Анализ экономическая оценка инвестиционного проекта. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

международное право

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

  • 1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
  • 2) изменением или пересмотром устаревших норм;
  • 3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;
  • 4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

В качестве примера рассмотрим кодификацию норм международного права на примере дипломатического и космического права.

В отношении источников дипломатического права необходимо отметить, что дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 гг.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Первым документом ООН, содержавшим адресованные государствам рекомендации, касающиеся деятельности в космосе, явилась резолюция 1721 (XIV), единогласно принятая ГА ООН 20 декабря 1961 г. Признав общую заинтересованность человечества в дальнейшем мирном освоении космоса, в налаживании международного сотрудничества в данной области и в направлении его на благо всего человечества, Генеральная Ассамблея приняла рекомендацию о том, чтобы в своей деятельности по исследованию и использованию космоса государства руководствовались следующими принципами:

  • - международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • - космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению.

Важное значение данных положений заключалось, прежде всего, в том, что они подтвердили основополагающий принцип, согласно которому государства обязаны руководствоваться международным правом во всех своих действиях и во всех средах, включая космическое пространство.

Всего через два года после начала работы Комитета ГА ООН получила его первую международно-правовую "продукцию". В результате напряженных переговоров в Комитете и его Юридическом подкомитете был подготовлен и представлен на одобрение ГА ООН проект декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Декларация, единогласно принятая ГА ООН 13 декабря 1963 г., сыграла важнейшую роль в становлении международного космического права. Жуков Г.П. 40 лет договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела//Юрист-международник. - 2007. - N 3

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом "быстрого правового реагирования" явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений:

  • - о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • - об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • - о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • - о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

Таким образом, под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Конституция Испании 1978г. устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в этой стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В Конституции, однако не упоминается международный обычай, как одна из категорий источников международного права. В то же время в ходе одного из судебных процессов, состоящихся в этот период в Испании, одна из спорящих сторон указала, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Как соотносятся упомянутые положения испанского законодательства с п. 1-в ст. 38 Статута Международного Суда ООН?

Статут Международного Суда ООН Статут Международного Суда ООН //http://un.by/ru/documents/statut/gl2text.html в ст. 38 определяет, что:

  • 1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
    • а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений.

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

  • 1) согласование правила поведения и
  • 2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

Кодификация - это официальная систематизация действую­щих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их ком­плексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего между­народного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела; в) исключение устаревших норм и устранение противоречий

между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчест­вом, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регули­рования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в еди­ный согласованный документ действующие (неустаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, - режим исключитель­ной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, поря­док морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществ­ляется на официальном уровне - либо государствами посред­ством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются ме­ждународные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

§ 5. Кодификация международного права

Результатом кодификации является один или комплекс ко­дификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о право­преемстве в отношении международных договоров и в отноше­нии государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт между­народной организации (Декларация о принципах международ­ного права 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы; некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих до­говоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с ино­странными государствами» (с 1982 г. - «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено МИДом России, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ 1 подготовлен и

Глава 4. Нормы международного права

опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Рос­сийской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сбор­ник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО».

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках меж­дународных организаций: Секретариат ООН публикует «Treaty Series»; Исполнительный секретариат СНГ - «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «European Treaty Series».

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-мето­дических или в информационных целях.

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Советский ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном между­народном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регули­рования. Киев, 1980.

Лукашук И. И. Нормы международного права в международ­ной нормативной системе. М., 1997.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного международ­ного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридиче­ская сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Советский ежегодник между­народного права. 1978. М., 1980.

Литература

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы между­народного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Советский ежегодник междуна­родного права. 1979. М., 1980.

Шестаков Л. Н. Императивные нормы в системе современ­ного международного права. М., 1981.

Глава 5 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и виды источников международного права

Источники международного права представляют собой уста­новленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

К источникам международного права приложимы основные характеристики источников права в общей теории права. Одна­ко в отличие от внутригосударственного права международное право не имеет таких конституционных норм или специальных актов, в которых дается перечень нормативных актов в привяз­ке к компетенции принимающих их органов государства.

Сами государства, международные организации и (в преду­смотренных случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но и внешнюю форму их существования. Над­лежащая оценка источников международного права обусловле­на реальными процессами нормотворческой деятельности.

Презумпция разнообразия источников международного пра­ва присуща Уставу ООН, в преамбуле которого выражена ре­шимость народов Объединенных Наций «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обяза­тельствам, вытекающим из договоров и других источников ме­ждународного права». Если бы разработчики Устава, а в их чис­ле были выдающиеся юристы-международники, основывали свое суждение исключительно на практике того времени (1945 г.), то им достаточно было добавить к договорам между­народные обычаи. Они же явно формулировали текст с ориен­тацией на перспективу, не связывая государства в их решениях.

международное обязательство, «независимо от обычного, дого­ворного или иного происхождения этого обязательства» 1 .

Традиционно сложились и на протяжении веков применя­лись два источника международного права - международный договор и международный обычай. Их широчайшее распростране­ние в практике международных отношений - с учетом, естест­венно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровожда­ются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, - породило представление 6 том, что только они являются и способны быть источниками междуна­родного права.

Между тем дипломатическая практика государств, деятель­ность проводимых государствами международных конферен­ций, функционирование международных межправительст­венных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов меж­дународных конференций и совещаний и актов международных ор­ганизаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений го­сударств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как со­держания, так и юридического значения фиксируемых положе­ний именно как правовых норм. Они должны также соответст­вовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам междуна­родного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

Таким образом, применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатиро­вать существование следующих разновидностей источников ме-

1 Доклад Комиссии международного права о работе ее 48-й сессии. 6 мая - 26 июля 1996 г. ООН. С. 133.

ждународного права: международные договоры, международ­ные обычаи, акты международных конференций, акты между­народных организаций и международных органов.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при ре­шении споров на основании международного права Суд приме­няет международные конвенции (т. е. договоры), международ­ные обычаи, так называемые общие принципы права, признан­ные цивилизованными нациями 1 , а также «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по пуб­личному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Как видно, здесь наряду с источниками международного права упомянуты судеб­ные решения и научные концепции, именуемые вспомогатель­ным средством, т. е. ориентиром при толковании правовых норм. Вопрос о юридической природе и значимости судебных решений в наши дни стал предметом различных оценок. При­менительно к международному праву имеются в виду постанов­ления (решения) международных судебных учреждений, при­знаваемые обязательными как в учредительных документах са­мих судов (например, ст. 94 Устава ООН, ст. 59, 60 Статута Международного Суда), так и в национальном законодательст­ве, в том числе в российских актах (ст. 6 Федерального консти­туционного закона «О судебной системе Российской Федера­ции»). Более сложной является проблема квалификации таких постановлений (решений) как судебных прецедентов на межго­сударственном уровне, имея в виду их нормативное юридиче­ское значение (см. § 6 гл. 5 настоящего учебника).

В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от са­мих государств и международных организаций, а также от меж-

1 Толкование формулировки об «общих принципах» в литературе неоднозначно: одни ученые понимают их как традиционные юридиче­ские постулаты, известные еще римскому праву (например, закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться и т. д.); другие скло­няются к отождествлению общих принципов с основными принципа­ми международного права (см.: Корецкий В. М. «Общие принципы права» в международном праве // Корецкий В. М. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 2. С. 165-199).

§ 2. Международный договор как источник международного права 111

дународных и национальных судебных учреждений, иных орга­низаций и органов, в том числе на уровне отдельных госу­дарств.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как ис­точники международного права, поскольку они выражают ин­тересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Во-первых, определенные законы, соответствующие законо­мерностям межгосударственного общения, оказывают позитив­ное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах род­ственных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельство­вать о становлении международного обычая, признаваемого го­сударствами. В-третьих, в процессе взаимного общения госу­дарства должны уважать законы друг друга, затрагивающие во­просы такого общения и не противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализа­ция многих международно-правовых норм обусловлена согла­сованными и взаимодействующими с ними национальными за­конами.

§ 2. Международный договор - основной источник международного права 1

Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное согла­шение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также неза­висимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового по­нятия для всех нормативных актов в договорной форме). Ана­логичное определение международного договора дано в Вен-

См. также гл. 12 настоящего учебника.

Глава 5. Источники международного права

ской конвенции о праве договоров между государствами и меж­дународными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в та­ких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров пре-зюмирует возможность заключения договоров между государст­вами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего сле­дует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Кон­венции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения между­народных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимо­связанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расце­ниваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником междуна­родного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Интересен в этом плане пример заключения Договора меж­ду СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г. Одновременно с До­говором были приняты в качестве приложений к нему мемо­рандум и два протокола. В дальнейшем были подписаны три соглашения между СССР и США, конкретизирующие отдель­ные положения Договора, и 13 «сопутствующих» соглашений, в которых одной из сторон являлись либо СССР, либо США, а их контрагентами выступали иные государства, на террито­рии которых в то время были размещены подлежащие ликви­дации ракеты.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуще­ствлении положений этой Конвенции, которые касаются со-

§ 2. Международный договор как источник международного права 113

хранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной ис­точник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благо­приятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без ис­ключения области международных отношений, государства по­следовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, догово­ры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимо­действие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, при­знали «все возрастающее значение договоров как источника ме­ждународного права и как средства развития мирного сотрудни­чества между нациями, независимо от различий в их государст­венном и общественном строе».

Особое значение приобрели общие многосторонние догово­ры, призванные регулировать отношения, которые представля­ют интерес для международного сообщества государств в це­лом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универ­сальности таких договоров.

Известны энергичные усилия нашего государства в сотруд­ничестве со многими государствами по расширению круга уча­стников Договора о нераспространении ядерного оружия. Не­которые государства уклоняются от участия в Международных пактах о правах человека, несмотря на призывы к достижению их подлинной универсальности.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источ­никах международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения суще­ствования СССР термином «международные договоры Россий­ской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) догово­ры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) догово­ры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров

Глава 5. Источники международного права

§ 4. Акты международных конференций

относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавер­шенности предусмотренной для этого процедуры и ратифици­руемые уже от имени Российской Федерации 1 .

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны.

Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.

Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег. Весьма часто предприятие сталкивается с ситуацией, когда имеется ряд альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям .

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много.

Вместе с тем объем финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, у любого предприятия ограничен. Поэтому особую актуальность приобретает задача оптимизации бюджета капиталовложений.

В связи с вышеизложенным в работе будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Методы анализа эффективности инвестиционных проектов.

2. Определение экономической эффективности инвестиционного проекта.

Цель курсовой работы – рассмотреть различные методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

1. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов

В основе процесс принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитиков и т.д.

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр :

1. Основанные на дисконтированных оценках ("динамические" методы):

1.1. Чистая приведенная стоимость - NPV;

1,3 Модифицированная внутренняя норма доходности-MIRR;

1.4 Внутренняя норма прибыли - IRR ;

1.5. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP.

2. Основанные на учетных оценках ("статистические" методы):

2.1. Срок окупаемости инвестиций - PP ;

2.2. Коэффициент эффективности инвестиций - ARR.

До самого последнего времени расчет эффективности капиталовложений производился преимущественно с "производственной" точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым финансовыми инвесторами :

Во-первых, использовались статические методы расчета эффективности вложений, не учитывающие фактор времени, имеющий принципиальное значение для финансового инвестора;

Во-вторых, использовавшиеся показатели были ориентированы на выявление производственного эффекта инвестиций, т.е. повышения производительности труда, снижения себестоимости в результате инвестиций, финансовая эффективность которых отходила при этом на второй план.

Поэтому для оценки финансовой эффективности проекта целесообразно применять т.н. "динамические" методы, основанные преимущественно на дисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков. Применение дисконтирования позволяет отразить основополагающий принцип "завтрашние деньги дешевле сегодняшних" и учесть тем самым возможность альтернативных вложений по ставке дисконта. Общая схема всех динамических методов оценки эффективности в принципе одинакова и основывается на прогнозировании положительных и отрицательных денежных потоков (грубо говоря, расходов и доходов, связанных с реализацией проекта) на плановый период и сопоставлении полученного сальдо денежных потоков, дисконтированного по соответствующей ставке, с инвестиционными затратами .

Очевидно, что такой подход сопряжен с необходимостью принятия ряда допущений, выполнить которые на практике (в особенности в российских условиях) достаточно сложно. Рассмотрим два наиболее очевидных препятствия.

Во-первых, требуется верно оценить не только объем первоначальных капиталовложений, но и текущие расходы и поступления на весь период реализации проекта. Вся условность подобных данных очевидна даже в условиях стабильной экономики с предсказуемыми уровнем и структурой цен и высокой степенью изученности рынков. В российской же экономике объем допущений, которые приходится делать при расчетах денежных потоков, неизмеримо выше (точность прогноза есть функция от степени систематического риска).

Во-вторых, для проведения расчетов с использованием динамических методов используется предпосылка стабильности валюты, в которой оцениваются денежные потоки. На практике эта предпосылка реализуется при помощи применения сопоставимых цен (с возможной последующей корректировкой результатов с учетом прогнозных темпов инфляции) либо использования для расчетов стабильной иностранной валюты. Второй способ более целесообразен в случае реализации инвестиционного проекта совместно с зарубежными инвесторами .

Безусловно, оба эти способа далеки от совершенства: в первом случае вне поля зрения остаются возможные изменения структуры цен; во втором, помимо этого, на конечный результат оказывает влияние также изменение структуры валютных и рублевых цен, инфляция самой иностранной валюты, колебания курса и т.п.

В этой связи возникает вопрос о целесообразности применения динамических методов анализа производственных инвестиций вообще: ведь в условиях высокой неопределенности и при принятии разного рода допущений и упрощений результаты соответствующих вычислений могут оказаться еще более далеки от истины.

Следует отметить, однако, что целью количественных методов оценки эффективности является не идеальный прогноз величины ожидаемой прибыли, а, в первую очередь, обеспечение сопоставимости рассматриваемых проектов с точки зрения эффективности, исходя из неких объективных и перепроверяемых критериев, и подготовка тем самым основы для принятия окончательного решения.

Анализ развития и распространения динамических методов определения эффективности инвестиций доказывает необходимость и возможность их применения для оценки инвестиционных проектов.

1.1 Чистая приведенная стоимость (NPV)

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2, ..., Рn.

Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам :

, . (1)

Очевидно, что если:

NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

, (2)

где i - прогнозируемый средний уровень инфляции.

Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и т. п. в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования .

Оценку эффективности необходимо производить, исходя из интересов всех его участников: иностранного инвестора, предприятия и органов местного и республиканского управления. Согласно методическим рекомендациям, различают следующие виды экономической эффективности:

· коммерческая (финансовая) эффективность , учитывающая финансовые результаты реализации проекта для его непосредственных участников;

· бюджетная эффективность , отражающая финансовые последствия реализации проекта для республиканского и местного бюджетов;

· экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.

Методика расчета эффективности реализации проекта состоит из четырех этапов:

1. Оценка и анализ общих инвестиционных издержек . Предполагает расчет потребностей в основном и оборотном капитале, распределение потребностей в финансировании по стадиям инвестиционного цикла (проектирование, строительство, монтаж, пуско-наладка, выход на проектную мощность, работа на полной мощности).

2. Оценка и анализ текущих затрат . Сюда относится составление сметы затрат на производство продукции (работ, услуг), определение и анализ себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг).

3. Расчет и анализ показателей коммерческой эффективности проекта .

4. Определение показателей бюджетной эффективности .

Главной проблемой при расчете показателей является приведение разновременных инвестиционных затрат и будущих поступлений в сопоставимый вид, т.е. к начальному периоду.

Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования либо требований инвестора.

Для приведения разновременных показателей используется коэффициент дисконтирования (α t), определяемый по формуле:

где t – год, затраты и результаты которого приводятся к начальному периоду (t = 0,1,2,…,Т);

Ен – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Назначение коэффициента Ен состоит во временном упорядочивании денежных средств различных временных периодов. Его экономический смысл: какой ежегодный процент возврата хочет или может иметь инвестор на инвестируемый им капитал. Устанавливая его, обычно исходят из уровня инфляции и так называемого безопасного или гарантированного уровня рентабельности финансовых инвестиций, который обеспечивается государственным банком при операциях с ценными бумагами. Важным моментом при определении ставки дисконтирования является учет риска. Риск в инвестиционном процессе предстает в виде возможного уменьшения или потери реальной отдачи вложенного капитала по сравнению с ожидаемой.


Сравнение различных вариантов инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется производить с учетом использования различных показателей, к которым относятся:

· чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект;

· индекс доходности (ИД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· срок окупаемости;

· другие показатели, отражающие интересы участников и его специфику проекта.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД или NPV) определяется по формуле:

где: Rt – стоимостная оценка результатов (сумма денежных поступлений), достигаемых на t–ом шаге;

3t – стоимостная оценка затрат (вложение средств) в периоде t;

(Rt – 3t) – эффект, достигаемый на t–ом шаге.

Чистый дисконтированный доход представляет собой итог реализации проекта, который представляет собой сумму текущих эффектов за весь расчетный период, определяемых как превышение дисконтированных поступлений денежных средств над суммой дисконтированных инвестиционных затрат.

При сравнении вариантов инвестиционных проектов более эффективным является тот, у которого максимальный чистый дисконтированный доход. Если ЧДД<0, то проект неэффективен, и от него следует отказаться.

Существуют различные модификации формул, для определения интегрального эффекта, отражающие различную степень детализации денежных ресурсов, проходящих через предприятие в течение расчетного периода, т.е. доходов и затрат.

Индекс доходности (Pref liability Index) (ИД или PI) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений. Он определяется по формуле:

где: 3t* – стоимостная оценка текущих затрат на t-ом шаге;

К – сумма дисконтированных капитальных вложений:

Индекс доходности характеризует среднегодовую рентабельность инвестированного капитала в течение расчетного периода.

Данный показатель тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Если ЧДД > 0, то ИД >1 и наоборот. Если ИД>1, проект эффективен, если ИД<1 – неэффективен. При ИД=1 проект не является ни прибыльным, ни убыточным. Критерием выбора наиболее эффективного варианта является максимальное значение индекса доходности.

В отличие от чистого дисконтированного дохода индекс доходности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения ЧДД, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением ЧДД.

Внутренняя норма доходности инвестиций (ВНД) представляет собой норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям или чистый дисконтированный доход равен нулю:

Смысл расчета этого показателя при анализе экономической эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень доходов, которые могу быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

Критерий выбора – максимальное значение ВНД при условии, что она превышает минимальную ставку банковского процента.

Срок окупаемости инвестиций – минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами – это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестированием, покрываются суммарными результатами его осуществления. Простой (бездисконтный) и дисконтный методы оценки окупаемости инвестиций позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, т.к. длительная окупаемость означает пониженную ликвидность проекта либо повышенную рискованность.

Общая формула для расчета показателя срока окупаемости имеет вид:

Более обоснованным является другой метод определения срока окупаемости. При использовании данного метода, под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме дисконтированных инвестиций.

Коэффициент эффективности инвестиций характеризует годовую рентабельность всего инвестированного капитала, в том числе акционерного. Он определяется делением среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиции. Данный показатель сравниваем с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность.

Помимо рассмотренных показателей при оценке инвестиционных проектов используются также иные критерии, в числе которых интегральная эффективность затрат, точка безубыточности, коэффициенты финансовой оценки проекта (рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, ликвидности), характеристики финансового раздела бизнес-плана. К числу ключевых категорий, лежащих в основе обоснования финансового плана, относятся понятия потока реальных денег, сальдо реальных денег и сальдо реальных накопленных денег.

При реализации инвестиционного проекта выделяют инвестиционную, операционную и финансовую деятельность и соответствующие этим видам деятельности притоки и оттоки денежных средств.

Потоком реальных денег называют разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде реализации проекта. Поток реальных денег выступает в расчетах коммерческой эффективности в качестве эффекта на t–ом шаге (Эt).

Необходимым условием принятия проекта является положительная величина сальдо накопленных реальных денег в каждом периоде реализации проекта.

Ни один из перечисленных показателей сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Выбор тех или иных показателей эффективности инвестиций определяется конкретными задачами инвестиционного анализа.

Коммерческая эффективность . Коммерческая эффективность определяется соотношением затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных его участников.

Укрупненной алгоритм оценки коммерческой эффективности включает следующие процедуры:

· расчет потока и сальдо реальных денег по всем видам деятельности (инвестиционной, производственной, и финансовой в каждом периоде осуществления проекта;

· определение приемлемости проекта в зависимости от величины сальдо накопленных реальных денег;

· расчет интегральных показателей эффективности по каждому варианту инвестиционного проекта;

· сравнительный анализ показателей эффективности и выбор лучшего варианта по заданным критериям.

Аннотация. Об экономической оценке инвестиционных проектов: виды экономической эффективности, методы оценки, возможные классификации инвестиционных проектов.

Что такое инвестиционный проект? В общем случае, проектом называют обоснованное предложение, специальным образом оформленное намерение по изменению деятельности, бизнеса, имеющее под собой определенную цель. Большинство проектов для воплощения их в жизнь требует привлечения финансовых вложений. И когда проект рассматривается с инвестиционной точки зрения (насколько он будет выгоден инвестору и экономически эффективен), его называют инвестиционным. Принять правильное решение инвестору помогает экономическая оценка инвестиционного проекта.

Классификация инвестиционных проектов при их экономической оценке

Специальной классификации инвестиционных проектов для проведения их экономической оценки нет. Существует множество различных параметров, по которым можно объединить все многообразие проектов в отдельные группы. С обобщенной классификацией инвестиционных проектов можно ознакомиться на схеме.

Как видим, проектов может быть очень много, однако оценка экономической эффективности инвестиционных проектов различных видов сводится к ответу на стандартные базовые вопросы:

  1. Есть ли возможность реализовать данный проект? Соответствуют ли его параметры (экономические, технологические, юридические, организационные и др.) реальным условиям?
  2. Имеются ли финансовые средства в необходимом объеме для обеспечения проекта?
  3. Какова эффективность проекта и достаточна ли она?
  4. Каковы будут риски и приемлемы ли они?

Виды экономической эффективности проектов

Под экономической эффективностью инвестиционного проекта понимают уровень его соответствия ожиданиям и целям участников, задействованным в нем. При оценке рассматривают следующие виды экономической эффективности проектов:

Общая эффективность ИП . Оценка эффективности в этом случае обычно осуществляется по ее коммерческой и общественной составляющих, которые анализируются в с точки зрения участника, планирующего целиком финансировать проект собственными средствами.

Целями оценки общей эффективности являются:

  • определение интереса к проекту со стороны потенциальных участников;
  • поиск дополнительных источников и способов финансирования.

Эффективность участия в ИП . Участниками инвестиционного проекта могут быть не только акционеры и реализующее проект предприятие, но и множество других лиц и организаций: банки, лизинговые, страховые компании и т.д. Кроме того, в реализации проекта могут быть задействованы совершенно различные структуры, отрасли, регионы, способные также повлиять на него. Проект может даже потребовать поддержки со стороны государственного бюджета.

Таким образом, оказывается, что в проекте участвуют несколько разных лиц, причем интересы этих лиц и их ожидания от него также различаются. В этом случае определяют эффективность участия каждого задействованного лица по отдельности.

Цели оценки эффективности участия в проекте таковы:

  • анализ возможностей реализации инвестиционного проекта;
  • определение степени заинтересованности в проекте каждого из действительных участников.

Оценку экономической эффективности инвестиционного проекта производят обоими перечисленными способами поэтапно по следующему алгоритму.

  1. Для небольших проектов локального значения сначала производят оценку их коммерческой эффективности, и только если она признается достаточной, проект анализируется дальше. Оценка масштабных инвестиционных проектов начинается с оценки их общественной эффективности. Если она слишком низка, проект лучше не реализовывать. При удовлетворительном же уровне общественной эффективности переходят к оценке коммерческих составляющих.
  2. Для проекта местного значения оценивают эффективность участия в нем отдельных организаций. Для крупномасштабных проектов рассчитывают, в первую очередь, региональную и отраслевую эффективность, а при их хороших показателях производят оценку эффективности отдельных участников-предприятий.

Методы экономической оценки инвестиционных проектов

Доходный подход

При использовании данного метода прогнозируются и определяются будущие потенциальные доходы по методу дисконтированного денежного потока. Денежный поток дисконтируют по барьерной ставке, определяемой для конкретной компании, по средневзвешенной стоимости капитала или по ставке дисконтирования, скорректированной на риск и определяемой с учетом специфики проекта.

Доходный подход является основным в оценке стоимости инвестиционных проектов. При этом подходе часто используют данные бизнес-планов и бизнес-стратегий. Подход обладает несомненным плюсом - он практически всегда дает результаты высокой достоверности. Его минусы - сложность расчетов, иногда он может давать не очень корректную оценку (в случае неопределенности планируемых денежных потоков).

Сравнительный подход

В этом случае анализируется стоимость сравнимых инвестиционных проектов, имеющихся на рынке, близких по: масштабам отрасли, уровню доходов, производственной эффективности, операционной деятельности, функциям, показателю рентабельности, конкуренции, рискам и т. д. Как следует из названия, данный подход используют при наличии объектов для сравнения.

Имеет следующие преимущества: способ прост в применении, использует актуальную рыночную информацию. Недостатки: некоторые стандартные показатели (например, отраслевые индексы) могут давать слишком приблизительную информацию, кроме того, довольно часто сложно найти сопоставимый проект.

Затратный подход

В рамках данного подхода определяют восстановительную стоимость активов проекта (или стоимость замещения), а также уровень снижения затрат после внедрения проекта. Используется для оценки стартовой стоимости проекта, для анализа степени гибкости стратегии предприятия в отношении данного проекта. Может применяться для оценки инвестиционных проектов, планирующих запуск относительно новых технологий.

Плюсы затратного подхода: решает проблемы неопределенности и дефицита информации. Минусы - затраты на внедрение и развитие проекта трудно соотнести с его будущей стоимостью. Затратный подход, так же как и сравнительный, применяется для оценки эффективности инвестиционных проектов гораздо реже, чем доходный.