С какой целью была создана налоговая полиция. Причины и последствия упразднения фснп. Образовательные учреждения фснп россии

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со и Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" постановляю:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

г) установить, что до завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и передачи их функций органам внутренних дел Российской Федерации руководители и должностные лица упраздняемых Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и территориальных органов налоговой полиции продолжают осуществлять возложенные на них функции.

4. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 июня 2003 г. представить проект положения о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также предложения о его структуре;

б) определить источники финансирования расходов на содержание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальных органов, а также Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", предусматривающего финансирование указанных Государственного комитета, его территориальных органов и Федеральной службы;

в) осуществить меры по переводу в установленном порядке в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудников упраздняемых подразделений органов внутренних дел, в функции которых до завершения реорганизационных мероприятий входит противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

г) решить вопрос о преобразовании в установленном порядке Академии налоговой полиции Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации в образовательное учреждение Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) до 1 мая 2003 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона о внесении в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" изменений и дополнений, связанных с обеспечением финансирования Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его территориальных органов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проекты федеральных законов, связанных с созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с упразднением федеральных органов налоговой полиции;

проект федерального закона о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

Ж) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

з) решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

5. Руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации:

лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, - на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации;

лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и с иных видов государственной службы, - в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее именуется - Федеральная служба налоговой полиции) является федеральным органом исполнительной власти на правах государственного комитета Российской Федерации, осуществляющим руководство системой федеральных органов налоговой полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят:

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы налоговой полиции;

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации - местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

2. Федеральная служба налоговой полиции руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Федеральной службы налоговой полиции являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

4. Федеральная служба налоговой полиции в соответствии с возложенными на него задачами:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 09.12.1998 N 1467, вступают в силу с 1 января 1999 года.

организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, проводит в установленном порядке судебно - экономические и криминалистические экспертизы, получает и использует дактилоскопическую информацию;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.96 N 791, от 09.12.98 N 1467)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет приоритетные направления работы федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

осуществляет работу по защите находящихся при исполнении служебных обязанностей сотрудников государственных налоговых инспекций и личного состава федеральных органов налоговой полиции от противоправных посягательств;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность федеральных органов налоговой полиции, информирует высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и нарушений;

проводит работу по предупреждению, выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

принимает, регистрирует заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях, осуществляет в установленном законом порядке их проверку;

создает общереспубликанские справочно - информационные фонды, необходимые для деятельности федеральных органов налоговой полиции;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, осуществляет защиту прав, законных интересов, чести и достоинства сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

осуществляет централизованное обеспечение федеральных органов налоговой полиции специальной техникой, вооружением и другими материально - техническими и финансовыми ресурсами за счет республиканского бюджета Российской Федерации, контролирует их использование;

разрабатывает планы капитального строительства в системе федеральных органов налоговой полиции и принимает меры по их реализации;

осуществляет взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и зарубежных стран, участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке проектов международных договоров и соглашений по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов налоговой полиции, и организует их выполнение;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников, а также работников федеральных органов налоговой полиции, не имеющих специальных званий, их медицинского, санаторно - курортного и иного социально - бытового обеспечения;

планирует и осуществляет мобилизационную подготовку в федеральных органах налоговой полиции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.95 N 1243)

организует и осуществляет шифровальные работы в федеральных органах налоговой полиции и обеспечивает защиту информации в системах и средствах информатизации и связи.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

5. Федеральная служба налоговой полиции возглавляет директор (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Директор Федеральной службы налоговой полиции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральные органы налоговой полиции задач и обязанностей;

организует работу Федеральной службы, его коллегии и осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях Федеральной службы налоговой полиции и определяет функциональные обязанности их руководителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально - техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначает на должность и освобождает от должности руководителей, сотрудников и работников, не имеющих специальных званий, центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции и его структурных подразделений, за исключением лиц, иной порядок назначения на должность и освобождения от должности которых установлен Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда перечень должностей, штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции, его структурных подразделений, а также примерную структуру и штатную численность нижестоящих органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении заместителей директора Федеральной службы налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава;

принимает в необходимых случаях в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации решения о зачете выслуги лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции;

присваивает первое специальное звание среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, а также специальные звания до полковника налоговой полиции включительно;

устанавливает в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Российской Федерации, размер средств на содержание территориальных и местных органов налоговой полиции, фонд оплаты труда и количество служебных легковых автомобилей;

Вот уже десять лет прошло с приказа Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России. А профессиональный праздник - День налоговой полиции 18 марта в календаре остался.
Предлагаю по этому поводу вспомнить историю создания одной из недолго просуществовших спецслужб новой России.

18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

В 1993 году принят Закон "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.

Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. - 21500 единиц; на 1 января 1995 г. - 43800 единиц. Директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Установлена штатная численность центрального аппарата Департамента налоговой полиции Российской Федерации 500 единиц (без учета персонала по обслуживанию зданий). Утверждена структурная схема Департамента налоговой полиции РФ.

В декабре 1995 года ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Тогда же самому молодому правоохранительному ведомству страны было предоставлено право создать свой следственный аппарат.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 года ФСНП разрешено иметь восемь заместителей директора, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 17 человек.

22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась первая в ее истории кадровая чистка - замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.

12 мая 1999 г. Указом Президента РФ было установлено, что ФСНП имеет 7 заместителей директора, в т.ч. двух первых, статс-секретаря-заместителя и заместителя-начальника УФСН по Москве.

25 сентября 1999 г. было утверждено новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.

2 января 2000 года и.о. Президента РФ В. В. Путин подписал указ "О внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс", согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.

18 марта - День налоговой полиции. Установлен Указом и.о.Президента РФ В.В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.

В ФСНП была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений. Издавалась газета «Налоговая полиция». На телевидении режиссёром Апасяном был создан сериал о налоговой полиции «Маросейка, 12». Выходили книги детективного жанра о налоговой полиции;среди них книги сотрудника ведомства писателя Николая Иванова (дилогия «Департамент налоговой полиции» и другие).

Налоговая полиция стала единственным правоохранительным органом, который возмещал расходы на свое содержание, а главное – возвращал в государственную казну огромные суммы неуплаченных налогов. Например, в 2001 г. сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 млрд. рублей. Всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

1 июля 2003 года, указом президента Российской федерации N306 от 11 марта 2003 года, Федеральная служба налоговой полиции упразднена.
Большинство функций ФСНП и 16 тыс. штатных работников переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений, созданному в структуре МВД РФ.
Основная материальная база и 49 тыс. сотрудников были переданы в Госнаркоконтроль.

Введение

Взимание налогов – это древнейшая функция и одно из основных условий существования государства и развития общества. На пути к рыночной экономике в России налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.

Исторически реформирование экономики в нашей стране сложилось так, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без государственного регулирования и соответствующего правового обеспечения. Однако отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов и частное несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, приводят к тому, что многие налогоплательщики находят пути уклонения от уплаты налогов путем непредставления бухгалтерской, налоговой отчетности в Государственную налоговую инспекцию или путем использования фальшивых реквизитов и печатей и другими способами. А умышленные действия, наносящие крупный ущерб экономическим интересам государства являются уголовно наказуемыми. Выявлением и раскрытием экономических преступлений в сфере налоговых отношений занималась до июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России.

В настоящей работе, проанализирован указ президента В.В. Путина №306 от 11 марта 2003 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации", которым была ликвидирована ФСНП России, а её функции переданы в МВД. Поэтому представляется интересным более подробно остановиться на исследовании данной темы. Рассмотрены и изучены причины данного решения, его возможные последствия, плюсы и минусы.

Актуальностью этой темы в настоящее время является целесообразность и оправданность упразднения налоговой полиции как самостоятельного правоохранительного органа. Ведь в других странах не было такой практики, чтобы ведомство по пресечению налоговых преступлений было передано в Министерство внутренних дел. В США, Германии, Италии, Японии есть аналоги нашей налоговой полиции, которые работают даже более жёстко, чем российская служба.

История создания налоговой полиции

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества.

Изменение экономического курса страны от государственной планово хозяйственной экономики, к свободной экономической деятельности и разгосударствлению хозяйствующих субъектов породило новые экономические отношения, новые формы собственности новые права и обязанности юридических и физических лиц. Появление последних неизбежно влечет за собой появление новых видов общественно - опасных деяний в сфере экономики. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Законом от 21 марта 1991г - была создана Государственная налоговая служба1 как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в федеральный и местный бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и входящих в нее субъектов федерации.

Уже на начальном этане ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть сокрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. Для борьбы с противоправными, в том числе преступными, посягательствами на налоговую систему России с 1992 г. стали создаваться специализированные правоохранительные органы. Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований. Главное управление налоговых расследований и подразделения налоговых расследований на местах дублировали гражданско-правовые функции налоговой службы, в состав которой они входили. Реализация налоговой системы столкнулась с мощным скрытым и открытым, в том числе преступным, противодействием корыстно заинтересованных лиц. Правонарушения и преступления к сфере налогового законодательства приобрели в России изощрённый и массовый характер, в результате чего в бюджет ежегодно не поступали миллиарды укрытой от налогов рублей.

Практика показала, что нахождение Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований в системе Государственной налоговой службы РФ и налоговых инспекций не обеспечивало эффективности процессов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения налоговых преступлений.

Малоэффективная деятельность Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований поставила на повестку дня вопрос о создании

Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 №15 ст. 4

самостоятельных структур, специализирующихся на выполнении гражданско-правовых,

административно-правовых, оперативно-розыскных, процессуальных и профилактических функций по борьбе с противоправными (в том числе преступными) нарушениями налогового законодательства.

24 июня 1993 г. был принят Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции"" реорганизовавший органы налоговых расследований в федеральные органы налоговой полиции, которые стали правопреемниками Главного управления налоговых расследований. В соответствии с этим Законом федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (в приложении на схеме №1 схематично показана структура ФСНП).

Вступивший в силу 27 декабря 1995 г Закон РФ "О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" закрепил за органами налоговой полиции полномочия проведения предварительного следствия, что придало им более стройную систему, расширив как их права, так и обязанности, и был направлен на кардинальное изменение ситуации по борьбе с налоговой преступностью.

Причины упразднения налоговой полиции

11 марта 2003 года президент России Владимир Путин реформировал правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). "Материально-техническая база и штатная численность" ФСНП, согласно указу президента, передается в Госкомитет по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передаются в МВД России. Руководители упраздненных ведомств, в свою очередь, получили новые назначения. На схеме №2 показана нынешняя расстановка силовых структур. Наиболее вероятной причиной упразднения ФСНП стала потребность государства в объединении правоохранительных органов в сфере выявления экономических преступлений в одно ведомство, а также с целью предотвращения дублирования функций с Министерством по налогам и сборам (МНС) и МВД. Ведь в ФСНП присутствовал фактически двойной статус. Дело в том, что ФСНП наряду с выявлением и расследованием налоговых преступлений, выполняла в определённой степени функции налоговых инспекций по контролю за сбором налогов в бюджет. Кроме того, согласно закону, имела право расследовать экономические преступления по 26 статьям Уголовного кодекса РФ, которые, прежде всего, относились к компетенции МВД.

в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

система государственных правоохранительных органов, созданных в 1993 с целью обеспечения экономической безопасности страны в сфере поступления доходов от налогов и сборов. Н.п. прежде всего призвана выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, посягающие на налоговую систему РФ. Для этого она использует в числе прочих и негласные формы деятельности, присущие оперативно-розыскным службам. Именно в этом ее коренное отличие от налоговых органов - Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. От других правоохранительных органов Н.п. отличает узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. Н.п. решает также задачи обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов и выявления, предупреждения и пресечения коррупции в указанных органах. Н.п. создана на основе Главного управления налоговых расследований, образованного в соответствии с Указом Президента РФ от 18 марта 1992 при Госналогслужбе России. В качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Н.п. существует с 14 июня 1993 под названием Департамент налоговой полиции РФ. Федеральным законом 1995 он переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ (ФСНП России). Сотрудникам Н.п. запрещено работать по совместительству в других организациях, а также заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической деятельности. Важнейшим нормативным правовым актом, определяющим правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру органов Н.п., является Закон РФ от 24 июня 1993 «О федеральных органах налоговой полиции». Правовое положение органов Н.п. регламентируется также НК РФ. Как правоохранительный орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, Н.п. руководствуется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995. Н.п. частично наделена полномочиями налоговых органов и агентов валютного контроля. При реализации этих полномочий ее деятельность регламентируется нормативными актами, закрепляющими права и обязанности соответствующих органов. При выполнении своих задач Н.п. становится участником правоотношений в сфере уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, административного права. В таких случаях органы Н.п. руководствуются положениями соответствующих кодексов. Кроме того, органы Н.п. должны реа- лизовывать нормы правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Порядок прохождения службы в органах Н.п. определен Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ в 1993. Н.п. не наделена правом издавать общеобязательные нормативные правовые акты. Правовые акты Н.п. распространяют свое действие только на ее сотрудников. Система органов Н.п. строится на основе принципа централизации и единоначалия и соответствует национально- государственному и административно- территориальному устройству РФ. Эта система имеет три уровня: 1. Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Возглавляется Директором, назначаемым на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В ФСНП России имеется также совещательный орган - коллегия, порядок работы и персональный состав которой определяются Директором и утверждаются Правительством РФ. Структура ФСНП России - наличие в ее составе различных подразделений - определяется характером выполняемых ею функций, различными направлениями деятельности (оперативная работа, обеспечение физической безопасности сотрудников, проведение предварительного следствия по уголовным делам, юридическое обеспечение деятельности и др.). 2. Органы Н.п. республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - территориальные органы Н.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от нее Директором ФСНП России. В этих органах также создаются коллегии. Структура органов Н.п. субъектов РФ соответствует структуре центрального аппарата Федеральной службы. 3. Органы Н.п. районов и городов, межрайонные отделы - местные органы Н.п. Они возглавляются начальниками, которые назначаются руководителями соответствующих территориальных органов. Местные органы Н.п. также состоят из подразделений, выполняющих отдельные функции или их группы, в рамках возложенных на Н.п. задач. Федеральные органы Н.п. составляют единую централизованную систему и не входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления. Как правоохранительный орган, Н.п. наделена полномочиями, во многом схожими с правами милиции, например: проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении; составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам Н.п., осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов Н.п., проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы; осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов Н.п.; хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом «О милиции». Вместе с тем органы Н.п. обладают правами, присущими исключительно им: беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; в соответствии с компетенцией федеральных органов Н.п. выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями об устранении нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований; вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов Н.п.; осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно; выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. Кроме того, органы Н.п. обладают правом проведения проверок налогоплательщиков, при осуществлении которых сотрудники Н.п. пользуются правами налоговых органов и агентов валютного контроля. При выявлении по результатам таких проверок правонарушений, не содержащих признаков состава преступления, материалы проверки передаются в налоговые органы, а при выявлении нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле - в органы валютного контроля. При обнаружении признаков состава преступления, отнесенного к компетенции Н.п., по материалам проверки возбуждается уголовное дело и проводится расследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. При этом к компетенции Н.п. отнесено проведение предварительного следствия по уголовным делам как об уклонении от уплаты налогов, так и по делам об иных видах преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против интересов службы в коммерческих организациях, против общественного порядка и общественной безопасности, против государственной власти, против порядка управления. К таким «смежным» составам преступлений относятся, например, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, злоупотребление полномочиями, организация преступного сообщества, получение и дача взятки, служебный подлог и др. Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 1999 органы Н.п. уполномочены контролировать соблюдение законодательства в области производства и оборота указанной продукции, а также применять административные взыскания к нарушителям этого законодательства. Контроль и надзор за деятельностью органов Н.п. в пределах своей компетенции осуществляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а также органы судебной власти. ВА. Мизияин