Повышение окладов госслужащим в. Правительство резко увеличит расходы на мотивацию госслужащих

У населения сложилось мнение, что большинство бюджетников получает свою зарплату, а это немалые суммы, зря. Между тем, речь ведь идет не только о министрах с зарплатой в несколько сотен тысяч рублей, есть среди государственных чиновников и те, чья «получка» не позволяет жить полноценной жизнью. Притом, что страна находится под санкциями, а инфляция несколько лет била рекорды, начиная с 2014 года, не проводилась индексация, а люди надеются на повышение зарплаты госслужащим в 2019 году и последние новости в России обнадеживают.

Почему не проводилась индексация зарплат чиновников

Нет смысла напоминать о негативных последствиях для России кризиса в экономики, от которого страдает, в первую очередь, население страны. После введения антироссийских санкций уровень жизни снизился, поэтому президент Путин и правительство РФ приняли решение о замораживании индексаций зарплат государственных служащих. Незадолго до этого, наоборот, рассматривались перспективы роста зарплаты чиновникам, а к 2018 году большая часть «низкооплачиваемых» служащих должна была получать в среднем 60 тыс. рублей. Осуществлению планов правительства помешали известные события 2014-го года.
К 2019 году, и за 4 года страна научилась жить в условиях кризиса: экономика развивается, строительный рынок выходит из кризиса, люди богатеют, ипотека дешевеет. Возникает логичный вопрос, когда же будет проведена, наконец, индексация заработных плат государственных служащих. Служащие госучреждений уже поддержали один раз экономику России, ведь, несмотря на «бешеную» инфляцию (а она доходила до 12%) люди получали неиндексированные зарплаты и часто просто выживали. Теперь повышение им выплат кажется делом очевидным, ведь с момента последнего повышения прошло 4 года. Это особенно важно сделать сейчас, ведь именно госслужащие, благодаря своему профессионализму, приложили руку к будущему процветанию России.

Кто находится на государственной службе

Согласно данным статистики за 2017 год, минимальная заработная плата государственных служащих составляла 38 тыс. рублей, притом, что самая высокая зарплата достигла 216 тыс. рублей, хотя в том же Аппарате президента есть и более оплачиваемые должности. В 2017-м Президент России подписал ряд постановлений, касающихся грядущего повышения заработных плат госслужащим. Конкретные суммы не разглашались, но в декабре Владимир Путин подписал сразу два распоряжения Правительства РФ. Таким образом, был окончательно утвержден план увеличения заработных плат бюджетников, а они повысятся не на 38%, а всего на 4%. Претендовать на повышение могут следующие категории сотрудников, которые относятся к федеральным служащим:

  • депутаты разных уровней, сенаторы, сотрудники Аппарата президента, другие «управленцы»;
  • сотрудники налоговых служб;
  • специалисты прокуратуры и Таможенной службы России;
  • сотрудники министерств и ведомств;
  • прочие категории государственных служащих.

Повышение заработных плат коснется всех категорий, начиная от младших специалистов и заканчивая специалистами самого высокого ранга. При этом подписано руководителем страны дополнительное Распоряжение Правительства России относительно возможности и размеров повышения выплат для гражданского персонала воинских частей, других организаций, в которых предусмотрена воинская и приравненная к ней служба.

Будет повышена также заработная плата сотрудникам, замещающим должности в государственных органах, не относящихся категории гражданской службы.

Особенности и сложности процедуры повышения зарплаты чиновникам

Рассмотрение вопроса относительно проведения индексации и повышения заработной платы государственным служащим было открыто еще в конце 2017-го. Против этого активно выступало руководство Минфина, но «процесс пошел», хотя не все будет так гладко, как хотелось бы. Программа по увеличению зарплаты федеральным госслужащим рассчитана на период с 2016-го по 2018 годы, а первоначально планировалось, что она будет повышена примерно на 38%.
В настоящее время экономика России переживает уже не худшие свои времена, а по итогам 2017 года уровень инфляции был рекордно низкий, при этом вряд ли в бюджете найдется сумма, необходимая для восполнения потерь в виде сотен миллиардов рублей. Не секрет, что многие государственные «мужи» имеют зарплату в 100-200 тысяч рублей и более. Если к этой зарплате добавить еще 40 тыс. руб., получится «неподъемная» для государства сумма.
Ожидаемого повышения гарантированно не произойдет, тем более что не стоит всех служащих ставить в один ряд. К примеру, существует первая категория служащих, зарплата которых едва превышает 25-30 тыс. рублей, и это притом, что уровень цен в Москве самый высокий по стране. Сложно сказать, что стало причиной того, что заработная плата специалистов среднего звена и руководства отличается в десятки раз.

Учитывая такое расхождение в зарплатах, российское правительство сделало первый шаг в этом направлении – заработная плата служащего высшего звена не может отличаться более чем в 10 раз, хотя расхождение в 5 раз может считаться оптимальным.

Как будут повышаться зарплаты федеральным служащим

Министр труда и социальной защиты РФ подтвердил тот факт, что ожидать масштабного повышения на 38% в 2019 году не приходится, так как этого не выдержит федеральный бюджет.

Что касается реального повышения, то его уровень составит не более 4%.

Среди госслужащих много тех, для кого даже такое повышение будет многое значить, особенно учитывая, что с 2013 года зарплаты учителей и представителей других социально значимых профессий не индексировались. В связи с этим правительством РФ разработан ряд мер, но стоит учитывать, что уровень повышения зарплаты теперь будет зависеть от нескольких факторов:

  • во избежание появления «уравниловки» в процессе индексации будут учитываться конкретные показатели трудовой деятельности, то есть претендовать на повышение могут только ответственные сотрудники;
  • правительство предусматривает в перспективе заключение новых трудовых договоров (контрактов), в которых и будут прописаны критерии служебного соответствия;
  • в Федеральном законе о «Государственной службе» появятся другие важные дополнения и изменения.

Учитывая грядущие перемены, связанные с увеличением заработной платы бюджетникам, многие государственные служащие задаются вопросом – а не станет ли это поводом для сокращения количества рабочих мест. Несмотря на уверения властей о том, что массового увольнения не планируется, будут изменены полномочия служб, во избежание дублирования выполняемых ими функций. Таким образом, сокращения штата можно ожидать с большой долей вероятности.

Что собой представляют новые трудовые контракты

Ранее специалисты государственных служб часто получали зарплату без учета конкретного вклада каждого специалиста, с введением новых трудовых договоров ситуация должна измениться коренным образом. Теперь доходы госслужащих будут напрямую зависеть от того, сколько они сами заработают. Человек, справляющийся в полном объеме со своими должностными обязанностями, будет получать максимальный оклад (с учетом индексации), а сотрудники, не справляющиеся с работой, наоборот, будут лишаться премий и надбавок. Такие служащие с большой долей вероятности со временем будут уволены.
По большому счету, измененный контракт во многом напоминает трудовой договор, но для госслужащих в нем будут прописаны специальные требования, которым они должны соответствовать. Естественно, требования, предъявляемые к федеральным служащим, не будут выходить за рамки действующего законодательства. Зарплата госслужащего состоит из собственно оклада, выслуги лет, разных надбавок и премий, при этом в основе лежит оклад, который и планировали повышать первично, однако от этой идеи пришлось отказаться, учитывая затратность мероприятия.

Поэтому правительство решило действовать иначе – вместо увеличения оклада будут повышаться премий и надбавок, что также прописывается в контракте.

Будут ли повышаться зарплаты

Начиная с 1 января 2018 года зарплаты государственных служащих, а сюда отнесли также инженерно-технический и обслуживающий персонал (программисты, техники, слесари, уборщики и другие), уже получают повышенную зарплату за счет проведенной индексации на уровень инфляции. Минимальная зарплата государственных служащих, начиная с 1 января 2018 года, составляет 9 тыс. 489 рублей, а претендовать на нее могут сотрудники, работающие 40 часов в неделю. Что касается ближайших перспектив, то в 2019 году планируется увеличить заработную плату до уровня прожиточного минимума, а в настоящий момент она отстает от него на 20%.

На данный момент наблюдается напряжённая обстановка с начислениями окладов трудоустроенному населению, что вызвано нашествием кризиса, начавшегося в 2014-2015 годах. В приоритете у госаппарата находятся военнослужащие и гражданские бюджетники, и ввиду специфики деятельности такие граждане обязательно нуждаются в социальной поддержке. Представленный материал призван помочь ответить на вопрос о том, будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году .

Суть рассматриваемой должности занятых россиян

В принципе совокупность государственных служащих представляет собой властных уполномоченных людей, которые трудятся в федеральных либо муниципальных управленческих структурах. Нельзя в двух словах обозначить круг обязанностей данной категории бюджетников, ведь она включает в себя целый перечень должностей с возложенными на них задачами. Так, госслужащие могут заниматься юриспруденцией, либо административными, организационными делами.

Характерным отличием рассматриваемой профессии является ответственность за злоупотребление служебным положением. К тому же, у данных представителей бюджетной сферы жизнедеятельности общества есть множество ограничивающих факторов. В частности, подобный занятой человек не вправе совершать иную деятельность, кроме как блюсти интересы государства.

В том числе, ему противопоказаны различные манифестации, поскольку это противоречит политике правительства. И это ещё не полный список табу для представителя властных структур. Но вместе с тем, явным преимуществом сотрудничества с федеральными государственными органами отстоит наличие хорошего Это обстоятельство, а также полный пакет социальных льгот, выгодно отличают подобный род занятий от множества прочих работ.

Как обстоят дела на сегодняшний день?

Проблематика поднятия ставки федерального госслужащего на 2018 год в РФ ныне считается популярной темой для обсуждения. И чтобы вникнуть в её суть, стоит проанализировать сложившуюся обстановку в теперешних реалиях. Согласно обнародованным сведениям Росстат, достойный уровень денежного вознаграждения находится на отметке в 80 тыс. руб. Хотя, большое количество граждан, посмотрев на такое число, сочтут его довольно высоким, так что сначала надо сделать некоторые оговорки:

  • ​ 80 тысяч являются показателем жалований в Москве, а там цифры всегда больше среднероссийских;
  • ​ повышенные оклады требуют и соответствующего спроса с госслужащего;
  • ​ и наконец, никто из представителей столь почётной специальности не застрахован от желания противозаконными методами получать внушительные прибыли.

Последнее обстоятельство подразумевает под собой такое явление как коррупцию, с которой практически невозможно бороться иначе, кроме как увеличить престиж и доходность занятости. Тогда существует больше шансов, что должностное лицо не будет злоупотреблять собственным положением и тем самым рисковать трудоустройством. Ввиду обозначенных выше факторов данная категория бюджетников претендует на повышенные ставки по сравнению со среднестатистическими.

Ответ на вопрос о том, что будет с зарплатой федерального госслужащего , уже не так очевиден в отличие от тех времён, когда индексировалась зарплата этих бюджетников. Надбавки исправно начислялись до прошлого года, однако начиная с 2016, правительство изучило результативность деятельности государственных служащих, чтобы провести преобразование рассматриваемого ведомства. Таким образом, необходимые для этих целей финансы поставлялись из внутренних сбережений.

Принятые реорганизационные меры привели к повышению среднего значения ставки на 5 тыс. руб. (до 80 тысяч), тогда как количество рабочих кадров с 39200 сотрудников снизилось до 38500. Однако, нехватка средств в казне всё-таки не обошла стороной текущую госструктуру и поэтому российские чиновники приостановили проведение надбавок представителям федеральных органов власти. Сначала «заморозку» планировали сделать на один год.

Из-за вступления в силу данного моратория общественность как можно скорее ожидает последних новостей о федеральных госслужащих в 2018 году в России . По изначальным сведениям, в готовящемся бюджете на грядущий год были предусмотрены финансы для совершения индексации трудящимся в совокупности бюджетных областей государства.

Впрочем, по происшествие очередного обсуждения властей члены правительственного аппарата обнародовали информацию о возможности обратной «заморозки» надбавок в 2018 году. Хотя такие действия и не самым лучшим образом повлияют на материальное благосостояние российских жителей, а также экономическое прогрессирование.

Один из политиков Государственной Думы Сергей Нарышкин полагает вполне вероятным торможение роста зарплат бюджетникам. Поэтому нельзя исключать дальнейших внедрений таких мораториев по отношению к жалованиям госслужащих. Но есть надежда на то, что у политических деятелей всё же получится найти источники доходов для увеличения зарплаты федеральным госслужащим .

Для представителей федерального правительства это уже не ново, ведь в 2013 и в прошлом году их коснулись два этапа подобных мероприятий. Намерения политиков совершить реорганизацию госструктуры и тем самым вознести эффективность её функционирования на качественно новый уровень обернулось для федеральных слуг народа большим количеством увольнений.

Также 2-я волна сокращений лишила трудоустройства 10% бюджетников за двухлетний период – таково было распоряжение российского лидера. Поэтому, ответ на вопрос о том, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2018 году , скорее всего, будет отрицательным, так как в уходящем году 1,5 тыс. данных сотрудников уже лишились работы и в 2018 не планируется очередной 3-й этап увольнений.

Участь госслужащих федерального уровня, пребывающих на пенсии

Текущая категория наших соотечественников, пребывающих на заслуженном отдыхе, тоже вынуждена будет подстраиваться под легитимные нововведения правительства. Так, наиболее популярным известием является поднятие возраста отправления на пенсию. Подобная законодательная корректива относится исключительно к потенциальным пенсионерам из числа государственных служащих.

По новым российским законам, отныне депутаты обязаны отработать минимум 15-летний срок для получения пенсионного удостоверения. Этот показатель каждый год будет повышаться на полгода, а предельное количество лет для ухода на заслуженный отдых в конечном итоге станет равно 20. Аналогичный порядок применяется и при увеличении возраста отправления на пенсию у сильной половины трудоустроенного населения до 65 лет, а для представителей прекрасного пола – до 60.

Однако имеются и благие известия, в частности, касающиеся сохранения поблажек для тех федеральных бюджетников, которые имеют особые трудовые заслуги на пенсии. Это скидки на коммунальные услуги, пользование общественным транспортом и предоставление медицинской помощи. Также в некоторых областях РФ по-прежнему станут начисляться денежные довольствия отличившимся службой в федеральных органах власти. В каком-то смысле данные выплаты являются компенсацией за отсутствие прибавки к зарплате федеральным госслужащим в 2018 году в России .

Подведение итогов вышесказанного

На протяжении последних лет в родном отечестве наблюдаются непростые времена для национальной экономики. Существующая нестабильность влияет на трудоустройство всех граждан вне зависимости от должностей, жалований и количества лет. Поправить сложившуюся ситуацию политические деятели пытаются всеми мыслимыми и не очень способами, которые на поверку оказываются не всегда уместными.

Граждане, лишённые полноценных прибавок к окладам, довольствуются проводимой индексацией. В то же время люди с достаточно большими доходами продолжают их получать, несмотря на повысившуюся стоимость современной жизни. Вопреки бесперспективности «заморозки» повышения окладов федеральным госслужащим в России, последние новости говорят о вероятности установки более продолжительного срока моратория.

Чиновники готовятся к новым изменениям в системе оплаты своего труда. Так, правительство обещает повысить зарплату госслужащих в 2018 году .

Однако, помимо увеличения оклада, а, если быть точнее, то лишь гарантированной его части, для работников государственного аппарата приготовили целую систему, направленную на выявление зависимости зарплаты от эффективности работы отдельно взятого госслужащего.

Давайте разберемся, как «аукнется» очередное нововведение рядовым чиновникам и что им нужно будет выполнять, чтобы не лишиться доброй доли оклада или вовсе не потерять своего места.

Повышение окладов госслужащих

В аппарате правительства отмечают, что повышение гарантированной части оклада идеально вписывается в план мероприятий по развитию российской гражданской службы, рассчитанный на период 2016-2018 гг. Также был назван и процент повышения зарплаты чиновников – 38%.

По мнению экспертов, подобная мера была вынужденной, так как зарплата этого сегмента не индексировалась с 2014 года.

А теперь давайте посчитаем. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная заработная плата федеральных госслужащих составила 99 тыс. 900 рублей. То есть, при увеличении на пресловутых 38%, оклады могут вырасти практически до 140 тыс. рублей. И лишь немногим позже в правительстве заявили, что речь идет о повышении гарантированной части окладов, не затрагивая иные выплаты.

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов выдвинул свои соображения на этот счет. По его мнению, рост зарплат госслужащих – необходимая мера, призванная хоть как-то компенсировать чиновникам отрицательный эффект инфляции.

В свою очередь, высказался бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. В целом, он придерживается такой же позиции, что и Орлов, с одним лишь замечанием – нельзя всех чиновников грести под одну гребенку, ведь кто-то зарабатывает жалкие гроши, а кто-то – ворочает «бешеными» тысячами.

«У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие. Так, средняя зарплата в администрации президента, по данным Росстата, - 208 тыс. рублей, в то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей. Сегодня молодым специалистам, которые вступили в брак и рожают детей, тяжело содержать семью на подобную зарплату. В результате этого создаются условия для того, чтобы такие люди стремились получать различные неофициальные доходы. Зарплатам специалистов низших категорий необходимо уделить особое внимание, где их трудовой доход не будет в десятки раз меньше зарплат первых руководителей», — поделился своим видением ситуации Митволь.

Ко всему прочему, политик добавил, что наивысшую зарплату чиновники получали в 2014 году, а затем, в виду сложившейся в стране ситуации, зарплаты госслужащих очень сократились. За последнее время снижение зарплат занятых на государственной службе составило около 20%.

Результативность работы и зарплата чиновников

В 2018 году, чтобы получить оклад в полном объеме, а также дополнительные выплаты, должностному лицу нужно будет месяц от месяца выполнять ряд выдвинутых к нему требований. Иными словами, совсем скоро заработные платы государственных служащих будут прямо зависеть от того, сколько они, грубо говоря, «наработали».

В правительственном аппарате обещают внести соответствующие поправки в закон «О государственной гражданской службе РФ» уже к декабрю 2017 года.

Подобные нововведения подразумевают активное вживление системы контракта эффективности работы госслужащего. Сам контракт представляет собой обыкновенный трудовой договор, в котором в обязательном порядке прописаны кое какие показатели, коих чиновнику следует достичь за определенное время, действуя в рамках своих полномочий, а также критерии оценки продуктивности его работы.

Отталкиваясь от того, выполнил ли служащий эти показатели, и будет решаться, получит он полный оклад или же урезанную зарплату, разумеется, без каких бы то ни было надбавок и бонусов.

Помимо лежащей на поверхности сути эффективного контракта, он также подразумевает увеличение оклада, о котором уже говорилось выше, по отношению к премиальной части зарплаты. Подобный ход многие политики находят единственно верным решением в нынешних условиях относительной нестабильности и в стране.

В настоящее время оклад государственного служащего состоит из следующих частей:

  • должностной оклад;
  • оклад за классный чин;
  • дополнительные выплаты.

При этом два первых оклада создают основную зарплату денежного содержания. А вот к дополнительным выплатам относятся: надбавка за выслугу лет (выплачивается ежемесячно), надбавка за особые условия гражданской службы, иногда выплачивается ежемесячная надбавка за работу над секретными материалами и премии за выполнение особенно сложных и важных заданий.

Сюда же относят и выплату при предоставлении оплачиваемого отпуска (раз в год). Порой фиксированная часть может составлять одну восьмую всей заработной платы. То есть повышение основной части оклада будет происходить за счет уменьшения дополнительных выплат.

Также схема перехода на новую систему контрактов в повлечет за собой сокращение количества госслужащих. В правительстве предполагают пересмотреть полномочия и функции государственных органов, в результате чего дублирующиеся функции будут изничтожены и, по сути, произойдет сокращение штатов.

Зарплаты госслужащим, которые полностью начисляются из государственного бюджета, не росли начиная с 2014 года. В 2016 году было заявлено, что после окончания срока моратория на повышение окладов рядовой служащий получит прибавку в 38%. Однако в скором времени заявление было отозвано и решение вопроса отложили до лучших времён. Судя по последним новостям, повышение зарплаты в 2019 году всё-таки состоится, о чём уже было официально заявлено с обозначением конкретных цифр.

Нужно отметить, что принцип начисления зарплат государственным служащим состоит из многих составляющих, поэтому разобраться, как отразится анонсируемый рост на реальных доходах, не так просто.

Сколько составит реальное повышение

Правительственная пресс-служба и Минфин РФ заявили о предстоящих реформах в этой сфере, которые начнутся уже в 2018 году. Изменится не только размер оклада госслужащих, но трансформируется и общий принцип начислений, который теперь будет учитывать стимулирующие выплаты за эффективную работу отдельно взятой единицы.

Ведомственные управления предоставляют данные, судя по которым текущие заработные платы часто дифференцируются безосновательно, поэтому имеющуюся ситуацию будут изменять принципиально.

Минэкономразвития обещает, что оплаты чиновников на протяжении 2019 года будут повышены на 8%. На эти цели уже заложены 450 млрд рублей, которые фигурируют в разрабатываемом проекте бюджета на 2019 год. Окончательно утверждать, что запланированная мера воплотится в жизнь, можно будет только после того, как соответствующий федеральный закон утвердит Федеральное Собрание РФ в конце 2018 года. Если этот пункт пройдёт все чтения без изменений, то чиновники действительно получат прибавку в виде 8%-ной индексации. Это повышение зарплаты госслужащих коснётся только той части, в которой непосредственно фигурирует оклад, на все остальные категории, составляющие заработную плату, оно не распространяется.

Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. Сюда войдут все пункты начислений, а не только «голый» оклад. Такое усреднение тоже довольно условно и не позволяет узнать реальную картину, потому что зарплаты чиновников разных уровней существенно отличаются. Если госслужащий в аппарате президента ежемесячно получает около 200 тыс., то специалист I категории — 26 тыс. Такая разница более чем существенна и служила поводом для недовольства младших работников аппарата.

Когда ожидать индексации

Одна часть ожидаемого повышения представляет собой индексацию. Стоит отметить, что о реальном повышении доходов в данном случае речь не идёт. Цели, преследуемые индексированием заключаются в том, чтобы догнать уровень годовой инфляции и «подтянуть» зарплаты в соответствии с её темпами.

Судя по последним новостям, первая ступень повышения запланирована на первый-второй квартал 2019 года. Размер составит 4%. Второй этап ожидается в последнем квартале, предположительно — в октябре. Размер составит те же 4%, но уже с учётом предыдущего повышения.

Стимуляционные выплаты

Но основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов:

  • оклад для определённой должности;
  • оклад в соответствии с чином;
  • выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%);
  • дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение двух первых компонентов, в то время, как остальные не сохранятся в прежних масштабах. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто реально выполнит все должностные нормативы, прописанные в трудовом договоре, или перевыполнит их, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке. На стимуляционные выплаты из федерального бюджета в 2019 году запланировано выделить сумму в 380 млрд рублей.

Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров. Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.