Какие кбк поменялись в году. Что такое КБК и для чего он нужен

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки. Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке - читайте в статье.

Вопрос: Получали от налоговой требование, выслали ответ на него. В какие сроки налоговая камералит ответ на требование и реагирует на него - первый вопрос. Второй: правомерно ли спустя больше чем полтора года они по этому же самому вопросу делают акт проверки, выявляя правонарушение? (Наша компания создана в октябре 2014г. Декларацию 9 мес 2015 года сдали без начисления авансовых платежей как вновь созданная организация. Четких разграничений вновь созданной организации нет. Нам спустя примерно год (прошли все камеральные) проверки пришло требование по этому поводу, либо писать ответ либо подавать уточненную декларацию. Мы написали ответ, что на момент сдачи организации уже исполнился год и мы ее не считаем вновь созданной. Прошло опять больше года (никто не отреагировал на наш ответ). И нам сегодня приходит вызов - явитесь забрать акт проверки как раз на эту тему. Имеют ли они право выставлять такой акт проверки налогового правонарушения? Имеем ли мы право обжаловать данный акт и не сдавать никакие уточненные декларации, так как это не привело к занижению налоговой базы, все налоги верно исчислены и оплачены в полном объеме)

Ответ: 1. Такого понятие как камеральная проверка ответа налогоплательщика на требование ИФНС законодательство не содержит. Камеральной проверке подвергаются налоговые декларации и расчеты организаций. В ходе проверки налоговая вправе в определенных случаях запросить пояснения. Рассмотрение пояснений должно уложиться в сроки проведения камеральной проверки декларации, чтобы решение по ней было вынесено в срок. Налоговая не обязана отвечать на ответы налогоплательщиков. Ее «реакция» - это акт или решение по результатам проверки, из которых ясно, учтены пояснения налогоплательщика или нет.

2. Срок камеральной проверки 3 месяца с момента предоставления декларации. Если налоговая через год после подачи декларации запрашивала пояснения в рамках камеральной проверки, то такой запрос можно было оспорить из-за нарушения сроков.

Но следует знать, что налоговая вправе запрашивать пояснения не только в ходе камеральной проверки, но и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае налоговая трехмесячным сроком не ограничена. Поэтому обратите внимание на статью Налогового кодекса, которая указана в акте (решении) налоговой - в связи с чем проводилась проверка.

Но даже если налоговая вынесла решение именно по камеральной проверке с нарушением сроков, оно не подлежит отмене по этому основанию (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Поэтому прежде чем обжаловать акт, действия (бездействия) должностных лиц инспекции, внимательно изучите, какими статьями НК РФ руководствовались проверяющие.

Обратите внимание: штрафы за нарушение начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль Налоговым кодексом не предусмотрены. Налоговая вправе взыскать недоимку по авансам, но только в рамках начисленной по итогам года итоговой суммы налога. Пени, которые могли быть начислены за неуплату ежемесячных авансов, должны быть пересчитаны соразмерно налогу, исчисленному по итогам года.

Обоснование

Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471 . Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08 , Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным .

Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

Пояснения организации

Если в ходе камеральной проверки у инспектора возникнут вопросы, он направит в организацию требование о представлении пояснений.

Подайте запрошенные пояснения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование представить:

Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

16 июня 2016 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2016 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) - с 15 по 21 июля 2016 года включительно.

За непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений предусмотрен штраф в сумме 5000 руб., а при повторном нарушении - 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове . За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности .

Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Таким образом, проведение камеральных проверок справок 2-НДФЛ не только не предусмотрено налоговым законодательством, но и нецелесообразно. При этом в справках 2-НДФЛ инспекторы могут выявить недочеты либо в ходе камеральных проверок расчетов 6-НДФЛ, либо в рамках выездной налоговой проверки. Этот вывод подтверждает письмо ФНС России от 9 августа 2016 № ГД-4-11/14515 и судебная практика (см., например, постановления арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2016 № А58-1418/2015 , Центрального округа от 28 сентября 2015 № Ф10-2699/2015 , Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 № А56-25496/2010).

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации .

В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

Если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС ();

Если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);

Если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

Если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);

Если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

Если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);

Если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);

Если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, - акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200 , п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

Если организация выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы;

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли инспекция в рамках камеральной налоговой проверки потребовать от организации представить документы, которые уже ранее сдавались в рамках предыдущей камеральной (выездной) проверки

По общему правилу организация не обязана повторно представлять в инспекцию документы, которые уже были переданы ей в рамках предыдущих камеральных или выездных проверок. Но из этого правила есть исключения (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Повторно запросить документы налоговая инспекция может в следующих случаях:

Организация представила в инспекцию подлинники документов, которые затем были ей возвращены;

Инспекция утратила ранее представленные документы в связи с форс-мажорными обстоятельствами (наводнением, пожаром).

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ и действуют в отношении любых документов, независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Как должно быть оформлено требование о представлении документов при камеральной налоговой проверке

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Его форма утверждена . Запрашивать документы в устной форме (по телефону) инспекция не вправе.

пункта 1

В требовании о представлении документов должно быть указано:

В соответствии с какой статьей истребуются документы;

В какой срок должны быть представлены истребуемые документы;

Сведения об истребуемых документах (их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);

Полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;

Конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого истребуются документы (например, камеральная проверка по НДС за III квартал 2014 года).

Подписывает требование о представлении документов налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно - в налоговом законодательстве нет соответствующего условия (), в форме требования данный реквизит также не предусмотрен (приложение 15 к ).

Способы вручения требования

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге);

Переслать по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде).

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Сроки исполнения требования

Ответственность за непредставление документов

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из выставленного инспекцией в ходе камеральной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить

Нет, не может.

В требовании должны быть указаны сведения, на основании которых плательщик должен четко понимать, какие именно документы надо представить. Как минимум в требовании должны быть указаны наименования документов и периоды, к которым они относятся (приложение 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 , письмо Минфина России от 26 июля 2007 № 03-02-07/1-348).

В требовании инспекция может не указать реквизиты конкретных документов и их общее количество. Но если в нем есть наименования документов и период, к которому они относятся, такое требование нужно выполнить. Об этом - в определении Верховного суда РФ от 14 июня 2017 № 305-КГ17-6715 .

Если требование не позволяет определить, какие именно документы нужны налоговой инспекции, оштрафовать организацию за то, что она не исполнила требование , инспекция не вправе. Правомерность такого подхода подтверждает арбитражная практика. См., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июня 2013 № А40-111468/12-20-575 , Поволжского округа от 18 февраля 2015 № А65-10883/2014 , от 17 июня 2013 № А55-32435/2012 .

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы , перечень которых строго ограничен (). Исходя из положений Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 № 15333/07 , ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 № А82-15261/2008-27 , Дальневосточного округа от 1 июня 2009 № Ф03-2283/2009 , от 13 марта 2008 № Ф03-А24/08-2/433 , Уральского округа от 28 апреля 2009 № Ф09-8988/08-С2 , Московского округа от 16 июля 2008 № КА-А41/5556-08).

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В рамках камеральной проверки инспекция направила требование по почте, но организация его не получила

Да, может.

Если требование о представлении документов направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма. Реальное наличие требования у организации по истечении указанного периода значения не имеет. Это следует из пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию, которое инспекция направила заказным письмом, ее могут привлечь к налоговой ответственности ().

Следует отметить, что направлять требование по почте заказным письмом инспекция может только в том случае, если передать его иными способами (вручить лично, направить по телекоммуникационным каналам связи) не представляется возможным (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 , от 24 ноября 2008 № 03-02-07/1-471 . Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 № 10349/09 , ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля . Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке . Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 № 03-02-07/1-75 .

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по Налогового кодекса РФ.

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она сообщит об этом проверяемой организации и потребует пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма требования приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189. В требовании инспекторы опишут выявленные ошибки или противоречия, предложат организации письменно объяснить, а при необходимости уточнить декларацию или расчет.

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Ситуация: может ли инспекция потребовать представить дополнительные документы. В ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:

Дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;

Устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет).

Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.

Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции.

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным., уведомления утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 № ММВ-7-2/189 . В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке , утвержденном).

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Налоговая ответственность наступает, если:

1) контрагент проверяемой организации:

Отказался представить документы о ее деятельности;

Уклоняется от исполнения этой обязанности;

Представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 10 000 руб.;

2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. ().

Чем грозит несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Если организация перечислила авансовый платеж по налогу на прибыль позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить ей пени (). Кроме того, инспекторы могут взыскать неуплаченную сумму авансового платежа с расчетного счета или за счет имущества организации (ст.). В этом требовании они укажут размер задолженности и срок ее погашения ().

Штраф на сумму неуплаченных авансовых платежей организации начислить не могут (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция принудительно взыскать разницу между расчетным и фактически уплаченным налогом. Организация перечисляет авансовые платежи по налогуна прибыль в размере меньшем, чем указано в декларации

Да, может.

Если организация занизила размер авансовых платежей по сравнению с суммой, заявленной в декларации, то у нее образуется задолженность перед бюджетом. Ведь перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль - обязанность, прописанная в пункте 2 . Подтверждает эту позицию и арбитражная практика (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98).

Кроме того, за задержку авансовых платежей инспекция может начислить пени (ст. , НК РФ). Если фактическая сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода будет меньше первоначально заявленной, то пени пересчитают .

Ситуация: должна ли налоговая инспекция пересчитать пени за перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль в меньшем размере, чем по первоначальному расчету. По итогам отчетного (налогового) периода налог к уплате меньше заявленных авансовых платежей

Да, должна.

Допустим, организация должна была перечислить в течение квартала авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала, но не перечислила их в срок. По итогам отчетного (налогового) периода сумма авансового платежа оказалась меньше общей суммы авансов, рассчитанных исходя из прибыли предыдущего квартала и заявленных ранее к уплате. Тогда и пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей инспекция должна уменьшить соразмерно. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 19 января 2010 г. № 03-03-06/1/9 , от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/1-106 , ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127 и постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 .

Под соразмерным уменьшением следует понимать пересчет пеней исходя из суммы ежемесячного авансового платежа, которая определяется по формуле:

Пример соразмерного уменьшения пеней, начисленных за несвоевременное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль. По итогам отчетного периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, оказалась меньше заявленной первоначально

Организация рассчитывает ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.

Размер ежемесячного авансового платежа в I квартале 2017 года составляет 90 000 руб. Эту сумму организация должна была перечислить в бюджет 30 января, 28 февраля и 28 марта 2017 года. Общая сумма авансовых платежей, которые она должна была перечислить в I квартале, составляет 270 000 руб. (90 000 руб. ? 3 мес.). Организация перечислила эту сумму только 27 апреля 2017 года.

В течение января-марта 2017 года организация не перечисляла авансы по налогу на прибыль. Начиная с 31 января, 1 марта и 29 марта инспекция начисляла организации пени, общая сумма которых на 27 апреля 2017 года составила:
90 000 руб.* 1/300 ? ((86 дн. + 57 дн. + 29 дн.) * 10%) = 5160 руб.

Сумма налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет по итогам I квартала, составила не 270 000 руб., а 210 000 руб. Инспекция должна пересчитать пени (письмо ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127). Сумма пеней пересчитывается исходя из 1/3 суммы авансового платежа, рассчитанного по итогам отчетного периода. Скорректированная сумма ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2017 года составляет 70 000 руб. (210 000 руб. : 3 мес.):

Месяц Сумма авансового платежа, с которой взимаются пени по итогам I квартала

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

  • Скачайте формы

Срок проведения камеральной налоговой проверки , аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

Является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

    ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

    документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

    документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

    документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

    решения (постановления) налоговых органов;

    заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

    материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

    иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

    первичные документы;

    регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Камеральная налоговая проверка: подробности для бухгалтера

  • Отличие выездной от камеральной налоговой проверки

    Проведения Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Что проверяется Правильность исчисления... проведения Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Причина проведения проверки План... проверки Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Основной срок проверки В... проверке Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Когда составляется акт Акт... 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается...

  • Новые подходы к мероприятиям налогового контроля

    Всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов... решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до... декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной... .2018. Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным...

  • Отказ от льготы по НДС и возмещение налога

    Проверяется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 ...

  • ... % больше показателя 2017 года. Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с... из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки. Проведенный анализ показывает, что... их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 ... до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем. Рис. 10. ... размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа...

  • Камеральная проверка расчета по страховым взносам

    ... /17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по... расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать... . 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения... было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете...

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

    Кодекса Российской Федерации (до завершения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации), соответствующие... поименованной квартиры. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение с... купли-продажи. В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем декларации по налогу... суммы налога обществу по результатам камеральной налоговой проверки, заключил, что доначисление и предложение...

  • Налоговые изменения 2018 - 2019

    Уточняется, что если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом... решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до...

  • Представление документов в рамках камеральной проверки

    88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать... и документы, если: в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за январь 2018 года

    И окончания камеральной налоговой проверки указываются в акте камеральной налоговой проверки. Поскольку камеральная налоговая проверка проводится на... камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации могут не совпадать. Таким образом, в акте камеральной налоговой проверки... указывается дата фактического начала камеральной налоговой проверки налоговой декларации (... срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки (28.04.2017). Налог...

  • Расхождение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО: как объясниться с налоговой?

    Проводит ее камеральную проверку. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации...

  • Судебное разбирательство с налоговой: 5 советов

    Месте и времени рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, это является основанием для отмены...