Ландшафтное проектирование и предпроектные исследования. Предпроектная оценка территории

1. Общие положения…………………………………………………….4

2. Выбор темы и предпроектный анализ курсового проекта…………5

3. Структура и содержание курсового проекта……………………….6

4. Технические требования к курсовому проекту……………………11

5. Защита курсового проекта и критерии его оценки………….…….12

Приложения…………………………………………………..…………….16

Общие положения

В методических рекомендациях представлены требования к написанию и оформлению курсовой работы №2, которая должна быть выполнена в форме проекта и основываться на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Управление проектами»

Цель курсового проекта – способствовать формированию у студентов навыков проектирования в процессе разработки авторского учебного проекта по избранной теме, связанной с управленческим профилем обучения. Задачи:

· овладение методами научных исследований;

· углублённое изучение проектной деятельности на примере конкретных культурных индустрий;

· развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы и самоменеджмента.

Планируемые результаты подготовки курсового проекта представлены в Табл. 1.

Таблица 1

Формируемые компетенции и планируемые результаты

Код и формулировка компетенции Показатели компетенции
Способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые явления и процессы (ОПК-4) Способность разрабатывать и реализовывать проекты различного типа в образовательных организациях и культурно-просветительских учрждениях, в социально- педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной сферах (ПК-9) знать: основные элементы понятийно-категориального аппарата проектного исследования; технологии разработки и управления проектами
уметь: выбрать тему курсового проекта и обосновать ее актуальность; определить объект, предмет, цель проектирования; осуществить предпроектное исследование, основанное на анализе профильной научной литературы и иных источников (нормативные документы, официальный сайт и другая рабочая документация, форумы и др.), связанных с деятельностью организационной базы проекта
владеть навыкамиразработки концепцию проекта и реализации их на практике; оформления текста в соответствии с требованиями к структуре, содержанию и техническому оформлению проекта; публичной защиты курсовой проекта в установленные сроки

Методической основой курсового проектирования является содержание учебной дисциплины «Управление проектами». Освоение лекционного материла должно сопровождаться знакомством с различными теоретическими и прикладными источниками, отражающими технологии разработки и управления проектами. При изучении научной литературы студент должен ознакомиться с различными версиями структуризации проектного цикла, основными аспектами систематизации проектной деятельности и проектного менеджмента. Итогом изучения учебной дисциплины «Управление проектами» должна стать логически выстроенная система знаний в области project management.


План-графикподготовки курсовой работы представлен в Табл. 2

Таблица 2

План-график

Этап Название этапа Вид(ы) деятельности Сроки выполнения
1. Выбор темы и эмпирической базы, осуществление предпроектного анализа Сбор информации с помощью теоретических и эмпирических методов, выявление научных и практических проблем, требующих проектных решений 2 недели
2. Разработка концепции проекта Постановка цели и задач проекта, методов его осуществления, оценка необходимых ресурсов и возможных рисков. 2 недели
3. Реализация проекта Осуществление намеченных действий 2 недели
4. Защита курсового проекта Оформление текста курсового проекта, подготовка доклада и презентации 2 недели

2. Выбор темы и предпроектный анализ проекта

Выбор темы проекта осуществляется студентом самостоятельно, но с учетом следующих ограничений:

· тема проекта должна соответствовать профилю управленческой специальности;

· тема курсового проекта должна быть увязана с темой будущей выпускной квалификационной работы (курсовой проект может входить в выпускную квалификационную работу в качестве авторских рекомендаций по результатам исследования);

· тема проекта должна быть актуальной и целесообразной для организационной базы проекта;

· проект должен способствовать достижению стратегических приоритетов учреждений культуры.

Организационная (эмпирическая) база проекта – это учреждение, в рамках которого и для которого будет разработан учебный проект. Выбор организационной базы осуществляется студентом самостоятельно с учетом мест прохождения практики, места профессиональной деятельности или организации, в рамках которой будет осуществляться производственная (преддипломная) практика выпускника.

Уточнение темы является конечным результатом предпроектного анализа проекта. Список примерных тем курсовых проектов см. далее: пункт 6.

Предпроектный анализ – обязательный этап проектной деятельности. Предпроектный анализ подчинен индуктивной логике: от частного к общему. Отталкиваясь от частных проблем и потребностей, выявленных на примере конкретного учреждения культуры, необходимо выделить и обобщить управленческую проблему, характерную для учреждений рассматриваемого типа. Предпроектный анализ осуществляется на основе теоретических (научная литература) и эмпирических источников и предполагает:

· анализ основных понятий и управленческих процессов, заявленных в теме, объекте, предмете проектирования;

· анализ текущего состояния организационной базы проекта (предприятия в целом или его структурного подразделения) с применением методов экономического, статистического, маркетингового анализа;

· построение «дерева целей» в отношении организационной базы проекта;

· выбор конкретной проблемы, выявление причин сложившейся ситуации и разработка альтернативных способов ее решения в рамках предлагаемого проекта;

· выявление и характеристика целевых групп проекта;

· выбор темы и обоснование актуальности проекта.

Результаты предпроектного анализа должны быть отражены в тексте проекта в соответствующем структурном разделе проекта (см. далее).

Структура и содержание курсового проекта

Курсовой проект должен иметь следующую структуру:

· титульный лист;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (см.: Приложение 1). Он должен содержать названия учебного заведения, факультета, выпускающей кафедры; фамилию и инициалы зав. кафедры; тему курсового проекта, профиль подготовки; ученую степень, должность, фамилию и инициалы научного руководителя; фамилию и инициалы студента, номер группы, графу «оценка», а также место и год написания курсового проекта.

На титульном листе обязательно ставятся подписи руководителя, обучающегося и заведующего кафедрой.

После титульного листа следует оглавление , содержащее названия разделов курсового проекта и соответствующие им страницы. Варианты типового оглавления и его оформления см.: Приложение 2.

Во введении следует обозначить:

· актуальность выбранной темы на уровне объекта, предмета, цели проектной деятельности (не путать с обоснованием актуальности самого проекта для конкретной организации);

· степень изученности данной предметной области в науке и представленность в нормативно-правовой базе;

· исследовательскую проблему, объект и предмет курсового проекта;

· цель и задачи проекта;

· теоретические и эмпирические методы (в том числе методы проектирования и моделирования, экономические, статистические, опросные и др.), используемые при разработке проекта;

· эмпирическую базу проекта;

· практическую значимость проекта;

· описание структуры курсового проекта.

Все указанные структурные элементы введения должны быть выделены в текстежирным шрифтом.

Объектом курсового проекта являются управленческие процессы , деятельность различных типов учреждений культуры ; в предмете должны отражаться характеристики управленческих процессов в учреждениях культуры .

Цель курсового проектирования носит прикладной характер и связана с разработкой и обоснованием проекта в соответствии с выбранной темой и сформулированной проблемой.

Задачи курсового проектирования (обязательно нумеруются!) обычно соответствуют основным этапам жизненного цикла проекта, но эти этапы в формулировке задач могут быть объединены:

1. Предпроектный анализ и формулировка концепции проекта.

2. Мобилизация ресурсов и реализация проекта.

3. Мониторинг проекта.

В формулировке задач надо обозначать название проекта и базу его реализации. Оптимально наличие 3-4 задач. Общий объем введения – 2-4 стр.

Основная часть проекта должна раскрывать и обосновывать выше обозначенные задачи в следующем объеме:

1. Предпроектный анализ (если – это один параграф, то не менее 6 стр. текста, а если этому посвящена вся Глава 1, то около 15-20 стр.; см. Приложение 2) должен содержать пункты указанные выше: определение ключевых понятий (обязательно ссылки на источники, в том числе нормативные акты), анализ текущего состояния организационной базы проекта, построение «дерева целей», выбор цели для решения конкретной проблемы в рамках проекта и др..

В зависимости от темы проекта и объекта проектирования при идентификации проблемы должны быть использованы различные методы и виды теоретического (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, проектирование) и эмпирического анализа (анализ документов, экономический, статистический, маркетинговый анализ, SWOT-анализ, опросные методы, методы математической и графической обработки результатов и др.). Предпроектный анализ кроме текстового описания, подкрепленного ссылками на источники, должен содержать статистический материал по исследуемой проблеме, представленный в табличной форме, графиках, диаграммах, схемах. Основная задача предпроектного анализа – доказать необходимость и актуальность разрабатываемого проекта.

2. Формулировка концепции раскрывает стратегический замысел проекта, его основные приоритеты. Второй этап жизненного цикла проекта представлен двумя содержательными элементами:

2.1. Разработка стратегического замысла проекта.

2.2. Разработка целевой структуры проекта.

Разработка стратегического замысла проекта. Данная позиция описывает основные стратегические приоритеты проекта. Кроме текстового описания стратегический замысел проекта должен быть представлен двумя итоговыми документами: «Устав проекта» и «План управления проектом», которые должны быть размещены в Приложении, а в основном тексте описано их содержание связным текстом.

Устав проекта включает в себя название проекта, его инициаторов, обоснование бизнес-потребностей для инициации проекта, цель и задачи проекта, результаты проекта, продукты проекта, окружение, ограничения, временные рамки, целевые показатели и критерии успешности проекта, его суммарный бюджет.

План управления проектом – сводный документ, кратко описывающий основные подсистемы проекта (план управления временем, план управления стоимостью, план управления персоналом, план управления рисками).

Разработка целевой структуры проекта. Графическая модель «Дерево целей» должна сопровождаться текстовым описанием.

3. Мобилизация ресурсов . Анализ ресурсного обеспечения проекта включает выполнение следующих позиций:

3.1. Характеристика типов ресурсов.

3.2. Анализ ресурсов с точки зрения их наличия и способов перевода потенциальных ресурсов в актуальные.

3.3. Соотнесение ресурсов с основными субъектами-кооперантами.

3.4. Разработка коммуникационных структур проекта.

(указанные позиции в тексте проекта не нумеруются)

Анализ ресурсного обеспечения оформляется в табличной или графической форме с обязательными текстовыми комментариями.

4. Реализация проекта. Этот раздел должен описывать основные институциональные подсистемы проекта:

4.1. Управление командой.

4.2. Организационное моделирование проекта.

4.3. Управление временем.

4.4. Управление стоимостью.

4.5. Управление рисками.

(указанные позиции в тексте проекта не нумеруются)

4.1. Управление командой описывает процессы формирования и развития команды проекта. В данной позиции должны быть представлены и обоснованы состав и характеристика команды управления проектом, руководитель проекта, штатно-должностное расписание команды, матрица ответственности, план управления персоналом (методы набора команды и критерии освобождения человеческих ресурсов, расписание с набором рабочих заданий для каждого исполнителя, потребность в обучении и план повышения квалификации членов команды, система поощрения и мотивации, вопросы безопасности).

4.2. Организационное моделирование проекта содержит обоснование выбора типа организационной структуры проекта, принципы ее построения, схему организационной структуры, ее описание, модель управления проектом с характеристикой административных и технологических связей между членами команды.

4.3. Управление временем описывает определение работ, определение последовательности работ, оценку продолжительности работ, а также включает разработку расписания проекта и календарного плана мероприятий. Календарный план должен быть представлен в таблице и помещен в Приложение, но в тексте его надо кратко описать.

При планировании деятельности дается характеристика критического пути проекта, резервов времени, методов сжатия и выравнивания ресурсов, разрабатывается диаграмма контрольных точек проекта, рассчитывается и обосновывается общая продолжительность проекта.

4.4. Управление стоимостью. Данный раздел предполагает выбор метода стоимостной оценки ресурсов, проведение стоимостного анализа, разработку сметы и бюджета проекта, его обоснование.

4.5. Управление рисками. Технология управления рисками включает идентификацию рисков (выходной документ – реестр рисков проекта), идентификацию и оценку видов ущерба, качественный анализ рисков (выходной документ – список проранжированных рисков с оценкой величины рисков), АВС-анализ, построение матрицы распределения рисков, количественный анализ рисков (построение «дерева решений», PERT-анализ, анализ чувствительности), выбор стратегии и методов реагирования на риски, их обоснование; план реагирования на риски с комплексом мероприятий по минимизации рисков их стоимости. Итоговый документ – план управления рисками.

5. Мониторинг проекта. В данном разделе описывается технология оценочной процедуры (субъекты, критерии, методы) предварительной экспертизы проекта, срединной оценки и итоговой оценки эффективности проекта. Дается экономическая оценка эффективности проекта, описываются экономические и социальные последствия (значимость) проекта.

В тексте проекта, особенно его первой главе, должно быть много ссылок на источники информации. В работе используются только внутритекстовые ссылки . При оформлении ссылки в тексте указываемый номер источника из списка заключается в квадратные скобки, при необходимости указывая номер страницы издания. Примеры: , , , . Подробнее о правилах оформления ссылок см.: «Положение об оформлении всех видов учебных и аттестационных работ ЕАСИ. Екатеринбург, 2016» (пункт 9).

В Заключении (объем 1-3 стр.) раскрывается краткое содержание проекта в соответствии с задачами, сформулированными во введении, в том числе определяется тип разработанного проекта (по всем основаниям классификации проектов), представляется его резюме (включая место и время проведения, количество участников и т.д.), его продукты и результаты, подчеркивается практическая значимость проекта,

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (Примеры библиографического описания источников см.: Приложение 5). Все литературные и электронные источники должны быть расположены в алфавитном порядке и последовательно пронумерованы. Список литературы может содержать литературу по управлению проектами, а также источники, отражающие характеристики объекта проектирования. Всего не менее 20 источников, изученных автором, цитируемых или упомянутых по тексту работы.

Общий объем курсового проекта без учета списка литературы и приложений должен составлять 35 стр.

Приложения помещаются после списка литературы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь порядковый номер и название. Приложения должны иметь общую с другими разделами курсового проекта сквозную нумерацию страниц. На все документы, представленные в приложениях, в основной части работы должны быть ссылки, для этого в тексте пишут: «….см.: Приложение 1».

В приложениях размещаются график Ганта, сетевой график и другие объемные (более 1,5 стр.) таблицы и рисунки. Приложения могут содержать информацию об организационной базе проекта, внутренние регламенты, отчетность, а также документы разного рода – экспертные отзывы, фото, скриншоты, сканы благодарностей и т.д.

В целом, изложение текста работы ведется от третьего лица научным языком, используя безличные конструкции или обороты от третьего лица, например: «автор работы считает, что…», «данный вывод сделан на основании…» и т.д.

В тексте должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные требованиями стандартов профессиональной деятельности, а при их отсутствии – общепринятые в научной литературе.

Вид с улицы Заводская площадь, 41

Вид с улицы Заводская площадь, 12а

Вид с улицы Заводская площадь, 8

Рис 23. Фотофиксации по ул. Площадь Заводская

В предпроектный анализ входит анализ функционального назначения выбранной территории по ул. Пл.Заводская, предполагаемой к разработке фрагмента дизайна-среды. Данный анализ позволил уточнить средовые характеристики, а соответственно, дифференцировать принимаемые дизайнерские решения.

Итогом предпроектного анализа территории является принимаемое концептуальное решение фрагмента среды города. В содержание концептуального решения входит анализ сложившейся на момент предпроектного анализа градостроительной ситуации во всех аспектах, описание принятых общих решений в дизайн-проекте.

Градостроительный анализ

ССЗ им.Ленина находится на ул. пл.Заводская,7 в Трусовском районе г.Астрахани.

Территория улицы насыщена с восточной и западной стороны административными зданиями и жилыми домами.

К востоку от улицы располагается остановка для общественного транспорта.

В составе фирменного стиля ССЗ им.Ленина разрабатывался въездной знак. Въездной знак, место для него выбрано не случайно так как оно является центром скопления людей и маршрутного такси, расположен на хорошо просматриваемых поворотах, развязках дорог. В плане конфигурация очертания въездного знака не поменяется от существующего. Обеспечен обзор въездного знака с восточной, северной и западной и южной стороны.

История развития фирменного стиля в России

В России 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция отсутствовала. И тем не менее фирменный стиль был.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР - постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике (кстати, было запланировано выпустить в ближайшие годы 250 тысяч товарных знаков, но планы эти не выполнены до сих пор).

Рис 24. Схема расположения объекта

Рис 25. Схема анализа объекта

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (продовольственными продуктами в хорошей упаковке, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д.), общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. Получалась очевидная диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир», или «художественный стиль».

Поскольку вся сфера прикладного графического творчества концептуально отождествляла себя с «высокой» художественной культурой, на вершине которой, в свою очередь, господствовала станковая живопись социалистического реализма, постольку станковостью и живописностью оказывались пропитанными все слои этой художественной системы. В произведениях прикладной графики такая живописность на композиционном уровне выражалась в явном преобладании роли пятна над линией. Сказалось это и на характере самой графической линии, обретшей живописность в разнотолщинности, в плавных переходах и изящных росчерках. Все это привело к отрыву от технико-утилитарной основы.

Товарные знаки стали настоящей школой лаконизма для художников-прикладников.Разработка товарных знаков плавно перешла в проектирование графических комплексов фирменных стилей. Инициатива в данном случае принадлежала прикладной графике, и одной из главных причин этого перехода была заинтересованность в крупных заказах. Сам термин - фирменный стиль - чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его даже стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визульно-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Он служил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии. Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова - фирменный стиль «Электромера» Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» получил мировую известность и был удостоен Гранпри - на международном бьеннале в Брно. Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название - «альтернативного стиля», «новой волны», «концептуального стиля» и т.д.

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин - Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне». Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остроиндивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры используют в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в связи с определёнными переменами, происходящими в России, фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

Предпроектный анализ территории проводится с целью выявления достоинств каждого участка и территории в целом, а также выбора наилучшего варианта решения по его использованию, чтобы на этой основе определить планировочное и композиционное решения и виды работ по осуществлению проекта в натуре.

Объекты ландшафтного искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов: эстетического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного и технологического. Каждый из указанных факторов отражает достоинства территории со своих позиций. Эстетический характеризует красоту участка, санитарно-гигиенический — его комфортность для человека, функциональный — соответствие проектируемому назначению объекта, возможности организации тех или иных видов отдыха, транспортную и структурную взаимосвязь с окружающими территориями, природоохранный фактор определяется по устойчивости участков к антропогенному воздействию. Технологический фактор характеризует возможности благоустройства территории, проведения коммуникаций, формирования пейзажей. С позиций рассмотренных факторов и следует вести оценку территории. Каждый из факторов имеет свой набор оценочных критериев и показателей оценки.

Оценка объекта по эстетическому фактору является одной из наиболее сложных. В ландшафтном искусстве оцениваются не столько отдельно взятые предметы (растения, формы рельефа, камни, водоемы и др.), сколько гармония их взаимосвязи, восприятия цветовых и пространственных отношений. Однако оценить эту гармонию, не оценив сами предметы, нельзя: например, декоративные достоинства древесно-кустарниковой группы зависит от того, насколько каждое входящее в нее дерево или кустарник выражает характерные черты своего вида, а также от того, насколько гармонично они соседствуют друг с другом на протяжении всего года.

Оценка эстетических достоинств пространств ведется по следующим критериям: форма (геометрическая, свободная), характер поверхности (определяется по уклонам рельефа — горизонтальная плоскость, пологий откос, степени нарушенности — наличие кочек, ям, канав, бугров), качество травяного покрова (луговой, сорняковый, отсутствует), качество окружающих насаждений (состав древесных пород, характеристика их декоративности), качество растительности на участке (деревья, кустарники, заросли молодняка), наличие сформированных внутренних видов.

Пруды, озера, реки и ручьи оцениваются по эстетическим качествам водного зеркала — его форме и чистоте, по качеству окружающих насаждений, сооружений, форм рельефа, открытых пространств, наличию внутренних видов.

Формы рельефа оцениваются по их важности для каждого данного объекта.

При оценке по санитарно-гигиеническому фактору учитывают в первую очередь микроклиматические условия - они оцениваются по данным температуры, влажности воздуха и ветрового режима, а также солнечной радиации. В комплексе все указанные данные должны обеспечить благоприятные условия для пребывания человека.

По желанию заказчика могут быть учтены теллурические условия - особенности состава воздуха, оказывающие влияние на организм прежде всего через дыхательные пути: наличие фитонцидов, ароматических веществ, ионизация воздуха. Здесь главную роль играет видовой состав насаждений, а также направление и повторяемость преобладающих ветров.

Оценка по функциональному фактору определяет пригодность объекта для расположения предметов и элементов экстерьера и возможности организации отдыха. Оценка по технологическому фактору определяется объемами по освоению объекта; этот фактор имеет свою специфику: он является завершающим в общем комплексе оценок.

По итогам проведения предпроектного анализа территории получаем комплект чертежей и пояснительных записок:

- Топографический план территории - по результатам топографической съемки составляется подробный план с нанесением границ участка, естественного рельефа местности, наличия и характера природных водоемов и существующих зеленых насаждений.

- Ситуационный план территории - базируется на топографическом плане. На нем указываются все существующие здания, строения и сооружения, подъездные пути как на самом участке, так и на прилегающей территории.

- План инженерных коммуникаций . Все строительные и инженерные работы на участке проводятся с учетом существующих коммуникаций: водопроводных, канализационных, электрических и кабельных сетей. Наличие подземных коммуникаций и их характеристики должны учитываться также при размещении зеленых насаждений и строительстве малых архитектурных форм.

- Инсоляционный план - представляет собой исследование естественного уровня освещенности участка. При планировке участка данные о его освещенности используются для правильного выбора ассортимента растений, строительства искусственных водоемов, создания зон отдыха, игровых и спортивных площадок. Грамотно спроектированный ландшафтный дизайн должен выглядеть эстетично при любом освещении, и инсоляционный план позволяет учесть уровни освещенности уже на этапе проектирования будущего сада.

- Инвентаризация существующих зеленых насаждений - на основе данного исследования подготавливается перечетная ведомость деревьев и кустарников с указанием пород, декоративности, приблизительного возраста, размеров и состояния зеленых насаждений. По результатам исследования принимается решение о сохранении либо замене существующей растительности.

- Агрохимический анализ почвы - п озволяет получить характеристику существующих на участке почв, проанализировать плодородность почвы, ее механический состав, уровень загрязненности. В соответствии с полученными результатами разрабатывается комплекс мер по минимизации или устранению негативных факторов и созданию оптимальных условий для высаживаемых растений. По результатам анализа почвы может корректироваться ассортиментный перечень растений, подходящих для имеющихся почвенных условий.

- Гидрологический анализ - рекомендован при наличии естественных водоемов на участке, а также для изучения уровня и состояния грунтовых вод. Все дренажные работы на участке проводятся на основе гидрологического анализа с учетом выявленного уровня залегания грунтовых вод, направления стока, количественного колебания грунтовых вод в зависимости от сезона. Этот анализ в совокупности с анализом почвы позволяет сделать выводы о целесообразности и масштабности строительства системы автоматического полива участка.

По завершении предпроектных работ на участке и получении соответствующих заключений, составляется архитектурно-планировочное решение и эскиз благоустройства и озеленения территории .

Анализ архитектурно-планировочной ситуации, позволяет определить место проектируемого объекта в плане города, района, микрорайона, а так же планировочную структуру, как объекта проектирования, так и прилегающей территории. Категории объектов озеленения, а также взаимосвязь этих составляющих между собой.

Для анализа архитектурно-планировочной ситуации опорным материалом является схема территории ОмГАУ М 1:1000. Рельеф данной территории слабо выражен с понижением в южном направлении в сторону ул. Проспект Мира. Проектируемый участок расположен на лугово-черноземных почвах, следовательно, на данной территории возможно выращивание различных видов растений.

При планировке необходимо избежать загромождение участка, неудобств эксплуатации, нарушение санитарных норм, потерю привлекательного внешнего вида.

Внимательно надо подходить к вопросу сохранения существующих зеленых насаждений и использованию природных особенностей участка, так как это уменьшит трудозатраты по оборудованию и подчеркнет своеобразную уникальность усадьбы.

При проектировании зеленых насаждений были сохранены наиболее ценные породы деревьев, например, такие как: лиственница, липа остролистная, голубая ель, туя.

Необходимо правильно выбрать цветовую гамму. Цвет на малом пространстве оказывает чрезвычайно сильное воздействие на наше восприятие ландшафтной картины в целом. Построенная на контрасте светлых и темноокрашенных растений композиция создала притягательную для взгляда картину.

По результатам анализа можно сделать вывод, что общее впечатление от участка благоприятное.

Ландшафтный и инсоляционный анализ

Ландшафтный анализ помогает объективно оценить природные условия анализируемой территории, оказывает влияние на функциональный анализ, планировку дорожно-тропиночной сети, на композиционное решение, на выбор древесно-кустарниковой растительности и травянистой растительности при проектировании объектов озеленения.

Рельеф нередко предопределяет все композиционные построения, «архитектонику», общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории.

Анализ существующего рельефа на анализируемой территории объекта озеленения был выполнен по топографическому плану (масштаб 1:500) и непосредственно на местности, включал в себя выделение и анализ характерных форм рельефа, определение крутизны и экспозиции склонов, выявление участков с самыми высокими и самыми низкими отметками горизонталей, в пределах границ объекта проектирования.

Рельеф на территории равнинный. Самая низкая точка на юго-западе плана 100.91, а высокая на севере 106.41.

При разработке проектного решения одной из основных задач является сохранение или усиление существующих форм рельефа. Подчеркивание форм рельефа возможно путем использования приемов геопластики. В последствии это выгодно для установки различных видов малых архитектурных форм, посадки групп или солитеров древесно-кустарниковой растительности.

Также характер рельефа местности влияет на расположение и на саму структуру дорожно-тропиночной сети. Равнинный рельеф провоцирует «срезание углов», вытаптывание травянистого покрова территории и приводит к нарушениям в общей структурной целостности объекта, нерационального использования и изменения первичного предназначения различных функциональных зон.

Состояние экологии включает в себя как положительное, так и отрицательное состояние ландшафта. Положительное состояние отражается в хорошем состоянии растительности. Выявить и зафиксировать причину плохого экологического состояния объекта проектирования бывает сложно, так как она, зачастую, находиться далеко за пределами границ участка, и можно зафиксировать только реакцию живого (растительного) организма на эту проблему.

Оценка насаждений при ландшафтной инвентаризации на территории проводится с целью определения общего состояния деревьев, кустарников, трав, цветов, выявление преобладающих, основных и дополнительных (сопутствующих) видов деревьев и кустарников, их возраста и степени угнетения растений друг другом и воздействия на них неблагоприятных факторов среды.

На территории аграрного университета растут неплохие лиственницы, экзотические туи, шикарные ели. Но санитарное состояние елей на территории выставочного сквера «Флора», в питомнике и парке ОмГАУ было оценено от 1,42 до 1,46 баллов в 2001 году и от 1,43 до 1,48 баллов в 2003 году, что показывает достоверное ухудшение с вероятностью 95%.

Удовлетворительное состояние у сосен, стволы тонкие и кривые, возможно причина в почве.

На территории Аграрного Университета находится великолепный ботанический сад им. Н.А. Плотникова. В саду представлены отделы: тропических и субтропических растений, декоративных видов, технических и лекарственных, кормовых (бобовых и мятликовых растений), водных и болотных, древесных и кустарниковых, редких и исчезающих видов, альпинарий и экспериментальный. Коллекционные фонды растений насчитывают 1800 видов, из них тропических и субтропических - 580, лекарственных и технических растений - 326, декоративных - 603 вида, деревьев и кустарников - 180 видов. В саду выращивается 40 видов редких и исчезающих растений. Основное направление исследований - интродукция полезных растений, сохранение биоразнообразия растений.

Инсоляционный анализ на территории объекта выполняется с целью выявления зон характеризующихся избыточным по времени присутствием тени от различных сооружений, жилой застройки, что в свою очередь накладывают определенный отпечаток при выборе ассортимента древесно-кустарниковой и травянистой растительности в проектных предложениях по озеленению и благоустройству данного объекта.

Наличие чрезмерного количества зон с недостаточным периодом прямого солнечного излучения отрицательно сказывается на комфортности окружающей среды и накладывает дополнительные ограничения на архитектурно-планировочное решение озеленения и благоустройства территории объекта, при разработке проектных решении необходимо учитывать, что продолжительность прямого солнечного облучения для территории жилой застройки должна соответствовать - не менее 2,5 часов в день на период с 22 марта по 22 сентября. Существенное значение имеет освещенность территории в зависимости от влияния высотной застройки и крупных деревьев.

Целью данной работы является расчет и построение на плане объекта проектирования в М1:500 конвертов теней от существующей застройки на 9, 12 и 17 час.

После проведения инсоляционного анализа можно сделать следующие выводы: 35% территории полностью освещено, 11% - занимает тень в восемь часов утра, 14% - двенадцать часов, 40% - пять вечера. То есть в дневное время суток территория почти полностью освещена.


Содержание
    Введение………………………………………………………. .2
    Предпроектный анализ ландшафтного дизайна……………..3
    Заключение…………………………………………………… 12
    Список используемой литературы…………………………..13

Введение
Предпроектный анализ – это сбор данных для создания генерального плана и пояснительной записки. При этом производятся первоначальные схемы и эскизы без использования программ.
На бумаге очень удобно показать, обсудить, если что-то не устраивает - исправить. Предпроектный анализ необходим для того, чтобы правильно просчитать объем и стоимость работ по его воплощению.
Всякая информация извне, собранная перед проектированием, анализируется и оценивается с точки зрения темы проекта.
Содержание подготовительного этапа состоит в мыслительной деятельности, предшествующей выполнению проекта. Чем глубже и всестороннее дизайнер проведет предпроектный анализ, тем правильнее и эффективнее он наметит путь проектных поисков, тем успешнее преобразует результаты объективных исследований в субъективное решение.

Эскизный этап (этап творческого поиска) - центральное звено единого процесса архитектурного проектирования, на эскизном этапе происходит возникновение и становление проектной идеи. Конечный итог эскизного этапа - утвержденный (окончательный) эскиз, идея и замысел проектного решения.

Этап творческой разработки проекта - длительная стадия проектирования, перехода от эскиза к проекту. На этом этапе творческая работа над углублением и развитием композиционного замысла приводит к цели - проекту.
Предпроектная подготовка – важный этап в проектировании земельного участка. От качества работ на этой стадии во многом зависит конечный результат.

Предпроектный анализ ландшафтного дизайна.

Основной задачей ландшафтного дизайна является решение территории приусадебного участка, как в плановом, так и в объемном исполнении. Сложность данной задачи состоит в том, что специалисту необходимо правильно спланировать группирование и увязку древесно-кустарниковых растений между собой и рельефом участка, форму и размер водной поверхности, планировку дорог и тропинок, архитектурные объекты и многое другое. Именно совокупность этих важных элементов и определяет художественное достоинство сада. При формировании ландшафтной среды на участке, необходимо создать индивидуальный стиль сада, совпадающий с интересами заказчика. На основании проекта составляются предварительные сметы на благоустройство и озеленение участка.

Проектирование участка должно начинаться с анализа исходной ситуации.

Ландшафтное проектирование участка не обходится без проведения предпроектного анализа. Он представляет собой визуальную оценку участка, а также комплекс необходимых предварительных исследований:

      Выезд ландшафтного дизайнера
      Топографическая съемка
      Таксационная съёмка
      Ситуационный план
      Фотосъемка
      План существующих коммуникаций
      Ветер
      Анализ почвы
      Гидрология участка
      Инвентаризация существующей растительности
      Инсоляционный анализ
      Конфигурация участка и его размер
      Местоположение дома
      Прилегающее окружение, соседние участки
      Поэтажные планы дома
      Озеленение
      Визуальное загрязнение
      Шум
Топографическая съемка участка производится с целью получения полноценной информации о рельефе местности, наличии неровностей поверхности (возвышения, склоны), болотистости и растительности. Если на участке существует высокая растительность, должна быть выполнена подеревная съемка с обозначением пород растений. Ямы, траншеи, овраги, насыпи тоже желательно отметить на плане. Их либо убирают, либо используют.
Все данные отображаются на соответствующем плане, который в дальнейшем служит основой для оценки ситуации и определения видов и последовательности земляных работ, которые входят в ландшафтное проектирование. Сюда входит оборудование дренажной системы, использование грунта, взятого в одном месте для создания разных уровней или выравнивания поверхности в другом, озеленение и прочее.
Таксационная съёмка проводится дополнительно при наличии больших лесных массивов, не требующих значительных изменений (таксация - учёт леса по материальным и качественным показателям).
Ситуационный план - это следующий этап работ, входящих в ландшафтное проектирование, он составляется на основе данных, полученных при топографической съемке. В частности, обозначается месторасположение зданий и сооружений. Поскольку обустройство подъездных путей так же входит в ландшафтный дизайн, проектирование участка должно включать схемы прилегающих территорий с обозначением инженерных коммуникаций и прочих элементов.
План имеющихся коммуникаций играет не менее важную роль. Благодаря ему разрабатывается проект прокладывания новых инженерных коммуникаций и строительства сооружений с учетом всех норм и требований. Ландшафтный дизайн, как правило, включает в себя обустройство дорожек, посадку крупномеров, заездов и прочие работы, которые осуществляются строго в соответствии с планом.

Ветер. На плане необходимо обозначить направления преобладающих ветров. Какова роза ветров, где наветренная сторона. Это особенно важно, если дом будет стоять на открытой площадке или на холме. Определяются и фиксируются стороны света. Места отдыха и площадки для детей закрывают от ветра. Для уменьшения ветра делают решетчатый (не глухой!) забор или живую изгородь.

Анализ почвы. Данная процедура так же обязательна при проектировании участка, агрохимические показатели дают возможность определить какие растения можно сажать на данном участке, поскольку озеленение является неотъемлемой частью разработки ландшафтного дизайна. Необходимо определить не только уровень кислотности почвы, но и содержание минеральных веществ, степень плодородности, механический состав. На основе полученных данных появляется возможность использовать весь грунт и полноценно воплотить в жизнь разработанный ландшафтный дизайн. Зачастую проектирование участка требует корректировки характеристик почвы, что вполне допустимо при наличии результатов анализа и гораздо проще, нежели вносить изменения в ландшафтный дизайн.

Гидрология участка - исследование грунтовых вод: годовой режим, глубина залегания, колебания уровня, заболоченность и т.п. Данный анализ очень важен и является одним из критериев отбора растений в соответствии с ландшафтным дизайном, их размещения на участке по плану проектирования. Также этот анализ необходим при капитальном строительстве, обустройстве системы дренажа, дорожек, установке фонтанов, лестниц, мостков и прочих элементов декора, которые входят в проектирование ландшафтного дизайна.

Перепись уже имеющихся насаждений обязательно входит в ландшафтное проектирование участка, поскольку эти данные позволяют оценить насколько гармонично они будут смотреться совместно с планом предстоящего озеленения. В соответствии с этим происходит сохранение, пересадка или удаление определенных видов растений.

Инсоляционный анализ - исследование участка с точки зрения освещенности разных его фрагментов в разное время суток. Необходим для разработки ландшафтного дизайна, планирования всего комплекса озеленения и благоустройства, проектирования разбития клумб и устройства газонов, организации цикла посадки растений и (работ по уходу), планирования детских площадок и зон отдыха.

Естественное освещение. Если на участке или вокруг него высокая растительность, а также различные строения, необходимо учитывать, что они будут отбрасывать тень, и это, в значительной степени, будет определять подбор растений, а также композиционную игру света и тени.

Искусственное освещение. Разрабатывается система освещения в соответствии с конфигурацией дорожек, подсвечиваются отдельные элементы ландшафта.
В теплых летних сумерках, когда воздух напоен ароматом цветов высокие фонари зальют мягким светом площадку отдыха, а направленное освещение выхватит из темноты яркие пятна цветников, создав романтическую атмосферу. Осенью подсветка продлит очарование погружающихся в темноту ярких сполохов разноцветной листвы, зимой создаст сказочную игру света на заиндевелых ветвях, а светящиеся шнуры и гирлянды создадут в саду новогоднее настроение. Хорошо продуманная система освещения позволит не только любоваться садом после наступления темноты. Она поможет легче ориентироваться в саду, осветит небезопасные в темноте ступени, переходы через ручьи, изгибы дорожек, а, кроме того, сможет отпугнуть незваных гостей. Необходимо создать различные сценарии освещения, выбрав для каждой задачи наиболее подходящий тип светильников.
На разработанной ландшафтным архитектором схеме освещения участка указываются точки установки светильников, обозначается объединение отдельных светильников в контуры и размещение выключателей контуров. Дизайнером подбираются те типы светильников, которые гармонично войдут в стилистическое решение сада и, в тоже время, будут соответствовать функциональным и техническим требованиям системы освещения.

Конфигурация участка и его размер. Участки сложной конфигурации требуют некоторых дополнительных усилий для гармонизации их пространства. На больших участках это сделать немного легче. Если участок маленький, то потребуется применение приемов для его зрительного увеличения.

Местоположение дома. Не очень удачно, если дом находится в глубине и подъезд к нему идет через весь участок. Тогда мало места остается на приватную зону. Есть ли уличные фонари рядом с участком? Какую часть сада они освещают? Светят ли в окна? Нужно ли закрывать дом от них? При проектировании необходимо предусмотреть подъезд к септику (если он есть) и пожарный подъезд к дому.

Прилегающее окружение, соседние участки. Если они уже освоены, то можно учесть их при планировке. Красивые виды желательно максимально открыть, включить их в пространство сада. Плохие виды соответственно закрыть или отвлечь от них внимание.

Поэтажные планы дома. Расположение помещений, знание того, куда выходят окна. Окна из разных комнат задают видовые точки, которые нужно будет продумывать при проектировании.
Необходима четкая постановка дома на местности. Если дом еще не построен, то нужны проект дома, чертежи фасадов, поэтажные планы. Затем определяется месторасположение будущего дома. Определяется насколько дом соответствует по масштабу участка, его архитектура, стиль, используемые материалы для отделки, цветовая палитра, стиль интерьеров. Если есть четкий стиль фасадов, то он задает стиль сада. Материалы отделки дома, основные направления в интерьере тоже влияют на ландшафт.

Озеленение. Особенно аккуратным следует быть на лесном участке. Даже небольшое нарушение сложившейся экосистемы может привести к значительным последствиям. Деревья могут начать болеть и умирать, а могут начать падать вполне здоровые.
Дендролог определит каждое дерево и оценит его с точки зрения декоративности, определит его примерный возраст, высоту, категорию состояния и даст рекомендации по дальнейшему общению с растением, определит визуальную оценку их состояния, а в редких случаях и инструментальный анализ на ветровальность, зараженность. Если же на территории не имеется растительности, клиенту предлагается каталог или журналы с фотографиями растений, возможно, клиент сам определился что хочет видеть на своем участке. На первом этапе работ по озеленению производится посадка крупных деревьев и кустарников. Одновременно может закладываться альпийская горка, создаваться водоем и т. д., Затем сажаются более мелкие древесно-кустарниковые породы, у подготовленных опор размещаются лианы, закладываются живые изгороди, планируется огород, разбиваются цветники, последним этапом работ по благоустройству и озеленению является создание газона. В зависимости от возможностей участка и характера планировки работы по озеленению могут идти как одновременно с работами по ландшафтному строительству, так и после них.
Минимальные расстояния для посадки деревьев:
от стены здания - 5 м;
от забора - 3,5-4 м;

от водопровода, канализации, электрокабеля - 1,5 м;
от подошвы откосов, террас - 1 м;
от внутренней грани подпорной стенки - 3 м;
от дорожек - 0,7 м.
Минимальны расстояния для посадки кустарников:
от стены здания, от электрокабеля - 1,5 м;
от забора, внутренней грани подпорной стенки - 1 м;
от газа, теплотрассы, дренажа - 2 м;
от подошвы откосов, террас, от дорожек - 0,5 м.

Визуальное загрязнение. Кроме положительных факторов своеобразия данного участка, могут быть и отрицательные элементы, вносящие визуальное, шумовое и другое загрязнение (трансформаторные подстанции, котельные, автострады или просто уродливые соседние дома).

Шум. Откуда и какой силы (дорога, производство, рядом участок с голосистыми детьми, шумные компании).

      Беседки, зоны отдыха переносятся от источника шума.
      Предусматривается шумозащита:
шумозащитные экраны, шумозащитная полоса из деревьев, расположенных в шахматном порядке, и кустарников, посаженных между ними или перед ними плотной стеной. В шумозащитной изгороди желательно сочетать лиственные и хвойные породы и использовать быстрорастущие растения с плотной кроной.

Альпинарии.
Существует множество видов альпинариев. Это может быть альпийская горка состоящая из террас, невысокие стенки которых выложены сухой кладкой с включением отдельных крупных валунов, на плоских поверхностях террас создаются композиции из почвопокровных многолетников, отдельных более высоких травянистых растений, миниатюрных деревьев и кустарничков. Если на участке достаточно места, можно создать имитацию горного склона, лучше всего использовать южную экспозицию естественного склона, но рельеф можно создать и искусственно. Поддержат склон крупные необтесанные неравномерно разбросанные камни, пространство между растениями заполняется более мелкими камнями и гравием. По склону можно проложить тропу, которая с одной стороны позволит насладиться филигранностью линий, разнообразием окрасок цветков и листьев рассматривая их с близкого расстояния, а с другой стороны обеспечит возможность осуществлять необходимый уход за посадками. Альпинарий можно расположить и на плоском рельефе. Композиции из карликовых видов сосен и туй, а также разнообразных видов можжевельников в сочетании с яркими пятнами цветов, посаженные среди клумбы засыпанной речным гравием выглядят ярко и выразительно, особый шарм такому цветнику придаст один или несколько камней необычной формы. Альпийскую горку лучше всего расположить на южном склоне, она должна примыкать к террасе, пруду или находится в палисаднике. Солнечные и теплые места могут перемежаться с влажными и прохладными, на горке можно оборудовать небольшой ручеек. В месте, где открывается наиболее красивый вид, можно установить садовую скамью; детально проработать планировку отдельных уголков сада – водоема, альпинария, цветников.

Водоемы.
Вода является очень важным, а порой определяющим элементом ландшафтной конструкции сада. Вариантов использования воды в ландшафтном дизайне, бесконечное множество. Водоем – это сложная инженерная конструкция, включающая специальные сооружения и приборы. Чтобы со временем в нем сформировалась устойчивая биосистема, на
и т.д.................