Какие компании подлежат обязательному аудиту. Правовое регулирование обязательного аудита. Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

Его цель – определение достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Понятие «аудит» значительно шире, чем просто контрольная функция и ревизия.

Аудиторы, помимо проверочных работ, выполняют задачи по оптимизации налоговой и экономической деятельности предприятия, ориентированные на увеличение прибыли и более рационального использования средств.

Внутренний аудит и его виды

Аудит на постоянной основе может существовать внутри предприятия.

Это внутренний аудит, который является исключительно добровольным, то есть проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).

Для проведения ревизии приглашаются внешние аудиторы или аудиторские компании

Основные этапы, задачи и цели ревизии формулируются инициатором проверки и отражаются в аудиторском договоре на оказание услуг.

Чаще всего инициативный аудит проводят:

  1. для получения экспертного мнения о ведении на предприятии налогового, бухгалтерского учета;
  2. если собственник (учредитель) сомневается в компетенции главного бухгалтера;
  3. в течение отчетного периода возникли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность предприятий,
  4. аудит заказывает банк перед кредитованием предприятия.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту


В нашей стране порядок проведения процедуры

обязательного аудита

В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  3. Банки, кредитные учреждения;
  4. страховые и клиринговые компании;
  5. внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. фондовые, товарные и валютные биржи;
  7. негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  8. фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  10. Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  11. Другие случаи.

В вышеперечисленных организациях обязательная аудиторская проверка проходит каждый год

Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Читайте также Образец акта взаимозачета между организациями

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

Критерии обязательного аудита


Проведение обязательной аудиторской проверки

накладывает на аудиторскую организацию определенные обязательства – критерии обязательного аудита.

К ним относят:

1. При осуществлении обязательной аудиторской проверки ревизия проводится в полном комплексе:

  • анализируется вся хозяйственная деятельность организации,
  • все ее сектора, имущество, обязательства,
  • запасы ТМЦ,
  • проводится анализ расчетов с бюджетом и фондами, учредителями,
  • активы и пассивы баланса, их расшифровка,
  • предприятия-представители, филиалы;

2. Выводы аудитора должны быть однозначны, а достоверность представленной информации – либо подтверждена, либо нет;

3. При обязательной проверке аудиторы должны соблюдать все стандарты (правила) аудита, которые определяют действия проверяющего в конкретной ситуации.

Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.

Взыскание может быть в виде штрафа:

  • с хозяйствующего субъекта – 100–500-кратный размер МРОТ,
  • с руководителя – 50–100-кратный.

Взысканные суммы направляются в доходы Федерального бюджета.

"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Действующий Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. В ряде случаев аудит является обязательным и должен проводиться ежегодно. Обязательный аудит проводится аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Организация приобретает право проводить аудит со дня внесения информации о ней в реестр. После проведения обязательного аудита клиент получает два документа:

      • Письменную информацию руководству компании. В ней представлены сведения о проведенной аудиторской проверке (включая данные об организации проведения обязательного аудита), выявленные нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о бухгалтерской деятельности компании клиента.
      • Аудиторское заключение. Официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» постановляет, что заключение, выдаваемое по результатам обязательного аудита, входит в состав бухгалтерской отчетности.

Проведение обязательного аудита

Перед проведением аудита специалисты компании «Гориславцев и К» определят, относится ли предприятие клиента к субъектам обязательного аудита. Если организация не подлежит обязательному аудиту годовой отчетности, однако клиент все равно заинтересован в вынесении экспертной оценки правильности формирования финансовой отчетности, аудиторская компания может порекомендовать проведение инициативного аудита . После этого компания «Гориславцев и К» заключает с клиентом договор на проведение обязательного аудита отчетности и выполняет разъяснительные работы, связанные с предстоящей процедурой. В ходе обязательного аудита предприятий мы оказываем следующие услуги:

      • Проверка первичной бухгалтерской (финансовой) документации и операций, совершенных на их основании, на наличие ошибок;
      • Вынесение экспертного мнения о правильности отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете;
      • Формирование рекомендаций по устранению ошибок, выявленных в процессе проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности;
      • Проведение консультаций по вопросам ведения налогового и бухгалтерского учета, составления отчетности и финансового планирования.

Также компания «Гориславцев и К.EuraAudit» готова оказать следующие дополнительные услуги:

      • Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса;
      • Анализ результирующих показателей деятельности предприятия;
      • Анализ взаимосвязей между финансовой информацией и другими данными (расходы на оплату труда, численность работников и т. д.).

Дополнительные услуги аудиторской компании «Гориславцев и К» направлены на детальное изучение структуры бухгалтерского учета компании клиента, прогнозирование дальнейшей динамики развития предприятия, поиск «слабых мест» , устранение которых способствовало бы повышению эффективности экономической деятельности. Тем не менее, дополнительные услуги не входят в классическую процедуру обязательного аудита (аудиторской проверки).
Обязательный аудит осуществляется с целью выражения независимого экспертного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого лица и проверки соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. По желанию клиента ежегодный обязательный аудит может быть разделен на несколько этапов и проводиться по кварталам или полугодиям. Это позволяет уменьшить нагрузку на сотрудников бухгалтерского подразделения в период годовой отчетности и своевременно внести в нее исправления по выявленным нарушениям.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, на деле смогли убедиться в его эффективности. Он приносит пользу для дальнейшего развития предприятия, повышает безопасность бизнеса, стабилизирует финансовое положение компании, снижает риски в сферах налогового и бухгалтерского учета.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Зачастую наши клиенты интересуются, какие организации подлежат обязательному аудиту. Чтобы помочь им разобраться в этом, сотрудники компании «Гориславцев и К» подготовили перечень критериев отнесения тех или иных организаций к организациям, подлежащих обязательному аудиту:

  1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Обязательный аудит организаций с другими организационно-правовыми формами может быть выполнен компанией «Гориславцев и К», если они попадают под другие критерии.

  1. Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  2. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  3. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  4. Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  5. В иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Если проводится обязательный аудит государственного предприятия (компании, доля государственной собственности в уставном капитале которой превышает 25%), то заключение договора на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам тендера.
Условия обязательного аудита вы можете уточнить, позвонив в компанию «Гориславцев и К» по контактным телефонам, указанным на нашем сайте.
Отвечая на вопрос «кто подлежит обязательному аудиту» , необходимо отметить и такие организации, как финансово-промышленные группы, акционерные инвестиционные фонды, сельскохозяйственные кооперативы, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, профессиональные объединения страховщиков.
Если вы не уверены в том, относится ли ваша организация к экономическим субъектам, подлежащим обязательному аудиту, уточнить всю интересующую информацию вы можете в компании «Гориславцев и К».