Проблема обеспечения жильем военнослужащих. Проблема обеспечения жильем молодых семей. Срок предоставления квартиры военному

Одной из острых проблем в практике предоставления помещений нуждающимся гражданам является обеспечение жильем детей - сирот.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещенийГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.03.2015). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учрежденияхФедеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25.11.2014). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана.. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

В случае выявления определенных обстоятельств содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз Попов С.Н., Мишунина А.А. Об особенностях реализации государственной жилищной политики в России на современном этапе // Власть. - 2009. - №11. - С. 112-114..

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, оставшимися без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Приведем пример судебной практики.

Семенов Р.Г. обратился в Балезинский районный суд с иском к Отделу по делам семьи и охраны прав детства Муниципального образования «Балезинский район» о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на предоставление жилого помещения. Исковое заявление обосновано тем, что в начале ДД.ММ.ГГГГ из средств массовой информации узнал, что органы опеки и попечительства обязаны истцу, как сироте, предоставить жилье или денежную компенсацию для приобретения или строительства жилья собственными силами. Узнав данную информацию, обратился в органы опеки и попечительства г. Глазова. В ДД.ММ.ГГГГ из Министерства образования УР пришло письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что в учетном деле истца, как сироты, заявление о предоставлении жилого помещения, а также сведения о нуждаемости в жилом помещении отсутствуют. Истец не обладает специальными юридическими знаниями, а органы опеки и попечительства МО «Балезинский район» не разъяснили, что истец обладает вышеназванным правом, опекуны тоже не знали данной информации. В настоящее время истец остро нуждается в жилье, у него растет несовершеннолетний ребенок. Просит восстановить срок на подачу заявления о предоставлении жилого помещения детям - сиротам на основании ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года. Суд требования удовлетворил Решение Глазовского районного суда (Удмуртская Республика) № 2-297/2015 от 28 января 2015 г. - Режим доступа: http://sudact.ru/. - Загл. с экрана..

Самая актуальная проблема - это обеспечение жильём детей-сирот, которые покинули детские дома и сами стали родителями в некоторых случаях. Благодаря тому, что региональный бюджет выделяет большое количество средств, приобретается жильё и, естественно, эта тема обсуждается, появляются новые люди, которые были ущемлены в правах - в своё время не поставлены на учёт или на очередь, либо они не знали, что надо встать в очередьКундалев-Лычковский Е.В. Надзор за исполнением законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законность. - 2013. - N 7. - С. 22 - 24..

Заявителями являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 16 лет, законные представители, их законные представители, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Для получения услуги необходимо подать заявление с приложением необходимых документов в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска непосредственно заявителем (при достижении им 16 лет) либо законным представителем заявителя. В результате предоставления муниципальной услуги заявителю выдают решение о постановке на учет для получения жилого помещения (или об отказе в принятии на учет)Постановление Администрации г. Ижевска УР от 27.01. 2012 г. № 74 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

На сегодняшний день в Удмуртии 6773 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1282 находятся в учреждениях для детей-сирот. У 946 наступило право на получение жилья.На обеспечение жильем в 2014 году бюджетом было предусмотрено почти 192 миллиона рублей. Еще свыше 88 миллионов рублей выделено из федерального бюджета. На 1 января этого года приобретено 205 жилых помещений для 218 детей-сиротОтчет о деятельности за 2014 год // Официальный сайт Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве УР. - Режим доступа:http://semya.udmurt.ru/. - Загл. с экрана..

По новой системе предоставления жилья, сироте на 5 лет предоставляется квартира на условиях социального найма. Если за это время он не успел социализироваться (болел, не нашел работу), срок продлевается еще на пять лет. Все это время выпускник детдома платит только за коммунальные услуги. Далее жилье передается в пользование. Через 5 лет, когда ребенок получит образование, возможно женится, он может продать жилье и распоряжаться им дальше так, как хочет. В случае, если у выпускника детдома есть проблемы с трудоустройством, социальной реабилитацией или правопорядком, действие договора найма может быть продлено еще на пять летТарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительстве: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 4. - С. 50 - 53.

Мы считаем, что поправка в закон была внесена правильно. Совершенно справедливо приведено, то, что дети выходят из приюта совершенно неадаптированные к взрослой жизни, не понимают, какую ценность это жильё представляет, и становились жертвами мошенничества, когда квартиру или дом у них выкупали, предоставляя либо небольшую сумму денег, либо жильё, которое несравнимо с тем, которое ему давали. Поэтому вот этот срок пять лет, нужен чтобы он понял, что в будущем будет его собственность, чтобы почувствовал себя хозяином в нём. И опять же защитить его права и интересы, чтобы сирота не остался бездомным.Кроме того, теперь дети старше 23 лет, которые до сих пор не смогли реализовать свое право на жилье, могут стоять в очереди на приобретение, пока не получат его.

Несмотря на проводимую работу проблемы с обеспечением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остаются. Сразу пять совершеннолетних ребят, имеющих статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратились за помощью в правозащитный центр. Все они в разное время подали заявления в Администрации городов и районов, в которых проживают, с просьбой предоставить им жилье во внеочередном порядке. В пресс-службе правозащитного центра рассказали, что представители Администраций действовали как под копирку, вручив каждому решение о постановке в очередь на жилье, мотивировав это тем, что в данный момент предоставить его они, не имеют возможности, а также, что вопрос будет решаться по мере поступления средств на эти цели. Между тем, согласно действующему законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имею право на внеочередное получение жилья, соответственно, ни о какой постановке на учет не может быть и речи. Правозащитники обратятся в республиканскую прокуратуру с просьбой защитить права детей-сиротВоронович С.О. Социально-экономические особенности развития рынка жилой недвижимости в России // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №4. - С. 76-78..

Кроме того, как отмечают в министерстве, в последнее время сироты стали активно обращаться в суды по вопросам предоставления жилья. Только за прошлый год в Удмуртии было 162 подобных судебных решений. В настоящее время в судах рассматривается еще 483 аналогичных делаНовости Удмуртии. - Режим доступа: http://udmurtia.tv/taxonomy/term/539/0. - Загл. с экрана..

Для выделения жилья детям сиротам планируется создать специализированный жилой фонд. Большой акцент в этом вопросе Удмуртия делает на строительство жилья, поскольку прежняя практика, предполагавшая выделение денег муниципалитетам для приобретения жилья, порождала большое количество злоупотреблений. Опыт по строительству жилья для сирот уже реализуется в Ижевске в Ленинском районе - это строительство отдельных многоквартирных домов. Минимальная жилая площадь, на которую может претендовать нуждающийся сирота, составляет 18 кв. метров, максимальная - 36 метров. Минстрой Удмуртии в настоящее время занимается разработкой проекта отдельной квартиры для специализированного жилого фонда (её площадь, ориентировочно, составит 24 кв. м.), а также проекта отдельного сельского дома.

В Удмуртии работа по строительству собственного жилого фонда началась еще в прошлом году. Дома возводят в Ижевске, Можге, Вавожском, Воткинском, Селтинском, Юкаменском и Игринском районах. В настоящее время сдано 51 жилое помещениеГородилова Е. Газетная рубрика: Удмуртская Республика. - Режим доступа: http://izhevsk.mk.ru/article/2013/02/27/818791-pravo-na-zhile.html. - Загл. с экрана. .

Однако этого количества не хватает, а по приобретению жилья на вторичном рынке у муниципальных образований возникают определенные проблемы. Для их решения возможны пути решения, а именно: необходимо разработать оптимальные проекты по строительству новых домов для сирот, а также рассмотреть возможность реконструкции имеющихся зданий (брошенных, недостроенных зданий, свободных жилых помещений) под дома для детей-сиротГарипова З.Л. Роль государства в повышении жилищных стандартов населения через обеспечение доступности жилья // СИСП. - 2012. - №1. - С. 82-84..

Президент Удмуртии отметил, что в регионе довольно много домов, пригодных для проживания при условии проведения в них капремонта. В качестве примера он привел двухэтажный трехподъездный дом на 24 квартиры в Можгинском районе. В настоящее время он стоит без окон, но провести ремонт будет гораздо дешевле, чем строить новый дом. И такие здания есть практически в каждом районе.

Мы считаем для того, чтобы решить данную проблему, необходима разработка и принятие Республиканской целевой программы по ремонту и переводу ветхого жилья в фонд поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация указанной программы позволит обеспечить жильем большее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейАймалетдинов Т.А. Представления россиян об ипотеке как о способе улучшить жилищные условия // Мониторинг. - 2013. - №3. - С. 115..

В рамках программы Администрации муниципальных районов будут предоставлять сведения о жилье пригодных для проживания, какого ремонта требует жилое помещение, количество предполагаемых мест.

В соответствии с Законом об образовании четко определено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются в учреждения вне конкурсаЗакон Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. № 2 - РЗ (ред. от 04.02.2015) «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

Несмотря на общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, дети - сироты, не имеющие закрепленного жилья, вынуждены выбирать только те профессиональные училища, у которых есть общежития. Следовательно, если у профессионального училища нет общежития, то оно должно предоставить жилую площадь абитуриенту.

В последние годы все чаще возникают ситуации, когда учреждения профобразования отказывают в праве на обучение сиротам из-за того, что данная категория детей трудная, не законопослушная, склонная к антиобщественным действиям, слабо мотивированная на обучение.

При приеме в профессиональное училище - личное дело ребенка-сироты по завершении пребывания в организации для детей-сирот направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (учебы).

Орган опеки и попечительства по новому месту жительства не позднее дня, следующего за днем получения личного дела, обязан поставить подопечного на учет в установленном порядке. В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования иногородним абитуриентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное питание с момента их прибытия в учебное заведение и до зачисления на учебуПостановление Правительства РФ от 18.05. 2009 г. № 423 (ред. от 14.02.2013) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

В реальной жизни директора детских домов привозят детей в профессиональные учреждения 30-31 августа, однако к 15 сентября дети, не будучи зачислены - (нет приказа по учреждению) испытывая негативное, порой некорректное отношение педагогического персонала или под воздействием психологического давления, самовольно покидают учреждение, и социальные педагоги профессиональных учреждений, не знают, где находятся дети и несвоевременно информируют об этом органы опеки, не заявляют в розыск, а ставят перед фактом директора детского дома об отсутствии ребенка в профессиональном учрежденииНикитенко Е.В. Анализ уровня доступности жилья // ИВД. - 2012. - № 41. - С. 42-45..

Ежегодно из стен детских домов выпускается достаточно большое количество детей-сирот. Анализ показывает, что практически все выпускники детских домов поступают в учреждения профессионального образования. В 2012 году доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования, составила 98,0% от общего числа выпускников.

В судебной практике есть примеры обращения детей-сирот в суд с целью защиты своего права на жилье.

Например, Норсеев П.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения в пределах населенного пункта <адрес>, соответствующее установленным требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что истец является <данные изъяты>. Истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет для получения жилья 13.10.2010 г. За Норсеевым П.М. сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое постановлением администрации МО «<адрес>» от 12.10.2010 г. <номер> признано непригодным для проживания. Какого-либо имущества на праве собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика, вместе с тем жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

В судебном заседании истец Норсеев П.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В письменных возражениях представитель ответчика иск не признала, указала, что Законом УР №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Истец был включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении истцу жилого помещения, срок принятия решения о предоставлении жилого помещения законом не установлен, указанный жилищный фонд в Удмуртской Республике на сегодняшний день находится в стадии формированияУскова Т.В., Гордина О.Н. Пути решения жилищной проблемы в регионе // Проблемы развития территории. - 2010. - №4. - С. 75-78..

Исследовав материалы дела, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) № 2-1619/2015 от 19 февраля 2015 г. - Режим доступа: http://sudact.ru/. - Загл. с экрана..

В Удмуртской Республике проведены следующие мероприятия по организации постинтернатного сопровождения. Созданы:

электронная база данных о выпускниках образовательных учреждений для детей-сирот;

социальная гостиница;

программы социальной адаптации в образовательных учреждениях для детей-сирот.

Планируется создание Центра постинтернатного сопровождения..

В 2011 году Министерством образования и науки Удмуртской Республики создана региональная электронная база данных о выпускниках образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит: личные сведения ребенка-сироты, сведения о первичном месте выявления ребенка, нахождении его в учреждении для детей-сирот, сведения о родителях, наличии инвалидности, информацию о жилье, устройстве на дальнейшую учебу, устройстве на работу, данные о правонарушениях.

В 2011 году в рамках реализации Программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы, (подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»), Муниципальному образованию «Город Ижевск» направлены финансовые средства для создания и открытия на базе ОО Центр поддержки женских инициатив «Теплый дом» социальной гостиницы для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, до их поступления в учреждения профессионального образования или выделения собственного жилья Ерыпалова Е.С. Перспективы использования в российских условиях зарубежного опыта организации землепользования и реализации жилищных программ // Известия ИГЭА. - 2009. - №6. - С. 41-43..

Таким образом, можно сделать вывод, что количества жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хватает, а по приобретению его на вторичном рынке у муниципальных образований возникают определенные проблемы. Для их решения возможны пути решения, а именно: необходимо разработать оптимальные проекты по строительству новых домов для сирот, а также рассмотреть возможность реконструкции имеющихся зданий (брошенных, недостроенных зданий, свободных жилых помещений) под дома для детей-сирот.

Укажем несколько примеров таких взаимосвязей: прямое применение общих норм ГК РФ о сделках и о договорах к разделу наследства (п. 2 п. 1 ст. 1165 ГК РФ). Субсидиарное применение общих норм ГК РФ

Казалось бы, решение проблемы обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, жильем лежит на поверхности: строй больше и заселяй. Однако реалии жизни сложнее и суровее. Проблем, как организационных, так и правовых, много. Рассмотрение начнем с правовых проблем.

1. Первое, на чем хотелось бы остановиться, это современное понятие права на жилище. Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, определенных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.

С принятием ЖК РФ окончательно развеялись мифы относительно "благотворительной функции" Российского государства. Если по Конституции СССР 1977 г. каждому гарантировалось право на жилище, что в первую очередь подразумевало обеспечение бесплатной жилплощадью советских граждан, а уж потом (в качестве не основной формы) возможность самостоятельного обеспечения жилплощадью за счет участия в кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве. Указанный подход породил иждивенческие настроения практически у всего советского населения, поскольку в сознание людей прочно вошла мысль об обязанности государства обеспечить их жильем, при этом без какой-либо адекватной отдачи с их стороны. Результат оказался общеизвестен - жилищная проблема стала одной из ключевых проблем нашего государства.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) также провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. В то же время следует обратить внимание на смещенные акценты в его понимании по сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1977 г.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Чтобы активизировать население, необходимо было отойти от иждивенчества и сказать всем, и это правильно, что только малоимущих будет государство обеспечивать социальным жильем, для остальных оно создаст определенные условия, чтобы они самостоятельно или в доле с государством решали индивидуальные жилищные проблемы.

И адекватно было всеми воспринято, что военнослужащие относятся к той категории иных граждан (в терминологии ст. 40 Конституции Российской Федерации), которым государство гарантирует бесплатное предоставление жилых помещений в силу их особого функционального предназначения. Федеральный закон N 122-ФЗ окончательно рассеял какие-либо иллюзии у всего населения нашего государства (в том числе в жилищной сфере), и прежде всего у военнослужащих, поскольку именно эта категория еще до принятий ЖК РФ была лишена права на бесплатное получение жилья по договору социального найма.

Таким образом, на сегодняшний день право военнослужащих на жилище от его понимания как права на получение постоянной жилой площади (жилого помещения), как обязательного условия обеспечения их достойного жизненного уровня заменено в законодательстве возможностью получения служебного (временного) жилого помещения или жилого помещения, приобретаемого с помощью государства при использовании денежных средств военнослужащих, т.е. военнослужащий должен сам зарабатывать себе на квартиру. Однако проблема заключается в том, что постепенный переход от предоставления постоянного жилья для военнослужащих в натуральной форме (в виде квартиры по социальному найму) к его денежному эквиваленту (выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих) не связан с ростом денежного довольствия военнослужащих - единственного легального источника формирования собственных денежных средств военнослужащих, которые могут быть использованы для приобретения жилья. Таким образом, государство, сняв с себя в одностороннем порядке обязательства по жилищному обеспечению военнослужащих, опять подталкивает военнослужащих искать иные источники дохода для того, чтобы себя обеспечить жильем. А разве это совместимо с военной службой?

Итак, с 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который внес существенные изменения в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регулирующую жилищные права военнослужащих, а с 1 марта 2005 г., как уже говорилось, введен в действие ЖК РФ. С принятием и вступлением в силу указанных законодательных актов как отдельные институты жилищного права и законодательства в целом, так и система жилищного обеспечения военнослужащих претерпели существенные изменения, что породило целый ряд организационных и правовых проблем, на анализе которых остановимся ниже.

2. С 1 января 2005 г. военнослужащие перестали относиться к тем категориям граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений по договору социального найма, за исключением лиц, ранее принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, например государственные служащие и другие лица, указанные в законе.

В качестве правосубъектной предпосылки для реализации права на получение жилья в ЖК РФ указывается размер доходов на одного человека. Эта предпосылка в качестве обязательной не подлежит применению в отношении военнослужащих, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, поскольку в силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно жилище предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Таким законом в отношении военнослужащих являлся Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).

В чем заключаются проблемы изменения форм жилищного обеспечения военнослужащих?

Во-первых, не все категории военнослужащих оказались охваченными теми или иными возможными и доступными формами жилищного обеспечения. Так, военнослужащие, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., продолжают оставаться таковыми до получения жилых помещений по договору социального найма. Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения после 1 января 2005 г. или поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и принимают участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, которая предполагает по истечении установленного срока приобретение жилья в собственность. Однако действующие законодательные акты не устанавливают механизма жилищного обеспечения военнослужащих, которые не относятся к указанным категориям, но в процессе службы стали нуждаться в жилых помещениях в силу определенных жизненных обстоятельств. Например, это те, кто имеет жилье, но постепенно оно в силу увеличения состава семьи становится недостаточным (состав семьи был 3 человека, а через несколько лет - 5 человек). Ранее такой военнослужащий в очереди не стоял, так как был обеспечен жильем, а потом возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Денег, естественно, на приобретение нового жилья не хватает, права на служебную жилплощадь этот военнослужащий не имеет.

Указанный пробел в законодательстве должен быть ликвидирован, поскольку уровень доходов не позволяет военнослужащим в настоящее время самостоятельно решить свои жилищные проблемы, участвуя, например, в кооперативном или долевом строительстве.

Несогласованность отдельных институтов военного законодательства между собой уже стала "притчей во языцех". Не является исключением и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которая ни слова не говорит о такой новой форме жилищного обеспечения военнослужащих, как накопительно-ипотечная система, т.е. не содержит даже бланкетной нормы, отсылающей к Федеральному закону "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Можно ли с помощью указанной формы решить проблему жилищного обеспечения военнослужащих в отдаленном будущем? На сегодняшний день ответ однозначно отрицательный. Если годовой взнос государства, как следует из официальных источников, будет составлять 1 тыс. долл. в год (за 20 лет примерно 20 тыс. долл.), в каком населенном пункте за эти деньги что-либо можно приобрести? В населенных пунктах, отдаленных от промышленных центров, куда добраться можно лишь на вертолете, за эти деньги можно приобрести шикарные апартаменты или их построить.

В расчет суммы ежегодного взноса должен быть заложен критерий возможности приобретения стандартной жилой площади в промышленно развитых населенных пунктах. А этого в настоящее время нет. Сегодняшние курсанты понимают, что служебной жилплощадью их могут обеспечить разве что в отдаленном населенном пункте, а по окончании службы они жилья иметь не будут.

2. ЖК РФ устанавливает два критерия дифференциации жилищных фондов: по формам собственности и по целям использования (ст. 19).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

1) на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) на государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) на муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

1) на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) на индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Из каких жилищных фондов удовлетворяются потребности в жилищном обеспечении военнослужащих и членов их семей? В соответствии с ранее действовавшей редакцией Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставлялись за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 1 ст. 15). В редакции названного Закона с 1 января 2005 г. указание на виды жилищных фондов отсутствует, в то же время по смыслу Закона и ЖК РФ обеспечение жильем будет осуществляться только за счет жилищного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно ст. 7 которого государственный жилищный фонд подразделялся на две части:

1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

Ведомственный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу, образуется из жилых помещений, поступающих от жилищного строительства, переоборудования нежилых помещений в жилые и приобретаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В основном к нему относится жилищный фонд в военных городках. Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Согласно ЖК РФ указанные жилые помещения относятся к жилищному фонду Российской Федерации. Следовательно, говорить о наличии ведомственного жилищного фонда можно условно, понимая при этом, прежде всего, совокупность служебных жилых помещений, находящихся в ведении того или иного ведомства (Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и др.), предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих данного ведомства и членов их семей.

Сняв с органов государственной власти и местного самоуправления обязанность по участию в жилищном обеспечении военнослужащих, как, впрочем, и иных федеральных государственных служащих, законодатель не предусмотрел механизма возложения обязанности на указанные органы по предоставлению земельных участков для жилищного строительства для военнослужащих, чем в очередной раз породил "псевдозаконные" действия местных властей, направленные на отказ в их предоставлении. Возникает вопрос: на чем собственно строить жилье для военнослужащих, в том числе служебное? Необходимо в кратчайшие сроки законодательно определить механизм предоставления земельных участков для указанных целей, поскольку они производны от общегосударственных задач в области обороны и безопасности.

Что должно происходить со служебным жилым помещением при переводе военнослужащего из одного федерального ведомства (в котором оно было ему предоставлено) в другое (в котором он также имеет право на обеспечение служебными жилыми помещениями)? Поскольку обеспечение служебными жилыми помещениями должно осуществляться за счет жилищного фонда Российской Федерации, законодательством может быть предусмотрен двоякий механизм: 1) военнослужащий будет продолжать занимать ранее предоставленное жилое помещение с передачей его в ведение другого федерального органа исполнительной власти; 2) военнослужащий будет продолжать занимать ранее предоставленное жилое помещение до предоставления другого федеральным органом исполнительной власти, в котором он будет продолжать службу. В любом случае он не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

В то же время при увольнении военнослужащего с военной службы и утрате им права на обеспечение служебным жилым помещением за счет жилищного фонда Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения с ним расторгается, что является основанием для его выселения без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 103 ЖК РФ.

3. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Однако предоставление жилых помещений будет осуществляться в порядке, установленном ЖК РФ, а не ЖК РСФСР, т. е. не сохраняется прежний порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Вводного закона).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от ранее действовавшего порядка исключается положение об обязательности предоставления благоустроенного жилого помещения применительно к условиям данного населенного пункта и его соответствии установленным санитарным и техническим требованиям. В то же время после введения в действие ЖК РФ будут продолжать действовать Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335. Согласно п. 42 Правил предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Указанная "забывчивость" законодателя вряд ли оправданна, если вспомнить о характере нашего государства согласно Конституции Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

4. По ЖК РФ с лицами, которым предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма.

По нашему мнению, как договор найма служебного жилого помещения (ст. 94 ЖК РФ), так и жилищный договор, заключаемый с военнослужащим, являются разновидностями договора социального найма, что обусловливает применение некоторых норм ЖК РФ, регулирующих порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. В частности, речь идет о предоставлении их в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной службы (т.е. в течение длительного периода времени), постольку они должны предоставляться в порядке очереди. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность обеспечения служебными жилыми помещениями лиц, нуждаемость в жилых помещениях которых возникла после 1 января 2005 г. и которые отвечают критериям предоставления жилых помещений по договору социального найма (включая уровень доходов).

5. Вводный закон предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся оснований принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой вывод следует из анализа ст. 5 указанного Закона, в соответствии с которой к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (такой случай касается порядка предоставления жилых помещений). Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР, несмотря на то, что Вводным законом он признается утратившим силу.

Жилые помещения предоставляются гражданам, ранее относившимся к категории лиц, "нуждающихся в улучшении жилищных условий". К ним относятся две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения, например, чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто переезжает из одного жилого помещения в другое, большего размера и т.д.). По новому жилищному законодательству они именуются "лицами, нуждающимися в жилых помещениях".

Как следует из п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим не гарантировано, как ранее, предоставление жилых помещений в льготном порядке, т.е. в трехмесячный срок за счет государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В настоящее время предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам и членам их семей будет производиться в порядке общей очередности.

6. Военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, снимаются с учета при получении помещений по установленным нормам.

Жилые помещения предоставляются лишь лицам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, и только в порядке очередности. Единственный критерий в определении очередности - время принятия на учет (по дате решения о постановке на учет).

В то же время необходимо учитывать, что с введением в действие ЖК РФ отменяется льготный порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кстати, такая редакция ЖК РФ говорит о том, что если гражданин до поступления на военную службу относился к перечисленным категориям граждан, то после увольнения с военной службы он приобретает право на внеочередное предоставление жилых помещений, если он отвечает остальным критериям (по уровню доходов);

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Указанный порядок применяется к отношениям, которые возникли как до, так и после введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 6 Вводного закона). Для лиц, которые ранее введения в действия ЖК РФ были включены в льготные очереди (на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений) не сохраняется прежний порядок, так как прекращается действие ст. 36 ("Первоочередное предоставление жилых помещений") и ст. 37 ("Внеочередное предоставление жилых помещений") ЖК РСФСР. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления. Это правило действует, если иной порядок для лиц, которым предоставляется жилье по договору социального найма, не указан в каком-либо законе, как это предусматривает ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (например, п. 3 ст. 19 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает внеочередной порядок жилищного обеспечения судьи; аналогичная норма п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрена для прокурорских работников).

Дискуссионным остается вопрос о том, подлежит или не подлежит применению ранее установленный порядок, согласно которому граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР). Высказываю свою субъективную точку зрения: прежний порядок может быть сохранен в определенных случаях для лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., поскольку:

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 6 Вводного закона);

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Следовательно, для сохранения внеочередного порядка необходимо, чтобы соблюдались два условия:

1) такой порядок должен быть предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

2) предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Аналогичный вывод можно сделать в отношении первоочередного порядка предоставления жилых помещений.

8. В связи с утратой ордером значения как основания вселения в жилое помещение, предоставленное в жилищном фонде социального использования, по ЖК РФ не подлежит применению сложившаяся судебная практика о признании ордера недействительным и выселении лиц, вселившихся по нему в конкретное жилое помещение. Ранее нарушение очередности предоставления гражданам жилых помещений могло служить основанием для признания ордера недействительным.

ЖК РФ не предусматривает оснований для расторжения договора социального найма в случае нарушения очередности предоставления жилых помещений из фонда социального использования.

Следовательно, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и считающие, что жилое помещение должно быть предоставлено им, обращаться в суд с такими исками не могут, поскольку субъективного гражданского права на указанное в договоре найма жилое помещение они не имеют. ЖК РФ не устанавливает круга лиц, которые могут выступить с иском в таких случаях.

В то же время следует обратить внимание на ст. 11 ЖК РФ, которая регулирует вопросы защиты жилищных прав. Согласно указанной статье защита жилищных прав осуществляется различными способами, в том числе ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также жилищной комиссии воинской части (например, решение о предоставлении конкретного жилого помещения лицу с нарушением порядка очередности), нарушающий жилищные права участников жилищных отношений, может быть признан судом недействительным. В данном случае необходимо подать заявление в суд на неправомерно принятое решение, нарушившее очередность предоставления жилых помещений.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ЖК РФ или другим федеральным законом, например, изменением жилищного правоотношения и др.

Введение

Прогрессивное развитие российского общества невозможно без повышения уровня и качества жизни. Эти показатели являются важнейшими индикаторами развитости региона. Уровень жизни следует рассматривать как степень обеспечения необходимых жизненных потребностей семьи, а качество жизни как особые характеристики этого обеспечения, создающие базу для самодостаточности и нового образа жизни. Важную роль играет такой компонент как жилье: решение жилищного вопроса связано с витальными потребностями, наравне с пищей и отдыхом. В свою очередь улучшение жилищных условий существенно повышает качество жизни, приобретение отсутствующего жилья или улучшение условий усиливает чувство удовлетворенности и комфорта.

Решение жилищной проблемы как направление социальной политики региона

Обеспечение доступным жильем широких слоев населения в последнее время стала одной из самых актуальных в России. Квартира для семьи – проблема, которая является практически постоянной: с течением времени меняются только субъекты ее решения – сначала родители, затем подросшие дети, потом - внуки. Жилищный статус - базовый социальный индикатор семьи, отражающий качество и уровень жизни. Для решения жилищной проблемы в стране с 2005 года реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а в рамках нашего региона – областные целевые программы. Законами Правительства Ульяновской области введены в действие программы на 2006 – 2010 годы: «Обеспечение жильём молодых семей»; «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования»; «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» вошла в федеральную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», что повлекло за собой софинансирование из федерального бюджета. Но общий объем средств, направляемых на реализацию программы по обеспечению жильем молодых семей области, невелик – на 2007г. 9,7 млн. руб. Государственных вложений недостаточно, и соинвесторами должны выступать сами граждане – их сбережения, кредиты.

Но до сих пор жилищный вопрос стоит остро перед 40% семей Ульяновска, а в целом потребности в улучшении жилищных условий испытывают более 60%. Можно предположить, что механизмы практической реализации проекта не работают эффективно на целевые группы населения.

Для проверки этой гипотезы мы провели собственное социологическое исследование «Потребности городских семей в обеспеченности жильем» (2007г., выборка 540 семей в активном трудоспособном возрасте). Цель: построение рейтинга факторов, препятствующих приобретению жилья городскими семьями и реализации областных целевых программ в рамках национального проекта «Доступное жилье – гражданам России». По результатам исследования построен следующий рейтинг факторов риска: 1) невысокий ежемесячный доход почти половины семей, препятствующий регулярным выплатам кредита или ипотеки; 2) психологическая неготовность семей вступать в долговременные кредитные отношения (эту проблему испытывают три четверти семей, каждая 3-ья семья из их числа материально готова к новым экономическим отношениям); 3) низкий уровень информированности о национальном проекте и региональных программах, затрудняющий использование всех возможностей, предлагаемых на федеральном и региональном уровнях для решения жилищного вопроса.

В соответствии с уровнем жизни можно выделить преобладающие типы семей на рынке недвижимости: 1) - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом 4800 рублей в месяц и ниже – 25%; 2) - семьи среднего достатка со среднедушевым доходом от 6400 до 11000 рублей в месяц – 39%. Целевые программы не работают на первый тип семей, так как при таких доходах выплачивать кредит на жилье нереально.

Среди рейтинга причин отказа от кредита на жилье недоверие банковским системам находится на третьем месте после материальных причин и недостатка информации. Если раньше причины отказа от покупки «в долг» носили чисто материальный характер, то сейчас такие условия, как наличие необходимой информации и степень доверия банкам составляют ядро готовности перейти к новым установкам.

В среднем по области хорошо знают о конкретных действиях по реализации целевых программ в рамках национального проекта по жилью 15% жителей; что-то слышали – больше половины; ничего не знают 34% населения. Имеющийся уровень информированности можно охарактеризовать как «фоновый» и «приблизительный» (о чем-то слышали), при котором эффект реального участия широких социальных групп в целевых проектах стремится к нулю.

В результате исследования мы выделили типы городских семей, имеющие потребности в жилье, выступающие в качестве субъекта национального проекта, но располагающие различными социально-экономическими и информационно-психологическими ресурсами.

«Активные» покупатели на рынке недвижимости (24%) – семьи, готовые приобрести жилье (есть потребность), информированные о региональных программах и рыночных механизмах, но которым не хватает стабильного дохода. Среди них лидируют молодые семьи и семьи со взрослыми трудоспособными детьми.

«Потенциальные» покупатели на рынке недвижимости (35%) – семьи, которые в принципе готовы приобрести жилье, но слабо информированы о региональных программах. Среди них оказались семьи с детьми дошкольного/школьного возраста с базовым и средним уровнем жизни.

«Неактивные» участники на рынке недвижимости (41%) – семьи, которые нуждаются в жилье, но не обладают достаточным материальным достатком и не информированы о региональных программах. Среди них преобладают бедные и малообеспеченные семьи, а также семьи из людей зрелого и пенсионного возраста.

Итак, для региональных властей значимыми являются все слои населения, но повышение эффективности реализации специальных программ требует сосредоточения усилий вокруг конкретных типов семей. Городским законодательным и исполнительным органам власти необходимо вырабатывать специальные механизмы работы с конкретными целевыми группами.

Первое: требуются различные схемы ипотеки применительно к особенностям уровня жизни различных городских семей (в Ульяновске есть проект региональной поддержки ипотеки для работников бюджетной сферы, но он пока не реализован). Второе: увеличить целевую аудиторию для получения социального жилья – в среднем по России до 15-20%, в дотационных регионах (в т.ч. Ульяновской области) – на ближайшие пять лет до 20-25%. Третье: довести финансирование подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» из средств федерального бюджета до 40%.; это позволит привлечь к участию в реализации проекта молодые семьи с малыми доходами до 35 лет. Четвертое: внедрить на всех уровнях реализации городских целевых программ проект широкой информационной поддержки; упор делать на такие источники информации как телевидение и специальные справочные издания.

Особенности реализации жилищных гарантий сирот

Жильё по своему месту расположения и по качеству является индикатором имущественного статуса, частной характеристикой благосостояния населения. Вместе с тем, жилище повсеместно рассматривается в качестве одной из самых основных потребностей, удовлетворение которой в отношении социально-уязвимых групп и индивидов происходит чаще всего за счёт средств государственного бюджета. При этом в России задачи обеспечения жильём становятся труднорешаемыми для многих граждан. В особенности, данная проблема актуальна для воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку она проявляется часто, остро и многогранно на протяжении всей жизни.

В рамках социальной непрерывной практики на базе областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мценский детский дом-школа» Орловской области, посредством включенного наблюдения, анализа личных дел воспитанников, обработки статистической информации, использования специальной литературы, нами были изучены некоторые аспекты реализации жилищных гарантий сирот в Орловской области.

В результате исследования нами было выявлено, что небольшой процент сирот, не имеющих жилья, получают его от государства на условиях социального найма. В отдельных случаях эта процедура занимает несколько лет. За большей же частью воспитанников закреплена жилая площадь. Возвращение воспитанника по месту закрепления жилья, в котором проживают родственники, сопровождается деструктивными формами взаимодействия с последними, разочарованиями от уровня благоустройства жилого помещения (т.к. уровень притязаний на наличие развитой инфраструктуры жилья у сирот высок, в некоторых случаях обоснован) и рядом других проблем.

Отсутствие денежных накоплений у сирот является препятствием экономического характера в использовании механизмов рыночной экономики для самостоятельного решения проблем приобретения жилья, улучшения жилищных условий.

Статус некоторых воспитанников и выпускников образовательного учреждения для сирот характеризуется мультибенефициарностью (от англ. beneficiary – получатель, выгоды, от лат. multus - многочисленный) - обладанием отдельным индивидом прав на получение привилегий, предусмотренных законодательством для различных категорий населения. В данном случае, происходит расширение спектра дополнительных прав на защиту со стороны общества, в связи появлением объективных обстоятельств, нарушающих нормальный процесс жизнедеятельности индивида. Например, наличие инвалидности, расположения закрепленной жилой площади на территории, находящейся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенных заболеваний у родственников и у самих сирот позволяют последним претендовать на получение дополнительной жилой площади, существенно улучшить жилищные условия. В практике, часто эти обстоятельства не учитываются. Одна из причин этому – нежелание выпускников говорить о своих «болячках», афишировать статус сироты.

Несмотря на то, что информация об уровне обеспеченности и качестве жилья сирот не имеет отражение в официальной, доступной для общественности статистике, известно, что для многих воспитанников и выпускников жилищный вопрос так и остаётся не решённым по настоящее время. Это говорит о проблемном характере исполнения государственных гарантий в отношении сирот.

Жилье для молодой семьи как приоритет социальной политики

На решение жилищной проблемы направлен приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, что требует увеличение жилищного фонда на 46,1%.

В этих целях Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 – 2010 г, которая является базовым механизмом реализации национального проекта. На базе, которой в Республике Марий Эл прията республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи» на 2004 – 2010 годы.

Основной целью данной программы является - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Марий Эл.

Основными приоритетами Республиканской Целевой Программы «Жилье для молодой семьи» на 2004 – 2010 годы являются:

    Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

    Повышение доступности жилья.

Данная Программа реализуется с 2004 года и с каждым годом число участников возрастает. Так в 2004 году реализовали свидетельства, полученные по программе «Жилье для молодой семьи» 7 молодых семей, а в 2005 году – 64. В 2006 Программа реализовалась в 2 этапа: по обязательствам 2005 г. – 64 молодые семьи, и по обязательствам 2006 года на основе софинансирования. Фактически 120 молодых семей, смогли реализовать свое свидетельство на улучшение жилищных условий (всего по бязательствам 2006 года – выдано 141 свидетельство). Остальные молодые семьи из-за значительного увеличения стоимости 1 кв. метра жилья не смогли реализовать свое право на получение субсидии.

В 2007 году выдано свидетельства 173 молодым семьям на общую сумму субсидий 46,777 млн. рублей, из них федеральные средства – 11,76 млн. рублей, 35,02 млн. рублей – консолидированного бюджета Республики Марий Эл (29,14 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Марий Эл, 5,88 млн. рублей из бюджетов муниципальных образований).

По состоянию на 10.01.2008 по обязательствам 2007 года свое право на использование субсидии уже реализовали 45 молодых семей.

Планируется, что в 2008 году 280 семей получат свидетельства, в 2009г. – 300, 2010 – 350.

В 2008 году, в рамках реализации подпрограммы, планируется начать строительство молодежного жилого комплекса в г.Йошкар-Оле, прорабатывается вопрос о строительстве дома для молодых семей в п.Сернур.

Данные цифры говорят о динамики реализации Программы в лучшую сторону.

Вместе с тем исследование показало, что в реализации данной программы существует ряд проблем, с которыми сталкивается молодая семья, основными из них являются:

    Трудность в оформлении документов и длительное ожидание получения субсидии.

    Необходимость наличия у молодой семьи значительных дополнительных средств.

    Отличие расчетной стоимости одного квадратного метра от рыночной.

    Дефицит денежных средств не позволяет на выдачу субсидии всем молодым семьям.

Проведенное исследование позволило составить портрет среднестатистической молодой семьи, которая интересуется муниципальной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Ола на 2006 – 2010 годы»:

    молодая семья в составе трех человек:

 Супруг – 23-24 года с высшим образованием (специалист)

 Супруга – 23 года с неполным высшим образованием

 Ребенок в возрасте 2-х лет

    Состоящая в браке до 1-го года (ребенок рождается с гражданском браке)

    Проживает с родителями (мужа или жены) в 2-х комнатной квартире на 45 кв.м. (Всего в квартире 5 человек – включая молодую семью).

    Доходы на одного члена молодой семьи выше прожиточного минимума.

    Жилье приобретать молодая семья собирается с помощью ипотечного кредитования, считая данный способ приобретения жилья самым распространенным среди существующих у современной молодой семьи. Так же единогласно считая, что государство должно помогать каким-либо образом молодой семье в приобретении жилья, а именно: снизить процентную ставку по ипотечному кредиту.

Заключение

Социальная политика российского государства ориентирована на различные социальные объекты, среди которых – осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети, выпускники детских домов и школ-интернатов проживающие самостоятельно (как правило, до достижения материальной независимости и социальной зрелости). Изучение существующего для данной категории населения широкого перечня государственных прав и гарантий, зафиксированных в юридических документах (декларациях, конвенциях, конституциях, законах, программах) международного и национального уровня представляет большой научно-практических интерес для широкого круга специалистов, поскольку от реализации прав и гарантий социально-узязвимых слоев населения зависит рост благосостояния общества.

В силу этого, с нашей точки зрения, в целях эффективного решения жилищных проблем сирот необходима консолидация межведомственного взаимодействия специалистов различного профиля, представителей органов государственной власти, местного самоуправления по совершенствованию российской модели социальной защиты детей без попечения родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федеральная Целевая Программа «Жилье для молодой семьи» на 2004 – 2010 годы является одним из важнейших приоритетов социальной политики государства и требует упрощения, доработок и увеличение финансирования.

Список литературы

    Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. – Московский общественный научный фонд, М, 2008.

    Орловская область 2000-2008 гг.: стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2009.

    Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./Росстат. – М.:2008.

    Социальное законодательство. Научно-практическое пособие (отв. ред.: д-р. юрид. наук, проф. Ю.А.Тихомиров, канд. философ. наук, доцент В.Н. Зенков) – «Контракт», «Инфра» М, 2008.

    Постановление правительства Российской Федерации от 28 августа 2002г. № 638 о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

    Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

    Закон о республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы (от 22 июня 2004 года)

    Республиканская целевая программа «Жилье для молодой семьи» на 2004-2010 годы.

А. Г. Куликов

В. С. Янин

В своей первой программной статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» В. В. Путин пригласил нас к дискуссии по важнейшим вопросам социально-экономического развития страны. «Российские граждане … должны получить возможность обсуждать не только достоинства и недостатки политиков, что само по себе неплохо, а именно содержание политики, те программы , которые намерены осуществлять те или иные политические деятели. Вызовы и задачи, которые должны быть в центре этих программ… Нужен широкий диалог о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных приоритетах».

Одним из важнейших таких приоритетов, а, на наш взгляд, важнейшим национальным приоритетом на сегодняшний день является обеспечение населения благоустроенным жильем. Жилье – это базовая, ничем не заменимая потребность человека, обеспеченность которым является важнейшей характеристикой качества жизни населения . Но это, как нам представляется, сегодня в России самая трудно решаемая проблема . Мы готовы поддержать стремление нашего национального лидера разобраться в национальных вызовах и внести свой скромный вклад в позитивный ответ на эти вызовы. Но для этого должна быть честность, прозрачность и объективность в освещении этих вопросов. А с этими принципами оценки того «где мы находимся и куда мы идем» у нас сегодня считаются далеко не всегда. В частности, среди достижений последних лет В. В. Путин назвал «Значительно улучшились жилищные условия». Но у кого они улучшились и улучшились ли? По нашему глубокому убеждению, обеспечение населения жильем за 20 лет реформ в России не улучшилось, а ухудшилось . Об этом свидетельствуют: 1) кризис в жилищном строительстве, 2) кризис на жилищном рынке (ограниченный доступ к доступному жилью), 3) кризис в мозгах, т. е. кризис жилищной политики.

1. Кризис в жилищном строительстве

Как известно, в советский период система жилищного обеспечения соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатном распределении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий. В 1987 г. доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство превышала 80%, а средства населения (включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов) – лишь 14,6%.

К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм приобретения жилья в собственность.

За первое десятилетие реформ (1991-1998) в сфере жилищного финансирования произошли кардинальные изменения. Государство перестало быть основным инвестором в строительстве жилья. Была проведена массовая бесплатная приватизация жилья с переводом на население расходов по эксплуатации жилья. А доля государственных и муниципальных организаций в общем объеме вводимого жилья сократилась с более 80 до 20%.


В результате массированного ухода государства из жилищного финансирования и обвального снижения доходов населения ввод жилья в 1990-е годы сократился в 2,5-3 раза, о чем свидетельствуют данные таблицы № 1.

Таблица № 1

Объем жилищного строительства в Российской Федерации в 1987-2011 гг.


20 июля 2016 года в 11:00 в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоится рабочее совещание по проблемам обеспечения жильем жителей г. Москвы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.

По информации временной рабочей группы СПЧ и Минюста по реализации права граждан на доступное жилье, многолетние неиспользование в Москве пустующего государственного и муниципального жилья, почти полное прекращение финансирования столичных жилищных программ, массовое незаконное снятие очередников с жилищного учета, отписки чиновников и бездействие прокуратуры довели до отчаяния 10 многодетных матерей, голодающих уже две недели в сквере на Банном переулке.

В связи с происходящим, 20 июля Совет проводит рабочее совещание с целью выработки системных мер по проблемам обеспечения жильем московских очередников. На основе требований голодающих подготовлен материал и направлен для оперативной проработки в органы власти.

На предстоящее совещание приглашены все голодающие многодетные очередники, представители Минстроя, Минюста, Генпрокуратуры РФ, территориальных управлений Росимущества по г.Москве, Россреестра, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в г.Москве, мэра Москвы и БТИ.

Участие СМИ не предполагается.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к рабочему совещанию по проблемам обеспечения жильем жителей

г. Москвы, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях,

  1. По вопросу практики массового незаконного снятия очередников с жилищного учета

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с участием Президента Российской Федерации (далее - Совет, СПЧ) 14 октября 2014 г. главе государства был представлен доклад о массовых нарушениях прав жителей г. Москвы при снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях за три последних года.

Поручением Президента РФ от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783 Генпрокурору России предложено провести проверку правомерности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г. Москве, в период с 2012 по 2014 годы.

По результатам исполнения поручения в информационном письме Генпрокуратуры России от 26 июня 2015 г. № 72/1-08-2015 сообщается о выявлении многочисленных нарушений законодательства и прав граждан на получение жилья незаконным снятием очередников с жилищного учета.

Как следует из поступающих в адрес Совета обращений, перечисленные виды нарушений жилищных прав москвичей продолжаются до настоящего времени, и должностные лица подразделений Правительства Москвы не несут за это никакой ответственности.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

1. Правительству Москвы предоставить информацию о принятых мерах по прекращению учета в обеспеченности жильем очередников:

Жилья и других строений, непригодных для проживания;

Жилья посторонних лиц (свойственников и др.), не состоящих на жилищном учете с семьей очередников, на которое не имеют права последние;

Общей площади внутриподъездных помещений при преобразовании бывших ведомственных общежитий в мегакоммуналки, а также к приведению таких мегакоммуналок в ранее существовавшее положение (покомнатное некоммунальное заселение);

Принятых на жилищный учет до марта 2005 г. и снятых с него без предоставления жилого помещения по договору социального найма,

Возобновить прием граждан специалистами Департамента городского имущества г. Москвы для консультаций по учетным делам очередников.

2. Генпрокуратуре России предоставить информацию о принятых мерах прокурорского реагирования по прекращению практики массового незаконного снятия москвичей с жилищного учета, результатах указанных мер, привлечении к конкретным видам ответственности должностных лиц Правительства Москвы (Департамента городского имущества г. Москвы), системных предложениях по изменению законодательства и практики его применения в указанной части.

3. Правительству Москвы

а) предоставить информацию обо всех причинах постоянного увеличения номера очередности нуждающихся в жилых помещениях в г.Москве и количестве восстановившихся на жилищном учете семей москвичей в 2012 - первом полугодии 2016 гг.,

б) рассмотреть предложения:

О принятии мер по обеспечению прозрачности очереди на каждую подпрограмму программы «Жилище» в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 и ее публичности, исходя из даты постановки граждан на учет,

О формировании годового плана обеспечения жильем и субсидиями очередников, исходя из даты постановки на учет.

  1. По вопросу реализации московских жилищных программ и выдачи государственных жилищных сертификатов

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Минстрою России рассмотреть вопрос об увеличении стоимости площади жилья при выдаче государственных жилищных сертификатов до уровня среднерыночной в субъекте Российской Федерации

Правительству Москвы

а) предоставить информацию:

О причине начала предоставления субсидий на приобретение жилья в 2015 г. лишь в декабре,

О причине неосвоения денежных средств на жилищные субсидии в 2015 - 2016 гг., прекращении выплаты компенсации за найм жилого помещения отдельным категориям очередников,

О причинах уменьшения выделения средств на субсидирование московских жилищных программ и конкретных мерах по повышению размера финансирования и эффективности освоения бюджетных средств на указанные цели,

б) рассмотреть вопросы:

Увеличения бюджета по статье расходов «Социальные выплаты жителям г.Москвы, принятым на жилищный учет для приобретения или строительства жилого помещения» по программе «Жилище» до уровня 2012 г. (тогда было 10 млрд. руб.),

Восстановления отдельной бюджетной статьи расходов 05Б0104 «Субсидия для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей»,

Возобновления ежеквартальных выплат очередникам, участвующим в программе «Компенсация найма», и выплате образовавшейся за прошлые годы задолженности

  1. По вопросу усиления мер жилищной поддержки наиболее социально незащищенных категорий очередников: многодетных семей, семей с детьми - инвалидами, семей одиноких инвалидов и др.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Минстрою России, Правительству Москвы и Генпрокуратуре России

а) дать предложения:

По конкретным мерам и способам ускорения предоставления жилья либо субсидий на его приобретение очередникам из наиболее социально незащищенных категорий,

б) рассмотреть вопросы:

Установления отдельной очереди по субсидиям на приобретение жилья с защищенным самостоятельным бюджетом очередникам из наиболее социально незащищенных категорий (многодетным семьям, семьям с детьми - инвалидами, семьям одиноких инвалидов и др.),

Формирования отдельной очереди нуждающихся в предоставлении многокомнатных квартир (от 90 кв. м),

Принятия закона г. Москвы, обеспечивающего возможность предоставления многодетным семьям в г. Москве эффективных реальных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ), ЛИБО Закона г.Москвы о предоставлении земельных участков льготным категориям граждан (многодетные; с детьми-инвалидами и др.).

  1. По вопросу наличия в г. Москве незаселенных зданий жилых домов, включая новостройки, и множества пустующих жилых помещений

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Территориальному управлению Росимущества по г. Москве и Правительству Москвы :

Предоставить информацию о количестве жилых домов в г. Москве, отнесенных законом к государственной или региональной / муниципальной собственности, право собственности на которые не зарегистрировано за Российской Федерацией и г. Москвой, а также незаселенных домов - новостроек, причинах такой ситуации и мерах по скорейшему оформлению права собственности на указанные дома,

Информировать Совет о принимаемых мерах по сохранности указанных квартир и имущества в них, а также по выселению самоуправно вселяющихся в них посторонних лиц,

Рассмотреть вопрос предоставления пустующих жилых помещений, находящихся в т.ч. в указанных выше домах, соответственно московским и федеральным очередникам в зависимости от вида собственности по договорам социального найма (очередникам, нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий, - по соответствующим видам договоров),

Генпрокуратуре России информировать Совет о мерах прокурорского реагирования, принятых по фактам неоформления федеральных и московских жилых домов и жилых помещений в государственной или муниципальной собственности (в г. Москве - в собственности г. Москвы) и их непредоставлении нуждающимся очередникам.

  1. По вопросу формирования фонда доступного арендного жилья (включая маневренное)

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Правительству Москвы принять действенные меры к исполнению указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о формировании фонда доступного арендного и маневренного жилья и дать оценку предложениям рабочей группы СПЧ - Минстроя России по реализации права граждан на доступное жилье о разработке региональных программ формирования фонда доступного арендного жилья (включая маневренное) с предложениями по возможным пилотным проектам.

Рабочая группа СПЧ - Минстроя России 13 июля 2016 г.
по реализации права граждан на доступное жилье