По какой ставке облагается ндфл нерезидентов. Ндфл с доходов нерезидента рф согласно международным соглашениям. Разбираемся с бюджетом

К категории нерезидентов относятся физические лица, которые в течение 12 месяцев, следующих подряд, пребывали на территории РФ менее 183 дней, не считая краткосрочных, менее полугода, выездов за границу с целью лечения, обучения и работы на морских углеводородных месторождениях (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом гражданство физлица значения не имеет. Если источник получаемых физлицом доходов находится в России, НДФЛ нерезидент должен уплачивать в бюджет РФ. Работодатель ведет отсчет времени для определения резидентства в обратном порядке с даты, когда возник налогооблагаемый доход. Для подтверждения длительности нахождения в территориальных границах РФ можно ориентироваться на отметки в паспорте о пересечении границ.

Ставка НДФЛ для нерезидентов

НК РФ в п. 3 ст. 224 перечислены возможные ставки для налогообложения разных видов доходов нерезидентов:

    базовый уровень ставки налога равен 30%;

    если доходы представлены дивидендами от участия в капитале российских фирм, ставка налога снижается до 15%;

    если нерезидент-иностранец работает на основании патента по найму и сфера его должностных обязанностей не связана с коммерческой деятельностью (например, выполнение текущих работ по дому у нанимателя), либо он оформлен в качестве наемного работника в организации, у ИП, или лица, занимающегося частной юридической практикой - доходы будут облагаться по тарифу 13%;

    трудовой доход нерезидента – высококвалифицированного специалиста облагается по ставке 13%;

    стандартная ставка 13% будет применяться в отношении нерезидентов, которые могут подтвердить статус участника госпрограммы переселения соотечественников;

    нерезиденты, которые являются членами экипажей на судах, выполняющих рейсы под российским флагом, должны через своих налоговых агентов оплачивать НДФЛ по ставке 13%;

    правило о 13% по подоходному налогу применимо и к беженцам.

При продаже имущества нерезидент РФ НФДЛ платит по ставке 30% (независимо от периода владения недвижимостью и гражданства). Отсутствие привязки к минимальному периоду нахождения продаваемых активов в собственности к налоговым льготам характерно только для нерезидентов.

Возврат НДФЛ налоговому нерезиденту, ставшему резидентом

Резидентство работодатель должен перепроверять по состоянию на каждую дату фактического получения дохода работником согласно ст. 223 НК РФ (такие рекомендации приведены в Письме Минфина от 20.04.2012 г. № 03-04-05/6-534, письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Если в течение 12 месяцев от указанной даты по совокупному количеству дней, проведенных на территории РФ, у нерезидента накопилось 183 дня и более, он переходит в группу налогоплательщиков, признаваемых резидентами. Следует учесть, что данные 12 месяцев могут начаться в одном налоговом периоде, а завершиться в другом. Дни пребывания в границах РФ окончательно уточняются по истечении налогового периода (календарного года), т.к. НДФЛ рассчитывается в целом за календарный год. Эти периоды могут прерываться выездами за границу, главное, чтобы суммарное количество дней, когда человек был в России, в течение налогового периода оказалось выше законодательного лимита. При анализе продолжительности выездных интервалов дни отъезда и приезда в РФ засчитываются в периоды пребывания в РФ (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345).

Подтвердить даты приезда или отъезда можно в т.ч. следующими документами:

    отметками в загранпаспорте;

    записями в миграционной карте;

    билетами на транспорт (авиа, ж/д);

    квитанциями по оплате услуг по проживанию в гостинице;

    справками от предыдущих нанимателей;

    командировочным удостоверением.

При смене статуса нерезидента на резидента налоговые удержания по НДФЛ работодатель должен пересчитать с начала года. Например, если смена статуса произошла в июле, за период с января по июнь работодатель удерживал НДФЛ с нерезидента по ставке 30%. К заработной плате июля уже должна быть применена ставка 13% (как для налогового резидента). При этом дополнительное обязательство работодателя – сделать перерасчет за истекшие месяцы. Необходимость этой операции обусловлена несколькими факторами:

    по резидентам налог исчисляется при каждой выплате, но расчет ведется не от текущей суммы дохода, а от накопленных с начала года начислений, полученный результат налогового обязательства корректируется на уже оплаченный налог;

    пока человек находится в статусе нерезидента, он не может пользоваться налоговыми вычетами , при смене статуса у человека появляется такое право;

    использование разных методик расчета налога (без накопительного эффекта и с ним, без налоговых вычетов и с ними) по доходам нерезидентов и резидентов может стать причиной несовпадения размеров обязательств перед бюджетом.

За период до июля текущего года часть налога должна быть возвращена физическому лицу путем возмещения или зачета в счет будущих выплат. То есть когда удержания производились по ставке 30%, и в связи со сменой статуса перерасчет проводится по тарифу 13%, разница за истекшие месяцы должна быть возмещена работнику. Возврат излишне уплаченного за налогоплательщика налога в связи со сменой налогового статуса сотрудника, не зачтенный налоговым агентом в счет последующих выплат, осуществляется налоговым органом. Для этого физическое лицо после окончания налогового года подает в ФНС декларацию о доходах и заявление на возмещение переплаты с документами, подтверждающими резидентство.

НДФЛ при работе по патенту

НДФЛ при работе иностранца по трудовому патенту удерживается по особому алгоритму. Иностранное лицо, которое приобретает патент, обязано погасить его стоимость посредством авансовых платежей. После трудоустройства с заработной платы такого сотрудника будет удерживаться подоходный налог. Его суммы можно уменьшить на размер уплаченных фиксированных взносов по патенту (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Для работодателя основанием для корректировок по налоговым удержаниям является заявление самого работника и уведомление из ФНС (работодателю для его получения нужно обратиться в инспекцию с заявлением).

КБК по НДФЛ нерезидентов

При уплате налога с доходов резидентов и нерезидентов в платежной форме указывается одинаковый код КБК – 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если же речь идет о доходах сотрудников, работающих по патенту и уплачивающих фиксированные взносы, КБК НДФЛ нерезидентов указывают следующий: 182 1 01 02040 01 1000 110.

В России налогообложение иностранцев регламентируется Налоговым кодексом РФ и действующими международными договоренностями. Эти лица, как и россияне, обязаны своевременно выплачивать все установленные налоги. Львиную долю налоговых выплат составляет подоходный налог для иностранных граждан (НДФЛ), который удерживается с доходов, полученных в РФ. Кроме этого, если мигрант владеет квартирой или автомобилем, то в его обязанности входит оплата имущественного и транспортного налогов. При продаже дома или квартиры также придется заплатить налог. Безвизовые иностранцы, получившие для трудоустройства в РФ , самостоятельно перечисляют авансовые платежи по НДФЛ.

НДФЛ

Последние годы в РФ наблюдается постоянный поток трудовых мигрантов, ситуацию усложнила непростая обстановка на Украине, которая повлекла за собой приезд большого числа беженцев. Устраивая на работу иностранцев, компания должна учесть много нюансов, особенно в той части, которая касается налогообложения, а мигранты не должны забывать, что после получения дохода необходимо заплатить налоги.

Принято считать, что подоходный налог выплачивается стране, где человек провел большую часть времени. При расчете налога во внимание принимают не гражданство, а резидентность - фактическое проживание мигранта в РФ в течение определенного времени. По общему правилу человек признается резидентом, если проживает в России дольше 183 дней в году на протяжении 12 месяцев. Если иностранец живет в РФ меньше этого срока, то он считается нерезидентом. Здесь имеется в виду не календарный год, который начинается с января, а именно период в 12 месяцев, отсчет может вестись и с середины одного года, а закончится в середине другого. К примеру, если сотрудник приехал в РФ в июле, то этот срок закончится в июне следующего года. Именно от этого статуса зависит применяемая ставка, а значит и размер НДФЛ - налога на доходы с физических лиц.

НДФЛ с зарплаты

НДФЛ - один из главных источников пополнения бюджета страны, его платят все физические лица, получивших доход в РФ. В налогообложении иностранцев есть много нюансов, которые зависят от их миграционного статуса и продолжительности проживания в РФ, а также ряда факторов:

  • Работник является ВКС или беженцем;
  • Мигрант прибыл в безвизовом порядке;
  • Иностранец является гражданином одной из стран Евразийского союза.

Обязанность по начислению, удержанию из заработной платы и перечислению налога на доходы иностранных граждан (НДФЛ) в бюджет является обязанностью работодателя, который в этом случае выступает налоговым агентом. Некоторое исключение из этого случая - иностранец с патентом. НДФЛ в определенной доле он выплачивают самостоятельно в виде авансового платежа, а работодатель учитывает эти суммы при окончательном расчете НДФЛ.

Если доход получен мигрантом не в результате выполнения своих обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, а например, после продажи автомобиля, то заявить об этом иностранец должен самостоятельно путем подачи декларации 3-НДФЛ в налоговые структуры.

Ставки НДФЛ

Законодательство РФ устанавливает фиксированный размер ставок по НДФЛ:

  • 30 % - для нерезидентов;
  • 13 % - с доходов ВКС;
  • 13 % - с доходов, полученных участниками Госпрограммы по переселению;
  • 13 % - для иностранцев-резидентов.

Очевидно, что ставка зависит от длительности проживания иностранца в РФ, то есть является ли он резидентом или нет. Нерезиденты платят НДФЛ по 30-процентной ставке, если срок их проживания в РФ составил меньше 183 дней. Но есть ряд иностранцев, которые не являясь налоговыми резидентами, выплачивают НДФЛ по особым ставкам:

  1. Высококвалифицированные специалисты (ВКС);
  2. Иностранцы с патентами;
  3. Беженцы;
  4. Граждане Евразийского союза.

Высококвалифицированные специалисты

Иностранец получает статус ВКС при выполнении одного главного условия - его заработная плата составляет свыше 2 млн в год (или 1 млн в год для научных и педагогических сотрудников). Прием ВКС на работу накладывает на компанию дополнительные обязанности. Например, работодатель обязан ежемесячно подтверждать, что заработная плата ценного кадра осталась на необходимом уровне.

Для ВКС ставка по НДФЛ составляет 13 %, независимо от достижения им статуса налогового резидента. Но это относится только к заработной плате специалиста высокой квалификации, которая является вознаграждением за выполнение им трудовых функций. Если речь идет о ряде других выплат, например, компенсации за аренду жилья, сотовую связь, доплате за питание, единоразовых премиях, то ставка составит 30 % до достижения ВСК статуса резидента.

Беженцы

Статус беженца присваивает ФМС (переименована в ГУВМ МВД) после предоставления иностранцем или апатридом необходимой документации. Главное условие для получения такого статуса - личностное преследование на родине, угроза жизни и здоровью. Статус присваивается на 3 года, если через это время угроза для человека не исчезнет, то срок продлевают.

У беженцев есть целый ряд привилегий по сравнению с другими иностранцами (например, получившими временное убежище или РВП): они практически полностью уравнены в правах с россиянами, могут получать пособия и пенсии, иметь социальные льготы, пользоваться бесплатной медициной. Налоговая ставка по НДФЛ для таких лиц составляет 13 % . Но как только человек утратит свой статус, исчисление НДФЛ происходит уже на общих основаниях.

Граждане стран ЕАЭС

Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии имеют такую же ставку, как и россияне, - 13 % . Это установлено международными договоренностями.

Иностранцы с патентами

Для работы в РФ безвизовый иностранец обязан самостоятельно получить . За период действия патента мигрант уплачивает фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Их размер для каждого региона различный, к примеру, для Москвы ежемесячная сумма платежа на 2019 год составляет 5000 рублей . Работодатель также рассчитывает НДФЛ с заработной платы мигранта и уменьшает его размер на сумму авансовых платежей, самостоятельно перечисленную иностранцем.

Страховые взносы с зарплаты

Кроме НДФЛ, с заработной платы работодатель обязан начислить и выплатить страховые взносы в ФСС, ПФ и ФФОМС. То есть налоги с зарплаты включают в себя: НДФЛ и взносы в государственные фонды. Но если в случае с подоходным налогом его сумма удерживается из зарплаты сотрудника, страховые взносы работодатель выплачивает за свой счет.

Выделяют три статуса иностранцев:

  • Временно пребывающие (иностранец в визовом или безвизовом порядке, не имеет РВП или ВНЖ);
  • Временно проживающие (имеет );
  • Постоянно проживающие (имеет ).

В отдельные группы выделяют беженцев и высококвалифицированных специалистов (ВКС). Иностранцы из перечисленных категорий могут быть как обычными работниками, так и ВКС. Для последних установлены особенные правила начисления НДФЛ и страховых взносов.

  1. Страховые взносы в ПФ начисляются всем иностранцам, за исключением ВКС в статусе временного пребывания. Работодатель обязан делать стандартные перечисления по установленному тарифу компании.
  2. Взносы в ФСС также начисляются всем иностранцам, кроме ВКС-временно пребывающих.
  3. Взносы в ФФОМС начисляются на выплаты только иностранцам с РВП и ВНЖ.
  4. На выплаты беженцам начисления происходит в том же порядке, что и на обычных сотрудников.
  5. Взносы гражданам Белоруссии, Армении и Казахстана начисляются так же, как и российским работникам, независимо от их статуса. Эти лица признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. По ВКС из этих стран начисления в ПФ не делаются, только в ФСС и ФФОМС по общим ставкам.

Видео: как платить налоги за иностранцев

Имущественный налог

На недвижимое имущество иностранных граждан (дом, квартиру, комнату, дачу) начисляется аналогичный налог, как и на жилье россиян. Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость всех строений по состоянию на 1 января текущего года.

Ставка налога на имущество:

  • Если по оценочным данным БТИ объект стоит меньше 300 000 рублей, то ставка налога не может быть ниже 0,1 % от налоговой базы;
  • Если инвентаризационная стоимость составляет от 300 000 до 500 000 рублей, то предельный размер налоговых отчислений не может быть выше 0,3 % и ниже 0,1 %;
  • Когда объект стоит свыше 500 000 рублей, максимальный размер ставки ограничен 2 %, но при этом он не может быть ниже 0,3 %.

В каждом региональном образовании действуют свои ставки. Местные власти вправе дифференцировать их, но только в указанных выше диапазонах.

Земельный налог

Иностранцы имеют право оформлять в собственность недвижимое имущество, под которым подразумевается квартира, комната, дом или дача. Но законодательством РФ установлены определенные ограничения на передачу в собственность земельных участков. Их иностранцы могут взять только в аренду, даже если покупается дом, стоящий на этой земле. Однако стать владельцами земли мигранты все-таки смогут, если основаниями приобретения такой собственности станет наследование или дарение.

Земельный налог, как и имущественный, является региональным, то есть ставки по нему устанавливают местные органы самоуправления (но в утвержденных пределах). Земельный налог (ЗН) рассчитывается по следующей формуле:

ЗН=Кст х Д х Ст х Кв, где

  1. Кст - кадастровая стоимость земли (можно узнать на сайте Росреестра – rosreestr.ru/wps/portal/);
  2. Д - размер доли;
  3. Ст - региональная налоговая ставка (точную цифру по своему региону можно посмотреть по ссылке: nalog.ru/rn77/service/tax/);
  4. Кв - коэффициент владения (используется только, если владение участком осуществлялось на протяжении неполного года, нежен для корректировки налога).

Начислением земельного и имущественного налогов занимается ФНС, после чего собственник получает уведомление о необходимости уплаты налога с указанием его суммы.

Продажа имущества

По налоговому законодательству, иностранцы, как и россияне, обязаны заплатить налог с любых доходов, полученных в РФ, в том числе и с продажи недвижимости, земельных участков, транспортных средств. Гражданская принадлежность при продаже дома или квартиры не имеет никакого значения, здесь важно налоговое резидентство, так как с этим связаны ставки по НДФЛ: для резидентов - 13%, для нерезидентов - 30 % от суммы, за которую была продана собственность . Чтобы реализовать недвижимость с меньшими затратами, нужно стать резидентом РФ, то есть прожить в стране на законных основаниях больше 183 дней без перерывов.

По продаже имущества есть один важный момент. Если оно находилось в собственности больше 3 лет, то обязанности по выплате НДФЛ в случае его продажи не возникает. Но это касается только резидентов, нерезиденты оплачивают налог полностью. При этом нерезиденты не могут воспользоваться налоговыми вычетами, которые предоставляются резидентам РФ.

После продажи недвижимости или автомобиля бывший собственник обязан подать в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и заплатить налог. Сделать это нужно до 30 апреля следующего за налоговым периодом годом. За несвоевременное предоставление декларации налагаются штрафные санкции в размере.

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

Действующее фискальное законодательство предусматривает необходимость расчета и перечисления НДФЛ с нерезидентов в 2017 году. Выбор ставки и порядок исчисления налоговой базы определяется следующими параметрами: наличием у иностранца особого статуса, фактом резидентсва на территории РФ, типом дохода, подлежащего налогообложению. Чтобы избежать штрафов и иных видов ответственности, работодателю необходимо учесть все тонкости и нюансы.

КонсультантПлюс попробуйте бесплатно

Получить доступ

Как определяется налоговая ставка для иностранцев?

Порядок налогообложения иностранцев, трудоустроенных в РФ, описывается ст. 224 НК РФ. Согласно нормам законодательства, применяемая в конкретном случае ставка подоходного налога зависит от факта резидентства.

НК РФ называет резидентом человека, который в течение последних непрерывных 12 месяцев пребывает на территории России не менее 183 дней. Периоды нахождения в стране могут чередоваться с датами отъезда и идти в любой последовательности. Не учитываются отбытия за границу длительностью до шести месяцев, если их цель – образование или получение медицинских услуг.

Это иностранные работники, имеющие опыт, знания и достижения в определенных сферах деятельности. Уровень их заработной платы соответствует установленной законодательно минимальной планке. Особая группа ВКС – участники проекта «Сколково».

Заработная плата таких сотрудников облагается по ставке 13%. Из иных доходов, получаемых от компании-нанимателя, удерживается 30%.

2. Иностранцы, действующие на основании патента

С 2015 года граждане государств, с которыми у РФ действует безвизовый режим, не оформляют разрешение на работу. Они приобретают специальный документ – патент, представляющий собой уплату подоходного налога авансом. Это дает им право устраиваться по найму к физическим лицам и в компании на территории определенного региона России.

В случае наличия патента НДФЛ с иностранцев в 2017 году уплачивается по ставке 13%. Определяя сумму налоговых отчислений, бухгалтер компании-нанимателя должен вычесть из фискальных обязательств сотрудника размер аванса, перечисленного при приобретении разрешительного документа. Срок действия патента и стоимость указывается в справке из ИФНС.

3. Иностранцы-беженцы

Для граждан других стран, получивших в России статус вынужденных переселенцев, действует сниженная ставка 13%.

4. Выходцы из государств ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении)

Для граждан дружественных стран предусмотрены упрощенные условия трудоустройства в России. Они платят подоходный налог по специальной ставке – 13%.

Важно! НДФЛ для иностранных граждан в 2017 году не предусмотрен для доходов, получаемых из заграничных источников.

Важно! Особые ставки предусмотрены только для трудовых доходов иностранных граждан. Получаемые ими дивиденды от российских компаний облагаются по ставке 15%, иные поступления от источников на территории РФ – по ставке 30%.

Иностранцы: подоходный налог и факт резидентства

Задача бухгалтера при исчислении подоходного налога – правильно определить факт резидентства иностранного гражданина. В общем случае подтверждением 183-дневного пребывания на территории РФ является паспорт физического лица с отметками о пересечении границы.

Если при прибытии в другую страну отметки не проставляются (как для государств ЕАЭС), подтверждающими документами признаются билеты на самолет и поезд, чеки из гостиниц. Можно использовать трудовые договоры с предыдущих мест трудоустройства, табели учета рабочего времени, приказы на командировки и т.д.

Резидентсво иноземного сотрудника может меняться с течением времени, поэтому фискальный статус определяется на каждую дату осуществления платежа. Если он меняется, сумма бюджетных отчислений пересчитывается.

Как платить НДФЛ с иностранцев в 2017

НДФЛ за иностранных граждан платит работодатель, с которым они заключили трудовой контракт или гражданско-правовой договор. Исключение из этого правила – лица, работающие на основе патента. Они частично оплачивают подоходный налог авансом, когда приобретают разрешительный документ в фискальной службе.

Рассчитывая подоходный налог для иностранца-патентника, бухгалтер организации должен сделать запрос в фискальные органы, что он имеет право уменьшить размер бюджетного обязательства на величину уплаченного ранее аванса. На ответ у ИФНС есть 10 дней с момента получения обращения. Если он будет положительным, можно уменьшить исчисленный по ставке 13% НДФЛ на стоимость патента.

Если сотрудник из союзного государства работает одновременно в нескольких компаниях, аванс зачитывается только в одном месте. Обычно это тот работодатель, который отправил запрос в ИФНС первым.

НДФЛ иностранных работников в 2017 году уплачивается в том же порядке, что и для российских граждан. Если человек работает по найму в организации, последняя исполняет функционал фискального агента: рассчитывает и перечисляет подоходный налог.

Дедлайны перечисления средств в бюджет зависят от вида полученного дохода:

  • оклад – в день совершения платежа по безналу или снятия наличных в кредитной организации;
  • отпускные и листки нетрудоспособности – не позднее окончания месяца, в котором были выплачены соответствующие суммы;
  • доход в натуральной форме – на следующий день после передачи сотруднику продукции (оказания услуги).

Организации, перечисляющие иностранным гражданам дивиденды, выполняют роль фискальных агентов. Они обязаны удержать и перечислить налог в госказну не позднее дня, следующего за выплатой дохода.

По произведенным начислениям и выплатам налоговые агенты отчитываются в ИФНС, подавая справки 2-НДФЛ. При заполнении отчетных форм важно правильно выбрать статус иностранца.

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов .

При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в Российской Федерации. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы .

Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения законодательства о КИК.

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК
13.11.2015

Вопрос: Об определении статуса налогового резидента гражданина Израиля, работающего в РФ по трудовому договору, для исчисления НДФЛ, если он находится в РФ менее 183 дней в году.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу признания гражданина Израиля налоговым резидентом Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что гражданин Государства Израиль осуществляет деятельность в Российской Федерации по трудовому договору с ЗАО. В связи с разъездным характером работы срок его нахождения в Российской Федерации не превышает 183 дней в календарном году.

Пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Конвенция) предусмотрено, что для целей Конвенции выражение "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного места пребывания, места управления, места инкорпорации или места регистрации в качестве юридического лица или любого другого аналогичного критерия.

Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, в том числе критерий места нахождения "постоянного жилища", используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах.

В соответствии с Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Поскольку, как следует из письма, физическое лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

В такой ситуации проблемы "двойного резидентства" не возникает и, соответственно, не применяются критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции, установленные для случаев, когда каждая из Договаривающихся сторон признает физическое лицо своим резидентом.

Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход налогоплательщика, полученный от источников в Российской Федерации, к которому, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
08.12.2014

Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 "О неприменениии писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения"

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

Статья написана и размещена 24 мая 2011 года. Дополнена - 27 августа, 28 октября, 12 и 20 декабря 2011 года, 2 февраля 2012 года, 16.04.2013, 14.11.2014, 11.02.2015, 06.06.2015, 26.08.2015, 01.09.2015, 26.10.2015, 13.02.2016, 22.02.2016, 11.05.2016, 14.03.2017, 04.04.2017, 22.10.2017, 19.12.2018, 16.05.2019.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.