Свободные экономические зоны. Основные типы сэз Примеры сэз

Современные СЭЗ весьма неоднородны и разнообразны, что в значительной степени затрудняет их классификацию и систематизацию, с этой целью в экономической литературе и используются различные подходы.

Одной из задач исследования при классификации свободных зон является выделение общих черт СЭЗ, которые позволяют обосновать принципы и подходы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа зон.

Например, А. Капустин, Н. Смородинская предлагают классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной специализации. В соответствии с данным признаком выделяются:

  • · промышленно-производственные зоны;
  • · зоны свободной торговли;
  • · технико-внедренческие зоны;
  • · комплексные и сервисные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более частным признакам. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2004, №12.

Для более глубокого понимания сущности СЭЗ можно применить еще 2 критерия классификации:

  • 1. по целям создания
  • 2. по степени влияния СЭЗ на национальную экономику Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика. 4-е издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 138 с..

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Порой достаточно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рисунок 1).

Рис.1. Классификация СЭЗ по хозяйственной специализации

При организации СЭЗ используют 2 концептуальных подхода:

  • · территориальный
  • · функциональный (точечный).

В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Второй подход предполагает, что СЭЗ - это льготный режим, который применяется к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей компании в стране. Разновидности СЭЗ в соответствии со способом организации и размерами приведены на рисунке 2.

Рис.2. Классификация СЭЗ по способу организации

Рассмотрим различные виды и типы СЭЗ и представим их основные характеристики.

Зоны формирования открытого сектора экономики характерны для постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, целью создания которых было ускоренное формирование рыночной экономики. Механизм управления данного типа свободных зон ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и активное привлечение инвестиций (Венгрия, Болгария, Китай, Россия, Польша и страны СНГ).

Зоны развития депрессивных отраслей и районов распространены в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, США, Франция, Германия. Особенностью механизма управления таких свободных зон является ориентация на создание благоприятных административных, правовых и экономических условий для национальных компаний и активизации их деятельности.

СЭЗ анклавного типа - территория страны, которая отделена от остальной ее территории внутренней границей, на которой установлен жесткий таможенный режим. Такие зоны слабо связаны с внутренним рынком страны, ориентированы в первую очередь на развитие экспорта и внешнеторговых связей, в силу чего оказывают опосредованное влияние на национальную экономику. Размещены, как правило, в приграничных районах страны.

СЭЗ типа экономических центров подчиняют свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. Они функционируют в национальной экономике как ее неотъемлемая часть и размещаются как в приграничных, так и в глубинных районах страны.

Свободные таможенные зоны (СТЗ) сочетают в себе функции оказания таможенных услуг и услуг по торговым операциям. Поэтому в специальной литературе СТЗ, свободные порты, зоны свободной торговли, транзитные зоны рассматриваются как тождественные. СТЗ - это небольшие территориальные образования, которые выведены за пределы таможенной территории. Цель создания: получение дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций, а также рационализация импорта. Их экономический механизм основывается на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, которые поступают в зону и реэкспортируются из нее. В частности, предусматривается:

временное освобождение от импортных пошлин любых товаров, которые предназначены для ввоза на национальную таможенную территорию;

освобождение от импортных квот и пошлин любых товаров (как производственного назначения, так и потребительских), которые реэкспортируются с территории зоны;

поощрение развития сектора финансовых услуг (страхование внешнеторговой деятельности, кредитование и пр;

возможное создание валютных и товарных бирж, торгово-выставочных центров и т.п.

Преимущества СТЗ:

  • · незначительные стартовые капиталовложения (с целью строительства складских комплексов);
  • · быстрая окупаемость инвестиций;
  • · однозначность цели образования.

Перечислим типичные «уязвимые места»:

  • 1. Делается ставка на исключительное географическое положение (которое может измениться).
  • 2. Достаточно высокая вероятность превращения зоны в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

СТЗ широко представлены в таких странах, как Сингапур, Гонконг, Гибралтар, Колон, Аден. Только в США к началу девяностых годов почти во всех штатах функционировали порядка 130 таких зон Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Зоны свободной торговли (ЗСТ) создаются с целью поощрения инвестиций из-за рубежа и расширения экспорта, а также стимулирования экономического развития стран и регионов.

ЗСТ - это ограниченные территории, рассматривающиеся вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты налога на импорт, таможенных пошлин, других видов финансового контроля. Товарная продукция, которая ввозится в ЗСТ, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза запрещенных товаров и контрабанды.

Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, считают экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же зарубежные и национальные товары распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, в том числе налоговые премии, налоговые скидки, возврат сделанных ранее платежей и пр. Товарная продукция иностранного производства, которая ввезена в ЗСТ для использования и потребления в пределах ее границ, считается импортом и облагается налогами и таможенными пошлинами на импорт. Товары, вывозимые из зоны для использования в принимающей стране, также облагаются налогами и таможенными пошлинами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, которые произведены непосредственно в ЗСТ.

Наибольшее распространение ЗСТ получили в США: они функционируют более шестидесяти лет.

К числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» - магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания налогов и таможенной пошлины, без применения мер экономической политики. Магазины «Duty Free» должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, речных и морских гаванях, международных вокзалах и автомобильных пунктах пропуска. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) - компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами.

Цель создания:

получение дополнительных валютных поступлений;

создание новых рабочих мест;

налаживание импортозамещающих производств;

привлечение технологий, передовых методов управления и зарубежных капиталов.

По рынку сбыта произведенной продукции такие зоны подразделяются на три типа:

  • 1. Экспортно-производственные
  • 2. Смешанные (экспортно-импортозамещающие)
  • 3. Импортозамещающие

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) являются наиболее распространенным видом ППЗ. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: легкая промышленность, бытовая электроника, электротехника (сборка на импортных комплектующих) и пр. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, которые заинтересованны в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Преимущества ЭПЗ:

достижимость и ограниченность целей: занятость, валюта;

минимизация риска государства в случае неудачи проекта;

Недостатки ЭПЗ:

слабая связь с экономикой принимающей страны;

отсутствие реальной передачи технологий;

использование преимущественно неквалифицированной рабочей силы Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Модели импортозамещающих зон, которые ориентированы на внутренний рынок страны-учредителя, в чистом виде встречаются довольно редко. В большинстве случаев они используются в сочетании с другими типами зон, хотя правовая база в отношении импортозамещающей специализации (как приоритетной в рамках комплексных зон) предусмотрена.

Экспортно-импортозамещающие зоны сочетают преимущества импортозамещающих и экспортных зон.

Недостатки экспортно-импортозамещающих зон:

довольно трудно определить оптимально допустимый уровень сбыта продукции предприятий зоны на внутреннем рынке страны;

появляется соблазн максимизировать административным путем приток в зону ресурсов с внутреннего рынка;

множественность целей может привести к неэффективному функционированию зоны в целом.

Технико-внедренческие зоны - территориальные комплексы интеграции образования, производства и науки. Образуются с целью стимулирования разработки производства наукоемкой продукции и новых технологий, которые направляются на экспорт и на внутренний рынок принимающей страны.

Ключевыми элементами особого режима в таких зонах выступают:

финансовые льготы (например, льготное кредитование и пониженные ставки арендной платы);

льготное налогообложение резидентов;

льготный таможенный режим.

Существует несколько разновидностей технико-внедренческих зон (технопарков), которые отличаются друг от друга соотношениями между производственными и исследовательскими функциями, сферой и объемом кооперации и т.п.

Исследовательские парки - это агломерации исследовательских подразделений промышленных компаний, которые группируются вокруг крупных научных центров. Круг их деятельности в большинстве случаев ограничивается оказанием научных услуг (например, разработкой технических новшеств). Последующие стадии инновационного процесса осуществляются чаще всего за пределами исследовательских парков.

Промышленные парки - неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, не характеризующихся общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (арендная плата, транспортная привязка, налоговые льготы, пр.), государство оказывает поддержку производителям, которые размещаются в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. Главное назначение этой формы - помочь предприятиям решить проблему размещения производства, резко обострившуюся в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.

Промежуточное положение между этими 2 типами парков - грюндерские парки, в большей степени являющиеся разновидностью промышленных парков. Грюндерские центры предназначены для помощи предприятий обрабатывающей промышленности.

Инновационные центры - разновидность грюндерских центров, но отличаются от них концентрацией фирм, которые специализируются на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнение к службам коллективного пользования, которые действуют в грюндерских центрах, здесь функционируют специализированные компании рискового капитала.

Механизм управления технико-внедренческих СЭЗ включает помимо традиционных элементы инновационного менеджмента, что предопределяет создание более адаптивной и гибкой системы управления СЭЗ.

Технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы по оказанию широкого спектра услуг.

Сервисные зоны - территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для институтов и фирм, которые оказывают различные виды нефинансовых и финансовых услуг. К сервисным зонам относятся оффшорные центры, где юридические лица (банки, фирмы), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.

Оффшорные финансовые центры создаются преимущественно в малых странах или на анклавных участках национальной территории, которые имеют благоприятные климатические условия и выгодное географическое положение.

Свободные страховые и банковские зоны - важное звеном международных расчетов. Это обособленные секторы финансово-кредитной системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.

К числу льгот относятся: налоговые, частичное или полное регулирование или упразднение процентных ставок, более либеральное требование относительно ликвидности и собственного капитала, более строгое соблюдение банковской тайны. Для создания страховой и банковской зон не всегда обязательно выделение обособленной территории. Они могут формироваться по режимному принципу в рамках действующей банковской структуры.

Комплексные зоны формируются путем введения особого льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Они призваны решать широкий круг задач общенационального и регионального масштаба.

Особые экономические зоны (ОЭЗ). Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (например, Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что большинство СЭЗ представляют собой регион, которые характеризуются определенными целями развития, инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы:

  • · точечные или локальные СЭЗ, которые занимают небольшие территории (промышленно-производственные, внешнеторговые, технико-внедренческие зоны и пр.);
  • · «суперзоны», которые формируются в пределах областей или городов (например, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ Китая).

С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства «третьего мира» пытаются решать разнообразные по своей природе задачи . В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

Росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

Росту притока иностранного производственного капитала;

Стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

Сокращению безработицы;

Подготовке квалифицированных специалистов.

Практика функционирования свободных экономических зон, соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий, на которых в зону приглашаются инвесторы. Для каждого типа СЭЗ разработан определенный набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрений, повышающих эффективность СЭЗ. Последние направлены либо на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт, банковские услуги).

Классификация СЭЗ

1. Комплексные СЭЗ - создаются с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

Особые экономические зоны;

Территории особого режима;

Специальные экономические зоны;

Зоны свободного предпринимательства.

2. Сервисные зоны - территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

Туристические

Банковские и страховые

Оффшорные

3. Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ второго поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

Экспортно-импортозамещающие

Экспортно-производственные

Импортозамещающие

Промышленные парки

Научно-промышленные парки

4. Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам третьего поколения. Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

Инновационные центры

Технопарки

Технополисы

5. Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 18-19 вв. (на Гибралтаре СЭЗ появилась в 1704 году, в Сингапуре в 1819 году и в Гонконге в 1848 году). Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в развитых странах:

Торгово-производственные

Свободные порты

Бондовые склады

Свободные таможенные

Согласно данным различных экспертных источников в мире существует несколько тысяч СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпов роста СЭЗ как в количественном отношении, так и по общему объему производства продукции в них, говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода развития экономики.

Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока капитала как от экспорта товаров и услуг, так и в виде внешних инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.

и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .

Тема 13. Государственное регулирование регионального развития и местное самоуправление

Сущность государственного регулирования регионального развития

Региональная экономика и региональная политика

Специфика региональный комплексных программ развития и их структура (с/р)

Регион как объект хозяйствования и управления

Самоуправление

Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы управления – должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления – занимаются вопросами использования местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическими и социальными проблемами

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов. Успешное проведение экономических реформ требуют учета этой специфики.

А области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности регионов следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно необходимо обеспечить на всей территории РФ функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизм → и перераспределения доходов между регионами.

Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня эк. и соц. развития, безработицы, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах.

Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета необходимо выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет др. источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и ЧС, решение критических соц. проблем), а также на реализацию региональных гос. программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики – недопущение в регионах острых соц. конфликтов, снятие напряженности в районах повышенной социальной опасности. Основным источником финансирования региональных соц. программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. Для поддержки малообеспеченных групп населения сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды соц. поддержки населения.

Основные средства реализации социальной политики – предоставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней з/п работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т.п.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения гос. централизованных КВ упор делается на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению народнохозяйственных задач.

В целях повышения инвестиционной активности регионов предусматривается выплата инвестиционных премий за сооружение объектов, гарантий на ссуду, помощь в приобретении земель под строительство, предоставление льготных кредитов на инвестирование, создание территориальных и межпроизводственных консорциумов, АО для завершения ранее начатого строительства и т.п.

Большое значение придается налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.

Региональный аспект имеет важное значение для реформирования ВЭД . В настоящее время под давлением руководства отдельных республик, краев и областей правительство предоставляет местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продажи экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. Эта деятельность мало упорядочена. Результат: увеличивается нестабильность бюджета, усложняется общероссийское регулирование ВЭД. Поэтому необходимо пересмотреть деятельность регионов на внешнем рынке, создав примерно равные возможности для всех. Это не ущемляет права субъектов федерации, а обеспечивает экономическую безопасность России. Исключение – свободные эк. зоны.

Соц.-эк. особенности регионов требуют разработки дифференцированных мер реализации эк. реформ. Необходима минимизация требований к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности соц.-эк. и политической систем РФ. Необходимость поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средства и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

Гос. регулирование осуществляется в той или иной мере постоянно. Однако его методы, цели и приоритеты являются конкретно-историческими. Все их рассмотреть невозможно.

Основные направления гос. регулирования, которые активно применяются в настоящее время:

Совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными на то учреждениями, общественными организациями в целях адаптации соц. и эк. структур и процессов к условиям, порожденным рыночными отношениями;

Корректировка, дополнение действий объективных эк. законов, закономерностей и тенденций.

Это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства от свойственных ее механизмам недостатков, чем и определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования;

Гос. регулирование, при наличии определенного уровня эк. развития, концентрации производства и капитала, их пространственной дифференциации;

Гос. регулирование в «узком» (дотации, финансирование, закупки, госзаказы) и «широком» (создание общих экономических и др. предпосылок и условий для эф. действия в регионах рыночного механизма хозяйствования, для выбора хозяйственными и инфраструктурными институтами наилучших способов своей деятельности с ориентацией на общенациональные цели и задачи) смыслах;

Поиск компромисса между многочисленными и разнообразным (а подчас и разнонаправленными) интересами.

В гос аппарате, в т.ч. в органах регионального управления и структурах местной власти, с трудом осознается необходимость перехода от прямого управления к регулированию. В ряде случаев наблюдается неумение использовать апробированные методы, побуждать субъекты экономики на основе материальной и иной мотивации действовать в целях достижения желаемых общественно значимых целей.

Фундаментальное значение для развития практики гос. регулирования имеет перераспределение значительной части валового внутреннего продукта (ВВП) через бюджетную систему и соответствующие фонды. Послевоенный период характеризуется возрастанием доли гос. расходов в общем объеме ВВП. Если в 60-е годы средняя доля таких расходов в развитых странах составляла около 28%, то к началу 1980-х она уже приближалась к 43%.

Финансовую помощь регионам предполагается осуществлять посредством специальных фондов (созданных или создаваемых):

Фонд регионального развития – представляет территориальный разрез инвестиционной части федерального бюджета, ориентируется на поддержку инвестиций производственного назначения (сущест.).

Фонд развития региональных финансов предусматривается создать за счет ресурсов международных экономических структур (банков, фондов) и использовать преимущественно в регионах, выдерживающих стандарты реформ и выполняющих функции «точек роста».

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (сущест.) - используется в качестве инструмента выравнивания среднедушевых показателей исходя из минимальных гос. соц. стандартов.

Основные меры гос. регулирования устойчивости экономики регионов в ближайшей перспективе должны заключаться в следующем. На федеральном уровне необходимо уточнить Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию, в частности выделить положение об особой роли устойчивого развития экономики российских регионов, преодолеть неразбериху в использовании терминов в принимаемых документах.

Соответствующие изменения следует внести и в статистическую базу территориального управления. В системе региональной статистики имеется 30 разделов и используется около 600 показателей. Проблема их агрегирования не разрешена, что существенно затрудняет их использование и в Центре, и на местах. Гос. статистика не позволяет достоверно оценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов страны в целом. Ориентация на среднероссийские, среднерегиональные и др. данные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратить ориентиры и принять ошибочные решения.

По имеющимся оценкам, статистическая информация лишь на 2/3 содержит данные, необходимые для прогнозирования. Практическому выполнению этой ключевой функции препятствует дефицит показателей, который достигает 40%. Статистика по этой причине все более страдает от субъективизма, односторонности и утрачивает свое предназначение базы для принятия решений ц условиях усиливающейся неопределенности. По оценкам специалистов лишь 60% данных, получаемых по технологиям современной статистической системы, можно считать достаточно надежными.

Причины этого различны:

Возникновение и усиление информационных барьеров в деятельности экономических структур разных форм собственности, политических и др. организаций;

Нарушение принципа государственного централизма в сфере обработки информации;

Монополизация права собственности на информацию;

Высокая стоимость организации территориальных, отраслевых и проблемно-ориентированных баз данных.

Возрастающая потребность практиков в данных, характеризующих социально-эк. процессы, обусловила выполнение др. статистических и аналитических работ. Для мониторинга критических точек в динамике экономики регионов необходимо в первоочередном порядке ввести показатели, характеризующие:

Нарушения внутрисистемных и внесистемных экономических связей региона и предельные параметры этих отклонений;

Динамику производства естественных монополистов (эл/энергетика, транспорт, связь и др.) по сравнению с ценами на их продукцию и тарифами на услуги;

Степень монополизации местных рынков и динамику локальных монополий, допустимые их значения для территории;

Развитие экономики в связи с динамикой уровня жизнеобеспечения населения и показателями устойчивости хозяйственных комплексов регионов разного типа и ранга;

Соблюдение минимальных государственных социальных стандартов, скорректированных с учетом региональных различий и др.

Для того, чтобы концепция управления устойчивостью экономики регионов была реализована на практике, необходима также разработать методические материалы, организовать соответствующую переработку кадров.

Исходя из изложенного, следует констатировать, что эк. система регионов РФ сложилась в ходе длительной эволюции, находится в целом в благоприятных геополитических, инфраструктурных и др. условиях (за исключением отдельных регионов: Калининградская область, Чеченская республика и др.).

Регулирование устойчивости и экономики региона в пределах полномочий и ответственности субъекта федерации м.б. обеспечено только при целостном подходе, на основе тесного взаимодействия со структурами Федерального Центра как собственниками большей части ОФ, находящихся в регионах.

Устойчивое развитие регионов будет в значительной мере зависеть от качества управленческих решений, принимаемых в Центре и касающихся эл/энергетики, машиностроения, химического сектора, аграрной сферы.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

1. Торгово-складские зоны.

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это - беспошлинная торгово - складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности:

  • 1. они создаются для обслуживания мирового рынка;
  • 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные

ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»);

3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны.

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.

Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков. Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.).

3. Зоны свободной торговли.

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

4. Экспортно-производственные зоны.

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

5. Комплексные зоны.

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны.

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов:

  • 1. Научный парк - он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается;
  • 2. Инновационный центр - главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск;
  • 3. Коммерческий парк - коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских институтов.
  • 4. Технологический полюс - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации
  • 5. Технологический округ - эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.
  • 6. Промышленный парк - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не

характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

  • 7. Бизнес-инкубатор - в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.
  • 8. Научно-технический парк - представляет собой территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для жизни работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих

экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире

насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

  • · зоны свободной экономики
  • · зоны содействия инвестициям
  • · зоны совместного предпринимательства
  • · зоны беспошлинного производства
  • · научно-технические зоны
  • · беспошлинные экспортно-промышленные зоны
  • · зоны экономического благоприятствования
  • · зоны беспошлинной торговли
  • · внешнеторговые зоны
  • · зоны беспошлинного промышленного производства
  • · экспортные беспошлинные зоны
  • · экспортные промышленные зоны
  • · банковские и страховые зоны
  • · вольные гавани
  • · открытые города
  • · трансграничные зоны роста
  • · зоны развития импорта
  • · зоны внешней торговли

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);

Налоговых;

Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

Нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны , в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории .

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики , который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон . Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.