Как перевести дом в нежилое помещение. Как перевести нежилое помещение в жилое — условия и порядок перевода. Отказ в переводе, причины, что делать в случае отказа

С формальностями перевода помещений из жилого фонда в нежилой знакомы многие предприниматели и юристы. Под нежилыми помещениями подразумеваются, например, офисы или производственные цехи. А вот практика переводов нежилых офисов в категорию жилых помещений встречается реже. Все потому, что если у человека есть средства, ему проще приобрести стандартную квартиру или дом, чем заниматься этой процедурой, порой весьма непростой. К жилым помещениям государственные службы предъявляют гораздо более серьезные требования, чем к коммерческим помещениям. И если сделать жилыми бывшие офисы в многоэтажном здании бывает еще достаточно просто, то с дачами или домами дела обстоят по-другому, перепланировка может оказаться очень дорогой, а часто и попросту невозможной.

Тем не менее, Законом рассматривается как вопрос перевода жилых помещений в категорию нежилых, так и наоборот - нежилых в категорию жилых. Подобные операции можно проводить с квартирами в многоквартирных домах, частными домами, дачами и комнатами в общежитиях. Правда, в каждом отдельном случае есть свои особенности и тонкости.

Общие правила

Согласно Жилищному кодексу, жилыми признаются изолированные помещения, являющиеся пригодными для круглогодичного проживания. Существуют установленные санитарные нормы (детально они описаны в СанПиН 2.1.2.2645-10), которым эти помещения должны соответствовать в полной мере. Согласно 22-й статье Жилищного кодекса также допускается неполное соблюдение требований, но при условии, что помещение в любой момент можно «довести до ума», переустроить. Жилыми признаются как целые частные дома или квартиры, так и их части, а также комнаты. В некоторых случаях дачи тоже могут быть признаны жилыми, если их утвердят в качестве капитальных строений, то есть, тех же частных домов, но только если это будут разрешать условия использования участка, на котором построена дача.

Таким образом, желая перевести помещение в категорию жилых, необходимо, чтобы:

  • оно соответствовало санитарным нормам (то есть, было пригодно для постоянного проживания в нем) или же в нем имелись все условия для приведения в соответствие установленным Законом требованиям;
  • оно не было обременено правами других лиц и находилось в собственности заявителя.

Соответствие помещения нормам должны подтвердить санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС, жилищные органы . Главное, убедить специалистов, что в помещении можно жить без вреда для здоровья хоть зимой, хоть летом. Это значит, что квартира или дом в обязательном порядке должны быть оснащены электричеством и отоплением. А вот наличие воды, канализации или газа не считается непременным условиям для признания помещения жилым , без них можно обойтись. Например, в частных домах туалет может находиться на улице, а газом семья вообще может не пользоваться. Еще одно непременное условие конкретно для домов - они должны быть построены на фундаменте , иначе жилого статуса им ни в коем случае не присвоят.

Пошаговая инструкция

Процедура перевода помещения завершается на этапе получения новых документов в Росреестре. К заявлению о государственной регистрации надо будет обязательно приложить документ, подтверждающий изменение назначения объекта. Получить его нужно в органах местного самоуправления. Чтобы провести операцию, следует придерживаться следующей пошаговой стратегии.

Документы

Первым делом собираем необходимые документы. Их перечень может варьироваться в зависимости от положений региональных законов и каждой ситуации отдельно. Однако в обязательном порядке в списке документов присутствуют:

  • паспорт заявителя;
  • само заявление о переводе помещения в категорию жилых;
  • документы, подтверждающие, что помещение находится в собственности заявителя;
  • заключения СЭС, МЧС и жилищных служб, подтверждающие, что жилье соответствует всем стандартам;
  • проект переустройства, если жилью необходима перепланировка.

Дополнительно может понадобиться, например, поэтажный план здания и кадастровый паспорт с техническим планом (обе справки заказываются в БТИ). В Москве должностные лица самостоятельно получают ряд недостающих в этом списке документов (поэтажный план здания, паспорт земельного участка и т.д.), однако их можно собрать и подать по своей инициативе. В других регионах страны заявителям часто приходится оформлять перед подачей заявления документы и справки исключительно самостоятельно. Хотя если помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, справки из БТИ, по правилам, приносить не обязательно.

Перепланировка жилья

Переустройство жилья можно рассматривать как отдельную часть операции, поскольку в одних случаях квартиры и дома признают жилыми при наличии самого проекта переустройства, в других - требуют предварительно это переустройство провести. Таким образом, заявитель обязан провести ремонт, не отходя от плана, утвержденного проектной организацией и согласованного с муниципалитетом, а затем внести все изменения в техническую и правоустанавливающую документацию, получить акт приемочной комиссии, куда входят представители муниципалитета, противопожарной службы, МЧС и СЭС. Чтобы дело проходило быстрее, можно обратиться к посредникам, риэлторам или юридическим компаниям, которые занимаются сбором всех разрешений на перепланировку.

Если нужны незначительные изменения в помещении, к проектным организациям можно не прибегать, сделав эскиз фломастерами на плане строения самостоятельно.

Подаем заявление

Проведя перепланировку и собрав все документы, подаем заявление в уполномоченный орган. В Москве это можно сделать напрямую через Департамент городского имущества, а также через многофункциональный центр или портал государственных услуг путем подачи электронной заявки. В других регионах и городах документы могут принимать департаменты жилищной политики, комитеты имущественных отношений, то есть, органы, отвечающие за жилой фонд.

Услуга бесплатна (в отличие от перепланировки помещения, на которую может уйти, с учетом изготовления проекта, технического и кадастрового паспортов, около десяти тысяч рублей и больше). После подачи заявления ответ должен прийти в течение 48 рабочих дней. За этот срок в Департаменте городского имущества обязаны либо согласовать перевод помещения, либо отказать, ссылаясь на недостатки помещения и законные основания для такого решения. Отказ можно обжаловать в суде в течение трех месяцев после получения извещения .

Регистрируем жилое помещение

После того как помещение утвердят в качестве жилого, на него нужно будет получить в БТИ новый кадастровый паспорт и поэтажный план здания с экспликацией, новое свидетельство о праве собственности. Документы для получения последнего (заявление и копия паспорта, имеющиеся правоустанавливающие документы на помещение, справки из БТИ) подаем в Россреестр или же проводим операцию через многофункциональный центр. Эта услуга платная, для ее проведения нужно уплатить госпошлину, которая на июнь 2016 года составляла 350 рублей. Желательно квитанцию об уплате пошлины также сдать в числе всех документов, однако в Росреестре могут проверить информацию и самостоятельно через Государственную информационную систему. Если сведений о платеже там не будет, орган вправе отказать в проведении государственной регистрации.

Срок регистрации не может превышать 10 рабочих дней.

Особенности перевода квартиры в категорию жилых

Изменение назначения объекта, находящегося в многоквартирном доме, вариант самый распространенный и простой. В 22-й статье Жилищного кодекса указано, что квартиры могут считаться жилыми, если в них соблюдены следующие нормативы (неполный перечень):

  • есть вентиляция, канализация, электро- и водоснабжение;
  • помещение является полностью изолированным;
  • квартира располагается в зоне жилой застройки;
  • состояние квартиры не вызывает опасений для жизни проживающих в ней людей и тех, кто живет по соседству.

Вопрос перепланировки нежилого помещения, которое переводят в жилую квартиру, актуален почти в ста процентах случаев. У магазинов и офисов по-своему разделено внутреннее пространство, совсем не так, как того требуют нормативы для жилого помещения. Поэтому для начала нужно уладить вопрос переустройства (через проектные организации или через согласование эскиза). Важно не забывать, что в многоэтажках переустройство часто затрагивает соседние квартиры, особенно если речь идет о помещении на первом этаже, поэтому перед началом любых работ нужно получить согласие соседей на общем собрании собственников.

Для согласования проекта или эскиза понадобится протокол собрания, к которому следует приложить лист регистрации участвующих в собрании, полный список собственников, их согласие на переустройство.

Особенности перевода дома в садоводческом товариществе

Сделать дом в садоводческом товариществе жилым по документам - задача не из легких. Часто бывает так, что такой дом оснащен всем необходимым, построен очень добротно и вообще комфортен для круглогодичного проживания не менее, а может даже более чем любая среднестатистическая квартира, но муниципальные власти жилым его не признают. Все дело в том, что у таких домов отсутствует одна очень важная деталь, обязательная для признания помещения жилым, - они построены на участке, предназначенном для огородничества и садоводства, а не жилой застройки .

Согласно российскому законодательству, есть три типа участков, предназначенных специально или преимущественно для огородничества :

  1. огородные земельные участки (строить в таких местах капитальные здания запрещено, а некапитальные не подлежат по техническим параметрам признанию в качестве жилых);
  2. дачные земельные участки (пригодны для строительства жилого дома);
  3. садовые земельные участки (пригодны для строения капитальных жилых строений, но не жилых помещений).

Дома или помещения, построенные на участках первого и третьего типов, зарегистрировать в качестве жилых нельзя, поскольку их разрешенное использование не предполагает строительства жилых домов. Жилые дома или помещения тем и отличаются от жилых строений, что первые регистрируются в качестве жилых, вторые - могут быть пригодны для проживания, но не для регистрации.

Таким образом, почти единственной возможностью признания строения на садовом земельном участке жилым является решение вопроса через суд. Вместе с заявлением понадобятся правоустанавливающие документы и технический паспорт. Однако все не так просто. Суд может признать строение жилым, только если оно стоит на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Решение об изменении порядка разрешенного использования принимается уполномоченными органами, то есть, муниципалитетом и управлением или департаментом, отвечающим за жилищный фонд. Если муниципалитет даст добро, собственнику нужно будет обратиться в орган кадастрового учета и получить новый кадастровый паспорт на участок и на жилой дом, а после зарегистрировать его в Едином государственном реестре прав.

Как признать жилым частный дом

Если дом располагается в зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, то главной загвоздкой для признания его жилым будет уже не вопрос предназначения участка, а пригодность строения к круглогодичному проживанию . При несоответствии техническим нормам, надо будет согласовать и провести перепланировку, после чего с переводом дома в категорию жилых проблем быть не должно.

Особенности перевода комнаты в общежитии в категорию жилых помещений

Чтобы признать комнату в общежитии жилой, понадобятся документы из общего списка и, как в случае с квартирой, согласие всех жильцов общежития на перевод и переоформление комнаты. Так же проводим перепланировку, учитывая согласованный план, получаем акт приемочной комиссии, и отправляемся с заявлением в жилищные органы. В случае отказа, всегда можно попробовать решить проблему в судебном порядке. Если у гражданина нет уверенности, что он сможет выиграть дело самостоятельно, ему лучше обратиться к квалифицированному адвокату.

При возникновении необходимости согласования такой непростой процедуры, как перевод жилого помещения в нежилое, или наоборот, вам следует обратиться в нашу компанию.

Такое дело лучше всего поручать квалифицированному и опытному специалисту, поскольку в нем существует много нюансов, о которых знает только профессионал. В результате несведущий человек может потерять много личного времени, не добившись нужного решения этого вопроса.

Так, например, оформление разрешения на изменение статуса недвижимости требует подготовки немалого комплекта документов. От того, насколько правильно они будут составлены, зависит, какое решение вынесут соответствующие контролирующие инстанции. В частности, в Москве этим занимается Департамент городского имущества города Москвы.

Срок получения разрешения о переводе в нежилой фонд от Департамента городского имущества города Москвы: до 12 месяцев . Это связано с тем, что, прежде чем получить главный документ о согласовании перевода, необходимо поэтапно пройти согласование в ряде специализированных инстанций.

Вот основные согласующие инстанции:

  • Мосэнергосбыт;
  • Управление Роспотребнадзора по г. Москве;
  • ГУП «ГлавАПУ» (Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры);
  • ГУП «Мосгоргеотрест» («Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ»);
  • Автор проекта дома;
  • ДЭЗ («Дирекция единого заказчика»);
  • ГУ ИС (Государственное учреждение инженерной службы);
  • Мосжилинспекция («Государственная жилищная инспекция города Москвы») и т. д.

Процесс согласования в каждом из этих ведомств имеет свои нюансы, так что без опыта взаимодействия с сотрудниками этих ведомств попросту не обойтись.

Согласно ЖК РФ, в согласовании перевода из жилого в нежилой фонд должно быть отказано в случаях:

Если помещение является частью целостного жилого помещения либо используется для постоянного проживания;
- если доступ к переводимому помещению будет невозможен и при этом нет технической возможности оборудовать этот доступ;
- если право собственности на переводимое помещение обременено правами других физических или юридических лиц (в частности, если помещение является предметом залога).

Для квартир в жилых многоквартирных домах установлено следующее требование. Для перевода одной из них в нежилое помещение необходимо, чтобы она располагалась на первом этаже, либо выше первого этажа (при условии, что под ней находятся нежилые помещения).

Что касается перевода нежилых помещений в жилые, здесь действуют следующие условия:

Переводимое помещение должно отвечать требованиям, которые предъявляются к жилым помещениям действующим законодательством РФ;
- право собственности на него не должно быть обременено правами третьих, физических или юридических, лиц.

Также отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. при устройстве отдельного входа (в т. ч. и при переводе из жилого помещения в нежилое) необходимо решение общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах о передаче в пользование части общего имущества (не менее 2/3 от общей площади жилых и нежилых помещений дома).

Какие документы понадобятся вам, для того чтобы оформить согласование перевода?

  • Заявление собственника или уполномоченного лица о переводе помещения.
  • Документы, подтверждающие право на переводимое помещение (подлинники либо нотариально засвидетельствованные копии).
  • План помещения, его техническое описание. При переводе жилого помещения потребуется также его технический паспорт.
  • Поэтажный план дома: «поэтажный план первого этажа, примыкающих к квартире помещений», «план второго этажа помещений, находящихся над квартирой», «план подвала, находящегося под квартирой».
  • Проект переустройства и (или) перепланировки, подготовленный в установленном порядке (если таковые требуются).

По дополнительным вопросам обращайтесь к специалистам компании «Лионлюкс+».

Дорогие друзья! Мы выполняем широкий ряд услуг по проектированию и согласованию различной документации по вопросам перепланировки недвижимости в Москве. Наши сотрудники прошли хорошую школу в риелторских, проектных, строительных организациях и накопили богатый опыт в своем деле. С 1995 года нами были решены сотни вопросов, простых и сложных, – поэтому сегодня мы с уверенностью заявляем: «С нами вы сэкономите свое время и деньги».

Основные направления деятельности компании «Лионлюкс+»:

  • архитектурное проектирование,
  • изготовление проектов перепланировки, изготовление буклетов (эскизных проектов),
  • изготовление эскизных проектов входов, тамбуров, крылец,
  • согласование перепланировки квартир по проекту либо по эскизу,
  • согласование перепланировки нежилых помещений в жилых домах по проекту либо эскизу,
  • согласование перепланировки в нежилых зданиях,
  • согласование устройства отдельного входа и фасадных работ,
  • согласование проведенной перепланировки,
  • перевод помещения в жилой / нежилой фонд,
  • оформление земельно-правовых отношений,
  • прохождение Мосгосэкспертизы

По любому из этих вопросов Вы получите квалифицированную поддержку и найдете понимание со стороны специалистов нашей компании. Мы постараемся решить все Ваши вопросы в приемлемые сроки. Будем рады сотрудничеству с Вами!

Последние выполненные проекты

Перевод квартиры (жилого
помещения) под стоматологию с
устройством отдельного входа и
переносом газовой трубы

Перевод квартиры (жилого
помещения) под салон красоты с
устройством наружного тамбура.



Трехкомнатная квартира расположена на 1 -м
этаже кирпичного жилого дома.
Площадь квартиры - 71 кв.м.
Высота помещений - 2,65 м.

Двухкомнатная квартира расположена на 1 -м
этаже панельного жилого дома.
Площадь квартиры - 59,2 кв.м.
Высота помещений - 0,65 м.

Срок выполнения заказа 6 месяцев

Срок выполнения заказа 5 месяцев

Поступательное развитие общества, подъём его экономического уровня, повсеместное расширение и углубление деловых отношений приводит к изменениям баланса потребностей в жилых и нежилых помещениях.

В наиболее перспективных для бизнеса районах приобрести недвижимость или разрешение на строительство чрезвычайно трудно и дорого, а потому весьма разумным становится использование того, что имеется в собственности.

Чтобы не попасть впросак при регистрации и не войти в конфликт с законом, нужно знать наперёд, как перевести нежилое помещение в жилое (или наоборот).

В современных условиях перспектива превратить имеющуюся площадь в полноценное жильё может решить вопрос размещения работников и учащихся, занятых в производственном или учебном процессе, приглашённых гостей, делегатов, командированных и пр. Да и для частных лиц переориентирование помещения открывает больше возможностей.

В конструкции многоквартирного дома выделяют жилые помещения, нежилые и общего пользования (МОПы).

Общедоступные пользовательские внутренние территории, именуемые местами общего пользования, представляют собой совместное (общее) имущество владельцев жилых и нежилых помещений в составе дома (ЖК ст.16 ; Письмо Минрегразвития №29433-ВК/19 2012/22/11).

Жилые помещения

Нежилые помещения

Свойства нежилого помещения в многоквартирном доме:

  • конструктивно является частью дома;
  • находится на нижних этажах, жилой сектор расположен выше с точки зрения этажности;
  • связано с землёй и расположено по фиксированному адресу, то есть относится к недвижимому имуществу, подлежащему регистрации в госкадастре и госреестре по факту собственности (ФЗ №122 2015/06/04);
  • внешние признаки помещения в составе многоквартирного дома, как то обособленность и наличие физических границ (стены, пол, потолок, доступ к МОП и коммуникациям);
  • автономное сообщение с улицей;
  • не предназначены для проживания, т.е. не соответствуют требованиям и нормам.

Нежилое помещение неразрывно связано с базовой конструкцией, его собственник пользуется коллективной собственностью и принимает участие в эксплуатации здания – таким образом, он принимает на себя часть расходов, сопряжённых с содержанием и функционированием дома, наравне с другими собственниками (Постановление Президиума ВАС №4910/10 2010/09/11).

Нежилые фрагменты многоквартирного дома используются, как правило, с целью получения дохода.

Условия для перевода из нежилого фонда в жилой

Можно ли перевести нежилое помещение в жилое? Взаимообратный перевод помещения между категориями «жилое-нежилое» допустим только в согласии с положениями Жилищного, Градостроительного кодексов и региональных законов (например, Закон Московской области №55/2004-ОЗ «О порядке и условиях перевода…» 2004/16/04; Постановление Правительства Москвы №692-ПП «О переводе жилых/нежилых помещений…» 2015/27/10).

Два условия должны быть соблюдены неукоснительно:

  1. Помещение имеет зарегистрированного в Росреестре конкретного собственника. Обременения отсутствуют (аренда, кредиты, арест, залог и прочие ограничения). Только официальный собственник может инициировать изменение категории.
  2. Соблюдены требования, предъявляемые к жилому помещению (ЖК ст.22 п.4; ПП №47 2006/28/01 редакция 2016/02/08), в подтверждение его жилпригодности. Альтернативный вариант: реконструкция помещения позволит привести его в соответствие требованиям.

Требования к помещению, годному для проживания человека:

  • размещено в жилом секторе дома (не цокольный этаж, не подвал);
  • имеет проектные ограничения в домовом пространстве, обособление от МОП и других жилых помещений;
  • отвечает требованиям инженерной и пожарной безопасности;
  • отвечает требованиям технической и физической изоляции (звук, тепло, вибрация и пр.);
  • подключено к коммуникациям (вода, канализация, газ, электричество, отопление);
  • отвечает требованиям естественной освещённости, необходимой для жизнедеятельности (оконные и дверные проёмы, удалённость предметов за окном, высота потолков).

Если нежилое помещение имеет условный или ограниченный доступ к территории общего пользования, то перепланировка нежилого помещения в жилое должна включать в себя пункт, решающий этот вопрос.

Последовательность действий

Рассмотрим порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение.

Процедура перевода, включающая бумажную волокиту и практические действия по переоборудованию и возможной перепланировке, займёт не менее 2 месяцев.

Более того, многие предполагаемые (или необходимые) реконструкционные действия будут возможны только после согласования с жильцами (собственниками).

Количество «одобрительных» подписей, означающих разрешение на осуществление работ, колеблется от 2/3 до 100% владельцев жилья – это зависит от характера работ и грозящих жильцам дома изменений.

Этап 1. Разработка проекта реконструкции (ожидаемой перепланировки).

Для получения разрешения на перевод помещения в жилую категорию нужно представить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • заключение о соответствии/несоответствии требованиям жилпомещения;
  • проект реконструкции;
  • протокол собрания собственников дома + поэтажный план дома + ожидаемые изменения МОП.

Каждая ситуация требует определённого набора бумаг, поэтому перечень может быть расширен.

Регистрация в госреестре потребует следующие документы (ФЗ №122 ст.16):

  • заявление;
  • паспорт;
  • правоустанавливающие документы;
  • подтверждение оплаты пошлины.

Все бумаги должны быть отксерокопированы. Оригинал понадобится для сличения.

Стоимость переоформления

Всё чаще возникает необходимость переоформления нежилых помещений в жилые. Подобная процедура связана с большой нехваткой жилого пространства в российских городах.

Как правило, под жильё переводят дачные дома или другие подобные постройки . Этим вопросом занимаются органы местного управления.

Зачем нужен перевод

Если человек владеет собственностью, которая имеет статус нежилого помещения он вправе переоформить его под жилое помещение. Дальше им можно распоряжаться как для личных потребностей, так и для того, чтобы .

При этом стоит отметить, что пока в нежилой постройке не будет сделан ремонт или , его статус будет невозможно поменять. Поэтому перед оформлением всех документов, следует заранее позаботиться об этих нюансах.

В каких случая возможен перевод

Статья 23 ЖК Российской Федерации гласит о том, что перевод возможен лишь в том случае, если собственник помещения сам проявляет инициативу .

Также, если есть совладельцы, должны написать об заявление, которое заверяется у нотариуса.

  1. Следующим условием для перевода является то, что нежилое помещение не должно находиться . Если данное помещение было приобретенное в кредит, то на время перевода владелец должен полностью погасить задолженность.
  2. Всё, что есть в постройке, должно находиться в исправном состоянии .
  3. Помещение должно соответствовать техническим нормам .
  4. Помимо, самого здания прилегающая территория также должна быть безопасной .
  5. Вход в здание жильцам и аварийным службам ничего не должно загораживать.

Если будет нарушен хотя бы один из пунктов, государство даст запрет на переоформление помещения.

Определение жилого и нежилого помещения

Жилое помещение подразумевает под собой недвижимое имущество, которое приспособленное для постоянного проживания. Оно должно соответствовать всем санитарно-техническим нормам.

Нежилое помещение – это недвижимость, которая не предназначена для проживания граждан. Её используют для служебных, бытовых, производственных целей. К этой категории относятся:

  • офисы;
  • магазины;
  • склады;
  • дачные домики и прочее;

Какие существуют ограничения для перевода

В ЖК Российской Федерации прописываются некоторые пункты, при которых невозможен перевод нежилого помещения в жилое. Эти обстоятельства никаким образом нельзя обойти:

  1. Помещение не соответствует санитарным и техническим нормам.

Порядок и процедура перевода

Процедура переоформления состоит из нескольких этапов:

  1. Собственника жилья собирает и подает необходимые документы (список ниже).
  2. Проводится недвижимости жилищной комиссией для принятия решения о переводе помещения.
  3. В проектном бюро разрабатывается и согласовывается проект для смены статуса.
  4. Если всё в порядке, тогда выдаётся разрешение.
  5. В базе данных проектно-инвентаризационного бюро проводиться изменения.

Заявление об изменении статуса помещения рассматривается полтора месяца в местном органе самоуправления. Заявителю должен прийти официальный ответ с решением о переводе или запрете.

Отрицательный ответ должен содержать полный перечень нарушений, который привел к отказу об изменении статуса.

Есть ли какие-то нюансы в 2019 году

Переоформление в 2019 году осуществляется без каких-либо изменений в соответствии с ЖК РФ. Вся процедура выполняется по строго определённому плану с предоставлением всех документов. Это регламентируется следующими нормативными актами:

  • ЖК Российской Федерации, Глава 3.
  • Градостроительный кодекс, который регламентирует требования к помещениям нежилого и жилого характера.
  • Постановление « Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением».
  • Строительные нормы.
  • Санитарные нормы.

Куда и какие документы нужно предоставлять для перевода

Если все требования со стороны собственника выполнены и помещение соответствует нормативам, он вправе обращаться в органы самоуправления (в Москве — Департамент городского имущества, подать документы можно также через единый портал госуслуг — МФЦ).

Список документов:

  1. Заявление от собственника (ссылка на образец приведена ниже). В нём должна быть изложена просьба о переводе.
  2. , который подтверждает права собственности на помещение. Разрешается предоставлять заверенные у нотариуса копии документа.
  3. . В нём должны быть описаны все технические описания объекта. Если в данном помещении проводились какие-либо проектные работы, то они должны быть отражены в тех. паспорте.
  4. План многоэтажного дома. Его можно получить в ЖЭУ. Специалисты по ней проверяют сведения о том, какие последствия могут быть при смене статуса объекта для всего дома.
  5. Письменное согласие соседей.
  6. Если необходима перепланировка — подготовленный заранее проект перепланировки.

Этот перечень документов является основным, возможны нюансы, например, потребуется предоставить решение органов опеки, если собственник помещения — несовершеннолетний ребенок.

Часть документов, например , выписку из тех-паспорта и др. специалист МФЦ получает самостоятельно в рамках системы документооборота между различными госслужбами. Заявителю не придется искать их самостоятельно.

Стоимость и сроки перевода

Госуслуга по переводу и выдаче документа о смене статуса помещения оказывается бесплатно .

Сроки — в течение 48 дней (45 дней плюс три). Если перевод помещения согласован, вам выдадут решение о переводе нежилого помещения в жилое.

В случае отказа решение можно обжаловать в течение 3 месяцев в суде с того момента, когда собственнику стало известно о нарушении его законных прав.

Следует понимать, что при самостоятельном выполнении процесса перевода в сложных ситуациях (помещение имеет некоторые особенности, нужна реконструкция и пр.) потребуется много времени и сил. К примеру, Леоновой Валентине Петровне из Рязанской области при переводе помещения понадобился год.

Большая часть времени ушла на составление и согласование проекта, приблизительно 2 месяца . К тому же, семь месяцев проводились ремонтные работы. Один месяц был потрачен на сбор всех документов.

Наиболее проблематичной стороной данной процедуры является составление проектной документации . Зачастую юристы, по желанию заказчика, выполняют именно эту работу. Их помощь считается весьма удобной, поскольку с их стороны всегда учтены все тонкости перевода помещения.

Как оформить перепланировку, если она нужна

Вполне вероятно, что в нежилом помещении нужна перепланировка. Статья 25 ЖК Российской Федерации гласит о том, что любые перепланировки в помещении должны быть отображены в тех. паспорте.

Перед тем как организовать нежилого помещения, собственник обязан согласовать это с комиссией. Подобная процедура необходима для определения безопасности проведения работ.

Для разрешения выполнения ремонтных работ, владелец помещения должен обратиться в проектное бюро со своим проектом или же заказать его. После всех согласований даётся разрешение на выполнение перепланировок в нежилом помещении с дальнейшим его переводом в жилую недвижимость.

По окончании работ необходимо, чтобы результат был принят специальной комиссией, составляется акт.

Перепланировка и ремонтные работы могут быть запрещены, если это приведет к нарушению правил эксплуатации дома . Несущие и опорные стены не должны быть затронуты, поскольку это может привести к разрушению многоэтажного дома. Строго запрещается выполнять какие-либо перепланировки без разрешения.

Результат

Заявитель получает документ о смене статуса помещения в течение 45 дней от даты , когда были направлены все документы в органы самоуправления.

Получив на руки решение о переводе заявитель оформляет новое . Для этого нужно:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением и паспортом.
  2. Оплатить госпошлину — 350 руб.
  3. В течение 10 дней получите свидетельство.

Процедура перевода из нежилого в жилое с появлением МФЦ достаточно проста. Самым проблематичным является составление и согласование проекта в случае необходимости перепланировки и реконструкции нежилого помещения . На помощь в этом вопросе могут прийти опытные юристы, которые за определённую плату выполнят всё грамотно.

Юридические нюансы процедуры — на видео

О некоторых тонкостях перевода нежилого помещения в жилое рассказывает юрист — Евгений Осинцев.

Электронные услуги

Полное название услуги

Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

    • Физические лица (прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен);
    • Индивидуальные предприниматели;
    • Юридические лица;

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

    • Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
    • Документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае обращения представителя заявителя);
    • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае обращения представителя заявителя);
    • Решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя (в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний);
    • Свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний (представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве);
    • Правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на которое зарегистрированы до 31 января 1998 г;
    • Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Требования к составу проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП;
    • Оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование и/или присоединения к переводимому помещению части общего имущества при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке. Одновременно с протоколом представляются документы, подтверждающие результаты голосования собственников:
      - уведомления (сообщения) о проведении собрания;
      - документы, подтверждающие вручение уведомления (сообщения) каждому собственнику или направление каждому собственнику помещения заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрен иной способ направления уведомления (сообщения) в письменной форме либо не определено помещение, доступное для всех собственников помещений в данном доме, предназначенное для размещения уведомления (сообщения) о проведении общего собрания. В этом случае представляется протокол (копия с предъявлением оригинала) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам; лист регистрации участников собрания;
      - решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, оформленные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
      - списки собственников на дату голосования с указанием ФИО собственника или его наименования, номера помещения, принадлежащего на праве собственности, доли в праве на общее имущество;
      - доверенности, оформленные в соответствии с частью 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если в голосовании на общем собрании собственников в многоквартирном доме принимали участие представители собственников.
    • В случае проведения собрания в форме заочного голосования дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия. При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47:
    • - заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;
      - заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47; - заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
    • При подаче запроса в электронной форме заявителю (либо его законному представителю или лицу, уполномоченному заявителем в установленном порядке) необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих сведения, указанные в Заявлении, в течение 5 рабочих дней со дня подачи электронного запроса:
    • - заявителям - физическим лицам в МФЦ;
      - заявителям - индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в службу «одного окна» Департамента по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1, либо в другие территориальные подразделения Департамента (адреса указаны на официальном сайте Департамента (https://www..
  • Сроки предоставления услуги

    48 рабочих дней

    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса.
    В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
    Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
    1.Необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, а также в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) Свидетельств о рождении несовершеннолетних детей.
    2.Направление проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в случае обращения заявителя по вопросу перевода жилого помещения в нежилое при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке, в Совет депутатов муниципального округа, на территории которого расположено переводимое помещение.
    3.Направление проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) в Мосжилинспекцию для получения заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки помещения, переводимого из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение.
    4.Необходимость подготовки и проведения заседания Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в случае обращения заявителя по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение.
    5.Направление запросов собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переводимое помещение, а также в организацию, управляющую домом, совет дома (при наличии) при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке.
    Срок приостановки по основанию 1 составляет не более 15 рабочих дней, срок приостановки по основаниям 2-5 составляет не более 60 рабочих дней.

  • Результат оказания услуги

      Выдается:
    • Решение о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (оригинал, 1 шт.)
  • Формы получения

    • Лично
    • Через законного представителя
    • На WEB сайте
    • Через МФЦ
  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение физические лица, являющиеся собственниками помещений и обратившиеся в территориальные подразделения МФЦ районов города Москвы, с запросом о предоставлении им государственной услуги или подавшие заявку с использованием Портала. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. В случае предоставления государственной услуги в электронной форме с использованием Портала прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение юридические лица, являющиеся собственниками помещений. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

      Индивидуальный предприниматель

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками помещений. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту предоставления услуги. На Портале заявитель имеет возможность заполнения интерактивной формы запроса.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      Представляется документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве.

      Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя в соответствии с Едиными требованиями (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется документ, удостоверяющий личность представителя заявителя в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве.

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представляется в случае обращения законного представителя заявителя или лица, уполномоченного заявителем в установленном порядке (для физических лиц - нотариально удостоверенная доверенность).

      Решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний.

      Свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется в случае если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний (представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве).

      Правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на которое зарегистрированы до 31 января 1998 г (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляются подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии.

      Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Требования к составу проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП.

      Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование и или присоединения к переводимому помещению части общего имущества (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке. Оформляется протоколом. Протокол, а так же документы подтверждающие результаты голосования оформляются в свободной форме в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2016 N 41802).
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются одновременно с протоколом собрания: уведомления (сообщения) о проведении собрания; документы, подтверждающие вручение уведомления (сообщения) каждому собственнику или направление каждому собственнику помещения заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрен иной способ направления уведомления (сообщения) в письменной форме либо не определено помещение, доступное для всех собственников помещений в данном доме, предназначенное для размещения уведомления (сообщения) о проведении общего собрания (в этом случае представляется протокол (копия с предъявлением оригинала) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам); лист регистрации участников собрания; решения собственников по вопросам, поставленным на голосование оформленные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; списки собственников на дату голосования с указанием ФИО собственника или его наименования, номера помещения, принадлежащего на праве собственности, доли в праве на общее имущество; доверенности, оформленные в свободной форме в соответствии с частью 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если в голосовании на общем собрании собственников в многоквартирном доме принимали участие представители собственников. Документы оформляются в свободной форме с учетом требований законодательства.

      Документы по собранию, прошедшему путем заочного голосования (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      В случае проведения собрания в форме заочного голосования дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия. Протокол, а также документы подтверждающие результаты голосования оформляются в свободной форме в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".

      Заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      Заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      Заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      48 рабочих дней

      Срок приостановки: 60 рабочих дней

      Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
      1. Необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, а также в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) свидетельства о рождении (за исключением свидетельств детей-сирот, а также случаев, когда свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве).
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не превышает 15 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      2. Направление проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в случае обращения заявителя по вопросу перевода жилого помещения в нежилое при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке, в Совет депутатов муниципального округа, на территории которого расположено переводимое помещение.

      3. Направление проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) в Мосжилинспекцию для получения заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки помещения, переводимого из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      4. Необходимость подготовки и проведения заседания Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в случае обращения заявителя по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      5. Направление запросов собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переводимое помещение, а также в организацию, управляющую домом, совет дома (при наличии) при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Решение о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (оригинал, 1 шт.)
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Запись в ЦГУ

      Если Вы хотите подать заявление на предоставление государственной услуги лично в центре «Мои документы», Вы можете воспользоваться формой

      Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.


      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ


      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ.
      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Регламентом.
      3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
      3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
      3.2. Требования от заявителя:
      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
      3.4. Отказа заявителю:
      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
      3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников многофункциональных центров предоставления государственных услуг, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
      5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
      5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
      5.2. Через многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
      5.3. Почтовым отправлением.
      5.4. С использованием Портала при наличии соответствующей технической возможности.
      5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
      6. Жалоба должна содержать:
      6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
      6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
      6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
      6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
      6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
      6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
      6.7. Требования заявителя.
      6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
      6.9. Дату составления жалобы.
      7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
      Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
      Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
      8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
      9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
      9.1. Отказа в приеме документов.
      9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
      9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
      10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
      11. Решение должно содержать:
      11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
      11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
      11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.
      11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
      11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
      11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
      11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
      11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
      11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
      11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
      11.11. Порядок обжалования решения.
      11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
      12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
      13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
      13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
      13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
      13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
      13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
      13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
      14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
      14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
      14.4. Наличия:
      14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
      14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
      15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
      15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
      15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
      15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
      15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
      16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
      17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
      18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
      19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
      20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
      20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
      20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
      21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
      При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

      2. Предоставление заявителем документов, утративших силу (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательство м).
      3. Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем (в том числе в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в электронной форме с использованием Портала).
      4. Представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).
      5. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
      6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом (в случае, если указанное основание может быть выявлено при приеме запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги).
      7. Обращение заявителя за государственной услугой в орган исполнительной власти города Москвы, орган местного самоуправления, подведомственную органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организацию, МФЦ, не предоставляющие требующуюся заявителю государственную услугу.
      Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в электронной форме с использованием Портала, являются :
      1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на Портале.
      2. Запрос и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.
      3. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

      Основания для отказа в предоставлении услуги

      Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      2. Утрата силы представленных документов, если указанное обстоятельство было установлено Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      4. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом, если указанное обстоятельство было установлено Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      5. Отзыв заявителем запроса на предоставление государственной услуги.
      Подача заявителем отзыва запроса осуществляется:
      - заявителем - физическим лицом в МФЦ;
      - заявителем - индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом в Департамент.
      6. Отзыв согласующей организацией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, ранее принятого решения (в случае его поступления до истечения срока предоставления государственной услуги).
      7. Представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Регламента, если указанное основание было выявлено Департаментом при процедуре принятия решения о предоставлении государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      8. Истечение срока приостановления государственной услуги, если в течение срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги (применяется при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.9.1.1 Регламента).
      9. Заключение Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, о несоответствии помещения, переводимого в жилое помещение, требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.