Разработка урока экономика и ее основные участники. Экономика и ее основные участники. Конспект урока. Основные понятия экономики

Урок «Экономика и её основные участники» (§ 12)

04.11.2013 13684 0

Уроки по этой теме призваны ввести учащихся в мир экономики, познакомить с основными проявлениями экономической жизни общества (производство, распределение, обмен, потребление), предпринимательством, денежными отношениями, экономикой семьи.

С одной стороны, содержание уроков опирается на материалы курсов обществознания 6 класса. Так, тема «Труд» учебника для 6 класса включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качества, связанных с отношением к труду (бережливость, рачительность, расчётливость, трудолюбие). Параграфы «Познай самого себя», «На пути к жизненному успеху» акцентируют внимание учащихся на выборе трудового образа жизни, его ценностях, способствуют экономической социализации личности подростка.

С другой стороны, содержание данных уроков тесно связано с содержанием курсов обществознания 8 и 9 классов. Материалы уроков, формирующие целостное представление об экономике, закладывают необходимую основу для более глубокого знакомства с отдельными проявлениями экономики (производство, потребление), особенностями организации хозяйственной жизни в различных экономических системах, в условиях рыночной экономики, для понимания роли и места государства в экономической жизни общества и др.

Вышеизложенное позволяет определить место и задачи рассматриваемых уроков: сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, её основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности её участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);

Способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности.

План изучения нового материала

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики.

С учётом того что на данную тему отводится два часа, традиционный комбинированный урок может быть построен с использованием различных вариантов организации учебного занятия: беседа по основным фрагментам темы; самостоятельное изучение учащимися фрагментов учебного текста и их анализ; постановка проблемных вопросов, позволяющих в процессе обсуждения усвоить ключевые понятия темы; работа по выполнению творческих заданий, предложенных в конце параграфа, и т. д.

В целях активизации интереса учащихся к сюжетам урока полезно выделять актуальные ситуации, содержательные сюжеты, позволяющие организовать коллективную дискуссию, обмен различными точками зрения на ту или иную проблему, а также подводящие их к необходимым выводам и обобщениям по теме.

Установить содержательную и логическую взаимосвязь урока с материалами курса обществознания 6 класса поможет обращение к рубрике «Вспомни» и обсуждение её вопросов совместно с учащимися. Им можно предложить вспомнить следующие важные положения: труд - отец богатства; трудом создается всё необходимое для жизни; результатом труда являются материальные и нематериальные ценности; созданные блага позволяют удовлетворять разнообразные потребности человека. Эти обобщения позволят включить учащихся в обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Предлагаем выбрать одну или несколько проблем для дискуссии в зависимости от их значимости для данного коллектива учащихся, соответствия их уровню подготовки и имеющемуся социальному опыту. Главное - реализовать функциональное назначение рубрики: вызвать интерес учащихся к теме параграфа, активизировать их дальнейшую познавательную деятельность на основе полученной информации о готовности к усвоению учебного материала.

Изучение первого раздела параграфа «Что такое экономика» направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика». Предложенные в учебном тексте определения, трактующие это понятие в узком и широком смысле, в хорошо подготовленном классе можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: «Экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) использование людьми редких и ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления; 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 4) налаживание и осуществление потребления и производства; 5) богатство» 1 .

1 Задания и тесты по обществознанию: 11 класс. - М., 1999. С. 59.

Возможно обсуждение с семиклассниками следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?

Завершить разговор по проблеме раздела целесообразно выполнением следующего практического задания. На доске рисуется таблица из двух столбиков.

Учащимся предлагается дать свои варианты дополнения этих определений. Учитель помогает зафиксировать правильные характеристики и сделать необходимые обобщения по выполнению задания.

Знакомство с основными проявлениями (сферами) экономической жизни общества можно закрепить также выполнением задания 3 рубрики «В классе и дома».

Изучение следующего раздела «Зачем нужна экономика» строится в значительной степени с опорой на знания из истории (например, материал о переходе от средневекового натурального хозяйства к товарному хозяйству). Используя эти знания и текст учебника по обществознанию, учитель помогает семиклассникам усвоить достоинства и недостатки основных форм хозяйствования, увидеть перспективы их развития.

Обращение к материалам рубрики «Путешествие в прошлое» позволяет учителю обоснованно подвести учащихся к важному выводу о том, что натуральное хозяйство - низкоэффективная, неразвитая форма хозяйствования и её сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы хозяйствования - товарному хозяйству, которое позволяет оптимальнее удовлетворять потребности людей.

Усвоение учащимися вышеизложенных положений имеет особое значение для изучения учебного материала следующих параграфов учебника, рассматривающих такие экономические явления, как обмен, торговля, производство.

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепить учебный материал можно на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий.

Задание 1

Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 2

Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.

Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 3

Составьте небольшие тексты (3-4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Практическое задание

Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).

Следующий шаг в работе - знакомство с разделом «Основные участники экономики». Его изучение можно построить путём сочетания комментированного чтения текста учебника и объяснения учителя с привлечением материалов словаря, иллюстраций к уроку, выполнения различных практических, творческих задач с опорой на социальный опыт учащихся.

Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.

1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

а) сельскохозяйственных работ;

б) участия в экономическом форуме;

в) создания произведения искусства;

г) использования в быту света и тепла;

Ответ: г.

2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе: а) участия в выборах;

б) покупки товара;

в) реставрации памятников;

г) получения денег в банке.

Ответ: в.

Знакомство по тексту учебника с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий, направленных на их более успешное усвоение.

Задание 1

Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Задание 2

Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.

Задание 3

Что может быть целью производителя:

а) использование машин и оборудования;

б) повышение качества продукции;

в) снижение материальных потребностей;

г) получение дохода;

д) снижение затрат производства;

е) использование природного сырья.

Ответ: б; г; д.

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет включение учащихся в обсуждение следующих проблемных вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Закреплению основных понятий и материала рассматриваемого раздела параграфа будет способствовать выполнение учащимися задания 5 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом заданий на усвоение понятий «потребитель» и «производитель». Задание 1

Назовите 3-4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».

Задание 2

Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя:

решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.

Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.

Одна из задач урока - освоение учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни. Для её осуществления учитель обращается к рубрике «Учимся принимать рациональное решение». Предварить её обсуждение необходимо ещё одним важным положением: экономика не только и не столько область знаний о способах выживания человечества, сколько наука о рациональном поведении различных субъектов экономики (отдельный человек, семья, фирма, государство). Рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономики, стремящихся добиться лучшего результата при наименьших затратах. Пониманию этого положения будет способствовать содержание рубрики.

Обратившись к имеющемуся у каждого учащегося опыту совершения покупки, важно обсудить различные ситуации экономического выбора, с которыми на практике сталкивается потребитель. Учитель помогает проанализировать эти ситуации, обращая внимание учащихся на доминирующие при этом мотивы потребительского выбора. Самостоятельные размышления учащихся завершаются знакомством с рекомендациями, которые дают учёные-экономисты потребителям. Важно помочь учащимся сделать правильный выбор и прийти к выводу о том, что при его осуществлении необходимо опираться на рациональные мотивы, если хочешь извлечь из покупки максимальную пользу.

Материалы рубрики «В классе и дома» могут быть использованы как для работы на уроке (выше предложены такие варианты), так и для домашней работы. Например, задание 2 может быть выполнено дома, а его результаты использованы для обсуждения на уроках, посвящённых обмену и производству.

Желательно завершить урок обсуждением заданий 1, 4 рубрики «В классе и дома». Они связаны с ключевым понятием темы и позволяют ещё раз вернуться к его осмыслению. Задания просты по толкованию, но достаточно сложны по поиску аргументации. Здесь также будет нужна помощь учителя.

учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 3

города Аксая Ростовской области

Экономика и ее основные участники

Конспект урока

В разработке урока использован материал учебника и методического пособия в помощь школьному учителю. Обществознание. 7 класс: поурочные

разработки по обществознанию к учебно-методическому комплекту, (М. Просвещение) автор. –

Москва.»ВАКО».2009

Тема урока: Экономика и ее основные участники

Цели урока : подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

На данную тему отведено 2 урока.

План 1 урока:

1. Что такое экономика?

2. Зачем нужна экономика?

Задача для учащихся: выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.

Ход 1 урока:

В рабочей тетради учащиеся записывают план 2-х уроков (слайд 2,3).

Используя опыт учащихся об экономических процессах, участниками которых они являются в жизни, предлагается задание № 1 в рабочей тетради (стр.52)

(смотри приложение № 1)

Учащиеся дают собственное объяснение понятий экономия, экономист, экономика и формулируют предложения, где использовались бы все три слова.

Учитель рассказывает о 2-х значениях понятия «экономика» (слайд 3)

(смотри приложение № 2)

Ребята записывают вывод в тетради о том, что к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление (слайд 3)

Учитель рассказывает о роли экономики в удовлетворении потребностей человека (по теории Маслоу) и натуральном способе ведения хозяйства (слайд 4).

Беседа по вопросам:

· Какие потребности человека выделяет А. Маслоу? Приведите примеры этих потребностей.

· Можно ли полностью удовлетворить потребности человека?

· Каковы признаки натурального хозяйства?

· Почему главный недостаток натуральной формы хозяйствования низкая производительность труда?

Для изучение вопроса об экономическом продукте, учащиеся знакомятся с текстом учебника «Зачем нужна экономика», стр.131, заполняют схему на доске (слайд 5).

Для закрепления понятий «товар» и «услуга», учащиеся выполняют задание в рабочей тетради № 4.

(смотри приложение № 3)

Подведение итогов 1 урока:

· Какие явления и процессы относятся к экономическим?

· Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?

Домашнее задание §12, стр. 130 – 134, вопрос № 1, задание № 3 в рабочей тетради.

План 2 урока:

1. Опрос домашнего задания.

2. Товарное хозяйство.

3. Основные участники экономики.

Задача для учащихся: выяснить, в чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему ученые-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу.

Ход 2 урока.

Опрос домашнего задания:

Беседа по вопросу учебника – как экономика служит людям?

Работа с тестами (слайд 9,10).

Работа с понятием «товарное хозяйство». Вспоминаем определение из курса истории или работаем с учебником на странице 133.

Определяем признаки 2-х форм хозяйства – работаем в рабочей тетради стр. 56.

(смотри приложение № 4)

Задание: Сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу (слайд 11). Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Учитель рассказывает о деятельности основных участников экономики. Учитель вводит понятия – экономические ресурсы, прибыль (слайд 12, 13).

Вопрос к классу – В чем взаимосвязь между производителем и потребителем?

Самостоятельная работа учащихся с рубрикой «Учимся принимать рациональное решение», стр. 137 в учебнике (слайд 14).

Заполните схему на доске и ответьте на вопрос, почему при покупке товаров необходимо опираться на рациональные мотивы.

Выполните задание в рабочей тетради № 8

(смотри приложение № 5)

Закрепление изученного на уроке – решите задачу (слайд 15)

Подведение итогов урока:

· Как связаны между собой основные участники экономики?

Домашнее задание: прочитайте § 12, стр.134-136, вопрос 3,4.

ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.

Задачи:

Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер эк о номической жизни, характера деятельности ее участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы гла в ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

1. Что такое экономика

Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедне в но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на тов а ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в г а зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдел ь ные проявления можно объединить общим понятием «эк о номика».

Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сл о во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напр и мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сд е лали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь уб е диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты м о жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сл е дующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, н а пример, следующие определения экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежн ы ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жи з ненная деятельность людей, извлечение ими средств к сущ е ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)

Возможно обсуждение следующих вопросов: почему а в тор предлагает различные определения? Как в этих опред е лениях проявляются различные стороны экономической жи з ни общества? Какое из определений, с которыми вы позн а комились на уроке, можно считать наиболее полным?

Мы начали разговор с частных проявлений экономич е ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наиб о лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: прои з водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покуп а телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного з а втрака свежий хлеб. (Потребление.)

Выполним задание (Слайд 5)

Впиши перечисленные виды экономической деятельн о сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение пари к махерской, выплата пособия семьям на детей, испол ь зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же п о пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в п и ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поч е му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно - для обеспечения его жизни и де я тельности. Экономика принимает активное участие в удо в летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разн о образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нат у ральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство - это способ организации жи з ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятел ь ности производится ими самими и только для собственн о го потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий прои з водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования - ни з кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской д е ревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство - способ организации эконом и ческой жизни общества, при котором люди, специализ и руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени о т вечает целям экономики - максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стан о вятся товаром, предназначенным для обмена. Произв о дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пр а вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жи з ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обсл у живания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усв о ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как п о требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?

Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потр е бительские мотивы повлияли на выбор того или иного т о вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страт е гии покупателя. Если да, то что?

Название товара

Потребительские мотивы

Выводы

эмоциональные

рациональные

1 . Что такое экономика. П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.

1 . Что такое экономика. Производство Распределение Обмен Потребление изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

2. Зачем нужна экономика. Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

3. Основные участники экономики. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия: «товар», «производитель», «потребитель», «обмен». Как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства? Производитель – тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель – тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Домашнее задание: : § 8, на «4» и «5» вопрос №2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96.

Название товара Потребительские мотивы Выводы эмоциональные рациональные

Разделы: История и обществознание

Учебник: «Обществознание» по ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М., «Просвещение», 2008 г.

Тема урока: «Экономика и ее основные участники».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи урока:

  • Учебные :
  • познакомить с понятием «экономика»;
  • сформировать представление о проявлениях экономической деятельности, экономических продуктах и участниках экономической деятельности.
  • Развивающие :
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на соотнесение;
  • cовершенствовать мыслительные операции: абстрагирование, классификацию, обобщение;
  • развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board, колонки, мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook.

ХОД УРОКА

№ слайда

Слайд презентации

Деятельность на уроке

Учитель: Сегодня тема нашего урока: «Экономика и ее основные участники» , в 6 классе мы впервые познакомились с понятием «экономика» и в этом году продолжаем знакомиться с деятельностью человека в экономической сфере. Записываем тему урока в тетради.

– Давайте вспомним с вами то, что понятие «экономика» имеет несколько значений. Попробуйте продолжить предложения …

– Запишите определение термина «экономика».

– Давайте узнаем о четырех проявлений экономики.

На доске проявления экономики:

1. Производство
2. Распределение
3. Обмен
4. Потребление

Учитель с помощью учеников поясняет значение каждого проявления на примере хлебобулочных изделий.
При пояснении первого проявления «Производство» выдвигается закладка с понятием «технологии», ученики обсуждают термин и записывают его в тетрадь.

– Перед вами вопрос «Зачем нужна экономика?» Давайте попробуем на него ответить. Зачем люди производят продукцию, покупают товары и вещи?

Учитель открывает скрытую часть слайда и комментирует, что именно «экономические» продукты удовлетворяют потребности человека, а делятся они на «товары» и «услуги».

– Объясните значение слов «товар» и «услуга». Кратко сформулируйте смысловое различие этих понятий.

Задание для учеников, в тетради заполнить таблицу, выбрав примеры из приведенного ниже списка.
Один ученик выполняет это задание на доске (ученик передвигает примеры по таблице).
После выполнения задания идее совместная проверка.

– Формы организации или ведения хозяйства мы уже начали с вами изучать в 5 классе. Посмотрите на доску и определите какой вид хозяйства изображен на этой схеме?

(Дети отвечают)

– Да это натуральное хозяйство, кто назовет мне определение этого вида?

– Ребята нам осталось выяснить про участников экономики. Посмотрите на доску и определите по экономической деятельности ее участников.

(Дети рассуждают, а учитель выдвигает из-за доски закладки с определениями)

– Посмотрите на определения «производитель» и «потребитель» они подтверждают ваши рассуждения, запишем их в тетрадь.

– Подведем итог нашему уроку, мы сегодня начали изучать экономику и уже знаем ее проявления, формы хозяйства, продукты ее деятельности и участников. Продолжим работать на следующих уроках. Запишите домашнее задание.