Проект по ндс в году. Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

НДС в 2018 году рассчитывается иначе, чем в предыдущие годы - добавилось сразу несколько категорий плательщиков, изменились правила для подтверждения нулевой ставки при экспорте, внесены правки в перечень медицинских товаров, облагаемых по ставке 10%.

Налоговые агенты по НДС

С 1.01.2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС.

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС исчисляется налоговыми агентами — покупателями этих товаров. Исключение составляют физ. лица, не являющиеся ИП.

Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

Электронные услуги

В настоящий момент при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физическое лицо.

Если контрагентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, они выступают налоговым агентом и при перечислении платы по договору иностранному лицу удерживают НДС.

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Национальная платежная система

Закон не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе «О национальной платежной системе».

Субсидии

С 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций.

Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал.

Кроме того, уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.

Нулевая ставка НДС

Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта.

При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.

Ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено.

Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.

ВВЕЛИ НОВЫЙ РАСЧЕТ НДС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ПРОДАВЦОМ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).

РАСШИРИЛИ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО СТАВКЕ 0%

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

ВВЕЛИ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ЭКСПОРТЕ

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС может получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Экспортный контракт

По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС только один раз.

Если в последующем он также понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Подтверждение нулевой ставки для российских компаний

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики, в таком случае, требовали уплаты НДС в обычном порядке – как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы в этом случае для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

УТОЧНЕН ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС

С 1 октября 2018 года снижен минимальный порог уплаченных компаний налогов для использования заявительного порядка возмещения НДС. Снижение произошло с 7 до 2 млрд. руб.

Также снижена минимальная сумма уплаченных компанией налогов для освобождения от уплаты акциза при реэкспорте без представления банковской гарантии. Снижение произошло с 10 до 2 млрд руб. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Нулевой НДС для почтовых отправлений за границу

Важная поправка, касающаяся возможности применения нулевой ставки для почтовых отправлений за границу, будет актуальна в первую очередь для интернет-магазинов, которые продают свой товар иностранным покупателям. Такие продавцы имеют право на нулевую ставку НДС, однако также обязаны ее подтвердить. В редакции НК РФ, действующей на настоящий момент, нет четкого списка документов, которые продавец должен собрать в данной ситуации. Как итог, большинство плательщиков НДС все также выделяют налог в подобных сделках по стандартной 18% ставке. Изменения призваны этот вопрос решить.

Подтвердить нулевую ставку по почтовым отправлениям можно будет с помощью установленного перечня документов: платежек, декларации по форме CN 23 или таможенной декларации (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Новое правило пяти процентов

В настоящее время пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса предписывает вести раздельный учет входящего НДС по приобретению товаров, работ или услуг, которые используются в облагаемой и не облагаемой данным налогом деятельности. В то же время налогоплательщик вправе не соблюдать это правило, то есть не вести раздельный учет операций, если доля затрат, направленных на не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, не превышает 5% от общей суммы расходов. К вычету просто принимается весь НДС, выставленный поставщиками.

С введением в действие новых поправок ситуация с таким водящим НДС с 2018 изменится. Право на вычет всей суммы входящего НДС при соблюдении 5-процентного ограничения сохранится, однако вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций все же придется.

НДС в чеке

Еще одно изменение в НДС с 2018 года следует из новой редакции пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами. Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере пока.

Поправка о Tax Free

В действие вводится новая статья 169.1 НК РФ. Она устанавливает порядок возврата налога для граждан стран, не относящихся к таможенному союзу ЕАЭС.

Так, претендовать на возврат НДС смогут те туристы, которые в течение одного календарного дня приобрели на территории РФ товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога. Вернуть налог в таком случае можно будет через специального оператора в аэропорту – безналом или наличными деньгами.

Продавцы же, которые участвуют в данной схеме, при выполнении ряда условий смогут принимать к вычету НДС, который был возвращен иностранцам. Правом на вычет в подобной ситуации можно воспользоваться в течение одного года с момента, когда иностранному покупателю был компенсирован налог.

Другие изменения

Уточнён порядок определения налоговой базы по НДС при получении налогоплательщиком предоплаты в счёт предстоящей передачи имущественных прав. Например, при передаче прав на жилые дома, гаражи и машино-места. Налоговая база будет определяться как разница между суммой аванса и суммой расходов на приобретение указанных прав. Сумму расходов нужно будет определять пропорционально доле предоплаты. При передаче имущественных прав НДС, уплаченный с предоплаты, можно будет принять к вычету.

Переходный период

Чтобы изменение ставки НДС на 20 % с 2019 года не вызвало проблем, стоит заранее оценить какие правки нужно внести в договоры, какие суммы указывать в счетах-фактурах и какие моменты сделок согласовать с контрагентами.

Главное изменение налогового законодательства, затронувшее НДС, - повышение основной ставки на 2%. То есть с 01.01.2019 года действует ставка 20% вместо действовавшей в 2018 году ставки 18%. Соответственно изменилась и расчетная ставка, исходя из которой рассчитывается сумма налога при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров, или применяемая налоговыми агентами. Теперь она составляет 16,67 % (вместо 15,25%) или 20/120 (вместо 18/118). Ставку НДС 10% законодатели оставили без изменений.

Рассмотрим вступившие в силу в 2019 году поправки в законодательство, регулирующее НДС, с помощью небольшой таблицы:

Что изменилось с 2019 года

Пояснение

Покупатели иностранных электронных интернет услуг, которые в 2018 году признавались агентами по НДС, с 01.01.2019 утратили данный статус.

Начиная с 2019 года российским фирмам и предпринимателям не нужно удерживать и перечислять в бюджет НДС при покупке услуг у иностранных компаний.

Важно! В случае удержания и перечисления НДС по правилам 2018 года, заявить налог к вычету нельзя.

Организации и ИП на ЕСХН стали плательщиками НДС

По операциям, совершенным начиная с 2019 года, спецрежимники могут получать вычеты, а вот "входной" НДС они не вправе учесть в расходах.

На 2019 год можно получить освобождение от НДС в следующих случаях:

Начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;

ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн руб.

Чтобы применять освобождение с начала 2019 года, нужно подать уведомление в ФНС по месту учета не позднее 21 января (с учетом переноса).

Продажа макулатуры облагается НДС

Льготу по гарантийному ремонту можно не применять

Больше компаний получили право возместить НДС в заявительном порядке

Чтобы получить возмещение в ускоренном порядке, сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за 3 прошлых года снизилась до 2 млрд руб., а не 7 млрд.руб. (как это было в 2018 году).

Смягчили и требования к поручителям: минимальный размер уплаченных налогов сократили с 7 млрд до 2 млрд руб., обязательства по поручительствам могут составлять не 20%, а 50% от стоимости чистых активов.

Не нужно восстанавливать НДС при получении средств из бюджета

Скорректирован перечень товаров с 10% ставкой

Что изменилось читайте в этом материале

Утвержден новый формат для пояснений по НДС

ФНС России обновила формат ответа на требование представить пояснения к налоговой декларации по НДС. В частности, учтены новые коды видов операций в книгах покупок и продаж. Новшество действует с 25.01.2019 года.

С 01.07.2019 года должны заработать новые правила предоставления льготы по услугам в аэропортах.
Льгота по НДС будет применяться только к услугам по аэронавигационному обслуживанию полетов. По остальным услугам, которые выведут из-под действия освобождения, надо будет платить НДС по ставке:

  • 0% - если фирма оказывает услуги в международных аэропортах России при международных воздушных перевозках. Перечень этих услуг должно утвердить Правительство;
  • 20% - по иным услугам.

Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2020 года?

Как мы уже отметили выше, ставка НДС была увеличена с 01.01.2019 года на 2%. В планах чиновников вопросов о повышении ставки в 2020 году нет.

Многих россиян беспокоил вопрос о повышении НДФЛ до 15% в 2019-2020 годах. Однако, Минфин опроверг это утверждение в своем письме от 07.05.2018 №03-04-05/30463, указав на то, что основными направлениями политики увеличение НДФЛ не планируется, и разработка соответствующего законопроекта не осуществляется.

Итоги

С 2019 года вступило в силу много поправок в гл. 21 НК РФ, основные из которых мы рассмотрели в данной статье. С 1 января 2019 года хозсубъекты на ЕСХН утратили право освобождения от налогообложения НДС, а также повысилась основная ставка НДС до 20%.

Узнать больше о законодательном регулировании НДС вы можете в статьях:

Представляем для вас обзор изменений по НДС с 1 октября 2018 года. Что именно изменилось по НДС? Как теперь выставлять счета-фактуры? Расскажем о новых правилах работы с НДС и приведем примеры.

№ 1: Ввели новый расчет НДС при получении предоплаты продавцом имущественного права

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).

Итак, с 1 октября 2018 года компании, которые передают имущественные права, указанные в пунктах 1-4 статьи 155 НК РФ, применяют новый порядок расчета НДС с авансов. Речь идет про имущественные права:

  • при уступке и переуступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ, услуг;
  • при передаче имущественных прав на жилье, гаражи или машино-мест;
  • при переуступке денежного требования, приобретенного у третьего лица (кроме тех, что вытекают из договоров денежного займа или кредита).

Если компания получила аванс в счет передачи имущественных прав, то с 1 октября 2018 года НДС требуется рассчитать с разницы между предоплатой и размером денежного требования, права на которое она уступает, или расходами на его покупку (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример:

Размер имущественого права составляет 5000 руб. Организация передает его другой организации по стоимости 4800 руб. Аванс, поступивший в 2018 году в счет передачи имущественного права, - 4800 руб. НДС с аванса равен 0 руб. ((4800 ₽ – 5000 ₽) × 18/118).

Читайте также Когда физлицо может стать плательщиком НДС

Частичный аванс

При расчете НДС с 1 октября 2018 года требуется определить долю аванса в стоимости, по которой компания передает имущественные права. Допустим расходы на покупку имущественного права - 180 руб. Компания передает имущественное право по стоимости 200 руб. Сумма аванса - 50 руб. Доля аванса в стоимости передаваемого имущественного права составит 0,25 (50 ₽: 200 ₽). НДС с предоплаты равен 0,76 руб. ((50 ₽ – (180 ₽ × 0,25)) × 18/118.

№ 2: Расширили перечень операций, облагаемых по ставке 0 процентов

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

№ 3: Ввели новые правила при экспорте

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС можетт получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Правда ли, что НДС в России уже повышен до 20%, какие последствия повлечет такое решение законодателя.

Главной новостью налоговых нововведений является увеличение НДС в 2018 году – базовая ставка будет установлена в размере 20%. Однако, это новшество вступит в силу только с начала будущего года, если законопроект пройдет все стадии утверждения через Государственную думу РФ, Совет Федераций РФ и Президента РФ. О том, чего ждать от решения властей, и какие изменения уже обязаны учитывать плательщики НДС, расскажем в этой статье.

Несмотря на регулярное изменение налогового законодательства, базовые правила расчета и оплаты НДС долгое время оставались неизменными. Главные новости 2018 года, связанные с НДС, пришлись на июнь, когда Правительство РФ приступило к реализации указов Президента о привлечении дополнительных средств в бюджет. Одним из законопроектов, разработанных властями, стало повышение НДС в 2018 году. Вступление в силу этой поправки возможно только при соблюдении следующих условий:

  • утверждение законопроекта в Государственной думе РФ – на данный момент прошло только первое чтение, на котором депутаты одобрили изменение ставки НДС в 2018 году;
  • после прохождения трех чтений в ГД РФ, закон будет направлен для одобрения в Совет Федерации РФ;
  • если законодатели оставят в силе первоначальные положения проекта, последнее слово останется за Президентом РФ – только после подписания им закона в окончательной редакции поправки приобретут юридическую силу.

Обратите внимание!

Поднятие НДС в 2018 году не означает, что новые базовые ставки сразу вступят в силу. Изменения в законодательстве, связанные с повышением налога, будут действовать только со следующего календарного года, т.е. с января 2019 года.

Иных кардинальных изменений в правилах работы с НДС в 2018 году закон не предусматривает. Однако ряд нововведений вступил в силу с начала года и существенно повлиял на исполнение налоговых обязательств отечественными и иностранными компаниями. Выделим наиболее важные новшества, с которыми столкнулись предприятия в 2018 году:

  • расширен перечень плательщиков НДС – например, в этот список включены компании, чья деятельность связана со сбытом цветных и черных металлов, а также приобретатели этой продукции;
  • отдельные категории лиц получили освобождение от налога, например, посредники при денежных переводах внутри страны;
  • отдельные виды операций были освобождены от начисления НДС – лизинговые сделки с отдельными видами медоборудования и техники, работы и услуги по обновлению госрезерва, передача имущественных активов в пределах свободных экономических зон и т.д.

Незначительно изменился и порядок льготного налогообложения. Для внутренних авиаперевозчиков была продлена сниженная ставка в 10%, а для полетов в Калининград применяется нулевое обложение НДС. Ставка 0% расширена на отдельные операции, связанные с реэкспортом продукции, прошедшей таможенное декларирование.

Новые правила по НДС в 2018 году касаются порядка уплаты налога и представления отчетности в налоговую службу:

  • декларацию и сопроводительные документы можно направить только в электронном виде. Нарушение этого правила повлечет назначение штрафных санкций;
  • сумма начисленного НДС теперь перечисляется напрямую в бюджет, что существенно облегчает контроль за операциями для фискальных органов;
  • для компаний, у которых только отдельные операции облагаются налогом, введена обязанность раздельного учета – это правило действует даже в случае, если объем необлагаемых операций незначителен.

Размер НДС на 2018 год не менялся и останется прежним до завершения календарного периода. Базовой ставкой является 18%, а для социально значимых товаров и услуг она понижена до 10%. Для ряда внешнеэкономических сделок, связанных с перемещением товаров через границу, применяется нулевая ставка.

Внести изменения в размеры налоговых ставок можно в любой момент, однако вступят в силу они только с начала следующего календарного года. Это касается и запланированного повышения ставки НДС в 2018 году.

Если изменения нормативных актов влекут улучшение условий налогообложения, законодатель может ввести их в действие, не дожидаясь следующего календарного года. Однако для НДС такое правило практически не применимо, так как налог является одним из основных источников пополнения бюджета.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Хотя ставка НДС в 2018 году осталась на прежнем уровне, предстоящее повышение налога уже связано с инфляционными ожиданиями. НДС является ценообразующим фактором, так как закладывается в стоимость продукции, работ или услуг. Даже незначительное увеличение процентной ставки влечет следующие последствия:

  • увеличение оптовых и розничных цен на все виды продукции, так как конечный потребитель получает товар после совершения цепочек сделки, где каждый участник вынужден увеличивать стоимость;
  • увеличение поступлений в бюджет – согласно заключению Минфина РФ, подготовленному одновременно с законопроектом, только в 2019 году бюджет дополнительно получит более 600 млрд руб.;
  • при сохранении вычетов и льготных ставок на прежнем уровне повышение НДС приведет к увеличению сумм возмещения из бюджета, особенно для участников внешнеэкономических сделок;
  • Правительство РФ анонсировало сокращение или полную отмену большинства инвестиционных проектов – их действие будет возобновлено только после оценки всех последствий от увеличения ставки налога.

Даже новости об утверждении законопроекта по НДС с 1 июля 2018 существенно повысили инфляционные ожидания граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Прогнозные показатели Минфина РФ на вторую половину года предусматривают резкое увеличение спроса на товары длительного использования, что автоматически влечет к повышению инфляции.

Государство планирует направить дополнительные поступления от НДС по следующим направлениям:

  • реализация социальных проектов – медицина, здравоохранение, образование и т.д. (дополнительным стимулом будет продление ставки 10% на социально значимые товары и услуги);
  • модернизация транспортной инфраструктуры – ремонт и строительство дорог, аэропортов, иных объектов;
  • повышение эффективности свободных экономических зон – для предприятий в СЭЗ сохраняется упрощенный или льготный порядок налогообложения и отчетности.

Пока ставка НДС на 2018 год сохранила прежние показатели, компании имеют возможность работать по длящимся сделкам. Это позволит отнести часть расходов на налогообложение в отчетность 2018 года, т.е. с применением старого порядка исчисления.

Новый порядок уплаты НДС в 2018 году

Поскольку изменения НДС на 2018 год носят незначительный характер, выделим общие правила исполнения налоговых обязательств. Платить НДС в России в 2018 году должны субъекты, отвечающие следующим требованиям:

  • компания должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ;
  • платить НДС обязаны отечественные и иностранные субъекты предпринимательства, работающие по общему режиму налогообложения (ОСНО);
  • предметом налогообложения являются результаты предпринимательских сделок – поставка продукции, внешнеэкономические контракты, реализация услуг и т.д.

Обратите внимание!

Если сделка совершена не в рамках предпринимательской деятельности, обязанность платить НДС отсутствует. К таким сделкам относится приобретение имущества для личных нужд отдельных сотрудников компании.

Оплата налога НДС в 2018 году происходит на основании деклараций. Эта отчетность представляется в ИФНС по следующим правилам:

  • закон предусматривает квартальную форму подачи отчетности, а по завершении календарного года сдается итоговая декларация;
  • регламентированный срок сдачи декларационных бланков предусмотрен НК РФ – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • даже если у компании отсутствовали операции по сделкам с применением НДС, они обязаны сдавать нулевую отчетность (в отдельных случаях допускается сдача единой упрощенной формы по всем видам налогов).

Подавая декларацию, плательщик сам рассчитывает сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет, а также определяет суммы к зачету или возврату налога. Решение о принятии отчетности, а также о возмещении НДС, принимается по итогам камеральной проверки в ИФНС. За нарушение сроков или порядка представления отчетности, а также правил расчета налога грозит ответственность в виде штрафных санкций.

При заполнении отчетных бланков и форм используются документы по сделкам, сведения бухучета, счета и журналы их учета, книги покупок/продаж и т.д. Для подтверждения обоснованности представленных сведений ИФНС может проводить встречные проверки в отношении контрагентов. Во время проверки отчетности компания может представлять свои пояснения или возражения, а также оспаривать ее итоги.

Особенность НДС заключается в возможности вернуть часть налога или зачесть их в счет будущих платежей. Такое право возникает, если компания подтвердит разницу между «входящим» и «исходящим» налогом. Разница может возникать при предоставлении вычетов отдельным категориям лиц, а также при использовании сниженных ставок (например, для многих внешнеэкономических сделок используется ставка 0%).

Получить возмещение НДС в виде возврата можно только после уплаты налога в бюджет. Для этого компания подает заявление по итогам положительного прохождения камеральной проверки.

Чтобы получить возврат по налогу, нужно подтвердить реальность сделки, отразить сведения в бухгалтерской и налоговой отчетности обоих контрагентов. Если у компании существует задолженность по НДС, вся сумма возмещения будет направлена на погашение недоимки и штрафных санкций. Остаток будет перечислен на счет предприятия либо направлен на зачет иных налоговых обязательств.

Резюме

Какой НДС в России в 2018 году? Изменение ставок на законодательном уровне не утверждено, однако законопроект о повышении базового размера налога до 20% находится на рассмотрении в законодательных органах. Нововведение вступит в силу только с января 2019 года, после официального обнародования закона. Текущие новшества касаются изменений в составе плательщиков, перечне льгот и исключении отдельных операций из налогообложения.

Комментарии

Добрый день!

Вопрос по аукциону, проводимому по 44фз. Выиграли аукцион на поставку стройматериалов, Заказчик МУП, Мы Поставщики на УСН. В аукционной документации в проекте контракта цена указана с НДС. При заключении контракта Заказчик отказывается убирать НДС. Мы со своей стороны написали протокол разногласий с просьбой убрать НДС со ссылкой на постановление АС Московского округа от 28.04.2016 № Ф05-4344/2016 и на постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 № Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 № 304-ЭС15-3471)), где говорится о том,что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС. На что Заказчик ответил отказом ссылаясь на "Правовая позиция отражена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 306-КГ15-7929 по делу № А65-16826/2014, от 25 августа 2016 г. N 310-КГ16-10142 по делу № А14-14925/2015, от 13.10.2016г. № 308-КГ16/12777 по делу № А53-24050/2015. Руководствуясь указанной судебной практикой аналогичные выводы делают и нижестоящие суды: постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 г. по делу № А32-32818/2015, от 27.04.2017 года по делу № А53-24878/2016, от 09.06.2016 по делу № А53-24060/2015 ; Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2016г. по делу № А34-6052/2015, от 06.02.2018 по делу № А50-13695/2017, от 13.02.2018 по делу № А50-14948/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2017 по делу № А10-542/2017 и др". В итоге Заказчик сказал, что оснований для внесения изменения о НДС в контракт не имеется. Кто же прав? Имеем ли мы право заключиться по этой же цене но без НДС?

  • 26 АбаканскиеЭС отмена НДС.doc
  • ответ на протокол разногласий.doc

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом, в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е., исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е., если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты, порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя-плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но, если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС и не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.). Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И, не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все...С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».