Основные средства признаваемые объектом налогообложения вг. Какое имущество подлежит налогообложению у российских организаций. Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Особенности налогообложения страховых компаний

ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного развития рыночного хозяйства необходимо, чтобы экономические основы любой предпринимательской деятельности опирались на адекватную гражданско-правовую основу. Причем эта основа должна быть взаимоувязанной по содержанию, принципам и форме на всех уровнях рыночного хозяйства - от государственного до уровней производителя и потребителя.

В России, как и в ряде западных стран (например, в Германии), форми­руется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

Первая ступень - Гражданский и Налоговый кодексы, некоторые зако­ны и правовые акты, имеющие статус кодекса;

Вторая ступень - специальные законы по страховой деятельности и смежным с ней видам деятельности;

Третья ступень - нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика и страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя. Кроме того, в страховании участвуют другие лица, а также контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполни­тельной и законодательной власти.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и ис­пользования страхового фонда, то есть собственно страхование, отно­сятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых от­ношений выступают материальные и денежные ценности, а также нема­териальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособ­ность, то есть риск потери семейных доходов в результате утраты здоро­вья или наступления смерти в период страхования. Основными субъек­тами указанных отношений являются страховщики, страхователи, заст­рахованные и выгодоприобретатели. Поскольку страховые правоотношения имеют форму взаимных обязательств сторон, то они относятся к обязательственному праву.

Следует отметить, что нормативная база по страхованию, регулирую­щая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и вклю­чающая несколько кодексов (гражданский, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, далека от совершенства. Отдельные законы не полностью соответствует современному этапу развития страхо­вого рынка, а в ряде случаев противоречат сложившейся экономической ситуации и друг другу, в результате чего страхование развивается в значи­тельной степени хаотично, под влиянием разнонаправленных, нескоорди­нированных действий. В качестве примеров можно выделить требование публичности договора личного страхования, путаницу в количестве от­раслей страхования в ГК РФ и в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации», отсутствие законодательных документов по пе­рестрахованию, дефицит общепринятых в мировой практике видов обяза­тельного страхования при общем весьма значительном их количестве, не­совершенство Налогового Кодекса и т.п. Это обстоятельство необходимо постоянно учитывать при более подробном рассмотрении отдельных сто­рон страховой деятельности.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страхование как сфера профессиональной деятельности регулируется главами Гражданского Кодекса РФ, прежде всего главой 48 «Страхова­ние», а также главами: 3 «Граждане (физические лица)», 4 «Юридические лица», 7 «Ценные бумаги», 9 «Сделки», 10 «Представительство. Доверен­ность», 11 «Исключение сроков», 12 «Исковая давность», 13-20, посвя­щенные правам собственности, 21-29, посвященные обязательствам и до­говорам, 34 «Аренда», 37 «Подряд», 42 «Закон и кредит», 44 «Банковский вклад», 45 «Банковский счет», 49 «Поручение», 52 «Агентирование» и другими в части, регулирующей деятельность страховой компании как субъекта хозяйственной деятельности.

Основное содержание главы 48 Кодекса составляют нормы, регулиру­ющие отношения по договорам имущественного и личного страхования. Определяется понятие обязательного страхования, причем в двух видах - за счет средств государственного бюджета и за счет иных источников. Обя­зательность страхования устанавливается не для всех участников, а имен­но для страхователя, причем страхователь не может навязать свои условия договора страхования страховщику.

Налогообложение страховщиков регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК). Ст. 149 части второй НК подтвердила, что оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию стра­ховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обес­печению негосударственными пенсионными фондами не облагается нало­гом на добавленную стоимость. Однако имеется важное исключение - в пп. 4 п. 1 ст. 162 указано, что страховое возмещение по договорам страхо­вания на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облагается данным налогом.

Согласно ст.284 гл. 25 части второй НК в редакции Федерального За­кона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодатель­ства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утра­тившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах», налоговая ставка на прибыль стра­ховщиков устанавливается в размере 24 процентов. Определение налого­вой базы страховщиков будет рассмотрено в теме 6.

Налогообложение страхователей также регулируется НК. Согласно п.2 ст.208 гл. 23 части второй НК страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организа­цией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоян­ного представительства в РФ, относятся к их доходам.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, получен­ные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством, по доброволь­ному долгосрочному (на срок не менее пяти лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключе­нием оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей или застрахо­ванных лиц, а также доходы в виде страховых выплат по договорам добро­вольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обес­печения, заключенными с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 213 НК РФ).

Более подробно условия налогообложения страховых выплат мы будем рассматривать в темах, посвященных отдельным отраслям страхования.

Согласно ст. 252 и 263 гл. 25 части второй НК в редакции Федерально­го Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодатель­ства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утра­тившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах» расходы на обязательное и добро­вольное страхование имущества и ответственности относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, а расходы на личное страхование, включая пенсионное и медицинское, к расходам на оплату труда, согласно ст. 255 НК в упомянутой редакции.

В соответствии со ст. 263 расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обяза­тельного и следующим видам добровольного страхования имущества:

2) добровольное страхование грузов;

3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объек­тов незавершенного строительства (в том числе арендованных);

4) добровольное страхование рисков, связанных с проведением строи­тельно-монтажных работ;

5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;

6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

7) добровольное страхование иного имущества, используемого нало­гоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на полу­чение дохода;

8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством РФ либо явля­ется условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соот­ветствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми меж­дународными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав расходов в пределах утвержденных законодательно тарифов. Если данные тарифы не утверждены - то в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в состав расходов также в раз­мере фактических затрат.

К расходам налогоплательщика на оплату труда, согласно ст. 255 НК в вышеупомянутой редакции, относятся суммы взносов работодателей по следующим видам страхования в пользу работников:

Обязательное и добровольное пенсионное пожизненное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение);

Долгосрочное страхование жизни на срок не менее пяти лет, если в течение этих пяти лет не предусматривается страховых выплат, в том числе в виде рент и аннуитетов;

Добровольное личное страхование на срок не менее года, предусмат­ривающее оплату медицинских расходов застрахованных;

Добровольное личное страхование исключительно на случай смер­ти или утраты трудоспособности в связи с исполнением трудовых обя­занностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования (обеспечения) учитывается в качестве расходов при налогообложении в размере не более 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

При изменении вышеуказанных условий договоров страхования жиз­ни и пенсионного страхования (обеспечения) или их расторжения взносы работодателей по этим договорам подлежат налогообложению с момента изменения (расторжения), за исключением досрочного расторжения в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусмат­ривающие оплату медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере не более трех процентов от суммы расходов на оплату труда.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосудар­ственному пенсионному обеспечению), согласно ст. 272 главы 25 НК, при­знаются расходами в целях налогообложения только в том отчетном перио­де, в котором были выделены средства на оплату страховых взносов.

До принятия главы 25 НК расходы по страхованию относились на се­бестоимость в ограниченном размере: от одного до трех процентов сово­купной стоимости произведенной продукции (работ, услуг).

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Под имущественным страхованием в Гражданском кодексе Российс­кой Федерации (ст.929) подразумевается процесс составления и исполне­ния договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или друго­му лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахо­ванному имуществу или иным имущественным интересам страхователя.

Для получения страхового возмещения клиент должен заявить свою претензию по страховому случаю в установленный срок и по установлен­ной форме. Соблюдение срока очень важно в имущественном страхова­нии, так как при запаздывании трудно определить первоначальные раз­меры ущерба.

Важнейшими видами имущественного страхования являются огне­вое, от кражи, автотранспортное, морское, авиационное.

В соответствии с п. 4 ст. 213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Рос­сийской Федерации» от 29.12.2000 № 166) по договору добровольного иму­щественного страхования при наступлении страхового случая доход физи­ческого лица - налогоплательщика, подлежащий налогообложению, оп­ределяется в случаях:

Гибели или уничтожения застрахованного имущества как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застра­хованного имущества на дату заключения указанного договора, увели­ченной на сумму уплаченных за страхование этого имущества страхо­вых взносов;

Повреждения застрахованного имущества как разница между полу­ченной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осу­ществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов;

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (вос­становления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восста­новление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экс­пертом (оценщиком).

Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных стра­хователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в свя­зи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, уста­новлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и усло­виями договора имущественного страхования.

Налоговая ставка, в соответствии с п. 1 ст. 224 части второй НК, уста­навливается в размере 13 процентов.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взно­сов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование произ­водится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действу­ющим законодательством.

Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), со­гласно п.4 ст.23 7 НК, является материальная выгода, получаемая работ­ником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного стра­хования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вно­сились за него работодателем.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ

Согласно ст. 4 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» к личному страхованию относится страхование имущественных интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.

Под страхованием жизни принято понимать предоставление стра­ховщиком в обмен на уплату страховых премий гарантии выплатить опре­деленную сумму денег (страховую сумму) страхователю или указанным им третьим лицам в случае смерти застрахованного или его дожития до опре­деленного срока. Страхуемый риск при страховании жизни - это продол­жительность человеческой жизни. Риском является не сама смерть, а время ее наступления. Основными принципами страхования жизни являются: страховой интерес, участие в прибыли страховой компании, выкуп страхового дого­вора, «прозрачность» страхования жизни. Согласно ГК РФ договор стра­хования жизни является публичным.

Договор страхования жизни представляет собой официально скреп­ленное соглашение между страховщиком и страхователем о выплате пер­вой стороной определенной денежной суммы (страховой суммы) при на­ступлении конкретных страховых случаев в обмен на уплату страховых премий второй стороной.

В качестве основного источника для расчета тарифов по страхованию жизни служат таблицы смертности, которые государственными органами статистики с определенной периодичностью на основе информации, собира­емой в результате переписи населения либо самим страховщиком, и планиру­емая норма доходности. В некоторых странах минимальная гарантированная норма процента, которую должен обеспечить страховщик, устанавлива­ется государственными органами надзора за страховой деятельностью.

Страхование от несчастных случаев и болезней определяется как совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанно­сти страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных рас-ходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат). На практике в большинстве случаев российские страховщики ограничивают свою ответственность толь­ко несчастными случаями, оставляя риск заболеваний в компетенции меди­цинского страхования и страхования жизни.

Страхование выезжающих за рубеж обеспечивает компенсацию ме­дицинских расходов, могущих возникнуть в заграничной поездке вслед­ствие внезапного заболевания или несчастного случая. Этой своей сторо­ной страхование граждан, выезжающих за рубеж, тесно смыкается с обык­новенным страхованием от несчастного случая (в части возмещения меди­цинских расходов), но отличается от него территорией действия полиса. Самая характерная черта страхования граждан, выезжающих за рубеж, - включение в него так называемого страхования неотложной помощи, то есть немедленного предоставления оговоренной услуги. Данная деятель­ность относится к страховой, так как основывается на передаче страхов­щику риска возникновения необходимости неотложной помощи в обмен на предварительную уплату определенной страховой премии.

Медицинское страхование - это совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страхо­вых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или пол­ной компенсации дополнительных расходов застрахованному, вызванных его обращением в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья у получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Госу­дарство в лице своих законодательных и исполнительных органов опреде­ляет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взно­сов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Все­общность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гаран­тированных возможностей получения медицинской, лекарственной и про­филактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.

Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам за­щиту от рисков расходов на дополнительные медицинские и иные услуги, сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

В реализации дополнительного пенсионного обеспечения использу­ются различные варианты. Первый - сам работник или его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании, дающий право на пожизненную ренту. Второй - открытие персональных пенсионных сче­тов в коммерческих банках. Третий - участие в негосударственных пенси­онных фондах.

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает ак­кумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пей сии участникам фонда.

В соответствии с п.2 ст.213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации») суммы страховых выплат, полученные по дого­ворам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учиты­ваются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых вып­лат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на мо­мент заключения договора страхования. В противном случае разница меж­ду указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке в размере 35 процентов согласно п. 2 ст. 224 части второй НК.

Согласно п. З ст.213 НК, в случае досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (досрочного расторже­ния договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами) до истечения пя­тилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного растор­жения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования (законодательством РФ о негосу­дарственных пенсионных фондах) и условиями договора выплате при дос­рочном расторжении договора страхования (пенсионного обеспечения), а также в случае изменения условий указанного договора в отношении сро­ка его действия полученный доход, за вычетом суммы внесенных физичес­ким лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подле­жит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, соглас­но п. 1 ст. 224 части второй НК, в размере 13 процентов.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пен­сионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев:

Когда страхование работников производится работодателями в обяза­тельном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

Заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном пенсионном обеспечении) при ус­ловии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.

Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), со­гласно п.4 ст.237 НК, является материальная выгода, получаемая работ­ником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного стра­хования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п/п.9 п.1 ст.238 НК) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Согласно п/п.9 п.1 ст.238 НК не подлежат налогообложению ЕСН: сум­мы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работни­ков, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законо­дательством РФ, а также по договорам добровольного страхования, пре­дусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застра­хованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов за­страхованных физических лиц при условии отсутствия денежных выплат застрахованным физическим лицам.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Гражданско-правовая ответственность - способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав путем применения санкций имущественного характера, направленных на восстановление имуществен­ного положения потерпевшего. Она наступает в результате нарушения иму­щественных и личных неимущественных прав граждан и организаций (не­законного владения, нарушения договора, неумышленного причинения вреда и т.д.). Данный вид ответственности влечет за собой только имуще­ственные меры и ее основная цель - компенсация вреда или ущерба, при­чиненного потерпевшему.

В «Условиях лицензирования страховой деятельности Российской Федерации», утвержденных приказом страхового надзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08, определены следующие подотрасли страхования ответственности: страхование гражданской ответственности владельцев автотранс­порта; страхование гражданской ответственности перевозчика; страхова­ние гражданской ответственности предприятий - источников повышен­ной опасности; страхование профессиональной ответственности; страхо­вание ответственности на неисполнение обязательств; страхование иных видов гражданской ответственности.

Персональное страхование гражданской ответственности включает: страхование гражданской ответственности главы семьи или частное, семей­ное и спортивное страхование ответственности; страхование ответственнос­ти владельца животных; страхование гражданской ответственности домо­владельцев; страхование ответственности за загрязнение вод; страхование ответственности заказчика при постройке; страхование ответственности владельцев судов; страхование гражданской ответственности охотников.

Страхование гражданской ответственности предприятий обычно включает: страхование гражданской ответственности производителя то­вара; страхование гражданской ответственности перевозчика; страхова­ние гражданской ответственности за загрязнение окружающей природной среды и страхование гражданской ответственности предприятий, эксплуа­тирующих опасные производственные объекты за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

Объектом страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта является вред жизни, здоровью и ущерб имуществу третьих лиц, которые могут быть причинены при эксплуатации средства транспорта.

Профессиональную ответственность страхуют те лица, чья ответ­ственность, как правило, не застрахована в рамках ответственности пред­приятия. Страхование профессиональной ответственности осуществляется на случай возникновения каких-либо упущений, недосмотров, неосторож­ности и т. д. лиц определенных профессий. При этом подразумевается, что эти лица обладают необходимой компетенцией для занятия данным видом деятельности и относятся к своим обязанностям добросовестно, исполняя все требования, предъявляемые к данной профессии. Подтверждением уров­ня квалификации лиц таких профессий является наличие у них сертифика­тов, дипломов или других документов.

В соответствии с п.4 ст.213 НК (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Рос­сийской Федерации») по договору добровольного страхования гражданс­кой ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при наступлении страхового случая доход физического лица-налогоплательщика (получателя выплаты), подлежащий нало­гообложению, определяется в случаях:

Гибели или уничтожения имущества третьих лиц как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью поврежденного имущества на дату наступления страхового случая, увеличенной на сумму уплаченных за страхование этого имущества страховых взносов;

Повреждения имущества третьих лиц как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлял­ся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных за страхо­вание этого имущества страховых взносов;

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (вос­становления) поврежденного имущества в случае, если ремонт (восстанов­ление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, зак­лючением, актом), составленным страховщиком или независимым экспер­том (оценщиком).

Обоснованность расходов на ремонт (восстановление) имущества под­тверждается следующими документами:

1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (ока­занных услуг);

3) платежными документами, оформленными в установленном поряд­ке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных стра­хователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в свя­зи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, уста­новлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и усло­виями договора имущественного страхования.

Налоговая ставка, в соответствии с п. 1 ст. 224 части второй НК, уста­навливается в размере 13 процентов.

Налоговой базой для уплаты единого социального налога (ЕСН), со­гласно п.4 ст.237 НК, является материальная выгода, получаемая работ­ником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного стра­хования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вно­сились за него работодателем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  4. Архипов А.П., Гомеля В.Б. «Основы страхового дела». М.: Маркет ДС, 2002. 410 стр.
  5. Евстигнеев В.Д. «Государственная поддержка и регулирование страхового дела» // Финансы, 1996, № 7. С. 38-40.
  6. Ефимов С.Л. «Экономика и страхование: Энциклопедич. словарь» М.: Церих-ПЭЛ, 1996. 525 стр.
  7. Крутик А.Б., Никитина Т.В. «Организация страхового дела». СПб.: СПбГУЭФ, 1999. 304стр.
  8. Турбина К. «Страхование и себестоимость» // Финансовый бизнес, 1997, №3. С. 29-32.
  9. Шахов В.В. «Страхование: учебник для ВУЗов». М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. 311 стр.
  10. Шинкаренко И.Э. «Страхование ответственности» М.: Финансы и статистика, 1999. 352 стр.

При практическом налогообложении страховых организаций необходимо руководствоваться действующим налоговым законодательством.

Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объект налогообложения - среднегодовая стоимость находящегося на балансе имущества.

Земельный налог уплачивают страховые компании, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.

Сотрудники страховых компаний уплачивают налог на доходы физических лиц. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный сотрудником в текущем календарном году.

Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие на балансе транспортные средства.

Основной источник получения прибыли для страховой организации -- инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то, что целью страховой деятельности служит оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности -- получение прибыли, они органически связаны. С одной стороны, источник финансирования инвестиционной деятельности -- страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций. Например, в страховании жизни ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности учитывается заранее при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, влияя на величину страхового фонда.

Рисковый характер движения страхового фонда влияет и на инвестиционную деятельность, предъявляя серьезные требования к ликвидности вложенных средств.

В отличие от имеющего рисковой характер оборота средств по оказанию страховой защиты оборот средств, связанный с организацией страхового дела, регулируется действующим законодательством, организационной формой страховой организации и другими экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства определяют, например, порядок распределения прибыли, взаимоотношения с бюджетом и т.д.

Страховые организации раздельно учитывают доходы и расходы по договорам страхования, со страхования и перестрахования.

Доходы, которые страховые организации отражают в налоговом учете, условно можно разделить на две группы. Первая группа -- доходы, связанные с производством и реализацией (ст. 249 НК РФ), и вне реализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Такие доходы отражаются в общеустановленном порядке. Вторая группа -- доходы от страховой деятельности, упомянутые в статье 293 Налогового кодекса, которые учитываются в особом порядке.

К ним, в частности, относятся:

Страховые премии (взносы) по договорам страхования;

Вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

Вознаграждения, полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска, а также за определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии.

Специфика налогообложения страховых организаций определяется с одной стороны, экономической сущностью страхования, с другой стороны, особенностями страхования как сферы экономической деятельности или сферы бизнеса. К числу основных специфических характеристик страхования, оказывающих прямое или косвенное влияние на особенности системы налогообложения, относятся:

Формирование целевых фондов и их использование для осуществления выплат при наступлении страховых случаев;

Привлечение значительных объемов денежных средств особым способом - путем заключения договоров страхования и исполнение обязательств по ним;

Деятельность по перестрахованию;

Высокая доля инвестиционного дохода в формировании конечных финансовых результатов.

В тоже время, указанные специфические черты страхования, в свою очередь, обуславливают ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются:

Осуществление «щадящей» налоговой политики государства в области страховой деятельности, в силу большой социальной значимости страхования;

Освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;

Установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.

Выявленные особенности системы налогообложения страховых организаций негативно воздействуют на исполнение основных принципов и функций налогообложения и порождают существенные недостатки системы налогообложения, к числу которых относятся:

Приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения над фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней;

Неисполнение основных базовых принципов налогообложения: принципов податного равенства, определенности, справедливости и удобности;

Уплата налоговых обязательств по налогу на прибыль страховых организаций преимущественно осуществляется с результатов инвестиционной деятельности.

Вместе с тем, под влиянием несовершенства налогообложения страховых организаций наблюдается и ряд неблагоприятных тенденций развития региональных страховых рынков, а именно:

Отсутствие стимулов для сокращения собственных управленческих расходов и расходов на ведение дела в связи с освобождением страховых организаций от косвенного налогообложения;

Специализация региональных страховых компаний на имущественных видах страхования и страховании ответственности из-за недостаточной степени капитализации;

Первостепенное внимание уделяется наращиванию количественных показателей: величины собранных страховых премий и произведенных выплат, а не качественных: эффективности работы, отражающейся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет.

Вместе с тем, исходя из того, что в региональном распределении страховой премии явно доминирует крупные федеральные страховщики, размер которой в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств, наблюдается заметный отток страховых средств из регионов.

В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации, т.е. преимущественно в Центральном Федеральном округе. Подобная ситуация, в свою очередь, порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это - достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами.

Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, причем каждый из них вправе поступать по-своему.

Подводя итоги, можно утверждать, что существует острая необходимость совершенствования системы налогообложения страховых организаций. Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств между федеральным центром и регионами, увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации и, вместе с тем, создать условия для развития региональных страховых рынков, удовлетворяющих потребности региона в страховой защите, предлагается возможным с помощью разработки и внедрения альтернативного механизма налогообложения, заключающегося во введении дополнительного налога на страховые взносы с дифференцированными ставками налога по каждому направлению страхования.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений.

Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты. Тем не менее страховые операции могут приносить иногда довольно значительную прибыль, но ее получение не становится ориентиром для страховой организации. Общественная эффективность деятельности страховщика может быть оценена весьма высоко и при незначительной прибыли от страховых операций, а в определенных ситуациях -- и при ее отсутствии.

Основной источник получения прибыли для страховой организации -- инвестиционная деятельность, проводимая путем использования части средств страхового фонда в коммерческих целях. Несмотря на то, что целью страховой деятельности служит оказание услуг, имеющих большое социальное значение, а целью инвестиционной деятельности -- получение прибыли, они органически связаны. С одной стороны, источник финансирования инвестиционной деятельности -- страховой фонд, с другой стороны, прибыль от инвестиционной деятельности может быть направлена на финансирование страховых операций. Например, в страховании жизни ожидаемая прибыль от использования средств резерва взносов в инвестиционной деятельности учитывается заранее при определении тарифа и тем самым способствует его снижению, влияя на величину страхового фонда

Валовая прибыль страховой компании облагается налогом на прибыль.

Налогообложение страховой деятельности является экономическим методом государственного регулирования страховой деятельности. В связи с изменениями в экономике изменяются как состав налогов, так и их процентные ставки.

Налогообложение страховой деятельности в России предусматривает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость операций страхования и перестрахования. Это связано с тем, что добавленная стоимость в страховании и перестраховании не создается.

Существует острая необходимость совершенствования системы налогообложения страховых организаций. Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств между федеральным центром и регионами, увеличить налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации и, вместе с тем, создать условия для развития региональных страховых рынков, удовлетворяющих потребности региона в страховой защите, предлагается возможным с помощью разработки и внедрения альтернативного механизма налогообложения, заключающегося во введении дополнительного налога на страховые взносы с дифференцированными ставками налога по каждому направлению страхования.

Модель системного подхода совершенствования налогообложения прибыли организаций должна быть направлена на обеспечение оптимального соотношения регулирующей и фискальной функций налога на прибыль организаций в целях улучшения условий для роста экономики РФ.

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Налогообложение страховых организаций

Налог на добавленную стоимость.

Страховые организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), но освобождаются от его уплаты по операциям, которые непосредственно связаны со страховым делом.

В целом различают следующие основания для освобождения от уплаты НДС деятельности страховщиков.

I. Операции, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению .

1. Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение, определяется МИД России совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

2. Реализация (а также передача, выполнение) на территории РФ:

а) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств.

К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой РФ или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

Монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой РФ или валютой иностранного государства (группы государств);

б) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

II. Операции, для которых разрешается приостановить освобождение минимум на один год :

1. Услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также услуги по пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. Операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:

страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему). Поэтому не облагаются налогом на добавленную стоимость денежные средства, полученные перестраховщиком, в доле выплаченного им страховщику перестрахователю страхового возмещения. Также не подлежат налогообложению средства, полученные страховой медицинской организацией по договорам обязательного медицинского страхования на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

проценты , начисленные на депо премий по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

страховые взносы , полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

средства в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю. Независимо от того, перечисляют лидеру состраховщики или он (лидер) сам оставляет себе ее, если в договоре сострахования указана лидерская комиссия (вознаграждение), то она является объектом налогообложения НДС.

2. Операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. Освобождаются только доходы от оказания услуг по предоставлению денежных средств по договору займа. Если объектом займа выступают ценные бумаги, то доходы, полученные заимодавцем в виде процентов по договору займа, облагаются налогом на добавленную стоимость.

Что касается купонного дохода, полученного заемщиком от эмитента, в случае если объектом займа является долговое обязательство (облигация), указанный доход не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость у владельца облигации, то есть у заемщика, поскольку его получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг).

В случае если указанный купонный доход или часть его перечисляется заемщиком ценных бумаг заимодавцу, у заимодавца он подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 2 ст. 153 НК РФ, поскольку, передавая ценные бумаги по договору займа, он утрачивает право собственности на них и указанный доход следует рассматривать как плату за оказанную финансовую услугу по предоставлению ценных бумаг по договору займа.

Операции, связанные с оплатой рыночной стоимости акций, являющихся предметом займа, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подп. 12 п. 2 ст. 149 НКРФ.

Что касается средств, полученных заимодавцем за предоставление заемщику коммерческого кредита в виде отсрочки платежа, то они учитываются при определении налоговой базы в общеустановленном порядке.

3. Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Операции по безвозмездной передаче товаров в рекламных целях относятся к операциям по передаче товаров для собственных нужд, и у страховой организации не возникает обязанности по уплате НДС.

Условия приостановления освобождения:

  • направить заявление в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен приостановить освобождение;
  • приостановление распространяется на все операции;
  • не допускается приостановление действия освобождения на срок менее одного года;
  • не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

III. Освобождение всех операций по желанию налогоплательщика при выполнении следующего условия:

Выручка от реализации не должна превышать 2 млн. руб. без НДС за 3 мес. подряд.

Для получения освобождения необходимо представить письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета до 20-го числа месяца, начиная с которого планируется применение освобождения.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца страховые организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что выполняется условие по выручке;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение (по желанию).

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

В случаях, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ, страховые организации вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Если в течение периода применения освобождения выручка от реализации товаров и услуг без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб., то начиная с 1-го числа месяца такого нарушения и до окончания периода освобождения налогоплательщик утрачивает право на льготу. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Суммы налога, принятые к вычету до использования права на освобождение по товарам (работам, услугам), но не использованные для указанных операций (после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение), подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, (до утраты указанного права и использованным после утраты им этого права) при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету.

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет.

Налоговая база при реализации товаров и услуг определяется страховой организацией в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации или приобретения на стороне товаров (работ, услуг).

Согласно п. 4 ст. 169 НК РФ по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, страховые организации не составляют счета-фактуры.

Для иных налогоплательщиков налоговая база увеличивается на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Налоговым периодом по НДС является квартал.

Налогообложение страховых организаций производится по налоговой ставке 18%. Дробная ставка (18/118) применяется в следующих случаях:

  • при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;
  • при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей реализации;
  • при удержании налога налоговыми агентами;
  • при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом;
  • в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях гл. 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.

При реализации товаров и услуг, передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. Сумма НДС в бюджет определяется последующей формуле:

НДС(бюджет) = НДС(выходной) - НДС(входной)

где НДС(выходной) - налог в цене реализованных товаров, работ, услуг;

НДС(входной) - налог в цене приобретенных товаров, работ, услуг.

Входной НДС может:

1) приниматься к вычету (возмещению) (ст. 171,172,176 НК РФ);

2) учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Входной НДС подлежит вычету при выполнении следующих условий:

1. Использование приобретенных товаров, работ, услуг для деятельности, облагаемой НДС.

2. Наличие документов, подтверждающих право на вычет (счета-фактуры, накладные, квитанции, чеки).

3. Принятие на учет приобретенных товаров, работ, услуг.

4. Осуществление оплаты за счет собственных средств.

Превышение сумм налоговых вычетов над суммами НДС подлежит возмещению налогоплательщику за исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

При реализации товаров (услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (оказания услуги) или со дня передачи имущественных прав.

В расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров и услуг, операции по которым освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 145 НК РФ, расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

По умолчанию суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), используемых для операций, не облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для операций, облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров и услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, представленных за налоговый период.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), приобретение имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Если страховая организация исчисляет суммы НДС в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 170 НК РФ, то суммы НДС, предъявленные страховой организации (плательщику налога на прибыль) при приобретении амортизируемого имущества, при исчислении налога на прибыль не увеличивают стоимости этого амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и относятся на расходы страховой организации, связанные с производством и реализацией страховых услуг единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию при условии использования указанного имущества для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Налоговая декларация по НДС представляется в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог перечисляется в бюджет равными частями до 20 числа каждого месяца следующего квартала.

  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

В нашей статье можно прочесть, как правильно сделать проводки налога на имущество в бухгалтерском учете и как заполнить декларацию по налогу на имущество .

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость , в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 28 мая 2015 г. № 03-05-05-01/30895, от 6 мая 2015 г. № 03-05-05-01/25946, от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:

основные средства , учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;

– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

Из этого правила есть два исключения .

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:

– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

– основные средства силовых структур;

– объекты культурного наследия;

– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;

– космические объекты;

– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

– реорганизации (ликвидации) организации;

– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Если имущество, принятое на учет после 31 декабря 2012 года, организация приобрела через посредника, она тоже может воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самой организации-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет

Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

Первая или вторая

Другие

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (ст. 374 НК РФ)

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503).

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал?

Да, нужно, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, а объект движимого имущества относится к третьей–десятой амортизационным группам.

Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения в принципе. Поэтому, если в уставный капитал организация получила такое имущество, платить налог с него не надо.

Если движимое имущество отнесено к другим амортизационным группам, у организации тоже есть возможность не платить налог. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, подпадает под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Однако эта льгота применяется с ограничениями, одним из которых является приобретение имущества у взаимозависимого лица .

Признается ли передача имущества в качестве вклада в уставный капитал сделкой с взаимозависимым лицом? Да, признается, если доля участия лица, внесшего вклад, превысит величину, установленную пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (как правило, 25%).

Влияет ли на налогообложение имущества временной разрыв между датой передачи имущества и датой регистрации увеличения уставного капитала? Нет, не влияет. Наличие взаимозависимости между сторонами подтверждает само решение об участии в уставном капитале с долей, превышающей 25 процентов. Передача имущества свидетельствует о том, что сделка состоялась. А внесение изменений в учредительные документы и регистрация этих изменений в ЕГРЮЛ – это всего лишь формальность, которая удостоверяет права учредителя (участника, акционера).

Таким образом, если в результате сделки по передаче движимого имущества в уставный капитал организация и учредитель (участник, акционер) становятся взаимозависимыми лицами, полученные основные средства нужно включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество. При условии, что эти активы относятся к третьей–десятой амортизационным группам. Налоговую базу нужно увеличивать с момента фактической передачи имущества во вклад.

Если в результате сделки организация и учредитель (участник, акционер) взаимозависимыми лицами не становятся, движимое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, от налогообложения освобождается.

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования ?

Нет, не нужно.

Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.

При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией? Оборудование для монтажа приобретено после 1 января 2013 года у продавца, который не является взаимозависимым .

Нет, не нужно.

Если движимое имущество, учтенное в составе основных средств, изготовлено из материалов, купленных после 1 января 2013 года, то облагать налогом такое имущество не нужно. При этом неважно, является ли организация – собственник основного средства взаимозависимой по отношению:

  • к продавцу оборудования и материалов, из которых было собрано основное средство;
  • к организации, которая занималась сборкой (монтажом) оборудования.

В данном случае действует правило, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Да, есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Однако рассматриваемая ситуация под такое исключение не попадает. Ведь организация не приобретала основное средство у взаимозависимого лица. Взаимозависимое лицо (подрядчик) лишь выполнило работы по монтажу основного средства из предоставленных ему материалов. А сами по себе материалы не являются объектом обложения налогом на имущество. А взаимозависимость с подрядчиком не ограничивает право организации на применение льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, основное средство, смонтированное взаимозависимым подрядчиком, освобождается от налогообложения у заказчика. Аналогичный вывод можно сделать из писем Минфина России от 5 марта 2015 г. № 03-05-04-01/11797 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4037), от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17289.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из собственных материалов? Основное средство принято на баланс после 1 января 2013 года .

Да, нужно. Объясним, почему так.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Но есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Способ и документальное оформление приобретения имущества для применения названной льготы значения не имеет. Главное, что основное средство организация получила от взаимозависимого лица. На практике эта передача могла быть оформлена договором купли-продажи, договором купли-продажи с условием о монтаже основного средства силами поставщика, договором подряда на изготовление основного средства из материалов подрядчика и др. В каждом из этих случаев стороной, передающей объект организации, является взаимозависимый с ней контрагент: продавец или подрядчик.

Поэтому за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из ее собственных материалов, организация, получившая объект, должна платить налог на имущество.

Это следует из положений пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить налог на имущество с машино-мест, которые расположены в административно-офисном здании?

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:

– включено ли административно-офисное здание в перечень объектов, налог с которых платят исходя из кадастровой стоимости;

– является ли организация собственником машино-мест (владеет ли ими на праве хозяйственного ведения).

Организации на упрощенке платят налог на имущество только с недвижимости, базу для которой считают исходя из кадастровой стоимости. Состав таких объектов определяют региональные власти. Посмотреть их можно в перечнях, которые публикуют на официальных сайтах субъектов РФ. Если здание включено в перечень, то с машино-места придется заплатить налог. Но только если оно в собственности организации. Ведь платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны только собственники и организации, которые владеют объектами на праве хозяйственного ведения. Это установлено пунктом 2 статьи 346.11, пунктом 7 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

А с какой стоимости платить налог? Ведь машино-место – это лишь часть здания.

Действительно, обособленными помещениями сами по себе машино-места не являются. В частности, в офисных зданиях они, как правило, располагаются на подземных паркингах без каких-либо перегородок. Тем не менее платить налог с машино-места все-таки нужно. Оно является неотъемлемой частью подземного паркинга, а тот в свою очередь входит в состав здания как обособленное и специально оборудованное помещение (п. 5.2.1 Свода правил, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9). Поэтому право собственности на машино-места регистрируют на долевой основе. То есть в собственность организации передают не целый объект, а долю в нем, соответствующую площади машино-мест. В бухучете такие объекты отражают в составе основных средств по первоначальной стоимости, пропорциональной доле в общей собственности.

Таким образом, со следующего месяца после включения машино-мест в состав основных средств они становятся объектом налогообложения. Налог на имущество по таким объектам рассчитывайте исходя из доли кадастровой стоимости, пропорциональной размеру машино-мест в общей площади здания или парковочного пространства. Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7028, от 27 апреля 2015 г. № ГД-4-3/7143.

Внимание: в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Однако в рассматриваемой ситуации эта льгота не применяется.

С 2016 года льгота распространяется только на многоэтажные гаражи-стоянки, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях. Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года? Организация – собственник имущества находится в Крыму (Севастополе) .

Да, нужно.

Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года, признается объектом обложения налогом на имущество. Единственное исключение – если имущество входит в первую или вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

До присоединения территорий Крыма и Севастополя к России даты принятия имущества к учету организации, расположенные в этих регионах, определяли по украинскому законодательству. После внесения данных об этих организациях в российский ЕГРЮЛ ни даты постановки имущества на учет, ни стоимость имущества не пересматриваются. Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014. Таким образом, для расчета налога на имущество по российскому законодательству даты принятия к учету имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, остаются прежними.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к организации в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об организации в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация организации по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, организация, расположенная в Крыму (Севастополе) и зарегистрированная в российском ЕГРЮЛ, должна платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об организации в российский ЕГРЮЛ.