Ипотечное жилищное кредитование и проблемы обеспечения население россии жильем. Жилье как социальная проблема. Доступное жилье для молодой семьи

Казалось бы, решение проблемы обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, жильем лежит на поверхности: строй больше и заселяй. Однако реалии жизни сложнее и суровее. Проблем, как организационных, так и правовых, много. Рассмотрение начнем с правовых проблем.

1. Первое, на чем хотелось бы остановиться, это современное понятие права на жилище. Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, определенных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.

С принятием ЖК РФ окончательно развеялись мифы относительно "благотворительной функции" Российского государства. Если по Конституции СССР 1977 г. каждому гарантировалось право на жилище, что в первую очередь подразумевало обеспечение бесплатной жилплощадью советских граждан, а уж потом (в качестве не основной формы) возможность самостоятельного обеспечения жилплощадью за счет участия в кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве. Указанный подход породил иждивенческие настроения практически у всего советского населения, поскольку в сознание людей прочно вошла мысль об обязанности государства обеспечить их жильем, при этом без какой-либо адекватной отдачи с их стороны. Результат оказался общеизвестен - жилищная проблема стала одной из ключевых проблем нашего государства.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) также провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. В то же время следует обратить внимание на смещенные акценты в его понимании по сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1977 г.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Чтобы активизировать население, необходимо было отойти от иждивенчества и сказать всем, и это правильно, что только малоимущих будет государство обеспечивать социальным жильем, для остальных оно создаст определенные условия, чтобы они самостоятельно или в доле с государством решали индивидуальные жилищные проблемы.

И адекватно было всеми воспринято, что военнослужащие относятся к той категории иных граждан (в терминологии ст. 40 Конституции Российской Федерации), которым государство гарантирует бесплатное предоставление жилых помещений в силу их особого функционального предназначения. Федеральный закон N 122-ФЗ окончательно рассеял какие-либо иллюзии у всего населения нашего государства (в том числе в жилищной сфере), и прежде всего у военнослужащих, поскольку именно эта категория еще до принятий ЖК РФ была лишена права на бесплатное получение жилья по договору социального найма.

Таким образом, на сегодняшний день право военнослужащих на жилище от его понимания как права на получение постоянной жилой площади (жилого помещения), как обязательного условия обеспечения их достойного жизненного уровня заменено в законодательстве возможностью получения служебного (временного) жилого помещения или жилого помещения, приобретаемого с помощью государства при использовании денежных средств военнослужащих, т.е. военнослужащий должен сам зарабатывать себе на квартиру. Однако проблема заключается в том, что постепенный переход от предоставления постоянного жилья для военнослужащих в натуральной форме (в виде квартиры по социальному найму) к его денежному эквиваленту (выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих) не связан с ростом денежного довольствия военнослужащих - единственного легального источника формирования собственных денежных средств военнослужащих, которые могут быть использованы для приобретения жилья. Таким образом, государство, сняв с себя в одностороннем порядке обязательства по жилищному обеспечению военнослужащих, опять подталкивает военнослужащих искать иные источники дохода для того, чтобы себя обеспечить жильем. А разве это совместимо с военной службой?

Итак, с 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который внес существенные изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующую жилищные права военнослужащих, а с 1 марта 2005 г., как уже говорилось, введен в действие ЖК РФ. С принятием и вступлением в силу указанных законодательных актов как отдельные институты жилищного права и законодательства в целом, так и система жилищного обеспечения военнослужащих претерпели существенные изменения, что породило целый ряд организационных и правовых проблем, на анализе которых остановимся ниже.

2. С 1 января 2005 г. военнослужащие перестали относиться к тем категориям граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений по договору социального найма, за исключением лиц, ранее принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, например государственные служащие и другие лица, указанные в законе.

В качестве правосубъектной предпосылки для реализации права на получение жилья в ЖК РФ указывается размер доходов на одного человека. Эта предпосылка в качестве обязательной не подлежит применению в отношении военнослужащих, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, поскольку в силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно жилище предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Таким законом в отношении военнослужащих являлся Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).

В чем заключаются проблемы изменения форм жилищного обеспечения военнослужащих?

Во-первых, не все категории военнослужащих оказались охваченными теми или иными возможными и доступными формами жилищного обеспечения. Так, военнослужащие, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., продолжают оставаться таковыми до получения жилых помещений по договору социального найма. Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения после 1 января 2005 г. или поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и принимают участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, которая предполагает по истечении установленного срока приобретение жилья в собственность. Однако действующие законодательные акты не устанавливают механизма жилищного обеспечения военнослужащих, которые не относятся к указанным категориям, но в процессе службы стали нуждаться в жилых помещениях в силу определенных жизненных обстоятельств. Например, это те, кто имеет жилье, но постепенно оно в силу увеличения состава семьи становится недостаточным (состав семьи был 3 человека, а через несколько лет - 5 человек). Ранее такой военнослужащий в очереди не стоял, так как был обеспечен жильем, а потом возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Денег, естественно, на приобретение нового жилья не хватает, права на служебную жилплощадь этот военнослужащий не имеет.

Указанный пробел в законодательстве должен быть ликвидирован, поскольку уровень доходов не позволяет военнослужащим в настоящее время самостоятельно решить свои жилищные проблемы, участвуя, например, в кооперативном или долевом строительстве.

Несогласованность отдельных институтов военного законодательства между собой уже стала "притчей во языцех". Не является исключением и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая ни слова не говорит о такой новой форме жилищного обеспечения военнослужащих, как накопительно-ипотечная система, т.е. не содержит даже бланкетной нормы, отсылающей к Федеральному закону "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Можно ли с помощью указанной формы решить проблему жилищного обеспечения военнослужащих в отдаленном будущем? На сегодняшний день ответ однозначно отрицательный. Если годовой взнос государства, как следует из официальных источников, будет составлять 1 тыс. долл. в год (за 20 лет примерно 20 тыс. долл.), в каком населенном пункте за эти деньги что-либо можно приобрести? В населенных пунктах, отдаленных от промышленных центров, куда добраться можно лишь на вертолете, за эти деньги можно приобрести шикарные апартаменты или их построить.

В расчет суммы ежегодного взноса должен быть заложен критерий возможности приобретения стандартной жилой площади в промышленно развитых населенных пунктах. А этого в настоящее время нет. Сегодняшние курсанты понимают, что служебной жилплощадью их могут обеспечить разве что в отдаленном населенном пункте, а по окончании службы они жилья иметь не будут.

2. ЖК РФ устанавливает два критерия дифференциации жилищных фондов: по формам собственности и по целям использования (ст. 19).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

1) на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) на государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) на муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

1) на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Из каких жилищных фондов удовлетворяются потребности в жилищном обеспечении военнослужащих и членов их семей? В соответствии с ранее действовавшей редакцией Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставлялись за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 1 ст. 15). В редакции названного Закона с 1 января 2005 г. указание на виды жилищных фондов отсутствует, в то же время по смыслу Закона и ЖК РФ обеспечение жильем будет осуществляться только за счет жилищного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно ст. 7 которого государственный жилищный фонд подразделялся на две части:

1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

Ведомственный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу, образуется из жилых помещений, поступающих от жилищного строительства, переоборудования нежилых помещений в жилые и приобретаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В основном к нему относится жилищный фонд в военных городках. Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Согласно ЖК РФ указанные жилые помещения относятся к жилищному фонду Российской Федерации. Следовательно, говорить о наличии ведомственного жилищного фонда можно условно, понимая при этом, прежде всего, совокупность служебных жилых помещений, находящихся в ведении того или иного ведомства (Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и др.), предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих данного ведомства и членов их семей.

Сняв с органов государственной власти и местного самоуправления обязанность по участию в жилищном обеспечении военнослужащих, как, впрочем, и иных федеральных государственных служащих, законодатель не предусмотрел механизма возложения обязанности на указанные органы по предоставлению земельных участков для жилищного строительства для военнослужащих, чем в очередной раз породил "псевдозаконные" действия местных властей, направленные на отказ в их предоставлении. Возникает вопрос: на чем собственно строить жилье для военнослужащих, в том числе служебное? Необходимо в кратчайшие сроки законодательно определить механизм предоставления земельных участков для указанных целей, поскольку они производны от общегосударственных задач в области обороны и безопасности.

Что должно происходить со служебным жилым помещением при переводе военнослужащего из одного федерального ведомства (в котором оно было ему предоставлено) в другое (в котором он также имеет право на обеспечение служебными жилыми помещениями)? Поскольку обеспечение служебными жилыми помещениями должно осуществляться за счет жилищного фонда Российской Федерации, законодательством может быть предусмотрен двоякий механизм: 1) военнослужащий будет продолжать занимать ранее предоставленное жилое помещение с передачей его в ведение другого федерального органа исполнительной власти; 2) военнослужащий будет продолжать занимать ранее предоставленное жилое помещение до предоставления другого федеральным органом исполнительной власти, в котором он будет продолжать службу. В любом случае он не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

В то же время при увольнении военнослужащего с военной службы и утрате им права на обеспечение служебным жилым помещением за счет жилищного фонда Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения с ним расторгается, что является основанием для его выселения без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 103 ЖК РФ.

3. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Однако предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ, а не ЖК РСФСР, т. е. не сохраняется прежний порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Вводного закона).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от ранее действовавшего порядка исключается положение об обязательности предоставления благоустроенного жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта и его соответствии установленным санитарным и техническим требованиям. В то же время после введения в действие ЖК РФ будут продолжать действовать Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335. Согласно п. 42 Правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Указанная "забывчивость" законодателя вряд ли оправданна, если вспомнить о характере нашего государства согласно Конституции Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

4. По ЖК РФ с лицами, которым предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма.

По нашему мнению, как договор найма служебного жилого помещения (ст. 94 ЖК РФ), так и жилищный договор, заключаемый с военнослужащим, являются разновидностями договора социального найма, что обусловливает применение некоторых норм ЖК РФ, регулирующих порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. В частности, речь идет о предоставлении их в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной службы (т.е. в течение длительного периода времени), постольку они должны предоставляться в порядке очереди. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность обеспечения служебными жилыми помещениями лиц, нуждаемость в жилых помещениях которых возникла после 1 января 2005 г. и которые отвечают критериям предоставления жилых помещений по договору социального найма (включая уровень доходов).

5. Вводный закон предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся оснований принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой вывод следует из анализа ст. 5 указанного Закона, в соответствии с которой к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (такой случай касается порядка предоставления жилых помещений). Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР, несмотря на то, что Вводным законом он признается утратившим силу.

Жилые помещения предоставляются гражданам, ранее относившимся к категории лиц, "нуждающихся в улучшении жилищных условий". К ним относятся две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения, например, чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто переезжает из одного жилого помещения в другое, большего размера и т.д.). По новому жилищному законодательству они именуются "лицами, нуждающимися в жилых помещениях".

Как следует из п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим не гарантировано, как ранее, предоставление жилых помещений в льготном порядке, т.е. в трехмесячный срок за счет государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В настоящее время предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам и членам их семей будет производиться в порядке общей очередности.

6. Военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, снимаются с учета при получении помещений по установленным нормам.

Жилые помещения предоставляются лишь лицам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, и только в порядке очередности. Единственный критерий в определении очередности - время принятия на учет (по дате решения о постановке на учет).

В то же время необходимо учитывать, что с введением в действие ЖК РФ отменяется льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кстати, такая редакция ЖК РФ говорит о том, что если гражданин до поступления на военную службу относился к перечисленным категориям граждан, то после увольнения с военной службы он приобретает право на внеочередное предоставление жилых помещений, если он отвечает остальным критериям (по уровню доходов);

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Указанный порядок применяется к отношениям, которые возникли как до, так и после введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 6 Вводного закона). Для лиц, которые ранее введения в действия ЖК РФ были включены в льготные очереди (на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений) не сохраняется прежний порядок, так как прекращается действие ст. 36 ("Первоочередное предоставление жилых помещений") и ст. 37 ("Внеочередное предоставление жилых помещений") ЖК РСФСР. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления. Это правило действует, если иной порядок для лиц, которым предоставляется жилье по договору социального найма, не указан в каком-либо законе, как это предусматривает ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (например, п. 3 ст. 19 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает внеочередной порядок жилищного обеспечения судьи; аналогичная норма п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрена для прокурорских работников).

Дискуссионным остается вопрос о том, подлежит или не подлежит применению ранее установленный порядок, согласно которому граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР). Высказываю свою субъективную точку зрения: прежний порядок может быть сохранен в определенных случаях для лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., поскольку:

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 6 Вводного закона);

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Следовательно, для сохранения внеочередного порядка необходимо, чтобы соблюдались два условия:

1) такой порядок должен быть предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

2) предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Аналогичный вывод можно сделать в отношении первоочередного порядка предоставления жилых помещений.

8. В связи с утратой ордером значения как основания вселения в жилое помещение, предоставленное в жилищном фонде социального использования, по ЖК РФ не подлежит применению сложившаяся судебная практика о признании ордера недействительным и выселении лиц, вселившихся по нему в конкретное жилое помещение. Ранее нарушение очередности предоставления гражданам жилых помещений могло служить основанием для признания ордера недействительным.

ЖК РФ не предусматривает оснований для расторжения договора социального найма в случае нарушения очередности предоставления жилых помещений из фонда социального использования.

Следовательно, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и считающие, что жилое помещение должно быть предоставлено им, обращаться в суд с такими исками не могут, поскольку субъективного гражданского права на указанное в договоре найма жилое помещение они не имеют. ЖК РФ не устанавливает круга лиц, которые могут выступить с иском в таких случаях.

В то же время следует обратить внимание на ст. 11 ЖК РФ, которая регулирует вопросы защиты жилищных прав. Согласно указанной статье защита жилищных прав осуществляется различными способами, в том числе ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также жилищной комиссии воинской части (например, решение о предоставлении конкретного жилого помещения лицу с нарушением порядка очередности), нарушающий жилищные права участников жилищных отношений, может быть признан судом недействительным. В данном случае необходимо подать заявление в суд на неправомерно принятое решение, нарушившее очередность предоставления жилых помещений.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ЖК РФ или другим федеральным законом, например, изменением жилищного правоотношения и др.

Доступность жилья является актуальной проблемой для многих семей, по статистике только 10-15% населения имеют возможность приобрести недвижимость на собственные средства. Для подавляющего числа граждан собственные накопления представляют малую часть от цены жилья, поэтому приходится решать проблему иными способами. Существуют государственные программы субсидирования на безвозмездной и возмездной основе, направленные на улучшение условий проживания, предоставление льгот на покупку жилых помещений или земельных участков.

Согласно действующим постановлениям и разработанным системам помощи нуждающимся, граждане могут рассчитывать на помощь государства. В первую очередь следует упомянуть материнский сертификат, обеспечение жильем по социальному найму - все это доступные варианты решения жилищного вопроса. С помощью муниципалитета можно оформить договор коммерческого найма, когда часть оплаты арендуемого жилья вносится за счет региона. Кроме безвозмездных субсидий существует вариант возвратных дотаций, рассрочка платежей на беспроцентной основе, льготное кредитование и социальная ипотека.

Предоставление жилья по социальному найму

Для того, чтобы семья или гражданин могли участвовать в любой государственной программе по решению жилищного вопроса, следует определиться с имеющимися льготами и возможностью встать на очередь нуждающихся в улучшении условий. Ст. 51 ЖК РФ устанавливает перечень льготных категорий граждан, которые могут получить безвозмездную дотацию или встать на очередь на социальное жилье.

В первых рядах могут рассчитывать на муниципальное жилье люди, страдающие определенными хроническими заболеваниями, которые не должны жить в одной комнате с другими членами семьи. Например, граждане, страдающие открытой формой туберкулеза. Люди, проживающие в ветхом и аварийном фонде, не имеющие водопровода, центрального отопления, канализации также имеют приоритет на предоставление жилья.

Очередниками не могут стать граждане, имеющие недвижимость в собственности или по договору социального найма, если площадь выше или равна общепринятым нормам. Но если в одном помещении проживают семьи, не имеющие родственных отношений, то они имеют право встать на очередь на социальное жилье.

Встать на учет можно, предоставив пакет документов, содержащих подтверждение права на социальный найм. После приема документов представители отдела социальной защиты проводят проверку жилищных условий и составляют акт, подтверждающий заявленное требование. Постановление муниципалитета выносится после рассмотрения комиссией вопроса о постановке на учет или отказе, который должен быть аргументирован письменно.

Государственный жилищный сертификат

Вторым способом получения государственной помощи является жилищный сертификат. Этот документ подтверждает право на безвозмездную субсидию, которую можно использовать на покупку недвижимости или погашение ипотеки. Следует обратиться в районную администрацию, чтобы узнать о возможности получения субсидии, потому что перечень льготных категорий достаточно широк.

На жилищный сертификат могут рассчитывать многодетные семьи, малоимущие граждане, работники бюджетных и государственных организаций, молодые специалисты. Каждый регион устанавливает ряд дополнительных, отличных от федеральных, условий получения дотации. После сдачи требуемого пакета документов соискателю будет объявлено о назначенной сумме, поскольку она всегда индивидуальна и зависит от вычисленного коэффициента.

Коэффициент зависит от количества детей, местности проживания, имеющихся жилищных условий. Например, максимальный коэффициент для города составляет 30-40% от стоимости приобретаемой недвижимости, а в сельской местности он равен 70%. Обязательным условием получения субсидии является наличие собственного жилья, которое может быть улучшено, банковских средств на приобретение недвижимости, уже оформленной ипотеки или кредитного договора.

Доказать свою платежеспособность можно, предоставив справку о доходах с постоянного места работы или ипотечный договор с отметкой о своевременном внесении платежей. Жилищный сертификат выдается на девять месяцев и всего один раз. Подтвердив свое право на участие в программе, соискатель получает сертификат, который он передает в один из указанных банков в течение месяца.

После покупки недвижимости, банк переводит сумму сертификата продавцу, или, в случае погашения ипотеки, кредитующему сделку банку. На операцию отводится 14 дней, при этом владелец сертификата на руки деньги не получает.

Доступное жилье для молодой семьи

Эта программа работает с 2005 года и помогла многим семьям. Главное условие получения бесплатной субсидии заключается в возрасте обратившихся: супруги не должны быть старше 35 лет. Отсутствие детей не является причиной для отказа, но влияет на коэффициент вычисления величины материальной помощи. В программе могут участвовать одинокие женщины, имеющие детей, и опекуны несовершеннолетних.

Полученную дотацию можно использовать в различных направлениях: на социальную ипотеку, приобретение жилья с рассрочкой из городского фонда, на аренду социального жилья и приобретение земельного участка. Жилищный вопрос в большом городе можно разрешить многими способами для молодой семьи, если супруги будут участвовать в программе “Доступное жилье для молодых”.

Молодая семья может воспользоваться арендой коммерческой недвижимости, принадлежащей городу, на льготных условиях. Перечень требуемых документов для вступления в программу и условия субсидирования можно узнать в отделе социальной защиты или администрации района. Не стоит забывать и про материнский сертификат, который помог многим семьям изменить условия жизни.

Если вы хотите улучшить жилищные условия для себя и своих близких, следует воспользоваться программами государственной поддержки, доступным многим нуждающимся гражданам.

Правовые основы гос жилищной политики были заложены, прежде всего Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Законом РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".

Благодаря реализации указанных законов установилось фактическое разнообразие форм собственности на жилье, большинство граждан страны стали собственниками занимаемых или квартир и жилых помещений.

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

Действующим жилищным законодательством установлено, что правом на получение жилья в домах государственного и муниципального жилого фонда обладают только те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. В свою очередь, в качестве критерия нуждаемости установлено отнесение граждан к категории малоимущих. Исключение сделано только для отдельных льготных категорий.

По оценке Правительства РФ доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.

Ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частичными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2003 году составила более 71,3 процента, из них индивидуальными застройщиками - 39,2 процента.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

На основе указанных оценок была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В целях повышения доступности жилья для населения программой было предусмотрено обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

К 2010 году объемы жилищного строительства должны были увеличиться как минимум до 80 млн кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшиться до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен был иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств (две трети не могли бы. Следовательно, эта программа рассчитана на состоятельные слои населения).

Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство намерено способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.

Решению жилищной проблемы должен способствовать приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитанный на 6 лет.

. Основное внимание в проекте сосредоточено на уве­личении объемов ипотечного кредитования и жилищного строи­тельства. Посредством снижения ставки рублевых кредитов с 14 % до 8 % и повышения сроков их выплат планируется увеличение количества ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов через четыре-пять лет до 1 млн., а объемов кредитования населения - до 415 млрд. руб./год. Снижение ставок производить постепенно: к 2007 г. до 11 %, к 2010 г. до 8 %. Программа по обеспечению граждан доступным жильем должна быть реализована в три этапа, к 2010 г. планируется введение в строй порядка 80 млн. кв.м. нового жилья. Доля воспользовавшихся ипотекой семей должна увеличиться с 8% до 30%

На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

Повышение доступности жилья.

Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.

В рамках второго приоритета оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов. (результаты очень скромные. Семьи, получившие поддержку, составляют ничтожную долю от нуждающихся и относятся к средним слоям населения. и без того способным на приобретение жилья).

Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появляется право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.

В рамках четвертого приоритета государство должно интенсифицировать выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты должны увеличить объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.

Бюджет приоритетного национального проекта (средства федерального бюджета) на первом этапе (2006–2007 гг.) составил 134,3 млрд руб., в том числе прямые расходы – 84,7 млрд руб. и государственные гарантии – 49,6 млрд руб. Основной объем финансирования должны обеспечить внебюджетные источники. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению госгарантий строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, должны снизиться экономические риски и, как следствие, цены на жилье.

По второму этапу национального проекта данные в литературе отсутствуют.

Реализация первого этапа национального проекта показала несбалансированность предусмотренных им мероприятий.

Рост ипотечного кредитования действительно увеличил спрос на жилье.

Однако мер по развитию и укреплению строительных организаций, предприятий строй индустрии национальный проект не предусматривал.

В результате темпы ввода жилых площадей стали отставать от роста платежеспособного спроса, что вызвало резкий рост цен на жилье.

Ипотечные кредиты оставались мало доступны гражданам со средними и те более низкими доходами.

В ноябре 2008 г. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

В Концепция констатируется, что несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение и приводит к постоянному росту цен на него. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Иными словами, ни одной из проблем, которые констатировались в начале реализации национального проекта на практике не разрешено.

В Концепции отмечается, что существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объема жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке. В этих целях создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, которому для расширения масштабов эффективной поддержки массового строительства жилья для всех категорий граждан будут переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые для реализации полномочий Российской Федерации.

Развитие массового жилищного строительства потребует развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Для обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой и развития рынка земельных участков будет формироваться практика частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков.

Активное развитие получит малоэтажная застройка, в том числе осуществляемая с использованием деревянных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий.

Можно констатировать, что начавшийся экономический кризис вряд ли позволит реализовать положения Концепции в обозримой перспективе. (Программа жилищного кредитования в связи с кризисом практически провалена. Доля го-ва в финансировании ипотечного кредитования в 2009 г. снизилась с 600 млрд. до 60 млрд. руб. При этом кредиты получают не граждане, а банки, которые наживаются на разнице в процентных ставках. Попытки Правительства обуздать банки оказываются тщетными. В связи с всплеском безработицы положение многих граждан, взявших ипотечные кредиты, трагическое. Государство в этой ситуации спасает банки, а не граждан).

В целом на сегодняшний день жилищное строительство и рынок жилья резко сократились по причине, главным образом, сокращения вкладов средних слоев населения в покупку жилья, являвшегося в предыдущие годы из-за постоянного и быстрого роста цен хорошим способом вложения свободных средств.


20 июля 2016 года в 11:00 в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоится рабочее совещание по проблемам обеспечения жильем жителей г. Москвы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.

По информации временной рабочей группы СПЧ и Минюста по реализации права граждан на доступное жилье, многолетние неиспользование в Москве пустующего государственного и муниципального жилья, почти полное прекращение финансирования столичных жилищных программ, массовое незаконное снятие очередников с жилищного учета, отписки чиновников и бездействие прокуратуры довели до отчаяния 10 многодетных матерей, голодающих уже две недели в сквере на Банном переулке.

В связи с происходящим, 20 июля Совет проводит рабочее совещание с целью выработки системных мер по проблемам обеспечения жильем московских очередников. На основе требований голодающих подготовлен материал и направлен для оперативной проработки в органы власти.

На предстоящее совещание приглашены все голодающие многодетные очередники, представители Минстроя, Минюста, Генпрокуратуры РФ, территориальных управлений Росимущества по г.Москве, Россреестра, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в г.Москве, мэра Москвы и БТИ.

Участие СМИ не предполагается.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к рабочему совещанию по проблемам обеспечения жильем жителей

г. Москвы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях,

  1. По вопросу практики массового незаконного снятия очередников с жилищного учета

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с участием Президента Российской Федерации (далее - Совет, СПЧ) 14 октября 2014 г. главе государства был представлен доклад о массовых нарушениях прав жителей г. Москвы при снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях за три последних года.

Поручением Президента РФ от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783 Генпрокурору России предложено провести проверку правомерности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, в период с 2012 по 2014 годы.

По результатам исполнения поручения в информационном письме Генпрокуратуры России от 26 июня 2015 г. № 72/1-08-2015 сообщается о выявлении многочисленных нарушений законодательства и прав граждан на получение жилья незаконным снятием очередников с жилищного учета.

Как следует из поступающих в адрес Совета обращений, перечисленные виды нарушений жилищных прав москвичей продолжаются до настоящего времени, и должностные лица подразделений Правительства Москвы не несут за это никакой ответственности.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

1. Правительству Москвы предоставить информацию о принятых мерах по прекращению учета в обеспеченности жильем очередников:

Жилья и других строений, непригодных для проживания;

Жилья посторонних лиц (свойственников и др.), не состоящих на жилищном учете с семьей очередников, на которое не имеют права последние;

Общей площади внутриподъездных помещений при преобразовании бывших ведомственных общежитий в мегакоммуналки, а также к приведению таких мегакоммуналок в ранее существовавшее положение (покомнатное некоммунальное заселение);

Принятых на жилищный учет до марта 2005 г. и снятых с него без предоставления жилого помещения по договору социального найма,

Возобновить прием граждан специалистами Департамента городского имущества г. Москвы для консультаций по учетным делам очередников.

2. Генпрокуратуре России предоставить информацию о принятых мерах прокурорского реагирования по прекращению практики массового незаконного снятия москвичей с жилищного учета, результатах указанных мер, привлечении к конкретным видам ответственности должностных лиц Правительства Москвы (Департамента городского имущества г. Москвы), системных предложениях по изменению законодательства и практики его применения в указанной части.

3. Правительству Москвы

а) предоставить информацию обо всех причинах постоянного увеличения номера очередности нуждающихся в жилых помещениях в г.Москве и количестве восстановившихся на жилищном учете семей москвичей в 2012 - первом полугодии 2016 гг.,

б) рассмотреть предложения:

О принятии мер по обеспечению прозрачности очереди на каждую подпрограмму программы «Жилище» в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 и ее публичности, исходя из даты постановки граждан на учет,

О формировании годового плана обеспечения жильем и субсидиями очередников, исходя из даты постановки на учет.

  1. По вопросу реализации московских жилищных программ и выдачи государственных жилищных сертификатов

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Минстрою России рассмотреть вопрос об увеличении стоимости площади жилья при выдаче государственных жилищных сертификатов до уровня среднерыночной в субъекте Российской Федерации

Правительству Москвы

а) предоставить информацию:

О причине начала предоставления субсидий на приобретение жилья в 2015 г. лишь в декабре,

О причине неосвоения денежных средств на жилищные субсидии в 2015 - 2016 гг., прекращении выплаты компенсации за найм жилого помещения отдельным категориям очередников,

О причинах уменьшения выделения средств на субсидирование московских жилищных программ и конкретных мерах по повышению размера финансирования и эффективности освоения бюджетных средств на указанные цели,

б) рассмотреть вопросы:

Увеличения бюджета по статье расходов «Социальные выплаты жителям г.Москвы, принятым на жилищный учет для приобретения или строительства жилого помещения» по программе «Жилище» до уровня 2012 г. (тогда было 10 млрд. руб.),

Восстановления отдельной бюджетной статьи расходов 05Б0104 «Субсидия для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей»,

Возобновления ежеквартальных выплат очередникам, участвующим в программе «Компенсация найма», и выплате образовавшейся за прошлые годы задолженности

  1. По вопросу усиления мер жилищной поддержки наиболее социально незащищенных категорий очередников: многодетных семей, семей с детьми - инвалидами, семей одиноких инвалидов и др.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Минстрою России, Правительству Москвы и Генпрокуратуре России

а) дать предложения:

По конкретным мерам и способам ускорения предоставления жилья либо субсидий на его приобретение очередникам из наиболее социально незащищенных категорий,

б) рассмотреть вопросы:

Установления отдельной очереди по субсидиям на приобретение жилья с защищенным самостоятельным бюджетом очередникам из наиболее социально незащищенных категорий (многодетным семьям, семьям с детьми - инвалидами, семьям одиноких инвалидов и др.),

Формирования отдельной очереди нуждающихся в предоставлении многокомнатных квартир (от 90 кв. м),

Принятия закона г. Москвы, обеспечивающего возможность предоставления многодетным семьям в г. Москве эффективных реальных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ), ЛИБО Закона г.Москвы о предоставлении земельных участков льготным категориям граждан (многодетные; с детьми-инвалидами и др.).

  1. По вопросу наличия в г. Москве незаселенных зданий жилых домов, включая новостройки, и множества пустующих жилых помещений

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Территориальному управлению Росимущества по г. Москве и Правительству Москвы :

Предоставить информацию о количестве жилых домов в г. Москве, отнесенных законом к государственной или региональной / муниципальной собственности, право собственности на которые не зарегистрировано за Российской Федерацией и г. Москвой, а также незаселенных домов - новостроек, причинах такой ситуации и мерах по скорейшему оформлению права собственности на указанные дома,

Информировать Совет о принимаемых мерах по сохранности указанных квартир и имущества в них, а также по выселению самоуправно вселяющихся в них посторонних лиц,

Рассмотреть вопрос предоставления пустующих жилых помещений, находящихся в т.ч. в указанных выше домах, соответственно московским и федеральным очередникам в зависимости от вида собственности по договорам социального найма (очередникам, нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий, - по соответствующим видам договоров),

Генпрокуратуре России информировать Совет о мерах прокурорского реагирования, принятых по фактам неоформления федеральных и московских жилых домов и жилых помещений в государственной или муниципальной собственности (в г. Москве - в собственности г. Москвы) и их непредоставлении нуждающимся очередникам.

  1. По вопросу формирования фонда доступного арендного жилья (включая маневренное)

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Правительству Москвы принять действенные меры к исполнению указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о формировании фонда доступного арендного и маневренного жилья и дать оценку предложениям рабочей группы СПЧ - Минстроя России по реализации права граждан на доступное жилье о разработке региональных программ формирования фонда доступного арендного жилья (включая маневренное) с предложениями по возможным пилотным проектам.

Рабочая группа СПЧ - Минстроя России 13 июля 2016 г.
по реализации права граждан на доступное жилье

На прошлой неделе для военнослужащих появились две новости хорошая и плохая. Во-первых, Госдума приняла поправки об обеспечении доступности жилья для военнослужащих. И это, конечно, позитивно. С другой стороны, инициативы нового руководства Минобороны раз и навсегда решить квартирный вопрос натолкнулись на проблему отсутствия денег в бюджете.

Согласно принятым в третьем чтении двум законопроектам, военнослужащим, которые заключили контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, предоставляется жилье по выбору - не только по договору социального найма, как в настоящее время, но и в собственность.

Кроме того, закон предоставляет льготы бывшим военнослужащим, которые до 1 января 2005 года встали в очередь на жилье, но затем переехали на другое место и встали там на учет после 1 января 2005 года. До сего момента такие лица формально теряли право на жилье на новом месте жительства.

Чуть ранее был принят ещё один законопроект, уравнивающий в правах на получение компенсации за съем жилья уволенных военнослужащих и членов их семей независимо от сроков их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, подобные компенсации за счет средств федерального бюджета предусматриваются лишь для тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года, что, по мнению законодателей, ставит в неравное положение граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет позднее этой даты, и нарушает их конституционные права.

Словом, нельзя не отметить: определённые позитивные сдвиги в вопросе решения жилищной проблемы военнослужащих имеются. И хотя председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов достаточно оптимистично заметил, что принятие данных поправок "ускорит решение квартирного вопроса" военнослужащих и "снизит социальную напряженность среди них", повода для окончательной радости всё ещё нет. Ведь, как показывает практика, между правом и его реализацией лежит очень глубокая пропасть.

По словам заместителя министра обороны России Руслана Цаликова, законодательство предоставило военнослужащим право на неограниченный выбор жилья, но при этом оказалось не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. И проблема не только в низких темпах строительства жилья для военнослужащих.

На сентябрьском совещании, посвящённом этой проблеме, председатель правительства Дмитрий Медведев высказал претензию: дескать, в последние годы денег выделялось немало, "но у нас есть и случаи, когда дома, построенные в рамках соответствующих программ Минобороны, остались незаселёнными". "Люди отказываются от предложенных квартир. Там есть человеческие проблемы, но в целом эта ситуация ненормальная", - заявил глава правительства.

"Понятно, что офицеры, которые отдали всю жизнь военной службе (офицеры и их семьи, конечно), вправе рассчитывать на нормальное, комфортное жильё, причём жильё, которое находится в приличных условиях, а не в чистом поле, там, где есть социальная инфраструктура, школы и больницы", - добавил Медведев.

Проблема, как полагают в Минобороны, лежит в доставшейся от советских времен системы распределения квартир, когда военнослужащие получали их в виде конкретных квадратных метров. И самое главное, они получали его не всегда там, где им этого хотелось. С приходом рынка жильё получило и свою коммерческую стоимость, а потому соглашаться на квартиру, которую в последующем продать или обменять на другую будет крайне проблематично, готовы не многие.

Плюс зависимость от застройщика, который также ищет свою экономическую выгоду. "Там тоже работают нормальные люди, не враги какие-то или шпионы. Им тоже нужно вовремя свое получить. И они по экономическим параметрам определяют: давайте лучше построим вот здесь. Ну, а потом получалось, что вот здесь построили жилье, а оно не востребовано. У нас количество невостребованных квартир в прошлом году колебалось от десяти до тридцати тысяч", - рассказал Цаликов.

Всё это, а также ряд других нюансов (в том числе, количество нуждающихся в жилье военнослужащих, которых, по данным Счётной палаты, на конец 2012 года было порядка 100 тысяч человек) и заставили военное ведомство задуматься над перекройкой действующей системы обеспечения своих подопечных жильём - перейти от натурального метода к единовременным денежным выплатам. Размеры этих выплат будут зависеть от выслуги лет и состава семьи, но, по словам разработчиков законопроекта, составят не менее трёх миллионов рублей. "Мы предлагаем

с 1 января 2014 года единовременные денежные выплаты сделать основной формой обеспечения постоянным жильем. Тогда такое понятие, как очередь на жилье, фактически исчезнет", - заявил министр обороны Сергей Шойгу.

Претензий к законопроекту было немало. Одна из основных - сравнительно низкая сумма выплат, которая не позволит приобретать жилье в Москве, Петербурге и других крупных городах страны. Очевидно, что ни за три, ни даже за пять миллионов рублей более-менее приличную квартиру в столице России купить невозможно. Проблематично найти за эти деньги хорошее жильё для большой семьи и в ряде городов федерального значения.

Разработчики исходят из предельной стоимости квадратного метра, определённой рекомендациями Министерства регионального развития - чуть более 34 тысяч рублей. И если бы у людей была возможность купить квартиры по тем ценам, которые фигурируют в отчетах Минрегиона, проблем с обеспечением жильём, думается, уже не было бы. Так, например, по данным ведомства, средняя стоимость квадратного метра в Москве и Московской области составляет 34 тысячи 600 рублей. И это, к слову, максимальная цифра. Возможно, муниципальное жильё и предоставляется льготникам по таким ценам, но коммерческая стоимость квадратного метра в Москве составляет минимум 100 тысяч рублей. Да и в областных центрах давно уже оперируют цифрой в 50 тысяч рублей за квадрат.

Тем не менее, по словам начальника Департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергея Пирогова, на данный момент единая стоимость квадратного метра жилья установлена в размере 34 тысяч 350 рублей. И, похоже, что глобальных изменений не предполагается. Как пояснил всё тот же Пирогов, в последнее время с Минфином шел горячий торг "буквально за сотые доли коэффициентов" и сейчас "вопрос близок к завершению".

Так или иначе, но идея в целом представляется всё же здравой. Но только, если отвлечься от российских реалий и представить себя в стране, где процветает экономическая и политическая стабильность, а граждане уверены в реализации своих прав и возможностей. Но поскольку многолетняя практика заставляет людей относиться к инициативам государства с подозрением, то и среди военных совсем немногие с энтузиазмом восприняли предлагаемую формулу.

На одном из сайтов для военнослужащих из 800 участников опроса по поводу денежных выплат на покупку квартир порядка 650 предпочли бы старую схему с натуральными квартирами. "Опыт монетизаций показывает, что денежные выплаты не компенсируют натуральных льгот", - вот один из главных аргументов. А далее накладываются опасения относительно сумм, порядка предоставления этих выплат, которые могут сильно затягиваться и т.д. Власти же, в свою очередь, делают всё возможное, чтобы укрепить военных в их скептицизме.

На днях стало известно, что денег в государственном бюджете на представление выплат попросту нет. И не будет до 2016 года. Законодатели, впрочем, считают, что повода для переживаний по поводу провала реформы военно-жилищной сферы нет, и сейчас идет интенсивное обсуждение данного вопроса в Думе, в Совете Федерации, Минфине и Минобороны.

Как представляется, основная и главная проблема не столько в формах наделения жильём - натуральных или денежных, сколько в доверии к государству со стороны тех же самых военнослужащих. От квартир отказываются зачастую по объективным причинам - уж совершенно непригодной для проживания выглядит предлагаемая жилплощадь.

"У нас одному предлагали одну и ту же квартиру по ИПМЖ (индивидуальное постоянное место жительства) с кухней 2 на 8 (грубо говоря), он отказывался. А потом дали другую квартиру там же, но с коридором метр на метр и кухней больше чем комната в 3 раза. Он отказался, с объяснением, почему не брал. Просто у МО, я так понял, есть "висячие" дежурные квартирки, которые никто не берёт. А если после 1.01.2014 г. такую "дежурную" квартирку с мудрёной планировкой предложат (которую ни один гражданский не покупает и не купит никогда) по ИПМЖ, тогда как?", - задается вопросом один из участников форума правовой взаимопомощи военнослужащих.

Так что пока все инициативы государства воспринимаются исключительно как ещё один способ сэкономить на тех, кто выбрал своей профессией Родину защищать.