Фнс рассказала о реструктуризации задолженности по налогам. Что такое реструктуризация задолженности по налогам

Одним из важных элементов антикризисного управления является планирование и реструктуризация налоговых платежей. Российское законодательство дает несколько возможностей для изменения графика платежей с учетом финансового состояния предприятия и его роли в инфраструктуре региона. Ниже описываются нормативные акты, помогающие изменить сроки уплаты налогов и сборов.

Отсрочка текущих платежей

Возможность изменения срока оплаты налогов и сборов в 1998 году предусматривалась Федеральным Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год". Отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов и других обязательных платежей могут предоставлены на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев. Отсрочки и (или) рассрочки предоставляются в следующих случаях:

    задержка финансирования из федерального бюджета (без взимания процентов);

    угроза банкротства при единовременной выплате налога (уплачиваются проценты за пользование бюджетными ресурсами в размере 1/2 ставки рефинансирования);

    значительный материальный ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого чрезвычайного обстоятельства (уплачиваются проценты за пользования бюджетными ресурсами в размере 1/3 ставки рефинансирования).

В качестве обеспечения выступают банковская гарантия или иные способы обеспечения исполнения обязательств. Механизм предоставления отсрочек и (или) рассрочек введен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. №940.

В отношении пеней и неустоек, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" предоставляет право органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов РФ принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Кроме того, Закон "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год" дает возможность реструктуризировать задолженности перед бюджетом по состоянию на 1 января 1998 года путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки до четырех лет по налогам и сборам и до десяти лет по штрафам и пеням. Проценты за отсроченные и (или) рассроченные суммы платежей взимаются в размере 1/4 ставки рефинансирования.

Условиями реструктуризации задолженности являются предоставление обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности перед бюджетом, а также своевременная и полная уплата текущих платежей в течение всего срока отсрочки или рассрочки.

Залоговое обеспечение является существенным ограничением, так как предприятие лишается возможности продать, передать во владение или использовать в качестве обеспечения банковского кредита свое имущество в течение длительного промежутка времени (до 10 лет). Такая зависимость перед налоговыми органами может быть серьезным препятствием для привлечения инвестиций или реструктуризации бизнеса.

Правила реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1998 года №395. Практическое пособие, разработанное ГНС, ФСДН и РФФИ, по реализации Постановления Правительства №395 содержит перечень документов, которые предприятие должно предоставить для реструктуризации задолженности, а также описание процедуры реструктуризации.

Кроме реструктуризации текущей задолженности и задолженности, накопленной по состоянию на 1 января 1998 предприятия численностью менее 200 человек имели возможность уменьшить сумму налогового платежа на 10 процентов от цен закупленного оборудования. Такая возможность предоставлялась Законом "Об инвестиционном налоговом кредите".

Однако, в связи с принятием первой части Налогового Кодекса Законы "Об инвестиционном налоговом кредите" утрачивает свою силу с 1 января 1999 года. Основные принципы предоставления отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, действующие с 1 января 1999 года, изложены в главе 9 первой части Налогового Кодекса.

Первая часть Налогового Кодекса (глава 9)

Налоговый кодекс дает возможность изменить срок уплаты налога или сбора в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога по решению уполномоченного органа может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. Отметим, что в Законе не говорится о безусловном предоставлении обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности.

Отсрочка или рассрочка представляют собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. По сравнению с Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1998 год", в Налоговом Кодексе основанием для предоставления отсрочки или рассрочки является сезонный характер реализации товаров, а также были изменены ставки процента за пользование бюджетных ресурсов (1/2 ставки рефинансирования).

Налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Предприятие обязано предоставить документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Если кредит взят по причине угрозы банкротства, ставка процента за пользование бюджетными ресурсами равна ставке рефинансирования.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного до пяти лет при наличии одного из следующих оснований:

    проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства;

    осуществление внедренческой или инновационной деятельности, создание новых технологий и новых видов сырья и материалов;

    выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Не допускается устанавливать проценты за пользования кредитом по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования.

Действует ли в данный момент Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам? и что можно сделать в данный момент согласно действующим нормативно-правовым документам чтобы произвести реструктуризацию по налогам и сборам?

На данный момент организации могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. При этом ранее существовал порядок реструктуризации задолженности по налогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002. При этом, на данный момент сохранился порядок реструктуризации по налогам только для специальных организаций, напр., для бюджетных, для организаций, имеющих стратегическое значение, угледобывающих организаций, унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему и т.д.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены Налогового кодекса РФ и .

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований *:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175 ;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз . Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791 , от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы *:

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

  • возбуждено уголовное дело по статьям , или Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов .

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87 , от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487 .

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ , п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога ( Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 ,). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

Сергей Разгулин , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало , каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку. В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом. Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:
  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  2. подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы: а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе; б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций; в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации; г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет - сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно. Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

Проанализируем особенности реструктуризации задолженности предприятия по расчетам с бюджетом.

Под кредиторской задолженностью перед бюджетом любого уровня понимается задолженность юридического лица перед соответствующим бюджетом по уплате налогов, сборов, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Необходимость проведения реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетами различных уровней была вызвана прежде всего тем, что в связи со сложной экономической ситуацией, влияющей на финансовую стабильность отечественных предприятий, возникают ситуации, когда юридическое лицо не в состоянии уплатить необходимые суммы обязательных платежей в строго установленный срок. Таким образом, появляются недоимки, т.е. суммы налогов или сборов, не уплаченные в установленный законодательством о налогах и сборах срок. С целью уплаты образовавшейся задолженности и финансового оздоровления налогоплательщиков государство вместо признания таких должников банкротами (что, может быть, невыгодно государству и является последней и окончательной мерой борьбы с неплатежами) предпринимает меры по осуществлению мероприятий, направленных на поступление указанных сумм в бюджеты различных уровней.

Под реструктуризацией задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом понимается предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. При этом законодательством устанавливался определенный порядок предоставления возможностей по реструктуризации образовавшейся задолженности юридических лиц - должников перед федеральным бюджетом.

Впервые возможность реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом была предусмотрена ст. 69 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. №29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 года. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 1997 г. №254 были определены условия и порядок реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г.

В соответствии с данным Постановлением, организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г., а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, могли осуществить ее реструктуризацию путем выпуска ценных бумаг, в форме акций или облигаций, в обеспечение погашения основного долга. Право на проведение реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет получали организации, полностью осуществлявшие текущие платежи в федеральный бюджет.

Реструктуризация задолженности перед бюджетом предусматривала рассрочку выплаты суммы основного долга по платежам в бюджет сроком до 5 лет - при выпуске акций, и сроком до 2 лет - при выпуске облигаций, и внесение суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно в течение 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации.

При реструктуризации задолженности, обеспечивавшейся выпуском акций, погашение суммы основного долга должно было осуществляться ежемесячно равными долями с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.

При выпуске облигаций для обеспечения погашения основного долга суммарная номинальная стоимость облигаций определялась с учетом всех предусмотренных действующим законодательством ограничений для выпуска облигаций. Выплата купонного дохода по облигациям осуществлялась в размере процента, установленного действующим законодательством.

Уплата текущих налоговых платежей в период проведения реструктуризации должна была осуществляться в обязательном порядке.

С момента вступления в силу договора о реструктуризации начисление пеней по основному долгу, образовавшемуся по состоянию на 1 января 1997 г., прекращалось.

Выпуск облигации, осуществлявшийся для целей реструктуризации задолженности, должен был быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций.

Организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, должны были подать заявки на реструктуризацию до 1 июля 1997 г.

Реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществлялась по решению Правительства Российской Федерации, принятому на основании заключения Оперативной комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию системы платежей и расчетов.

В результате реализации Постановления №254 от 05.03.1997 г. в 1997 г. были рассмотрены документы и дано положительное заключение о реструктуризации задолженности 19 организаций - крупнейших налогоплательщиков, но Правительство РФ приняло решение только в отношении 6 крупнейших организаций.24

В 1998 г. механизм реструктуризации задолженности был определен Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 г. №395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом". Данным постановлением предусматривались несколько иные правила и условия проведения реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по сравнению с Постановлением №254 от 05.03.1997 г.

Согласно Постановлению №395 от 14.04.1998 г., принятие решения о проведении реструктуризации по задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет производилось Государственной налоговой службой Российской Федерации при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В случае если сумма задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет не превышала 20 млн. рублей, то принятие решения делегировалось налоговому органу по месту регистрации данной организации.

Кроме того, право на проведение реструктуризации предоставлялось и организациям, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), при заключении этими организациями мирового соглашения с ее конкурсными кредиторами.

24 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Постановлением №395 от 14.04.1998 г. было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

В 1998 г. были установлены следующие условия реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет: -

решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам могло быть принято в отношении юридических лиц при предоставлении ими обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам; -

реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам предусматривала рассрочку уплаты задолженности по налогам и сборам на срок до 4 лет, по пеням и штрафам - на срок до 10 лет; -

с рассроченных сумм задолженности уплачивались проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату их уплаты; -

в качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности по обязательным платежам, могло выступать либо передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников), либо банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке; -

предоставляемое обеспечение должно было покрывать всю имеющуюся задолженность по обязательным платежам; -

текущие обязательные платежи должны были осуществляться своевременно и в полном объеме.

Заявки на проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам по состоянию на 1 января 1998 г. могли подаваться до 1 января 1999 г.

По результатам 1998 года, от организаций-недоимщиков поступило 1 285 заявлений о предоставлении права реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом. Из них к рассмотрению принято 1 231 заявление с суммой недоимки, пени и штрафов в федеральный бюджет соответственно 1 952,4 млн. руб. и 998,3 млн. руб.

В 1999 г. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" устанавливается новый порядок проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В дальнейшем в Постановление был внесен ряд изменений, а название Постановления Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 стало звучать "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Согласно вышеназванному Постановлению, реструктуризации подлежали:

25 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Задолженности по налогам и сборам, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности -при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. - при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. - при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. - при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

Задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашалась поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включалась задолженность, отсроченная к взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление до 1 апреля 2000 г., могло быть принято при условии полного внесения ею в течение 2 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и при наличии положительного заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять своевременно и в полном объеме уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление с 1 мая до 1 декабря 2001 г., а также в отношении предприятия и организации, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, подавших заявление до 1 ноября 2002 г., могло быть принято при условии полного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет с начала 2001 года. Дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 г., могло быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в* федеральный бюджет ей предоставлялось право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставлялось право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально уплачивались проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г. №1002.

Проценты начислялись исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Организация имела право на досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производилось полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.

График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен был предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.

При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могли быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.

Организация утрачивала право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Следует отметить, что порядок реструктуризации, определенный Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г.

№1002., отличался от действовавших ранее, а именно: -

было исключено предоставление залогового обеспечения, достаточного для погашения всей имеющейся задолженности; -

на суммы пеней и штрафов не начислялись проценты за пользование средствами федерального бюджета в течение срока отсрочки (рассрочки); -

в случае досрочного погашения реструктурируемой задолженности и полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет была предусмотрена возможность списания долга по пеням и штрафам.

В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) отсутствует понятие реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам перед бюджетом. Однако глава 9 РЖ РФ предусматривает возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Как было сказано выше, реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом представляет собой предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. Таким образом, возникает вопрос о тождественности понятий "реструктуризация" и "изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени", предусмотренного НК РФ, который требует дополнительного рассмотрения.

Согласно ст. 61 НК РФ, изменение срока уплаты налога и сбора может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.

Рассрочка в отличие от отсрочки представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п.1 ст.64 НК РФ). То есть отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке оплаты существующей задолженности.

Как отсрочка, так и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов идентичны.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из следующих обстоятельств: -

причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; -

задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; -

угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; -

имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога; -

производство и (или) реализация товаров (работ или услуг) носит сезонный характер.

В первых двух случаях соответствующий орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога (п.7 ст.64 НК РФ). Такими обстоятельствами являются следующие: -

возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; -

проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; -

наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст.62 НК РФ).

Следует отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Исключение составляют лишь те случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляются по основаниям, указанным в п.п. 1 и 2 ст.64 НК РФ. В таких случаях на сумму задолженности проценты начисляться не должны.

Отсрочка и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляются в основном только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств может применяться залог имущества или поручительство (п.5 ст.61, ст.73, 74 НК РФ).

Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности. Как и отсрочка (рассрочка), налоговый кредит предоставляется по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно: -

если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; -

если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа; -

если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п.2 ст.64, п.1 ст.65 НК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п.1 ст.62 НКРФ).

В зависимости от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит, на сумму задолженности подлежат начислению проценты. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства. В остальных случаях проценты на сумму задолженности не начисляются. Следует отметить, что проценты при предоставлении налогового кредита начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. То есть размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, строго определен и в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Причем анализ этих оснований позволяет сделать вывод о том, что такая форма изменения срока уплаты налога или сбора не может быть применима к процессам реструктуризации.

Он предоставляется организации-налогоплательщику, если имеет место хотя бы одно из следующих трех оснований:

Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; -

В настоящее время в Российской Федерации проводится

реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и

сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

100 федеральным бюджетом, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г.

№ 1002 (с последующими изменениями).

При этом в процессе проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее -реструктуризация задолженности) важное значение имеет вопрос о размере сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам, а также сумм задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Нередко в ходе расследования уголовных дел по фактам уклонения руководителей организаций от уплаты налогов устанавливается обстоятельство, оказывающее влияние на размер сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам и, соответственно, пеням и штрафам, а также на ход дальнейшего расследования уголовного дела. Таким обстоятельством является реструктуризации налоговой задолженности юридического лица.

В данном случае объективная сторона преступления может выражаться:

Во включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. В этой ситуации принятие решения о реструктуризации не влияет на процесс расследования уголовного дела (статья 199 УК РФ);

в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (статья 199.2 УК РФ).

Однако сегодня нет единого критерия оценки правомерности расходования денежных средств налогоплательщиков - юридических лиц при наличии задолженности перед бюджетом. Ссылки на очередность платежей, предусмотренную ст. 855 ГК России, уже практически не принимаются во внимание прокуратурой и судом.

По нашему мнению, при возбуждении уголовного дела по фактам сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, необходимо устанавливать личную корыстную заинтересованность должностных лиц

101 организаций в получении имущественной выгоды, расходовании указанных средств на личные нужды или их присвоении.

При совершении руководителем организации преступления, предусмотренного статьей 199, 199.2 УК РФ, органами внутренних дел должно быть возбуждено уголовное дело независимо от того, существует у данной организации право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в соответствии с Порядком и сроками проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 г. или нет.

Следует отметить, что по каждому факту возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 199 или 199.2 УК РФ следователям целесообразно информировать инспекции МНС. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам не может быть проведена, если по факту неуплаты данных налогов возбуждено уголовное дело. Если реструктуризация все же предоставляется после возбуждения уголовного дела, данное обстоятельство не влияет на принятие процессуального решения. В этом случае освобождение от наказания по основаниям ст. 80.1 УК РФ возможно только при полном реальном возмещении ущерба, вне зависимости от утвержденных ИМНС графиков платежей.

Коснемся мнения органов прокуратуры по указанной проблематике. Можно выделить следующие мнения (позиции) органов прокуратуры (надзирающих прокуроров).

1. Предоставляя право на реструктуризацию задолженности по налогам (иными словами предоставляя рассрочку), государство в лице ИМНС России, зная о просроченной недоимке, в добровольном порядке отказывается от единовременного взыскания сумм недоимки, а действия руководителей предприятий перестают быть общественно-опасными (т.е. фактически становятся правомочными). Уголовные дела, возбужденные после предоставления права на реструктуризацию, подлежат прекращению по реабилитирующим основаниям, при предоставлении права на рассрочку в ходе расследования уголовного дела, можно считать изменением обстановки с прекращением уголовного преследования.

По мнению работников прокуратуры, при подписании соглашения о

102 реструктуризации задолженности по налогам государством (в лице уполномоченных органов) применяется «налоговая амнистия» в отношении предприятий (организаций), имеющих долги по налоговым и иным платежам.

По нашему мнению, решение о реструктуризации задолженности предприятия по налогам после окончания налогового преступления не препятствует возможности возбуждения уголовного дела и привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

2. Некоторые прокуроры считают, что уголовные дела данной категории не имеют судебной перспективы и подлежат прекращению. Позиция прокуроров по данной проблематике заключается в том, чтобы не возбуждать уголовные дела, по которым проведена реструктуризация по налогам, а выносить предостережения о погашении задолженности. Возбужденные уголовные дела, в ходе расследования которых проведена реструктуризация, дальнейшим производством прекращать.

С принятыми решениями о прекращении вследствие изменения обстановки по делам данной категории прокуратура соглашалась. Однако с начала 2003 года позиция прокуратуры изменилась - такие дела рекомендуется направлять в суд или прекращать за отсутствием состава преступления.

3. Позиция прокуратуры некоторых регионов состоит в том, что при проведении на предприятиях реструктуризации задолженности по налоговым платежам в действиях должностных лиц таковых предприятий не усматривается объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организации, в связи с чем уголовные дела, находящиеся в производстве, по указаниям прокуратуры прекращаются по различным основаниям.

В частности, некоторые прокуроры районов и городов при обсуждении

руководителей предприятий, на которых проведена реструктуризация

задолженности по налогам, полагая, что в данной ситуации состав преступления

по уклонению от уплаты налогов отсутствует.

Отметим также, что некоторые специалисты и практики, считают, что к реструктуризации задолженности применимы положения статьи 62 НК России (обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога), в соответствии с которой срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2)

проводится производство по делу о налоговом правонарушении, либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; 3)

имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

С нашей точки зрения, такая позиция является не совсем правильной, так как изменение срока уплаты налога и реструктуризация налоговой задолженности имеют различную правовую природу.

В соответствии со ст.

61 НК России изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срок уплаты налога или сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

В соответствии со ст. 63 НК России органом, уполномоченным принимать решение об изменении срока уплаты налога, является Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, ни форма предоставляемой отсрочки, ни уполномоченный на представление отсрочки государственный орган не соответствуют порядку реструктуризации налоговой задолженности, решение о проведении которой принимается Правительством Российской Федерации и регулируется специальным постановлением.

Следует отметить, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам, предусмотренная Постановлением Правительства России № 1002 существенно повлияла на принятие процессуальных решений по уголовным делам о налоговых преступлениях. Как уже отмечалось, право на реструктуризацию задолженности по налогам расценивается прокуратурой некоторых регионов как налоговая амнистия.

Представляется, что проведение в ходе следствия в организации реструктуризации по налогам может стать основанием для освобождения от

104 наказания в связи с изменением обстановки, так как на основании решения государственного органа налогоплательщику устанавливаются иные сроки уплаты налогов. В связи с тем, что в законе отсутствует основание, предусматривающее прекращение уголовного дела в связи с проведением реструктуризации, однако факт уклонения от уплаты налогов имел место, считаем, что уголовное дело также должно быть возбуждено, а решение о прекращении дела необходимо принимать с учетом всех обстоятельств дела.

Следует отметить, что намерение, либо принятие решения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам конкретного юридического лица не свидетельствует о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц указанной организации состава налогового преступления.

Реструктуризация задолженности организации не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков уклонения от уплаты налогов или сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В тоже время, осуществление реструктуризации налоговой задолженности, при условии документального подтверждения данного факта, может являться основанием для прекращения уголовного дела вследствие изменения обстановки.

Однако данное положение может распространяться на субъектов преступления, предусмотренного только ч. 1 ст. 199 и ст. 199.2 УК РФ. В случае квалификации деяния по ч. 2 ст. 199 УК РФ освобождение лица от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ) невозможно.

При таких обстоятельствах, когда факты, установленные в ходе производства по уголовному делу, не оказывают влияния на проведение процесса реструктуризации задолженности возможно нарушение интересов государства в виде непоступления в бюджет части сумм налоговых или иных обязательных платежей.

Таким образом, во избежание нарушения интересов государства в области финансовой и налоговой дисциплины при проведении реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

105 федеральным бюджетом представляется целесообразным внести изменения в пункт 3 действующего Порядка, установленного Постановлением

Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002 (с соответствующими изменениями и дополнениями) следующего содержания:

- «Организации, в отношении руководителей которой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при наличии вступившего в законную силу решения суда по уголовному делу или иного решения по уголовному делу.

Заявление такой организации рассматривается при представлении ею документов о решении по уголовному делу»;

«Решение о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не может быть принято, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах и по делу не принято решения по существу».

Кроме этого, считаем целесообразным, включить МВД России (в лице подразделений по налоговым преступлениям) в состав органов, принимающих участие в принятии решения о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.