Эмиссионные банки. Смотреть страницы где упоминается термин эмиссионные банки. Эмиссионная деятельность Центрального банка России

Выпуск кредитных денег– специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию, денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных орудий обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не черезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Эмиссионно- учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам (в основном институциональным инвесторам), а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.

Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.

3. Виды банков.

Сегодня во всех развитых народных хозяйствах существуют двухступенчатые банковские системы: Центральный банк является эмиссионным банком и осуществляет еще другие важные функции. Наряду с этим существуют «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке».

По характеру деятельности банки подразделяются на:

· эмиссионные

· коммерческие

· инвестиционные

· ипотечные

· сберегательные

· специализированные (например, торговые банки).

Эмиссионные банки осуществляют выпуск банкнот и являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков».

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные. На ранних ступенях развития капитализма преобладали индивидуальные банкирские фирмы, но с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма подавляющая часть всех банковских ресурсов сосредоточилась в акционерных банках. Развитие государственно-монополистического капитализма нашло выражение в коммерческих банков некоторых государств (например, во Франции).

Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Через инвестиционные банки удовлетворяется значительная часть потребностей промышленных и других предприятий в основном капитале. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других компаний.

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости– земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг– закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев предприниматели.

Ипотечный кредит фермеры нередко предназначают для покупки земли. Частично ипотечные ссуды используются для покупки машин, удобрений и других средств производства. Кроме того, покупка земли этими фермерами дает им возможность расширять свое хозяйство.

Получение ипотечных ссуд (в США) по-разному влияет на различные группы фермеров: в то время как крупные капиталистические фермеры используют эти ссуды для расширения своих земельных владений и ферм, на мелких фермеров ипотечная задолженность оказывает пагубное действие и способствует их разорению. Общая сумма ипотечного кредита значительно превышает ипотечную задолженность фермеров, включая ипотечные ссуды под городскую недвижимость.

Ипотечный кредит предоставляется в США различными видами банков (коммерческими, сберегательными), а также страховыми компаниями, ссудосберегательными ассоциациями.

Специализированные банковские учреждения включают банки, специально занимающиеся определенным видом кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров.

4. Принципы деятельности коммерческих банков.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов ограничены.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Ими как правило являются центральные банки, наделенные правом ЭМИССИИ денежных знаков в обращение. В различных странах они называются народными, национальными, резервными. В СССР функций Центрального банка страны выполнял Государственный банк СССР. Главная задача банков, выполняющих функции центральных торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова.

Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило ^ы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюДзкета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные

учреждения.

Наделение Центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Центральному банку необходимы обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

В соответствии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные операции Центрального банка. Важнейшим источником его ресурсов является эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса. Немаловажную роль в формировании пассивных операций Центрального банка играют остатки средств на резервно-корреспондентских счетах банков, счетах правительственных структур и организаций, а также капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы.

Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности и кассовая наличность, ссудные и переучетные операции.

Исторически эмиссионные банки возникали как частные или государственные банки, выпускавшие банкноты и имевшие свою клиентуру. Впоследствии эмиссионное право стало исключительной мощполией государства, эмиссионные банки сокращали масштабы операций с обычной клиентурой, превращаясь в центральные банки и становясь "банками банков".

На практике это означает, что все кассовые резервы концентрируются в Центральном банке и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения Центрального банка. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство Центрального банка, а в случае необходимости - получают кредиты Центрального банка. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в Центральном банке и его учреждениях. Хотя эволюция эмиссионных банков в центральные в разных странах происходила с различной степенью интенсивности, в настоящее время в большинстве стран центральные банки практически полностью отказались от обслуживания клиентуры. Исключение составляют те страны, где существовали (и существуют) одноуровневые банковские системы либо исторически сохранились за центральными банками некоторые функции по обслуживанию клиентуры (например, частичное выполнение центральными банками отдельных коммерческих функций).

Параллельно с эволюцией функций эмиссионных банков происходила модификация и организационных форм их деятельности, что нашло отражение в изменении правового статуса этих учреждений. В некоторых странах центральные банки были национализированы и превращены в унитарные государственные образования, в других же они формально сохранили независимость от государства, имея статус акционерных обществ, добровольных объединений (ассоциативного типа) независимых банков или иных объединений банков и небанковских учреждений.

Тем не менее, какова бы ни была доля участия государства в формировании капитала Центрального банка (5 или 100 %), он действует в строго ограниченных рамках как государственный (или уполномоченный государством) орган, регулирующий деятельность банков, а также функционирование кредитной системы в целом, и является проводником государственной экономической политики в кредитной системе.

Основными правовыми формами организации деятельности Центрального банка в современных условиях являются:

унитарный Центральный банк со 100 %-м участием государства в формировании его капитала;

акционерное общество, часть акций которого принадлежит государству (или без участия государства);

объединение ассоциативного типа (с участием или без участия государственных структур);

управление и планирование направлений и масштабов использования кредитных ресурсов и денежного обращения (долгое время имевшее форму кредитного и кассового планирования);

концентрация кредитных ресурсов и передача их за плату другим банкам;

организация и осуществление (совместно с соответствующими организациями) инкассации денежной выручки;

лицензирование банковской деятельности, г.ыбор форм и методов денежно-кредитного регулирования, фиксация и пересмотр

действующих нормативных требований, коэффициентов и прямых количественных ограничений деятельности банков;

организация, осуществление кассового исполнения госбюджета; » разработка правил и порядка осуществления операций с валютой и прочими валютными ценностями, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют к национальной денежной единице;

представительство интересов страны в отношениях с центральными банками других государств и международными валютно-фи-нансовыми организациями и банками;

организация расчетов;

осуществление мероприятий по укреплению материально-тех-ничес"кой базы банковской деятельности и автоматизации банковских операций;

контроль и надзор за банковской деятельностью;

составление сводного баланса банковской системы;

подготовка и переподготовка кадров для банковской системы, консультационное и методическое обслуживание банков;

проведение научных исследований и аналитических работ.

Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции (рис. 2). В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для негр органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и тд.).

Центральный банк России как единственный эмиссионный банк страны

Замечание 1

Конституция Российской Федерации определяет особый статус Банка России, предоставляя ему исключительные права на выполнение денежной эмиссии, защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты.

Правовые основы деятельности банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными нормативными актами.

К целям деятельности Центрального банка России относятся:

  • во-первых, осуществление защиты и обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • во-вторых, обеспечение развития и укрепления российской банковской системы;
  • в-третьих, стабилизация и обеспечение развития национальной платежной системы;
  • в-четвертых, стабилизация и обеспечение развития российского финансового рынка.

Основным принципом деятельности Центрального банка России выступает принцип независимости, проявлением которого является то, что указанный банк является особым публично-правовым институтом, обладающим исключительным правом эмиссии денежных средств и выступающим организатором денежного обращения.

Банк России не представляет собой орган государственной власти, однако содержание его функций позволяет определять природу его деятельности как одну из форм государственной власти, предусматривающей применение мер государственного принуждения.

При этом Банк России реализует свои функции и полномочия вне зависимости от органов власти любого уровня (федеральных, региональных, местных).

Принцип независимости Центрального банка закреплен Конституцией России.

Помимо прочего Центральный банк наделен исключительным правом нормотворческой деятельности в рамках вопросов, отнесенных к его ведению. Центральный банк не наделен правом законодательной инициативы, однако его нормотворческая деятельность проявляется:

  • во-первых, в издании собственных нормативно-правовых актов;
  • во-вторых, в составлении заключений по нормативно-правовым актам, касающимся выполнения его функций.

Центральный банк России имеет статус юридического лица. Его капитал и имущество находятся в федеральной собственности, хотя Банк и сохраняет финансовую и имущественную самостоятельность.

Центральный банк самостоятельно реализует полномочия в части владения, пользования и распоряжения имуществом банка. Для изъятия или обременения его имущества необходимо согласие Центрального банка России.

Проявлением финансовой независимости Центрального банка России является обеспечение им своих расходов собственными доходами. Центральный банк России наделен правом защиты своих интересов в судебном порядке, в том числе в иностранных и международных судах.

Центральный банк России не несет ответственности по обязательствам российской Федерации, как и Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам банка, если это прямо не задекларировано в законодательстве.

Также Центральный банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных и некредитных организаций, исключая те случаи, когда банк по собственной инициативе берет на себя такую ответственность. Справедливо и обратное утверждение.

За результаты своей деятельности Центральный банк России отвечает перед Государственной Думой России:

  • назначающей и освобождающей от должности его Председателя и членов Совета директоров,
  • направляющей и отзывающей собственных представителей в национальный финансовый совет в пределах квоты,
  • рассматривающей направления государственной кредитно-денежной политики и оценивающей годовые отчеты банка.

Замечание 2

Государственная дума наделена правом принятия решения о проведении проверки Центрального банка Счетной палатой.

Эмиссионная деятельность Центрального банка России

В основу осуществления эмиссии наличных денег заложен принцип децентрализации, что обусловлено перманентным изменением потребности в наличных денежных средствах, делающим нерациональным и нецелесообразным осуществление доставки денег из центра в различные части страны.

На практике эмиссия денежных средств осуществляется самим Центральным банком России и его расчетно-кассовыми центрами, открываемыми в разных субъектах федерации для выполнения расчетно-кассового обслуживания расположенных в этих субъектах коммерческих банков.

Эмиссия наличных денежных средств осуществляется посредством открытия резервных фондов и оборотных касс в расчетно-кассовых центрах. Резервные фонды хранят определенный запас денежных знаков, предназначение которых состоит в обеспечении потребности денежно-кредитной системы региона в наличных деньгах при ее увеличении. Средства, образующие резервные фонды, не являются денежными средствами, находящимися в обращении.

Оборотные кассы расчетно-кассового центра предназначены для приема денежных средств от коммерческих банков, а также для их выдачи. Эта часть денежных средств включается в состав денежного обращения, поскольку пребывает в постоянном движении. При превышении объема поступлений средств в оборотную кассу над выдаваемыми суммами, излишки денежной наличности изымаются из оборота и переводятся в резервный фонд расчетно-кассового центра.

Замечание 3

Правом распоряжения резервными фондами расчетно-кассовых центров наделены республиканские, областные и городские управления Банка России.

На расчетно-кассовые центры возложена обязанность по выдаче коммерческим банкам наличных средств в рамках ограничений их свободных резервов. Таким образом, при росте потребности коммерческих банков в наличных денежных средствах, не подкрепленной ростом поступления средств в операционные кассы, расчетно-кассовый центр должен будет увеличить выпуск наличных денег в обращение посредством перевода их из резервного фонда в оборотную кассу на основании разрешения Центрального банка.

Эмиссия денежных средств одним расчетно-кассовым центром может сопровождаться одновременным изъятием средств из обращения другим расчетно-кассовым центром. В результате изменения денежной массы может не произойти, а сведения об осуществлении эмиссии находятся только у Банка России.

И доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета . Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования печатного станка, это приводит к росту массы денег в обращении, а, следовательно, повышению уровня цен.  

Эта особенность денег имела место при золотом обращении , которое требовало накопления центральными (эмиссионными) банками золотого запаса , использовавшегося для пополнения внутреннего обращения, размена знаков стоимости на золото, международных платежей. В настоящее время такое назначение золотого запаса отпало в связи с изъятием золота из обращения. Однако он продолжает играть роль сокровища, сосредотачиваясь в резервах центральных банков , казне государства, правительственных валютных органах. Величина золотого запаса свидетель-  

Постепенно право выпуска банкноты было закреплено за одним крупным банком страны, который стал центральным (эмиссионным) банком и во многих странах принадлежал государству. Поэтому банкнота центрального банка превратилась в денежную единицу страны , свободно обращающуюся на всей территории и имеющую принудительный курс , установленный властью.  

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны-участницы системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны-члены МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.  

В соответствии с организацией банковского дела банковская статистика включает наблюдение за деятельностью эмиссионного банка (ЦБ РФ), коммерческих банков и сводные данные по банковской системе в целом.  

В развитой экономике потребность в наличных деньгах связана в основном с необходимостью выплаты заработной платы , а также пенсий, пособий, стипендий и других трансфертов населению и оплатой ими текущих расходов . При этом наличные деньги совершают постоянный кругооборот. Они поступают в обращение из касс эмиссионного банка. С наступлением сроков выплаты заработной платы рабочим и служащим, пенсий и стипендий денежные средства предприятий , учреждений, организаций, хранящиеся на счетах в банках, превращаются в наличные деньги . Дальнейшее движение наличных денег происходит при покупке населением товаров и услуг. Деньги, поступившие в кассы торговых предприятий и организаций, оказывающих услуги населению , вновь возвращаются в кассы банков. Таким образом, величина наличноденежного оборота определяется в основном величиной доходов и расходов населения.  

Отмечая, что каждому государству в отдельности периодически приходится переживать трудности финансового и экономического характера, Столыпин предлагал для разрешения этих проблем создать Международный банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств Такой Международный банк, капитал которого бы состоял из собранных вкладов всех государств, мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности, связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть создан экономический совет, который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте, в состоянии был бы оказывать своим советом большую помощь отдельным государствам и предотвратить те экономические кризисы , которые неизбежны периодически то в одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве 1. Данный проект П.А. Сто-  

Различают банковский и валютный К. Банковский К. характеризуется тем, что банки производят между собой расчеты только на величину разницы между суммами платежей и поступления денег. Банковский К. представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через расчетные палаты . Валютный К. устанавливает порядок безналичных международных расчетов при внешнеторговых и других экономических связях между двумя или несколькими странами. Как правило, валютный К. осуществляется между государствами с целью погашения задолженности друг другу , вытекающей из внешнеторговых операций путем зачета взаимных требований (без уплаты золотом или перевода иностранной валюты). Расчеты между двумя странами производятся со специальных счетов, открываемых эмиссионными банками или другими специальными для этой цели учреждениями. КЛИРИНГОВАЯ ВАЛЮТА - это расчетные валютные единицы. В них ведутся счета в банках и производятся различные операции между странами, заключившими платежные соглашения клирингового типа (в рамках которых предусмотрено строгое балансирование - управление - взаимного товарооборота по стоимости). К. в. функционируют исключительно в безналичной форме - в виде бухгалтер-  

Наиболее крупной статьей пассивов FED являются банкноты FED, составляющие основную часть национального запаса наличных денег, и резервные депозиты на счетах в федеральных резервных банков. Статья прочих пассивов включает вклады Государственного казначейства США и официальные чековые счета центральных эмиссионных банков других стран. Активы FED превышают ее пассивы, и поэтому чистая стоимость капитала является величиной положительной.  

Официальные государственные ЛИКВИДНЫЕ СРЕДСТВА включают резервы центральных эмиссионных банков, казначейств и стабилизационных фондов , необходимые для своевременного погашения обязательств страны по ее зарубежным товарным и кредитным операциям . К ним относятся  

Мы можем схематически разделить всю последовательность событий и политических изменений по ходу эволюции эмиссионных банков вплоть до 1875 г. на четыре фазы. Первая из них явилась предварительным этапом , на протяжении которого банки лишь начали зарождаться, при этом, теоретически обладая свободой при образовании, хотя бы только потому, что до поры до времени они просто не бросались в глаза законодательной власти. На следующем этапе уже доминировала монополия, либо абсолютная, либо до некоторой степени ограниченная. Для третьей фазы стал характерным плюрализм и усиливающаяся, хотя и ни в коей мере не ставшая полной, свобода. Наконец, в четвертой фазе наблюдается возврат к ограничениям и монопольной власти либо в ее абсолютной форме, либо в рамках смешанной системы , с централизацией контроля.  

В период между 1826 и 1836 г. было образовано около сотни акционерных эмиссионных банков, причем около семидесяти из них были учреждены в последние три года этого периода. Именно этот факт использовался противниками свободной банковской системы для  

Глядя на Закон 1844 г. с сегодняшних позиций и, таким образом, зная о последующем развитии событий в банковской сфере , в частности, о процессах слияния в последней четверти XIX в., невозможно не заметить ненормальность того положения, в которое Закон поставил провинциальные эмиссионные банки. Поскольку им было запрещено приобретение, путем ли прямой покупки или в результате слияния, права эмиссии других эмиссионных банков, это приводило к консервации мелких банков даже в тех ситуациях, когда их объединение было экономически целесообразным. Так происходило потому, что прибыль в случае сохранения за собой эмиссионных прав могла перевешивать выгоды объединения в более крупный концерн. Во-вторых, те акционерные банки , что проводили эмиссионную деятельность, оставались вне лондонского рынка и, чтобы производить выплаты по своим  

Первые действия были предприняты королевской и дворянской знатью, которые, руководствуясь собственными фискальными нуждами, попытались начать банковские операции тогда, когда их время еще не пришло, - когда еще не созрели торговые условия для подобной деятельности. Соответственно, их успехи, по крайней мере, на поприще вексельной эмиссии, оказались весьма скромными. Первым в целом успешно функционировавшим эмиссионным банком стал Берлинский Королевский Банк - государственный банк , основанный Фридрихом Великим. [В 1765 г. Фридрих был не в состоянии изыскать частный капитал если бы это ему удалось, он основал бы частный акционерный банк .] Сомнительно, ЧТО даже ЭТОТ банк  

Однако этот этап относительной свободы подошел к концу в 1833 г., когда в политике произошел поворот на 180 градусов. Вышедший тогда закон поставил эмиссию всех банкнот на предъявителя в зависимость от разрешения правительства. Надо заметить, что этот закон, фактически оказавшийся запретом, был вызван не столько интересами привилегированного Королевского Банка, сколько стремлением расчистить дорогу для обращения государственных бумажных денег, которые, впервые появившись во время Наполеоновских Войн, теперь должны были расширить сферу своего влияния. Даже сам Королевский Банк был включен в запретительный список, и, таким образом, все три эмиссионных банка Пруссии были вынуждены прекратить выпуск своих банкнот. Этот рост ограничений на банковское дело фактически совпал с моментом, когда в результате изменений в промышленной технологии уже начал назревать неимоверной силы взрыв спроса на кредиты.  

Усугубленная возросшим спросом на капитал, проблема денежного обращения встала к тому времени со всей остротой. В обращении находилось лишь очень небольшое количество золота и, в отсутствие банкнот платежи должны были производиться серебром, которое было чрезвычайно тяжело носить с собой. Банкноты, таким образом, рассматривались в качестве чрезвычайно эффективного средства облегчить жизнь, и в условиях своей относительной нехватки они зачастую имели хождение по курсу выше номинала . В Пруссии началась кампания против подавления частной инициативы, и правительство было наводнено проектами по созданию частных эмиссионных банков, которые существовали бы параллельно с Королевским Банком. Правительство, однако, решительно возражало против этих предложений. Требования о разрешении частной инициативы были выражены в двух различных формах. Одна группа хотела всего лишь учреждения частного акционерного банка на месте уже существовавшего другие же жаждали гораздо большего и требовали никак не меньше, чем создания систем независимых, беспрепятственно учреждаемых, конкурирующих между собой банков.  

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен национальных валют этих стран на французский франк и евро, а также контролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны франка. Страны -члены этой организации имеют свои собственные центральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые - один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во французский франк , а теперь и в евро, по привязанному курсу через операционные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базируется на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк КФА (от французского La ommunaute Finan iers Afri aine, FA Африканское финансовое сообщество). Исключением являются Коморские острова, которые в 1981 г. ввели собственную валюту - коморский франк.  

Однако наиболее жестокий удар по конкуренции был нанесен год спустя, когда правительство, во исполнение знаменитого Закона 24-ого Жерминаля XI года (loi du 24 Germinal an XI), даровало Банку Франции исключительную привилегию на эмиссионную деятельность в Париже, распорядилось об изъятии к определенной дате банкнот банков, ранее обладавших правом на эмиссию, а также наложило запрет на создание эмиссионных банков в провинции за исключением случаев, согласованных правительством, которое закрепило за собой права не только на разрешение всякой эмиссионной деятельности, но и установление ее максимальных пределов. Предлогом для принятия такого решения стал незначительный финансовый кризис 1802 г., хотя тогда никто не предъявил свободно конкурирующим банкам никаких обвинений по этому поводу.  

Почти сразу вслед за отказом Банка Франции от попыток учреждения кредитных институтов вне Парижа наступил короткий период либерализации, в течение которого Правительство Реставрации санкционировало три проекта по созданию частных областных (departmental) эмиссионных банков. Ими стали созданные в 1817-1818 гг. банки Руана, Нанта и Бордо. Однако все они должны были действовать в рамках жестких ограничений , которые, по сути, сводили на нет попытки сколько-нибудь значительного расширения их деятельности. Они имели право выпуска банкнот только в тех городах, где располагались их штаб-квартиры , плюс еще в одном-двух городах, оговоренных в уставе. Они могли учитывать только те счета, что были выписаны к предъявлению в их местности, и к тому же сумма их пассивов не могла превышать объем металлических резервов более чем в три раза. Сведение деятельности банков к столь узким территориальным рамкам и наложение запрета на открытие филиалов и найм агентов почти лишило смысла заложенное в их названия слово "областной". Сфера их операций была несравнимо уже понятия "департамент", и на деле они оказались всего лишь мелкими банками местного масштаба.  

Мы проследили, как из политического кризиса 1848 г. Франция вышла с полностью централизованной, монопольной банковской системой и одним эмиссионным банком. Развитие промышленной революции во Франции после 1850 года весьма отчетливо обнаружило острую нехватку кредитных учреждений , причем не только в провинции, но и в самом Париже. Там, где не существовало институтов, предназначенных для обеспечения бумажного обращения, соответственно отсутствовал и депозитный банковский бизнес. Особенно силен был контраст с Англией, где провинциальные банкиры с их знанием местной жизни и связями, даже не оказывая никаких дополнительных услуг , по крайней мере, приучили осторожного провинциала к банковскому укладу жизни . Курсель-Сеней особенно подчеркивал практически полное отсутствие в сельских районах Франции какой бы то ни было возможности брать взаймы либо давать в долг, кроме как через местного нотариуса. Более того, он также отмечал ["La Banque Libre", 1867], что большую часть года в распоряжении фермеров были бездействующие остатки наличности, поскольку они получали выручку за проданный ими урожай и запасы продукции один раз в определенное время года, а затраты несли на гораздо более систематической основе и в течении относительно долгого временного промежутка. Эти остатки могли бы быть депонированы в местные банки, если бы такие существовали, и использованы для выдачи краткосрочных займов. В реальности же остатки просто копились, и накопленные таким образом сбережения лежали без дела.   ]


Финансовая система любой страны включает в себя денежную систему, главным элементом которой является эмиссия денег. Без этого элемента невозможно существование экономики государства, а также осуществление его внутренних и внешних платежных операций, ведь деньги являются главным и универсальным средством платежа.

В зависимости от вида выпускаемых денег, эмитента, а также некоторых других признаков эмиссия может подразделяться на различные виды. Далее будет подробно рассмотрено, как происходит этот процесс и к чему он приводит.

Эмиссия денег и ее виды

Совокупность всех денежных средств, которые находятся в обороте страны, называется денежной массой. Эта величина непостоянная и под воздействием множества факторов может изменяться — как в большую, так и в меньшую сторону. К увеличению денежной массы приводит эмиссия — выпуск дополнительных денег в обращение.

В зависимости от вида выпускаемых денежных средств эмиссия бывает:

  1. Наличная — выпуск дополнительных бумажных денег и монет в обращение. благодаря чему происходит увеличение общей денежной массы. Поступающие деньги либо чеканятся (если они представляют собой монеты), либо печатаются (если они имеют бумажную форму).
  2. Безналичная — приоритетный вид эмиссии, который в среднем составляет около 80% от общего выпуска денег. Связано это с тем, что в большинстве развитых стран именно безналичные деньги являются преобладающим платежным средством. Эмиссия безналичных денег происходит путем выдачи кредитов или при помощи отображения денег на банковских счетах.

Еще одна классификация делит эмиссию на два вида:

1. Первичная — денежные средства выпускаются в оборот Центральным банком государства. При этом форма денег может быть как наличной, так и безналичной. К первичной эмиссии относятся такие операции ЦБ, как:

  • печатание банкнот (чеканка монет);
  • выдача кредитов коммерческим банкам;
  • приобретение иностранной валюты;
  • кредитование государства.

2. Вторичная — эмиссия осуществляется коммерческими банками, которые кредитуют всех остальных участников рынка. В пределах имеющихся у банка средств он может выдавать кредиты другим субъектам, используя для этого средства, полученные, например, от Центрального банка.

В зависимости от эмитента (то есть субъекта, который осуществляет выпуск денег), эмиссия делится на два типа:

  1. Бюджетная эмиссия денег — осуществляется государством, у которого чаще всего имеется монопольное право на выпуск наличных денежных средств.
  2. Кредитная эмиссия денег — осуществляется банками и состоит только из безналичной или вторичной эмиссии.

Основным фактором, который определяет необходимость эмиссии денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме), а также влияет на ее размеры, является потребность в оборотных средствах у организаций и предприятий. Целью эмиссии является удовлетворение именно этой потребности и своевременное обеспечение хозяйственных субъектов необходимыми денежными средствами. К другим эмиссионным факторам можно отнести:

  • рост производства, увеличение товарной массы и субъектов рыночной сферы;
  • снижение скорости денежного обращения;
  • рост цен, не зависящий от качества продаваемого продукта (товаров или услуг).

Точный порядок выпуска денежных средств в обращение зависит от конкретной страны и в разных государствах может заметно отличаться. Образцом можно считать системы наиболее развитых стран с рыночной экономикой: США, стран ЕС, Японии и т. д.

Помимо эмиссии денег, существует также , о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Главный документ государства — Конституция РФ — содержит в себе несколько положений относительно эмиссии в стране:

  • монопольное право на выпуск денег принадлежит Центральному банку РФ;
  • главное и единственно допустимое платежное средство на территории государства — российский рубль;
  • выпуск в обращение денег другой валюты или другим эмитентом запрещен;
  • на ЦБ РФ возложены обязанности не только по выпуску денежных знаков, но также и по их изъятию;
  • в форме эмиссии Центральный банк не ограничен — это могут быть как наличные, так и безналичные деньги.

В соответствии с законодательством, решение о выпуске денег в оборот, а также об их изъятии принимает Совет директоров Центрального банка. При выпуске рубля (единственного законного платежного средства) не устанавливается его соотношение с золотом или какими-то другими драгметаллами.

Для производства собственных наличных денег (в виде чеканки монет) в России существуют специальные монетные дворы:

  1. Московский монетный двор.
  2. Санкт-петербургский монетный двор.

Помимо чеканки государственных монет, они занимаются изготовлением орденов, медалей и других изделий из драгоценных металлов. Также в небольших количествах на этих дворах происходит чеканка монет для иностранных государств.

Печать денег (бумажных) в России происходит в специальных типографиях, которые могут обеспечить повышенный уровень защиты. Процесс изготовления денег (как печати банкнот, так и чеканки монет) является жестко регламентированным и находится под контролем Центробанка.

Что касается безналичных денег, то они выпускаются в виде кредитов, предоставляемых ЦБ РФ множеству коммерческих банков. В форме вторичной эмиссии эти банки также могут предоставлять кредиты другим субъектам хозяйственных отношений, увеличивая тем самым величину безналичного оборота страны.

Эмиссионная система Украины во многом схожа с российской. Первичным эмитентом денежных средств является Национальный банк Украины, который обладает монопольными правами на выпуск государственной денежной единицы — гривны. Кроме этого, НБУ также имеет исключительное право на изъятие денег из оборота.

Первичная эмиссия денежных средств осуществляется Нацбанком в безналичной форме — печать денег осуществляется только для покрытия этих ранее выпущенных безналичных средств. Для печати банкнот используется Банкнотно-монетный двор НБУ. Безналичная эмиссия может также осуществляться коммерческими банками (в виде кредитования других субъектов).

Можно выделить несколько факторов, которые на данном этапе развития экономики Украины негативно влияют на ее эмиссионную систему:

Все эти факторы приводят к необходимости осуществлять дополнительную эмиссию денежных средств, увеличивая, таким образом, общую денежную массу страны. Это приводит к обесцениванию национальной денежной единицы и появлению негативных тенденций в развитии экономики Украины.

В качестве итога можно отметить, что:

  1. Основной способ увеличения денежной массы в обороте государства — эмиссия денежных средств.
  2. Деньги в обращение могут выпускаться как в наличной, так и в безналичной форме.
  3. Приоритетной формой денежных расчетов во всех развитых странах является безналичная.
  4. Монопольное право на эмиссию наличных денег в России (банкнот, монет) принадлежит Центральному банку.
  5. Эмиссия денег на Украине не имеет существенных различий с аналогичным процессом в России — разница состоит только в установленной государством законной денежной единице.