Как давать пояснения по ндс. Структура пояснений к декларации по ндс. Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Некоторые организации после сдачи отчетности получают от налоговиков сообщение (уведомление Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@) с требованием дать пояснения (Подпункт 4 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 3 ст. 88 НК РФ) о причинах несовпадения суммы показателей "Доходы от реализации" и "Внереализационные доходы" в декларации по налогу на прибыль (Утверждена Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@) с суммированной по кварталам налоговой базой в (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Должны ли эти показатели совпадать и как подготовить ответ налоговикам?

Соответствие "прибыльных" и "НДСных" показателей

Теоретически когда-то и у кого-то может соблюдаться равенство:

Но это скорее исключение. В большинстве же случаев эти показатели не будут равны.
Во-первых, всегда найдутся операции, которые приводят к появлению дохода, включаемого в базу по налогу на прибыль, но не образуют объекта налогообложения по НДС (Пункт 1 ст. 146 НК РФ). Например:
- получение имущества при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (Пункт 13 ст. 250 НК РФ);
- выявление излишков при инвентаризации (Пункт 20 ст. 250 НК РФ);
- получение дохода в виде положительных суммовых и курсовых разниц (Пункты 2, 11 ст. 250 НК РФ);
- восстановление резервов (Пункт 7 ст. 250 НК РФ);
- списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (Пункт 18 ст. 250 НК РФ);
- продажа работ, услуг, местом реализации которых не признается территория РФ (Статьи 147, 148, пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-07-08/21). Кстати, эту реализацию можно увидеть в декларации по НДС в разд. 7 по строке 010 графы 2 с кодами 1010811 и (или) 1010812 (Пункт 44.3 Порядка заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (далее - Порядок); Приложение N 1 к Порядку);
- получение процентов по выданным займам или даже процентов, начисляемых на остаток денег на банковском счете (Пункт 6 ст. 250 НК РФ). Ведь последние ежемесячно начисляются практически всем организациям при наличии на счете определенной суммы денег. В декларацию по налогу на прибыль эта сумма попадает, а в декларацию по НДС - нет.
Во-вторых, может быть и наоборот - некоторые операции являются облагаемыми НДС, но не создают "прибыльных" доходов . К примеру, безвозмездная передача товаров (работ, услуг) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ) или передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (Подпункт 2 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 159 НК РФ). В указанных случаях не требуется отражать доход для целей налогообложения прибыли, ведь передача права собственности на товары (работ, услуги), в том числе и безвозмездная, признается реализацией только тогда, когда это прямо оговорено в Налоговом кодексе (Пункт 1 ст. 39, ст. 41 НК РФ). Поэтому такие операции не отражаются в декларации по налогу на прибыль, но показываются по строке 010 (или 030) графы 3 разд. 3 декларации по НДС (Пункт 38.1 Порядка).
А если вы экспортер товаров , то вообще не могут совпасть. Ведь экспортная выручка отражается в "прибыльной" и "НДСной" декларациях в разные периоды:
- по налогу на прибыль - в периоде реализации товаров (работ, услуг) (Пункт 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ);
- по НДС - в периоде (Пункт 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ):
(или ) сбора документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС;
(или ) когда истечет 180 дней с момента отгрузки.

Объясняем налоговикам причины расхождений

После того, как декларация по НДС сдана в налоговый орган, инспекторы обязательно проводят ее камеральную проверку. Если в ходе этой проверки в декларации будут обнаружены ошибки или высокий удельный вес вычетов, налогоплательщик получит требование о представлении пояснений.

В Налоговом кодексе РФ конкретно не указано, каким должен быть ответ на требование пояснения по НДС. Поэтому при подготовке документов налогоплательщикам приходится руководствоваться рекомендациями, данными Федеральной налоговой службой в письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. В этом же документе приведена форма пояснения в налоговую по НДС. О том, как избежать ошибок при оформлении пояснения вычетов по НДС и общении с налоговой службой, - в материале сайт.

Требование о предоставлении пояснений по НДС

Статьей 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговой инспекции по результатам камеральной проверки декларации и других документов, в которых содержится информация о налоге на добавленную стоимость и вычетах налогоплательщика за отчетный период, истребовать пояснения к декларации по НДС. Таким правом проверяющие пользуются в тех случаях, когда в отчете не сошлись контрольные показатели или сведения в разных учетных документах разошлись между собой. Не являются редкостью ситуации, когда налоговики требуют предоставить пояснения по высоким вычетам по НДС.

Требование о предоставлении пояснений по НДС направляется в адрес налогоплательщика в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи через оператора электронного документооборота, в силу норм статьи 31 НК РФ . Его форма утверждена приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@.

Налоговым законодательством определено, что плательщик должен в течение 5 рабочих дней () предоставить в орган ФНС ответ на требование пояснений по НДС к декларации. Примечательно, что в кодексе нет конкретного указания на момент начала отсчета этого срока. Сами налоговики считают, что за эту дату следует принимать день фактического получения запроса. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-15/19395, а также в самой форме документа. На практике эта норма применима только к бумажной форме документа, поскольку при получении запроса от ФНС в электронной форме, налогоплательщик, в силу статьи 23 НК РФ , обязан направить в ответ квитанцию по каналам ТКС через оператора ЭДО о том, что документ был получен. Сделать это нужно не позднее, чем через 6 дней после получения требования о предоставлении пояснений НДС 2016. Поэтому налогоплательщик должен направить ответ раньше, чем подтвердить факт получения им запроса. Парадокс, но с налоговиками в мелочах лучше не спорить. Ведь далеко не факт, что при возникновении спора по срокам и обращении в суд мнение налогоплательщика совпадет с мнением арбитров. Тогда как ФНС свое мнение уже высказала довольно неоднозначно.

Как написать пояснение по налогу на добавленную стоимость?

Пояснения по НДС к декларации налогоплательщик имеет право представить в свободной форме. Хотя чиновники предусмотрительно разработали образец пояснений по НДС, которым, при желании, можно воспользоваться.

Этот документ представляет собой несколько таблиц, в которых можно указать учетные данные и реквизиты документов, а также объяснить причины расхождений. Каждая таблица посвящена отдельному поводу, к примеру есть пояснения высокого удельного веса НДС.

Прежде, чем заполнять документ, к нему необходимо написать вводную записку. В ней указывается кем и за какой налоговый период дан ответ на пояснения налоговой по НДС, а также приводится количество листов документа и номер корректировки. Как это сделать, указано ниже.

Кроме того, перед составлением документа необходимо понять суть того, что хочет ФНС. Для этого налоговики в своем требовании указывают на допущенные плательщиком ошибки, используя специальную кодировку. В письме налоговая служба приводит расшифровку кодов ошибок в декларации и учетных документах.

Код ошибки 1 означает, что:

  • в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции;
  • контрагент не отчитался по налогу на добавленную стоимость за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели;
  • ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.

В этом случае налогоплательщик должен заполнить разделы предоставления пояснения по НДС 2016, приведенные ниже.

Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога на добавленную стоимость по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по НДС по авансам.

Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Так может произойти, к примеру, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях налогоплательщика.

И, наконец, код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации. Обычно при этом инспектор указывает номер такой графы с возможно допущенной налогоплательщиком ошибкой в скобках, рядом с кодом. Предоставление пояснений по НДС может затронуть не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов, а также других лиц, указанных в статье 173 НК РФ . В этом случае они должны заполнить раздел 12 формы документа.

В случае заполнения пояснения к декларации на нескольких листах, необходимо заверить каждый лист подписью уполномоченного лица или лично индивидуального предпринимателя. Кроме того, ИП должен проставить на каждом листе реквизиты своего свидетельства о регистрации. На юридических лиц данное требование не распространяется.

После того, как все несоответствия в отчете разобраны и объяснены и даны исчерпывающие пояснения по удельному весу вычетов НДС, документ можно направлять в налоговую инспекцию.

Ответы на наиболее частые вопросы о пояснительной

1. Что писать при расхождении в декларации?

Если налоговый орган запросил пояснения при расхождении данных в декларации по налогу на добавленную стоимость с другими отчетными или учетными данными, необходимо исходить из конкретной ситуации. Нежелательно сразу направлять налоговикам вместе с пояснительной документы, подтверждающие правоту налогоплательщика. Лучше ограничиться детальными цифрами в таблицах.

На вопрос о том, как написать пояснение по НДС, не может быть однозначного ответа. Ведь расхождения могут иметь самый разный характер и быть основаны как на реальных хозяйственных операциях, которые были по разному отражены в отчетах по налогу на прибыль и по НДС (например, при возврате покупателями бракованной продукции, или подтверждения вычета по экспортным операциям), так и из-за банальной ошибки налогоплательщика или проверяющего. Поэтому в документе нужно детально объяснить данные по обоим отчетам либо указать на фактическое отсутствие расхождений.

2. Что делать, если высокий удельный вес вычетов по НДС?

Каждую налоговую декларацию в ФНС проверяют на удельный вес вычетов. Он вычисляется по формуле: сумма, заявленная к вычету, делится на сумму налога, исчисленного к уплате и умножается на 100. Полученное значение в процентном выражении и будет отражать удельный вес вычета.

Пример : По декларации исчислен налог к уплате в сумме 250 тыс рублей, а вычет заявлен в сумме 220 тысяч рублей.

220 000/ 250 000 * 100 = 88%

Удельный вес вычета, превышающий 85%, попадает в зону особого внимания ФНС. Это значит, что, скорее всего, у налогоплательщика, показавшего такие данные, как в примере, запросят пояснения по удельному весу вычетов НДС. Поскольку отказаться от их направления проверяющим у бизнесмена нет возможности, он должен доказать налоговикам, что вычеты не направлены на получение необоснованной выгоды, а все операции, по которым они возникли, направлены на осуществление экономической деятельности и получение прибыли. Важную роль в этом вопросе играет благонадежность контрагентов. Поэтому в пояснительной не лишним будет указать на проведенную в их отношении проверку, по рекомендациям ФНС.

3. Что делать, если низкая налоговая нагрузка?

Налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость не может быть ниже 100%. Поскольку налоговая база не зависит от наценки и рентабельности бизнесмена. При расчете налоговой нагрузки по другим налогам этот налог исключают из их общей массы наряду с НДФЛ и страховыми взносами. Таким образом, запросить объяснения по причине низкой налоговой нагрузки органы ФНС не могут.

4. Какие существуют требования о представлении пояснений по НДС?

Инспекторы хотят получить после подачи декларации пояснения по НДС, образец которых приведен выше, в виде отдельных таблиц по каждому конкретному коду ошибки. Ответ представляется по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или в электронной форме по ТКМ через оператора электронного документооборота в течение 5 дней с момента получения соответствующего требования. Документ может быть составлен в свободной форме, но при этом должен обязательно отвечать на поставленные в требовании вопросы, а также быть заверен подписью уполномоченного лица. Такая подпись подтверждает достоверность и полноту приведенных сведений. При этом важно помнить, что, если инспекторов не удовлетворят данные пояснения, они могут затребовать на проверку документы и даже осмотреть помещения налогоплательщика. А отказ от дачи объяснений или их задержка может повлечь за собой блокировку операций налогоплательщика по банковским счетам.

Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию - ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде . Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

Получение требования от ФНС нужно подтвердить. На ответ дается 5 дней, если запрошены пояснения, и 10 - если потребовались документы. Если не ответить в установленный срок, налоговый орган может принять решение о блокировке расчетного счета. Если направить пояснение на бумаге, оно будет считаться непредставленным со всеми вытекающими из этого последствиями.

Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

  1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
  2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
  3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
  4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
  5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
  6. Отсутствуют необходимые документы.
  7. Доля вычетов НДС слишком высока.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

Ответ на требование № __________от __________
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Перенос вычета НДС на другие периоды

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет . Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя - налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента . Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.


о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с полученного от покупателя аванса

В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.

Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.

В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные - есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию) , в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с перечисленного поставщику аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год , в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о проявлении должной осмотрительности

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.

В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:

  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».

Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.

Ошибка в счете-фактуре

Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

  • продавца или покупателя;
  • наименование товара, услуги;
  • стоимость;
  • ставку либо сумму НДС.

Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок , например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

Пояснение в таком случае может выглядеть так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счета-фактуры

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры - «14».

Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекторы выявят ошибки в ней и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо ими будут выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, они направят требование о представлении пояснений. Между тем порядок направления такого требования и представления ответа на него налоговым законодательством определен недостаточно четко. Что, безусловно, порождает массу вопросов у плательщиков НДС. В данном материале мы постарались ответить на большую их часть, опираясь в том числе на рекомендации ФНС, приведенные в Письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

В начале немного вводной информации.

Возможность истребования пояснений в случае выявления налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки расхождений в информации, отраженной в декларации по НДС и иных документах, обусловлена нормой п. 3 ст. 88 НК РФ. Требование о представлении пояснений подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@ .

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ лицам, на которых настоящим кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, направляются в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота. Иначе говоря, требование о представлении пояснений к декларации по НДС в силу п. 5 ст. 174 НК РФ будет направлено по каналам ТКС в электронной форме в порядке, утвержденном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/149@ .

В пункте 3 ст. 88 НК РФ сказано, что эти пояснения должны быть представлены в течение пяти дней (в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ - рабочих). Между тем в названном пункте не уточнено, какой момент следует принять за отправную точку для отсчета. Казалось бы, отсчет в данном случае нужно вести с даты получения самого требования о представлении пояснений. Кстати, так считают и специалисты ФНС, в Письме № ЕД-4-15/19395 они буквально указали следующее: пояснения <…> представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования . Более того, предложенный ФНС вариант толкования нормы п. 3 ст. 88 НК РФ заложен в форму требования.

Между тем обозначенный вариант подходит лишь для требования, составленного на бумаге. Его применение относительно требования в электронной форме вызывает резонные сомнения. И вот почему. Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность при получении подобного требования передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС квитанцию о приеме указанного документа. И сделать это нужно в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговиками. Интрига заключается в том, что при таком раскладе пояснения к декларации нужно представить ранее чем квитанцию о получении самого требования. Что, согласитесь, лишено всякого смысла.

По мнению автора, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ пять дней в случае с требованием в электронной форме логичнее отсчитывать с даты отправки квитанции о приеме требования, поскольку именно она удостоверяет факт получения налогоплательщиком требования и готовность его исполнения .

Итак, на сегодняшний день формулировка п. 3 ст. 88 НК РФ является, к сожалению, неоднозначной. ФНС свое мнение по поводу применения данной нормы высказала. Но вот совпадет ли оно с мнением арбитров?

Ситуацию со сроками отправки пояснений мы прокомментировали, далее проанализируем другие вопросы, связанные с ними. Информацию представим в виде таблицы.

Вопрос Ответ
1 Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования? Срок отправки квитанции о приеме данного требования? Да. Квитанцию о приеме требования налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования .

Основание:

П. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ;

П. 1 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

2 В какой срок должны быть представлены пояснения в ответ на требование? О выявлении ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок .

Основание: п. 3 ст. 88 НК РФ

3 Можно ли продлить срок для представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено? Положениями ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность продления сроков для представления пояснений в ответ на требование налогового органа
4 Что необходимо сделать при получении требования? Детально изучить требование, обратив внимание на указанные в требовании коды ошибок*.

Затем необходимо проверить корректность заполнения реквизитов записей в счетах-фактурах, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж)). Если налог, указанный в счете-фактуре, принимался к вычету по частям несколько раз, необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

Основание: п. 2 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

5 Нужно ли представлять пояснения, если после поступления требования налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и не выявил нарушений? Если после проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены , об этом факте необходимо уведомить налоговый орган, направив в его адрес пояснения , подтверждающие корректное отражение счетов-фактур в налоговой декларации.

Основание: п. 5 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

6 В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация? При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки , приведшей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.

Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию налогоплательщик может подать, но не обязан этого делать. В таких случаях может быть представлено лишь пояснение в ответ на требование.

Основание:

П. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ;

П. 3, 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

7 Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронной форме? Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде. Пояснения в формализованном виде направляются по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Основание: п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

8 В каком виде должны быть оформлены пояснения? Предусмотрен ли для этого специальный документ? Формы пояснений, утвержденной в установленном порядке, нет. Если пояснения представляются на бумажном носителе, они могут быть составлены в произвольной (свободной) форме. Также может быть использована форма ответа, рекомендованная в приложении 2.11 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Для подготовки пояснений по рекомендованной форме в формализованном виде используется формат XML (приложение 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705). При этом необходимо уточнить наличие такой возможности у оператора электронного документооборота (п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395)

9 Необходимо ли прилагать к пояснению какие-либо документы? Налогоплательщик вместе с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Основание: п. 4 ст. 88 НК РФ

10 Возможен ли отказ налогового органа в приеме пояснений? Подобный отказ возможен лишь в том случае, если нарушен формат представления пояснений в формализованном виде по каналам ТКС.

Оснований для отказа в приеме пояснений, составленных на бумажном носителе, налоговым законодательством не предусмотрено

11 Что делать, если получен отказ в приеме пояснений, направленных в электронной форме по каналам ТКС? Необходимо проверить правильность формирования и представления ответа на требование в соответствии с форматом, рекомендованным в приложении 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705, и затем повторить попытку его отправки еще раз. Это один вариант. Другой - оформить пояснения на бумажном носителе и представить их в налоговый орган в порядке, предусмотренном для такого рода документов.

Основание:

П. 2.7 Письма ФНС России № АС-4-2/12705;

П. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

12 Будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом пояснений, направленных по каналам ТКС? Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме пояснений.

Основание: п. 12 - 14 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

13 Какими могут быть последствия, если представленные пояснения не устранили выявленные в ходе камеральной проверки расхождения? Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом.

Основание: ст. 88 НК РФ

14 Если представленные пояснения устранили выявленные расхождения, обязан ли налоговый орган уведомить об этом налогоплательщика? Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по уведомлению налогоплательщика об устранении выявленных ранее расхождений.
15 Какая ответственность предусмотрена за отказ в представлении пояснений либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 88 НК РФ? Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за отказ в представлении пояснений либо их представление с нарушением установленного срока. В случае непредставления пояснений налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены расхождения.

Основание: п. 8.1 ст. 88 НК РФ

* Перечень кодов возможных ошибок, указываемых в требовании о представлении пояснений, приведен в Письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@.

Код ошибки 1 отражается, если:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки 2 указывается, если не соответствуют данные об операции между разд. 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разд. 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разд. 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

Код ошибки 3 отражается, если данные об операции между разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций).

Код ошибки 4 означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)».

Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

Аналогичное разъяснение приведено на официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» (www.nalog.ru/rn52/service/kb).

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Камералка: даем пояснения по НДС-декларации

Тему статьи предложила Елена Сергеевна Шаталова, главный бухгалтер ООО «Компания “Технолюкс Металл”», г. Москва.

Электронная форма сдачи НДС-декларации открыла налоговикам новые возможности для камеральной проверки. Кроме банальных ошибок в самой декларации, интерес для инспекторов представляют выявленные несоответствия между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС у одного налогоплательщика, и сведениями об этих же операциях, отраженными в НДС-отчетности других организаций и предпринимателей. Проверочная программа автоматически сравнивает данные, а также автоматически формирует требование о представлении пояснений, если обнаружатся какие-либо неточности.

Получили электронное требование - не забудьте выслать квитанцию о приеме

Если вы сдали НДС-декларацию в электронном виде, то и требование о представлении пояснений инспекция пришлет электронное. Получив его, не позднее 6 рабочих дней со дня его отправки вам нужно передать в инспекцию квитанцию о прием еп. 6 ст. 6.1 , п. 5.1 ст. 23 , п. 5 ст. 174 НК РФ .

Если вы это не сделаете, в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции, инспекция может заблокировать ваш расчетный счет и электронный кошелек (при его наличи и)п. 6 ст. 6.1 , п. 1 , подп. 2 п. 3 , п. 11 ст. 76 НК РФ .

Изучаем требование о представлении пояснений и приложения к нему

Внимательно ознакомьтесь не только с самим требованием, но и с приложениями к немуприложения 2.1- 2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее - Письмо ФНС) . Понять, что от вас хотят налоговики, будет несложно. К примеру, если инспекция выявит несоответствие данных, отраженных в разных строках разделов 1- 7 декларации, требование инспекции будет содержать следующее приложени еутв. Письмом ФНС по форме 2.9.

Камеральной налоговой проверкой были выявлены следующие сведения о выявленных противоречиях в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость или несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа:

Формулировка нарушения Ссылка на норму законодательства Контрольное соотношение Данные, отраженные в декларации
1 2 3 4
Занижение суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет по р. 3 ст. 173 НК РФ если р. 3 ст. 200 гр. 3 р. 3. ст. (110 гр. 5 – 190 гр. 3)В разделе 3 НДС-декларации показатель графы 3 строки 200 «Итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3» должен быть равен разности показателя графы 5 строки 110 «Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога...» и показателя графы 3 строки 190 «Общая сумма налога, подлежащая вычету» 80000,00 руб. 90000,00 руб.В представленной декларации разница показателей раздела 3 по строке 110 (графа 5) и строке 190 (графа 3) равна 90 000 руб., что больше показателя 80 000 руб., отраженного в строке 200 (графа 3). А этого быть не должно

Если инспекторы обнаружили, что какие-то операции вообще не отражены в вашей декларации и с них не был исчислен НДС, вы можете получить такое приложение к требованию.

Согласно сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля,

в 3 кв. 2015 г. были осуществлены следующие операции:

оформленные

Счетом-фактурой № 91 от 15.09.2015 ;

По имеющимся у налогового органа сведениям указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, при этом указанные операции не были отражены

в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В случае если у налоговиков возникли сомнения в отношении сведений из разделов 8- 12 НДС-декларации, вы можете получить приложения в табличной форме. Они схожи с таблицами соответствующих разделов декларации. В последней графе таких табличных приложений указывается код возможной ошибки. В нем и закодированы претензии проверяющих. Итак, всего сейчас применяется четыре таких кодаПисьмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 .

Код «1». Аналогичная запись об операции отсутствует у контрагента либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с данными контрагента.

К примеру, вы отразили в разделе 8 декларации «Сведения из книги покупок...» счет-фактуру контрагента, однако данных об этом счете-фактуре нет в его декларации. Если вы действительно ошиблись, подайте уточненную декларацию.

Но возможны и другие варианты. К примеру, ваш контрагент при регистрации вашего счета-фактуры неправильно указал его дату и номер, да еще и зарегистрировал его на квартал позже, чем вы отразили реализацию. В таком случае поясните инспекции сложившуюся ситуацию, указав, в какой декларации вы отразили счет-фактуру, вызвавший сомнение. Нелишним будет приложить и копию такого счета-фактуры к пояснениям.

Код «2». Может появиться только в случаях, когда данные по одной и той же операции отражаются и в книге покупок, и в книге продаж, однако друг другу не соответствуют.

К примеру, организация при аренде муниципального имущества должна сначала исчислить НДС в качестве налогового агента, оформить счет-фактуру, заплатить налог в бюджет, а затем принять на его основании тот же налог к вычету. В случае несовпадений в записях по подобным операциям к требованию о представлении документов инспекция может приложить две таблицы: одну - с выпиской из раздела 8/приложения 1 к нему, вторую - с выпиской из раздела 9/приложения 1 к нему. Ищите в них связанные операции, напротив которых стоит код возможной ошибки «2», и поясняйте нестыковки.

В некоторых случаях к требованию может быть приложена и одна таблица. К примеру, продавец заявил в декларации вычет авансового НДС, однако в декларации нет данных о его начислении. Инспекция вышлет такому продавцу таблицу с выпиской из раздела 8 «Сведения из книги покупок...», где будет указан зарегистрированный счет-фактура на аванс с кодом ошибки «2». Проверьте, начисляли ли вы НДС с аванса, в каком периоде и отражено ли это в НДС-декларации.

Код «3». Несоответствие данных об одной операции в частях 1 и 2 журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. Он ведется по посредническим операциям, а также по операциям застройщиков, экспедиторов (если они включают в выручку только свое вознаграждение).

К примеру, посредник-комиссионер должен зарегистрировать в части 2 журнала учета счет-фактуру, полученный от комитента. А выставленные покупателям счета-фактуры должны быть отражены в части 1 журнала учета. Данные о полученном и выставленных счетах-фактурах в рамках одной посреднической операции должны быть сопоставимы. Если есть несоответствия, инспекция приложит к своему требованию таблицу с выпиской из раздела 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и/или таблицу с выпиской из раздела 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» с указанием информации по «проблемным» операциям, проставив в соответствующих строках код «3».

Код «4 ». Возможно, при регистрации счета-фактуры допущена ошибка в тех показателях, которые указаны в графах приложения с номерами «a», «b».

Такой вид ошибок самый распространенный. Если ошибка только в одной графе, то в квадратных скобках будет указана одна цифра.

К примеру, в разделе 8 декларации указаны два счета-фактуры, в реквизитах которых инспекция сомневается: возможно, у одного указана неправильная дата, а у другого - порядковый номер. В таком случае приложение к требованию будет выглядеть так.

№ п/п
(Строка 005)
Код вида операции
(Стр. 010)
Номер счета-фактуры продавца
(Стр. 020)
Дата счета-фактуры продавца
(Стр. 030)
... Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав
(Стр. 120)
ИНН Продавца
(Стр. 130)
... Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая на-лог), в валюте счета-фактуры
(Стр. 170)

(Стр. 180)
Справочно: Код возможной ошибки
1 2 3 4 13 14 18 19 20
99 01 37 09.08.2015 19.08.2015 7713587777 70 800 10 800 4
185 01 181Данные, вызывающие у налоговиков сомнения 24.09.2015 24.09.2015 7716777788 212 400 32 400 4 Код ошибки помогает понять, в чем сомневаются налоговики. Код «4» говорит о том, что при регистрации счета-фактуры, возможно, допущена ошибка. В скобках поясняется, какие именно его данные вызывают сомнения. Цифра в скобках указывает на графу той же таблицы с сомнительным показателем

Составляем пояснения

На примерах посмотрим, как составить пояснения на запрос из инспекции, используя рекомендованные ФНС форм ыПисьмо ФНС или разработанные самостоятельно.

Дать пояснения (в электронном или бумажном виде) или внести исправления, представив уточненную декларацию, нужно в течение 5 рабочих дней со дня получения требования инспекци ип. 3 ст. 88 НК РФ .

Если вы действительно ошиблись и занизили налог, представление уточненной декларации (с предварительной доплатой недоимки и пени) убережет вас от уплаты штраф аподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ . По уточненной декларации начинается новая камеральная проверка, а проверка первичной декларации прекращаетс яп. 9.1 ст. 88 НК РФ .

Представление уточненной декларации в рамках камеральной проверки первичной декларации до составления акта приравнивается к исправлению самостоятельно обнаруженных ошибок. Ведь поскольку акт камеральной проверки еще не составлен, не зафиксированы и обнаруженные проверяющими ошибк иПисьмо ФНС от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327 .

Так что пока ошибка не зафиксирована в акте камеральной проверки, вы можете исправить ее без штрафа, даже если она привела к недоплате налога.

Если вы не представите пояснения и/или уточненную декларацию, инспекция примет решение на основании имеющихся у нее сведений. И если, к примеру, сочтет, что вы занизили налоговую базу и недоплатили налог, оштрафует васст. 122 НК РФ .

Иногда инспекторы пугают должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2000 до 4000 руб. в случае непредставления в срок пояснений - как за неповиновение законному требовани юабз. 2 ст. 2.4 , ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ .

Однако ФНС разъяснила, что эта ответственность должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснени йПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3) .

На сайте налоговой службы разъяснено, как представлять пояснения при камералке декларации по НДСсайт ФНС России .

Разъяснения ФНС можно найти: сайт ФНС → Налогообложение в Российской Федерации → Действующие в РФ налоги и сборы → НДС → НДС2015

Налоговики считают, что ограничиться пояснениями можно, только если в результате устранения недочетов или нестыковок не изменятся показатели строки 040 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет...» и строки 050 «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета...».

Если обнаружены ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, нужно подавать уточненную деклараци юп. 1 ст. 81 НК РФ ; п. 3 приложения к Письму ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 .

В ИФНС № 5024 по г. Красногорску Московской области,
расположенную по адресу:
143409, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, д. 2А

Исх. № 3 от 10.11.2015
На № 12 от 05.11.2015

ОТВЕТ

В ответ на полученное сообщение (с требованием представления пояснений) в отношении декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной за налоговый период III квартал отчетный год 2015 номер корректировки: 0 ,

направляются соответствующие пояснения на 3 листах.

Как видим, налоговики предлагают сделать своеобразный титульный лист ответа, из которого видно, по какому поводу представлены пояснения и сколько листов они занимают. Пояснения по существу ФНС рекомендует оформлять в виде отдельных приложений, особенно если такие пояснения будут представляться по телекоммуникационным каналам связи.

В отношении показателей разделов 1- 7 декларации можно составить как текстовые пояснения, так и пояснения в самостоятельно разработанных таблицах (если не требуется уточненная декларация).

К примеру, какая-либо организация указала в книге покупок счет-фактуру, выставленный якобы вашей организацией, но у вас такого контрагента вообще не было (либо не было конкретной операции). Так и напишите в пояснениях.

В отношении ваших показателей, отраженных в разделах 8- 12 декларации, налоговая служба рекомендует указывать пояснения отдельно по каждому разделу в таблицах № 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам» и № 2 «Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)».

Таблицу № 1 заполняете, если какие-то записи в вашей декларации, вызвавшие сомнение у налоговиков, были указаны верно, то есть соответствуют первичным документам и счетам-фактурам. Увидев запись в этой таблице, инспекция поймет, что вы подтверждаете правильность указанных в декларации данных и, возможно, ошибку в декларации допустил ваш контрагент. Ведь при обнаружении несоответствий инспекция требует пояснения у обеих сторон, и когда контрагент признает ошибку, все встанет на свои места.

Продолжим рассматриваемый выше пример. Инспекция усомнилась в номере счета-фактуры от 24.09.2015. Предположим, что этот номер оказался верным. Чтобы пояснить это, надо заполнить таблицу № 1 раздела 8 ответа.

Раздел 8 «Сведения из книги покупок» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором выявлены ошибки или несоответствия.

1. Сведения соответствуют первичным учетным документам

№ п/п Код вида операции Номер счета-фактуры продавца Дата счета-фактуры продавца ... ИНН Продавца ... Сумма налога по счету-фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, в руб. и коп. ...
005 010 020 030 120 130 170 180
185 01 181Если никаких ошибок при регистрации счета-фактуры, по которому у инспекции возникли сомнения, не было, полностью перенесите в таблицу № 1 соответствующую строку из декларации 24.09.2015 24.09.2015 7716777788 212 400 32 400

В таблице № 2 вы исправляете свои ошибки, связанные с регистрацией счетов-фактур. При этом в строку «Расхождение» переносите из своей декларации сведения, которые просила пояснить инспекция, а в строке «Пояснение» указываете правильные значения только в тех графах, где была ошибка.

Так, в рассматриваемом нами примере видно, что у инспекции возникли сомнения в дате счета-фактуры № 37. Предположим, что дата действительно неверная. Чтобы пояснить ошибку и указать правильные данные, заполняем таблицу № 2 следующим образом.

Раздел 8 «Сведения из книги покупок» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором выявлены ошибки или несоответствия.

2. Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)

№ п/п строки, в которой выявлено расхождение Тип информации Код вида операции Номер счета-фактуры продавца Дата счета-фактуры продавца ... Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав ИНН продавца ... Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая на-лог), в валюте счета-фактуры Сумма налога по счету-фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, в руб. и коп.
(Стр. 180)
...
А
(005)
Б 010 020 030 120 130 170 180
99 В графе А указываете порядковый номер исправляемой записи, под которым она была отражена в разделе 8 вашей декларации Расхождение 01 37 09.08.2015 19.08.2015 7713587777 70 800 10 800
Пояснение 19.08.2015 В строке «Пояснение» дублировать показатели остальных граф (где ошибок не было) не нужно

Если вы будете посылать ответ в электронном виде через ТКС, сделайте опись документо вутв. Приказом ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ ; Письмо ФНС (п. 2.7) .

Как вы понимаете, можно представить пояснения и в свободной форме. Ведь формы пояснений, утвержденные ФНС, - не обязательные, а именно рекомендованные.

Также к пояснениям по собственному желанию можно приложить копии документов, подтверждающих совершение операций, вызвавших у проверяющих сомнения.

К примеру, инспекция засомневалась лишь в данных двух счетов-фактур (№ 85 и № 164), которые были зарегистрированы в книге покупок. Других недочетов и нестыковок в декларации обнаружено не было. После проверки реквизитов указанных счетов-фактур бухгалтер ООО «Рыцарь дня» выявил, что данные счетов-фактур были верно отражены в книге покупок и в разделе 8 декларации.

Пояснить это в произвольной форме можно так.

ОТВЕТ
на сообщение (с требованием представления пояснений)

В ответ на полученное требование представления пояснений № 12 от 05.11.2015 в отношении декларации по НДС за III квартал 2015 г. ООО «Рыцарь дня» направляет пояснения.

В книге покупок за III квартал 2015 г. указаны правильные данные счетов-фактур № 85 от 17.09.2015 и № 164 от 15.07.2015. Это подтверждается копиями этих счетов-фактур (см. приложение).

Приложение:
1) копия счета-фактуры № 85 от 17.09.2015 - на 1 листе.
2) копия счета-фактуры № 164 от 15.07.2015 - на 1 листе.

Необязательно отправлять пояснения через спецоператора. Если вам так удобнее, можете отнести их в инспекцию лично или направить по почте (ценным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Не забывайте, что при камеральной проверке НДС-декларации инспекция может истребовать не только пояснения, но и счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, при отражении которых выявлены противоречия или несоответствия, приводящие к занижению обязательств перед бюджето мп. 8.1 ст. 88 НК РФ . И если вы получили требование о представлении документов, однако не выполнили его вовремя, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный докумен тп. 1 ст. 126 НК РФ .