Антиинфляционная политика государства и ее инструменты. Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность. Социально-экономические последствия инфляции

0

Курсовая работа

Антиинфляционная политика государства

Введение 3

  1. Антиинфляционной политики государства: сущность, подходы, формы

и механизм реализации 4

1.1 Сущность, причины, виды и последствия инфляции 4

1.2 Теоретические подходы разных экономических школ к проблеме

инфляции 7

1.3 Формы и механизм реализации антиинфляционной политики 8

  1. Основные направления антиинфляционной политики в странах СНГ 12

2.1 Основные направления антиинфляционной политики 12

  1. Направления совершенствования борьбы с инфляцией в странах СНГ 18

3.1 Методы совершенствования борьбы с инфляцией в странах СНГ 18

3.2 Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике

Беларусь на современном этапе 19

Заключение 23

Список использованных источников 25

Введение

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ антиинфляционной политики в разрезе экономических реформ, проводимых в ходе перехода от плановой экономики к рыночной.

В условиях перехода бывших стран СССР на рыночные отношения и их социально-экономических последствий проблемы инфляции и антиинфляционной политики приобрели особую актуальность и значимость. Возникли ситуации и явления, которые раньше были не свойственны нашей экономике или имели второстепенное значение. Инфляция из подавленной и скрытой перешла в открытую форму. А это означает, что бороться с ней становится намного труднее. К антиинфляционной политике предъявляются качественно новые требования. Она должна обладать гибкостью, избирательностью, реагировать не только на проявления инфляции, но и по возможности устранять причины, ее порождающие.

В будущем, несомненно, предстоят новые реформы и чтобы избежать грубых ошибок в антиинфляционной политике, необходимо анализировать мировой опыт прошлых реформ и закономерностей. Проблема инфляции особо актуальна для Беларуси, где сохраняются глубокие структурные диспропорции, высокая зависимость от конъюнктурных цен на мировых рынках энергоносителей и межрегиональное неравенство условий экономической деятельности. Опыт стран СНГ для Беларуси важен с точки зрения выработки нестандартных подходов к противодействию нарушениям в денежно-кредитной и финансовой сферах.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;

Рассмотреть причины и формы проявления инфляции;

Описать последствия инфляции;

Проанализировать динамику инфляционных процессов в странах СНГ;

Дать характеристику антиинфляционной политике в странах СНГ;

Рассмотреть пути совершенствования борьбы с инфляцией в странах СНГ.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности инфляции, были проведены отечественными и зарубежными учеными.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

1 Антиинфляционной политики государства: сущность, подходы, формы и механизм реализации

  • Сущность, причины, виды и последствия инфляции

Инфляция - социально-экономическое явление, которое порождается повышением общего уровня цен на товары и услуги, сопровождающееся обесцениванием денежной единицы

В буквальном переводе термин "инфляция" означает "вздутие", то есть переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Сказанное, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать - это одно из больных мест инфляции то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

К важнейшим причинам инфляции можно отнести:

  1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - то есть дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования "печатного станка", что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции.
  2. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров, создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.
  3. Импортируемая инфляция, то есть инфляция, провоцируемая внешними факторами, например, значительным притоком в страну иностранной валюты, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

4.Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

С точки зрения проявления различают "открытую" и "подавленную" инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного предложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год.
  2. Галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются.
  3. Гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Ее условный рубеж - ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой

Также различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса - обусловливается "разбуханием" денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен, превышающего текущие производственные возможности.

Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

Инфляцию издержек обычно рассматривают с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличение зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой увеличение цен.

К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести :

  1. Перераспределение доходов и богатства. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. В результате повышения своих тарифов "наживаются" естественные монополии.
  2. Отставание государственных цен от рыночных. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.
  3. Дезорганизация хозяйства. Наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъектуры. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса.
  4. Обострение товарного голода, подрыв стимула к денежному накоплению, нарушение функционирования денежно-кредитной системы, возрождение бартера.
  5. Обесценивание сбережений населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

1.2 Теоретические подходы разных экономических школ к проблеме инфляции

В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое количество разных экономических учений, школ и течений, рассмотрим наиболее важные из них.

В традиционной марксистской экономике инфляция понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской школе, органически связана с особенностями воспроизводственного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей и т.д. порождается социально-экономическими противоречиями капиталистического производства, диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением. К непосредственным ее причинам марксистская школа относила объективно происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета. Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. однако, в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.

Кейнсианская позиция, концентрирующаяся вокруг проблемы совокупных расходов, как главного фактора определяющего национальное производство и занятость, берет за основу жесткую зависимость между инфляцией и безработицей.

На сегодняшний день существует абсолютно правильной и подтвержденной всеми факторами теории инфляционных процессов, которой можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как сильные, так и слабые стороны. Например, монетаристы, ожидающие безусловный приоритет среди целей экономической политики поддержанию ценовой стабильности и искоренений инфляционных ожиданий, не учитывают расчеты А.Оукена, опубликованные в конце 70-х годов, согласно которым меры, необходимые для снижения инфляции только на 1 пункт, приводят к сокращению ВВП на 10%. Если придерживаться этих расчетов, то любые оценки потерь от спада производства больше, чем сумма предвосхищаемого выигрыша от снижения темпов инфляции. С другой стороны, марксистская теория при многих верных решениях страдает достаточной субъективностью, что ограничивает понимание инфляционных процессов лишь как порождений несовершенной бумажноденежной системы. Существуют также спорные моменты в теории кейнсианцев, которые устанавливают чересчур жесткую связь между инфляцией и безработицей, и не имеют места в реальной жизни.

1.3 Формы и механизм реализации антиинфляционной политики

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

  1. Фискальная политика;
  2. Кредитно-денежная политика;
  3. Монетаризм;
  4. Гипотеза естественного уровня;
  5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика - это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

  1. Изменение реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
  2. Изменение уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
  3. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
  4. Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменение объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Они периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства и понижение уровня цен.

Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более высокая процентная ставка возросший спрос на национальную валюту, за границей стоимость национальной валюты повышается, чистый экспорт сокращается, сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировки дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентные и система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

где М - предложение денег,

V - скорость обращения денег в кругообороте доходов,

Р - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства,

Q - физический объем производимых товаров и услуг.

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

  1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.
  2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменение в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения, в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые она может вызвать в соотношении уровня цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов, и таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину заработной платы после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый "валютный коридор". Он является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счет займов. При длительном сохранении "валютного коридора" экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным процессам.

  • Основные направления антиинфляционной политики в странах СНГ
    • Основные направления антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, то есть активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом ВНП (валовой национальный продукт) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов, правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

  • Направления антиинфляционной политики в странах СНГ

Регион СНГ оказался уникальным в смысле влияния на него глобального финансово-экономического кризиса. Здесь находятся как страны, минимально затронутые кризисом, так и страны, пострадавшие более других. Благодаря специализации на углеводородах и относительной закрытости экономик, в первую очередь, низкой интегрированности в мировые финансовые рынки, в кризисном 2009 году сохранили положительные и сравнительно высокие темпы роста (более 5%) Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан (рис.1). «На плаву» (с положительными темпами роста, но существенно ниже, чем в первой тройке стран) остались также Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Группу наиболее пострадавших возглавляет Украина, где из-за высокой зависимости от внешнего финансирования, вызвавшей в предкризисные годы перегрев экономики, а также несогласованности действий монетарных и бюджетных властей на острой фазе кризиса, ВВП упал на 14,5%. Сюда же можно отнести и Россию с падением 7,8% в 2009 году, а также Армению (−14,1%) и Молдову (−6,0%) (рис.1). В целом, влияние кризиса определялось внешнеторговой специализацией, зависимостью от международных рынков капитала, торговыми связями с Россией, размерами трудовой миграции, качеством внутренней экономической политики и другими факторами.

Рис. 1 - Реальный рост ВВП в странах СНГ (%)

Рис. 2 - Рост индекса потребительских цен в странах СНГ (%, среднегодовой)

Источник: оценки и прогнозы национальных ведомств, ЕАБР

Относительно невысокие темпы роста цен связаны с замедлением роста мировой экономики из-за долгового кризиса в еврозоне и снижения мировых товарно-сырьевых рынков. Более того, в пяти странах была зафиксирована дефляция.

Самая высокая инфляция это страны-экспортеры сырья (Казахстан, Россия), Республика Беларусь, где инфляция связана с ростом цен на товары, цены на которые регулируются государством.

Низкая инфляция - в странах-экспортерах сырья и странах с консервативной денежно-кредитной политикой (Туркменистан, Азербайджан).

Снижение цен также имело место в Украине, где дешевели продукты питания из-за увеличения предложения отечественных товаров, имел место низкий потребительский спрос, а также была высокая база сравнения.

По итогам 2012 года в Украине может быть зафиксирована дефляция, так как в декабре инфляция традиционно не сильно отличается от ноябрьской, а экономический рост остается слабым. Тем не менее, уже в 2013г. следующем году инфляция может ускориться до 5-6%. Это связано с возможным ростом цен на газ и другие ЖКУ, а также постепенным ускорением экономического роста.

Восстановление экономики региона началось уже во второй половине 2009 г. Среди нескольких факторов восстановления основное влияние на страны СНГ в 2009 г. оказал быстрый рост спроса на сырьевые товары со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, Китая. В 2010 г. рост наблюдается уже во всех странах СНГ и имеет более широкую основу. Однако восстановление идет неравномерно. Несмотря на эффект базы, страны, менее пострадавшие в кризис, растут быстрее.

Характер восстановления частично объясняется принадлежностью к тому или иному географическому региону. Очевидно, что быстрое восстановление в азиатской части СНГ связано с азиатским экономическим ростом. А вот в европейской части СНГ ситуация более разнородна и зависит от целой комбинации как внешних, так и внутренних факторов. Впрочем, в этом смысле страны СНГ мало отличаются от соседних стран Восточной Европы, среди которых также есть страны, практически не пострадавшие от кризиса (Польша), и страны, пережившие «жесткую посадку» (страны Балтии).

Как часто бывает в кризис, толчком к проведению реформ во многих странах становится ухудшение бюджетной ситуации. Многие страны продолжают сотрудничать с МВФ, но согласование программ идет медленно, поскольку Фонд требует проведения политически не популярных структурных реформ. Поэтому страны пытаются использовать альтернативные источники средств, не требующие взятия на себя большого количества обязательств в столь короткое время. Это могут быть кредиты других международных организаций, межправительственные кредиты, а также выход на рынок еврооблигаций. Тем не менее, полностью избежать структурных изменений все равно не удается. С другой стороны, выход на рынки еврооблигаций требует значительного повышения прозрачности государственных финансов, что также является значимой структурной реформой.

В 2012 году торможение мирового экономического роста приводит к сокращению объемов экспорта и падению цен на сырьевые товары. В связи с этим темпы роста ВВП в регионе замедляются.

На экономике Узбекистана почти не отразился мировой экономический кризис 2008/2009 гг. В 2008-2010 годы ВВП страны возрос, благодаря благоприятным ценам на сырьевые товары, а также пакету стимулирующих мер Правительства. Тем не менее для экономики Узбекистана остаются важными такие проблемы, как нарастающее инфляционное давление и возрастающая роль государства в экономике. Также для обуздания инфляции намечены следующие меры:

Вывести экономику «из тени», сократить (уничтожить его в ближайшие годы невозможно) «черный рынок», проводить импорт только через таможню и т.д.;

Создать привлекательные возможности для иностранных инвесторов;

Деноминировать национальную валюту, установив реальный рыночный курс обмена валют в банках Узбекистана;

Либерализация внешней торговли и частного бизнеса;

Изъятие денежной массы, которая не обеспеченна производством товаров и услуг;

Отказ от искусственного сдерживания курса национальной валюты;

Амнистия на средства физических лиц;

Проведение большинства денежных расчетов через банковские учреждения;

Активное внедрение электронных платежных систем и т.д.

Что касается экономики Туркмении, темпы роста поддерживаются возросшим производством и экспортом газа и государственными инвестициями. Также способствовали проведенные в прошлом году унификация валютного курса и некоторое снижение тарифов. В 2009-м году Туркменистан начал проведение денежной реформы - деноминации национальной валюты. Власти обнародовали намерение сократить государственное влияние на экономику и взять направление на развитие рыночной экономики в стране. Были введены в действие новые законы о реформировании финансового сектора государства. Кроме того с 2011 года банки страны начали предоставлять отчетность в соответствии с международными стандартами.

В Казахстане, Таджикистане и Киргизии рост ВВП также несколько выше по сравнению с другими странами СНГ.

Возобновление экономической активности в Казахстане связано, в частности, с ростом цен на энергоносители и увеличением объема госзакупок. Тем не менее, несмотря на государственный контроль цен, в стране произошел рост инфляции. Другой негативный фактор - снижение показателя резервы/просроченные кредиты.

Восстановлением экономической активности Таджикистан обязан позитивным показателям в сельскохозяйственной сфере, торговле и сфере услуг, а также прогрессу в реформировании банковской системе. Качественно улучшилась среда ведения бизнеса: в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» Таджикистан в 2011 году поднялся на 139 место со 149.

Киргизская экономика продемонстрировала высокие темпы роста в 2011 году, восстановившись от падения 2010 года, вызванного социально-политическим кризисом. В финансовом секторе, пострадавшем в результате кризиса 2010 года, началось восстановление. В июне 2011 года была подписана программа с МВФ, налагающая на государство обязательства по проведению реформ, в частности, усовершенствования налоговой системы, разрешения основных проблем в банковском секторе.

В 2011 году правительство Армении приложило немало усилий, чтобы ускорить восстановление экономики. Власти представили программу, предусматривающую упрощение регистрации бизнеса, сокращение «излишнего» регулирования, в том числе, снижение необходимого количества лицензий для ведения бизнеса.

Экономический рост в Азербайджане в 2011 году замедлился. Вновь стала очевидной зависимость экономики страны от объемов нефтедобычи и цен на нефть. Правительством страны был представлен ряд мер, которые способствуют росту экономики в том числе(увеличение объемов рынка ценных бумаг, контроль над расходованием бюджетных средств, борьба с монополизацией и искусственным повышением цен предпринимателями), усиление антикоррупционного комитета.

В 2011 году Республика Беларусь (РБ) испытывала кризис, связанный с дефицитом платежного баланса. В стране наблюдались высокие темпы инфляции, а также произошла значительная девальвация белорусского рубля. Государством приняты меры для упрощения лицензирования бизнеса и ведения финансовой отчетности. Начато реформирование финансовой отрасли. Была завершена интеграция в Таможенный союз с Россией и Казахстаном.

Темпы восстановления уровня производства в Молдове были выше докризисного еще в 2010 году, в 2011 году рост продолжился. Государство реализовало ряд мер по улучшению среды ведения бизнеса, стабилизации финансового и энергетического секторов.

Экономика Украины восстанавливается после глубокого кризиса (ВВП сократился на 14,5% в 2009 году). Поддержку экономике оказывает усиление внешнего спроса и, соответственно, рост экспорта. Был принят закон по борьбе с коррупцией, который может существенно улучшить деловой климат.

Россия, в которой благодаря накопленной в предкризисный период «подушке безопасности» проблема финансирования бюджета не носит острого характера. Но и в ней заметны определенные перемены в экономической политике: прежде всего, меняется политика Банка России, а за ней и бюджетная политика. К последней можно отнести решение Минфина о расширении финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних займов.

Сохраняется устойчивый экономический рост. Отток капитала компенсируется профицитом счета текущих операций. Улучшается состояние финансового сектора: идет сокращение просроченной задолженности, снижение уровня безработицы, рост реальных доходов населения. Достигнут прогресс в формировании Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. Принято решение о вступлении России в ВТО. Продолжается программа приватизации. Так, в феврале 2011 года продан миноритарный пакет акций ВТБ.

Антиинфляционная политика проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов. Однако кардинального улучшения бизнес-климата не происходит, и вопросы поддержания социальной стабильности, очевидно, превалируют над вопросами модернизации экономики.

Страны Содружества Независимых Государств достойно вышли из кризиса 2008-2009 гг., восстановили свои позиции и даже увеличили достижения. И, исходя из аналитических данных, в случае нового кризиса, найдут пути для сохранения достигнутых позиций и дальнейшего развития.

Для СНГ сохраняются перспективы активного экономического роста, которые расширятся со вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли в Содружестве.

В целом, говорить об устойчивости роста во всех странах пока рано, и многое будет зависеть от ситуации в глобальной экономике. Между тем, кризис еще раз показал, насколько критически важным является качество государственного управления экономикой, в том числе - в финансовой сфере, а также конкурентоспособность несырьевых секторов. Поэтому устойчивость роста в странах СНГ в посткризисный период будет обусловлено тем, в какой степени они смогут приспособиться к новым глобальным реалиям и усовершенствовать внутреннюю политику.

  • Направления совершенствования борьбы с инфляцией в станах СНГ
    • Методы совершенствования борьбы с инфляцией в странах СНГ

Большое значение в борьбе с инфляцией в странах СНГ имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующей монополии, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию

Пи переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое снимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

Сокращению количества взимаемых налогов;

Пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы на землю, налога на имущество и т.д.;

Изменению методики налогообложения;

Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства.

Важнейшим направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Нейтрализация внешних факторов инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Преодоление зависимости экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играют Центральные банки стран СНГ, которые осуществляют денежно-кредитное регулирование. Они должны ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции.

Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий, как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в странах.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

  • Пути повышения эффективности борьбы с инфляцией в Республике Беларусь на современном этапе

В настоящее время Республика Беларусь является лидером среди стран СНГ по уровню инфляции. В таблице 1 (Приложение) приведены индексы, отражающие динамику инфляции в странах СНГ (%).

В Республике Беларусь ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным Банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики

Чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

Восстановить доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации;

Стабилизировать белорусский рубль посредством: полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

Снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка;

Проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального Банка, что возможно только при независимой политике, как этого требует закон;

Проводить политику "дорогих денег" путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

Применять процедуры санации и банкротств предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется в виду установления доверия к правительству, несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов).

Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, и дефляционной политики.

Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения, как на товары, так и на деньги. Существенным ограничением в применении методов управления агрегатным способом является то, что они угнетают общехозяйственную конъюнктуру и могут быть использованы лишь на стадии подъема экономики, что обуславливает краткосрочный характер их действия. В противном случае они ведет к угнетению хозяйственной активности, а в экстремальном варианте - к кризисному сокращению производства

Они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, то есть в условиях инфляции спроса.

На практике для управления агрегатным способом применяются инструменты как бюджетные, так и денежно-кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:

Ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);

Ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.

Меры денежно-кредитной политики предусматривают воздействие на спрос (через цену кредита) и на предложение денег с целью их параллельного ограничения

Специалисты считают, что при всех недостатках меры по управлению спросом во многом соответствуют современной экономической структуре развитых стран.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства.

Однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.

Используется широкий спектр политики доходов. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их "замораживания". Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции.

Рис.3 - Динамика изменения годовой средней зарплаты в 2004-2011 гг. в белорусских рублях и долларах США

Понятие и сущность инфляции

Определение 1

Инфляция представляет собой непрерывное общее повышение цен, при котором падает реальная ценность всех личных сбережений, хранящихся в форме наличности или на счетах.

Увеличение цен непременно сокращает массу продукции, которую могут приобрести владельцы данных сбережений. Прежде всего, при наступлении инфляции происходит снижение реального дохода получателей фиксированных и номинальных доходов, включая работников бюджетной сферы и пенсионеров. Также инфляция способна снизить сбережения у населения.

Посредством инфляции происходит перераспределение доходов кредиторов и дебиторов, среди которых в выигрышном положении находится должник. Инфляция может сказаться на уровне благосостояния каждого человека, всех слоёв общества и всех рыночных сфер.

Существует понятие частной инфляции, которая возникает в виде повышения цен на определенный вид продукции. Также инфляция может быть общей, при которой опасность проявляется для экономики в целом.

Основным показателем инфляции является более медленный рост дохода человека, чем цены на продукцию.

При инфляции происходит снижение текущих реальных потребительских расходов, падение уровня жизни. Это обусловлено индексацией и другими методами защиты населения, которые не способны успевать за новой динамикой.

Губительным образом действует также эффект инфляционного вложения, проявляющийся в экономиках с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Он способен вызвать социальное расслоение, углубить имущественное неравенство общества. В период протекания инфляции перераспределяются доходы, что является несправедливым.

Сущность антиинфляционной политики

Определение 2

Антиинфляционная политика представляет собой меры борьбы с инфляцией посредством денежных реформ, которые проводят государственные структуры.

Методы проведения денежных реформ включают в себя:

  • Нуллификацию, то есть объявление об исключении обесценивающихся денежных единиц и вводе новых единиц.
  • Девальвацию, то есть снижение золотого содержания по денежным единицам или снижение курсов национальных валют в золото, зарубежную валюту, серебро,
  • Деноминацию, то есть метод зачеркивания нулей. Метод заключается в укрупнении денежной единицы в виде обмена по установленному соотношению старого денежного знака на новые. В таком же соотношении происходит пересчет цен, тарифов, заработной платы, остатков денежных средств на банковских счетах, балансов организаций.

Антиинфляционная политика является комплексом мер в области государственного регулирования, которые направлены на подавление инфляционных процессов.

Антиинфляционную политику чаще всего осуществляют через два способа:

  • политики доходов,
  • дефляционную политику.

Дефляционная политика осуществляет регулирование спроса на деньги через денежный, кредитный, налоговый механизм. Она осуществляется снижением расходов государства, увеличением процентных ставок по кредитам, усилением налогового бремени при ограничении денежной массы.

Дефляционная политика приводит к замедлению экономического роста в любой экономической системе.

Политику доходов осуществляют в ходе параллельного контроля цен и заработной платы через полное их замораживание или установление предела для их роста. Проведение политики доходов чаще всего вызывает социальные противоречия.

Инструменты антиинфляционной политики

Замечание 1

Основные инструменты для регулирования инфляции в нашей стране включают кредитную и денежную политику, посредством которой правительство Российской Федерации в девяностые годы воздействовало на денежную массу.

Тем не менее, в результате данных мер происходит несколько негативных последствий. В государстве в большом объёме появляются неплатежи, заключающиеся в невыплате заработной платы, долгах перед поставщиками со стороны клиентов, бюджетными долгами.

Рост денежной массы в таких условиях мог привести к гиперинфляции. При наличии дефицита бюджета к погашению расходов государства от правительства Российской Федерации прибегают к заимствованиям рынка и наращиванию налогового бремени на организации, которые не обладают оборотными средствами по хозяйственным нуждам.

Другим способом является внешнее заимствование, включая внешний долг и процент по внешнему долгу.

Антиинфляционная политика включает комплекс мероприятий государственного регулирования экономики, который сконцентрирован на подавление инфляции.

Выделяют дефляционную денежно-кредитную политику, которая регулирует спрос. Ее осуществляют через ограничение денежного спроса посредством повышения налогообложения для роста бюджетных доходов с сокращением способности общества и расходов государства, ростом учетной банковской ставки, уменьшением спроса по кредиту и роста сбережений, ростом нормы обязательных резервов, реализации центральным банком государственных бумаг, которые приносят фиксированный доход.

Еще один инструмент антиинфляционной политики заключаются в политике доходов, которые означают установку параллельного контроля заработной платы и роста цен. В этом процессе происходит их замораживание или устанавливаются пределы для их роста.

С помощью политики индексации проводят индексацию потерь экономическими субъектами по причине обесценивания денег. Правительством России периодически индексируются стипендии, пособия, пенсии, заработная плата. При этом по причине отсутствия средств данная индексация проходит без необходимой увязки роста цен во времени, величине возмещаемых расходов.

По этой причине проведенная индексация не всегда может оказать значительное влияние на уровень жизни.

Все методы борьбы с инфляцией, которые представлены антиинфляционной политикой, являются противоречивыми по своей природе. По этой причине выбор антиинфляционной политики находится в зависимости от положения в государстве, его экономики и социального положения.

Инфляция проявляется в непрерывном обшем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает мае- су товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений.

При инфляции прежде всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник.

Инфляция сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка. Есть частная инфляция (на определенный вид товара) и общая инфляция, которая является для экономики опасной.

Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.

Губительно действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения, что вызывает социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое несправедливо.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

  • нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
  • девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
  • деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Основными инструментами регулирования российской инфляции являлась кредитно-денежная политика, с помощью которой Правительство РФ в 90-е гг. пыталось воздействовать на денежную массу. Однако в результате таких мер произошли следующие последствия:

В стране в огромном объеме появились неплатежи (невыплаты заработной платы, задолженности перед поставщиками и со стороны клиентов, задолженность перед бюджетом и т.д.). Увеличение денежной массы в данных условиях могло привести к гиперинфляции.

Погашение государственных расходов при дефиците бюджета требует от Правительства РФ прибегать к заимствованиям на внутреннем рынке и увеличению налогового бремени на предприятия, у которых не хватает оборотных средств на хозяйственные нужды. Другой способ — это внешние заимствования, а соответственно внешний долг и проценты по нему.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения .

Классические методы борьбы с инфляцией

Чтобы успешно преодолеть , необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос , вследствие чего, учитывая , увеличится . Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту и , что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы : правительство должно повысить и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить . Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления , поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в и открыта для притока иностранных капиталов.

Вывод

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Инфляция и антиинфляционная политика в России

Инфляционные явления сложились в отечественной экономике еше в период административно-командной системы — в 80-е годы XX столетия. Особенность этих процессов заключалась в преобладании неденежных факторов инфляции, включающих:

  • диспропорциональность структуры экономики — устойчивые темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства при стагнации отраслей, производящих потребительские товары, и отрасли сферы услуг. Так, в 1989 г. на 1 руб. денежной массы, находящейся в обращении, приходилось 18 коп. потребительских товаров в сфере розничной торговли;
  • фондовое распределение средств производства между предприятиями-товаропроизводителями через систему органов государственного снабжения, искусственно создававших их дефицит;
  • плановая централизованная система ценообразования, основанная на занижении цен на природные ресурсы (политика «дешевых ресурсов»), что обусловило высокую степень материалоемкости продукции, производимой предприятиями;
  • низкий уровень внутренних цен на ресурсы, предопределивший ресурсную ориентированность экспорта, поскольку доходы от экспорта дешевых по себестоимости ресурсов значительно превышали доходы от экспорта готовой продукции;
  • чрезмерность производственных капитальных вложений в оборонную отрасль — до 50% ВВП;
  • формирование монополий крупного производства: высокая степень управляемости крупных производственных комплексов, а также требования рационального использования ограниченных ресурсов. Результатом стал высокий уровень монополизма в форме предметной специализации предприятий — около 94% продукции производилось на предприятиях, владеющих более 50% рынка;
  • усиление инфляционных процессов после экономической реформы 1987 г., обусловленное превышением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Инфляция первой половины 90-х годов формировалась, с одной стороны, в результате «инфляционного напряжения», сложившегося в период административно-командной системы экономики, а с другой — под воздействием факторов рыночной трансформации экономики.

Первичными (прямыми) факторами стали:

  • либерализация цен и хозяйственных связей;
  • включение российской экономики в мировое хозяйство;
  • переход к рыночному механизму формирования курса рубля и его внутренней конвертируемости;
  • введение новых косвенных налогов;
  • опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на транспортные перевозки;
  • ориентация отраслей на экспорт, приводящая к высокой степени взаимодействия внутренних и мировых цен;
  • значительное число посредников реализации продукции конечному потребителю;
  • заниженный характер цен в период командно-административной экономики;
  • высокое влияние импортируемой инфляции.

Сложность и многофакторность инфляции в России обусловили формирование воспроизводственного подхода к теоретическому обоснованию ее причин и совокупности механизмов управления инфляционными процессами.

Воспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторного социально-экономического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы:

  • главные причины - диспропорции в процессе воспроизводства (включая производство, распределение, обмен, потребление), а также ошибочная экономическая политика;
  • следствие - избыток денег в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах;
  • сущность (основная форма проявления инфляции) — устойчивый общий рост цен и обесценение денег по отношению к товарам и иностранным валютам;
  • социально-экономические последствия - перераспределение национального дохода и национального богатства в пользу предприятий-монополистов, государства, теневой экономики за счет снижения реальной заработной штаты, пенсий и других фиксированных доходов населения; усиление имущественной дифференциации общества; подрыв движущих сил экономического развития.

Воспроизводственный подход к оценке инфляции как многофакторного процесса направлен на выработку комплексной программы снижения ее темпов, включающей регулирование как монетарных, так и немонетарных факторов.

Регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:

1. преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса. Главный недостаток эмиссии денег в России — слабая связь с формированием денежного предложения путем кредитования экономики, следовательно, актуально увеличение кредитного компонента денежного предложения с учетом условий процесса воспроизводства, трсбо- ваний внутреннего хозяйственного оборота. В России связь сохраняется, хотя и однобоко, с денежным спросом доминирующей в экономике экспортно-ориентированной тоиливно-сырьевой отрасли, которая стимулирует развитие смежных отраслей и выступает одним из крупнейших инвесторов. Таким образом, деньги, эмитируемые Банком России путем покупки валютной выручки экспортеров, обмениваются на часть национального дохода страны;

2. слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования (ставки рефинансирования, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке) на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;

3. направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег. Эмиссия частных денег, выпускаемых кредитно-финансовыми учреждениями, по существу осуществляется бесконтрольно. В связи с этим важно совершенствовать структуру денежной массы за счет сокращения использования в хозяйственном обороте денежных суррогатов и иностранных валют. Исследование соотношения между официальными, частными деньгами и иностранными валютами, используемыми в хозяйственном обороте России, важно для регулирования коэффициента монетизации экономики (отношение среднегодовой денежной массы к номинальному ВВП). Этот коэффициент в России постепенно растет, но пока в 2-3 раза ниже, чем в ряде других стран (в США — 53%, Японии — 125%, Китае — 204%). Увеличение монетизации экономики за счет эмиссии частных денег может напрямую спровоцировать инфляцию. Предложения повысить монетизацию экономики за счет использования государственных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда не учитывают инфляционные последствия таких мер. Для избежания этих последствий необходима программа использования стабилизационного фонда для осуществления быстроокупаемых инвестиционных проектов.

Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно- кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП. Сделан акцент на замедление скорости обращения денег до 2,8-3 оборотов в 2009 г. Обоснована необходимость регулирования денежного предложения в качественном аспекте — сокращение валютного компонента эмиссии и расширение денежного предложения за счет рефинансирования банковской системы. Планируется расширение применения таких инструментов рефинансирования, как переучет векселей, операции своп, операции на открытом рынке.

Регулирование немонетарных факторов инфляции - это прежде всего рост цен, возникающий независимо от денежных факторов. К немонетарным факторам роста цен в России можно отнести:

  • изменение курса рубля к доллару и евро;
  • рост издержек производства и тарифов на услуги естественных монополий;
  • повышение бюджетной заработной платы, пенсий;
  • бегство от обесценивающихся денег к товарам;
  • рост мировых цен на топливо;
  • наценки многочисленных торговых посредников;
  • «отложенную инфляцию» и инфляционные ожидания;
  • отсутствие в России рыночной конкуренции, влияющей на снижение цены.

В этой связи России необходима разработка ценовой политики, основанной наряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать:

  • демонополизацию экономики;
  • контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий;
  • стимулирование рыночной конкуренции;
  • уменьшение количества торговых посредников;
  • правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги;
  • эффективное регулирование таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары.

В утвержденном Правительством РФ комплексе антиинфляционных мер ведущую роль занимают именно механизмы воздействия на ценообразование. К ним относятся:

  • ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  • снижение темпа роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, развития биржевой торговли, снижения налоговой нагрузки и технологического обновления нефтяной отрасли;
  • замедление роста цен на продовольственные товары на фоне стимулирования предложения этих товаров и совершенствования регулирования их импорта.

Важной составляющей управления немонетарными факторами инфляции выступает регулирование заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда. Тенденция повышения заработной платы в России стала глобальной за счет таких явлений, как повышение оплаты труда госслужащих и депутатского корпуса, теневая заработная плата, повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Во избежание инфляционных последствий важно координировать повышение заработной платы с учетом динамики производительности труда и регулировать чрезмерный рост денежных доходов налоговыми методами.

Весомую роль в снижении темпа инфляции в России играет оздоровление федерального бюджета на основе улучшения макроэкономических показателей, увеличения налоговых поступлений, превращения бюджета в бюджет развития, реформирования бюджетного процесса, внедрения в государственном секторе экономики бюджетирования, ориентированного на результат.

Для обеспечения экономического роста без усиления инфляции необходима модернизация банковской системы и снижение инфляционной составляющей в ее деятельности. Решающими шагами в этом направлении должны стать:

  • увеличение капитализации банков, привлечение среднесрочных и долгосрочных ресурсов в их оборот;
  • совершенствование системы рефинансирования банков для поддержания их ликвидности и текущей деятельности;
  • снижение стоимости кредитных услуг;
  • обеспечение устойчивости банковской деятельности за счет развития макроинструментов снижения рисков;
  • повышение конкурентоспособности российской банковской системы;
  • совершенствование банковского контроля и надзора.

Дополнительную остроту проблемам высокой инфляции в России может придать вступление нашей страны в ВТО, поскольку это приведет к сближению внутренних и мировых цен на энергоресурсы, может привести к снижению эффективности сырьевого экспорта. В условиях открытости российской экономики и отмены валютных ограничений (с 1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних факторов на экономический рост и инфляцию. Состояние федерального бюджета значительно зависит от поступлений налогов и пошлин от экспорта энергоносителей.

Возрастает риск импортируемой инфляции. Для ограничения ее действия целесообразно уделять больше внимания импортозамешению, поскольку около половины потребительского рынка составляют иностранные товары, в том числе дорогостоящие. Необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров по ценам, а главное, по качеству. Отсюда вытекает потребность в инвестициях и банковских кредитах для возрождения российского производства товаров народного потребления на основе инноваций с учетом спроса потребителей. Прогнозируемое увеличение производства продовольствия и других потребительских товаров повысит товарное обеспечение рубля.

При нейтрализации внешних факторов важна роль валютной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» она обычно ограничена курсовой политикой. Банк России традиционно стремится противодействовать чрезмерному как снижению, так и повышению курса рубля, учитывая соотношение позитивного и негативного влияния курсовой политики на экономический рост и инфляцию. Валютная политика должна включать и такие ориентиры, как регулирование структуры платежного баланса, валютного рынка, оптимального уровня золотовалютных резервов, обеспечение перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля. Приоритетной задачей является постепенное расширение использования рубля в международных экономических, в том числе валютно-кредитных отношениях.

В настоящее время проблема инфляции в России актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста. В этой связи макроэкономическими условиями сдерживания инфляции выступают:

  • пропорциональный, сбалансированный экономический рост;
  • возрождение национального производства, структурная перестройка экономики и ее инновационная модернизация;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, развитие инфраструктуры;
  • концентрация инвестиций на приоритетных и быстрооку- паемых проектах в несырьевых отраслях;
  • активное противостояние теневой экономике;
  • эффективная государственная программа сдерживания «бегства» капитала за рубеж;
  • повышение эффективности интеграции России в мировое хозяйство с учетом приоритетов формирования национальной инновационной системы.

Сейчас в мире нет стран, в которых бы отсутствовала инфляция. Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике. Процесс инфляции – это очень устойчивый и тяжело управляемый процесс. Инфляция не может рассматриваться как результат какой-то определенной политики государства. Это неизбежный результат самых различных явлений в экономике, следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

Инфляция представляет собой хроническую болезнь современной экономики, от которой избавиться полностью невозможно. Конечно, не всякая инфляция является опасной и приводит к необратимым последствиям. Небольшая инфляция (до 10 %) в год не представляет собой социального зла. Наоборот, считается, что она в некоторой степени подстегивает экономику, придает ей динамику.

Но когда инфляция выходит из-под контроля, когда рост цен на инвестиционные товары и потребительские блага достигает двузначных величин, вот тогда инфляция представляет большую угрозу даже для очень сильной экономики. Поэтому так важно, чтобы государство проводило такую антиинфляционную политику, которая смогла бы обеспечить функционирование нормальной национальной денежной системы. Способы проведения такой политики противоречивы по своим последствиям и природе и неоднозначны.

Из всего вышеизложенного следует, что единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты .

Существует два основных взгляда на способы управления инфляцией: кейнсианский и монетаристский.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход основывается на том, что на рынке благ существует некоторый дефицит из-за уменьшившегося предложения. Кейнс считал, что повысить уровень предложения возможно с помощью создания эффективного спроса, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей. Эффективный спрос правительство стимулирует таким образом, что предоставляет крупным частным организациям значительный государственный заказ. В итоге приводится в движение большое число предприятий. Спад снижается и сокращается безработица. Предложение, подстегиваемое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к тому, что цены падают, и сокращается инфляция.

Монетаристский подход

Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным и ограничиваться только денежной сферой, т.е. правительству необходимо поднять ставки по процентам и уменьшить количество свободных денег. Вместе с ограничением спроса, по мнению монетаристов, необходимо увеличивать совокупное предложение. Это возможно сделать, если государство продаст часть своей собственности (частичная приватизация), усилит антимонопольную политику и будет поддерживать мелкий и средний бизнес. Отличительной чертой монетарных подходов является приверженность концепции открытой экономики. Страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время антиинфляционная политика преследует следующие цели:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Основная цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. И для достижения этих целей используются такие инструменты антиинфляционной политики как:

Бюджетная политика , т.е. управление государственными расходами и налогами с целью повлиять на платежеспособный спрос: государство сокращает свои расходы и повышает налоги. В результате спрос падает, снижаются темпы инфляции.

Методы бюджетной политики :

  • Изменения существующего объема производства. Повышение реального объема производства увеличивает реальные доходы от основных источников налоговых поступлений. Также увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи.
  • Изменение ставки процента. Увеличение номинальных процентных ставок приводит к росту реальных расходов на погашение государственного долга.
  • Автоматическая стабилизация. Встроенные в бюджетную систему автоматические стабилизаторы, такие как подоходные налоги и пособий по безработице, обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций.

Проблемы бюджетной политики : прежде чем происходит сознание факта инфляции, проходит определенное время; к тому же правительство реагирует не сразу, и происходит административная задержка; также существует временной интервал между тем временем, когда принимается решение о бюджетных мерах, и моментом, когда эти меры начнут воздействовать на уровень цен; проблемы в политической сфере; эффект вытеснения инвестиционных капиталов на денежном рынке; эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая бюджетная политика увеличивает чистый экспорт. В результате чего снижается внешний спрос на национальную валюту, происходит ее обесценивание, и, следовательно, увеличение чистого экспорта.

Кредитно-денежная политика государства . Данный инструмент антиинфляционной политики отражает основные взгляды монетаристов. Главную роль, конечно, играет денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономику. Если инструменты бюджетной политики непосредственно влияют на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной в качестве объекта регулирования выступает денежный рынок. Смысл кредитно-денежной политики заключается в воздействии на экономическую конъюнктуру через эмиссию, т.е. изменения находящихся в обороте денежных средств. В странах с рыночной экономикой центральные банки влияют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными промежутками, которые в разных странах и при разных условиях отличаются.

Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму тартетирования инфляции . Таргетирование инфляции - это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также признанием того, что низкая и стабильная инфляция – основная долгосрочная цель фискальной политики .

Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен .

Условия перехода к таргетированию инфляции в России:

  1. Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
  2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
  3. Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса .

Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования . Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Ставка рефинансирования Центрального банка традиционно является инструментом макроэкономического регулирования, который применяют и для сдерживания инфляции. Если уровень инфляции повышается, то Центробанк повышает ставку рефинансирования. Если уровень инфляции понижается, то Центробанк понижает ставку рефинансирования. Важно отметить, что в краткосрочном периоде антиинфляционная политика приводит к росту безработицы и снижению выпуска. В то время как правительство сокращает расходы государства и урезает денежную массу, происходит снижения цен. Однако заработная плата остается неизменной. При таких условиях прибыль фирмы падает, поэтому она сокращает объем выпуска продукции, а значит, снижается и занятость населения.

По срокам проведения антиинфляционная политика подразделяется на «шоковую терапию» и постепенное снижение скорости роста денежной массы. «Шоковая терапия» - жесткая денежная политика, направленная на немедленное снижение уровня инфляции, и сопровождающаяся значительным спадом производств. Постепенная политика проводится путем повторяющегося, но всегда небольшого снижения темпов роста денежной массы, за счет чего становится возможным избежать глубокого спада, однако это не дает возможность быстро снизить инфляцию .

«Шоковая терапия» обычно опирается на монетаристские меры управления инфляцией: свёртывание активности хозяйственного сектора, широкую либерализацию хозяйственной жизни, жесткое ограничение роста денежной массы, освобождение цен, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. и создающим условия его пополнения в будущем, что позволяет избежать резкого экономического спада и безработицы.

Постепенное снижения инфляции предусматривают активное вмешательство правительства: поддержку предпринимательства, важнейших отраслей производства, создание инфраструктуры рынка, неполное регулирование процесса ценообразования. .

Вывод

Вышеизложенные методы управления инфляцией неоднозначны и зависят от множества факторов. Поэтому выбор стратегии антиинфляционной политики непосредственно зависит от сложившейся экономической ситуации в стране, от вида инфляции, от степени ее влияния на экономику. Необходимо учитывать, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и в большей степени влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

Антиинфляционные меры:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.