Скачать презентацию по рыночной экономики. Презентация на тему "рынок". Главный принцип рынка

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

«Не спутай кармашки»

Старшие классы

Игра «Не спутай кармашки» проводится следующим образом. На карточках, которые лежат на столе, написано по одному примеру. На доске прикреплены кармашки с тем или иным определенным обозначением. В игре участвуют две команды. Участники игры по очереди от каждой команды выходят к столу, берут карточку, на которой написано слово, словосочетание или предложение. Ученик решает задачу и кладет карточку в соответствующий кармашек. Учитель ведет учет правильных ответов. Все внимательно слушают ответ товарища и делают вывод, правильно ли решена задача. Если допущена ошибка, право ответа передается другой команде. Темы для игры могут быть самыми разнообразными. Покажем это на конкретных примерах.

Тема: «Разряды вводных слов по значению»

Карточки с предложениями

Ученик находит вводные слова, определяет их значение, объясняет знаки препинания, затем вставляет карточку в соответствующий кармашек.

1) Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская. (В.Катаев)

2) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. (Л.Толстой)

3) Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям или, вернее сказать, чудесам природы. (С.Аксаков)

4) Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? (А.Пушкин)

5) Он краснеет – стало быть, ему стыдно.

6) По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. (И.Гончаров)

7) Честно говоря, устал после лекции. (К.Симонов)

8) Вам, на мой взгляд, такое поведение не к лицу.

9) Маша, как водится, была всем недовольна.

10) А Булычов, надо прямо сказать, в плохом виде! (М.Горький)

11) Так, к всеобщему удовольствию, все и получилось.

12) А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту. (М.Горький)

13) А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим. (А.Твардовский)

14) Вы, извините, о детях лучше бы подумали!

15) Между прочим, хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется, один и ваш мост взорвал. (К.Симонов)

16) Вообразите, наши молодые уже скучают. (И.Тургенев)

17) Яша, по воспоминаниям друзей, обожал охоту и рыбную ловлю.

18) Вчера светило солнце; сегодня, наоборот, с утра моросит дождь.

Тема: «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

На доске прикреплены 2 кармашка:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся в обязательном порядке обосновывает свой ответ.

1) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (А.Пушкин)

2) Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.Тургенев)

3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

4) Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай. (Н.Гоголь)

5) Дуб держится – к земле тростиночка припала. (И.Крылов)

6) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.Пушкин)

7) Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. (И.Тургенев)

8) Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)

9) Я проснулся: заря уже занималась.* (И.Тургенев)

10) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.Чехов)

11) Глубже пахать – больше хлеба видать. (Пословица)

12) Молвит слово – соловей поет. (М.Лермонтов)

13) Иногда мне думается – надо убежать.* (М.Горький)

14) Однако пора вставать: уже без четверти шесть. (А.Пушкин)

15) Приказ есть приказ – так его воспитали.

16) На стене ни одного образа – дурной знак. (М.Лермонтов)

17) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (И.Тургенев)

Тема: «Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении»

На доске прикреплены кармашки с названиями:

Карточки с предложениями

Предложения следует предъявлять ученикам без знаков препинания.

Учащийся объясняет свое решение.

1) Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса. (К.Паустовский)

2) Уймись, или худо будет. (А.Пушкин)

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.Пушкин)

4) Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (И.Гончаров)

5) От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн)

6) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Толстой)

7) В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

8) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. (А.Куприн)

9) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

10) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.Тургенев)

11) Это кто такие и что им надобно? (А.Пушкин)

12) Пусть кончится холод и наступит тепло.

13) Как он смешон и как глупы его выходки!

14) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Толстой)

15) Оглянитесь вокруг, и увидите, как все здесь изменилось.

16) Хриплый стон и скрежет ярый. (А.Пушкин)

18) Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море. (В.Катаев)

Тема: «Удвоенные согласные»

На доске прикреплены такие кармашки:

Карточки со словами

1) Огромная те_итория, 2) резиновый ба_он, 3) водный ба_ейн, 4) остроумная ка_икатура, 5) воздушный де_ант, 6) картинная га_ерея, 7) стойкий и_унитет, 8) глубокая дра_а, 9) узкий ко_идор, 10) су_огат кофе, 11) свободная диску_ия, 12) а_юминиевая посуда, 13) криста_ьная форма, 14) интересная ба_ада, 15) а_истент кафедры, 16) подробный ко_ентарий, 17) и_итация кожи.

43. Затранскрибируйте предложения, опишите в них первые десять неповторяющихся звуков.

1. Человек сам создает вокруг своей работы поэтическое состояние. (Пауст.) 2. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (Пауст.) 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или чудесам природы. (Акс.)

44. Затранскрибируйте данные слова. Цифрами обозначьте уровни сонорности звуков (4 - гласные, 3 - сонорные звонкие согласные, 2 -

шумные звонкие согласные, 1 - глухие согласные, 0 - пауза; у звука [и]

звучность ослаблена по сравнению с другими гласными и равна 3,5). Подчеркните слоговые звуки, постройте схемы сонорности этих слов, определите количество слогов в них.

В слове подберезовик пять вершин сонорности, т.е. пять слогов, образуемых пятью слоговыми звуками.

Байдарка, е¸, исключительный, взвизгнул, чьи, длиннее.

45. Докажите, что данные ниже слова могут произноситься с разным количеством слогов. Постройте схемы сонорности для обоих вариантов.

Кентавр, театр, Геракл, арбитр, смысл, корабль.

46. Анализируя ритм данных стихотворных строк, определите, с каким количеством слогов произносятся выделенные слова. Постройте схемы сонорности.

I. 1. Словно смотришь в бинокль перевернутый - Все, что сзади осталось, уменьшено.

На вокзале, метелью подернутом, Где-то плачет далекая женщина.

(К. Симонов)

2. У Пулковской горы усатый генерал Бинокль наводил на Витебский вокзал¾

(Р.Рождественский)

II. 1. И шальной, шевелюру ероша,

 замешательстве смысл темня, Ошарашит тебя нехорошей, Глупой сказкой своей про меня.

(Б.Пастернак)

2. Руслан томился молчаливо, И смысл, и память потеряв.

(А.Пушкин)

III. 1. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, вс¸ кипит.

(А.Пушкин)

2. Здесь мрамор свой. Край мрамором богат, Театр будет круглый и высокий.

47. Затранскрибируйте слова, цифрами обозначьте под знаками транскрипции уровни сонорности звуков, разбейте слова на слоги, охарактеризуйте каждый слог (прикрытый-неприкрытый, открытый-закрытый).

 каких из этих слов возможен вариантный слогораздел? Почему?

Î б р а з е ц: прохладный [пра ə õëà´ äíûə è] - [ïðàə -õëà´-äíûə è].

1-й слог прикрытый, открытый; 2-й слог прикрытый, открытый; 3-й слог прикрытый, закрытый.

Командирский, истопник, крейсерский, астрономия, ее, сумрачный, стандартность, лепесток, портретный, орфограмма, окружающая, капризничать, сверкание.

48. Определите место слогораздела в словах, состоящих из звуков следующей сонорности:

1 1 4 3 2 4 1 4;

4 3 2 4 2 3 4 3,5; 4 1 1 4 2 3 1 1 4 3,5

Подберите слова, состоящие из подобных звуков.

49. Затранскрибируйте тексты, разбейте слова на слоги, приведите характеристику каждого слога (прикрытый или неприкрытый; открытый или закрытый).

1. Поток сгустился и тускнеет,

È прячется под твердым льдом,

È гаснет цвет, и звук немеет В оцепененьи ледяном.

(Ф.Тютчев)

2. Березы желтою резьбою Блестят в лазури голубой, Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

3. Летняя бабочка вдруг закружилась под лампой полночной: Каждому хочется ввысь вознестись над фортуной непрочной. Летняя бабочка вдруг пожелала ожить в декабре, Не разглагольствуя, не помышляя о Зле и Добре.

(Б.Окуджава)

4. Я валяюсь на траве - Сто фантазий в голове.

Помечтай со мною вместе - Будет их не сто, а двести.

50. Затранскрибируйте текст, разбейте слова на слоги.

Кто открывал материк чужой, Кто умирал от стрелы случайной, Все покрывалось морской водой,

Все заливалось прохладной тайной.

(Э.Багрицкий)

УДАРЕНИЕ

51. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих парах слов (различает разные формы одного и того же слова,

некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).

Бе´гом - бего´м, кру´жки - кружки´, ру´ки - руки´, хло´пок - хлопо´к, но´шу - ношу´, а´тлас - атла´с, Ма´шина - маши´на, про´сите - проси´те, во´лос - воло´с.

52. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях разли- чие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лекси- ческом значении.

Ха´ос - хао´с, эле´ктрик - электри´к, мокро´та - мокрота´, у´гольный - уго´льный, и´наче - ина´че, языково´й - языко´вый, на´голо - наголо´, тво´рог - творо´г, свя´зные - связны´е.

53. Определите, подвижное или неподвижное формообразовательное ударение в следующих словах.

Вензель, бровь, глупость, губа, слон, ужас, лицо, глубокий, сильный, сказать, плакать.

54. Подберите к данным ниже словам производные от них слова и определите, подвижное или неподвижное словообразовательное ударение в этих производных словах.

О б р а з е ц: лета´ть - л¸тчик (подвижное), лета´ть - полета´ть

(неподвижное) и т.д.

Облако, топот, звезда, небо, горький.

55. Затранскрибируйте тексты, найдите в них проклитики и энклитики. Определите тип клитик - абсолютные или относительные. Ответ аргументируйте.

1. Ox, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.Пушкин)

2. Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

(И.Крылов)

3. От жалоб на судей, На сильных и на богачей

Лев, вышед из терпенья, Пустился сам свои осматривать владенья.

(И.Крылов)

4. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода:

Наш воевода

В родню был толст, Да не в родню был прост;

А с умыслу он мухи не обидит. Вот добрый воевода видит: Вступило от овец прошение в Приказ:

«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас».

(И.Крылов)

56. В следующих текстах найдите слова: 1) безударные (проклитики

è энклитики); со слабым ударением; 3) с побочным ударением.

1. Гидрометцентр сообщает, что день завтра будет сухим и теплым, температура воздуха около пяти градусов тепла.

2. Ты, брат, погоди. Никто, кроме тебя, этого не сделает. Хоть и собрался ты было уезжать, но придется тебе задержаться на два дня. Энергохозяйство наше хоть и стало на ноги, но без тебя нам не справиться.

57. Расставьте в данном тексте фразовые и синтагменные ударения. Является ли слово, выделяемое таким ударением, наиболее важным в смысловом отношении?

Еще не посветлело небо и под покровом мрака спят лес и горы, как неожиданно откуда-то прорвется одинокий и невнятный вскрик или стон¾ То по лесу пронесся ветерок, отзовется звонким журчанием ручей, и, сожалея о короткой ночи, в старом ельнике уныло прокричит сова или филин.

58. Придумайте четыре диалога, в которые входила бы фраза Медвежонок забавлял посетителей зоопарка так, чтобы в каждом из диалогов акцентное выделение падало бы на другое слово.

ИНТОНАЦИЯ

59. Прочитайте вслух предложения, имеющие разные типы интонационных конструкций (ИК). Составьте схемы ИК. Подумайте, можно ли изменить место центра в приведенных примерах и тип ИК. Придумайте и произнесите вслух по три-четыре фразы с такой же интонационной конструкцией, как и анализируемая.

1. Девочка ходит в школу. 2. Зачем ты это делаешь? 3. Ты слышала прогноз погоды? 4. Ваше имя? 5. А фамилия? 6. Какая чудесная погода! 7. Как она готовит!

60. Прочитайте данные тексты вслух, вертикальными чертами обозначьте границы синтагм и фраз, подчеркните центры интонационных конструкций, схематически изобразите движение тона, определите типы ИК.

1. - Этот кинотеатр далеко от метро?

- Нет, совсем рядом.

- Все ребята уже видели этот фильм. А твои братья?

- Ты бы слышал, как они смеялись, когда рассказывали о нем.

2. Ты устал? Да я сам вижу: ты устал. Ну, ничего: ты устал, а мы тебе поможем!

3. Ваш ребенок плачет? Да посмотрите: ваш ребенок плачет!

À вы? Смотрите в другую сторону!

61. Прочитайте отрывки из стихотворений вслух, нарисуйте схемы интонационных конструкций, определите их типы.

1. Я три ночи не спал. Я устал.

Мне бы заснуть. Отдохнуть¾ Но только я лег - звонок!

Кто говорит?

Носорог.

Что такое?

- Áåäà! Áåäà!

Бегите скорее сюда!

(К.Чуковский)

2. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали.

62. Придумайте ситуации, в которых фразы Осень и Все пропало произносились бы с разными типами ИК.

63. Придумайте диалоги, в которых были бы представлены все типы интонационных конструкций.

ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

64. Благодаря каким позиционным чередованиям согласных возможны следующие рифмы?

1. Дед - ответ, арап - раб, след - поэт, ряд - золотят.

2. Сутки - будки, доски - березки, тетрадка - перчатка, сладкой - палаткой.

Найдите примеры подобных рифм в произведениях поэтов, предпо- читающих точную рифму (Н.А.Некрасов, А.К.Толстой и др.).

65. Затранскрибируйте следующие сочетания предлога с существительным. Определите, какие позиционные чередования согласных происходят на стыке служебного и знаменательного слов. Подберите, где

необходимо, примеры, подтверждающие наличие подобных чередований.

1. Из огорода - из сада, от ¾ - от брата, к воде - к взлету, через ¾ - через поле. 2. Без отца - без жены, без ¾ - с шубой, через ¾ - через журнал, из ¾ - из щуки. 3. От окна - от солнца, от игры - от шума, под ¾ - под жасмином, над ¾ - над щепкой.

4. Без дома - без дела, из сада - из села, с соком - с ¾, от топора - от ¾.…

66. О каких позиционных чередованиях согласных говорит произношение звуков на стыке слов сторож с шубой, шкаф в фойе, роспись с

серебром?

67. Затранскрибируйте данные пары слов. Определите, какие позиционные чередования согласных происходят в них. Какой фонетической позицией обусловлены эти чередования? Подберите, где необходимо, примеры, подтверждающие наличие позиционного чередования.

1. Шестой - шесть, узда - уздечка, растолкать - расселить, шелест - ¾, гнездо - ¾, трасса - ¾, мясной - ¾, безобразный - ¾, растащить - ¾, бант - ¾.

2. Вагон - вагончик, барабан - барабанщик, стакан - ¾, гонка - ¾, бревно - ¾, обман - ¾.

68. Какое позиционное чередование согласных наблюдается в данных парах слов? Определите фонетическую позицию, вызывающую это че- редование. Подберите, где необходимо, примеры, подтверждающие наличие чередования.

Участие - участник, пропагандист - пропагандистский, сердечный - сердце, солнечный - солнце, голландец - голландский, известие - ¾, корысть - ¾, турист - ¾, истец - ¾, шотландец - ¾.

69. Затранскрибируйте данные фразы. В каких морфемах слов, входящих в эти фразы, могут происходить позиционные чередования согласных? Докажите свою точку зрения, подбирая другие слова с теми же морфемами, что и в данных. В каждом случае указывайте фонетическую позицию, обусловливающую то или иное чередование.

1. Безжалостное солнце поджаривало нас на сковородке пустыни. 2. Группка из семи мальчишек младшего возраста яростно подзуживала дерущихся. 3. Целься тщательнее - попасть с шести шагов удалось даже худшим из участников. 4. Задребезжали стекла от пролетевшего сверхзвукового самолета.

70. Найдите в словах текстов морфемы, в которых могут происходить позиционные чередования согласных. Ответ аргументируйте.

I. Махова сторожка и правда оказалась не чем иным, как крепко сшитой, хотя и обветшавшей бревенчатой избой, обнесенной пряслом. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой стороны расстилалась обширная луговина. Шагах в ста от забора росла могучая береза, тщетно пытавшаяся своей тенью прикрыть луг.

(По В.Солоухину)

II. А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

(К.Паустовский)

ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

71. Приведите примеры чередований гласных звуков в одной морфе-

[î] - [àə ] - [ə ]; [ý] - [èə ]; [à] - [àə ] - [ə ]; [î] - [èə ].

Докажите, что эти чередования позиционные. Каким фактором они обусловлены?

72. Определите по формуле А.А.Потебни силу каждого слога в данных словах.

Отбросившая, вытянутый, поохотиться, переучивать, очаровывающий.

73. Подберите однокоренные слова к слову летать. Проанализируйте их структуры по формуле А.А.Потебни.

74. Затранскрибируйте данные тексты. Над безударными гласными укажите степень их редукции (1 - редукция 1-й степени, 2 - редукция 2-й степени).

I. Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу все гуще и сильнее. Я всегда любил смотреть на освежающее тихое падение или опущение снега.

(С.Аксаков)

II. Наступал тот предвечерний час, когда солнце, отполыхав, только скрылось за бугром, и на станицу опустились подсвеченные зарей сумерки.

(М.Шолохов)

75. Приведите примеры чередования гласных звуков в одной морфеме. Докажите, что эти чередования позиционные.

Î á ð à ç å ö: [à] - [à] (ì[à´]ìà - ì[à´]ìå). [ó] - [ó]; [î] - [î]

76. Определите, чередование каких гласных звуков наблюдается в выделенных служебных морфемах данных слов.

Бежавший - бежать, кричавший - кричать, скажу - молчу, ножа - ключа, пойдешь -лжешь, киевляне - парижане.

77. Затранскрибируйте сочетания слов. Определите, какие чередования гласных происходят на их стыке. Где необходимо, приведите примеры, доказывающие наличие подобных чередований.

Перо иволги - крик иволги, дождь и град - снег и град, гость Иры - друг Иры, ¾ - без интереса, ¾ - мир искусства.

Докажите, что эти чередования позиционные.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

78. Объясните, почему так оцениваются сигнификативные и перцептивные позиции в следующих словах.

ï. − + +

Î á ð à ç å ö: êîò [ ê + °î+ ò− ].ñ.

Рассмотрим сигнификативные позиции в слове [к°от]. Звук [к] стоит в сигнификативно сильной позиции перед гласным звуком, так как только фонема /к/ может реализоваться в данной позиции этим звуком; в звуке [к°] не могут совпасть, нейтрализоваться какие-либо другие фонемы. То же самое можно сказать и о звуке [о] - только фонема /о/ может реализоваться под ударением этим звуком; следовательно, это сигнификативно сильная позиция для [о]. Звук [т] стоит в сигнификативно слабой позиции, так как звуком [т] может реализоваться не только фонема /т/, но и фонема /д/ (го[д]ы, но го[т] - фонема /д/ представлена звуком [т] в позиции конца слова).

Рассмотрим перцептивные позиции. Звук [к°] стоит в перцептивно слабой позиции, так как под влиянием последующего лабиализованного гласного также становится лабиализованным; основной же вариацией фонемы /к/ является звук [к] (например, в слове [кран]), а не [к°]. Звук [о] стоит в перцептивно сильной позиции, это основной представитель своей фонемы. То же можно сказать и о звуке [т].

[ï° óò’], [àə ñ’°î´ ë], [÷’ à´ è ê ə ].

79. Приведите примеры звуков, стоящих в следующих позициях: 1) сигнификативно сильная, перцептивно сильная; 2) сигнификативно сильная, перцептивно слабая; 3) сигнификативно слабая, перцептивно сильная; 4) сигнификативно слабая, перцептивно слабая.

80. В русском языке три сигнификативно сильные позиции по глухо- сти-звонкости:

1) перед гласными: [т]ом - [д]ом;

2) перед сонорными согласными: [к]ладь - [г]ладь; 3) перед /в/, /в’/ + гласный или сонорный согласный: о[т] ворот -

по[д] воротами.

Почему такие позиции называются различительными? Продолжите ряд примеров на каждый тип позиции.

81. В русском языке три сигнификативно слабые позиции по глухо- сти-звонкости:

1) на конце слова: пру[д]ы´ - пру[т]ы´ - пру[т]; 2) перед шумными глухими и звонкими согласными: ко[с’]и´ть -

ре´[з]ать - ко[з’]ба´ - ре[з’]ба, подко´[с]ка - ре´[с]ка;

3) перед /в/, /в’/ + шумный согласный: о[т] воды - по[д] водой, но

о[д] взглядов - по[д] взглядами.

Продолжите ряд примеров на каждый тип позиции.

82. В русском языке существуют следующие сигнификативно сильные позиции по твердости-мягкости:

1) на конце слова: шеc[т] - шес[т’];

2) перед гласными: [в]ол - [в’]¸л;

3) переднеязычные перед заднеязычными и твердыми губными: ба[н]ка - ба[н’]ка;

4) некоторые переднеязычные перед твердыми переднеязычными:

ко[н]ский - ию[н’]ский; 5) [л] - [л’] перед всеми согласными: по[л]ки - по[л’]ки. Приведите

примеры на каждый тип позиции.

83. Затранскрибируйте поговорки, обозначьте сигнификативные позиции, у согласных звуков обозначьте сигнификативные позиции по глухости-звонкости и твердости-мягкости (делайте это под знаком транскрипции, обозначая сначала позицию по глухости-звонкости, а под этим обозначением - позицию по твердости-мягкости).

1. Снег глубок - год хорош. 2. Родной куст и зайцу дорог. 3. Старый друг лучше новых двух. 4. У кольца нет конца.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА § 14 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Груберг Олеся Владимировна– учитель истории и обществознания

План урока: Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.

Рынок – это система экономических отношений, связанная с обменом товаров и услуг, место торговли. Характерной чертой рыночной экономики является свободный обмен между продавцом и покупателем, частная собственность, участники рыночного обмена самостоятельно несут ответственность за принятие своих решений, т.е.: Рынок и условия его функционирования.

Для нормальной деятельности рынка необходимы определенные условия, рынок выполняет определенные функции.

Характерные черты рыночной экономики

Задание: прочитайте пункт “Конкуренция” на стр. 108-109 и ответьте на вопросы: Что такое конкуренция? Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СПРОС – это желание и возможность потребителя приобрести товар или получить услугу. Приведите пример от чего будет зависеть выбор вашей покупки? ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это желание и возможности производителя (продавца) продать товар и получить выгодную прибыль. Работа с документом: учебник стр. 110-111

Задание поясните на различных примерах: а) спрос находится в обратной зависимости от цены; б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Чем определяется спрос? Размерами индивидуального дохода; Потребностями, необходимыми сегодня; Модой; Ценами на товары – заменители.

Функции цен Ограничивают потребление ресурсов Мотивируют производство

3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Свободное ценообразование – одно из условий функционирования рынка. Продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели делают выбор, т.е. формируется рыночное равновесие при котором продавец может и хочет продать столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной (рыночной) ценой Главным принципом рынка является выгодная сделка между продавцом и покупателем

4. «НЕВИДИМАЯ РУКА» РЫНКА Каждый участник рыночной экономики, заинтересованный в своей личной выгоде, в итоге увеличивает богатство своей страны и служит интересом всего общества. Английский ученый экономист Адам Смит этот принцип назвал «невидимой рукой» рынка, т.е. только лучший результат производства будет приносит планируемый доход.

ВЫВОД: рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни.

Д.З. § 14, стр. 114 вопросы, записать в тетради, что означает арабское изречение «Убытки считай раньше прибылей»

Использованный материал: 1.Обществознание учебник 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, изд. Просвещение 2010 г. 2.Методическое пособие «Обществознание 8 класс поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова, изд Волгоград 3. Интернет-ресурсы nsportal, учительский портал