Кредиты проблемным клиентам с хорошим обеспечением. Возникновение проблемных кредитов. Страхование вкладов клиентов коммерческих банков. Классификация и учет проблемных кредитов

Создание эффективной системы управления проблемными кредитами является одной из главных задач современной банковской системы. Независимо от качества кредитного портфеля и методов, которые применяются при управлении кредитным риском, все банки в той или другой степени сталкиваются с проблемами невозвращения кредитов. Проблемными кредитами называют такие, по которым своевременно не были проведены один или несколько платежей, значительно снизилась рыночная стоимость обеспечения, возникли обстоятельства, из-за которых в банке появятся сомнения относительно возвращения кредита.

Ущерб, связанный с проблемными кредитами, может быть более ощутимым, если учесть, что их возникновение:

- «замораживает» средства банка в непродуктивных активах;

Приводит к подрыву репутации кредитного учреждения, доверия вкладчиков и инвесторов;

Увеличивает административные расходы банка;

Повышает угрозу оттока из банка квалифицированных кадров -последствие снижение их материального стимулирования из-за падения прибыльности кредитных операций.

В казахстанской практике чаще всего в качестве проблемных кредитов принимаются кредиты, классифицированные как «сомнительные 5 категории» и «безнадежные» в соответствии с Правилами классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 ноября 2002года №465.

В сфере розничного кредитования в качестве проблемных кредитов рассматривают кредиты с просрочкой более 90 дней.

Факторы образования проблемных кредитов, лежащие на стороне заемщика и зависящие от него, чаще всего связанны с плохим руководством предприятия. Неэффективность работы заемщика может быть также вызвана ухудшением качества его продукции. Также проблемные долги могут возникнуть из-за нежелания заемщика погасить кредит, вследствие снижения стоимости залогового имущества.

К факторам, не зависящим от заемщика, относят непредвиденные политические или экономические события, изменение законодательства, общее ухудшение экономической ситуаций, невозможность быстрой перестройки производства продукции в связи с определенным техническим прорывом, стихийные бедствия и т.д.

Причины образования проблемных долгов связаны с нарушениями кредитного процесса:

1) предоставление кредита не на основе экономического обоснования, а исходя из дружеских расположений к заемщику;

2) слабый и непрофессиональный анализ кредитной заявки;

3) плохое структурирование кредита с позиции риска как следствие поверхностного представления о специфических отраслевых особенностях предприятий;

4) недостаток обеспечения кредита;

5) неправильное документальное оформление кредита, например, отсутствие в кредитном договоре оговорок (условий), защищающих интересы банка-кредитора;

6) плохой контроль, за работой заемщика в пери пользования ссудой и др.

В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы. 1. Мероприятия по организационной, финансовой помощи банка проблемному заёмщику:

Разработка программы изменения структуры задолженности;

Работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;

Назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;

Расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;

Увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;

Получение дополнительной документации и гарантий и др.

2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:

Реализация обеспечения;

Продажа долга заемщика третьей стороне;

Обращение к гарантам и поручителям;

Принятие мер правового характера;

Оформление документов о банкротстве и др.

В современной теории и практике банковской деятельности вопросы формирования банками резервов на возможные потери по ссудам занимают особое место.

Литература:

1. О.И. Лаврушин Банковский менеджмент. Москва: Кнорус, 2009.

2. В.В. Жариков. Управление кредитными рисками. Тамбов:Изд-во Тамб. гос.техн. университета, 2009

3. Ш.Д. Каримова «проблемный кредит», факторы возникновения и критерии определения // Баки Казахстана №5, 2012 г.

4. А.Ю. Александров Управление портфелем проблемных кредитов коммерческого банка. / автореферат диссертации. С-Пб., 2010 г.

Как только не проверяют банковские структуры потенциальных заемщиков. И место работы, и доходы, и порядочность погашения ранее взятых займов, и возраст, и множество других моментов выясняется кредитором при рассмотрении кредитной заявки. Впрочем, несмотря на все эти старания досконально проверить соискателя и убедиться в высокой вероятности возврата кредитных средств не всегда удается: численность проблемных должников в настоящий момент неуклонно увеличивается. Разумеется, пока это не является стихийным бедствием на рынке кредитования, как было при кризисе, однако появилась новая проблема, не менее серьезная. Многие заемщики, оформив одновременно несколько займов, просто не справляются с взятыми на себя долговыми обязательствами, причем подобным образом на сегодняшний день поступают многие наши соотечественники и причиной этому служит доступность некоторых кредитных продуктов, получить которые может практически любой желающий. В связи с этим, довольно часто люди прибегают к очередному кредитованию необдуманно, что влечет за собой неприятные последствия. Независимо от обстоятельств, которые послужили причиной возникновения проблемных долгов, у банковских организаций существуют классические методы борьбы с недобросовестными заемщиками.

Проблемные займы и их последствия для кредиторов

Проблемные кредиты неслучайно называю именно так. Для банковских структур – это действительно значительная проблема, с которой они стараются всячески бороться. Прежде всего, кредитор теряет запланированную , соответственно, ему вынужденно приходится изымать данные средства и собственного резерва, чтобы рассчитаться с вкладчиками, которые предоставляли свои финансовому учреждению на временное пользование за определенный процент, а банк, в свою очередь, эти деньги выдал заемщику, рассчитывая, что тот вернет их согласно графику платежей и никаких проблем не возникнет. Кроме того, кредитору приходится оплачивать деятельность специалистов, работающих с недобросовестными заемщиками, а также , вызванные изъятием имущества должника и судебными разбирательствами. Безусловно, когда банковской организации все-таки удастся вернуть проблемный , практически все вышеперечисленные расходы автоматически перейдут на заемщика, тем не менее до тех пор финансовому учреждению придется потратить немало времени и своих денег. Если же после всех переговоров всплывет, что должник не имеет возможности возвращать кредит на прежних условиях, и требуется , банковская структура однозначно понесет значительные убытки, при этом возместить их уже вряд ли удастся. Если учесть тот факт, что даже у самого благополучного финансового учреждения доля проблемных кредитов среди всех предоставленных составляет 6-8%, становится очевидно, насколько пагубно подобная ситуация влияет на финансовое положение банка. А ведь в большинстве кредитных структур это соотношение гораздо хуже, и проблемные займы в некоторых банковских организациях могут достигать 30% от всего кредитного портфеля банка.

Работа с проблемными кредитами, как правило, начинается кредитором сразу при их возникновении. может допустить совсем незначительную просрочку ежемесячного платежа, а ему уже начнут звонить из банка, и настойчивы напоминать о необходимости своевременного внесения платежа и о штрафных санкциях, которые будут приняты в связи с нарушением условий договора, где четко прописана дата обязательного взноса. Вместе со звонками, финансовое учреждение начнет отправлять на адрес должника письма, содержание которых будет опять-таки напоминать заемщику о долговых обязательствах. В этих письмах кредитор укажет возникшую задолженность по кредиту и еще раз напомнит и о значительных штрафах, которые к тому времени будут уже начислены на остаток займа, и о вероятности возможного досрочного расторжения кредитного договора, что повлечет за собой принудительный возврат заемщиком полной суммы долга одним платежом, если у должника такой возможности не будет, банк отдаст кредит коллекторам или передаст дело в суд, после чего с недобросовестного заемщика будет изъято имущество, за счет которого кредитор получит свои деньги. Впрочем, статус проблемного, кредит приобретает по прошествии трех месяцев, на протяжении которых должник не соблюдал условий соглашения заимствования и ни разу не вносил платеж по кредиту, и не старался договориться о реструктуризации займа. В то же вспять, реструктуризация сама по себе может быть довольно болезненна для финансового учреждения. Зачастую заемщики, если и пробуют договориться с кредитором, то речь идет о продлении срока кредитования, с целью уменьшить ежемесячные взносы. Однако для кредитной структуры подобная уступка возможна далеко не всегда, а потому соглашаются на нее лишь для того, чтобы сохранить положительную статистику. Иногда должники сами ставят преграды, которые мешают достигнуть какой-либо договоренности с кредитором, требуя предоставления вовсе невероятных уступок, на которые не пойдет ни один банк. Например, некоторые неблагополучные заемщики соглашаются погасить задолженность лишь в том случае, если финансовое учреждение откажется от штрафов, или вовсе от положенных процентов, что попросту невозможно.

Если собственных сил недостаточно

Если заемщик игнорирует все требования кредитора об оплате долга или того хуже, даже старается скрыться от ответственности, банковская организация может переуступить проблемный кредит третьим лицам. Такая возможность прописывается в каждом кредитном договоре. Причем банк может наделить коллекторскую организацию полномочиями исключительно по востребованию долга с недобросовестного заемщика за определенное вознаграждение, либо полностью продать кредит. Действия коллекторских агентств подразумевают социальное и психологическое воздействие на должников, чтобы заставить тех отдать кредит, впрочем, методы коллекторов, зачастую более настойчивы и радикальны по сравнению с банковскими, поэтому, как правило, заемщик все-таки сдается и выплачивает долг, в противном случае дело передается в суд.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Важным направлением предупреждения и минимизации кредитных рисков является работа с проблемными кредитами. Для раскрытия особенностей организации работы банка с проблемными кредитами следует уточнить понятие проблемного кредита (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Сравнительные данные о понятии проблемного кредита*

Организация

Определение проблемной ссудной задолженности

Центральный Банк Российской Федерации

Просроченная и сомнительная ссудная задолженность, в том числе по векселям, процентным платежам, а также просроченная задолженность по причитающимся в пользу банка комиссиям

Международный валютный фонд

Обязательство, полное погашение которого сомнительно вследствие неадекватного финансового состояния должника или обеспечения по данному обязательству, а также наблюдается просрочка уплаты основного долга и (или) процентов по нему более 90 дней

Федеральная резервная система США

Кредит или ссуда, не приносящие доходов, т.е. процентные платежи и (или) выплаты процентов, задержка по которым составляет более чем 90 дней

Базельский

Кредитный продукт, по которому имеются существенные нарушения сроков исполнения обязательств перед банком, значительное ухудшение финансового состояния должника, а также ухудшение его качества или утрата обеспечения по нему

* Александров А.Ю. Управление портфелем проблемных кредитов: автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 2010. С. 10.

Анализ российской и зарубежной научной и учебной литературы, стандартов бухгалтерского учета и отчетности, суждения Базельского комитета и трактовки нормативных документов Банка России свидетельствует, что, к сожалению, единства мнений по данному вопросу нет.

В российском законодательстве термин «проблемный кредит» не закреплен. Однако, как будет показано ниже, в соответствии с Положением Банка России № 254-П, определяющим критерии классификации ссудной задолженности по степени риска, одна из категорий имеет наименование «проблемные кредиты».

Определение проблемного кредита с позиций ЦБ РФ предполагает наличие у кредита одного из двух признаков - достаточно длительного неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и реальной угрозы такого неисполнения. Такая трактовка, к сожалению, не дает однозначного ответа на вопрос, по каким признакам можно выявить реальную угрозу неисполнения обязательств.

Например, по ОАО «Россельхозбанк» просроченная задолженность в 2,5 раза выше, чем по РСБУ, ОАО «Промсвязьбанк» - более чем в три раза, МДМ-Банк - на 50%, ОАО Банк «Петрокоммерц» - в два раза. Это означает, что исследование степени проблем в сфере кредитных отношений недостаточно для формулировки выводов. Это подчеркивает значимость организации работы коммерческих банков с проблемной ссудной задолженностью и меру их ответственности перед кредиторами, вкладчиками, акционерами и другими заинтересованными сторонами.

Сравнение показателя просроченных кредитов но РСБУ и МСФО (на 01.01.2010)*

Кредитный

портфель, млрд руб.

% просроченной ссудной задолженности

Кредитный портфель, млрд руб.

Просроченная ссудная задолженность, млрд руб.

% просроченной ссудной задолженности

ОАО «Банк ВТБ»

ГП Б (ОАО)

ОАО «Банк Москвы»

ОАО «Россельхозбанк»

Ал ьфа-Банк

ОАО «Промсвязьбанк»

Банк «Санкт-Петербург»

ОАО Банк «Петрокоммерц»

Банк «Возрождение» (ОАО)

ОАО «Псрвобанк»

* Козлов Л.Л. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России //Деньги и кредит. 2010. № 2. С. 12.

Как отмечалось выше, в нормативных документах Банка России классификация ссудной и приравненной к ней задолженности производится водной из пяти групп, из которых III группа - «сомнительные кредиты», IV группа - «проблемные» кредиты», V группа - «безнадежные кредиты». С учетом многообразия практики данная классификация может быть уточнена для целей повышения эффективности работы с проблемными кредитами.

В этой связи следует подразделить проблемные кредиты в портфеле коммерческого банка на пять категорий - по степени проблемности. При этом каждой категории будут свойственны свои признаки и индикаторы (сигналы), на которые должен ориентироваться банк и в соответствии с которыми разрабатывать комплекс мероприятий по преодолению кризисных явлений в деятельности заемщика, включая оценку эффективности таких мер в конкретных условиях.

В приведенной ниже классификации работа банка с проблемной ссудной задолженностью может быть подразделена на две стадии: стадия раннего предупреждения (первая и вторая группа) и стадия работы с ярко выраженной проблемной ссудной задолженностью (третья- пятая группы).

Из данных табл. 5.5 следует, что кредитам, подлежащим дополнительному контролю, свойственны такие индикаторы, как наличие внешних сигналов об ухудшении финансового положения заемщика, так как внутренние индикаторы пока не реагируют на возникающие проблемы (заемщик выполняет договорные обязательства, а мониторинг финансовой устойчивости не демонстрирует существенного ее ухудшения).

Работа с данной категорией кредитов требует сбора и обработки информации внешнего характера, а при получении негативных сигналов - проведения постоянного мониторинга финансового состояния клиента, достаточности и ликвидности обеспечения, проведения переговоров.

Для кредитов предпроблемной стадии свойственны такие сигналы, как отрицательный прогноз по обслуживанию долга, просрочка текущих платежей на 1-2 дня; снижение оборотов по расчетному счету, невыполнение бизнес-плана, кризисные явления в отрасли деятельности заемщика. По данной группе кредитов клиенту следует предложить реструктуризацию задолженности.

Таблица 5.5

Классификация проблемной ссудной задолженности по группам риска в зависимости от установленных критериев

Кредиты, подлежащие дополнительному контролю

Имеются внешние сигналы об ухудшении положения заемщика, при этом заемщик выполняет договорные обязательства, и текущий мониторинг финансового положения не показывает существенного ухудшения. Негативная информация о компании в СМИ.

Подача иска против компании-заемщика, его собственников или топ-менеджмента, возбуждение ад- министративных/уголовных дел против руководства компании.

Выявление отрицательных тенденций в отрасли компании-заемщика

Осуществление внеочередной оценки кредитоспособности заемщика.

Проведение углубленного анализа оборотов по расчетному счету заемщика.

Внеочередная проверка и переоценка обеспечения.

Встреча с руководством компании- заемщика для прояснения ситуации и планов компании

Кредит в пред-

проблемной

Возникновение на регулярной основе просрочки текущих платежей на 1 -2 дня.

Снижение оборотов и среднего остатка по счету. Средства на оплату очередного платежа по кредиту поступают на счет в последний момент. Невыполнение бизнес-плана или отрицательный прогноз деятельности.

Глубокие кризисные явления в отрасли деятельности заемщика

Банку необходимо принять решение относительно дальнейшей стратегии поведения.

Целесообразно предложить клиенту реструктуризацию.

Требование об усилении обеспечения или о выполнении заемщиков дополнительных условий

Наименование групп риска проблемной ссудной задолженности

Критерии(признаки) проблемной ссудной задолженности

Мероприятия по работе с проблемной ссудной задолженностью

Проблемный кредит активного заемщика

Существенное ухудшение финансового положения заемщика.

Наличие значительной просрочки по кредиту. Предприятие периодически производит частичные погашения просроченной задолженности и пени по кредиту

Меры совпадают с предыдущей классификацией.

Если клиент движется к банкротству - продажа задолженности третьему лицу

Необслуживаемый кредит

Наблюдается просрочка за последние 180 дней свыше 30 дней, по которым при этом в течение длительного времени (к примеру, 30 дней) не происходило частичных погашений

Необходимо незамедлительно инициировать судебные процедуры и продолжать работу по взысканию во взаимодействии с правоохранительными органами.

Такой актив целесообразно передать в коллекторское агентство

Безнадежный

Заемщик признан банкротом или налицо факт мошенничества и мероприятия по поиску виновных не приносят результата

Действия по такому кредиту должны носить максимально оперативный характер.

Обратить взыскание на залог или же в оперативном порядке продать актив третьему лицу

В случае когда клиент не настроен на сотрудничество, банк вправе применить и другие меры защитного характера. Эти меры могут быть активными и пассивными. Пассивные меры будут означать изменение оценки финансового положения заемщика и формирования по предпроблемной задолженности более высокого уровня резерва на возможные потери. К активным мерам следует отнести, в частности, требование банка о дополнительном обеспечении или выполнении заемщиком дополнительных условий, например, поддержание на определенном уровне оборотов по счету, соблюдение критериальных значений некоторых финансовых коэффициентов и т.д. Поскольку речь идет о заемщиках, не настроенных на партнерское взаимодействие с банком, подписание дополнительных соглашений может вызвать определенные затруднения, значит, «защитные» требования имеет смысл закладывать в кредитное соглашение.

Следует отметить, что основной особенностью предпроблемного кредита является отсутствие у банка фактических оснований для предъявления претензий к заемщику. Это затрудняет использование банком жестких мер по защите своих интересов и не позволяет предпринимать меры в одностороннем порядке. В этой связи особое значение имеет эффективность переговорного процесса и установление взаимопонимания с заемщиком. Именно этому должно быть уделено максимальное внимание. Если же компромисса достигнуть не удается, то это означает, что со временем кредит перейдет на следующую стадию проблемности.

Еще одну группу проблемной ссудной задолженности «кредит активного заемщика» («живой» проблемный кредит) отличает негативная динамика оценки финансового положения заемщика, которая сопровождается просроченной задолженностью по основному долгу и процентам. Однако предприятие продолжает хозяйственную деятельность, осуществляет расчеты, периодически производит частичное погашение обязательств по кредиту.

Такой сценарий свидетельствует о финансовых затруднениях в бизнесе заемщика. Однако предпринимаемые попытки погасить обязательства говорят о серьезных намерениях клиента и его готовности к сотрудничеству. В этом случае оправданно усилить партнерские отношениям с клиентом, наиболее эффективны здесь такие меры, как реструктуризация и рефинансирование задолженности. Если же прогноз банка негативен и предприятие-заемщик, несмотря на предпринимаемые усилия, движется к банкротству, банку целесообразно рассмотреть возможность продажи задолженности третьему лицу, не дожидаясь полного ее обесценивания.

На этапе «живого» проблемного кредита нужно с особой осторожностью относиться к прогнозу развития заемщика, а также отслеживать его готовность к взаимодействию. Если прогноз перспектив деятельности клиента не строго негативен, но заемщик не настроен на сотрудничество (погашение обязательств перед банком не является для него приоритетом), целесообразно предъявить требование о досрочном возврате кредита в связи с невыполнением условий договора и инициировать судебную процедуру взыскания.

Следует отметить, что не все проблемные кредиты проходят стадию «живого» проблемного кредита, определенный процент проблемных заемщиков, единожды не выполнивших обязательства по кредитному договору, сразу оказываются на следующей стадии проблемности - назовем ее «необслуживаемый кредит». Тем не менее, по мнению авторов, отнесение кредита в категорию «необслуживаемого» не всегда свидетельствует о его безнадежности, и считать данные категории взаимозаменяемыми не совсем верно. Организация работы с данной категорией клиентов зависит от ряда причин. Например, банк может квалифицировать поведение заемщика как умышленное действие. В этом случае следует незамедлительно инициировать судебные процедуры, продолжать работу по взысканию долга во взаимодействии с правоохранительными органами, а также рассмотреть возможность передачи полномочий по взысканию обязательств коллекторскому агентству.

Другой причиной возникновения «необслуживаемого кредита» может стать изменение приоритетов в деятельности заемщика в связи с ожиданием стабилизации положения в будущем. Если такая ситуация возникла без согласования с банком, то взыскание в судебном порядке становится неизбежным. Однако такое положение дел отнюдь не означает, что банк должен приостановить переговорный процесс с клиентом, в том числе по поводу внесудебного обращения взыскания на залог.

Особо следует подчеркнуть, что появление необслуживаемого кредита в связи с ухудшением финансового положения заемщика является сигналом для пересмотра внутренних процедур и методик выявления проблемных кредитов.

На каждой стадии работы банка с проблемной ссудной задолженностью используются специфические методы. В то же время им присущи общие принципы, которых должен придерживаться банк:

  • быстрота реагирования;
  • глубокий анализ и качественное прогнозирование финансового положения заемщика;
  • партнерские отношения с заемщиком.

Безусловно, в этом кратком перечне трудно отразить весь комплекс подходов, позиций и мер, принимаемых банком по работе с проблемными кредитами. Тем не менее можно утверждать, что, если банк будет руководствоваться вышеуказанными принципами, это позволит улучшить качество портфеля и повысить процент возврата по проблемным кредитам.

Менеджмент банков выработал и постоянно совершенствует набор мер и организацию работы с проблемной ссудной задолженностью. При этом, когда масштабы последствий нарушения возвратности кредита принимают угрожающие для стабильности групп банков размеры, организация работы с «токсичными» активами перемещается и на более высокий уровень. Так собственно и случилось в период последнего финансово-экономического кризиса.

В целях зашиты своих интересов, интересов кредиторов и вкладчиков банки, как известно, предпринимают комплекс организационных и содержательных мер.

На рисунке 5.3 схематично представлены как внутренние, так и внешние меры работы с проблемными кредитами.

Рис. 5.3.

К числу комплекса внутренних мероприятий относятся: создание достаточных резервов, рефинансирование ссудной задолженности, реструктуризация кредита, предъявление к заемщику требований по предоставлению дополнительного и нового обеспечения в случае потери ликвидности и стоимости, поиск инвесторов для восстановления платежеспособности заемщика, а также организационноадминистративные меры.

Например, реструктуризацию можно рассматривать не только как изменение условий кредитования (сроков, ставок, графика погашения). Можно применить более сложную схему, например перевод долга на дочернюю или аффилированную структуру (юридически такие сделки могут быть оформлены в зависимости от целей и условий, либо как договоры цессии, либо как кредитование нового заемщика с соответствующим целевым назначением).

Если клиент не настроен на сотрудничество с банком, кредитор вправе применить и другие меры по защите от возможных потерь. Среди комплекса мероприятий внешнего характера можно выделить превентивные меры, такие, например, как взаимодействие с органом надзора, получение информации от Бюро кредитных историй и назначение временного управляющего в компанию-заемшик из числа работников банка.

В условиях экономической нестабильности возрастает потребность оценки перспектив деятельности заемщиков с учетом стадии жизненного цикла отрасли. В этой части коммерческим банкам следовало бы активнее использовать материалы системы экономического анализа, формируемой на основе результатов программы «Мониторинг предприятий». В настоящее время в программу привлечено более 16 000 предприятий промышленности и других отраслей практически всех регионов Российской Федерации. Используя возможности оперативного отслеживания и прогнозирования изменений экономической конъюнктуры и состояния финансовых потоков в реальном секторе экономики, можно получить оценку финансового состояния и платежеспособности предприятий Банком России.

Информационно-аналитическое обеспечение надзорной деятельности, базирующееся на использовании результатов мониторинга предприятий, может быть усовершенствовано и использовано коммерческими банками для организации работы с клиентами, в том числе при возникновении проблем в обслуживании ссудной задолженности. В этих целях было бы полезным:

  • осуществлять на уровне Банка России ранжирование предприятий, формировать краткосрочные прогнозные оценки изменения платежеспособности предприятий;
  • использовать суждение Банка России о качестве задолженности и уровне кредитного риска, на основе сравнения оценки риска органом надзора в отношении заемщиков банков, полученных по результатам мониторинга, с оценкой самих кредитных организаций;
  • предоставлять информацию кредитным организациям о результатах такой оценки с доведением соответствующих рекомендаций по созданию резервов на возможные потери по ссудам.

Одновременно результаты мониторинга финансового состояния предприятий Банком России могут использоваться им для проведения маркетинговых исследований рынка банковских услуг, а также детализироваться в разрезе отдельных регионов, секторов экономики, отраслей. В этой связи коммерческие банки получат информационную и методическую поддержку, так необходимую им, в том числе для работы с проблемной ссудной задолженностью.

К превентивным внешним мерам можно также отнести и сотрудничество с Бюро кредитных историй.

Одним из относительно новых направлений деятельности менеджмента банка по управлению проблемной ссудой задолженностью является взаимодействие с коллекторскими агентствами. Деятельность коллекторских компаний, специализирующихся на возврате долгов, приобрела широкий масштаб. В данном сегменте сегодня функционируют агентства, сформировавшиеся на базе юридических фирм; агентства, созданные кредитными организациями для обслуживания собственных интересов, а также специализированные агентства, оказывающие услуги сторонним организациям.

Каждая из выделенных групп имеет свои достоинства и недостатки. Юридические агентства, как правило, ориентированы на судебные процедуры, уровень результативности невысок. Одновременно в качестве положительных сторон их деятельности выделяются: невысокая стоимость и хорошая репутация.

Преимущество созданных банками агентств в том, что они имеют возможность контролировать методы работы и результативность. Однако высокий уровень затрат и репутационный риск снижают эффективность их деятельности.

Специализированные агентства работают на федеральном и региональном уровне. Достоинством их деятельности является то, что они, как правило, эффективны, используют индивидуальный подход и обладают достаточными ресурсами и, что немаловажно, ориентированы на досудебное взыскание задолженности.

По группам необслуживаемых кредитов, когда бизнес клиента находится в критической стадии либо отмечается изменение приоритетов в поведении заемщика не в пользу банка, используется набор мероприятий по продаже заложенного имущества. Более предпочтительным является досудебное взыскание.

Использование судебных процедур, как правило, связано с невозможностью применения иных способов урегулирования проблем. Стоимость и длительность этих процедур, как правило, высока, и это уменьшает надежду на погашение проблемной ссудной задолженности за счет реализации залога и иных активов. Более того, судебная практика, особенно в период нестабильности, ориентирована на защиту интересов дебитора, а не кредитора.

В целом совершенствование организации работы банка с проблемной ссудной задолженностью, бесспорно, будет содействовать оздоровлению кредитного портфеля кредитных учреждений.

Как отмечалось, одним из способов управления проблемной ссудной задолженностью является реструктуризация. Она позволяет банкам демонстрировать хорошие показатели качества кредитных портфелей на определенном временном горизонте, что можно оценить как отложенную оценку реального качества кредитов. По оценкам Банка России, к середине 2010 г. доля реструктурированных кредитов составляла примерно 25-30% от совокупного кредитного портфеля банковской системы (рис. 5.4).

Рнс. 5.4. Качество кредитного портфеля банковского сектора Российской Федерации на 01.01.2009 и 01.07.2010"

К началу 2011 г. качество кредитного портфеля оставалось невысоким. Задача урегулирования проблемной задолженности и в даль-

нейшем потребует своего решения. При этом речь должна идти не о «всепрощении» долгов, а о выборе модели их возврата, которая минимизировала бы потери государства и не давала искусственных преференций отдельным банкам .

Известно, что в 2009 г. Ассоциацией региональных банков России была подготовлена «Концепция управления проблемной задолженностью и формирования новых точек экономического роста», где рассматриваются вопросы построения общегосударственной системы управления проблемной задолженностью. Она должна включать пять основных блоков:

  • систему мониторинга финансового состояния заемщиков;
  • фонд аккумулирования и выкупа проблемных долгов;
  • систему работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением задолженности;
  • систему рефинансирования Фонда, обеспечивающую возобновляемый выкуп проблемной задолженности;
  • механизмы рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности (с дисконтом).

Основной задачей создания такой системы станет повышение эффективности расходования государственных средств, направляемых на поддержку банковского сектора, а также предупреждение возникновения или снижение остроты будущего роста проблемной задолженности банков.

Очевидно, что построение такой системы потребует развития банковского и общегражданского законодательства, создания институциональной и информационной среды. В рамках таких изменений должен быть обеспечен доступ коммерческих банков к централизованной системе мониторинга финансового положения проблемных заемщиков через систему бюро кредитных историй к информационной базе Банка России, облегчен доступ кредитных организаций к такой информации, изменений потребует и залоговое законодательство, возникнет необходимость в создании закона о коллекторской деятельности.

Активную дискуссию вызвало предложение о создании Фонда выкупа проблемной задолженности или Специализированного банка по работе с проблемной задолженностью, выкупающего у коммерческих банков проблемные кредиты и принимающего их на дальнейшее обслуживание. Такой фонд может быть создан на базе Агентства

по страхованию вкладов или же как отдельное юридическое лицо. Первоначальный выкуп активов предлагается осуществлять за счет государственных средств, а процедуры взыскания передать в коммерческие коллекторские агентства. Такая практика помогла бы сделать государственную поддержку целевой - средства расходовались бы непосредственно на выкуп проблемных активов, а по мере возврата проблемной задолженности потребность в господдержке будет снижаться.

Следует отметить, что аналогичная инициатива существует и в США - там планируется создание дочернего по отношению к Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) банка- агрегатора, который примет на баланс неликвидные проблемные активы коммерческих банков.

Тот факт, что инициатива по созданию института, аккумулирующего проблемные активы банковской системы, возникла не только в Российской Федерации, свидетельствует об актуальности идеи. Однако, как и любое начинание, она имеет ряд слабых мест, которым следует уделить внимание.

Одним из спорных вопросов является поддержание мотивации банков по организации самостоятельной работы с проблемной ссудной задолженностью, а также определение критериев отбора активов для выкупа. Опасность заключается в том, что продажа активов Фонду, пусть даже с дисконтом, не мотивирует менеджмент к совершенствованию риск-менеджмента в целом и антикризисного в частности. Ведь банк может передать его специальной организации, сокращая при этом издержки на организацию мониторинга финансового состояния заемщиков, отраслей и макроэкономических показателей.

Сложный механизм отбора активов для передачи в Фонд может привести к тому, что эту структуру постигнет судьба многих государственных инициатив - государственная помощь вроде бы предоставляется, но воспользоваться ею реально никто не может, либо механизм отбора активов усилит коррупционную составляющую.

Другим спорным вопросом является эффективность функционирования схемы Банк - Фонд - Коллекторское агентство. Появление дополнительного элемента в цепи неизбежно приведет к росту транзакционных издержек. Одним из направлений, позволяющих сократить цепочку контрагентов, является законодательная проработка вопроса об аккредитации и целевом финансировании коммерческих коллекторских агентств. Однако этот вариант требует тщательного анализа и проработки.

  • Международный валютный фонд и Базельский комитет.
  • Матовников М.Ю. Банковский сектор России: кризис заканчивается? // Информационно-аналитические материалы. М., 2010. С. 7.
  • См., например: Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к нейзадолженности».
  • Построено на основе: Обзора банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия) Банк России.
  • 2 Хандруев Л.Л., Чумаченко Л.А., Мокрушин С.В. Проблемные активы банковского сектора: проблемы и пути решения. Новая экономическая ассоциация (New EconomicAssociation). URL: www.journal.cconorus.org

Национальное бюро кредитных историй выяснило, что каждый десятый кредит в России просрочен. Возможно, это результат роста выдачи кредитных карт в сочетании с низкой финансовой грамотностью потребителей, так как за первый квартал просрочка по потребительским кредитам и кредитным картам выросла на 7, 4 и 22, 5% соответственно.
В связи со сложившейся ситуацией уместно поговорить о том, что такое проблемные кредиты, каковы пути их ликвидации, и что делать заемщику, если он не в состоянии платить.

Красные флаги

Проблемным называется кредит, для погашения которого у заемщика нет средств. Либо же неплательщик обладает низкой дисциплиной и пропускает выплаты, хотя имеет возможность их закрыть. Если задолженность составляет 30 дней, это еще может быть показателем неорганизованности клиента либо ограниченностью его личных финансов. Больше 30 дней – повод встретится лично, и назначить штраф. И совсем плохо обстоит дело, если кредит просрочен более чем на 90 дней.
Американские коммерческие банки еще на этапе кредитного заявления проводят детальное исследование потребителя. Они выработали в процессе практики так называемые red flags – сигналы, что с заемщиком что-то не в порядке. Так, стоит задуматься, если клиент:
  • имеет задолженности по предыдущим кредитам, особенно в результате невыплаты или задержки
  • не обладает достаточным залогом
  • у фирмы заемщика неподходящие методы управления и хозяйствования и т.д.
Всего 25 пунктов. И хотя бы несколько из них должны насторожить администрацию банка.

Кто виноват, и что делать?

Если кредит все же оказался проблемным, банку предстоит долгая работа, состоящая из трех пунктов: анализ документов, мероприятия по изменению ситуации на благоприятную и неплатежеспособность.
Банк может пойти навстречу плательщику и изменить условия его договора. В конце концов, выплата кредита нужна обеим сторонам. Здесь важно взаимное сотрудничество, приводящее к ликвидации проблемы. Анализ документации позволит выяснить, какие из расходов клиента постоянны, а какие переменны, что можно сократить и как еще получить доход. Важно обратить внимание и на личный счет заемщика. Возможно, путаница персональных и фирменных средств и привела к этой неприятной ситуации.
Другой путь решения – это реабилитация. Здесь банк должен оценить, рентабельно ли вообще проводить данное мероприятие. Все начинается с выяснения причин проблемы. Для этого изучаются налоговые декларации, документы на залог, возможно, судебные иски. При личной встрече специалисты банка обсудят с клиентом возможные пути решения и выяснят, готов ли он и дальше иметь дело с этим банком. Далее разрабатывается план действий и проводится реструктуризация долга. Устанавливаются новые сроки выплат. До окончательного погашения кредита за проблемным клиентом устанавливается постоянный контроль.
Реабилитация – сложный и дорогостоящий процесс. Прежде чем начать, банк должен убедиться не только в финансовой стабильности клиента, но и обстановке в стране в целом. Глупо рассчитывать на возврат денег, если политическая и экономическая ситуация неустойчива.
Последний, самый решительный шаг – ликвидация. Это нежелательно, потому что подрывает репутацию банка и не всегда приносит сумму в полном объеме. Либо же выплата идет крайне медленно. Ликвидация компании клиента может идти как целиком, так и по частям.

Как поступить, если Вы задолжали

Есть несколько лазеек для людей, которые не могут погасить кредит. Вот они:
  • Вы можете взять «кредитные каникулы», и постараться за этот срок найти нужную сумму
  • если Вы не зарегистрированы как субъект предпринимательской деятельности, объявите себя банкротом и прекратите обязательства
  • в рамках процедуры банкротства продайте залоговое имущество, и если после данной операции кредит все равно не погашен, попытайтесь просто списать разницу. Это растянется на несколько лет, за которые можно опять-таки найти необходимую сумму.
Но все же главное – не пускать ситуацию на самотек. Не стоит затягивать с выплатой или пытаться жульничать. Долг не исчезает сам по себе. А чистая кредитная история сыграет Вам на руку в будущем.

В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами - один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике.

«Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.

Проблемные кредиты чаще всего являются результатом денежного кризиса у клиента. Указанный кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного подразделения являются первой «линией обороны» банка против возможных убытков.

Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк будет делать с проблемными кредитами.

Рассмотрим подробнее признаки «проблемности» кредита.

К организационным признакам можно отнести:

  • - необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
  • - нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
  • - резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
  • - радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;
  • - неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
  • - частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.; длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
  • - просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности» .

В целях оперативного и своевременного выявления таких негативных моментов кредитные работники ведут постоянный мониторинг кредитной сделки, всесторонне анализируют хозяйственно-финансовую деятельность заемщика, проводят комплексные проверки наличия, состояния и достаточности принятого обеспечения в строгом соответствии с требованиями действующих в банке нормативных документов.

Источниками информации о подобных кредитах и заемщиках являются: данные анализа финансового состояния заемщика, перечня документов на выдачу кредитов и обслуживания долга, плана мероприятий по обслуживанию кредитного договора; результаты проверок на местах, сведения, полученные от других подразделений банка, информированных о кредитном портфеле головного офиса и филиалов банка, в т.ч. клиентских; публикации в средствах массовой информации и др.

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности и, как следствие, невозврату кредита (неуплате процентов). Такой причиной может быть чрезмерно высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.

Выявление тенденции к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятий свидетельствует, с одной стороны, об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, с другой -- об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

Активы предприятия и их структура исследуются как на предмет их использования в производстве, так и на их ликвидность. К наиболее ликвидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги; к труднореализуемым активам -- основные средства и прочие внеоборотные активы. При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание, какие тенденции к изменению проявляются в таких его элементах (статьях), как оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения. Поскольку данная часть активов не участвует в производственном обороте, то при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем эффективнее выбранная стратегия, тем выше скорость оборота.

Однако рост (абсолютный и относительный) оборотных средств свидетельствует не только о расширении производства или об усилении инфляции, но и о замедлении темпов из оборота, что объективно вызывает потребность в увеличении их массы.

При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций к изменению таких элементов текущих активов, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары. Так, рост запасов и затрат может привести к временному увеличению значения коэффициента текущей ликвидности. Однако необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в итоге приведет к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.

Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы и услуги, по векселям могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

В случае если предприятие убыточно, кредитный специалист делает вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения предприятием нормальной хозяйственной деятельности. Если в ходе хозяйственной деятельности предприятия получена прибыль, следует оценить пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности. А вот при неплатежеспособности предприятия данная часть прибыли - это потенциальный резерв его собственных средств, которые путем изменения соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления нужно было бы направить на пополнение оборотных средств.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. При этом следует учитывать, что в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Например, изменение в планах деятельности клиента может быть вызвано изменением общей конъюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение финансовых показателей связано с сезонным характером бизнеса -- это еще не свидетельствует о реальном ухудшении финансового состояния заемщика в целом.

В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита.

Мировой экономический кризис заставил правительства разных стран разрабатывать антикризисные программы. «И хотя каждая страна идет своим путем, и решения разные правительства принимают независимо друг от друга, как ни странно, основные «антикризисные» меры можно отнести к одному из трех типов экономического стимулирования.

  • 1. Государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры. Сюда входит ремонт и строительство дорог и жилья, обустройство школ и тому подобное. Предполагается, что госзаказ обеспечит производителям спрос на их продукцию, а населению - рабочие места, что и подтолкнет экономику к выходу из кризиса.
  • 2. Стимулирование потребительского спроса за счет субсидий, налоговых льгот, снижения базовой процентной ставки, что влечет снижение процентных ставок по кредитам (что должно подтолкнуть людей делать больше покупок) и по банковским депозитам (что делает менее привлекательным хранение денег, и, соответственно, более привлекательной их трату). Идея состоит в том, что чем больше люди будут тратить денег на потребление, и чем меньше сберегать, тем больше денег будет возвращаться в экономику в виде прибыли, зарплат и пр. Предполагается, что это подтолкнет экономику к росту.
  • 3. «Неотложная помощь» финансовым институтам и некоторым другим «избранным» корпорациям, отличающимся большими размерами и управленческой запущенностью (последнее и сделало их первыми жертвами кризиса, дошедшими фактически до банкротства)» .

Отдельно стоит отметить мероприятия по приведению макроэкономических параметров того или иного государства в соответствие с требованиями международных кредиторов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ). Но в целом, как правило, антикризисная программа той или иной страны представляет собой меры третьей группы (которые зависят от состояния госбюджетов, настойчивости банкирского лобби и политических взглядов руководства страны) плюс «коктейль» из мер первых двух основных групп разной интенсивности. Рассмотрим более подробно меры, которыми будет пользоваться Казахстан.

Проблемных зон в работе государственного регулятора - АФН РК много. В целом положительной ситуации на финансово рынке по-прежнему никуда не делась проблема дефолтов банков, которые приостановили выплату долгов. Подписываются меморандумы, планы по реструктуризации задолженности (больше похожие на ее списание), но реальных подвижек пока не видно. В целом ликвидность банковской системы с начала года утроилась. Депозиты физических лиц в июне увеличились на 44 миллиарда тенге (хотя все эти показатели меркнут на фоне умопомрачительного годового убытка БТА в полтора триллиона тенге).

Словом, несмотря на внешнюю вялость финансовой системы РК, внутри нее бурлит процесс перераспределения. Он неминуемо ведет к тому, что роль проблемных банков, будет стремительно уменьшаться. А потому даже если допустить самый пессимистичный сценарий, то она не станет катастрофой. Хотя еще в начале года обязательно стала бы. Дело идет к тому, что исчезает разделение на "системообразующие банки" и "прочие". Если нет банков-монстров, то нет и угрозы коллапса.

Президент Нурсултан Назарбаев сделал политическое заявление, что отечественным банкам можно доверять. "Разговоры о том, что наши банки обанкротятся, что придет какой-то иностранный банк, и все средства уйдут туда - абсолютно неправильны. Я ответственно заявляю - никакому зарубежному банку контролировать банки Казахстана мы не дадим. Мы их будем поддерживать, ведь главное для нас - собственная финансовая система", - подчеркнул глава государства.

В любом случае призраки банкротства отдельных банков сейчас заслонила проблема управления всей системой. Банки по праву называют тормозом общего экономического развития. И дело не только в том, что они не могут обеспечить предприятия и население доступными кредитами. Дошло до того, что национальным компаниям, вполне успешным и денежным, снижают рейтинги лишь потому, что по требованию правительства они хранят средства в отечественных банках.

Мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Возможно, в следующем году пойдет восстановление спроса на сырье. Это хороший сигнал для Казахстана, бюджет которого прямо зависит от мировых сырьевых цен. Однако международные аналитики полагают, что экономический подъем автоматически не приведет к возрождению мечты о "финансовой системе №1 в СНГ". «Сколько бы нефтедолларов ни текло в Казахстан, наши банки уже не будут с таким размахом получать кредиты на Западе. До тех пор пока они не улучшат свое управление, а государство не улучшит свое регулирование. Рейтинговое агентство "Standard &Poors" снизило статус всей банковской системы Казахстана, переведя ее из восьмой группы риска в девятую - предпоследнюю. Нашими соседями оказались Беларусь, Грузия и Азербайджан.

Пересмотр оценки отражает фундаментальный, "хронический" характер ухудшения показателей банковской системы, а также недостаточность применяемых мер по рекапитализации банков. Эти негативные факторы стали очевидными на фоне мирового финансового кризиса, начиная с августа 2007 года, а также недостатков системы регулирования и надзора", - пояснило свои действия "Standard&Poors".

Вывод можно сделать один - государственный надзор не в достаточной мере совершенен. С этим нельзя не согласиться. Сейчас многие принимаемые меры могут быть уже не эффективными. Например, со следующего года введут стопроцентные провизии по кредитам, выданным резидентам оффшоров. Иными словами, если выдается кредит фирме, зарегистрированной на Бермудах-Багамах, - то нужно иметь резерв на полную сумму кредита. Такие нормы можно было бы предусмотреть раньше.

Финансовый надзор по всему миру не рассмотрел кризис. И сейчас все озабочены тем, как «ночного сторожа» превратить в бдительного и эффективного надзирающего. В США президент Барак Обама предложил создать единого регулятора по надзору за банками в составе Минфина. В Евросоюзе уже принято решение о создании единой системы финансового надзора. Правда, ее механизм только на стадии согласования. Если взять пример поближе к нам, то в Грузии решено слить Национальный банк и Агентство финансового надзора. Их разделили всего год назад, но пришли к выводу, что с кризисом лучше справится единая структура.

В Казахстане тоже обсуждается новая концепция финансового сектора. Первую - и самую резонансную - инициативу двинул глава фонда "Самрук-Казына", предложивший аналогичный грузинскому рецепт. Такое объединение дало бы большую силу регулятору, больший вес», отметил глава ФНБ «Самрук-Казына». Для разрешения системных рисков на финансовом рынке Казахстана мер надзорного органа недостаточно, поэтому, необходимо объединить снова эти структуры, так как Национальный Банк может управлять и инфляцией и финансовой устойчивостью рынков одновременно и согласованно, что подразумевает и эффективная макропруденциальная политика концепции развития финансового рынка Республики Казахстан. В своем выступлении в ходе Ежегодной конференции FitchRatings по Казахстану, Д.Уотсон отметил, что в течение 5 лет наблюдается улучшение структуры фондирования банков, постепенно снижается нагрузка внешних долгов казахстанских банков и долговых обязательств в целом. Вместе с тем, растет депозитная база, укрепляется ликвидность банков.

По словам Д.Уотсона, в большинстве банков восстановление роста кредитования идет медленно.

По прогнозу, показатели проблемных кредитов, вероятно, останутся высокими. Отмечается, что, несмотря на определенный прогресс, примеры действительного разрешения ситуации с проблемными кредитами пока являются редкостью. Реструктурированные кредиты, по сути, нередко имеют неопределенный срок до погашения. Банки начинают применять более жесткий подход в отношении некоторых проблемных заемщиков, по мере того как у банков укрепляется регулятивная капитализация.

«По данным на 1 апреля 2013 года, в структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов составила 26,1%, сомнительных - 51,5%, безнадежных - 22,4%. Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам), составила 3 трлн. 502 млрд. 200 млн. тенге или 33,1% от совокупного ссудного портфеля, уменьшение этого показателя за март составило 51 млрд. 800 млн. тенге или на 1,5%»

Начало работы фонда проблемных активов (ФПА) имеет большое значение для создания прецедентов по рыночному обороту проблемных кредитов на казахстанском рынке, считают международные аналитики. Это может подхлестнуть интерес и частных инвесторов к данному сегменту рынка. Например, в Китае именно частные инвесторы активно покупают проблемные кредиты у банков, особенно в сегменте среднего и малого бизнеса.

По закону о минимизации рисков, ФПК имеет право покупать и продавать акции и (или) доли участия в уставном капитале юридических лиц, права требования к которым приобретены у банков. Кроме того, фонд вправе сдавать в аренду имущество компаний-должников или использовать другие формы возмездного временного пользования таким имуществом. В том числе фонд может продавать залоговое имущество, если восстановление платежеспособности предприятия невозможно. Меры работы с жизнеспособным должником включают «мягкую» реструктуризацию долга, изменение графика погашений, снижение ставок и т.д.

А вот «глубокая» реструктуризация подразумевает вхождение в капитал должника. Если вспомнить, что ФПК по указанному закону имеет право приобретать услуги по доверительному управлению, можно предположить, что он если и не будет управлять предприятием, то сможет направить своих представителей в органы управления компании-должника. Напомним, ранее представители Нацбанка заявляли о том, что будет создана инфраструктура для управления выкупленными активами, в том числе для оценки и реализации залогового имущества, перешедшего на баланс ФПК, а также для управления долями участия в капитале.

«Народный банк уже с мая 2012 года ведет активную работу с Фондом проблемных кредитов. За прошедшие несколько лет наш банк и фонд проработали основные условия сотрудничества и приступили к завершающей стадии по передаче в фонд «первенцев» в рамках так называемого «пилотного проекта», - отмечает директор департамента по работе с проблемными кредитами АО «Народный банк Казахстана» Серикжан Самратов. Окончательное решение по передаче займов в фонд на основании произведенной оценки и предложенного им дисконта к задолженности принимает банк, что является немаловажным фактором. В случае успешной деятельности Фонда проблемных кредитов, достижения конечной цели создания фонда балансы казахстанских БВУ будут значительно «очищены» от проблемных активов, и это позволит банкам сосредоточиться на основной деятельности - работе с бизнесами».