Операции с дорожными чеками могут осуществлять. Операции банков с дорожными чеками. Оформление и учет операций с дорожными чеками, «Еврочеками»

Мировая литература богата примерами истинной доброты, ведь людям свойственно создавать нравственные ориентиры и стремиться к ним. Особенно их много в книгах русских писателей, которые очень часто размышляли над сущностью и разграничением добра и зла. Именно поэтому большинство примеров из нашего списка относится к отечественной прозе.

  1. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Родион Раскольников решается на страшное преступление, потому что видит вопиющую социальную несправедливость, когда большинство людей живут в нищете. Он вырабатывает «идею» о том, что «необыкновенные» люди имеют право совершать расправы над обывателями ради благой цели. Однако после убийства старушки и её сестры, он осознаёт, что совершил ужасный поступок и страдает. В метаниях главного героя мы видим вечную борьбу добра со злом. В итоге Раскольников сдаётся полиции, и это говорит о том, что он не может спокойно жить, помня о своём преступлении. Добро побеждает благодаря влиянию верующей девушки, Сони Мармеладовой, которая убеждает главного героя усмирить гордыню и повернуть на путь нравственного и духовного очищения.
  2. А. И. Куприн, «Олеся». Олеся и её бабушка Мануйлиха – невинные жертвы человеческой ненависти и невежества. Деревенские жители изгоняют их из села только потому, что считают их «ведьмаками». На самом деле, бабушка и внучка никому зла не делают, а лишь имеют дар от природы. Происходит своеобразный обмен ролями. Те, кого первоначально считают «злом», на самом деле, являются добром, а жители, предстающие «добрыми», на деле и есть зло. Они кичатся своей верой, но в то же время бьют беззащитного человека на пороге храма. В их душах злоба давно выместила хорошие качества, но внешне крестьяне все еще сохраняют иллюзию благонамеренности.

Отсутствие доброты

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». В легенде, рассказанной Изергиль, сын орла Ларра был обречён на вечную жизнь в одиночестве. Он никого не любил, не испытывал ни жалости, ни сострадания, не хотел никого уважать. Ларра ценил только свою свободу. Даже мать ему была не нужна, а убивал он беспощадно, даже не задумываясь. Так, он расправился с дочерью старейшины, которая отказала ему в любви. И в наказание за это люди оставили его в живых, и он не мог умереть. Именно его собственные качества – отсутствие всякой доброты и чрезмерная гордость – стали для него самым жестоким наказанием. Он сам обрёк себя на вечные страдания в отшельничестве.
  2. «Сказание о Борисе и Глебе» . В древнерусском житии Святополк – наследник князя Владимира, сын Ярополка, решил убить своих братьев, родных сыновей Владимира — Бориса и Глеба, потому что не хотел, чтобы они претендовали на престол. Только тот, у кого жестокое сердце, может пойти на братоубийство. Борис и Глеб приняли свою смерть смиренно, однако после смерти поднялись в рай и обрели покой. Я думаю, это означает, что даже самые жестокие злодеяния неспособны искоренить, уничтожить добро.

Добро для спасения чужой жизни

  1. И. А. Бунин, «Лапти». Нефед – невероятно добрый человек. Он не побоялся в страшную вьюгу пойти в город за шесть вёрст только лишь за тем, чтобы добыть желанные красные лапти больному ребёнку. Он достал и лапти, и фуксин, чтобы покрасить их, но не смог дойти обратно до дома. Нефед пожертвовал своей жизнью, чтобы порадовать ребёнка, который, может быть, и не выживет. Его поступок по-настоящему самоотверженный и добрый. Подтверждением этому служит то, что городские мужчины, заблудившись и отчаявшись, спаслись только лишь потому, что нашли в снегу мёртвое тело, и поняли, что поблизости есть жильё.
  2. М. А. Шолохов, «Судьба человека». Андрей Соколов прошёл через все ужасы войны. Два года пробыл в плену у немцев, познал адский голод, холод, нечеловеческую усталость и тоску по родине. Потерял всю свою семью, которую строил годами – любимую жену и трёх детей. Он бы мог вконец очерстветь, однако в его сердце сохранились доброта и умение сострадать. Он взял к себе маленького мальчика-сироту, потерявшего на войне родителей. Это пример настоящей человеческой доброты, которую неспособны затоптать даже самые тяжкие жизненные испытания.
  3. Жертвенная доброта

    1. О. Генри, «Дары волхвов». Делла продаёт свои роскошные волосы, которыми гордится, чтобы купить на Рождество подарок любимому мужу. Джон, в свою очередь, продал дорогие фамильные часы, чтобы купить долгожданные гребни Делле. Таким образом, оказалось, что их подарки друг другу сейчас не нужны – у Деллы нет длинных волос, чтобы украсить их гребнями, а у Джона нет часов, которые можно прикрепить к цепочке. И именно этот контраст позволяет нам увидеть самое главное – доброту этих юных влюблённых супругов, готовых пожертвовать самым дорогим, лишь бы порадовать любимого человека.
    2. В. Ф. Тендряков, «Хлеб для собаки». Мальчик, герой рассказа, жалеет голодающих «врагов народа» — раскулаченных мужиков, и тайком от родителей таскает им еду. Потом он встречает, по его мнению, самого-самого голодного, которого никто больше не пожалеет – бродячую собаку, и делится с ней куском хлеба. Мальчик берёт еду для голодных из собственного обеда, нарочно оставляя часть того, что ему подает на стол мать. Стало быть, он сам недоедает, чтобы помочь тем, кому кусок хлеба нужнее. Это по-настоящему добрый поступок, который заслуживает уважения.
    3. Доброта как спасение

      1. М. Горький, «На дне». Из всех героев пьесы Лука становится олицетворением добра и сострадания. Его соседи, обитатели ночлежки, опустились на самое «дно» жизни, но своими добрыми словами, своей неиссякаемой верой в человека Лука старается помочь каждому, кому ещё можно помочь. Он вселяет веру в Анну, что её душа бессмертна, Ваське внушает, что можно начать жить честно, Насте – что её мечта о светлой любви исполнима, Актёру – что он может бросить пить. Лука проповедует любовь и сострадание к человеку как противопоставление злу, ненависти, «жестокой правде». Его доброта становится лучом света для отчаявшихся персонажей.
      2. Р. Брэдбери, «Зелёное утро». Герой рассказа – Бенджамен Дрисколл – переехал на Марс вместе с первыми поселенцами. Несмотря на потерю сознания из-за недостатка воздуха, он не вернулся на Землю, а остался, и принялся сажать семена деревьев. Месяц Бенджамен трудился не покладая рук, и, когда, наконец, пошёл дождь, все посаженные им деревья выросли и стали испускать много-много кислорода. Благодаря его доброму делу, планета стала зелёной, а поселенцы смогли вздохнуть глубоко и свободно. Я думаю, только добрый человек мог так поступить. Бенджамен сделал то, что хорошо для всей планеты, а не для него одного.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Обращение к образам детей, которые, с одной стороны, считаются хрестоматийными в творчестве Ч. Диккенса, а с другой - являются обязательной составляющей жанра рождественского рассказа, это еще и дань уважения Великому «Неподражаемому» в его юбилейный год.

Праздник Рождества - один из самых почитаемых в христианском мире. Он имеет свои давние и глубокие традиции, как в Англии, так и в России. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли Святочными) издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. В этом проявляется древняя языческая традиция. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события. Именно в это время нечистая сила проявляет особую активность, а потому и встреча с представителями этой силы никого не может удивить.

Есть еще одна сторона праздника Рождества - светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения родных и близких в эти холодные декабрьские дни, общечеловеческой идеей сострадания и любви. Под Рождество обычно вся семья собирается дома, у родного очага, прощаются прошлые ошибки и обиды. Именно в это время семья объединяется в едином стремлении к счастью и вере в чудо.

Подобная смысловая неоднозначность восприятия Рождества нашла отражение в произведениях Чарльза Диккенса. Так, нельзя с полным правом говорить о христианском звучании романов и даже Рождественских рассказов писателя. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве Диккенса уступают место обыденности, «поэтизации действительности» [Скуратовская, Матвеева 1972: 39]. Часто в понимании Рождества писатель следует старым английским традициям. И, как пишет в своей книге Г.К. Честертон, «идеал семейного уюта принадлежит англичанам, он принадлежит Рождеству, более того, он принадлежит Диккенсу».

Рождественские рассказы (Christmas stories) Ч. Диккенса, который правомерно считается основоположником этого жанра в западноевропейской литературе, дали толчок к возникновению и развитию святочного рассказа в России. Начиная с середины 1840-х годов, в журналах «Современник», «Нива», «Родина», «Огонек» и др. (по примеру диккенсовских «Домашнего чтения» и «Круглого Года») формируется традиция публиковать к Рождеству Святочные рассказы, адресованные детям и молодежи. Учитывая подобную целевую установку этого жанра на русской почве, следует особо подчеркнуть интерес отечественных писателей к теме детства и образам детей.

О детских образах в творчестве Ч. Диккенса уже достаточно сказано в отечественном и зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит и многие другие, навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением Диккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А. Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс - писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой».

Обращаясь к рождественским рассказам Диккенса разных лет, можно отчетливо выделить две темы. Первая - это, естественно, тема Рождества, вторая - тема Детства. Развивающиеся самостоятельно, исходя из внутренней убежденности и мировосприятия самого автора, эти темы пересекаются и отчасти подпитывают друг друга. Обе темы проходят через все творчество Ч. Диккенса и находят свое воплощение в образах чудаков и детей. Как верно заметила М.П. Тугушева, «детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях…».

Образы детей, которые мы находим в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы, к анализу которых мы хотели бы обратиться. Именно мотивы, связанные с образами детей, как нам кажется, свидетельствуют об общности Рождественских и Святочных рассказов.

Первый мотив, имеющий христианскую основу - это мотив «божественного дитя» - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно трактовать не только в буквальном смысле слова, как идею Мессии, но и с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. У Диккенса в «Сверчке за очагом» (1845) роль «божественного ребенка» исполняет сын Крошки и Джона Пирибингла - «Блаженный юный Пирибингл». Автор вслед за молодой мамой восхищается младенцем, его здоровым видом, спокойным характером и примерным поведением. Но главная отличительная черта этого образа и связанного с ним мотива заключается в следующем. Именно этот ребенок, ну и еще сверчок, воплощают собой идею счастливого домашнего очага. Без ребеночка юной Крошке раньше было скучно, одиноко, а подчас страшно. И хотя роль юного Пирибингла - это «роль без слов», но именно этот ребенок становится главным объединяющим центром семьи, основой ее веселья, счастья и любви.

Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П. Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия. Но, если у Диккенса образ ребенка рисуется реалистично, обыденно, то в русском святочном рассказе в трактовке подобного образа четко просматривается христианская направленность. Здесь и ясли, в которые кладут младенца, так похожие на ясли, где лежал Иисус и сама история подкидыша - «Бог дал маленькую Христову детку» [Вагнер 1991:93], а также те эпитеты «Христова детка», «Христов херувимчик», которые сопровождают образ ребенка.

Всем детям, независимо от национальности и социальной принадлежности, свойственна вера в чудо. Чудо, волшебство так же естественно для маленького человека, как солнце, ветер, день и ночь. Поэтому второй мотив, который связывает образы детей у Диккенса и у русских писателей, это мотив «рождественского чуда». А когда же еще происходить чуду, если не на Рождество! Однако необходимо отметить «специфику» подобных чудес в рассматриваемом жанре. Она заключается в том, что «…рождественское чудо вовсе не является чем-то сверхъестественным - оно приходит в виде обычной жизненной удачи, просто человеческого счастья - неожиданного спасения, вовремя и обязательно в рождественский вечер пришедшей помощи, выздоровления, примирения, возвращения долго отсутствующего члена семьи и т.д. и т.п.».

Так, «рождественское чудо» подарило Малютке Тиму («Рождественская песнь в прозе») заботливого дядюшку Скруджа, да и просто жизнь. В рассказе А.И. Куприна «Тапер» (1900) рассказывается о чудесной встрече, происходящей в рождественский вечер, которая счастливо меняет жизнь Юрия Азагарова. А в рассказе А. Бачмановой «Рождественская ночь» (1885) используется мотив чудесной находки на Рождество. Главный герой - бедный мальчик Степушка, рано оставшийся без отца, вынужден помогать матери, думать о хлебе насущном - учиться ремеслу «ложки долбить». А когда братишка заболел, да корова пала, совсем стало невмоготу бедному Степе. Но тут судьба буквально подбросила ему подарок - барский кошелек с деньгами. Это «чудо» коренным образом изменила жизнь Степана и его семьи.

Третий мотив, который связывает образы детей в английском и русском жанре рождественского, святочного рассказа, это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Вспомним, какое потрясение переживает Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»). «Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика - Невежество. Имя девочки - Нищета». Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. «Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!» - этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, - такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное». Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима («Рождественская песнь в прозе»).

Русские святочные рассказы, целью которых было воспитание юношества, показывают, как по ряду причин, меняются сами дети, как они становятся мудрее, благороднее и, наверное, взрослее. Так, в рассказе М.В. Волконской «Солидный подарок» (1897) девочка Долли в рождественский вечер получила от своей семьи настоящий «подарок» - умение ценить и любить тех, кто рядом, независимо от возраста и социальной принадлежности. А в уже упоминавшемся нами рассказе «Рождественская ночь» показано нравственное взросление Степушки, который за одну ночь осознал, что такое чужие деньги и чем они хуже своих, заработанных собственным трудом.

Существует еще один аспект, связанный с мотивом «нравственного перерождения». Не только образы детей способны повлиять на моральный климат в обществе, но и взрослые, вставшие на позицию ребенка, посмотревшие на мир его глазами, способны изменить что-то в себе и в своем окружении. Подобный прием мы находим в рассказе Ч. Диккенса «Рождественская елка» (1850) и Святочном рассказе неизвестного русского автора «Сон» (1902). Образ ребенка дан в этих произведениях опосредованно, через воспоминания, эмоции и ощущения взрослого человека, вернувшегося в Детство. Это утопически-идеальный мир, мир Доброты, Красоты, Милосердия и Чуда, мир Сказки, которая сосуществует с реальной действительностью, а главная ее (сказки - М.Ш. ) цель - сделать эту действительность чуточку лучше. Поэтому так искренно и трогательно звучат слова Диккенса, обращенные к Рождественской елке: «Если где-то внизу в твоей непроглядной чаще для меня упрятана старость, о пусть мне будет дано уже седому возносить к этому образу детское сердце, детское доверие и упование».

В заключении хотелось бы отметить, что трактовка образов детей в жанре рождественского, святочного рассказа не ограничивается только несколькими указанными здесь мотивами. Создав в своем творчестве неповторимый мир Детства, соединив его в жанре рождественского рассказа с философией Рождества, Диккенс привнес в этот жанр новые образы, сказочные мотивы и поэтику сказки. Тем самым автор установил новые рамки и правила жанровой «специфики», которая была успешно воспринята и получила достойное воплощение в святочных рассказах русских писателей ХIХ века.

Первые тексты были записаны человеком ещё почти 5 тысяч лет назад. Но началом существования зарубежной литературы принято считать Античность, с произведений греческих и римских философов, поэтов, драматургов и полководцев. В это время письменная словесность становиться не просто способом сохранения информации, но средством донесения мысли и развлечения. Именно с этого периода литература приобрела свои основные рода: эпос, лирику и драму.

Затем следует период Средневековья, когда творцы сосредоточились на богословии и схоластике. В XIV начинается Эпоха возрождения, которая возвращается к эстетике античности и гуманизма. В следующий период постмодернизма характеризуется жанровым расширением. Литература приобретает массовость, жанры сплетаются самым неожиданным образом.

Долгое время литературные произведения были доступны только избранным. В средневековье основной темой было богословие, в эпоху Возрождения буйно цветут идеи гуманизма. Затем следует период постмодернизма, в которой письменное творчество приближается к массам, приобретая больше общего с реальностью.

Зарубежная литературная классика

(VIII век до н. э.). Биография великого античного поэта неизвестна. Но его эпические поэмы «Одиссея» и «Илиада» легли в основу всей школы античного образования, оставили неизгладимый след в культуре Возрождения и по сей день остаются не просто классикой эпоса, а точкой его отсчёта.

Избранное произведение:

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра

М. Сервантес (29.09.1547 - 22.04.1616 ) Испанский писатель, автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», признанного мировым литературным достоянием. В нём остроумно и, порой, неприглядно обрисовано противостояние и единство романтизма и практичности.

Избранное произведение:

У. Шекспир (26.04.1564 - 23.04.1616) . Автор множества драматических и комедийных пьес, поэм и сонетов признан лучшим англоязычным писателем мира. «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Макбет» другие произведения по праву считаются достоянием мировой культуры.

Избранные произведения:

Ж. Мольер (15.01.1622 - 17.02.1673 ) . Основатель жанра классической комедии, Жан-Батист Поклен (Мольер - театральное имя) создал «Мещанина во дворянстве» и множество других комедий, которые продолжают жить и поныне. Его вклад в литературу неоценим.

Избранное произведение:

Д. Дефо (≈1660 - 24.04.1731) . Английский писатель, публицист и глава разведки сделал многое для популяризации романа. Немалым вкладом в это дело стал его легендарный «Робинзон Крузо». В целом же из-под его пера вышло более 500 произведений.

Избранное произведение:

Иога́нн Во́льфганг Гёте

И. Гёте (28.08.1749 - 22.03.1832) . Немецкий поэт и философ оставил миру одно из наиболее значимых мистических произведений. Трагедия «Фауст» - плод всей жизни и наиболее известное творение автора. В нём отразилось становление самого писателя и 60-летняя эволюция всей Германии.

Избранное произведение:

Ро́берт Бёрнс

(25.01.1759 - 21.07.1796) . Главный поэт Шотландии однажды сочинил стих «Честная бедность», который стал гимном равноправия всех людей. Все его творения пронизаны патриотизмом, а одно дало жизнь стихотворной форме «стандартный габби» (Бёрнсова строфа). Ею пользуются в Шотландии до сих пор.

Избранное произведение:

Викто́р Мари́ Гюго́

Виктор Марии Гюго (26.02.1802 — 22.05.1885) . Писатель из Франции с мировым именем, Виктор Гюго - главный теоретик и практик романтизма. Первый французский исторический роман и, по совместительству, первое полноценное литературное произведение драматурга - «Собор Парижской Богоматери» - был призван спасти от сноса величественное здание.

Избранное произведение:

О.Генри

(Уи́льям Си́дни По́ртер 11.09.1862 - 05.06.1910 ). Классик американского рассказа, наряду с Диккенсом и Лондоном, подарил миру множество чудесных произведений. Его «Дары волхвов» - бессмертная повесть о знающих, что такое истинное счастье.

Избранное произведение:

(Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс 30.11.1871 - 21.04.1910) . Писатель, журналист и общественный деятель из Америки, Марк Твен создал множество достойных произведений в жанре юмора и сатиры, публицистики и фантастики. Но По всему миру он известен «Приключениями Тома Сойера» и «Приключениями Гекльбери Финна», которые лучатся теплом летнего дня.

Избранные произведения:

(Чарльз Латуидж До́джсон 27.01.1832 - 14.02.1898) . Многосторонний талант Льюса Кэролла, профессора математики, диакона, фотографа и писателя погружает читателей в фантасмагорию, полную намёков и иносказаний. Волшебные приключения «Алисы в Стране Чудес и Зазеркалье». В его библиографии перемежаются математическими трудами и стихотворными произведениями.

Избранные произведения:

(Джон Гри́ффит Че́йни 12.01.1876 - 22.11.1916) . Американский писатель и социальный деятель - мастер приключенческого жанра. Его романы и рассказы занимают важное место в мировом литературном фонде. В частности рассказ «Любовь к жизни», романы «Белый клык» и дебютный «Дочь снегов».

Избранное произведение:

(29.06.1900 - 31.07.1944 ). Публицист, писатель и профессиональный военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери написал несколько романов и рассказов. Они пронизаны небом и размышлениями. Немного грустный, но содержательный «Маленький принц», ностальгический сборник «Планета людей» получили признание во всём мире.

Избранное произведение:

Джанни Родари

Джанни Родари (23.10.1920 - 14.04.1980 ). Итальянский сказочник новейшего времени успел стать классиком детской литературы. «Приключения Чиполино» вместе с «Голубой стрелой» и «Джельсомино в стране лжецов» хорошо знакомы читателям на постсоветском пространстве, а в мировом масштабе писатель получил известность благодаря премии Ганса Христиана Андерсена.

Избранное произведение:

Современная литература, впитав опыт прошлых литературных периодов и синтезировав его с современными реалиями, рождает всё больше и больше достойных произведений.

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

я рославскойобласти

профессиональное училище № 20

Методическое пособие

для учащихся

Тема: «Порядок осуществления операций

с наличной иностранной валютой и чеками».

Тема методического пособия:

«Документальное оформление операций с дорожными чеками»

по профессии 080110.02 «Контролёр сберегательного банка».

Преподаватель ПУ № 20 Маленкова Г.А.

г. Рыбинск, 2014 год

Пояснительная записка.

Тема «Документальное оформление операций с дорожными чеками»

изучается в МДК 01.02 «Операции с наличной иностранной валютой и чеками» по профессии 080110.02 «Контролёр сберегательного банка».

Необходимость написания данной методической разработки возникла из-за недостаточного количества учебного материала для учащихся, что создавало определённые трудности при обучении и при выполнении заданий по данной теме.

Целью изучения темы является ознакомление учащихся с понятиями чеков иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, в частности дорожных чеков American Express ; порядок действий кассовых работников банка при продаже и оплате дорожных чеков и возможностями применения приобретённых знаний в реальных ситуациях, а также документальное оформление операций по покупке – продаже дорожных чеков.

В результате изучения темы учащийся должен:

- знать: основные понятия темы:

    чеки иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

    порядок действий кассовых работников банка при продаже и оплате дорожных чеков;

    документальное оформление операций по покупке – продаже дорожных чеков.

- уметь:

    рассчитывать сумму к оплате клиентом за приобретаемые дорожные чеки, стоимость которых выражена в иностранной валюте по курсу на день продажи;

В результате изучения данной темы формируются следующие компетенции:

ПК 1. Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции.

ПК 3. Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России и иностранных государств.

ПК 5. Осуществлять контроль кассовых операций

ПК 6. Выполнять и оформлять операции с наличной иностранной валютой и чеками.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Помощь в освоении темы могут оказать приведенные ниже практические задания, которые состоят из вопросов, задач.

Для лучшего усвоения теоретического материала рекомендуется привлекать учащихся к размышлениям над фактами реальных ситуации в деятельности банка, использовать деловые ситуации.

При изучении темы следует использовать межпредметные связи с дисциплинами:

    «Основы экономических знаний»,

    «Основы бухгалтерского учета»,

    «Деловая культура»,

    «Математика».

Цели методической разработки:

Образовательные:

    Сформировать у учащихся понятия: чеки иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; порядок действий кассовых работников банка при продаже и оплате дорожных чеков; документальное оформление операций по покупке – продаже дорожных чеков.

    Сформировать умения и навыки производить расчет сумм к оплате клиентом за приобретаемые дорожные чеки, стоимость которых выражена в иностранной валюте по курсу на день продажи;

    рассчитывать сумму комиссионного сбора за проданные чеки;

    оформлять квитанцию о продаже дорожных чеков.

Развивающие:

    Способствовать развитию письменной и устной речи, умению вести конспекты;

    Способствовать развитию логического мышления через ответы на поставленные вопросы, тестовые задания, решение практических работ.

Воспитательные:

    Формирование аккуратности, ответственности, самостоятельности при выполнении работ;

    Формирование умений анализировать свою работу и работу других учащихся, давать ей оценку.

Список используемой литературы.

    Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности";

    ЦБ РФ Инструкция от 16 сентября 2010 г. N 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц.

    О. И. Лаврушин, «Банковские операции», КНОРУС, МОСКВА, 2009 г.

Москва, AKADEMA , 2006 г.

    М. Р. Каджаева, С. В. Дубровская, «Банковские операции»,

практикум, AKADEMA , Москва, издательский центр

«Академия», 2009 г.

интернет ресурсы

ru.wikipedia.org; banki.ru;

sbrf.ru; nachaplaneta.net.

Дорожныечеки

Дорожный чек (англ. traveler"s cheque) - платёжный документ, представляющий собой денежное обязательство эмитента выплатить обозначенную в чеке сумму владельцу - конкретному физическому лицу, образец подписи которого поставлен на чек в момент продажи.

Чтобы воспользоваться чеком, его владелец должен обязательно в присутствии кассира или операциониста поставить свою подпись на чеке еще раз. Эмитентами чеков являются коммерческие банки, кредитные и финансовые институты, туристические компании.

1. Использование термина «дорожный чек»;

2. Эмитенты дорожных чеков;

3. Порядок продажи дорожных чеков банками;

4. Использование дорожных чеков;

5. Порядок уплаты дорожных чеков и оформление документов

7. Вопросы;

8. Задания.

1. Использование термина «дорожный чек».

На практике термин «дорожный чек» (traveler’s cheque) в основном применяется к продуктам, которые выпускаются и обеспечиваются международными финансовыми корпорациями, имеют хождение в большинстве стран мира и не зависят от конкретных банков и банковских систем отдельных государств. Такие чеки можно приобрести в одном уполномоченном банке, а обменять на наличные в другом, в том числе в другой стране мира. Для аналогичных локальных финансовых продуктов могут использоваться другие названия (например, «расчетный чек Сбербанка России»: до 1 августа 2008 года его можно было купить и обменять на наличные только в отделениях Сбербанка).

Чеки называются «дорожными» в силу сложившейся традиции. Они были изобретены для защиты денег в путешествиях: отправляясь в опасную поездку, путешественник мог взять с собой не деньги, а именную бумагу, которая поручала выдать ее предъявителю ту или иную сумму. Сегодня чеками пользуются для защиты денег в различных ситуациях, когда использовать наличные по тем или иным причинам опасно (например, если есть риск лишиться их в результате кражи, потери или повреждения).

2. Эмитенты дорожных чеков.

Крупнейшими мировыми эмитентами дорожных чеков являются:

American Express (чеки American Express, Citicorp);

Travelex (чеки Visa Interpayment, Thomas Cook, MasterCard).

Обменять на наличные можно чеки как American Express, так и других эмитентов.

3. Порядок продажи дорожных чеков банками.

Дорожные чеки продаются в банках и других финансовых институтах, которые сотрудничают с эмитентом чеков.

В России дорожные чеки продаются в отделениях нескольких крупнейших банков в большинстве населенных пунктов страны. Банк имеет право требовать у покупателя чеков предъявления удостоверения личности (гражданского паспорта, заграничного паспорта, военного билета - на выбор), а также заполнения анкет. Открытия счета для покупки чеков не требуется.

Тем, кто собирается выезжать за рубеж, эмитенты часто рекомендуют при покупке дорожных чеков предъявлять заграничный паспорт или водительское удостоверение международного образца, а также сохранить справку о покупке дорожных чеков. Все это может пригодиться при прохождении таможенного контроля на границах отдельных государств.

Чеки, номинированные в иностранной валюте, обычно продаются по курсу ЦБ этой валюты. Банк имеет право также взимать комиссию. Обычно ее размер составляет от 0,5 до 2,5 % от суммы покупки, однако нередко банки отменяют комиссионный сбор.

Покупая дорожные чеки, необходимо сразу на каждом из них поставить свою подпись.

Банк осуществляет продажу дорожных чеков за свободно конвертируемую и национальную валюты. При выполнении операций по продаже дорожных чеков банк удерживает комиссионный сбор согласно тарифам банка.

Дорожные чеки могут быть проданы физическим и юридическим лицам. Физические лица уплачивают стоимость чека в кассе банка путем наличного расчета. Юридические лица могут произвести уплату, как путем наличного, так и безналичного расчета.

Сделку по продаже дорожных чеков осуществляют: работник, уполномоченный на осуществление данной операции, и кассир.

Обязанности операционного работника:

Продажа чеков осуществляется на основании заявления клиента.

Операционный работник:

    следит за правильным заполнением заявления;

    оформляет квитанцию о продаже дорожных чеков;

    напоминает клиенту правила и условия покупки дорожных чеков;

    информирует о его действиях в случае потери чеков;

    внутренним путем передает оформленные документы в кассу банка вместе с паспортом клиента.

Обязанности кассира.

Кассир закрепляет дорожные чеки в обложке и после получения оплаты от клиента выполняет следующее:

Просит клиента расписаться на каждом чеке чернилами или шариковой ручкой в месте, помеченном «Подпись клиента» («Signature of holder»), в левом нижнем углу чека. Клиентов следует предупредить, что подписывать чек вторично нужно только в присутствии кассира, принимающего чек.

Передает клиенту копию клиента № 1 квитанции, разрешение на вывоз валюты, паспорт.

Оригинал квитанции (см. Приложение № 1) и одну из копий продавца в конце операционного дня кассир передает в управление или департамент иностранной валюты банка лицу, отвечающему за работу с дорожными чеками. Вторая копия продавца остается у кассового работника для дальнейшей отчетности.

Советует клиенту сохранять свою копию в надежном месте отдельно от чеков.

Просит клиента расписаться в заявлении-аpplication о получении разрешения на вывоз валюты, и проданы дорожные чеки в графе «получил».

На дорожных чеках, поврежденных в процессе оформления продажи, кассир ставит штамп или пишет от руки «cancelled» (аннулированы) поперек места для контрольных подписей. Оформляет новые чеки и заполняет новую квитанцию о продаже, а первоначальную квитанцию ликвидирует, о чем информирует ответственное лицо. Аннулированные чеки должны быть возвращены эмитенту.

Контрольные материалы по дорожным чекам кассир хранит в отдельном досье.

Кассовый работник выдает чеки из кассы банка только на основании заявления клиента, в которой стоит отметка управления.

На основе полученных квитанций от кассового работника работник управления иностранной валюты заполняет реестр резидентов, которые приобрели дорожные чеки, и оформляет расчетное авизо. Оригинал квитанции отправляется в компанию-эмитент, а копия остается в досье банка.

При потере дорожных чеков владелец, желающий получить его стоимость, должен как можно быстрее связаться со службой компенсации соответствующей компании или обратиться в банк. Компенсация стоимости утраченных дорожных чеков иностранных банков производится соответствующими банками-эмитентами в установленном ими порядке. По просьбе клиента банк направляет банку-эмитенту информацию о потере чека.

Нормативные и другие контрольные материалы относительно осуществления операций с дорожными чеками иностранных банков (образцы дорожных чеков, правила осуществления операций с ними и другие справочные материалы) хранятся в отдельном досье банка.

Филиалы банка осуществляют операции по купле-продаже дорожных чеков при наличии разрешения главной конторы банка.

4. Использование дорожных чеков.

Чтобы воспользоваться дорожными чеками в России, необходимо обратиться в уполномоченный банк и обменять чек на наличные. Использовать дорожные чеки международных финансовых корпораций в качестве способа оплаты товаров или услуг запрещено в виду того, что такие дорожные чеки номинированы в иностранной валюте (см. Ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле). Исключение составляют магазины беспошлинной торговли (duty-free).

За рубежом, в том числе в ряде стран Европы, Америки, Азии, а также в Австралии дорожные чеки отдельных эмитентов принимаются к оплате подобно наличным в магазинах, ресторанах, гостиницах и т. д. При этом сдача выдается наличными в местной валюте.

Чтобы воспользоваться дорожным чеком, необходимо в присутствии кассира или операциониста поставить на чеке свою подпись еще раз. Подпись должна быть достаточно похожа на образец, проставленный в момент покупки. Банк или другая организация, принимающая чек, имеет право потребовать удостоверение личности или попросить поставить подпись еще раз.

Комиссионный сбор может составлять от 0 до 5 % от суммы или от номинала каждого чека. Однако American Express заявляет о том, что располагает более чем 100 тыс. точек, которые обменивают дорожные чеки American Express без комиссии на местную наличную валюту.

Возмещение дорожных чеков

Одним из главных декларируемых преимуществ дорожных чеков является то, что в случае кражи, потери или повреждения чеки можно восстановить в полном объеме, даже находясь в другой стране мира.

Безопасность.

Образец личной подписи, проставляемой на дорожном чеке в момент покупки, а также целый комплекс мер безопасности гарантируют сохранность денежных средств во время путешествий.

Удобство в обращении.

Дорожные чеки American Express выпускаются различными номиналами в евро (50, 100, 200, 500) и долларах США (50, 100, 500).

Неограниченный срок действия

Уже купленные дорожные чеки не обязательно использовать за одну поездку - их можно сколько угодно хранить дома до следующего путешествия.

Бесплатное восстановление

В случае потери, кражи или повреждения дорожные чеки легко восстановить, обратившись в центр возмещения American Express, если были соблюдены все условия соглашения о покупке.

Практичность в использовании

Дорожные чеки American Express широко используются во всем мире (кроме стран, на которые распространяются экономические санкции США). Обменять их на наличные в местной валюте можно во многих банках и обменных пунктах. В ряде стран магазины, рестораны и гостиницы принимают к оплате сами чеки. В любом случае необходимо иметь с собой паспорт.

Неограниченность перевозки

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает сумму ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых за рубеж дорожных чеков. В соответствии с установленным российским законодательством в дорожных чеках American Express разрешено вывозить за границу сумму, превышающую эквивалент 10 000 долларов США. Важно помнить, что при перемещении через границу Российской Федерации чеков на сумму свыше эквивалента 10 000 долларов США, чеки подлежат обязательному письменному декларированию на таможне.

5. Порядок оплаты дорожных чеков и оформление документов.

При выполнении операций по уплате дорожных чеков банк берет с клиента комиссионный сбор согласно его тарифам. Дорожные чеки оплачиваются только первоначальному владельцу, образец подписи которого проставлен на чеке. Частичная оплата дорожного чека не допускается. Оплата может быть произведена в валюте, указанной на дорожном чеке, или же, по желанию его владельца, в валюте России по курсу иностранной валюты, установленному банком в момент уплаты.

Дорожные чеки оплачиваются кассовыми работниками. При оплате дорожного чека иностранного банка кассовые работники обязаны проверить:

    идентичность представленного чека образцам, имеющимся в банке;

    наличие образца подписи владельца (или его фамилии, имени, номера паспорта, проставленных в момент продажи чека);

    не числится ли этот чек в списке утраченных или поддельных бланков дорожных чеков.

После установления платежности чека работник банка предлагает клиенту в своем присутствии поставить подпись на чеке в специально отведенном месте. В случае идентичности подписи клиента заявленной на чеке образце работник банка регистрирует операции в реестре оплаченных чеков, определяет сумму комиссии и осуществляет оплату.

Если подпись клиента окажется неидентичной образцу подписи на чеке, работник банка предлагает расписаться клиенту на обратной стороне чека. Если же и эта подпись не будет соответствовать образцу, то тогда образец подписи сверяется с подписью в паспорте или сообщением о продаже чека. Работник банка проверяет личность предъявителя чека по паспорту, записывает реквизиты паспорта на обратной стороне чека, заверяет эту запись своей подписью.

В других случаях чек к оплате не принимается. Если на дорожном чеке вместо образца подписи владельца указаны его фамилия, имя, номер паспорта, тогда после проверки личности клиента по паспорту работник банка записывает паспортные данные на обороте чека и заверяет их своей подписью. При предъявлении клиентом не одного, а одновременно определенного количества чеков отметка о предъявлении паспорта проставляется на одном из чеков.

В случае, когда сумма чеков превышает 1000 долл. США, кассир обязан попросить у клиента паспорт и сравнить подпись в паспорте с подписью на чеке. Даже при идентичности подписей на обороте одного из чеков кассир записывает данные паспорта клиента (фамилия, имя, отчество, кем и когда выдан), если есть возможность, делает ксерокопию паспорта, просит клиента расписаться на оборотной стороне чека, и заверяет его подпись. После этого он просит клиента предъявить квитанцию о покупке чеков, предъявленных к оплате. При отсутствии такой квитанции для получения наличных по чеку клиента направляют в главную контору банка.

При оплате чеков на сумму свыше 2000 долл. США работник банка выполняет все вышеуказанные действия, а также делает авторизацию чеков. Если же получить код авторизации не удается или чеки принадлежат другой платежной системе, то работник банка оплачивает клиенту 2000 долл. США, а сумму, которая осталась, предлагает взять на инкассо или оплатить на следующий день.

Дорожные чеки, оплаченные в филиалах банка, один раз в неделю отправляются в главную контору банка заказной почтой вместе с сопровождающими документами.

Финансовые взаимоотношения между филиалом и главной конторой регулируются дополнительными распоряжениями главной конторы.

Сайт по дорожным чекам American Express (рус.)

Раздел, посвященный дорожным чекам, на сайте Travelex (англ.)

Пункты обмена дорожных чеков American Express (рус.)

Приложение № 1.

Вопросы.

    Общая схема проведения валютно-обменных операций.

    Понятие валюты, понятие иностранной валюты.

    Понятие валютного курса, виды валютных курсов.

    Понятие котировки валюты, виды котировок.

    Понятие кросс-курса, случаи применения кросс- курса.

    Понятие валютно-обменных операций.

    Порядок идентификации клиентов.

    Документальное оформление покупки-продажи валюты.

    Порядок заполнения реестра операций с наличной иностранной валютой.

    Порядок заключения реестра операций с наличной иностранной валютой и чеками.

    Порядок оформления документа в подтверждение совершённой операции с иностранной валютой для выдачи на руки клиенту.

    Признаки платёжности денежных знаков иностранных государств (доллары США).

    Признаки платёжности денежных знаков групп иностранных государств (ЕВРО).

    Основные элементы защиты денежных знаков иностранных государств от подделки.

Задания.

Выполнить задание 1.

Банк вМоскве установил следующий курс доллара и евро к рублю:

(все суммы условные).

Наименование операции

Дата

Доллар

Евро

250 долларов;

2. Вычислить, сколько долларов можно купить в каждый из конкретных дней за:

2000 тыс. руб.

3. Определить, сколько евро можно купить в каждый из отмеченных дней за:

258 тыс. руб.

Выполнить задание 2.

Клиент Ракитин Валерий Иванович приобретает в КБ «Москва» дорожные чеки, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте (доллары США). Один чек номиналом 100 долларов и 2 чека номиналом 50 долларов.

Оформить продажу чеков. Комиссионный сбор при продаже взимается в размере 0,5 % от суммы продажи.

Выполнить задание 3.

(все суммы условные).

Наименование операции

Дата

Доллар

Евро

Выполнить задание 4.

Банк установил следующий курс доллара и евро к рублю:

(все суммы условные).

Наименование операции

Дата

Доллар

Евро

Клиент Астахов Иван Петрович купил валюту рубли на 100 долларов США.

Оформить справку о проведённой операции для выдачи клиенту.

Выполнить задание 5.

В кассе в течение рабочего дня произошли следующие банковские операции:

Порядковый

номер

операции

Время

совершения

операции

ЧЧ. ММ

Код вида

операции

Приято от клиента во вклад 24 000 долларов США

Клиент приобрёл валюту рубли на 1 800 долларов США

Отразить операции по кассе в реестре операций с наличной валютой и чеками.

Выполнить задание 6.

В течение рабочего дня в кассе произошли следующие банковские операции:

Порядковый

номер

операции

Время

совершения

операции

ЧЧ. ММ

Код вида

операции

Курс иностранной валюты по операциям

Клиент Астахов Иван Петрович купил валюту рубли на 100 долларов США

Продано клиенту 2000 долларов США на рубли

Отразить операции по кассе в реестре операций с наличной валютой и чеками;

Выполнить задание 7.

Покупка банком Продажа банком

Доллар США 30 32

Определить, сколько долларов США понадобится клиенту для покупки 200 ЕВРО.

Выполнить задание. Банком установлены следующие курсы валют в обменном пункте:

Покупка банком Продажа банком

Доллар США 30 32

Определить, сколько ЕВРО понадобится клиенту для покупки200 долларов США.

Выполнить задание 8.

Клиент Рябинин Валерий Иванович приобретает в КБ «Орбита» дорожные чеки, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте (доллары США). Один чек номиналом 50 долларов и 2 чека номиналом 100 долларов.

Оформить продажу чеков. Комиссионный сбор при продаже взимается в размере 0,5 % от суммы продажи