6 ндфл за 1 полугодие срок. Кто должен заполнять

Вопрос

Прошу помочь подготовить образец форму антикоррупционной политики ООО, форму кодекса этики и служебного поведения на предприятии, образец разработки и внедрения стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; от нашего ООО это затребовала в своем письме прокуратура.

Ответ

Подробно о том, как разработать антикоррупционные мероприятия на предприятии, см. рекомендацию в обосновании.

Данилы Актянова , внутреннего аудитора дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», члена Международного института внутренних аудиторов

Николая Чудакова , главного редактора ЮСС «Система Юрист»

Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее – Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь коррупцией. Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название – например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее – Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом».

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в таблице.

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений – включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

5. Проведение агитационной кампании

Эффективным инструментом повышения корпоративной культуры может стать проведение PR-акции, направленной на пропаганду честной модели поведения и неотвратимости наказания лиц, совершивших злоупотребления. Это объективно способствует снижению рисков негативных инцидентов. Такая агитационная кампания может включать в себя публикации тематических материалов в корпоративных СМИ, информирование сотрудников о мероприятиях по реализации Программы и полученных результатах, тематические конкурсы среди работников.

В случае необходимости юридический департамент по запросу PR-службы участвует в претензионно-исковой работе с внешним коммуникационным агентством. Например, при несоответствии полученного результата техническому заданию, установленному в договоре.

Система мероприятий по предотвращению, выявлению и расследованию злоупотреблений

Помимо перечисленных выше профилактических мероприятий, Программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям подразумевает конкретные действия по выявлению и пресечению нарушений в компании. Такие действия можно разделить на несколько групп.

1. Оценка коррупционных рисков в бизнес-процессах и разработка контрольных процедур

Оценка коррупционных рисков нацелена на определение тех конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высок риск совершения работниками организации коррупционных правонарушений.

Дают алгоритм проведения подобной оценки, включающий следующие шаги:

  • представить деятельность компании в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
  • определить «критические точки», подпроцессы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение злоупотреблений, а также определить индикаторы (признаки) злоупотреблений в каждом процессе;

Примеры возможных индикаторов злоупотреблений

О наличии злоупотреблений в работе сотрудников организации могут свидетельствовать:

  • предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
  • сомнительные платежи наличными;
  • снижение финансовых показателей (выручка, прибыль) по отдельным сегментам относительно предыдущего периода (признаки предоставления необоснованно крупных скидок или закупки у поставщиков по завышенным ценам за личное вознаграждение);
  • выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
  • увеличение количества брака по сравнению с предыдущими периодами (списание нового товара как бракованного за счет фальсификации первичных документов на списание ТМЦ);
  • наличие расхождений по физическим объемам ТМЦ, отпущенных в производство, по сравнению с объемами ТМЦ, полученных со склада;
  • оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
  • выявление дублирующих друг друга первичных документов (признаки «задвоения» платежей в рамках одного и того же контрагента, при этом часть денег может попадать на личный счет сотрудника);
  • наличие расхождений по весу груза, замеренного в момент получения в компании и при отправке от склада поставщика (признаки хищения части груза при транспортировке);
  • увеличение расходов по материалам, купленным сотрудниками компании за средства, полученные под отчет (риск фиктивного списания материалов в целях последующего хищения).
  • описать выгоды и преимущества, которые могут быть получены при совершении злоупотребления; должности, являющиеся ключевыми для совершения коррупционных правонарушений; вероятные формы осуществления необоснованных платежей. Например, «получение откатов от поставщиков руководителем службы закупок».

Проведенный анализ позволит составить «карту коррупционных рисков компании», что позволит разработать комплекс мер по их устранению или минимизации.

Примерные контрольные процедуры в отдельных бизнес-процессах представлены в таблице.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования.