Судебная практика сбалансировать бюджет муниципального образования. Муниципальный бюджетный процесс. Меры для оптимизации расходов

Вопрос состояния местных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны. Острота этого вопроса обуславливается тем, что отрасли, обслуживающие население, находятся в тяжелом положении.

Финансовой базой, обеспечивающей местным органам власти выполнение возложенных на них функций, являются местные бюджеты. Именно по каналам этих бюджетов сегодня финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государством на жизнеобеспечение человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культуру, здравоохранение, осуществление социальной политики.

В последние годы, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, нагрузка на местные бюджеты резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы роста доходов.

Это обострило проблемы местных бюджетов. Уровень их собственных доходов снизился. Уменьшается бюджетная обеспеченность социальной сферы и населения. Сумма бюджетных расходов стала меньше размера удовлетворения минимальных бюджетных потребностей. В числе причин этого передача финансирования социальной инфраструктуры на местные бюджеты при неадекватном росте их доходов, а так же возложение на территориальные бюджеты различных социальных выплат населению, предусмотренных федеральными актами, которые не в полном объеме возмещаются из федерального бюджета.

Доходы бюджетов сельских поселений и муниципальных районов преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. Но уже на этапе бюджетного планирования территориальные бюджеты недополучают около 25 % минимально необходимых доходов, которые им следовало бы передать из федерального бюджета в виде трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов. В этих условиях говорить о финансировании не только капитальных вложений и ремонтных работ, но и о нормальном обеспечении текущих расходов социальных объектов не представляется возможным.

Также проблемой, мешающих органам местного самоуправления сбалансировать местные бюджеты является низкая собираемость местных налогов.

Неполному поступлению земельного налога способствуют следующие причины:

В данных, полученных ИФНС из Земельно-кадастровой палаты, не отражаются результаты кадастровой оценки земель поселений.

В ИФНС отсутствуют (утеряны) или требуют уточнения сведения о земельных участках, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на которые оформлялись органами МСУ до 1999 года.

Часть земельных участков не проходит идентификацию в ИФНС из-за наличия расхождений в данных подаваемых Роснедвижимостью и Росрегистрацией и, соответственно, не учитывается как объект налогообложения.

Часть земельных участков прошла межевание и была занесена в кадастр. Однако в едином государственном реестре прав (ЕГРП), который ведет Росрегистрация, в силу различных причин сведения о них не попали, т.к. регистрация прав - дело добровольное. Далее, ограничителем выступает технологический регламент ФНС, согласно которому земельный участок не учитывается как объект налогообложения, если нет подтвержденных сведений о собственнике из Росрегистрации.

Отсутствует учет объектов налогообложения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности пайщиков сельскохозяйственных предприятий.

Размеры учитываемого землепользования по данным из единого государственного реестра земли (ЕГРЗ) Роснедвижимости меньше фактического использования земельных участков, определяемого по данным муниципального учета (похозяйственного) в администрациях муниципальных образований.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении налога на имущество физических лиц. Причины, приведшие к такой ситуации:

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц сформирована на основании сведений, представляемых органами технической инвентаризации начиная с 1992 года, но значительная часть недвижимого имущества введена в эксплуатацию ранее и частично отсутствует в учете.

За 18-летний период большое количество зданий, строений и сооружений возведено вновь или перестроено. Значительная часть не введена в эксплуатацию и не поставлена на учет в органах технической инвентаризации, несмотря на то, что объекты эксплуатируются.

Как правило, переоценка инвентаризационной стоимости производится формально на основании коэффициентов без учета реального состояния объекта.

Налог на доходы физических лиц также поступает в гораздо меньших объемах, по сравнению с возможным уровнем. Для подавляющего большинства сельских поселений основным источником поступления налога на доходы физических лиц являются сельхозпредприятия, большинство из которых являются убыточными и имеют задолженность по заработной плате. Другой проблемой является широкое применение «конвертной» схемы выплаты заработной платы. Когда официальная заработная плата минимизируется, и налоговой базой для исчисления является МРОТ.

Ситуация по налогу на прибыль организаций во многом схожа с предыдущим налогом, но гораздо серьёзнее. Либеральное законодательство в этой сфере привело к появлению практики минимизации налогооблагаемой прибыли. Расширен состав затрат, относимых на себестоимость, целые институты обучают, как уйти от уплаты налога. Поэтому очень важно, чтобы в данном случае налоговыми органами был установлен жесткий контроль соблюдения законодательства в данной сфере, обеспечивающий объективное формирование налогооблагаемой прибыли. Их необходимо наделить реальными полномочиями для проведения этой работы.

Все это говорит о бесспорной эффективности местных налогов как источника для повышения сбалансированности местных бюджетов. Часть из вышеперечисленных проблем по собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц может быть решена на региональном уровне, и в ряде наших проектов определены конкретные мероприятия по их решению. Но отдельные проблемы нормативного характера требуют консолидированных усилий органов государственной и муниципальной власти на региональном уровне.

СТ 139 БК РФ

1. Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац второй утратил силу.

2. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

3. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.

Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

4. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Заключение соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Комментарий к Ст. 139 Бюджетного кодекса РФ

Ст. 139 Бюджетный кодекс урегулировал основные положения взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено (ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в следующей форме:

Финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования тех минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

Предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

Иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации. Это, например, бюджетные ссуды из бюджета субъекта Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, а также субсидии.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание социально - экономического развития определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов определяются аналогично порядку, действующему для федерального бюджета, т.е. в указанном случае определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникают ситуации, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые расходы. В статье рассмотрены подходы построения сбалансированной бюджетной политики, применяемые в муниципальном образовании «Шулкинское сельское поселение» Оршанского района Республики Марий Эл .

Оксана Владимировна АЙТОВА, консультант финансового отдела муниципального образования «Оршанский муниципальный район» Республики Марий Эл

Небольшие муниципальные образования объединяет ряд проблем, связанных со стопроцентным и качественным выполнением своих полномочий в пределах размеров утвержденного бюджета. И один из камней преткновения - превышение расходной части бюджета над доходной. Бюджет муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» в 2015 году исполнен по доходам в сумме 13,51 миллиона рублей, по расходам - 13,6 миллиона рублей. То есть исполнение бюджета произошло с дефицитом в 93 тысячи рублей. Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета муниципального образования является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета. Таким образом, бюджет муниципального образования за 2015 год удалось сбалансировать.

Меры для роста доходов

Доходная часть бюджета Шулкинского сельского поселения формируется главным образом за счет безвозмездных поступлений, составляющих 88% от общего объема доходов, а 12% остается на долю налоговых и неналоговых доходов.

Доходы от налогов, установленных на местном уровне, составляют 33%, в том числе: от налога на землю - 24%, от налога на имущество физических лиц - 9%.

Безусловно, местное самоуправление должно самостоятельно прикладывать максимум усилий для выявления внутренних резервов оптимизации расходов и увеличения доходов. В нашем поселении применяется ряд мер, направленных на увеличение доходной части бюджета. Особое внимание уделяется основным бюджетообразующим налоговым доходам - НДФЛ, земельному налогу и налогу на имущество.

В части увеличения поступлений налога от физических лиц в муниципальном образовании проводится работа по выведению из тени тех граждан трудоспособного возраста, которые скрывают свои доходы, с дальнейшей постановкой их на налоговый учет. Ожидаемым результатом от данного мероприятия по итогам работы за 2017 год будет дополнительное поступление НДФЛ в доход бюджета различных уровней в размере 180 тысяч рублей, в том числе в бюджет муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» - 18 тысяч рублей. Кроме того, ожидаемый размер перечислений за 2017 год в фонд социального страхования и пенсионный фонд - 410 тысяч рублей.

Также проводится контроль за уровнем минимального размера оплаты труда работников, занятых на работах у частных предпринимателей, - до 9,25 тысячи рублей. Дополнительные поступления налога на доходы физических лиц за 2017 год от этого направления в бюджеты различных уровней прогнозируются в размере 11 тысяч рублей, в том числе в бюджет муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» - 1,1 тысячи рублей, дополнительные перечисления в фонд социального страхования и пенсионный фонд - 26 тысяч рублей.

Для увеличения поступлений по земельному налогу и налогу на имущество проводится:

инвентаризация объектов и субъектов налогообложения земельного налога и налога на имущество физических лиц;

работа по выявлению незарегистрированных в установленном порядке объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам;

документальное оформление и постановка на кадастровый учет брошенных земельных участков и неиспользуемых земельных долей, их регистрация в собственность муниципального образования.

Анализируя эффективность вышеуказанных мероприятий, можно сделать вывод: количество земельных участков, по которым планируется предъявить земельный налог к уплате в 2017 году, увеличится на пять единиц, сумма земельного налога возрастет на 1,5 тысячи рублей, станет больше (на шесть единиц) и количество строений, помещений и сооружений, налог на имущество по которым составит 1,2 тысячи рублей.

Всего от вышеуказанных мероприятий в текущем году прогнозируется увеличение поступлений налоговых доходов в доход бюджета различных уровней в сумме 191 тысяча рублей, в том числе в бюджет муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» - 22 тысячи рублей. Кроме того, ожидаемый размер перечислений за 2017 год в фонд социального страхования и пенсионный фонд - 436 тысяч рублей.

Меры для оптимизации расходов

В направлении сокращения расходной части бюджета на территории муниципального образования «Шулкинское сельское поселение» с января 2016 года проводится работа по реализации проекта «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании». Объектом реализации данного проекта выбрали линии электропередачи протяжен­ностью 40,78 километра.

За январь - февраль 2016 года заменено 128 ламп ДРЛ‑250 Вт на светодиодные лампы. Экономия средств, направленных на уличное освещение, не заставила себя ждать и дала отличные результаты - 197 тысяч рублей за март - декабрь 2016 года, что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года (рисунок ).

Прогнозируемый эффект энергосбережения за 2017 год - 110,2 киловатт, экономия бюджетных средств - 576 тысяч рублей.

Учитывая, что в современных реалиях муниципалитетам недостаточно имеющихся доходных источников для верстки бездефицитного бюджета, считаем, что для достижения сбалансированности бюджетной политики муниципалитетов на федеральном уровне необходимо:

1) рассмотреть возможность уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, так как основные социальные услуги граждане получают по месту жительства (образование, здравоохранение, благоустройство и др.);

2) оставлять на муниципальном уровне налоговые поступления от малого и среднего бизнеса, работающего по упрощенной налоговой системе;

3) разработать упрощенный порядок постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и земельных участков с учетом использования возможностей картографии, аэрографии и космических спутников;

4) разработать механизм принуждения владельцев недвижимого имущества (включая объекты, которые длительное время числятся в незавершенном строительстве) к постановке на кадастровый учет объектов недвижимости и земельных участков;

1 Статья подготовлена на основе работы «Подходы построения сбалансированной бюджетной политики на примере муниципального образования „Шулкинское сельское поселение“», которая заняла 3-е место на Четвертом Всероссийском конкурсе Союза финансистов России «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» в 2016 году.

Гл. редактор журнала «Практика муниципального управления» Татьяна Калинина приняла участие в заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации «Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Оптимизация расходных обязательств: совершенствование управления бюджетными расходами, повышение прозрачности и открытости местных бюджетов».

Гл. редактор журнала «Практика муниципального управления » Татьяна Калинина приняла участие в заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации «Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований . Оптимизация расходных обязательств: совершенствование управления бюджетными расходами, повышение прозрачности и открытости местных бюджетов».

Парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, местного самоуправления , общественных организаций обсудили проблемы оптимизации расходных обязательств местных бюджетов.

Открыл заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он подчеркнул не просто актуальность, а сверхактуальность представленной на обсуждение темы. Не случайно, по его словам, глава государства в Послании Федеральному Собранию в ноябре минувшего года отметил необходимость подготовить Правительству предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Глава палаты российского парламента напомнил, что обеспечение соответствия доходов бюджетов их расходам было одной из основных целей реформы местной власти в 2003 году. Однако этой цели до сих пор достичь не удалось, констатировал он. В настоящее время, сказал С.Миронов, местные бюджеты формируются главным образом за счёт трансфертов - их доля в доходной части бюджетов, по данным Счетной палаты, составляет почти 60 процентов.

Как подчеркнул Председатель Совета Федерации , доля доходов местных бюджетов от местных налогов мизерна. Так, в среднем доходы от налога на землю составляют 3-4 процента объёма местных бюджетов, заявил он, а от налога на имущество физических лиц – около полупроцента.

Большинство экспертов оценивают состояние местных бюджетов как кризисное, заявил глава палаты российского парламента.

Совершенствование межбюджетных отношений между уровнями власти, продолжал С.Миронов, уже многие годы является приоритетным направлением деятельности Совета Федерации. К числу приоритетов он отнес разработку эффективных мер по сокращению значительных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, уменьшение дисбаланса в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципалитетов, а также ликвидацию несоответствия бюджетов объёмам расходных обязательств.

Решение проблем сбалансированности местных бюджетов, по мнению Председателя СФ, требует комплексного подхода. Задача сложная в практическом исполнении, подчеркнул он, но к её решению надо приступать. «Уверен, - заявил С .Миронов, - что без поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы не обойтись. Мы надеемся на изменение позиции Министерства финансов по этому вопросу».

Глава Совета Федерации обратил внимание на то, что и международные обязательства нашей страны требуют приведения доходов местных бюджетов в соответствие их расходам. Прямое указание на это, по его словам, содержится в Европейской хартии местного самоуправления. «Мы обязаны выполнять это требование», - подчеркнул С.Миронов. Принципы бюджетной автономии местных властей подробно раскрыты в рекомендациях Кабинета министров странам-членам Совета Европы, принятых в 2005 году; и им также целесообразно следовать, добавил он.

Председатель Совета Федерации обратил внимание на то, что палата российского парламента многократно обращалась к этой проблеме. «Достаточно упомянуть ежегодные предложения палаты по формированию федерального бюджета », - сказал он. Конкретные предложения, по его словам, содержатся и в рекомендациях парламентских слушаний, «круглых столов», рабочих заседаний комитетов и комиссий, в том числе проведенных в регионах. С.Миронов напомнил некоторые из рекомендаций: собственные доходы местных бюджетов должны быть увеличены за счёт дополнительных налоговых источников; к местным налогам необходимо отнести налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения. Прорывом во всей бюджетной политике государства, указал Председатель СФ, было бы закрепление части налога на прибыль за местными бюджетами. «Знаю, - заявил он, - что такое решение может привести к резкой дифференциации их доходов. Но в законодательстве есть и применяется на практике институт отрицательных трансфертов. Думаю, что использование этого института для изъятия части налоговых доходов у «высокодоходных» муниципалитетов в пользу бюджета субъекта Федерации, позволит сгладить эти различия».

Председатель палаты российского парламента обратил внимание на необходимость принятия и других законодательных мер, которые будут способствовать решению проблемы. В их числе, в частности, совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих безусловную компенсацию уменьшения налоговых доходов местных бюджетов в результате решений, принимаемых на федеральном уровне; упрощение процедур оформления земельных участков и имущества в собственность; введение механизма зачисления налога на доходы физических лиц по месту проживания, а не работы. «Эти меры, - по убеждению С.Миронова, - позволили бы увеличить поступления в муниципальную казну».

Председатель СФ остановился на вопросах, которые, по его мнению, должны решить и сами органы местного самоуправления. Местное самоуправление, заметил С.Миронов, должно приложить усилия для выявления внутренних резервов оптимизации расходов и увеличения доходов. Возможностью для этого, по его словам, могут стать инвентаризация и оптимизация расходных обязательств, совершенствование работы с муниципальным заказом, а также оценка обоснованности и эффективности предоставления льгот по уплате местных налогов.

Глава Совета Федерации подчеркнул особую значимость формирования контрольных органов муниципальных образований. Контроль в бюджетной сфере, заявил он, – это важнейшее звено в обеспечении публичности и прозрачности деятельности местного самоуправления. Эффективным механизмом контроля, по его словам, является неформальная организация публичных слушаний по бюджету, которые сейчас во многих муниципальных образованиях проводятся только «для галочки». Нет реального обсуждения населением основных направлений планируемых расходов, отметил С.Миронов .

С докладом на заседании выступил заместитель Министра финансов РФ Антон Силуанов. Содоклады Совету представили заместитель руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Юрий Акиньшин и заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова. В дискуссии приняли участие члены Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации.

Материалы по этой тематике найдут отражение на страницах «Практики местного самоуправления ».

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.