Представительские расходы 4 от фот. Нормирование представительских расходов. Упрощенная система налогообложения

Для того чтобы правильно вести учет затрат на обслуживание автотранспорта, в том числе следить за расходованием горюче-смазочных материалов, нужны нормативы. Именно для этого и предназначены Методические рекомендации, в которых приведены и смазочных материалов, утвержденные распоряжением Минтранса в 2008 году, и порядок их применения.

Версия актуальная для 2016 года утверждена в 2015 году.

Для кого они предназначены

Документ разрабатывался не только для автотранспортных предприятий, которые работают в сфере управления и контроля, но и для учреждений и организаций всех видов и даже для предпринимателей.

Предполагалось, что кроме вычисления нормативного расхода ГСМ и расчета предполагаемых затрат на транспорт, с его помощью будут вести статистическую отчетность, считать себестоимость, использовать для расчета налога на прибыль.

Общие положения

Что изменилось

С 2008 года автомобильный парк обновился и изменилась позиция Минфина по поводу обязательного применения норм для всех без исключения видов организаций.

В 2012 году проводилась экспертиза документа, и выяснилось, что ему необходима доработка, поэтому в 2014 и 2015 годах и были внесены изменения в утвержденные нормы расхода топлива Минтранс.

В документ вошли новые пункты (7.1.1 и 7.2.1) с базовыми нормами расхода ГСМ примерно для 900 новых моделей автомобилей, запущенных в производство после 2008 года. До принятия этих поправок для расчетов для этих автомобилей приходилось использовать рекомендации производителя. После принятия изменений необходимо привести учет расходования ГСМ по этим автомобилей в соответствии с ними.

Ожидалось, что в новой редакции будет прописан рекомендательный (но не обязательный) характер применения норм расхода топлива при учете затрат в целях налогообложения. Пока эти изменения в итоговый документ не вошли.

Автомобили общего назначения

В начале II главы описаны виды норм расхода: базовая, транспортная, эксплуатационная. При определении базовой нормы разработчики этого документа учитывали не только конструкцию, но и множество других факторов: к какому типу относится каждое транспортное средство, для чего предназначается, какова масса автомобиля вместе со снаряжением, какой вид топлива он использует и другие. Для автомобилей общего назначения приводится значение базовой нормы в литрах на 100 километров пробега.

  • Транспортная норма позволяет учесть работу автомобиля вместе с пассажирами или грузом (в этом случае расход топлива увеличивается).
  • Эксплуатационная норма рассчитывается как сумма (или разность) базовой нормы и поправок, учитывающих особенности эксплуатации транспортного средства, его возраст, техническое состояние.

Обычно все эти поправки прописывают в приказе по организации или предприятию и применяют в строгом соответствии с ним.

В каких случаях применяются повышающие надбавки

Их много, перечислим основные: расход топлива повышается при работе автомобиля:

В зимнее время на 5 – 20% в зависимости от региона. Например, в Свердловской области зимняя надбавка равна 10%, и применять ее можно 5,5 месяца (с 1 ноября до 15 апреля). Показатели зимних надбавок по регионам приведены в Приложении 2.

В горной местности на 5 – 20% в зависимости от положения города или района относительно уровня моря.

В городах в зависимости от числа жителей на 5 – 25%. В Екатеринбурге при работе транспорта норму увеличивают на 20% – количество населения приближается к 1,5 миллионам.

Учитывается возраст автомобиля и его общий пробег. Если эта величина составляет не менее 100 000 км, а трудится транспортное средство 5 лет и более, расход топлива можно увеличить на 5%. С 8 лет эксплуатации надбавка может составлять 10% (пробег 150 000 км).

Кроме этого, базовая норма увеличивается для городского транспорта и других автомобилей (в том числе и специальных), которым приходится делать частые остановки, при обкатке после ремонта и новых машин, при учебной езде, при перевозке грузов.

Понижение нормы расхода

Происходит, если автомобиль выезжает за пределы городской черты и едет по дороге I, II, III категории. При этом нельзя применять городские коэффициенты.

Как рассчитать расход по норме

Для удобства все транспортные средства разделены на виды: легковые автомобили (отечественные и импортные), автобусы, грузовые автомобили, тягачи, самосвалы, фургоны, . Для каждого вида имеется своя таблица.

Сначала нужно определить, к какой группе относится транспортное средство, отыскать в таблице значение базовой нормы . Применяя поправочные коэффициенты, принятые для данного автомобиля, рассчитываем эксплуатационную норму расхода. Если вид транспортного средства предполагает увеличение расхода на работу оборудования, расчет ведется по алгоритму, прописанному для данного вида.

Например, рассчитаем нормативный расход бензина для автомобиля ВАЗ 21140, возившего в июле 2014 года директора школы в небольшом городке (население 100 000 человек). Базовая норма – 7,9. Эксплуатационная норма 7,9 + 10% (100 тысяч население) + 5% (более 5лет в эксплуатации, пробег большой), получаем 9,1 литра на 100 км. Если пробег равен 700 километров, расход по норме будет равен: 9,1*700/100=63,7 литра.

Чтобы нормы были признаны в налоговых расходах можно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, нормативы Минтранса здесь необязательны.

Приложения

  1. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на авто транспорте от 14.03.2008 N АМ-23-р
  2. Изменения в нормативы от от 14 июля 2015 г. N НА-80-р (последняя редакция, актуальная в 2016 году)
В Приложениях 1 – 7 кроме зимних надбавок приведены нормы расходования смазочных материалов, рекомендации, данные по сезонному применению топлива, примеры расчета, расписано как нормируется расход топлива для обогрева салона, приведена классификация транспортных средств.

Списание затрат на приобретение топлива производиться при наличии чёткого экономического обоснования расхода этого материала. Этот вопрос актуален для организаций, деятельность которых так или иначе связана с транспортными средствами, даже если это всего лишь служебное авто шефа.

В их бюджете обязательно будет присутствовать такая расходная статья, как расходы на ГСМ. При этом учитывается вид топлива, подлежащего списанию и установленные по его расходу нормы. Как правило, в соответствующие заметки проставляют не водители, а диспетчера или сами руководители предприятий.

Как рассчитывают нормы расхода топлива в 2017 году?

Приобретение топлива может осуществляться различными способами: за наличные деньги, по талонам, по картам и т.д. В первом случае потребуется приказом утвердить весь порядок действий, включающий назначение ответственных лиц за обращение наличных денежных средств и периоды их передачи и отчёта. Как правило, водитель в трёхдневный срок обязан отчитаться в потраченных финансах с приложением платёжных документов к путевому листу.

При безналичном варианте следует чётко разграничивать момент перехода права собственности на топливо, поскольку это послужит отправной точкой для появления в бухгалтерских документах соответствующих расходов. Это может быть как передача сертификата, так и момент заправки, уточнить этот нюанс следует в заключённом с поставщиком контракте.

Такой безналичный способ расчёта за топливо требует ведения отдельного журнала учета выдачи талонов, где будут отражаться все операции с ними. При поступлении средств на расчётный счёт предприятия они будут направляться по кассовому расходу в качестве оплаты за выпуск этих талонов и приобретённое по ним топливо. При выдаче на АЗС чека он должен быть прикреплён к соответствующему путевому листу.

Списание ГСМ происходит с учётом регламентированных законодательно норм расхода топлива, которые применяются с целью оптимизации топливных расходов. Они разрабатываются и утверждаются отдельно для каждой категории транспортных средств, но при этом базовая ставка подразумевает, что дорога была прямой с идеальным покрытием.

Российская действительность не позволяет использовать только этот норматив, а требует применения различных поправочных коэффициентов. Да и сами базовые нормы различаются не только по видам ТС, но и по выполняемой ими работе, степени загруженности и т.д.:

  • для загруженных автомобилей применяется норма на 100 км, для задействованных в транспортировке – соответствующая норма;
  • для автобусов имеет значение загрузка пассажиров и снаряженная масса ТС;
  • у самосвалов используется половина загрузочной нормы и снаряженная масса грузовика;
  • для грузовиков и автопоездов, задействованных в транспортировке грузов, используется норма на 100 т-км либо специальные коэффициенты, учитывающие характер перевозимого груза;
  • используются и другие расчёты, подробно изложенные в методике расчёта для конкретного транспортного средства.

Базовая норма учитывает тип автомобиля, его технические особенности, вид топлива, маршрут, общий вес авто и режим движения. При расчёте транспортной нормы учитывают дополнительно либо тяжесть груза, либо загрузку пассажиров. Бензин, дизельное топливо и сжиженный газ списываются в литрах, а природный газ – в кубических метрах.

Условия работы ТС учитываются с помощью поправочных коэффициентов:

  • новая машина на обкатке – не больше 10%;
  • в зимний период – от 5 до 20%;
  • на сложных дорогах – до 30%;
  • по горным трассам – 20%;
  • эксплуатационный срок не превышает 5 лет – не больше 5%, иначе – до 10%;
  • грузовикам «плюсуют» 10%, а при крупногабаритном грузе – до 35%;
  • использование системы климат-контроль увеличивает норму на 7%.

Существуют свои нормы и для смазочных материалов, которые рассчитываются относительно 100 литров топлива. Для старых авто действует поправка в 20%, для всех остальных придерживаются таких параметров:

  • Иномарки, произведённые на территории РФ – 600 мл масла для мотора, 100 мл для гидравлики и трансмиссии, 30 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
  • Семейство ГАЗ более «прожорливо» – 1800 мл масла для мотора, 150 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 100 мл пластичной смазки.
  • «Чемпионство» за семейством УАЗ – 2200 мл масла для мотора, 200 мл для гидравлики и трансмиссии, 50 мл специальных масел и 200 мл пластичной смазки.

Для определения показателей расхода топлива используют следующую формулу:

Hs * S * (1 + D), где
Hs – норма расхода на 1 км пути;
S – дневной километраж автомобиля;
D – корректировочный коэффициент на 1 км пути.

На величину поправочного коэффициента влияет совокупность факторов, уточнить которые можно в нормах расхода топлива на 2017 год от Минтранса РФ в последней редакции.

Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств

По сравнению с прошлым годом остались прежними нормы расхода топлива на 2016 год. Минтранс РФ, последняя редакция распоряжения которого от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р была принята в 2015 году, увеличил надбавки для крупных городов и повысил коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Почему безопаснее пересмотреть ваши нормы расхода ГСМ

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на горючее. Поэтому компания вправе признавать такие затраты полностью или разработать свои нормы расхода ГСМ. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы. Поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива. Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючее в налоговом учете по нормам, рекомендованным последней редакцией распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. За счет повышения надбавок они стали выгоднее для компаний.

В таблице с базовыми нормами появились и новые позиции. Например, Lada Priora 1.6 (ВАЗ-21116), Honda Accord IX 2.4, Mitsubishi Outlander 2.0 4WD, Nissan Teana 2.5 2WD. По этим маркам компании устанавливали свои нормы. Можно продолжать их использовать и сейчас.

Какие надбавки можно установить

Чтобы списать больше расходов на ГСМ, можно установить в приказе надбавки к базовым нормам. Выгоднее использовать сразу несколько коэффициентов, так как они суммируются.

Города и населенные пункты: нормы расхода топлива на 2016 год

Минтранс РФ (последняя редакция распоряжения № АМ-23-р) повысил коэффициенты для городов-миллионников. Максимальный размер надбавки увеличился до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

Как изменились надбавки по ГСМ

Численность своего муниципального образования можно узнать непосредственно в своем отделении статистики или на официальном сайте Росстата в разделе «Демография». Еще вариант - в интернете на портале властей конкретного региона. Например, количество жителей города Омска можно узнать на сайте admOmsk.ru в разделе « Социально-экономическое развитие».

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода ГСМ на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Срок использования и пробег: нормы расхода топлива на 2016 год

В приказе пропишите коэффициент в размере до 5 процентов для машин, которые проехали более 100 000 км или находятся в эксплуатации более пяти лет. И до 10 процентов - для транспорта, который используется более восьми лет или общий пробег составляет свыше 150 000 км.

До 14 июля 2015 года эти повышающие коэффициенты можно было применять при одновременном выполнении двух критериев, связанных с пробегом и сроком эксплуатации. С 14 июля Минтранс России позволил применять эти надбавки при выполнении хотя бы одного из двух условий. То есть либо пробег должен быть более 100 000 км, либо срок использования должен быть более пяти лет.

Технологический транспорт: нормы расхода топлива на 2016 год

Для такого транспорта можно установить в приказе новую выгодную надбавку. Речь идет о технике, которая перемещается в основном не по дорогам, а по производственным помещениям, промышленным площадкам, горным выработкам. К таким машинам относятся экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Для технологического транспорта максимальная надбавка выросла с 10 до 20 процентов.

Нормы ГСМ на 2016 год

Варианты приобретения бензина каждое учреждение выбирает самостоятельно. Как правило, его покупают за наличный или по специальным талонам и топливным картам.

Если топливо приобретают за наличный расчет, приказом учреждения должен быть утвержден список водителей, которые имеют получать наличные деньги под отчет на эти цели. Кроме того приказом руководителя определяют сроки, на которые можно выдавать подотчетные суммы.

Получив деньги из кассы, водитель обязан отчитаться по расходованию полученных сумм. Отчет об израсходованных подотчетных суммах должен быть не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Например, если приказом что денежные средства подотчет выдают сроком на одну неделю, то в течение 3-х рабочих дней по истечении недели со дня выдачи водитель представляет авансовый отчет в бухгалтерию. Следующий момент, который нужно прописать в учетной - это списание бензина. В учете стоимость израсходованного топлива нужно списывать на затратные счета 109 00.

Рассмотрим на примере, какие проводки нужно сделать в бюджетном учете.

Пример .

Приказом руководителя учреждения культуры установлено, что выдача денежных средств на топливо за счет субсидии на выполнение госзадания производится еженедельно. Водителю Сомову И.И. выдали 9 ноября подотчет 1500 руб. на приобретение ГСМ. 17 ноября работник составил авансовый отчет, к которому приложил чеки с АЗС:

Бухгалтер в учете записал:

Когда топливо приобретают по безналичному расчету с использованием топливных карт и талонов для отражения операций в бюджетном учете следует учитывать момент перехода права собственности на ГСМ: после передачи талонов и карт или после заправки машины. Данный момент должен быть определен в условиях договора с поставщиком.

В целях контроля и сохранности выданных топливных карт учреждениям нужно выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи топливных карт. В ней фиксируют реквизиты карты, дата ее выдачи (возврата), Ф.И.О. водителей.

Топливные карты отражают на забалансовом счете 03 в условной оценке 1 руб. за 1 карту или по стоимости приобретения карты (если она предоставляется учреждению за плату).

При перечислении денежных средств учреждение оформляет заявку на кассовый расход для перечисления платы за изготовление топливных карт и оговоренной договором суммы поставки бензина.

При отпуске топлива на заправочной станции водителю выдают чек, в котором указывают наименование, количество топлива, дата и время заправки. Эти чеки работник должен приложить к путевым листам автомобиля, для которого предназначено полученное топливо.

Пример .

Колледж приобрел топливную карту за счет субсидии на госзадание в сумме 1000 руб. Месячный лимит расхода топлива по топливной карте составляет 100 л. Водитель образовательного учреждения заправил машину в течение ноября на 90 л. Расход топлива подтвержден чеками с АЗС. Оплата топлива была произведена в конце месяца. В день перечисления денег стоимость топлива составляла 39 руб./л. В учете учреждения бухгалтер отразил операции следующим образом:

Сумма, руб.

Отражены затраты на приобретение топливной карты

Перечислены деньги поставщику в оплату топливной карты

Принята к учету топливная карта и отражена на материально лице

Передана топливная карта водителю

Отражена стоимость приобретенного топлива и задолженность перед поставщиком

3510 (39 руб. х 90)

Перечислены средства на топливную карту на оплату бензина с лицевого счета

Отражена стоимость топлива в составе материальных запасов

Списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевых листов).

Как списать топливо по нормам

Чтобы списать затраты на бензин, они должны быть экономически обоснованы. Под этим понимают ситуацию, когда фактический расход топлива не превышает нормы расхода, утвержденные в учреждении.

Для большинства марок автомобилей уже есть базовые нормы расхода ГСМ. Они утверждены распоряжением Минтранса России своим от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Они разработаны для прямой трассы и качественного дорожного покрытия. Поэтому учреждения сталкиваются с необходимостью постоянной корректировки базовой нормы на коэффициенты, которые также утверждены в данном документе. Напомним, что если маки автомобиля учреждения нет в списке Минтранса, нормы можно утвердить самостоятельно. Для этого нужно провести контрольный заезд и зафиксировать результаты актом произвольной формы.

В письме от 21 сентября 2015 г. № АС-4-10/16581@ налоговики напомнили, что в нормы внесли изменения Распоряжением Минтранса России от 14 июля 2015 № НА-80-р. Оно действует с 14 июля 2015 года. Некоторые надбавки и коэффициенты теперь скорректировали в сторону увеличения, а значит и топлива можно списать больше.

Базовые нормы

Отметим, что базовые нормы расхода любого вида топлива остались без изменений.

Рассмотрим, какие базовые виды норм ГСМ существуют для автомобилей общего назначения (см. табл.).

Таблица 1.

Вид транспортного средства (ТС)

Расчет нормы

ТС в загруженном состоянии

Базовая норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км)

ТС при проведении транспортной работы

Транспортная норма в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

Учитывают нормируемую по назначению автобуса номинальную загрузку пассажиров и снаряженную массу

Самосвал

Учитывают норму загрузки (коэф. 0,5) и снаряженную массу

Грузовой автомобиль при транспортной работе, а также автопоезд с грузом или без него

1) Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм);

2) Использование установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км;

3) Использование точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа ТС.

Базовые нормативы топливного расхода зависят от типа и назначения транспортного средства (грузовой, автобус, легковой), конструктивных особенностей ТС, вида топлива, маршрута и режима движения, массы машины. Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Рассмотрим единицы измерения ГСМ (см. табл. 2)

Таблица 2.

*А для газодизельных машин, сжатый природный газ измеряют в. м. куб, а дизельное горючее - в литрах.

Также применяют при расчетах эксплуатационный норматив. Его определяют по месту эксплуатации ТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.

Поправочные коэффициенты

Особые климатические условия или дорожно-транспортные факторы требуют применения поправочных коэффициентов. Они рассчитываются исходя из исходных нормативных показателей путем повышения или понижения базовой нормы.

Разберем, какие повышающие надбавки можно применять при расчете (табл. 3).

Таблица 3

Предельная величина коэффициента в процентах

в зимнее время, в зависимости от климата определенного района

на трассах общего пользования (в зависимости от категории) со сложным планом

на дорогах в горной местности (в зависимости от высоты местности над уровнем моря)

в городских условиях, в зависимости от количества населения

при наличии в маршруте частых остановок для погрузки/выгрузки

при транспортировке негабаритных и тяжеловесных грузов с пониженной скоростью (в зависимости от диапазона скоростей)

в процессе выполнения обкатки нового ТС

при эксплуатации системы климат-контроля или кондиционера

при перегоне ТС (в зависимости от вида перегона)

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км

для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км

при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы

при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия

при работе специальных автомобилей выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.

при работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для ТС в снаряженном состоянии без груза с полной или частичной загрузкой автомобиля

(без груза до 20)

при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях (в зависимости от категории дорог)

при учебной езде (в зависимости от того где эксплуатируется ТС: на специальном полигоне или дорогах общего пользования)

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где запрещено выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем можно применить надбавку до 10 процентов от базовой нормы за один час простоя.

А в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости прогрева (например, на стоянках в ожидании пассажиров или скорой в ожидании врача с больным) устанавливают нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10 процентов от базовой нормы.

Пример .

В образовательном учреждении г. Новосибирск, для обучения вождению используется автомобиль 111730 "Калина" (ВАЗ-21114). Базовая норма расхода топлива на него составляет 8,3 л/100 км. Пробег ТС менее 100 000 км. Для езды по городу установлен поправочный коэффициент - 20 процентов, а для езды на автодроме - 40 процентов.

При расчете зимней нормы применяют коэффициент 12 процентов. Данная надбавка действует ежегодно с 1 ноября по 15 апреля.

Летняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 9,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов);

При учебной езде на автодроме - 11,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов).

Зимняя норма для данного автомобиля составит:

При учебной езде по городу - 10,96 л/100 км (8,3 л/100 км + 20 процентов + 12 процентов);

При учебной езде на автодроме - 12,62 л/100 км (8,3 л/100 км + 40 процентов + 12 процентов).

Надбавки, которые действовали в летнее время отменять не нужно. Исключение - надбавка для автомобилей с кондиционерами. Ее нельзя применять одновременно с зимней надбавкой. Поэтому ее нужно отменить. А когда применяют семипроцентную надбавку, введенную для машины с системой «климат-контроль», этого делать не надо. То есть для расчета базовую норму умножают на сумму коэффициентов. Надбавку для ТС с установкой "климат-контроль" применяют независимо от времени года.

Норма расхода топлив может снижаться. Например при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) коэффициент снижения может достигать 15 процентов.

А, когда авто эксплуатируют в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяют.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Нормы расхода смазочных материалов

Данные нормы устанавливают из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для автомобиля. Причем масло - в литрах, а смазка - в килограммах.

Для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет, норматив расхода масел увеличивается до 20%.

Значения норм расхода смазочных материалов для автомобилей рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя.

При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов установленных Распоряжением № АМ-23-р. Рассмотрим некоторые из них. Кстати их ввели как раз в 2015 году (см. табл. 4)

Таблица. 4

Марка, модель автомобиля

Моторные масла, л

Трансмиссионные и гидравлические масла, л

Специальные масла и жидкости, л

Пластичные смазки, л

Легковые автомобили бензиновые

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и "АвтоВАЗа" всех моделей и модификаций

Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций

Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций

Легковые автомобили дизельные

Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и отечественного производства

Пример .

В учреждении на праве оперативного управления находится автомобиль 111840 "Калина" (ВАЗ-11194). Согласно путевым листам за ноябрь он прошел 980 км. Кроме того машина подвергалась ремонту. Базовая норма расхода моторного масла составляет 0,6 л на 100 км. Таким образом, нормативный расход масла за ноябрь составит 7,1 л (0,01 х 980 л х 0,6 л (1 + 0,01 х 20).

Расчет расходов

Для легковых автомобилей значение расхода топлива рассчитывают по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива, литры;

Нs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример.

На балансе администрации учреждения сельского поселения числится автомобиль ГАЗ-3110 (двигатель ЗМЗ-4026.10). Согласно путевому листу он проехал 120 км, из них:50 км - по селу, 70 км - за пределами села.

Автомобиль эксплуатировался в зимнее время. Приказами руководителя учреждения утверждены:

Базовая норма расхода топлива - 13,0 л/100 км;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в зимнее время - 10%;

Надбавка за эксплуатацию автомобиля в поселении - 3%.

Нормативный расход топлива составит:

7,35 л (0,01 x 13 x 50 км x (1 + 0,01 x 13)) - по селу;

10,01 л (0,01 x 13 x 70 км x (1 + 0,01 x 10)) - за пределами села.

Таким образом, согласно путевому листу было израсходовано 17,36 л (7,35 + 10,01) бензина.

Данные по нормативному расходованию бензина суммируют по всем путевым листам, и бензин списывают на общую сумму

Для автобусов норма расчета горюче-смазочных материалов расчитывают по другой формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T,

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Нs - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя, л/ч;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример .

Согласно данным путевого листа городской автобус НефАЗ-5299-20-22 НефАЗ-5299-20-22 (гор. 114 мест) в зимнее время совершил пробег 190 км с включенным отоплением при времени работы на линии 8 ч. Транспортная норма расхода топлива на пробег для автобуса составляет 39,2 л/100 км. Установлены такие надбавки:

За работу в зимнее время - 10 процентов;
- норма расхода топлива на работу отопителя по данным завода-изготовителя - 4,0 л/ч;

Надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - 15 процентов.

Нормативный расход топлива составляет:

Qн = 0,01 х 39,2 л/100 км х 190 км х (1 + 0,01 х (10 + 15)) + 4 л/ч х 8 ч = 125,1 л.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);