Основание для зачета переплаты по налогам. Что делать, если переплатили налог — как вернуть или зачесть переплату. Что нужно, чтобы сделать зачет переплаты

  • Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения

Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"*(1) (далее – Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.
В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина РФ от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета – не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:
– со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
– со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, – три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, в случае если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:
– налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
– суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
– решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
– обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
– факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
– факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).
Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.
Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме 39-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее – справка по форме 39-1).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Извещение и справка по форме 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).
Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.
Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.
Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.
Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую – в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом работы с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме 39-1.
После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.
В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую – в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью – в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом работы с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме 39-1.
После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.
В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. 176 и 203 НК РФ.
Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.
Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.
Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.
.......................................
*(1) Действует в редакции Приказа ФНС РФ от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

Сегодня нас будет интересовать возврат переплаты по налогам. Сроки обращения, причины возникновения, алгоритм действий в том или ином случае - все это поможет прояснить ситуацию. В России иногда люди и организации перечисляют слишком много средств в казну государства. Данную переплату можно вернуть, но только после учета многих особенностей. Что об операции должен знать каждый гражданин? Как, когда и где можно оформить возврат? Ответы на эти вопросы будут представлены далее. Разобраться во всем этом намного проще, чем кажется.

Где возвращают налоги

Где оформляется возврат переплаты по налогам? Именно с этого вопроса нужно начинать рассмотрение изучаемой темы. Ни для кого не секрет, что переплату в России разрешают вернуть налогоплательщику. Для этого придется действовать согласно установленным правилам. Но о них позже.

Куда обратиться с запросом о возврате излишне уплаченного налога? На сегодняшний день можно реализовать задумку через следующие органы и организации:

  • многофункциональные центры;
  • отделы Федеральных налоговых служб страны;
  • портал "Госуслуги".

Чаще всего население и компании обращаются в ФНС. Так удается в кратчайшие сроки вернуть себе положенные денежные средства.

Причины возникновения переплат

А когда может пригодиться процедура оформления возврата денег? Причины данного явления могут быть разными. Чаще всего возврат переплаты по налогам (сроки давности будут рассмотрены позже) возникает вследствие внесения слишком большой суммы денежных средств за:

  • пени;
  • налоги;
  • штрафы;
  • авансовые платежи;
  • налоговые сборы.

Например, организация может ошибиться при расчете налога и перечислить сумму, превосходящую реальный сбор. Или сумма авансовых платежей за год превысила налоги, положенные к уплате в конце отчетного периода. В любом случае, если гражданин или организация перечислили много денег за налог, их разрешается вернуть.

Характер запроса

Сколько составляет срок возврата переплаты налога на прибыль или любой другой налоговый сбор? Перед тем как говорить об этом, нужно выяснить, какого алгоритма действий придерживаться для реализации задумки в жизнь.

Характер возврата переплаты - заявительный. Это значит, что налогоплательщик сам должен заявить о своем праве на возврат денег. Пока нет заявления, денежные средства не могут быть возвращены гражданину или организации. Это нормальное явление. Если налогоплательщик не хочет, он может не обращаться в ФНС с соответствующим запросом.

Без заявления

Что произойдет в таком случае? Бояться нечего. Вовсе не обязательно сразу после обнаружения ошибки оформлять возврат переплаты по налогам. Сроки обращений населения с данным запросом можно назвать гибкими. Они позволяют хорошенько обдумать решение.

Если имеет место переплата по налогам, но заявления о возврате нет, то излишние суммы будут засчитаны в пределах того же платежа в новом налоговом периоде. Фактически человек должен будет в будущем заплатить меньше, чем обычно в виде налога.

Когда есть смысл обращаться за возвратом

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что не всегда возврат переплаты по налогам (сроки обращений будут указаны позже) нужно оформлять. Ведь лишние деньги разрешается использовать в качестве аванса за предстоящие налоги, но только в пределах одних и тех же платежей. То есть при переплате НДФЛ остаток суммы разрешается зачесть только в НДФЛ за будущий год, и никак иначе. Это нормальное явление.

Эксперты уверяют, что оформлять возврат излишне уплаченного налога имеет смысл только:

  • при значительной переплате;
  • если гражданин/организация перестали быть налогоплательщиками в той или иной области.

Таким образом, задумываться над реализацией поставленной задачи нужно не всегда. Но если хочется оформить возврат, придется учесть много особенностей процесса.

Алгоритм действий

На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Возврат переплаты по налогам (сроки, отведенные на эту операцию, будут представлены вниманию ниже) предусматривает простой алгоритм действий для реализации поставленной задачи.

Налогоплательщику необходимо:

  1. Подготовить определенный пакет документов. О них будет сказано несколько позже.
  2. Написать заявление на предоставление возврата денег.
  3. Обратиться с собранными документами в ФНС по месту регистрации. Отдать заявление с подготовленными бумагами и ждать решения налоговых органов.

Вот и все. Больше никаких манипуляций не нужно. Просто, быстро, понятно. Что еще необходимо помнить об изучаемом процессе?

Срок перечисления денег

Например, сколько составляет срок возврата переплаты по налогам физических лиц или по иным сборам?

Согласно установленным правилам, на возврат денег после принятия решения о данной операции отводится 1 месяц. В течение 30 дней после проведения проверки предоставленных заявителем документов излишне уплаченный налог должны перечислить налогоплательщику. В противном случае можно обращаться в суд для обжалования решения.

Продолжительность рассмотрения

Каков срок возврата переплаты налога по заявлению? Как быстро налоговые органы должны провести проверку и перечислить излишки платежа налогоплательщику на счет?

Данный срок прописан на законодательном уровне. Налоговый Кодекс РФ гласит, что срок рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога составляет не более 10 дней. В течение данного периода налоговые органы примут решение о переводе средств, после чего будет произведено их перечисление налогоплательщику. Как говорилось выше, срок, в течение которого будут перечислены излишне уплаченные денежные средства, составляет 30 дней.

Эксперты полагают, что установленные сроки возврата переплаты по налогам (юридических лиц и обычных граждан) малы. Их необходимо увеличить. В ВАС РФ считают, что период рассмотрения заявления на возврат средств по переплате налогов необходимо увеличить.

Позиция ВАС

Зачем? И сколько тогда должна составлять продолжительность оформления возврата денег налогоплательщику?

В ВАС РФ придерживаются мнения о том, что переплата возникает вследствие поданной гражданином или организацией налоговой декларации. Чтобы принять правильное решение о возврате денег, необходимо проводить тщательную проверку. Особенно в отношении юридических лиц.

Речь идет о камеральной проверке. Тогда возврат переплаты по налогам сроки будет иметь, увеличенные до 4 месяцев. На камеральную проверку налоговыми органами отводится около 3 месяцев. Плюс месяц, отведенный на перечисление денег заявителю. Лишь после этого срока налогоплательщик сможет обжаловать принятое налоговыми органами решение.

Срок давности

Срок давности по возврату переплаты по налогам играет важную роль. Он интересует всех граждан и все организации, которые перечислили государству слишком много денег. Как быстро налогоплательщик должен обращаться с соответствующим запросом о возврате средств?

Срок давности подобных обращений в России составляет 3 года. Это значит, что вернуть излишне уплаченные налоги разрешается в течение 36 месяцев.

Если точнее, то обратный отсчет времени начинается:

  • с момента подачи налоговой декларации в ФНС - при переплате НДС, а также если хочется вернуть авансы за год;
  • после внесения денег в казну государства - если имеет место переплата из-за ошибок.

Как только проходит 3 года, гражданин утрачивает право на возмещение излишне уплаченного налога. Он будет зачтен в счет новых платежей. Ничего трудного для понимания в этом нет. Рекомендуется не затягивать с данным процессом и обращаться за налоговыми переплатами как можно скорее.

Заявление

Как выглядит заявление на возврат переплаты налога? Образец этого документа представлен выше. Составить его, как правило, не так уж и трудно. Главное - помнить правила ведения деловой переписки и принципы оформления деловых писем/обращений. Тогда составить письменный запрос на возврат лишних денег за налог будет очень просто.

Упомянутый документ может выглядеть приблизительно таким образом:

Я, (Ф. И. О. налогоплательщика), (данные из паспорта), прошу перечислить мне на банковский счет излишне уплаченный налог (тип налога). Мною (дата перечисления денег) были перечислены деньги в размере (сумма) по налогу (тип налогового платежа). После тщательной проверки платежа выяснилось, что переплата составляет (сумма возврата). Перечислить деньги прошу по следующим реквизитам: (реквизиты счета).

Но можно обойтись более простой формой заявления. К примеру, такой:

Я, (данные о налогоплательщике), прошу вернуть переплату по (вид налога) за (год) и перечислить денежные средства на счет: (реквизиты).

Можно сказать, что заявление на возврат переплаты по налогу фактически составляется в свободной форме. Главное, чтобы этот документ выражал цель обращения гражданина/организации, а также имел данные о банковском счете, необходимом для зачисления денег налогоплательщику.

Документы

Отныне понятно, что делать, если нужно оформить возврат переплаты по налогам. Сроки обращения населения с данным запросом тоже не являются загадкой. А что может пригодиться во время подачи соответствующего заявления?

  • удостоверение личности;
  • платежки, подтверждающие уплату налога;
  • реквизиты счета заявителя (они прописываются прямо в заявлении);
  • свидетельство о регистрации (для организаций);
  • налоговую декларацию;
  • документы, устанавливающие необходимость уплаты налога (например, справки о доходах работников или договор купли-продажи недвижимости, свидетельства о правах собственности на имущество).

Больше никакие документы гражданину не нужны. К перечисленным бумагам необходимо приложить их копии. Более точную информацию о документах, запрашиваемых при проверке правильности уплаты налогов рекомендуется уточнять в ФНС. Там смогут дать полную информацию по каждому платежу и гражданам, и организациям, и юридическим лицам. Какие сроки возврата переплаты по налогам физических лиц? Точно такие же, как и в случае с организациями.

В какую ФНС идти

Где именно оформляется возврат переплаты по налогу? Образец заявления был представлен вниманию ранее. Как уже было сказано, можно оформить возврат через Федеральную налоговую службу.

В какой именно отдел обращаться? Законодательство указывает на то, что вычет предоставляется в любой ФНС, ведущий налоговый учет организации или гражданина. Иными словами, все налоговые подразделения, в которых налогоплательщик стоит на налоговом учете, обязаны принимать заявления на возврат денежных средств на излишне уплаченный налог или сбор.

Таким образом, при регистрации дочерней компании можно обращаться с соответствующими запросами:

  • по месту учета организации;
  • в ФНС, в которой находится на учете головное отделение компании.

В случае с физическими лицами принято подавать заявление в отдел налоговой службы по месту регистрации или временной прописки гражданина. Если лицо не стоит на налоговом учете в той или иной местности, оно не может требовать через сторонние ФНС возврата денег за переплату налогов или сборов.

Итоги и выводы

Теперь понятен срок возврата переплаты по налогу на прибыль или по любым другим платежам. Кроме того, сегодня мы познакомились с действиями, необходимыми для того, чтобы налогоплательщику вернули излишне уплаченный налог.

Данная операция - личное желание налогоплательщика. Он может либо вернуть излишки денег, перечисленных в качестве налога, либо зачесть средства в счет будущих платежей. Чтобы не ждать 3 года, можно написать заявление о зачете излишне уплаченных средств. При этом важно помнить, что переплата по федеральным налогам засчитывается только в счет федеральных платежей, а по региональным - в региональные. Никаких исключений налоговые органы не делают.

На самом деле возврат переплаты по налогам сроки давности имеет точно такие же, как и основная масса запросов в налоговые службы. На обращение у гражданина или компании будет 3 года. После истечения данного срока все запросы в налоговую по вопросам возврата переплат не будут иметь места.

На практике отказ от оформления возврата налоговыми органами практически не принимается. Если гражданину безосновательно решили не предоставлять положенные ему деньги, можно обратиться в суд. На это тоже отводится 3 года. Также переплату можно признать безнадежным долгом. В реальной жизни подобные случаи почти не встречаются. Срок возврата переплаты налога по заявлению отныне не является загадкой.

Предпринимательская деятельность сопровождается бременем уплаты налогов и других общеобязательных платежей. В некоторых случаях предприятие (ИП) может уплатить в бюджет налогов больше, чем требуется, вследствие чего возникает переплата. О правилах возврата переплаченных сумм предлагаем поговорить в данной статье.

Как образовываются переплаты?

Оснований для возникновения налоговой переплаты может быть несколько, перечислим основные из них:

1) естественные причины – переплата возникает логичным образом в процессе деятельности предприятия (ИП). Например, субъект хозяйствования работает на «упрощёнке» на базе налогообложения «доходы за вычетом расходов». Три квартала текущего года он перечислял авансовые платежи по общим основаниям, а в конце года ушёл в убыток. При этом, перечисленные авансовые платежи превысили минимальный размер налога (1% от суммы доходов), а значит – возникла переплата по налогу УСН.
2) бухгалтерский просчё т – часто встречающаяся ошибка, которая приводит как к переплате, так и к недоимке в уплате налогов. Чтобы исправить сумму надлежащего к уплате платежа, необходимо скорректировать данные в налоговом учёте, и как результат – предоставить в ИФНС декларацию с уточнениями.
3) ошибка в заполнении платёжного поручения – переплата возникает в случае погрешностей в оформлении бухгалтерских документов. К примеру, бухгалтер ошибся в цифре кода бюджетной классификации, и один налог уплачивается с переплатой, а по второму начисляется недоимка.

В большинстве случаев, чтобы произвести правильное зачисление налогового платежа, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением, в котором уточнить сумму корректного платежа.

Что делать с налоговой переплатой?

Исходя из положений статьи 78 Налогового кодекса РФ, переплату по налогам можно устранить следующими способами:

1) зачислить излишне перечисленную сумму в качестве будущего отчисления по налогу. Для этого налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с заявлением о зачёте перечисленных сумм в последующие налоговые платежи.
2) возвратить переплаченную сумму на расчётный счёт предприятия. В таком случае также нужно предоставить в налоговую соответствующее заявление, рассматривать которое сотрудники ИФНС могут в пределах одного месяца. При этом, если за предприятием уже числится недоимка по другим налогам, налоговый орган вправе сначала произвести зачёт задолженности, и только потом возвращать оставшуюся сумму переплаты на банковский счёт субъекта хозяйствования.

Чтобы корректно составить заявление на возврат переплаты по налоговым платежам, необходимо обратиться к приложениям №8-9 Приказа ФНС №ММВ-7-8/90@ от 3 марта 2015 год а.

Субъектам хозяйствования следует учитывать, что налоговики, как правило, не имеют большого желания возвращать переплаты по налогам. Так, если налогоплательщик подаёт уточнённую декларацию, налоговой инспекцией даже может инициироваться камеральная проверка, чтобы подтвердить законность уменьшения налоговых платежей предприятием.

Зачёт или возврат переплаченного налога на прибыль

Касательно возврата/зачёта переплаты налога на прибыль нужно учитывать следующие правила:

1) налоговую переплату можно вернуть или зачесть в течение трёх лет с даты её возникновения (п.7 ст.78 НК РФ);
2) производить любые действия с переплатой, которая возникла в результате бухгалтерского просчёта и отражается в уточненной налоговой декларации, можно только после трёх месяцев с момента подачи отчётности (п.2 ст.88 НК РФ);
3) заявление о зачёте или возврате переплаты можно подавать в произвольной форме, соблюдая одно законодательное требование – оформление заявления на фирменном бланке и подписание его главой предприятия (пункты 4, 6 ст. 78 НК РФ). Предоставляется указанное заявление по выбору субъекта в бумажной или электронной форме;
4) переплата по налогам засчитывается или возвращается только на основании сверки расчётов между плательщиком и налоговой инспекцией. Для этого предприятию необходимо запросить в своей ИФНС справку произведённых расчётов в бюджет, которая и будет являться доказательством переплаты. Кроме того, данным документом подтверждается и наличие/отсутствие налоговой недоимки у предприятия;
5) решение налоговой инспекции о возврате или зачёте переплаты, а также об отказе в удовлетворении заявления должно быть оформлено в письменном виде и направлено налогоплательщику в течение пяти дней с даты его принятия (п.9 ст.78 НК РФ).

Что касается зачёта переплаты налога на прибыль, нужно иметь в виду, что он входит в категорию федеральных налогов, поэтому переплаченные по нему суммы могут учитываться в счёт погашения:

будущих платежей по указанному налогу;

налога на добавленную стоимость;

налога на доходы физлиц;

штрафных санкций, начисленным за нарушения уплаты вышеуказанных налогов.

Также нужно не забыть указать в заявлении точные реквизиты расчётного счёта предприятия, на который должны быть возвращены денежные средства. Перечисления возвратов осуществляются Федеральным Казначейством по поручению соответствующей налоговой инспекции.

Деньги должны быть возвращены на счёт предприятия в течение месяца с дня его обращения с заявлением в ИФНС. Для того, чтобы провести в учёте соответствующее зачисление возврата переплаты, бухгалтерия предприятия оформляет проводку следующим образом: Дт 51 – Кт 68.

Что делать с переплатой подоходного налога?

Возврат переплаты налога на доходы физических лиц имеет ряд особенностей. Нужно учитывать, что подоходный налог является прямым платежом, а потому ставки для его расчёта могут разниться в зависимости от того, к какой группе лиц относится физическое лицо.

Существует лишь одна причина, по которой может быть осуществлён возврат переплаты по налогу на доходы физ. лиц – некорректный расчёт НДФЛ предприятием – налоговым агентом и подача физлицом в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ.

А вот переплату подоходного налога по причине счётной ошибки или опечатки возвратить из бюджета невозможно. Так как данный налог является средствами физлиц, уплата лишних сумм в бюджет по такому коду бюджетной классификации приравнивается к грубому нарушению. Субъект хозяйствования может обратиться с письменным заявлением в налоговую инспекцию, но, как правило, в абсолютном большинстве случаев он получит отказ.

Огромное количество информации по самым разнообразным бухгалтерским и налоговым вопросам можно найти на сайте интернет-бухгалтерии «Энтерфин». Пользователи нашего сервиса одними из первых узнают обо всех последних изменениях в законодательстве, поэтому не допускают ошибок в ведении предпринимательской деятельности.

Переплата по налогу, даже очень небольшая – она как в пословице: «невелика напасть, а спать не дает». Полное погружение в тему позволит с легкостью восстановить баланс в налоговых платежах, пока срок исковой давности не сделал мучительно больно.

В целом план действий несложный: обнаружили ⇒ выбрали: возврат или зачет ⇒ подали заявление в налоговую ⇒ получили возврат или зачет переплаты.

БЛАНКИ И ФОРМЫ по теме

Итак, переплата по налогу: как вернуть? – читайте ниже во всех подробностях и с иллюстрациями . (в статье в основном говорится о переплате по «налогу», но все изложенное верно также и для штрафов и пеней по налогам – прим. редакции )

Содержание статьи
  1. Законодательный фундамент: ссылки на законы и разъяснения ведомств

Что делать, если образовалась переплата по налогу?

Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:

  • вы ошиблись – это излишне уплаченный налог;
  • ошибся налоговый орган – это излишне взысканный налог.

Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период).

Отличительный критерий – основание перечисления в бюджет.

Излишне уплаченный налог образуется, если вы уплатили сумму больше, чем полагается по закону. Причины могут быть разные, например:

  • предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму налога;
  • ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.);
  • изменение налогового режима (например, в середине года утеряно право на применение УСН, а авансовые платежи уже прошли), изменение законодательства;
  • по итогам года итоговая сумм налога меньше произведенных авансовых платежей.

Общее основание у этих причин – переплата сделана предпринимателем без участия налогового органа. Если налоговики вынесли решение, выставили требование, а вы его оплатили, пусть и добровольно, – это уже излишне взысканный налог.

Излишне взысканный налог – в бюджет перечислено больше, чем требует законодательство, и к этому привели действия налогового органа. Например:

  • инспекция доначислила налоги, а предприниматель их оспорил в суде, но на момент решения суда деньги уже перечислены в бюджет;
  • налоговый орган начислил налог, штраф, пени, отразил это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, суммы перечислены в бюджет, после чего выявлены ошибки. При этом неважно, предприниматель добровольно уплатил лишние суммы, или они были взысканы принудительно, важно, что основанием были «расчеты» ФНС;
  • налоговики выявили переплату по налогу и самостоятельно провели зачет в счет недоимки, впоследствии выяснилось, что переплата была, а вот долги, в погашении которых зачтена переплата, начислены ошибочно (неправомерный зачет с даты его проведения можно считать излишне взысканной суммой).

Образовавшуюся переплату можно:

  1. зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам (штрафам, пеням);
  2. зачесть в счет предстоящих платежей;
  3. вернуть на расчетный счет.

Процедура «зачета» переплаты более проста, чем возврат, как правило, на зачет налоговые органы идут охотнее. Но зачет возможен только между налогами одного уровня (см. следующий пункт темы).

Если есть задолженность по налогам (пеням, штрафам), которую можно зачесть, – сначала будет проведен зачет в счет их погашения, оставшейся суммой можно распорядиться по своему усмотрению.

При наличии долгов, возможных к зачету, налоговики могут и самостоятельно направить образовавшуюся переплату на погашение задолженности, без вашего заявления, известив вас «по факту». Но такую самостоятельность они проявляют не всегда. Поэтому можно не ждать ФНС и проявить инициативу: быстрее пройдет зачет – меньше пени.

Если переплата является излишне взысканной суммой, долги по налогам отсутствуют, и вы хотите зачесть суммы в счет будущих платежей – может возникнуть вопрос, поскольку в Налоговом кодексе нет прямого указания на возможность такого зачета (прописано только про возврат таких сумм). Утвержденные формы заявлений для такой «опции» требуют незначительной корректировки. Однако налоговые органы могут на это пойти (внутренние регламенты им позволяют подобный зачет). Но лучше все-таки предварительно проконсультироваться в инспекции.

Для возврата или зачета переплат по налогам необходимо направить в ФНС заявление. Формы заявлений утверждены Приказом № ММВ-7-8/09 (см. далее).

Между какими налогами можно провести зачет?

Все налоги делятся на группы (виды): федеральные, региональные и местные. Такое распределение устанавливает Налоговый кодекс (ст. 12 – 15).

Федеральные налоги и сборы:

  • налоги в рамках специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент)
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Зачет переплаты можно провести только между налогами одной группы (вида), вне зависимости от того, в какой бюджет идут поступления и по какому КБК (коду бюджетной классификации).

Кроме того, предприниматель может выступать налоговым агентом: например, перечислять в бюджет НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Проводить зачет между налогами, по которым ИП выступает налоговым агентом, и налогами, по которым ИП является налогоплательщиком, также нельзя.

Заявление на зачет излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 32КБ).


Заявление о возврате излишне уплаченного или взысканного налога (форма / бланк, образец)


Прил. № 8 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@: открыть для просмотра или для заполнения (doc, 34КБ).

Образец заполнения с комментариями.

Куда обращаться для зачета или возврата сумм налогов, пеней, штрафов?

По общему правилу необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации (т.е. по месту учета).

Если предприниматель зарегистрирован в нескольких налоговых инспекциях (по месту ведения бизнеса, по месту нахождения недвижимости), заявление лучше направить в налоговый орган, где выявлена переплата, – такого мнения придерживается Минфин. Хотя ФНС в ряде случаев считает, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, в какую налоговую инспекцию ему удобнее обратиться.

Если ошибка обнаружена после смены налоговой, все заявления подаются по месту текущего налогового учета.

Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.

Если решение налоговый орган по «старой» регистрации вынес, а предприниматель оспорил его в суде, суд может обязать исполнить обязательства по возврату / зачету налоговую инспекцию, как по старому, так и по новому месту регистрации (с точки зрения суда, налоговые органы – это централизованная система).

Вернуть / зачесть переплату можно и в судебном порядке.

При этом для излишне уплаченных сумм обязательно обратиться сначала в налоговый орган, если получен отказ или решение не получено вообще – необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган и только после этого – в суд.

По поводу излишне взысканных налогов можно обращаться напрямую в суд, но можно также направить сначала заявление в ФНС.

В какой срок нужно подать заявление о зачете или возврате переплаты по налогу?

Излишне уплаченный налог

Срок обращения в налоговый орган – 3 года. В общем случае начало исчисления срока идет с момента уплаты.

Особенности:

  • Если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей (то есть по итогам года сумм налога оказалась меньше, чем уже перечисленные авансовые платежи), то начало трехлетнего срока идет с даты подачи годовой декларации. Или с установленной законом даты подачи декларации, если декларация подана с опозданием.
  • Если налог уплачивался частями (несколькими платежами) и образовалась переплата, срок исчисляется для каждого платежа отдельно.

Правила исчисления срока:

  • срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (т.е. то же число того же месяца через три года);
  • если дата окончания срока выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.

Например: ошибочный платеж произведен 28 октября 2014 года, поскольку 28 октября 2017 года – суббота, то обратиться за возвратом (зачетом) переплаты необходимо по 30 октября 2017 года включительно.

Срок обращения в суд при оспаривании решения налоговиков – 3 месяца со дня, когда налоговый орган отказал в зачете (возврате) либо не вынес решение о зачете (возврате) в установленный Налоговым кодексом срок (это 10 рабочих дней).

В суд можно также обратиться с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, т.е. подать в суд заявление не об обжаловании решения налогового органа, а о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога. В этом случае действует общий срок исковой давности – 3 года. Грань тут тонкая, юридическая: если у вас именно такой случай – обратитесь к юристу.

Излишне взысканный налог

Срок обращения в налоговый орган – 1 месяц со дня, когда вы узнали о взыскании, или когда вступил в силу судебный акт о неправомерном взыскании налога.

Срок обращения в суд – 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.

P.S. Все сделали и ждете возврат или зачет? Наберитесь терпения...


В какой срок инспекция вернет (зачтет) переплату по налогам?

Принять решение о зачете либо возврате сумм налоговая инспекция должна в течение 10 рабочих дней после получения от вас заявления. О своем решении налоговики должны уведомить в течение 5 рабочих дней после его принятия.

При положительном решении проводится:

  • зачет – в течение 10 рабочих дней;
  • возврат – в течение одного месяца.

Срок в общем случае считается от даты получения ФНС заявления налогоплательщика.

Но. Если переплата выявлена предпринимателем, налоговый орган вправе поверить не сразу и инициировать дополнительные процедуры:

  • провести сверку налоговых платежей – не более 15 рабочих дней (если нет расхождений – 10 рабочих дней);
  • провести камеральную проверку (если наличие переплаты следует из декларации, например, годовой или уточняющей) – не более 3 месяцев.

И уже по окончании данных процедур идет отсчет срока для принятия решения ФНС и проведения зачета и возврата переплаты, т.е. плюс 10 рабочих дней для зачета или плюс месяц для возврата средств.

  • Статья 78 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа»
  • Статья 79 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»
  • Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"
  • Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 (зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату)
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 33 (по излишне уплаченным платежам обращение в суд возможно только после того, как инспекция отказала в удовлетворении требования или оставила его без ответа)
  • ч. 4 ст. 198 АПК РФ (срок обращения в суд при оспаривании решения или действия (бездействие) налоговых органов три месяца)