Налог на сверхприбыль корпораций. Приняли ли в россии налог на сверхдоходы Налог на сверхдоходы

Сноска. Глава 46 в редакции Закона РК от 16.11.2009 № 200-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса. 2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе: 1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль; 3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование; 4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль; 5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование; 6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование: 1) указанных в пункте 1 статьи 308-1 настоящего Кодекса; 2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых; 3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей. Сноска. Статья 347-1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.07.2011 № 467-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса. 2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма: Примечание РЦПИ! В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 10.06.2014 № 208-V (вводится в действие с 01.01.2015). 1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса; 2) следующих расходов в пределах: фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов; по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах; понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов; расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса; 3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса. 2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде. Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах. 3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи. 4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням. 2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь: 1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование; 2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; для уровня 7: в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль; в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль; 3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке: для уровня 1: если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня; если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится; для уровней 2-7: если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня; если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится. Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период; 4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса; 5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в %)

меньшее или равное 25 процентам

не устанав- ливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря. 2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года. 3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование. 4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущностьналога - ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

  • - дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли.По-английски: Monopoly taxСинонимы: Монопольный налогСм. также: Налоги на прибыль  ...

    Финансовый словарь

  • Экономический словарь

  • - монопольная прибыль - крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий - изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок...

    Экономический словарь

  • - разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли...

    Большой экономический словарь

  • - см. ПРИБЫЛЬ, МОНОПОЛЬНАЯ...

    Большой экономический словарь

  • - дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли...
  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - категория капиталистического хозяйства, отражающая превышение прибыли капиталистических предприятий и монополий по сравнению со средней прибылью...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р., Д., Пр. сверхпри/были...

    Орфографический словарь русского языка

  • - сверхпри/быль,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - СВЕРХПРИ́БЫЛЬ, -и, жен. Прибыль, значительно превышающая среднюю прибыль. Сверхприбыли монополий...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сверхпри́быль ж. Прибыль, значительно превосходящая среднюю норму...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сверхпр"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 прибыль...

    Словарь синонимов

"НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ" в книгах

2.1.3. Земельный налог

автора

2.1.3. Земельный налог Земельный налог относится к местным налогам. Это означает, что основной порядок начисления и уплаты налога дается в НК РФ. Однако при этом налоговое законодательство дает местным органам власти немалую возможность для маневра – например, в

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог

Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог С налогом на имущество и с транспортным налогом индивидуальным предпринимателям будет все же немного проще. В отношении этих налогов они ничем не отличаются от обычных граждан.Налог на имущество уплачивается предпринимателем

2.2.5. Как исчислить налог

Из книги Индивидуальный предприниматель [Регистрация, учет и отчетность, налогообложение] автора Анищенко Александр Владимирович

2.2.5. Как исчислить налог Теперь, пожалуй, самое главное. Как посчитать единый налог.Объектом налогообложения является вмененный доход. Вмененным он называется потому, что предпринимателям он вменяется – и не зависит от реальных доходов предпринимателя вообще.Налоговой

5.7.1. Налог на прибыль

автора Орлова Елена Васильевна

6.7.3.2. Налог на прибыль

Из книги Налоговый и бухгалтерский учет расходов на рекламу. Без ошибок с учетом интересов компании и требований налоговых органов автора Орлова Елена Васильевна

6.7.3.2. Налог на прибыль В отличие от НДС в отношении налога на прибыль нет никаких поблажек.При общей системе налогообложения расходы, возникшие в связи с оказанием благотворительной помощи, не учитываются в целях налогообложения прибыли.Так, согласно ст. 270 НК РФ при

Налог на прибыль

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

Налог на прибыль Положение «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» № 490 от 16.05.94Состав доходов:Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсамКомиссионные и иные сборы

Единый налог

автора

Единый налог Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 HK РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных

Налог на прибыль

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Налог на прибыль Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль. Тем не менее в некоторых случаях они обязаны составлять отчетность по налогу на прибыль.Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны

Налог

автора Гартвич Андрей Витальевич

Налог Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.В наше время налоги собираются в денежной форме. Это удобно и

Транспортный налог

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Транспортный налог Транспортный налог призван компенсировать неудобства, которые создают обществу автомобили и другие транспортные средства. Хотя подобная компенсация уже заложена в других налогах: в акцизе на производство бензина и других видов топлива и в акцизе на

III. Налог

Из книги Что видно и чего не видно автора Бастиа Фредерик

III. Налог Не случалось ли вам слышать такое мнение:«Налог есть лучшее помещение средств, это животворная роса. Посмотрите, сколько семейств живут благодаря ему, и проследите мысленно, как он отражается на промышленности; да это бесконечное благо, это сама жизнь»?Чтобы

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

Рамсей называет валовой прибылью то, что я

Сверхприбыль без риска

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Сверхприбыль без риска Итак, «операция «Революция», умело профинансированная из-за рубежа, увенчалась успехом. Русскую сокровищницу взломали. Оставалось только взять трофеи. Начался невиданный грабеж русских богатств, затмевающий даже дела конкистадоров в индейской

Налог

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Налог НАЛОГ- обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый в определенном размере и в определенный срок. Н. зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим Н. отличаются от всевозможных сборов,

Сверхприбыль

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Депутаты Госдумы разработали законопроект, вводящий специальный налог солидарности для тех, чьи доходы превышают 12 миллионов рублей в год. По словам разработчиков документа, полученные средства пойдут на развитие новых российских регионов – Крыма и Севастополя .

ПО ТЕМЕ

В настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. "Новые субъекты Российской Федерации – Крым и Севастополь – были десятилетиями недофинансированы , и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет. Поэтому нужно комплексное решение проблемы – не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех", – рассказал "Известиям" автор законопроекта – член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов.

Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в статью 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 миллионов рублей . По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 триллиона рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 миллиардов рублей в год . Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 миллиардов рублей. При этом, согласно законопроекту, право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности передается непосредственно Министерству развития Крыма и города Севастополя.

Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%. "Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения . Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам", – уверен Крутов.

"Налоги и налогообложение", 2008, N 1

В настоящее время многие эксперты предлагают ввести в налоговую систему Российской Федерации налог на сверхприбыль организаций. Причем данный налог предлагается установить для различных отраслей экономики.

Налог на сверхприбыль представляет собой разновидность налога на прибыль. В различных странах он уплачивался по-разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Назначение данного налога состоит в ограничении рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

Исторически налог на сверхприбыль обычно вводился в военное время в качестве временной, чрезвычайной меры с целью мобилизации в бюджет прибылей, получаемых промышленниками, чрезмерно наживающимися на военных поставках. В то же время налог на сверхприбыль позволял покрывать постоянный рост военных расходов.

В Советской России конца 20-х годов XX века налог на сверхприбыль активно использовался как инструмент давления на частный капитал и привел к полному исчезновению частного предпринимательства.

В Российской Федерации налог на сверхприбыль не используется.

Однако опыт применения данного налога имеется на постсоветском пространстве. В частности, налог на сверхприбыль применяется в Казахстане и Узбекистане.

Казахстан ввел налог на сверхприбыль для добывающих предприятий нефтегазового сектора в 1995 г.

Налог на сверхприбыль = Чистый доход (НБ) x Ставка налога на сверхприбыль.

При этом чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы.

Ставки налога на сверхприбыль дифференцированы в зависимости от величины соотношения накопленных доходов и накопленных расходов за налоговый период.

При соотношении этих показателей на уровне менее 1,2 ставка налога составляет 0%, а в случае превышения налог постепенно возрастает вплоть до 60%:

от 1,2 до 1,3 - ставка налога 10%;

от 1,3 до 1,4 - 20%;

от 1,4 до 1,5 - 30%;

от 1,5 до 1,6 - 40%;

от 1,6 до 1,7 - 50%;

свыше 1,7 - 60%.

В Казахстане прослеживается тенденция роста поступлений от налога на сверхприбыль. Так, например, поступление налога на сверхприбыль в 2006 г. увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2005 г. Это вызвано как продолжающимся ростом мировых цен на углеводородное сырье, так и более четким определением механизма его исчисления.

В Узбекистане используется иной механизм расчета налога на сверхприбыль. Правительство Узбекистана ввело в 2006 г. этот налог для отдельных предприятий добывающих отраслей промышленности. В настоящее время утверждены ставки налога на сверхприбыль для ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат". Их размер установлен в зависимости от экспортной цены за тонну рафинированной меди.

Предполагается, что перечень крупнейших предприятий горно- и нефтедобывающей отраслей, которые будут платить налог на сверхприбыль, а также размеры ставок налога будут установлены Правительством Узбекистана на основании предложений министерств финансов и экономики.

Как мы уже упоминали, в российской налоговой системе отсутствует налог на сверхприбыль. Однако аналогичный по своей сути механизм изъятия сверхприбыли экспортеров углеводородов фактически имеет место за счет использования механизма таможенных пошлин.

В середине 2006 г. в целях борьбы с инфляцией Минфин России и МЭРТ выдвинули предложение о налогообложении сверхприбыли "Газпрома" в связи с получением им дополнительных доходов из-за роста цен на мировом рынке. Однако правительство отклонило данную инициативу. Взамен этого использованы другие инструменты воздействия на "Газпром" с целью инвестирования дополнительных доходов на стратегические цели.

Взимание налога на сверхприбыль с предприятий на основании только отраслевой принадлежности не представляется объективным. Более справедливым является определение объекта налогообложения в зависимости от рентабельности предприятий и применительно ко всем отраслям экономики.

Данный принцип определения налоговой базы является более объективным, учитывает получение действительно высоких показателей прибыли, вне зависимости от отраслевой принадлежности. Если облагать сверхприбыль только по отраслевому признаку, то организации определенной отрасли будут минимизировать свою прибыль, выводя доходы через другие организации, формально не относящиеся к отрасли. Следует помнить о том, что получение сверхприбыли для большинства отраслей может являться временным явлением, результатом благоприятно складывающейся конъюнктуры. Однако известно, что одним из принципов функционирования любой налоговой системы должна быть стабильность налогового законодательства.

Необходимо также понимать, что введение данного налога на сверхприбыль вынудит налогоплательщиков занижать суммы полученных прибылей, что в конечном итоге может привести и к снижению поступлений налога на прибыль.

А.И.Чубыкина

Аспирант

кафедры "Налоги и налогообложение"

Финансовой академии при Правительстве РФ

Налогообложение на стадии утверждения тоталитарного режима (1927 - 1940 гг.)

Состояние налоговой системы

С конца 20 - х годов проявляется четко выраженная ориентация построения налоговой системы, соответствующей формирующемуся тоталитарному режиму. Прослеживается различный налоговый режим для субъектов, основанных на различных формах собственности. Возникают новые налоговые рычаги, усилившие перераспределительный крен в пользу государства.

С 1923 - 30 гг. был проведен ряд законодательных реформ, изменивших механизм и направленность промыслового налога. Все плательщики промыслового налога разделялись на две группы, уплачивающие налог:

В твердых ставках;

В процентном отношении к обороту.

По твердым ставкам облагались промыслы (кустарный, ремесленный, лесной и т. д.), разделенный на 4 разряда.

В процентном отношении облагались налогом к обороту все остальные предприятия в централизованном и общем порядке.

Налог с оборота

В конце 30 - х годов возникает налог, ставший основой советской налоговой системы и просуществовавший до 1992 г. Налогом с оборота облагались обороты хозяйственных предприятий и организаций по продаже ими товаров. Причем оборот по каждому данному товару облагался только один раз, независимо от количества звеньев его обращения.

К товарным оборотам относились только обороты по продаже товаров. Обороты по исполнению работ и оказанию услуг облагались налогом с нетоварных операций.

Плательщиком налога считалось каждое отдельное предприятие, имеющее бухгалтерский учет и собственный расчетный счет в кредитном учреждении. Ставки налога определялись в зависимости от категории плательщика, характера предмета обложения и особенностей исчисления объекта.

Подоходный налог

Подоходный налог применялся в двух формах: подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с государственных предприятий и кооперативных организаций применялся по отношению к государственным и коммунальным предприятиям, действующим на началах коммерческого расчета, кооперативным организациям, акционерным обществам.

Подоходный налог с рабочих, служащих и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Этому налогу подлежали все физические лица, в том числе и иностранцы, а также частные юридические лица. Подоходный налог взимался со всех доходов годовыми суммами - окладами или месячными окладами, в зависимости от категории плательщика.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль выступал как дополнительный к подоходному налогу с частных физических и юридических лиц. Налогу подлежали:

1. физические и частные юридические лица, получающие доходы от участия в торговых предприятиях;

2. физические лица, получающие доходы от посреднических, маклерских, кредитных операций без содержания контор.

Облагаемой сверхприбылью признавалась сумма, составляющая разницу между доходом, обложенным подоходным налогом, и нормальным доходом, исчисляемым из процентов нормальной доходности от оборотов предприятий, установленных для взимания промналога.

Военный налог взимался мирное время с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Военкоматы ежегодно после призывов сообщали списки лиц, зачисленных в тыловое ополчение, местным окрфинотделам, которые сообщали их налоговым инспекторам в зависимости от обложения этих лиц подоходным налогом или сельхозналогом.

Налог с наследств и дарений регулировался тремя актами:

По наследуемому имуществу, открывшемуся за время с 1 января 1923 г. до 1 марта 1926 г - Декрет ВЦИК от 1922 г. о наследственных пошлинах;

По имуществу, открывшемуся с 1 марта 1926 по 1 октября 1929 г. - Законом от 29 января 1926 г.;

В отношении наследств, открывшихся с 1 октября 1929 г. - Постановлением ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г.

В состав наследуемого имущества входило как наличное имущество, так и находящееся в долгу или споре. Налог исчислялся со стоимости всего переходящего к наследникам имущества и уплачивался наследниками пропорционально доле каждого в наследуемом имуществе.

Широкое распространение получила система акцизов. Правда, в условиях относительной внешней изоляции основной упор делался на внутренние акцизы.

Самообложение

Самообложение допускалось только в сельской местности на устройство и содержание учреждений культурно - просветительных, здравоохранения, социального обеспечения и учреждений, имеющих целью поднятие сельского хозяйства. На нужды дорожного строительства самообложение было возможно только в случае, если данное население не было привлечено к трудовому участию в дорожном строительстве.

Самообложение осуществлялось в денежной и натуральной форме и в виде трудового участия. Условия самообложения выносились на обсуждение схода по инициативе самого сельсовета, который разрабатывал сметы и механизм применения.

Регулирование налоговой системы во время Великой Отечественной войны

Особенности налогового регулирования

С 1941 г. многие налоговые механизмы стали действовать в усеченном виде или попросту исчезли. Причиной явилось как сокращение плательщиков, так и исчезновение объекта обложения. Многие налоги, в основе которых лежало обложение доходов в условиях карточной системы, подчас натурального распределения необходимого минимума продуктов, оказались ненужными.

Однако и период 1941 - 1945 гг. характеризовался изменениями налоговых механизмов. С 1 октября 1941 г. установлен налог на одиноких и бездетных граждан.