Как коррупция влияет на экономику страны. Деструктивное влияние коррупции на экономику. Природа современной коррупции

Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции. Экономические условия развития коррупции. Социально-психологические условия коррупции.
/Владимир Белай,советник/
Социальные программы, гуманитарная помощь, распределение бюджетных ресурсов, управление государственными активами и пакетами акций, квотирование, выдача разрешений, оценка стоимости товара или ущерба, управление недвижимостью и рынком земли, ценообразование, государственные закупки – коррупция имеет место в этих и многих других сферах и операциях. Несмотря на все их разнообразие, есть несколько параметров, которые резко увеличивают вероятность возникновения коррупции.

§ 1. Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции.
Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным.
К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации и особенно переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, относятся следующие:
1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Другое обстоятельство - преодоление слияния власти и экономики, свойственно тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.
2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм низовой коррупции. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее присутствие государства в экономике, отсутствие четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть - сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.
3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в России начало приватизации (ее партийно-номенклатурный этап) проходило вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.
Если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса - фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталось, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодарнейшей почвой для коррупции. До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам - коммерсантами.
Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
4. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Речь идет прежде всего об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты, и следовательно система управления, отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, тем легче в ней угнездиться коррупции.
На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные. Неэффективность государства проявляется в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная система отбора и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных. Нередко прямое делегирование "агентов влияния" из коммерческих структур в административные.
5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:
несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;
неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;
несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний.
Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.
Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма - с другой стороны. В результате снижаются шансы политической нестабильности. Фиктивная политическая жизнь, невозможность политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.

§ 3. Социально-психологические условия коррупции.
На масштабность коррупции большое влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, царящая в обществе. Значительная часть государственных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых им предстоит сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. К принятию противоправного решения их могут подталкивать следующие социально-психологические факторы:
1. Информационная среда, формирующая снисходительное и даже поощрительное отношение к коррупции. Честный государственный служащий, который каждый день слышит и читает, что известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности для личного обогащения, что "У нас берут все!", может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. В этой атмосфере он не видит сдерживающих факторов для своего личного обогащения. Ему остается только дождаться удобного случая для своей "реабилитации".
2. Ощущение политической и экономической нестабильности, что подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на капитал экономический.
3. Несоответствие заработной платы сложности и ответственности выполняемого служащим труда, неэффективная система социальных гарантий.
4. Несправедливость при продвижении по служебной лестнице.
5. Слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные проступки.
Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей актикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настольно обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения. В переходные периоды плавное вхождение в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.
Например, в прежней системе существовал особый вид ценных бумаг - документы, снабженные разными визами, резолюциями и "уголками" с грифами от Политбюро до сельсовета. Они допускали неформализованную конвертацию властного капитала в экономический. Эта практика сохранялась во всех ветвях и уровнях власти и с огромным трудом изживается сейчас.
Устоявшиеся демократические традиции допускают конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов), но в своих развитых формах препятствует конвертации властного капитала в экономический.
Специфика переходного периода - смещение традиционных и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.
http://www.proknadzor.ru/law/corrupt/...pter2.html
Молодежный союз юристов. Правовой всеобуч.


Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение (Табл. 4). Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками.

Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно, зарубежные) и, в конечном счете, экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%. По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Таблица 4. ЧАСТОТА И РАЗМЕРЫ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТОК В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ в конце 1990-х (согласно исследованиям европейского банка реконструкции и развития и всемирного банка).
Страны Процент фирм, часто дающих взятки Средний процент взяток от ежегодного дохода фирм
Азербайджан 59,3 6,6
Армения 40,3 6,8
Видеоблог Дмитрия Медведева

В Пятницу прошел Международный день борьбы с коррупцией. По случаю события о борьбе с явлением рассказали в интервью как Юрий Чайка, Генеральный прокурор России, так и Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета России. Их в стране разделились, первый говорил о её росте, второй о падении. В тот же день ООН опубликовала данные об уровне коррупции в мире :

«Ежегодный объем взяток в мире оценивается в один триллион долларов. При этом мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. По данным Программ развития ООН (ПРООН), в развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят объемы официальной помощи на цели развития в 10 раз… По данным организации «Transparency International», Россия, Украина и Казахстан по индексу коррупции занимают 131 место в мире».

Сразу заметим, что это нонсенс, когда три страны одновременно занимают якобы одно место. Повод для такого странного замечания дало российское отделение организации, которая по итогам исследования 2016 года опубликовала следующее :

«Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран».

Напомним, что организация претендует на объективное исследование положения стран. Стилистически негативное суждение «оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной» подрывает доверие к объективности.

Основатель российского отделения международного центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова (вице-президент международной организации) оценила статистику ООН в эфире «Национальной службы новостей» :

«Цифра огромная. Мы все прекрасно понимаем, что если бы эти средства использовались для общественного блага, жизнь, что в мировом масштабе, что в отдельно взятых странах, была бы другой. Вряд ли эта цифра было больше в какие-то другие времена. Но самое печальное во всем этом даже не взятки. Красивый эвфемизм про потери мировой экономики – это завуалированный рассказ про большую политическую коррупцию высших должностных лиц, коррупцию при проведении крупных экономических строительных проектах. Это значительно страшнее».

Отметим некорректность заявления. Коррупция - это прежде всего экономические потери. И совокупный размер в $3,6 трлн – это страшный факт, реальная констатация размера беды, а не иносказание. А вот моральная оценка причин явления – дело личное. В заявлении ООН они не называются.

Чтобы понять размер коррупции и её влияние на мировой экономический рост, напомним размер мирового ВВП 2016 года – $75,28 трлн, по оценке МВФ. Названный ООН совокупный уровень потерь составляет 4,8% от общемировой стоимости произведенных товаров и услуг. Недавно Организация экономического сотрудничества и развития в 2017 году в 3,6% и предсказала его рост в 2018 году на 3,7%. Потери от коррупции больше мирового роста на треть.

И это, по словам Елены Панфиловой, не самое страшное. Цифровое воображение подсказывает, что если бы рост мировой экономики составлял не 3,6%, а 8,4% (3,6+4,8), то мировой ВВП удваивался бы не каждые 20 лет, а каждые 8 лет. Это кажется существенной разницей. Здесь допустима и паническая нотка – катастрофическая разница. Еще одно небольшое сравнение. В последние годы Китай, который демонстрирует самые большие успехи по искоренению бедности, показывает прирост экономики ниже 7%.

У ООН есть амбициозный план по искоренению бедности до 2035 года путем «ответственного развития» мировой экономики . Теоретически план мог бы быть реализован при условии искоренения коррупции. Однако она никогда не исчезнет, поэтому миру придется потерпеть бедность значительно дольше, чем предполагает ООН.

Последнее, ВВП России $1,28 трлн долларов. То есть вся экономика страны в 3 раза меньше потерь от глобальной коррупции. Коррупция в России – проблема острая, ничуть не менее острая, чем . В результате, страна испытывает двойное давление на экономику. Недаром рост ВВП страны по итогам 10 месяцев 2017 года составил 1,3%. Хотя по самым скромным прикидкам, при условии искоренения коррупции (среднемировой уровень в 4,8%) и преодоления безграмотности (1,8% - данные Счетной палаты РФ), прирост мог бы составить 7,9%, соответственно, экономика страны могла бы удвоиться через 9 лет. И это без любых структурных экономических реформ.

Начиная с 1990-х годов в средствах массовой информации экономико-юридический термин «коррупция» все чаще упоминается не только как международная проблема, но и как частная внутренняя проблема каждого государства в отдельности, влияющая на экономическую систему внутри страны и в целом на конкурентоспособность государства на международной арене. Коррупция представляет собой неоднозначное сложное социально-экономическое проявления негативного фактора общественности.

Явление коррупции необходимо рассматривать как социальную, политическую и экономическую систему общественных отношений, влияющих на общий уровень и развитие страны в целом. Как социальное явление коррупция порождает неравенство среди населения, недовольство существующей властью, понижение общественной морали. Как политическое – потеря легитимности власти, недоверие к судебной и правоохранительной системе государства, занижение авторитета роли государства и правительства, политический нигилизм.

Основоположником изучения коррупции как экономически негативного явления был Г. Мюрдаль. Еще в 1960-х годах Мюрдаль, изучая опыт стран Третьего мира, он вывел негативные экономические последствия коррупции, актуальные и для современного мира.

Для проведения исследований коррупции и определения ее уровня международная организация «Transparency International» использует индекс восприятия коррупции, который показывает оценку предпринимателями и аналитиками уровня коррупции в стране. Для оценки используется 10-бальная шкала. Соответственно, чем выше показатели к 10 баллам, тем ниже уровень воспринимаемой коррупции.

Согласно исследованиям и данным статистики, выделяют зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции. Страны, с высоким уровнем коррупции имеют низкий уровень конкурентоспособности и, наоборот, при низком уровне конкурентоспособности, уровень коррумпированности выше. Исследования Всемирного экономического форума показывают, что индекс конкурентоспособности страны отражает уровень общественного благосостояния страны, производительность труда, положение на рынке честной конкуренции, динамику развития предприятий и уровень свободы входа/выхода на экономический рынок.

Согласно статистике, по странам показатели коррупции зависят и от процента инфляции. Так, индекс восприятия коррупции имеет наибольшие показатели в странах, где наблюдается высокий уровень инфляции. Следовательно, можно сделать вывод, о существовании и обратной связи. Как уровень инфляции влияет на индекс восприятия коррупции, так и снижение темпов инфляции, может повлиять на снижение уровня коррумпированности страны в целом.

Следует отметить, что при оценке уровня и масштаба коррупции не существует единой и верной формулы. Большинство фактов взяточничества, присвоения и растраты бюджетных средств остаются нераскрытыми. Следовательно, оценивать коррупцию приходится путем субъективного восприятия, опросов респондентов и на основе только выявленных фактов, а формально – обвинительных решений судов, в которых имеется установленный размер взятки.

Существуют и проблемы исчисления уровня международного коэффициента, которые связаны с тем, что, во-первых, законодательные базы разных стран могут по-разному давать определение коррупции, а, во-вторых, представляемые данные статистических исследований связаны с антикоррупционной политикой государства. Так, чем жестче политика, тем больше выявленных фактов, но чем политика мягче, тем большую неизвестность представляет латентный уровень коррумпированности.

В долгосрочном периоде при становлении механизмов по борьбе, введении антикоррупционного законодательства в действие, изменении схем функционирования правоохранительных органов содержание многочисленных антикоррупционных комитетов способно окупить свои затраты. На краткосрочном этапе такие издержки политики могут показаться нецелесообразными.

В качестве решения проблемы окупаемости антикоррупционных мер в краткосрочном периоде можно предложить увеличение штрафов за взяточничество, целевое направление штрафов на развитие отрасли экономики, которой был причинен ущерб, восполнение государственных бюджетных средств, затраченных на антикоррупционную политику.

Обращаясь к данным проведенных исследований «Transparency International» по показателям Российской Федерации, начиная с 1996 г. по 2014 г., можно сделать вывод о том, что Россия по уровню коррумпированности стоит на одной ступени со слаборазвитыми странами третьего мира. Показатели России варьировались с 1997 г. от коэффициента 2,1 до 2,8, средний показатель для России составляет 2,45, если посчитать среднее количество стран, участвующих за 18 лет в исследованиях и среднее место, которая занимала Россия в данном списке, то можно сделать вывод, что Российская Федерация входит в число наиболее коррумпированных государств мира. В среднем, из 139 стран, в которых был проведен анализ показателей коррупции, Россия занимает 109 место.

Известно, что в России проблема коррупция является на данный момент одной из основных. Причины возникновения коррупции могут быть совершенно разные. К ним относятся и особенности национального менталитета, низкий уровень развития правосознания граждан, отсутствие сформировавшегося гражданского общества. В настоящее время исследователями отмечается улучшение показателей экономики по сравнению с 1990 гг., но Россия по-прежнему входит в группу стран с высоким индексом восприятия коррупции, с высокими темпами инфляциями и низкими показателями ВВП и конкурентоспособности.

Развитие антикоррупционной политики для любой страны приносит определённые результаты при учете соразмерности затрат на ее осуществление и результатов деятельности по ее реализации. Однако искоренение коррупции полностью невозможно, возможно лишь минимизировать ее уровень и потери, приносимые взяточничеством.

Библиографический список

1.Федеральный Закон Российской Федерации «»О противодействии коррупции» » от 25.12.2008 № N 273-ФЗ // Российская газета. 2008 г. № 4823. с изм. и допол. в ред. от 22.12.2014.

2.Федеральное собрание – Аналитическое управление Коррупция: сущность, основные тенденции развития и направления борьбы Часть I Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия // Аналитический вестник. – № 44. – Москва 2001.

3.Богданов, И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. – М., 2001.

4. Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; [Отв. ред. Иванов Г. И.]. – М.: РАГС, 1998.

5.Тимофеев, Л. М. Институциональная коррупция: Очерки теории / Лев Тимофеев; [Рос. гос. гуманитар. ун- т]. – М.: Изд. центр РГГУ, 2000.

6. Козонов Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. – М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

7. Ю.В. Латов: Экономика вне закона. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

8.Официальный сайт Трансперенси Интернешнл – Россия. Центр антикоррупционных исследований и инициатив URL: http: // www.transparency.org.ru.

9.Солодуха П.В., Васютина Е.С. Неформальные институты формирования человеческого капитала фирмы. // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 4 (5). С. 38-44.

10. Шамшеев, С.В. Методология определения эффективности инновационной деятельности предприятия при проведении аудиторской проверки / С.В. Шамшеев. М.: РГСУ, 2009. – 88 с.

11. Шамшеев, С.В. Диагностика проблем развития организации и причин их возникновения при проведении аудита систем управления / С.В. Шамшеев // Социальная политика и социология. 2013. – № 5-1 (98). – С. 159–174.

Дедов Антон

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева,экономический факультет, II курс

Научный руководитель:

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор

Коррупция тормозит экономический рост России. Эта проблема носит специфический характер: ее невозможно решить, затратив денежные средства или усовершенствовав законодательную базу, т.к. решение зависит в основном от эстетических понятий человека, причем не одного, а всего, да, именно ВСЕГО общества в целом. Именно из-за коррупции в России не добиваются успешного решения многих задач, поставленных перед страной.

Коррупция проникла во все сферы российского общества. Неверие в то, что ее можно искоренить, настолько укоренилось среди россиян, что речь идет даже об «оптимальном уровне» коррупции.

Корни коррупции уходят к обычаю делать подарки: чем подарок дороже, тем больше вероятность того, что тебя выделят из числа других просителей, так, например, в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Коррупция в России стала системой общественных отношений, которая определяет недостатки политического, социального и экономического развития страны.

Прежде чем говорить о радикальных мерах, которые можно и нужно применять для искоренения взяточничества в России, необходимо осознать губительный вред, который приносят взяточничество и коррупция.

Писатель Владимир Войнович пишет : «Мой приятель Борис уезжал от меня после ужина в сильном подпитии. Я предложил ему забрать машину завтра, а пока вызвать такси. Он спросил: а зачем? Я сказал: "Ты же выпил. Не боишься, что милиция остановит?" "Не боюсь, - сказал он. - У меня есть бумажка с портретом Бенджамина Франклина, она мне всегда поможет". - Он показал мне свои водительские права и вложенную в них стодолларовую купюру. Я, конечно, знал, что милиционеры на дороге берут взятки, но высказал предположение, что может все-таки попасться какой-нибудь неподкупный. "Не может, - возразил Борис. - За место, на котором он стоит, милиционер должен платить стоящему над ним, а из чего он будет платить, если сам брать не будет? Да ты не знаешь разве, что половина новых владельцев машин ездят по Москве с купленными правами? И техосмотр проходят заочно. Чудаков, которые пытаются пройти техосмотр честно, замучают придирками, а сто баксов сунешь и можешь кататься хоть без тормозов"».

Сел бы приятель Владимира Войновича пьяным за руль, если бы московская милиция была неподкупна? Нет, конечно. Но милиционеры, которые за $100 закрывают глаза на пьяных водителей, фактически дают «зеленый свет» этому злу, создавая угрозу безопасности детям, старикам и всем остальным пешеходам и законопослушным водителям, которые могут встретиться на пути пьяного водителя. Возникает вопрос «Что страшнее: пьяные водители на дорогах или сотрудники ГИБДД, за взятку создающие атмосферу безнаказанности пьянству и фактически его поощряющие?» Думается, последнее намного опаснее. Конечно, это не относится ко всем работникам ГИБДД. Речь идет об изъянах системы правовой, организационной, порождающие такие явления и в других органах.

Коррупция искажает развитие бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в политический процесс.

Нам нужно понять, что коррупция приносит нашей стране ущерб в сотни, тысячи и миллионы раз больший, чем весь суммарный доход, вся та подчас иллюзорная прибыль, которую получают все российские взяточники. Коррупция без преувеличения является раковой опухолью на теле экономики России.

Уровень коррупции измеряется с помощью «Индекса восприятия коррупции». В соответствии с этим индексом минимальная коррупция оценивается 10 баллами, максимальная – 0 баллами. Россия, например, по уровню коррупции занимает 147-е место из 180. Индекс восприятия коррупции в России равен 2,1. Для сравнения, лучшими странами в этом отношении являются Дания, Швеция, Новая Зеландия, с индексами 9,3. Худшей страной является Сомали с индексом 1,0 .

По оценке экспертов, размер взяток практически сравнялся с ВВП России. Ежегодно 40% своих доходов мы отдаем коррупционерам в качестве дополнительного «налога».

Рисунок 1 - Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции (чем больше индекс, тем меньше уровень коррупции), 132 страны мира.

Источник: http://www.corrupzia.ru

Каждая точка на рисунке соответствует одной стране. Линия на рисунке - тренд, показывает тенденцию изменения индекса конкурентоспособности в зависимости от индекса восприятия коррупции, рассчитанную по статистическим данным.

Из рисунка видно: в мире не существует страны с очень высоким уровнем коррупции и одновременно с высоким уровнем конкурентоспособности . Это общее правило, из которого нет исключений. В мире также нет стран с низким уровнем коррупции и с низким уровнем конкурентоспособности. Это тоже общее правило, из которого нет исключений. А ведь именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха на мировой арене! Итак, уничтожив коррупцию в нашей стране, мы подстегнем развитие ее конкурентоспособности и дадим возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу, обеспечивая этим стремительный рост конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом.

Рисунок 2 - Зависимость уровня инфляции стран мира в % от индекса восприятия коррупции.

Источник: http://rating.rbc.ru .

Статистические исследования показывают, что коррупция во всем мире выше там, где доходы на душу населения меньше, но при этом коррупция очень сильно зависит от такого показателя, как уровень инфляции в стране. Чем выше уровень инфляции, тем, как правило, коррупция выше. Вывод напрашивается сам собой: если мы хотим, чтобы в России уровень инфляции был низким, коррупцию необходимо ликвидировать!

Особую опасность коррупция представляет в сферах, от которых зависит повседневная жизнедеятельность россиян - здравоохранение, обеспечение безопасности, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и т. п.

Желание ускорить процесс решения проблемы - самая распространенная причина дачи взятки. Не дашь взятку - придется смириться с тем, что твои документы будут оформляться месяцами, а вопрос - решаться годами.

Для эффективной борьбы с коррупцией мы должны осознать: коррупция приводит к росту преступности, наркомании, оказывает губительное влияние на экономику нашей страны. В каком-то смысле коррупция является корнем, источником очень многих проблем и пороков общества . И без уничтожения коррупции невозможно снизить уровень преступности, эффективно бороться с наркоманией и терроризмом, построить эффективную экономику, снизить уровень инфляции. Борьба со многими пороками общества без уничтожения коррупции подобна борьбе с ветряными мельницами.

Также нам нужно осознать: коррупция может и должна быть уничтожена . Приведу несколько примеров зарубежного осознания уничтожения коррупции из статьи Александра Плясовских (он - Президент общественной организации «Россия без коррупции», доктор технических наук):

«Несколько лет тому назад я был в гостях у знакомого в Ташкенте, который является далеко не бедным человеком. Он привез меня домой на своей новой машине Ford. Я был удивлен тем, что машина без сигнализации и спросил: «Почему ты не поставишь сигнализацию?» Его ответ меня просто поразил. Он сказал: «А зачем? У нас ввели закон, по которому за кражу машины дают 15 лет тюрьмы, и теперь машины не крадут».

Недавно я ездил из России в Финляндию на машине, где за нарушения правил дорожного движения установлены довольно большие штрафы. Как ни удивительно, но те люди, которые в России не соблюдают правила дорожного движения, пересекая границу с Финляндией, моментально становятся законопослушными!»

Эти примеры говорят о том, что если бы в нашей стране была введена эффективная система законодательных мер, при которой жить честно станет выгодно, а брать и давать взятки - очень невыгодно, тогда коррупция в обществе значительно снизится!

Теперь о радикальных мерах, которые необходимо использовать в России.

Как избавиться от взяточничества и коррупции в особо крупных размерах? Во-первых, необходимо ввести мощный экономический противовес корыстной заинтересованности во взятке. Взятка должна быть экономически очень невыгодна !

Уважаемые защитники прав взяточников: вспомните террористический акт в театре на Дубровке и взорванные самолеты Ту-134 и Ту-154. Этих событий никогда бы не произошло, если бы не коррупция правоохранительных органов. Введя жесткое наказание за взяточничество в особо крупном размере, мы введем не жестокое наказание, мы обеспечим уничтожение коррупции и вместе с ней - уничтожение многих пороков общества, источником которых является коррупция. Мы подрубим один из мощных корней преступности, наркомании, сексуального рабства, работорговли и других пороков общества.

А если кого-то из чиновников не остановит введение такой жесткой меры, то жалеть их тем более не нужно, потому что за деньги такой человек продаст родную мать и всех вместе взятых россиян. От таких чиновников нам нужно без сожаления избавляться, как от раковой опухоли, чумы и проказы.

Для обеспечения эффективной борьбы со взяточничеством сотрудников правоохранительных органов необходимо поощрять в размере 50% суммы штрафа за взятку. Если, скажем, правоохранительные органы поймают за руку взяточника, берущего $100 тысяч, они в качестве вознаграждения должны получить $200 тысяч, но не из государственного кармана, а из штрафа, который должен заплатить взяточник. Это даст возможность победить коррупцию не за счет налогоплательщиков, которым коррупция и так обходится очень дорого, а за счет самих взяточников .

Теперь о казни взяточников. В России за взятку в размере от $50 тысяч должна быть предусмотрена не физическая, а публичная политическая казнь с широким освещением ее средствами массовой информации. Взяточник должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые «взяткоемкие» должности, то есть должности, на которых имеется возможность брать взятки. Он должен быть пожизненно лишен всех привилегий и званий. Он должен быть лишен всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию. Неплохо бы организовать «сайт позора», где были бы изложены подробности дел и политической казни коррупционеров. Думается, этот сайт стал бы одним из самых посещаемых российских сайтов. Политическая казнь коррупционеров должна совершаться без права реабилитации. Срок тюремного заключения за взяточничество не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.

Как только брать взятки в России станет невыгодно, их сразу же перестанут брать!

Мы предлагаем не ужесточение наказания за взяточничество. Мы предлагаем полную ликвидацию коррупции в нашей стране путем создания мощных экономических рычагов противодействия коррупции, путем создания мощных противовесов корыстной заинтересованности коррупционеров, а также путем политической казни взяточников. При этом люди естественным образом перестанут брать и давать взятки, подобно тому как наши водители соблюдают правила дорожного движения в Финляндии. Коррупция в нашей стране будет уничтожена за деньги самих же коррупционеров. Раковая опухоль коррупции на теле экономики нашей страны будет вырезана. Без введения подобного рода радикальных мер ликвидация коррупции в России представляется невозможной.

При этом уволятся все сотрудники правоохранительных органов, ГИБДД, все государственные чиновники, все преподаватели и врачи, которые работали на своих должностях из-за возможности получить взятки. Но это и хорошо! Это сделает наше общество более безопасным, уровень наркомании и преступности в России начнет сокращаться, безопасность на дорогах станет выше. Уничтожение коррупции даст положительный импульс к развитию экономики, к совершенствованию законодательства, и в конечном итоге к процветанию нашей страны.

Далее вкратце рассмотрим основные меры, предложенные Национальным Антикоррупционным Советом Российской Федерации. В этом нам поможет «Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции» от 6 апреля 2010 года.

С момента создания Совета (это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два года. Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время.

Налажена также антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. На сегодняшний день такую экспертизу прошли около 800 тысяч различных законов и их проектов.

Ещё одним направлением реализации Национального плана стало совершенствование организационных основ противодействия коррупции. Во всех государственных органах созданы подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Президиумом Совета осуществляется мониторинг их работы.

Благодаря концентрации усилий правоохранительных органов на борьбе с коррупцией в 2009 году по сравнению с 2008-м число зарегистрированных преступлений против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления выросло на 6,5 процента, а количество выявленных фактов взяточничества – на 5 процентов. Всего было выявлено в прошлом году 13 тысяч фактов взяточничества.

Увеличилось и количество привлечённых к ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Так, пресечены факты преступной деятельности исполняющего обязанности вице-премьера Республики Карелия, вице-губернатора Курганской области, заместителей губернаторов Брянской, Волгоградской, Орловской областей, должностных лиц правительств Амурской и Новосибирской областей, председателя Государственной Думы Ставропольского края.

Всё это результат более целеустремленной и эффективной работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.

Ключевой задачей Национального плана названо повышение прозрачности работы судов. Каждый суд должен иметь официальный сайт, на котором будут размещаться принятые решения. Такие сайты уже созданы во всех арбитражных судах и федеральных судах общей юрисдикции. С 2008 года работает специализированная база решений, которые содержат решения всех 112 арбитражных судов. Все судебные акты публикуются на портале в течение пяти суток. С июля этого года публиковать информацию о решениях в открытом доступе должны все суды включая мировые.

С самого начала работы президиумом Совета был организован мониторинг выполнения положений Национального плана в федеральных округах. Назовём его основные результаты. В 76 субъектах Федерации приняты законы, регламентирующие вопросы противодействия коррупции.

Завершается процесс принятия региональных целевых программ противодействия коррупции. Правда, в ряде регионов: в Амурской, Брянской, Саратовской, Ярославской областях, – их финансирование явно недостаточно.

Анализ хода выполнения Национального плана помогает выработать векторы дальнейшего развития государственной антикоррупционной политики. С этой целью подготовлен проект Национальной стратегии противодействия коррупции. Её принятие соответствует международным обязательствам нашей страны и позволит определиться с базовыми направлениями работы на перспективу.

Безусловным приоритетом стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами – предупреждение и профилактика коррупции, уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизация их последствий. Подготовлена и новая редакция Национального плана противодействия коррупции, рассчитанного на 2010–2011 годы. В нём систематизирован перечень задач органам государственной власти всех уровней.

Уничтожение коррупции будет способствовать тому, что наша страна станет мощной, экономически сильной державой, будет занимать лидирующие позиции на мировой арене. Мы не будем зависеть от американского доллара и евро, нам не будут страшны различного рода мировые кризисы.

Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] http://www.korupcii.net/

Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство. По поводу того, в чем именно состоит это влияние, есть разные точки зрения.

Негативное влияние коррупции. Шведский экономист Г. Мюрдаль, основоположник экономических исследований коррупции, обобщая опыт модернизации стран «третьего мира», заклеймил в 1960-е гг. коррупцию как одно из главных препятствий экономическому развитию. Эту позицию разделяют многие современные исследователи, ставящие в вину коррупции следующие негативные экономические последствия:

средства, аккумулируемые с помощью взяток, часто уходят из активного экономического оборота и оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (причем в иностранных банках);

предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;

возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают передаваемую правительству информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;

увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями);

взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.

В результате коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные). Так, разработанная в 1990-е гг. американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.

Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы прослеживается в следующем:

усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может неэффективная фирма или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;

коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;

лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;

коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;

коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Репутация советской номенклатуры как коррумпированного сообщества в значительной степени легитимировала падение советского строя. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это стало одним из факторов низкого авторитета правительства Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян.

Позитивная функция коррупции. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Одним из первых на это указал в начале XX в. знаменитый немецкий социолог Макс Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Современные экономисты, сторонники институционального подхода, часто склоняются к частичному оправданию коррупции с функциональной точки зрения -- как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как рациональная альтернатива вооруженной борьбе за власть. Коррупция тем масштабнее, чем кардинальнее смена общественного курса, чем отчетливее расхождение норм и намерений уходящего и нарождающегося порядков. На примере сначала развивающихся, а потом и развитых стран был показан позитивный вклад коррупции в пластичность и бесконфликтную трансформацию институтов.

Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения.

У коррупции находят и другие «добродетели»:

опосредование диалога живых людей и безликого государства;

придание диалогу должностных позиций формы персонифицированных отношений;

стимулирование предпринимательства за счет снятия ряда бюрократических запретов;

ускорение работы административной машины;

снижение неопределенности цены ресурсов, распределяемых государством, ввиду предсказуемости взятки;

выявление реального соотношения спроса и предложения на государственные товары и услуги для последующей корректировки цен.