Порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков. Порядок постановки на учет в налоговом органе. ИНН Сведения о постановке на учет в налоговом

Учет налогоплательщиков - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) . В ст. ст. 83-86 НК РФ приведены основные положения, связанные с учетом плательщиков, ряд этих положений детализирован в постановлениях Правительства РФ, приказах ФНС России и других нормативных актах.

Согласно ст. 83 НК РФ, постановке на учет подлежат:

1) организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели - в связи с их государственной регистрацией ;

2) организации , имеющие обособленные подразделения;

3) физические лица , не являющиеся индивидуальными предпринимателями, - при наличии обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогоплательщики , имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства.

При наличии нескольких оснований для учета налогоплательщик должен быть поставлен на учет и по месту своего нахождения (жительства), и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик уже стоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, то повторно становиться на учет в том же налоговом органе по другому основанию он не обязан.

Порядок и место постановки налогоплательщиков на учет по каждому из перечисленных оснований, а также снятия с налогового учета подробно урегулированы ст. 83 и ст. 84 НК РФ.

Налоговый орган по местонахождению организации ставит ее на учет не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на налоговый учет. Такой же порядок постановки на учет и индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления с представлением в одном экземпляре копий заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

При постановке на учет физ. лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

· дата и место рождения;

· место жительства;

· данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

· данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по местонахождению обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц на основе сведений, представленных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, также в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых документов, и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.


Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) . ИНН носит строго персональный характер, и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Порядок и условия присвоения , применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время порядок присвоения ИНН физическим лицам утвержден Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, с учетом Приказа ФНС РФ от 16.07.2008 г. № ММ-3-6/314@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@ ""Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц""», утвердившим новые формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц.

Структура ИНН представляет собой:

· для организации - десятизначный цифровой код;

· для физического лица - двенадцатизначный цифровой код.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих следующее :

1) код налогового органа , который присвоил ИНН (NNNN);

собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет: для организаций - 5 знаков (ХХХХХ);
для физических лиц - 6 знаков (ХХХХХХ);

2) контрольное число , рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам: для организаций - 1 знак (С); для физических лиц - 2 знака (СС).

Постановка налогоплательщиков на учет и присвоение налогоплательщикам ИНН носит заявительный характер . При подаче заявления налогоплательщик указывает свои данные, а также прилагает документы согласно перечню, установленному ст. 84 НК РФ.

Налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Важно помнить, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.


45. Налоговые проверки: понятие и виды.

Налоговая проверка - основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Налоговые органы вправе проверять любые организации .

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок , а все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных - это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными КоАП, и частично ведомственными нормативными актами.

1. Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае - при выявлении нарушений . В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

2. Выездная налоговая проверка - проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам .

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период , не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков - по месту постановки на учет.

Срок проведения выездной налоговой проверки - не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Приостановление срока проведения проверки возможно для истребования документов (информации) у контрагентов или у иных лиц, для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а также для проведения экспертиз. Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев, однако при необходимости он может быть увеличен еще на три.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке , в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки , который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Повторная выездная налоговая проверка - проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период, которая проводится в двух случаях :

1) в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку - вышестоящим налоговым органом;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного - налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).

Следует учитывать, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения , которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, то к налогоплательщику не применяются налоговые санкции.

Нужно иметь в виду, что налоговые органы могут истребовать у контрагентов плательщика и других лиц ряд документов и иную информацию , касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).

Все юридические лица подлежат постановке на налоговый учет. Встать на учет в налоговой инспекции организация должна (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • при первоначальной регистрации в качестве юридического лица по месту своего нахождения (п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • по месту нахождения своих (п. 4 ст. 83 НК РФ);
  • по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ);
  • и в других случаях, поименованных в НК РФ.

Остановимся подробнее на первом случае, когда компания только открывается. Как следует из ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с того дня, когда запись о нем была внесена в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). В соответствии с этими записями осуществляется и постановка на налоговый учет (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Регистрацией организаций занимается налоговая служба РФ (п. 1 ст. 51 ГК РФ , п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Она же осуществляет постановку на налоговый учет юридических лиц при их регистрации (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Регистрация и постановка на учет в налоговом органе: необходимые документы

Регистрация организации начинается с подготовки пакета документов. В нем должны быть (ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001, код по КНД 1111501 (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ);
  • учредительные документы. Обычно это устав, утвержденный его учредителями (участниками), или учредительный договор. Документы представляются в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать ее можно на сайте ФНС ;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить документы можно несколькими способами:

  • заявитель может подать их в ИФНС или МФЦ лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);
  • переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;
  • направить в ИФНС документы в электронном виде. Это можно сделать через сайт ФНС посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Постановка на учет в налоговой инспекции: какие документы должны выдать

После регистрации юридического лица налоговики выдают:

  • устав организации или учредительный договор, на котором стоит отметка налогового органа;
  • лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (

Сделать это не так трудно, как кажется. Ведь данная процедура не потребует от гражданина или юридического лица серьезной бумажной волокиты. Достаточно всего нескольких документов - и соответствующее свидетельство будет сделано. Какие особенности постановки на учет требуется принять во внимание? С чем может столкнуться гражданин во время реализации задумки?

Кто должен получить свидетельство

Для начала следует понять, кто в обязательном порядке должен иметь у себя свидетельство о постановке на налоговый учет. Нетрудно догадаться, что данный документ имеет отношение к налогам. А значит, все налогоплательщики берут на себя ответственность по получению соответствующей бумаги. Если точнее, то так называемый ИНН должны иметь:

  • все трудоспособные совершеннолетние граждане;
  • работающие лица (в том числе несовершеннолетние);
  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • юридические лица.

Детям совсем не обязательно задумываться над получением свидетельства. Им оно попросту не нужно. А вот всем остальным данный документ пригодится. Особенно это касается тех, кто планирует вести деятельность ИП. Если же гражданин не собирается работать в принципе, то и ИНН получать не обязательно.

Что это такое

Но о чем вообще идет речь? Зачем нужно свидетельство о постановке на налоговый учет? Что оно дает гражданам? Разобраться во всем этом должен каждый законопослушный человек в стране.

Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах - это так называемый ИНН. Точнее, бумага, на которой написан индивидуальный номер налогоплательщика. Он представляет собой специальный счет, который помогает отследить все налоговые отчисления человека или организации.

Как нетрудно догадаться, каждый ИНН индивидуален. И он присваивается гражданам к моменту получения статуса налогоплательщика. Далеко не всем известен этот номер. Чтобы узнать его, придется получить свидетельство о постановке на налоговый учет. У физических и юридических лиц процедура заказа документа немного различается. Как протекают эти процессы? Знать об этом обязательно каждому. Тогда можно подготовиться и без особых проблем получить ИНН. Он необходим физическим лицам при трудоустройстве на работу в официальном порядке, а организациям - при открытии.

Куда обращаться

Где происходит постановка на учет (индивидуального предпринимателя или физического лица)? Куда следует обращаться гражданам для того, чтобы получить ИНН? Орган всего один - это налоговая. А вот заявление подать можно несколькими способами. Современным гражданам позволено воплотить задумку в жизнь несколькими путями. Можно обратиться:

  • в налоговые органы в населенном пункте;
  • к порталу "Госуслуг";
  • во многофункциональные центры.

Лучше всего самостоятельно посетить налоговую службу. Так процесс получения свидетельства пройдет в кратчайшие сроки. Главное - собрать определенный пакет документов. В случае с физическими и юридическими лицами перечень необходимых бумаг отличается. Что же должно помочь гражданам встать на налоговый учет и получить соответствующее свидетельство?

Физические лица

Начать следует с физических лиц. Для них перечень бумаг, необходимых для выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, как правило, не слишком большой. Перечень состоит всего из нескольких пунктов. Это:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ, с копией);
  • заявление на выдачу свидетельства установленного образца.

Больше ничего не нужно. Налоговая служба в регионе проживания гражданина принимает вышеперечисленные документы, затем в течение месяца формирует и выдает запрашиваемый документ. Для получения потребуется предъявить удостоверение личности.

Несовершеннолетним (до 14 лет)

Только это далеко не все случаи постановки на налоговый учет. Сейчас данное свидетельство граждане стараются получить как можно раньше. Вышеперечисленный алгоритм действий - это постановка на учет обычного налогоплательщика, который достиг возраста 14 лет. Как быть, если речь идет о малолетних гражданах страны? У них тоже есть возможность получения ИНН. Только перечень документов незначительно увеличится. Придется принести:

  • заявление от лица одного из родителей на выдачу ИНН;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • удостоверения личности родителя-заявителя;
  • свидетельство о регистрации по месту жительства (прописка).

Все вышеперечисленные документы предоставляются вместе с копиями. Последние впоследствии забираются. Как и в прошлом случае, придется подождать некоторое время. Обычно на обработку заявления тратится около 30 дней. И через месяц законный представитель несовершеннолетнего может забрать свидетельство с ИНН. Выдает его налоговая служба или МФЦ. Все зависит от того, куда обращались граждане. При заказе ИНН через "Госуслуги" придется забирать документ в налоговом органе лично.

Юридические лица и ИП

Итак, учет юридических лиц в налоговой тоже имеет место. Вообще сама процедура регистрации не слишком сложная. Достаточно знать несколько особенностей получения ИНН. Первая проблема, с которой сталкиваются юридические лица, - это место регистрации. Оно должно быть получено до того, как произойдет подача заявления. Зачастую юридическим адресом называется прописка руководителя-основателя. Поэтому не стоит паниковать. Список документов при постановке юрлица на учет небольшой. Аналогичным образом происходит постановка на учет индивидуального предпринимателя. Только в заявлении указывается система налогообложения, по которой будут начисляться и уплачиваться налоги. Можно выделить среди составляющих пакета бумаг следующие пункты:

  • заявление о регистрации юрлица;
  • учредительные документы юридического лица;
  • удостоверение личности гражданина (обычно его запрашивают);
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

После этого заявление о постановке на налоговый учет подается в соответствующую организацию. Далее ожидается непосредственная регистрация юридического лица в налоговых органах.

Отдельного внимания требует государственная пошлина. Этот платеж присутствует и при постановке на учет ИП, и при осуществлении аналогичных действий с юридическими лицами. Только в первом случае платеж составляет 800 рублей, а во втором - 4 000. Без данных квитанций налоговая служба не станет рассматривать заявление.

Свидетельство о постановке на налоговый учет - это одна из мер налоговой службы по контролю за налогоплательщиками. В этом материале рассмотрим, кому нужно встать на учет, а также как получить свидетельство об этом.

Контролю за налогоплательщиками посвящена глава 14 НК РФ . Непосредственно учету и постановке на него посвящены статьи 83 и 84 НК РФ .

Кто подлежит учету

Согласно статье 83 НК РФ, становиться на налоговый учет должны все физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Иными словами, должны быть учтены все налогоплательщики. Результатом регистрации в ФНС является присвоение ИНН, или индивидуального номера налогоплательщика. Он представляет собой двенадцатизначную — для физлица и ИП и десятизначную — для юрлица цифровую комбинацию, в которой зашифрован код подразделения ИФНС, где зарегистрировано лицо, а также его индивидуальный номер в реестре налогоплательщиков.

ИНН фиксируется в специальном документе — свидетельстве о постановке на налоговый учет. Он выдается налогоплательщику после его регистрации в ФНС.

Как получить

Чтобы получить ИНН, необходимо обратиться в ФНС, имея при себе следующие бумаги:

  • заявление по форме № 2-2;
  • паспорт или любое другое удостоверение личности.

Если свидетельство получается на ребенка до 14 лет, необходимо подать заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Что касается иностранных граждан, то они должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории России. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. Например, это может быть миграционная карта, миграционный бланк с указанием места регистрации.

Заполнение бланка заявления обычно не составляет никаких трудностей. В него вносятся стандартные паспортные сведения гражданина:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Образец заявления

Подать документы можно при личном посещении ФНС, направив их по почте или через сайт «Госуслуги».

Федеральная налоговая служба свидетельство выдаст в течение пяти рабочих дней после подачи всех необходимых бумаг.

Справка о постановке на налоговый учет в некоторых случаях может быть получена повторно. Однако поменять свои ИНН нельзя. То есть новый документ будет воспроизводить содержание первоначальной бумаги. Получить повторное свидетельство можно в следующих случаях:

  • утеря;
  • смена паспортных данных.

При этом за подготовку повторного документа взимается пошлина в размере 300 рублей. Освобождаются от нее те лица, которые заказывают новый бланк в связи со сменой паспортных данных.

Как выглядит документ

В зависимости от категории налогоплательщика, согласно Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ , в качестве подтверждения присвоения ИНН выдаются различные документы.

ИП получают уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2-3-Учет.

Физическим лицам выдается свидетельство по форме № 2-1-Учет.

Российские организации по месту нахождения получают форму № 1-1-Учет.

В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налого плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обя занность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имею щемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и дру гую первичную информацию, необходимую для осуществления налого вого контроля.

Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обя зательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осу ществляется:

По месту нахождения организации;

По месту нахождения ее обособленных подразделений;

По месту жительства физического лица;

По месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично сделанные могут сделать Тебя чрезвычайно богатым.

Местом нахождения имущества в целях налогообложения призна ется:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по мес ту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны пода вать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юсти ции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не яв ляющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.

Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, кото рые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:

Свидетельство государственной регистрации;

Учредительные и иные документы, необходимые при государст венной регистрации;

Документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.

Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:

Фамилия, имя, отчество;

Дата и место рождения;

Адрес места жительства;

Данные паспорта или иного документа, удостоверяющего лич ность налогоплательщика;

Гражданство.

Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых докумен тов.