За нарушение налогового законодательства применяются меры ответственности. Для экспертов, свидетелей и иных лиц

Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  • при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  • при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют банки . Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ

по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.

Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений . За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 200 до 700минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере -500 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации
Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

То же деяние, совершенное неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.

К уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, привлекаются лица, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами или учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность данных, определяющих исчисление налогов, а также лица, обязанные утверждать документы, представляемые в налоговые органы.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, воз­никающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанно­сти субъектов налоговых отношений, предусматривает применение раз­личных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения иначе, как по основа­ниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер­шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение орга­низации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих ос­нований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало­гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить при­читающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонаруше­ния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано до­казывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, воз­лагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторож­ности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышлен­но, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало на­ступление вредных последствий таких действий (бездействия).


Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожно­сти, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного ха­рактера своих действий (бездействия) либо вредного характера послед­ствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения опреде­ляется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представи­телей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данно­го налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на­логового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уп­латы налога.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору:

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статья­ми 198, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Вышерассмотренные статьи УГ РФ находятся на пересмотре по инициативе Президента РФ.

Финансовая и административная ответственность за налоговые правонарушения, не попадающие под уголовную ответственность, установлены Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Финансовые санкции, применяемые к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство (ст.ст.: 116-126 Налоговый кодекс РФ):

Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо сум­мы налога за иной скрытый или неучтенный объект налогообложения и одновре­менно штрафа в установленном размере, при повторном нарушении - соответству­ющей суммы и штрафа, увеличенного на 100%;

Штраф за каждое из следующих на­рушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушени­ем установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредстав­ление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, не­обходимых для начисления, а также уплаты налога;

Взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере определенного процента от не­ уплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с ус­тановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если зако­ном не предусмотрены другие размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответ­- ственности.

____________________

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня).

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообло-жения течение одного налогового периода - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (более одного налогового периода- влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы - влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) (совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Административную ответственность за налоговые нарушения определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей (нарушение сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей).

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.


Известно, что уплата налогов - нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения - это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресекательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.).

Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, - это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание - налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение - противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

  • эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;
  • эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;
  • этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

  1. при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
  2. при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • нарушение срока представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
  • неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Важную роль в финансовой системе любой страны играют; банки. Вот почему российским законодательством на эти финансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за нарушение которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
  • неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность. Они обязаны возместить убытки, причиненные налогоплательщикам.

Ю. Утропов , аудитор ООО "ЛЕКС Аудит"

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего - Закон РФ от 27.12.92 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон РСФСР от 21.05.92 "О Государственной налоговой службе РСФСР", Закон РФ от 24.06.93 "О Федеральных органах налоговой полиции", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ). В отношении таможенных пошлин - Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Понятие налогового правонарушения.

В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается "...виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность".

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Вина при совершении налогового правонарушения.

В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).

Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.

Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).

Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.

    Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Уклонение от постановки на учет, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 рублей.

    Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей, а если это повлекло за собой неуплату налогов - взыскание штрафа в размере 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.

    Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный срок налоговой декларации по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц, но не более 25% от указанной суммы, а если она не представлена более 180 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере уже 50% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки. Нарушение установленного срока представления иных документов или сведений, а равно отказ от их предоставления налоговый орган, а также должностному лицом, производящему проверку, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ. Кроме этого, воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (кроме жилых помещений) влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей, если в течение более одного налогового периода, то - штрафа в размере 15 000 рублей, если же они повлекли занижение дохода, то - уже штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.

    Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей, если же ошибки в декларации привели к занижению сумм налогов, то - влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна "не заметить" нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.

Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.

Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ - наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере - 500 МРОТ.

-1

Ответственность за нарушение налогового законодательства напрямую зависит от формы вины. Умышленными признаются те деяния, которые были совершены налогоплательщиком с осознанием их противоправного характера и с целью наступления негативных последствий (несдача декларации для сокрытия налогов; неправомерное применение вычетов и др.) Неосторожным считается нарушение, совершенное налогоплательщиком без осознания противоправности действий, хотя он мог и должен был ее осознавать (пропуск по незнанию; ошибочное применение вычетов и др.).

Согласно НК, ответственность за нарушение налогового законодательства может быть смягчена при наличии определенных обстоятельств: неблагоприятной жизненной ситуации (болезнь, потеря кормильца и т.п.); принуждения либо материальной, служебной или другой зависимости; тяжелого финансового положения. Стоит подчеркнуть, что приведенный перечень является открытым и наказание может быть смягчено и в других случаях, например, при незначительном размере вреда. Если в процессе рассмотрения дела выявлено хотя бы одно обстоятельство, смягчающее вину, размер штрафа должен быть сокращен, как минимум, на 50%. Ответственность за нарушение налогового законодательства не может быть применена к налогоплательщикам, нарушившим закон в силу следующих обстоятельств: болезни, вследствие которой лицо не могло осознавать своих действий; стихийного бедствия; добросовестного исполнения письменных разъяснений, полученных от ИФНС либо иных компетентных органов.

Какая именно ответственность за нарушение налогового законодательства применяется к физическим лицам?

В отношении выделяются только два вида нарушений: непредоставление декларации.

Четко регламентированы НК (ст.119) и их незнание не освобождает налогоплательщиков от ответственности. Непредоставление отчетности в период, не превышающий 180 дней после истечения сроков, определенных законодательством, влечет наложение штрафа. Его размер равен 5% от суммы налогов, подлежащих перечислению, за каждый месяц (полный и неполный), прошедший со дня, установленного для подачи отчетности, но не больше 30% совокупной суммы налоговых платежей и не меньше ста рублей. Если же со дня, в который декларация должна была быть предоставлена, истекло более 180 дней, то с налогоплательщика взимается: 30% от совокупной суммы налогов; 10% за каждый месяц (полный и неполный), прошедший с 181-го дня.

Возникновение по причине ошибочного их исчисления подразумевает взыскание штрафа, размер которого - 20% от суммы задолженности. Умышленная неуплата карается штрафом в 40%. При этом санкции занарушение налогового законодательства не освобождают налогоплательщика от перечисления налоговых платежей. Необходимо отметить, то взыскание штрафов с лиц, не являющихся предпринимателями, возможно только через суд.

Налогоплательщиков возможна только в следующих случаях:

1. Уклонение от налоговых выплат в крупных размерах - более 600 тыс. руб. за З года подряд, если доля неперечисленных налогов составляет не меньше 10% от их совокупной суммы или же превышает 1,8 млн. руб. За данные преступления могут быть назначены следующие меры ответственности: штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от года до 2-х лет; содержание под арестом от 4-х месяцев до полугода; лишение свободы до З-х лет.

2. Уклонение от налоговых выплат в особо крупных размерах - более З млн руб. за три года подряд при условии, что доля не перечисленных налогов составляет не меньше 20% от их совокупной суммы или же превышает 9 млн руб. Эта категория преступлений подразумевает следующую ответственность: лишение свободы до З-х лет; штраф в сумме от 200 до 500 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от 1,5 до З-х лет.

Уголовнаяответственность за нарушение налогового законодательства не применяется к тем налогоплательщикам, которые совершили противоправные деяния впервые и полностью выплатили недоимку по налогам, а также штрафы и пени.