два раза меньше федерального, поэтому регионы в огромной степени зависят от помощи центра, в особенности дотационные, указывает Журавлев. Причем последних с каждым днем становится все больше. К примеру, еще совсем недавно Самарская область считалась регионом-донором, а сегодня уже перешла в категорию дотационных.

– Решение принято – регионам будут помогать меньше. Того счастья, которое было в 2009-м, не будет. Тогда помогали широкой лопатой, – полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. И предупреждает: из-за сокращения федеральных трансфертов в зоне риска оказываются регионы, где они составляют значительную долю.

Бюджетная система в России устроена так, что деньги из регионов стекаются в Москву, а потом возвращаются. Но не всегда тем, у кого забирались. При этом вопрос, на что они тратятся, практически никогда не задавался. Однако по мере углубления экономического кризиса и сокращения бюджетного пирога можно ожидать и роста напряженности вокруг его распределения.

Кстати

В федеральном бюджете 2017 года расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (обеспечение деятельности президента, правительства, губернаторов и других органов власти – 1,1 трлн руб.) вдвое превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение. В это же время траты казны на дошкольное образование сократятся в 2017 году на 47,7% по сравнению с 2016-м.

Расходы государства на здравоохранение и образование гораздо больше, чем думают россияне, а в сумме превышают даже расходы на военных и силовиков. Это следует из проведенного РБК исследования бюджетной системы

Утверждение Госдумой закона о федеральном бюджете 9 декабря не ставит точку в вопросе о распределении государственных средств в будущем году. Помимо федерального бюджета расходы на социальную политику, безопасность, медицину, образование и прочие направления бюджетной классификации предусмотрены в региональных и муниципальных бюджетах, а также во внебюджетных фондах. Все вместе это называется бюджетной системой, и только ее совокупный обзор может дать полное представление о государственном финансировании российской экономики.

Суммарные траты бюджетной системы на отдельные направления могут в разы отличаться от тех, что заложены в федеральном бюджете. Структура расходов по направлениям в бюджетах разных уровней существенно различается. Именно поэтому, например, довольно скромная в масштабах федерального бюджета доля расходов на образование (3,7% от всех расходных статей федерального бюджета на 2017 год) при рассмотрении в масштабах бюджетной системы возрастает до 10%.

В первой части исследования, посвященной доходам и расходам федерального бюджета в ретроспективе и перспективе, 9 декабря РБК писал, что федеральные расходы в реальном выражении сокращаются с 2015 года и продолжат сокращаться по крайней мере до 2019 года, а структура доходов под влиянием низких цен на нефть меняется в пользу внутренних налоговых поступлений. Во второй части своего исследования бюджетов текущего десятилетия РБК решил проанализировать пять основных направлений государственных расходов российской бюджетной системы, не ограничивающейся только федеральным бюджетом.

Пять взглядов на бюджетную систему России

Самая здоровая статья

Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.

Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы. Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, .

Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали» ) снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.

На воспитание и обучение

Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.

Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.

Экономисты ВШЭ , что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер. Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план. В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».

Силовикам затянут ремень

На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.

Расходы, которые нас охраняют

Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.). В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб. Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.

На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах. Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015-2016 годах. Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.

Слуги народа все скромнее

Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить. По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти. Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.

Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%. Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП. Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).

Потому в запланированное на 2018-2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Полины Звездиной

Подготовка к чемпионату мира по футболу, а также экспансия в зарубежное медиа-пространство, вывели на максимум расходы федерального бюджета на средства массовой информации. Общие затраты по данной статье составят, согласно закону о бюджете, около 83 млрд руб.

Это — многолетний рекорд. Основная часть из этих денег (68,7 млрд) пойдет на телевидение и радио.

Главный получатель субсидий - это телекомпания . В этом году из федерального бюджета она получит в общей сложности 24,6 млрд рублей, что на миллиард с лишним больше чем в 2017 году. В следующие два года «вторая кнопка» получит 21,1 и 21,4 млрд рублей соответственно.

Сокращение объемов финансирование связано с завершением в этом году мероприятий по организации тестового вещания региональных версий ВГТРК «в 1-м мультиплексе», и окончание перехода на производство программ в цифровом формате.

Еще два телеканала - и «Звезда» — даже в сумме не получат и четверти от того, что достанется ВГТРК. «Военное» телевидение будет получать 2-2,1 млрд в этом и 2019-2020 гг. А вот за ОТР можно порадоваться - после 1,5 миллиардов в текущем году, канал получит 3,1 и 2,8 млрд руб.

Вторым среди телевещателей по объему субсидий стала АНО «ТВ-Новости», которая делает RT. Хотя ему «лимиты» несколько урежут. В этом году субсидии составят 19,2 миллиардов, а затем объемы финансирования сократятся до 17,7 млрд руб. в год.

В тоже время материнская компания RT — «Россия сегодня» () будет равномерно получать по 6,8 миллиарда в 2018-2020 гг. получит намного меньше — 2,2, 1,9 и 1,9 млрд руб.

На поддержку печатных СМИ из федерального бюджета в этом году планируется потратить 3,5 млрд руб., в 2019-м - 3,9 млрд, в 2020-м - 4,1 млрд руб. Кто именно и сколько получит из этого пирога, не детализируется.

Стоит отметить, что общий объем средств, которые идут на финансирование СМИ составляет 0,1% ВВП и 0,5% от общего объема бюджетных расходов в этом году. В 2019-2020 гг доля сократится до 0,4%. Минфин планировал, что уже в этом году медиа-расходы сократятся, но в итоге этого не случилось - они выросли на 7,5% по отношению к прошлому году. В 2017 году рост составил 2,4%.

Одна из причин, по которой выросли расходы в этом году, это подготовка и проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. «На футбол» добавили 2,1 млрд руб, указывалось в пояснительной записке к проекту бюджета.

Еще около миллиарда допрасходов на два года выделено «Национальному спортивному телеканалу» на производство международного телевизионного сигнала и его трансляцию с XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме того в пояснительной записке содержится упоминание роста расходов на «международный информационный обмен». В 2018 году «в целях создания средств массовой информации: телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве» план был увеличен на 2,9 млрд руб. Еще 1,3 млрд дополнительных трат предусмотрено для «повышения эффективности деятельности по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации».

В материалах сообщается, что на подобные цели были выделены средства АНО «ТВ-Новости»: на создание «телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве».

Большая статья медиа-расходов - это субсидии , каналу «Карусель», и «Национальному спортивному телеканалу» на оплату предоставленных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» услуг по распространению и трансляции их программ в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек.

На эти цели в текущем году будет выделено почти 9 млрд руб. В следующую двухлетку расходы по этой статье снизятся до 7 и 7,3 миллиардов. Кроме того, РТС в этом году дополнительно получит 0,8 млрд на резервирование спутниковой доставки сигнала в цифровом формате и создание системы резервирования передающего оборудования.

Относительно небольшие, но существенные средства, выделены на финансирование создания контента в интернете. Субсидии организациям, «осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение» составят по 0,35 млрд в 2018-2020 гг.

Тот факт, что часть расходов, прежде всего связанных с проведением спортивных мероприятий, носит временный характер, и позволит сократить в целом расходы на финансирование СМИ. Необходимо также подчеркнуть, что одна из ключевых госпрограмм, по которой деньги идут в медиа-холдинги, — «Информационное общество» - рассчитана на 2011 — 2020 годы.

Соответственно, уже в этом году, при планировании бюджета на следующие три года, придется определять и новые параметры этой программы. Какими они будут зависеть от усилий лоббистов с одной стороны, и с способности Минфина им противостоять, с другой.