Что такое экономический институт в институциональная экономика. Институт в экономической теории. Институт: сущность, функции и типы

Институциональная экономика появилась на рубеже 20 веков в США, это была попытка дать ответы на решенные проблемы экономической теории, это была попытка дать дальнейшее направление экономическим исследованиям реальной жизни. Институционализм испытывал влияние различных школ экономической жизни прежде всего исторической школы, марксизма, маржинализма, а так же испытывал влияние идей эволюционного развития английского естествоиспытателя Чарльз Дарвин. Кроме того в этот период становления институционализма оказал влияние американский философ Гербер Спенсер.

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio - «обычай, наставление») - направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты - это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:

общественные институты - семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;

понятия общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Характерные черты институционализма:

Основа анализа - метод описания экономических явлений;

Объект анализа - эволюция социальной психологии;

Движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии;

Трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;

Неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;

Стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;

Необходимость детального количественного исследования явлений;

Защита проведения антимонопольной политики государства.

2.Этапы развития институциональной теории и формирование ее основных школ и направлений.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап - 20-30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т.Веблен, Д.Коммонс, У.Митчелл.

Второй этап - середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж.М.Кларк, А.Берли, Г.Минз.

Третий этап - 60-70-е годы XX века; этот этап называют неоинституци-онализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н.Ноув, Дж.Гэлбрейт, Р.Хайлбронер, Р.Коуз

В рамках институционализма различают три течения:

1. социально-психологический(технократический).Основоположником этого направления стал Торстейн Веблен. Основные работы: "Теория праздного класса"- это класс который живет за счет других и не желает трудится, "Теория делового предпринимательства"

Веблен выступил выступил против неоклассиков и доказал, что их позиция характеризуется статистикой. он показал, что следует изучать функции субъектов, используя эволюционный подход и его анализ. Веблен считает, что движущими силами экономического развития являются не только материальные, но и идеологические и психологические факторы. Существующие формы жизни и общественных отношений, укоренившиеся связи и образ мышления являются результатом не только эволюции общества, но и факторами естественного отбора. У Веблена институты это психологические категории, которые по его мнению связаны с мотивацией экономического поведения.

Предметом экономической науки считал действия человека, его поведение относительно материальных средств. Веблен считал, что экономическое поведение человека обусловлено инстинктом мастерства, родительским чувством и праздным любопытством.

Веблен предложил свой подход стадий развития экономического общества:

1) дикость

2) ремесло

3)промышленность

4) дикость

Такой подход дает возможность человеку противостоять сложным проблемам, таким как стяжательство и природные катаклизмы.

Веблен выступил критиком капитализма:1) критиковал конкуренцию,которая ведет к неэффективному использованию ресурсов, а стремление к наживе исключает использование полезных благ производимых в обществе. Главным противоречием в обществе Вебленсчитал противоречие между сферой индустрии и сферой бизнеса, отсюда вытекает вывод: субъектами противоречий он называл два класса(прогрессивный класс- это класс промышленников, реакционный класс- класс финансистов).

Он отмечал возрастающую роль финансистов. вывод: возрастающая роь финансистов может привести к экономическим кризисам, потому что за финансовым капиталом нет реальной собственности. финансовый капитал порождает праздный класс, для которого свойственное, показное, демонстративное, престижное потребление. такой образ жизни вызывает у значительной части населения завистливое отношение, завистливое сравнение. такой процесс истощает силы пролетариата, подрывает трудолюбие и т.д.

дальнейшее развитие индустрии по Веблену требует преобразование общественной системы.

2. конъюнктурно-статическое направление.

Уэсли Митчелл

Митчелл считал, что не только психологические аспекты, но и денежное хозяйство влияет на экономику. Выделял роль финансово-кредитных учреждений, это значит, что Митчелл положительно оценивал финансовый капитал. В историю институционализма вошел не только как исследователь денежного хозяйства, но в большей мере вошел как исследователей деловых циклов. Его работы "Деловые циклы" 1913, "Измерение деловых циклов".

Деловой цикл- это термин, который он заменил понятие кризиса. Деловой цикл он определил как повторяющиеся подъемы и спады, которые проявляются в большинстве экономических процессов, более того циклическое развитие это не случайность, а закономерный процесс капиталистического хозяйства и циклы в экономике это взаимосвязь, взаимозависимость движения денег, инвестиций, цен, курсов акций, сбережений и других параметров. в тоже время Митчелл выделяет различные по времени экономические циклы: малые(3 года), большие().

в результате анализа Митчелл пришел к выводу о необходимости государственного регулирования экономики, а это означает, что противоречие капитализма можно разрешить. при Варварском университете был создан комитет экономических исследований, этот комитет изучал взаимодействие различных субъектов и взаимосвязь различных экономических параметров.

методологический подход Митечелла позволил сделать неточные выводы о том, что государственное регулирование поможет избежать экономический кризис. митчелл остался сторонником государственного контроля экономики. В 1923 году он создал систему государственного страхования безработицы в США. Социальный контроль со стороны государства позволил обществу контролировать предпринимательство.

3. юридический институционализм. Дж. Р. Коммонс. Юридический подход позволяет выявить следующие особенности институционализма: 1) основой экономического развития общества считаются юридические отношения и правовые нормы. Коммонс предлагает экономические институты и отношения относить к категориям юридического порядка. 2) буду идеологом американского конфедерации труда он отстаивал интересы рабочей аристократии. Главные работы "Правовые основы капитализма", "Институциональная экономическая теория"1934. Объектом исследований были институты к ним он относил семью, производственные корпорации, торговые объединения и государство. все пороки капиталистов он видел в не совершенстве юридических прав, юридических законов. Он считал, что они ведут к порокам.

Институциональная экономика - отрасль экономики , которая изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами .

Для понимания данного определения рассмотрим значение, входящих в него терминов.

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук.

Экономика - 1). Деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2). Наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности.

Объектом экономических наук является экономическая действительность.

Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый кластер дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования.

К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, математические методы в экономике, эконометрика, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 г. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Экономические отношения - это объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и присвоения средств производства и предметов потребления.

Общественный институт (Свободная энциклопедия) - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования.

Институт (БСЭ):
- совокупность норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений;
- наиболее распространенное название высших учебных заведений.

Институт (по Ушакову) – общественное установление, распорядок, узаконенный какими-нибудь нормами.

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости»: «Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности».

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом: «Институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе».

Тогда, общественный институт - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, регламентированные (узаконенные) какими-нибудь нормами, правилами.

Норма – от латинского «образец»
(по Ушакову): 1. обычный, признанный обязательным порядок, состояние (языковая норма, нормы морали, нормы поведения);
2.узаконенное установление (правовые нормы).

Н орма (общественные науки) – правило поведения в определенной ситуации; формы регуляции поведения в биологических, технических и социальных системах.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. Поэтому большое значение имеет, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Как пример ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Примером таких ограничений является существование исламской модели банковской системы (230 банков в 35 странах, главным образом в Пакистане, Иране, Судане):

Главная особенность – функционирование по законам шариата, отказ от ссудного процента;
- основной вид привлечения средств - долевое финансирование (не имея возможности выплачивать проценты по вкладам, банки привлекают средства на депозит, предлагая вкладчикам участвовать в прибыли);
- стимулируются инвестиционные операции, финансовые ресурсы распределяются в пользу наиболее перспективных отраслей национальной или мировой экономики;
- доход зависит от финансовой успешности предприятий реального сектора экономики, а не от политики ЦБ в отношении процентных ставок;
- несомненное преимущество – отсутствие излишнего давления финансового сектора на производственный.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов и есть институты.

Приглашаем на виртуальную выставку, приуроченную к этому событию.

В экономической науке достаточно сложно указать точное время возникновения институциональной теории. Она развивалась параллельно с классической парадигмой экономической теории, выражая идею междисциплинарного подхода к анализу экономических явлений.

Истоки институциональной теории можно найти еще в «древних» и средневековых воззрениях. Если рассматривать период капитализма, то первоначальное применение междисциплинарного подхода к анализу экономических явлений мы увидим в «исторической» школе, и только позже - в школе институционализма. Причиной появления последнего принято считать обострение противоречий в обществе в связи ростом концентрации и централизации капитала и переходом капитализма в империалистическую стадию своего развития.

Сегодня в развитии институционального течения экономической мысли можно выделить четыре этапа. Первый этап (20-30-е гг. ХХ в.) - «старая» школа институционализма. Его родоначальниками являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, У. Гамильтон. В этот период формируются теоретико-методологические основы институционализма.

Второй этап - послевоенный период до середины 70-х гг. ХХ в. - «обновленный» институционализм. Главные представители этого периода - Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз, Дж. Гэлбрейт и др.

Третий этап - до 90-х гг. ХХ в. - «новая» институциональная экономика. Его представителями являются Г. Мюрдаль, Р. Коуз, Р. Познер, Дж. Бьюкенен и др.

Четвертый этап - с 90-х гг. XX в. по настоящее время - «новейший» институциональный подход. Его представители: Д. Норт, Дж.М. Ходжсон и др.

Институционализм никогда не имел организационного центра, и разнородность этого течения зачастую ставит под сомнение само его существование как научной школы. Вместе с тем сложилась устойчивая традиция рассматривать трех американских экономистов - Т. Веблена, У.К. Митчелла и Дж.Р. Коммонса - как главных представителей «старого» институционализма. Само понятие «институционализм» впервые употребил в 1918 г. американский экономист У. Гамильтон, определивший категорию «институт» как вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев. Он означает способ мышления или действия, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленный в привычках групп или обычаях народа.

В обычной речи это другое слово для «процедуры», «общего согласия» или «договоренности»; на книжном языке нравы, народные обычаи, равно как денежная экономика, классическое образование, фундаментализм и демократия являются «институтами». По-существу «старый» институционализм возник как «реакция на внеисторическую и механистическую трактовку экономической деятельности со стороны ортодоксальной доктрины». Представители данного направления критиковали неоклассическую школу, во-первых, за узость исходной методологии, игнорирующей роль социологических, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма; во-вторых, за игнорирование важнейших структурных институциональных особенностей реальной экономики.

Если в неоклассике: основа методологии анализа - методологический индивидуализм, то «старый» институционализм использует методологию холизма, в которой исходным пунктом в анализе становятся не индивиды, а институты. То есть характеристики индивидов выводятся из характеристик институтов, а не наоборот. Сами же институты объясняются через те функции, которые они выполняют в воспроизводстве системы отношений на макроуровне. Теперь уж не граждане «заслуживают» свое правительство, а правительство способствует формированию определенного типа граждан. Далее, концепции спонтанной эволюции противостоит тезис институционального детерминизма: институты рассматриваются в качестве основного препятствия спонтанности развития, «старые» институционалисты видят в них важный стабилизирующий фактор. Институты - результат процессов, происходящих в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и потому являются фактором социальной инерции, психологической инерции. Следовательно, институты задают рамки всего последующего развития. В данном случае «старый» институционализм базировался на следующих логических построениях. Когда обычаи становятся общими для группы или социальной культуры, они вырастают в рутины или традиции. Как правило, обычаи внедряются в других индивидуумах повторными имитациями социальных традиций или рутин. Этим замыкается самоусилительный контур: частные обычаи распространяются по всему обществу, что приводит к возникновению и укреплению институтов; институты вскармливают и укрепляют частные обычаи и передают их новым элементам данной группы.

Как показывал Т. Веблен, при этом оказываются задействованы процессы «отбора»: «Сегодняшняя ситуация формирует завтрашние институты посредством отбора и принуждения, путем воздействия на привычные представления людей или закрепления точки зрения или умственного восприятия, привнесенных из прошлого». Таким образом, методологическую основу исследования Веблена составляла неэкономическая трактовка экономических явлений. Т. Веблен анализирует их с исторических и социологических позиций эволюционного развития общества. Он был идеологом радикальной социально-экономической мысли. Социально-правовое направление институционализма было исследовано Дж. Коммонсом, который считал основой экономического развития общества юридические отношения. Объектом его исследования были государство, производственные корпорации, торговые объединения, профсоюзы, семья.

Недостатки капитализма Коммонс видел в несовершенстве юридических норм, улучшение которых ведет к социальному прогрессу. У. Митчелл был учеником Веблена, разделял взгляды и подходы своего учителя и вошел в историю экономической науки как специалист по исследованию циклических явлений в экономике. По мнению У. Митчелла, циклы в экономике - это результат действия денежного обращения, цен, торгов- ли, сбережений, курсов акций и т. д. Лучшим способом разрешения кризисов является, по Митчеллу, государственное регулирование. Митчелл разделял главную идею институционализма о необходимости социального контроля над экономикой. На втором этапе, представители «обновленного» институционализма (А. Берли, Г. Минз, Дж. Гэлбрейт и др.), изучая демографические проблемы, проблемы корпорации, власти и управления в монополии и в обществе, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, сосредоточили свое внимание на констатации социально- экономических противоречий капитализма и поиске их решения. Для понимания сущности произошедших изменений в институциональной теории на втором этапе необходимо провести сравнительный анализ послевоенного («обновленного») иституционализма и «старого» институционализма.

Отличия «обновленного» иституционализма от «старого» институционализма выражаются в следующем.

1. Если основная проблематика «старого» институционализма - монополизация экономики и конфликты между рабочими и капиталистами, то эволюция интитуционализма выразилась в преобладании индустриально-технократического подхода. Корни этих взглядов прослеживаются в работах Т. Веблена. НТР способна решать фундаментальные общественно-политические проблемы.

2. В послевоенный период высказывается идея о спонтанной трансформации капитализма за счет изменения природы крупных корпораций. Эти идеи были связаны, во- первых, с концепцией революции управляющих, во-вторых, с учением о демократизации собственности на капитал.

3. Государство претерпело кардинальные изменения, вследствие чего основной целью его стало обеспечение «благоденствия для всех членов общества».

Одним из ярких представителей этого периода является Дж.К. Гэлбрейт. Гэлбрейт делит американскую экономику на две разнородные системы: «планирующую» и «рыночную». Критериями деления экономики на две системы являются технико-организационные факторы производства (передовая техника и сложная организация) и наличие экономической власти, т. е. контроль над ценами, издержками, потребителями. Такая власть сосредотачивается только в крупных корпорациях. Идея замены рыночной стихии промышленным планированием используется в обосновании процесса трансформации капитализма в индустриальное общество. Основой и инструментом замены рынка планированием он считает развитую корпорацию, а экономическая деятельность государства рассматривается как необходимый элемент. Вмешательство государства необходимо для решения главных проблем капитализма, в основе которых лежит противоречие между планирующей системой и рыночной системой, куда входит мелкий бизнес, сель- ское хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт и другие сферы социального обслуживания. Хотя институционализм как особое течение сложился еще в начале XX в., долгое время он находился на периферии экономи- ческой мысли. Объяснение движения экономических благ лишь институциональными факторами не находило большого числа сторонников. Отчасти это было связано с неопределенностью самого понятия «института», под которым одни исследователи понимали главным образом обычаи, другие - профсоюзы, третьи - государство, четвертые - корпорации и т. д. и т. п. Отчасти - с тем, что институционалисты пытались в экономике использовать методы других общественных наук: права, социологии, политологии и др. В результате они теряли возможность говорить на едином языке экономической науки, каким считался язык графиков и формул. Были, конечно, и другие объективные причины, по которым данное течение оказалось не востребованным современниками.

Ситуация, однако, коренным образом изменилась на третьем этапе развития институциональной теории. Это связано с тем, что «новый» институционализм исходит из предположения, что социальные институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов неоклассической теории. В результате, понятия и методы микроэкономики (максимизация, равновесие, эффективность и т. д.) стали прилагаться к широкому кругу таких внерыночных явлений, как парламентские выборы, образование и др. Основу методологии неоклассической школы составляют принципы рационального поведения и индивидуализма, которые были подхвачены представителями данного направления.

Принципиальное отличие «новой» институциональной экономики состоит в неоклассическом подходе к анализу институциональной среды, которая признается также важным фактором влияния на экономические процессы. Исследовательская программа Р. Коуза и других представителей «новой» институциональной экономики предполагает при экономическом подходе к другим явлениям (институтам) изменения в «защитной оболочке» неоклассической теории. Обращает внимание на более широкий спектр форм собственности и их всевозможные юридические проявления. Конкретным завершением сделки выступает договор или контракт, который становится объектом анализа в «теории оптимального контракта» (Дж. Стиглиц, Дж. Колеман, Й. Макнил). Поскольку общепризнанным становится участие в той или иной форме в хозяйственной деятельности такого института, как государство, то в «теории общественного выбора» (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон) политикам вменяется тот же экономический интерес, что и хозяйствующим агентам. Политика представляется здесь как арена обмена на рынке.

Необходимо также отметить, что в «новой» институциональной теории очень основательно переосмыслена роль, значение и движение информации в рыночной среде (Г. Саймон, Дж. Стиглер, К. Эрроу). Представителями данной теории вводится понятие информационных издержек, т. е. издержек, связанных с поиском и получением информации о ситуации на рынке и сопутствующих всевозможным рыночным операциям. При этом ставится в зависимость от располагаемой каждым индивидуумом в конкретный момент времени объема информации рациональный выбор индивидуума. Особое значение помимо информационных издержек придается «трансакционным издержкам», сопутствующих любому отчуждению и присвоению прав собственности, а также защите принятых в обществе свобод.

На современном этапе развития институциональной теории «новейший» институциональный подход признает, что в настоящее время отношения между институционально-эволюционной теорией и неоклассикой гораздо сложнее, чем во времена «старого» институционализма, агрессивность которого была вызвана стремлением утвердить новые принципы и подходы в научном сообществе. Институционально-эволюционная теория значительно шире, чем неоклассическая, и по объекту анализа и по методологии. Это позволяет рассматривать неоклассику, как теорию, которая дает упрощенное видение экономических процессов, что далеко не равнозначно искаженному видению. Соотношение институционализма и неоклассики еще более определенно выразил Дж. Ходжсон: «неоклассическая экономика суть частный случай институциональной экономики».

К направлениям «новейшей» институциональной теории относятся концепции конвергенции, постиндустриального, постэкономического общества, экономика глобальных проблем. Представители данных школ выбирают сферы анализа, выходящие за пределы рыночного хозяйства (проблемы творческого труда, преодоления частной собственности, ликвидации эксплуатации и т. д.). В рамках «новейшего» институционального подхода происходит отделение анализа правил игры от стратегии игроков и тем самым отмежевание от постулатов «новой» институциональной экономики. По определению Д. Норта, институты - это правила игры в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми. К важнейшим свойствам институтов с точки зрения этого подхода, относятся следующие:

Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом;

Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь;

Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека;

Институты задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия;

Институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать и даже измерить.

«Новейший» институциональный подход четко разводит институты и организации, что не делается в «новой» институциональной экономике. Согласно концепции новейшего институционального подхода, в понятие «организация» входят политические органы и учреждения, экономические структуры, общественные и образовательные учреждения. Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок. Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор институциональных ограничений создает возможности для соответствующей деятельности.

Современная институциональная теория пытается преодолеть внеисторические рассуждения «нового» институционализма и ставит перед собой задачу «выработки теоретической схемы для анализа исторически обусловленных препятствий на пути экономического роста». На сегодняшний момент, методологическая программа «новейшего» институционального подхода, сумевшего синтезировать все необходимое из «старого» и «нового» институционализма, показывает направления будущего развития институционально-эволюционной теории. В рамках «новейшего» институционального подхода разработаны основные категории, которые, будучи собранными вместе, отражают существо данного подхода и которые могут быть использованы для разработки институциональной теории хозяйственного развития России.

К ним относятся следующие положения.

Эффективная институциональная система - это такая институциональная система, которая обеспечивает экономический рост.

Устойчивость институтов нисколько не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени и, таким образом, являются ключом к пониманию исторических перемен.

Зависимость от траектории предшествующего развития возникает из-за действия механизмов самоподдержания институтов, которые (механизмы) закрепляют одна жды выбранное направление развития.

Идеи и идеологии имеют значение, а институты в решающей степени определяют, насколько велико это значение.

История имеет значение не просто потому, что можно извлечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью развития институтов общества.

Институциональный подход снимает вопрос общего и особенного пути развития той или иной страны, поскольку предполага- ется существование индивидуальной институциональной матрицы у каждой страны, а именно - переплетение взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, ведущих экономику каждой страны по своему пути, отличному от пути развития другой страны.

Общность заимствованных «правил игры» в странах с различными институцио- нальными системами ведет к существенно разным последствиям.

Рынок рассматривается как определенная институциональная структура, охватывающая законы, «правила игры» и, что наиболее важно, определенный тип поведения, отношений и связей.

В настоящее время для России современная институциональная теория является наиболее актуальной. Трансформация командно-административной системы в рыночную на основе неоклассической теории привела к провалу реформ и деформации экономической системы, которая так и не стала рыночной. Таким образом, результатом перехода на рыночный путь развития российской экономики стали структурные диспропорции в экономике России, не позволяющие эффективно развиваться нашей стране и приводящие периодически к кризисным явлениям.

Соответственно, опыт развития России наглядно показывает, как универсальные методы неоклассической теории при проведении экономической политики, без учета особенностей функционирования национальной институциональной структуры, приводят к разрушительным социально-экономическим последствиям. В этой связи не случайно сегодня институциональная теория стала одной из ведущих экономических школ в мировой науке. И остается непонятным, почему в России до сих пор как в экономической науке, так и в практическом применении продолжает доминировать неоклассическая теория.

/По материалам из открытых источников/

Веблен, Т. Теория праздного класса.-М.: Прогресс, 1984 (полный текст).

Veblen, T. The Theory of the Leisure Class, 2008 (полный текст).

Veblen, T. The Engineers and the Price System.-Kitchener, Ontario: Batoche Books, 2001 (полный текст).

Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества /перс с англ. под общ. ред. Н.Н. Иноземцева и А.Г. Милейковского.-М.: Прогресс, 1979 (полный текст).

Коуз, Р. Фирма, рынок и право /Пер. с англ.-М.: Новое издательство, 2007 (Аннотация, оглавление, предисловие).

Норт, Д. Понимание процесса экономических изменений: пер. с англ.— М.: Издат. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010 (полный текст).

Агапова, И.И. Институциональная экономика: учебное пособие.-М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014 (Полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com).

Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Ин-т нац. проекта; МГУ им. М.В. Ломоносова, экономич. факультет, каф. прикладной институциональной экономики; под ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой.— М. : Спрос-Конфоп, 2002 (полный текст).

Аузан, А.А. Институциональное проектирование реформ: опыт и попытка прогнозирования: Препринт WP10/2007/09.—М.: ГУ ВШЭ, 2007 (полный текст).

Аузан, А.А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория.-2 изд.-М.: Инфра-М, 2011 (полный текст).


Аузан, А.А. Институциональная экономика для чайников.-М.: Фэшн Пресс, 2011 (полный текст).

Виноградова, А.В. Институциональная экономика. Теория и практика: Учебно-методическое пособие.- Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012 (полный текст).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Институциональная экономика, её функции и методы исследования. Роль институтов в функционировании экономики. Основные теории институциональной экономики. Система экономических взглядов Джона Коммонса. Направления развития этого направления в России.

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Научные подходы к определению термина "институт". Ограничительная, координирующая и распределительная функции институтов. Деление институтов на формальные и неформальные. Условия эффективности неформальных институтов в регулировании жизни сообщества.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2014

    Институциональная структура общества, взаимодействие формальных и неформальных правил. Характеристика институциональных матриц. Модернизация институциональной структуры в переходной экономике России. Виды институциональных ловушек, способы выхода из них.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Основные концепции, теории и представители традиционного институционализма. Особенности школы эволюционной теории экономики. Теоретическая специфика посткейнсианства. Изучение институтов-правил в форме конвенциональных ожиданий. Экономика соглашений.

    лекция , добавлен 21.02.2012

    Институты, их классификация и виды. Роль институтов экономической системе. Основные понятия теории прав собственности. Понятие и виды тансакций. Понятие и классификация контрактов. Сущность и природа экономических организаций. Государство как институт.

    шпаргалка , добавлен 27.05.2010

    Основные понятия институционализма. Классический экономический анализ. Фактор неполноты информации и влияния коллективных действий и институтов. Оценка качества товаров. Основные черты институтов. Частные результаты влияния институтов на экономику.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Влияние на распределение ограниченных ресурсов, трансакционных издержек и подрыв принципов честной конкуренции - последствия деятельности неформальных институтов для экономики. Характеристика особенностей экономической модели коррупции и бюрократии.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2017

Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике

Лекция 3

Понятие и основные классификации институтов

1. Институт как базовое понятие.

2. Институты и правила.

3. Типология институтов.

Литература

Основная:

1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2003. Глава 4.

2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2000. Тема 2.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

Дополнительная:

1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб., 1996.

2. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // МЭиМО 1995. №7.

3. Шаститко А.Е. Институты как общественные блага // Вестник МГУ Сер. Экономика. 1996. №5.

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности .

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

«Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности» .

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе .

Также под институтами Веблен понимал:

Привычные способы реагирования на стимулы;

Структуру производственного или экономического механизма;

Принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми .

В последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является Оливер Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация . Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации.

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которыхвызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен .

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности .

В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам , согласно которому институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры (прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, хозяйственного и, в частности, трудового законодательства и т. д.), в которой данное действие осуществляется. По мере того, как институты внедряют или усваивают более эффективные методы работы (оцениваемые обычно с точки зрения трансакционных издержек), их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечивать повышение благосостояния. Инженерный подход к исследованию институтов не следует отождествлять или путать с инженерным подходом в экономической теории, который реализуется в работах Курно, Эджуорта, Вальраса , пытавшихся решить проблемы, связанные с функционированием рынков. Этот подход в современной экономической науке получил отражение в теории общего равновесия Эрроу–Дебре .

2. Институты и правила

Пра­вила – совокупность общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.

Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт - это набор определенных правил, тогда как правила - не всегда институт. Вот почему отде­ление одной категории от другой обосновано.

Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.

Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и под­дающиеся изменению с большими издержками, являются гло­бальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относят­ся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются ме­жду отдельными экономическими агентами .

1) Конституционные правила

В первую очередь к конституционным правилам относится то, что они устанавливают иерархическую структуру государства. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такие правила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.

2) Экономические правила

Экономическими называются правила, определяющие воз­можные формы организации хозяйственной деятельности, в рам­ках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическим правилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее опре­деленной критической отметки. К аналогичного рода правилам может быть отнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена на кон­кретном рынке; введение ограничений на импорт (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Эко­номическими правилами являются правила собственности и ответственности.

3) Контракты

Контракты следует рассматривать как правила, структури­рующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обме­ниваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе, все правила могут быть ин­терпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают .

3. Типология институтов

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:

1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований . Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия и возможных выгод и убытков от надлежащего исполнения или невыполнения условий контракта:

где - основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; - возможная потеря в случае невыполнения контракта; - возможный выигрыш в случае выполнения контракта