Пагубная самонадеянность. Фридрих Август фон Хайек: разрушитель социалистической утопии Фридрих август фон хайек теория этики

Виртуальная выставка

Великие экономисты. Фридрих Август фон Хайек

Библиотечно-информационный комплекс приглашает на виртуальную выставку, посвященную Фридриху Августу фон Хайеку.

Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) - австрийский философ, социолог, экономист, классик современного либерализма, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г. (за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений ).

Фридрих Август фон Хайек родился в Вене. Он был сыном Августа фон Хайека, сотрудника местных огранов здравоохранения и по совместительству профессора биологии Венского университета, и Фелиситас (урожденной Юрашек) фон Хайек. Его дед по материнской линии был профессором публичного права Венского университета и руководителем Центрального статистического управления Австрии. В 1917 г., после окончания школы, X. был призван в австрийскую армию и служил артиллерийским офицером на итальянском фронте.

Вернувшись в 1918 г. после заключения мира в Вену, фон Хайек поступил в Венский университет, где изучал право, экономику, философию и психологию. Хотя первоначально он был увлечен идеями социализма и национализма, которые были наиболее популярными идейными течениями в послевоенной Вене, впоследствии он стал их яростным противником. Первым шагом X. на пути борьбы против этих идеологий, которая стала делом всей его жизни, была организация Ассоциации демократических студентов в университете.

После получения в 1921 г. в Венском университете степени доктора права фон Хайек начал работать в Австрийском бюро урегулирования военных претензий, которым в то время руководил экономист Людвиг фон Мизес. Одновременно он возобновил свои занятия в Венском университете и в 1923 г. получил докторскую степень по экономике. После завершения своей диссертации фон Хайек провел год в США в качестве исследователя-ассистента Джереми Дженкса в Нью-Йоркском университете. Он также прослушал курс лекций по экономическому циклу, который в Колумбийском университете читали Уэсли Митчелл и Джон Кларк, а также участвовал в сборе статистического материала для журнала «Бизнес анналз» ("Business Annals").

Вернувшись в Австрию на государственную службу в 1924 г., фон Хайек стал членом частного семинара Мизеса, войдя тем самым в избранную группу влиятельных экономистов и философов, которые встречались несколько раз в месяц для дискуссий по текущим экономическим проблемам. Находясь под впечатлением эмпирических исследований экономического цикла, которые в то время проводились в Соединенных Штатах, Фридрих фон Хайек в 1927 г. убедил австрийское правительство создать институт для проведения подобных исследований в Австрии.

На протяжении 20-х гг. фон Хайек опубликовал большое число статей по торговому циклу, монетарной теории и экономической политике. В 1929 г. он приступил к чтению лекций в Венском университете, а на следующий год был приглашен прочитать четыре лекции в Лондонской школе экономики (ЛШЭ). Эти лекции, опубликованные в 1931 г. под названием «Цены и производство» ("Prices and Production"), послужили основой для зачисления фон Хайек а на должность приглашенного профессора в ЛШЭ, где затем он был назначен профессором экономики и статистики.

В Лондоне фон Хайек был инициатором одной из наиболее продолжительных экономических дискуссий 30-х гг. В 1930 г. Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Трактат о деньгах» ("Treatise on Money"), рецензию на которую фон Хайек написал для журнала «Экономика» ("Economica"). В ответ на это Кейнс попросил итальянского экономиста марксистского толка Пьеро Сраффа написать для журнала «Экономик джорнэл» ("Economic Journal"), который редактировал Кейнс, рецензию на книгу X. «Цены и производство». Последовала длительная и сердитая полемика в форме целой серии комментариев, ответов и заявлений. В конечном счете каждая сколько-нибудь значительная личность в британской экономической науке приняла участие в этом споре.

По существу, теория торгового цикла фон Хайек а основывалась на австрийской теории капитала. Согласно его теории, существует равновесная структура образования капитала. В период экономического подъема (как это было в конце 20-х гг.) происходит принудительное сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к кризису. Концепция X. предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное Милтоном Фридменом.

В то же время фон Хайек утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в сочетании с неверной экономической политикой. Большая безработица была вызвана не соответствующим потребностям совокупным спросом, как это утверждал Кейнс, а перекосами, как упорно заявлял фон Хайек , в относительных ценах. Эти перекосы в свою очередь образовались из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный механизм, заключал фон Хайек , может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в состояние равновесия; экспансионистская же и интервенционистская политика привительства не была необходимой или продуктивной.

Хотя большинство наблюдателей считает, что этот спор завершился в пользу кейнсианцев, теории фон Хайек а сыграли роль маяка для того развития макроэкономики, которое произошло почти сорок лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане, но из-за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмена о «естественной норме» безработицы и явил собой точное описание «стагфляции» 70-х гг. Утверждение фон Хайек а о том, что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и концентрация его внимания на трудностях установления различия между изменениями в относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) образовали сердцевину революции «рациональных ожиданий» в макроэкономике.

Другим существенным вкладом Фридриха фон Хайек а в экономическую теорию стала его книга «Чистая теория капитала» ("The Pure Theory of Capital"), опубликованная в 1941 г. В ней, вместо того чтобы определять капитал как осязаемый фактор, поддающийся измерению, фон Хайек стал рассматривать длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), требуемого для превращения сырья в готовый товар. Это было сделано в соответствии с ранней австрийской теорией капитала. Согласно фон Хайек у, снижение процентной ставки (или повышение производительности новых инвестиций) будет удлинять период производства: фирмы будут применять более окольные технологические приемы и прибегать к большему разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Неортодоксальное для своего времени и часто трудное для понимания, новое восстановление фон Хайек а в правах теории классической интерпретации капитала с большими трудностями внедрялось в современный экономический анализ.

В то время как к монетарной политэкономии фон Хайек а подтолкнуло его сопротивление кейнсианству, он обратил внимание и на политэкономию социализма. Его критика социализма основывается не на вере в эффективность капитализма (которую подчеркивает неоклассическая политэкономия благосостояния), а на убеждении, что централизованное социалистическое планирование никогда не сможет реагировать так быстро, как рыночный механизм, на постоянные колебания в уровнях спроса и предложения. Более того, согласно фон Хайек у, при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения фон Хайек а (за исключением того, что происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла.

Книга Фридриха фон Хайек а «Дорога к рабству» ("The Road to Serfdom", 1944) явилась его атакой на социализм. Оперируя аргументами из области политики, фон Хайек адресовал ее обычному читателю. Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократическими целями.

Советское вторжение в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г., когда обе эти страны совершили попытку экономической либерализации для перехода к рыночным отношениям, казалось, оправдало мрачное видение фон Хайек а. Многие из его более поздних работ по политической философии и теории права, опубликованные в виде книг - «Конституция свободы» ("Constitution of Liberty", 1960), трехтомное издание «Право, законодательство и свобода» ("Law, Legislation, and Liberty, 1972), - отточили его аргументы в пользу того, что с тоталитаризмом можно бороться, только осуществляя опору на свободные рынки и юридически закрепленные ограничения государственного вмешательства в экономику.

Успех и популярность его книги «Дорога к рабству» привела к тому, что фон Хайек получил несколько приглашений посетить США в послевоенные годы. В 1950 г. фон Хайек ушел со своего поста в ЛШЭ и занял пост профессора по социальным наукам и морали Чикагского университета, на котором оставался до 1962 г.

Годы, проведенные в Чикаго, были для фон Хайек а в высшей степени продуктивными. Он вел междисциплинарный семинар, в состав участников которого входили Джордж Стиглер и Милтон Фридмен. Он также опубликовал большое количество книг, статей, брошюр по истории общественной мысли, теории права, научной методологии и даже по психологии. В 1963 г. он вернулся в Европу, чтобы занять пост профессора экономической политики во Фрейбургском университете (Западная Германия). Выйдя на пенсию в 1968 г., он перешел в Зальцбургский университет, где провел девять лет, полных разочарования. В этом университете не только отсутствовала специальная программа по экономическим наукам и не присваивались соответствующие степени, но и мало кто из его сотрудников или студентов проявлял интерес к экономическим взглядам фон Хайек а или его политической философии. В 1977 г. он вернулся во Фрейбург и уже больше не покидал его.

Фридрих Август фон Хайек разделил Премию памяти Нобеля 1974 г. по экономике с Гуннаром Мюрдалем «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В своей Нобелевской лекции фон Хайек бросил в адрес экономистов упрек в некритическом восприятии «наукообразности» (под этим словом он понимал грубые, базирующиеся на некорректных или не относящихся к существу дела исходных предположениях, на базе которых строились эконометрические модели, выражаемые только в количественных измерениях) и в стремлении предсказывать последствия экспансионистской монетарной и фискальной политики на основе того, что он называл «претензией на знание».

Семья: в 1926 г. фон Хайек женился на Элен фон Фритч. У них есть сын и дочь. После развода с первой женой он в 1950 г. женился на Хелене Виттерлич. В 1938 г. он получил британское гражданство.

Кроме Нобелевской премии, фон Хайек получил много других наград, включая медаль за достижения в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он является членом Британской академии, Австрийской академии наук. Аргентинской академии экономических наук. Ему присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству: пер. с англ.— М. : Экономика, 1992 .— 176с.

Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок: пер. с англ. — М. : Изограф, 2000 .— 256с.

Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом: пер. с англ.— М. : ОГИ, 2003 .— 288 с. — (Б-ка Фонда "Либеральная миссия")

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: пер. с англ.- М. : Новости, 1992 .— 304с.

Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики: пер.с англ..— М. : ИРИСЭН, 2006 .— 644с.

Хайек Ф.А. Судьбы либерализма в XX веке: Пер. с англ..— М. : ИРИСЭН: Мысль, 2009 .— 357с.

Хайек Ф.А. Цены и производство: пер. с англ. /Фонд либеральных программ "Свободный мир".— Челябинск: Социум, 2008 .— 199с.

Хайек Ф.А. Частные деньги.— М. : Институт национальной модели экономики, 1996 .— 240с.

Цитаты из трудов Ф. фон Хайека:

- «Демократия способна привести к установлению самой жестокой диктатуры»

- «Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства»

- «Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей — именно поэтому ограничения в материальной сфере так непосредственно связаны с потерей духовной свободы»

- «Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность»

Фридрих Август фон Хайек. О нем

Заусаева Н.А. Фридрих фон Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом //Известия Алтайского государственного университета.-2000.-№ 4.

Каримов А.В. Неолиберальная концепция свободы Ф.А. фон Хайека //Социально-экономические явления и процессы.-2012.-№ 11.

Ногаев И.В. Экономический прагматизм опровергает концепцию "рассеянного знания" Ф. Хайека //США и Канада: экономика, политика, культура.-2013.-№ 9.

Сысоева Л.С. К. Р. Поппер, Ф. А. Хайек , Дж. Сорос: три взгляда на открытое общество //Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки.-2004.-№ 2.

Биография

Родился в известной в Вене семье интеллигенции. Поступил в Венский университет в возрасте 19 лет. Хотя он записался на юридический факультет, его интересовали, в основном, экономика и психология .

Во время учебы в университете посещал так называемый «частный семинар» (Privatseminar) профессора Людвига фон Мизеса .

Экономические воззрения

Критика социализма

Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могли существовать только при поддержке государства. Методической основой его работы всегда являлась проблема ограниченности познаний, связывающая его работы в области общественных наук с богатыми знаниями в области психологии. Ещё в 20е годы Хайек заметил, что в обществе, основанном на разделении труда, происходит и разделение информации так, что отдельный плановик будет не в состоянии достаточно точно описать в целом плановую систему и что у такого планирования в свою очередь был риск продвижения к тоталитаризму , потому что центральная власть должна быть обеспечена полномочиями, которые оказали бы влияние на общественную жизнь, а объем познаний, требуемого для центрального планирования, объективно децентрализован. В результате этого централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или по крайней мере гораздо уступает рыночной экономике. Позже Хайек расширил эту теорию с помощью антропологических, культурных и информационно-теоритических аспектов. При этом Хайек не оспаривал морально высоких целей некоторых социалистов, однако считал предложенный ими путь и в частности любой вид вмешательства государства опасным.

Естественный порядок

Хайек рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение (преднамеренно разработанную людьми), а как самопроизвольный порядок или «результат человеческого действия, но не изобретения». Таким образом, Хайек помещал ценовой механизм на том же самом уровень как, например, язык. Такое заключение принудило его задуматься о том, как человеческий мозг мог приспособится к такому развитому поведению. В книге «The Sensory Order» (1952) он предложил, независимо от Дональда Хебба гипотезу, которая формирует основание технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии .

Хайек приписывал рождение цивилизации появлению частной собственности в его книге «Пагубная самонадеянность» (англ. «The Fatal Conceit» ), которую он написал в 1988 году. Согласно ей, ценовые сигналы - единственные средство предоставления возможности каждому экономическому субъекту, принимающему решения, сообщить скрытую или распределенную информацию друг другу, чтобы решить проблему экономического расчёта.

Деловой цикл

Капитал, деньги, и деловой цикл - заметные темы в ранних вкладах Хайека в экономику. Мизес ранее объяснил денежно-кредитную и банковскую теорию в его книге написанной в 1912 году «Теория денег и кредита» (англ. «The Theory of Money and Credit» ), применяя принцип предельной полезности к ценности денег а затем предложил новую теорию делового цикла. Хайек использовал это собрание произведений как отправную точку для его собственной интерпретации делового цикла, которая позже стала известной как «австрийская теория делового цикла». В его работах «Цена и Производство» (англ. «The Prices and Production» ) и «Чистая теория капитала» (англ. «The Pure Theory of Capital» ), которые он написал в 1931 и 1941 годах соответственно, он объяснил происхождение делового цикла в терминах расширения кредита центрального банка и его передачи в течение долгого времени и в терминах нерационального использования ресурсов, вызванного искусственно низкими процентными ставками.

Эта теория делового цикла была раскритикована Кейнсом и его последователями. С тех пор «австрийская теория делового цикла» критиковалась сторонниками теории рациональных ожиданий и другими представителями неоклассической экономики , которые указывали на нейтралитет денег в теории делового цикла. Хайек, в его книге «Прибыль, процент и инвестиции» (англ. «Profits, Interest and Investment» ) которую он написал в 1939 году, дистанцировался от позиции других теоретиков австрийской школы, таких как Мизес и Ротбард .

Исследования в других областях

Философия и политика

Во второй половине свой жизни Хайек сделал большой вклад в социальную и политическую философию, который был основан на его взглядах относительно границ человеческого знания и идее естественного порядка. Он агитирует в пользу общества, организованного вокруг рынка, в котором механизм государства используется для того чтобы внедрить в жизнь юридический порядок (состоящий из абстрактных правил, а не специфических команд) необходимый для функционального свободного рынка. Этим идеям насыщенна моральная философия, полученная из эпистемиологических выводов относительно врожденных пределов человеческих знаний.

В его философии, которая имеет много общего с выводами Карла Поппера , Хайек был очень ответственен, по отношению к тому, что он назвал наукообразием: ложное понимание методов науки, которое было по ошибке создано общественными науками. Это ложное понимание противоречит методам подлинной науки. Хайек указывает, что большая часть науки дает объяснение сложным многовариантным и нелинейным явлениям и что социология экономики и естественного порядка сходна с такими сложными науками как биология. Эти идеи были развиты в книге «Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом» (1952) и в некоторых из более поздних эссе Хайека в научной философии, такие как «Degrees of Explanation» и «The Theory of Complex Phenomena».

В «Исследовании основ теоретической психологии» (1952), Хайек независимо развивал модели обучения и памяти - идеи, которые он изначально обдумывал в 1920 году, до его исследований в экономике. «Встраивание» синапса в общую теорию мозговой деятельности получило развитие в неврологии , когнитивистике, информатике , бихевиоризме , и эволюционной психологии.

Теория культурной эволюции и роль религий

Хайек расширил свою критику социализма с помощью теории культурной эволюции и человеческого сосуществования в общесте с разделением труда и тем самым существенно повлиял на развитие еволютивной экономики.

Ценности по мнению Хайека если и являются плодом человеческих усилий и разума, то лишь в небольшой мере. Их существование обосновано тремя причинами: они биологически «унаследованны», культурно «опробованны» и лишь в последнюю очередь и с наименьшим влиянием рационально «спланированны». Поэтому развитые традиции являются в репродуктивном и адаптивном смысле чрезвычайно эффективными и теоретиками социализма недооцениваются, в то время как возможность воплощения идеального общества переоценивается.

Религии играют постольку решающую роль в эволюции человека, поскольку их селекция и «естественный отбор» происходит не с помощью рациональных аргументов, а в зависимости от их репродуктивных качеств как результат религиозной веры и успешной адаптации к соответствующей среде. Не каждая религия по мнению Хайека может быть одинаково успешной (коммунизм по его мнению тоже является отмирающей религией), но в их соперничестве всегда побеждает то религиозное движение, которое успешно способствует размножению и развитию экономики. Свобода вероисповедания Хайек считает главной основой и задачей либерализма. В её рамках могут возникать и соперничать различные микросообщества, что в свою очередь приносит успех и для всего макросообщества в целом. Поэтому религии, основанные на монотеизме, ведут к реактионизму.

Общественная деятельность

Ф. А. фон Хайек явился вдохновителем организации в 1947 году Общества «Мон Пелерин» , объединившего экономистов, философов, журналистов и предпринимателей, поддерживающих классический либерализм. Был избран Президентом Общества, обязанности которого исполнял с по 1961 год .

Основные произведения

  • Geldtheorie und Konjunkturtheorie . - Wien, 1929.
    • на англ.: Monetary Theory and the Trade Cycle . - London: Jonathan Cape, 1933.
    • существуют испанск. и яп. пер.
  • Prices and Production . - London: Routledge & Sons, 1931 (2nd revised ed. London: Routledge & Kegan Paul, 1935).
    • рус.пер.: Цены и производство. - Челябинск: Социум , 2008.
    • существуют переводы на нем., франц., китайск. и япон. яз.
  • Monetary Nationalism and International Stability . - London, 1937.
  • Profits, Interest, and Investment . - London, 1939.
  • The Pure Theory of Capital Чистая теория капитала »). - London, 1940; Chicago: University of Chicago Press, 1941.
    • существуют переводы на японск. и испанск. яз.
  • The Road to Serfdom . - London: and Chicago: University of Chicago Press, 1944.
    • рус.пер.: Дорога к рабству . - М.: Прогресс, 1993.
    • существуют переводы на голландск., датск., испанск., итал., китайск., нем., норвежск., португал., франц., шведск., японск. яз.
  • Individualism and Economic Order . - London and Chicago: University of Chicago Press, 1948.
    • рус.пер.: Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000.
    • существует перевод на нем. яз, а также сокращ. перевод на норвежск. яз.
  • John Stuart Mill and Harriet Taylor . - London and Chicago, 1951.
  • The Counter-Revolution of Science . - Chicago: University of Chicago Press, 1952.
    • рус.пер.: Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003.
    • существуют переводы на итал., нем. и сокращ. пер. на франц.яз.
  • The Sensory Order . - London and Chicago, 1952.
  • The Constitution of Liberty . - London and Chicago: University of Chicago Press, 1960.
    • существуют переводы на испанск., итал. и нем. яз.
  • Studies in Philosophy, Politics, and Economics . - London and Chicago, 1967.
  • Freiburger Studien . - Tübingen, 1969.
  • Law, Legislation and Liberty , 3 vols. («Право, законодательство и свобода »). - London and Chicago: University of Chicago Press, 1973-1979.
    • рус.пер.: Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН , 2006.
  • Denationalisation of Money: An Analysis of the Theory and Practice of Concurrent Currencies. - London: Institute of Economic Affairs, 1976.
    • рус.пер.: Частные деньги. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
  • New Studies in Philosophy, Politics and Economics. - Chicago: University of Chicago Press, 1978.
  • The Fatal Conceit: The Errors of Socialism. / Vol. 1 of The Collected Works of F. A. Hayek . - London: Routledge, and Chicago: University of Chicago Press, 1989.
    • рус.пер.: Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма .

Собрание сочинений Ф. А. Хайека

англ. название: The Collected Works of F.A. Hayek

История издания

В середине 1980-х годов Издательство Чикагского университета (The University of Chicago Press) начало издание собрания сочинений Ф. А. Хайека в 20 томах. Планировалось включить все наиболее значимые работы австрийского экономиста, а также часть ранее непубликовавшихся рукописей. Главным редактором серии стал известный американский философ Уильям Уоррен Бартли III (W. W. Bartley III) ( -).

Изданные тома (хронологически)

  • Vol. 1: The Fatal Conceit : The Errors of Socialism . Edited by William W. Bartley, III. - 194 p. - ISBN 978-0-226-32068-7.
  • Vol. 3: The Trend of Economic Thinking : Essays on Political Economists and Economic History . Edited by W. W. Bartley, III and Stephen Kresge. - 398 p. - ISBN 978-0-226-32067-0.
  • Vol. 4: The Fortunes of Liberalism : Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom . Edited by Peter G. Klein. - 287 p. - ISBN 978-0-226-32064-9. (Русск.пер. : Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН , Мысль; Челябинск : Социум , 2009. - 337 с.)
  • Hayek on Hayek: An Autobiographical Dialogue . Edited by Stephen Kresge and Leif Wenar. - 177 p. - ISBN 978-0-226-32062-5.
  • Vol. 9: Contra Keynes and Cambridge : Essays, Correspondence . Edited by Bruce Caldwell. - 277 p. - ISBN 978-0-226-32065-6.
  • Vol. 10: Socialism and War : Essays, Documents, Reviews . Edited by Bruce Caldwell. - 280 p. - ISBN 978-0-226-32058-8.
  • Vol. 5: Good Money, Part 1 : The New World . Edited by Stephen Kresge. - 267 p. - ISBN 978-0-226-32095-3.
  • 1999 Vol. 6: Good Money, Part 2 : The Standard . Edited by Stephen Kresge. - 270 p. - ISBN 978-0-226-32097-7.
  • Vol. 2: The Road to Serfdom : Text and Documents - The Definitive Edition . Edited, foreword and introduction by Bruce Caldwell. With new appendices. - 304 p. - ISBN 978-0-226-32054-0.
  • 2007 Vol. 12: The Pure Theory of Capital . Edited by Lawrence H. White. Foreword by Bruce Caldwell. Introduction by Lawrence H. White. - 464 p. - ISBN 978-0-226-32099-1.

Главные редакторы собрания сочинений

Редакторы отдельных томов собрания сочинений

  • Бартли У. У. III (William W. Bartley, III) - т. 1 (1988); т. 3 (1991, совм. с С. Кресге).
  • Венар Л. (Leif Wenar) - «Хайек о Хайеке » (1994, совм. с С. Кресге).
  • Клейн П. Дж. (Peter G. Klein) - т. 4 (1992).
  • Колдуелл Б. (Bruce Caldwell) - т. 2 (2007); т. 9 (1995); т. 10 (1997).
  • Кресге С. (Stephen Kresge) - т. 3 (1991, совм. с У. У. Бартли III); «Хайек о Хайеке » (1994, совм. с Л. Венаром); т. 5 (1999); т. 6 (1999).
  • Уайт Л. (Lawrence H. White) - т. 12 (2007).

Современный план издания Собрания сочинений

(В скобках указан год фактического издания тома )

  • Т. 1: The Fatal Conceit: The Errors of Socialism (1988)
  • Т. 2: The Road to Serfdom (2007)
  • Т. 3: The Trend of Economic Thinking: Essays on Political Economists and Economic History (1991)
  • Т. 4: The Fortunes of Liberalism: Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom (1992)
  • Т. 5: Good Money, Part 1: The New World (1999)
  • Т. 6: Good Money, Part 2: The Standard (1999)
  • Т. 7: Business Cycles, Part I
  • Т. 8: Business Cycles, Part II
  • Т. 9: Contra Keynes and Cambridge: Essays, Correspondence (1995)
  • Т. 10: Socialism and War: Essays, Correspondence, and Documents (1996)
  • Т. 11: Capital and Interest
  • Т. 12: The Pure Theory of Capital (2007)
  • Т. 13: Studies on the Abuse of Reason
  • Т. 14: The Sensory Order
  • Т. 15: The Market and Other Orders
  • Т. 16: John Stuart Mill and Harriet Taylor
  • Т. 17: The Constitution of Liberty
  • Т. 18: Essays on Liberty
  • Т. 19: Law, Legislation, and Liberty

Библиография

Работы Ф. А. Хайека, опубликованные на русском языке

  • Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Разн.издания :
    • М.: Прогресс, 1993;
    • М.: Новое издательство, 2005. - 264 с. - (Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия »). - ISBN 5-98379-037-4.
  • Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. - М.: Изограф, 2000. - 256 с.
  • Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003. - 288 с. - (Серия: Библиотека Фонда «Либеральная миссия »). - ISBN 5-94282-169-0.
  • Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма - М.: Новости, 1992. - ISBN 5-7020-0445-0.
  • Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН , 2006. - 644 с. - ISBN 5-91066-010-1.
  • Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН, Мысль ; Челябинск : Социум , 2009. - 337 с. - ISBN 978-5-91066-028-5 (и др.).
  • Хайек Ф. А. Цены и производство. - Челябинск: Социум, 2008. - 199 с. - ISBN 978-5-91603-015-0.
  • Хайек Ф. А. Частные деньги. - М.: Институт национальной модели экономики, 1996. - ISBN 5-900520-064.
  • Фридмен М. , Хайек Ф. О свободе. - М.: Три квадрата; Челябинск: Социум , 2003. - 192 с. - ISBN 5-901901-19-3, ISBN 5-94607-033-9.

Работы о Ф. А. Хайеке

  • Капелюшников Р. Философия рынка Фридриха фон Хайека // МЭиМО . - 1989. - № 12.
  • Caldwell B. Hayek’s Challenge: An Intellectual Biography of F.A. Hayek. - Chicago and London: University of Chicago Press, 2003. - 500 pp. - ISBN 978-0226091914.
  • Garrison R. W., Kirzner I. M. «Hayek, Friedrich August von.» - In : Eatwell J., Milgate M., Newman P. , eds., The New Palgrave Dictionary of Economics. Vol. 2. - London: Macmillan, 1987. - Pp. 609–14. - ISBN 978-0333372357.
  • Machlup F . «Hayek’s Contributions to Economics.» - In : Machlup F , ed., Essays on Hayek. - Hillsdale, Mich.: Hillsdale College Press, 1976. - Pp. 13–59.
  • Steele G. Keynes and Hayek: The Money Economy. - London and New York: Routledge, 2001. - 240 pp. - ISBN 978-0415406895.

Сборник работ:

  • Buckley W. F. et al., eds. Essays on Hayek. (Routledge Library Editions. Economics, 31). - London: Routledge, 2003. - 182 pp. - ISBN 978-0415313315.

Ссылки

  • Информация о Ф. А. фон Хайеке на сайте Общества «Мон Пелерин» . - 14.10.2008.
  • ХАЙЕК (Hayek), Фридрих фон // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ . - М.: Прогресс, 1992. (рус.) - 07.02.2009.

Фридрих Август фон Хайек

Хайек (Hayek), Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма .

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 497.

Хайек Фридрих Август фон (1899 - 1992) – австро-британский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974). Труды: «Дорога к рабству» (1944), «Индивидуализм и экономический порядок» (1948), «Контрреволюция науки» (1952), «Основной закон свободы» (1960, изложены принципы классического либерализма), трилогия «Право, законодательство и свобода» (1973, 1976, 1979) и др. Развивал темы политической философии. В работе «Дорога к рабству» (или «Путь к рабству») подверг всесторонней критике государственное вмешательство в экономику. Один из ведущих представителей австрийской школы, сторонник индивидуализма и свободного рынка, непримиримый критик социализма, классик современного либерализма и либертаризма. Оказал влияние на формирование идеологии «новых правых».

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 34.

Хайек (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма. С 1918 учился в Венском университете, где изучал право, экономику, философию и психологию. Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923). Сооснователь (1927) и первый директор Австрийского института экономических исследований (1927-1931). В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1938 - гражданин Великобритании. В 1950-1962 - профессор социальных наук и этики Чикагского университета. В 1962-1968 - профессор экономической политики Оренбургского университета (ФРГ). С 1969 - профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия). В 1974 X. был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г.Мюрдалем) "за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений". Организатор (1947) либерально ориентированного "Общества Мон-Пелерин" (наряду, в частности, с Поппером и Полани). Основные сочинения: "Дорога к рабству" (1944, переведена более чем на 20 языков мира), "Индивидуализм и экономический порядок" (1948), "Контрреволюция науки" (1952), "Структура восприятия" (1952), "Основной закон свободы" (1960), "Право, законодательство и свобода" (тт. 1-3: "Правила и порядок" - 1973; "Мираж социальной справедливости" - 1976; "Политический строй свободного народа" - 1979), "Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма" (1988) и др. В первые годы научной деятельности X. занимался преимущественно проблемами теории денег, капитала и экономического цикла.

Встревоженный распространением социалистической идеологии до и во время Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными проявлениями этой идеологии, под влиянием которой, как признавался сам X., он находился в юношеские годы. Предпринял попытку показать принципиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами социализма и невыполнимость программ, предлагаемых для реализации этих целей. По мысли X., с деятельности Сен-Симона и его школы начинает существование "инженерный" взгляд на общество, в соответствии с которым предполагается, что человечество в состоянии в рамках первоначального рационального плана сознательно направлять собственную эволюцию. Данная амбиция разума (по X., "конструктивистский рационализм") сыграла высокотрагичную роль для судеб личной свободы и качества жизни людей. По мысли X., "в споре между социализмом и рыночным порядком речь идет ни больше ни меньше как о выживании. Следование социалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегося". С экономической точки зрения, кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X. усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информации, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планирования. Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровня эффективности.

С политической точки зрения, последовательное осуществление принципов планирования, по X., неизбежно приводит к тоталитаризму. План предполагает жесткую иерархию четко определяемых целей, установление которой требует недостижимой в реальности степени общественного согласия. Поэтому планирование обязательно сопровождается применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацией правового порядка, проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принципу "невидимой руки" Смита, индивид, руководствуясь своекорыстными интересами, способствует общественному благу, даже не имея в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство, стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида. По X., тоталитаризм является неизбежным следствием попытки переноса на общество принципов, по которым функционируют так называемые "сознательные порядки" - организации типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью по соответствующему плану. Однако развитие общества в целом представляет собой сложный процесс эволюции и взаимодействия "спонтанных порядков" - социальных институтов, моральных традиций и практик, складывающихся без чьего-либо замысла и не поддающихся координации из единого центра. Типичные примеры "спонтанных порядков" - рынок, право, язык, мораль. Координация деятельности индивидов в рамках "спонтанных порядков" осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии. Гарантиями такой автономии, позволяющей использовать "рассеянное знание" - многообразие знаний и навыков отдельных людей - являются институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическая и интеллектуальная свобода, верховенство права.

Широкое распространение этих институтов, согласно X., стало результатом "... эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им". На протяжении всей своей научной деятельности X. выступал против государственного вмешательства в экономику, являясь принципиальным оппонентом всех трех наиболее влиятельных антилиберальных экономико-политических проектов 20 в. - социализма, кейнсианства и доктрины "государства всеобщего благоденствия". Продолжительное время его взгляды расценивались как старомодное чудачество, а прогрессистская интеллигенция левого толка подвергла X. самому настоящему остракизму (в стэнфордовском сборнике 1984 о X. отмечалось: "... так называемые интеллектуалы присудили его к научной смерти. В академических кругах к нему начали относиться почти как к неприкасаемому, если не как к подходящему мальчику для битья, которого ученые мужи могли разносить в пух и прах всякий раз при обнаружении, как им представлялось, "дефектов" рынка или свободного общества"). Крушение иллюзий кейнсианской модели государственного регулирования в 1970-х и распад социалистического лагеря в 1990-х - придали произведениям X. особую актуальность.

А.А. Баканов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Хайек (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист, автор многочисленных работ по Политической философии, истории идей, эпистемологии и методологии экономического знания. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974, совм. с Г. Мюрдалем). Родился в Вене, изучал юриспруденцию и экономику в Венском ун-те. Учеба Хайека пришлась на время расцвета австрийской экономической школы, среди своих учителей он выделял Ф. Визера и Л. фон Мизеса. После окончания учебы некоторое время состоял на государственной службе, участвовал в Первой мировой войне. В 1927 совместно с Л. фон Мизесом основал Австрийский институт экономических исследований. В 1931 эмигрировал в Англию, преподавал в Лондонской школе экономики, с 1950 - профессор Чикагского ун-та, в 1962 вернулся в Европу, преподавал в ун-тах Фрейбурга (Германия) и Зальцбурга (Австрия).

Хайек был лидирующей фигурой неоавстрийской экономической школы; в области экономических исследований его главные интересы относились к теории экономических циклов, денег и капитала. В 1930-1940-х годах он вел полемику по этим проблемам с господствовавшей в то время теорией Дж. М. Кейнса. В отличие от последнего, Хайек всегда был противником государственного регулирования экономики (он даже полагал, что государство должно отказаться от регулирования эмиссии и обращения денег, и разработал концепцию «денационализации денег») и считал рынок и конкуренцию наиболее совершенным механизмом координации хозяйственной деятельности.

В годы войны Хайек опубликовал работу «Дорога к рабству» (1944), один из самых знаменитых манифестов 20 века в защиту свободного общества. Книга многократно переиздавалась и была переведена на многие языки. В ней Хайек показывает, как следование коллективистским, социалистическим идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. Вовлеченный в дискуссии после выхода книги, Хайек в послевоенные годы стал уделять политической философии и философии экономики не меньше внимания, чем конкретным экономическим исследованиям. Систематической разработке различных аспектов философии либерализма посвящены его труды «Индивидуализм и экономический порядок» (1948), «Составляющие свободы» (i960) и трехтомная работа «Право, законодательство и свобода» (1973-1979).

Из работ Хайека по истории идей наиболее важна «Контрреволюция науки» (1952). Этим названием он обозначает комплекс социально-конструктивистских и холистских идей, имевших пагубные последствия для понимания проблемы свободы человека и природы общества. Их истоки Хайек возводит к А. Сен-Симону и его ученикам по парижской Политехнической школе. Из этого круга пошли представления о возможности построения общества по заранее разработанному рациональному плану и последующего контроля за ходом его развития. Наиболее известные представители этих идей в 19 веке, О. Конт и К. Маркс , по Хайеку, стояли у начала тоталитарных идеологий, появившихся в 20 веке.

С 1950-х годов Хайек развивает комплексную концепцию, в которой соединяются социально-политическая философия либерализма, своеобразная теория рынка, эпистемология и методология экономического знания. В своих построениях он опирался на идеи Д. Юма , А. Смита , Дж. С. Милля , а также К. Поппера и М. Полани, с которыми его связывала многолетняя дружба. Наиболее оригинальными элементами данной концепции были теория общества как спонтанно складывающегося «расширенного порядка», понятие «рассеянное знание», трактовка рынка как информационного механизма, а конкуренции как «процедуры открытия» нового знания. Хайек противопоставляет рационалистически-конструктивистскому взгляду на общество представление о том, что оно суть совокупность социальных институтов, практик и моральных традиций, складывающихся в спонтанных, не планируемых действиях людей. «Расширенный порядок» социальной жизни не является продуктом чьего-либо разума, он - результат стихийной эволюции и не может быть охвачен какой-либо рациональной схемой или планом. И вместе с тем он более эффективен и универсален, чем любая сознательно создаваемая социальная система. Особое место в этом расширенном порядке человеческого существования занимает рынок. Его Хайек рассматривает как наиболее адекватный механизм координации действий миллионов людей, вовлеченных в хозяйственную жизнь, и одновременно как инструмент обмена знаниями.

Каждый участник хозяйственной деятельности в своих действиях и решениях использует разрозненные, фрагментарные, весьма индивидуальные и конкретные сведения экономического характера. Именно эту распыленную по множеству индивидов информацию Хайек называет «рассеянным знанием», причем рассеянность этого знания представляет собой его сущностную характеристику, и его невозможно собрать вместе и вручить государственной власти, вменив ей в обязанность создание «продуманного порядка». Наибольших успехов достигает та система, которая наиболее полно использует эти рассеянные в обществе знания. Именно в использовании рассеянных знаний и состоит главное преимущество рыночной экономики перед другими способами координации хозяйственной деятельности. Рынок координирует действия участников путем выработки соответствующих сигналов - рыночных цен, которые и сообщают агентам нужную им для принятия решений информацию. Другим важным инструментом рынка является конкуренция, которая также является своеобразным когнитивным механизмом: отбирая лучшие индивидуальные решения участников, она является для общества в целом процедурой открытия нового знания, Хайек столь высоко оценивает этот механизм, что проводит далеко идущую аналогию между рыночной конкуренцией и процессом научного открытия. Опираясь на эти идеи, Хайек трактует экономическую науку как «метатеорию» - теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно могут использоваться ограниченные ресурсы и средства для достижения экономических целей. Учитывая это, от экономических теорий нельзя ждать столь же точных объяснений и предсказаний, какие дают физические науки. Однако, считает X., построенные на эволюционистских идеях экономические концепции допускают фальсификацию и, следовательно, обладают эмпирической значимостью для объяснения «существенно сложных экономических феноменов».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 352-353.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12;

Пагубная самонадеянность. М., 1992;

Частные деньги. М., 1996;

Познание, конкуренция и свобода. СПб., 1999;

Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000;

Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М., 2003;

Дорога к рабству. М., 2005;

Право, законодательство и свобода. М., 2006.

ФРИДРИХ ФОН ХАЙЕК

«До сих пор мы еще не отдаем себе отчета, - пишет Хайек, - в том, что настоящие эксплуататоры в современном мире суть не эгоистические капиталисты и предприниматели, вообще не отдельные индивиды; это организации, чья власть проистекает, во-первых, из морального одобрения обществом коллективизма, во-вторых, из присущего членам организаций чувства групповой лояльности. Наше общество с его характерными инстинктами настроено в пользу организованных интересов, что дает соответствующим организациям перевес над рыночными силами. Это и есть главная причина действительной несправедливости в нашем обществе и деформации экономической структуры».

Фридрих Август фон Хайек родился 8 мая 1899 года в семье профессора биологии Венского университета. В 1917 году, после окончания школы, его призвали в австрийскую армию. Он служил артиллерийским офицером на итальянском фронте.

В 1918 году Фридрих поступил в Венский университет, где изучал право, экономику, философию и психологию. В 1921 году Хайек начал работать в Австрийском бюро урегулирования военных претензий, одновременно возобновив занятия в Венском университете, где к степени доктора права в 1923 году присовокупил докторскую степень по экономике. Молодой ученый провел год в крупнейших исследовательских центрах США, а вернувшись в Австрию, стал директором Австрийского центра экономических исследований. Кроме того, он стал членом частного семинара Мизеса, войдя тем самым в группу наиболее влиятельных экономистов и философов.

В 1929 году Хайек приступил к чтению лекций в Венском университете, а в следующем году его пригласили прочитать четыре лекции в Лондонской школе экономики.

В Лондоне Хайек стал инициатором одной из наиболее продолжительных экономических дискуссий тридцатых годов. В 1930 году Д.М. Кейнс опубликовал свою работу «Трактат о деньгах», рецензию на которую написал для журнала «Экономика» Хайек. В ответ на это Кейнс попросил итальянского экономиста марксистского толка Пьеро Сраффу написать для редактируемого им журнала «Экономик джорнэл» рецензию на книгу Хайека «Цены и производство». Последовала длительная и сердитая полемика в форме целой серии комментариев, ответов и заявлений. В конечном счете каждая сколько-нибудь значительная личность в британской экономической науке приняла участие в этом споре. Уже в 1976 году маститый ученый Дж. Шэкл назвал эту работу Хайека «пророческим предупреждением, на сорок лет опередившим свое время».

По существу, теория торгового цикла Хайека основывалась на австрийской теории капитала. Согласно Хайеку, существует равновесная структура образования капитала. В период экономического подъема (как это было в конце двадцатых годов) происходит принудительное сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня цен), что ведет к увеличению запасов капитала. Рано или поздно это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к кризису. Концепция Хайека предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное М. Фридменом. В то же время Хайек утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в сочетании с неверной экономической политикой. Большая безработица была вызвана не соответствующим потребностям совокупным спросом, как это утверждал Кейнс, а перекосами, как упорно заявлял Хайек, в относительных ценах. Эти перекосы, в свою очередь, образовались из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный механизм, заключал Хайек, может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в состояние равновесия; экспансионистская же и интервенционистская политика правительства не была необходимой или продуктивной.

Хотя большинство наблюдателей считали, что этот спор завершился в пользу кейнсианцев, теории Хайека сыграли роль маяка для того развития макроэкономики, которое произошло почти сорок лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане, но из-за воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмена о «естественной норме» безработицы и явил собой точное описание «стагфляции» семидесятых годов. Утверждение Хайека о том, что теория макроэкономических событий нуждается в макроэкономическом фундаменте, и концентрация его внимания на трудностях установления различия между изменениями в относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) образовали сердцевину революции «рациональных ожиданий» в макроэкономике.

В 1933 году вышла книга Хайека «Денежная теория и экономический цикл», в чем-то предвосхитившая идею монетаристов пятидесятых годов. За нею последовали: «Прибыль, процент и инвестиции» (1939), «Чистая теория капитала» (1941).

Постепенно, однако, Хайек расширил область проблем. Его книги «Дорога к рабству» (1944), «Индивидуализм и общественный строй» (1948) и «Конституция свободы» (1960) далеко выходят за рамки чистой теории. Здесь Хайек, не задумываясь, превратился в институционалиста и даже историка.

Книгу «Дорога к рабству», написанную в Лондоне во время Второй мировой войны, можно назвать так: «Рождение фашизма из духа социализма». Но содержание ее гораздо шире названной темы. Путем своеобразного историко-психолого-экономического анализа Хайек вскрывает то, каким образом индивидуалистическая культура Запада девятнадцатого столетия породила в себе самой тяготение к коллективизму и почему логическим следствием теории о всеобщем равенстве без эксплуатации стала практика деспотизма и порабощения.

«То, что в наши дни, - пишет Хайек, - меньше уважается и реже проявляется в духовной жизни независимость, самостоятельность, готовность идти на риск, способность защищать свои убеждения против большинства и согласие добровольно сотрудничать с ближним - это, в сущности, именно те достоинства, на которых стоит индивидуалистическое общество».

В коллективистской этике, считал он, верховным неизбежно становится принцип «цель оправдывает средства». Его критика социализма основывается не на вере в эффективность капитализма, которую подчеркивает неоклассическая политэкономия благосостояния, а на убеждении, что централизованное социалистическое планирование никогда не сможет реагировать быстро, как рыночный механизм, на постоянные колебания в условиях спроса и предложения. Более того, согласно Хайеку, при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств товара. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены держат в себе всю информацию, необходимую для потребителей фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения Хайека (за исключением того, что происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла.

В 1950 году Хайек занял пост профессора по социальным наукам и морали Чикагского университета, на котором оставался до 1962 года. В 1963 году он вернулся в Европу, чтобы занять пост профессора экономической политики во Фрайбургском университете (Германия). Через пять лет перешел в Зальцбургский университет, где провел девять лет, полных разочарования.

В 1974 году Фридрих фон Хайек получил Нобелевскую премию по экономике «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений».

В своей нобелевской лекции Хайек бросил в адрес экономистов упрек в некритическом восприятии «наукообразности» (под этим словом понимал грубые, базирующиеся на некорректных или не относящихся к существу дела исходных предложениях, на базе которых строились эконометрические модели, выражаемые только в количественных измерениях) и в стремлении предсказывать последствия экспансионистской монетарной и фискальной политики на основе того, что он называл «претензией на знание».

Хайек был и остался твердым в своей приверженности к системе, обеспечивающей личную свободу для всех.

Здесь Хайек исследует само понятие laissez-faire. Понятно, что речь идет уже не только о свободе торговли и даже не только об экономической свободе, но просто о свободе. Потому что экономическая свобода неотделима от политической.

Подчеркивая кардинальную роль свободы, Хайек указывает и другое неотъемлемое качество демократии: согласие всех жить по определенным правилам. Произвол и вседозволенность - это фикция свободы.

«Практика показала, - говорит Хайек, - что мы, сами того не желая, создали машину, позволяющую именем гипотетического большинства санкционировать меры, вовсе не угодные большинству, наоборот, такие, которые большинство населения, скорее всего, отвергло бы; и эта машина выдает решения, не только не отвечающие ничьим желаниям, но и попросту неприемлемые в их совокупности для всякого здравомыслящего человека в силу присущей им противоречивости».

Хайек резюмирует: «Только усилия предельных производителей, зарабатывающих себе на жизнь тем, что они умудряются поставлять услуги по цене гораздо более низкой, чем та, какую потребитель был бы готов заплатить, будь общий объем поставок меньше, обеспечивают нам изобилие и улучшают нашу жизнь. Коллективный же интерес организованной группы всегда будет направлен против этого общего интереса; организованная группа всегда будет мешать предельному производителю сделать последнюю нужную добавку к общему объему услуг».

В 1977 году Хайек вернулся во Фрайбург и уже больше не покидал его. Он был избран членом Британской академии наук, Австрийской академии наук, Аргентинской академии экономических наук. Ему присвоено большое число почетных ученых степеней.

В числе работ последнего периода - экономическая «Разгосударствление денег» (1976) и философско-политическая «Роковое заблуждение» (80-е гг.). Так что двойную линию творчества Хайек сохранил на всю жизнь.

Фридрих Август фон Хайек - это австрийский и британский экономист и философ. Он отстаивал интересы классического либерализма. В 1974 году он получил Нобелевскую премию на пару с Гуннаром Мирделом за «новаторскую работу в области теории денег и… глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных феноменов». Хайека называют представителем австрийской и чикагской школы. Его главные достижения - это калькуляционный аргумент, каталлактика, теория рассеянных знаний, ценовой сигнал, спонтанный порядок, модель Хайека-Хебба.

Общая информация

Фридрих Хайек был значительным социальным теоретиком и политическим философом XX столетия. Его наблюдение о том, как изменение цен сигнализирует индивидуумам важную информацию, которая помогает им координировать свои планы, стало важным достижением в экономике. Хайек участвовал в Первой мировой войне и не раз говорил о том, что этот опыт породил в нем желание стать ученым и помочь людям избежать ошибок, которые привели к вооруженному столкновению. За свою жизнь он много раз менял место жительства. Фридрих Хайек работал в Австрии, Великобритании, США и Германии. Он был профессором Лондонской школы экономики, Чикагского и Фрибургского университетов. В 1939 году Хайек получил британское подданство. В 1984 году он стал членом Ордена Кавалеров Чести и первым лауреатом премии Ганса Мартина Шлейера. Его статья «Использование знаний в обществе» вошла в двадцатку лучших, опубликованных журналом The American Economic Review за первые 100 лет его существования.

Биография

Фридрих Хайек родился в Вене. Его отец был врачом и внештатным преподавателем ботаники в местном университете. Мать Хайека родилась в богатой семье землевладельцев. Кроме Фридриха, у пары было еще два сына (на 1,5 и 5 лет младше него). Оба деда Хайека были учеными. Его с материнской стороны был Людвиг Виттгенстайн. Все это значительно повлияло на выбор сферы интересов будущего ученого. В 1917 году Фридрих Хайек присоединился к артиллерийскому полку в австро-венгерской армии на итальянском фронте. Он был награжден за храбрость во время военных действий.

В 1921 и 1923 годах он защитил кандидатские по праву и политологии. В 1931-м он начал работать в Лондонской школе экономики. Он быстро прославился. И о Хайеке заговорили как о главном теоретике в сфере экономики в мире. После того как Германия оказалась под властью нацистов, он решил принять британское подданство. В 1950-1962 годах он жил в США. После этого он переехал в Германию. Однако Хайек остался британским подданным до конца своей жизни. В 1974 году он стал Это событие принесло ему еще большую популярность. Во время церемонии он познакомился с русским диссидентом Александром Солженицыным. Потом он послал ему перевод своей самой известной работы «Дорога к рабству».

Личная жизнь

В августе 1926 года Фридрих Хайек женился на Хелен Берте Марии фон Фритш. Они познакомились на работе. У пары родилось двое детей, однако в 1950 году они расстались. Через две недели после развода Хайек женился на Хелене Биттерлич в Арканзасе, где это можно было сделать.

Фридрих Хайек: книги

Чикагский университет планирует выпустить собрание сочинений ученого, который достаточно продолжительное время работал здесь. Серия из 19 томов будет содержать новые редакции книг, интервью автора, статьи, письма и неопубликованные черновики. Самые известные работы Хайека включают:

  • «Монетарная теория и торговый цикл», 1929.
  • «Цены и производство», 1931.
  • «Доходы, процент и инвестиции и другие эссе по теории промышленных колебаний», 1939.
  • «Дорога к рабству», 1944.
  • «Индивидуализм и экономический порядок», 1948.
  • «Передача идеалов свободы», 1951.
  • «Контрреволюция в науке: этюды о злоупотреблениях разумом», 1952.
  • «Конституция свободы», 1960.
  • «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма», 1988.

Фридрих Хайек, «Дорога к рабству»

Это самая известная работа австрийского экономиста и философа. Он написал ее в 1940-1943 годах. В ней он предупреждает об опасностях тирании, которой обязательно заканчивается контроль правительства за принятием решений с помощью центрального планирования. Фридрих фон Хайек доказывает, что отказ от индивидуализма и идей классического либерализма неминуемо ведет к потере свободы, созданию пассивного общества, диктатуре и «рабству» людей. Следует отметить, что утверждения ученого шли вразрез с бытовавшими в то время в научных трудах взглядами о том, что фашизм (национал-социализм) был ответом капитализма на развитие социализма. Хайек указывал на общие корни обеих систем. С момента публикации было продано более двух миллионов экземпляров «Дороги к рабству». Работа Фридриха Хайека оказала значительное влияние на экономический и политический дискурс в XX веке. Ее цитируют и сегодня.

Вклад и признание

Работы Хайека оказали значительное влияние на развитие экономической мысли. Его идеи являются вторыми по цитируемости (после Кеннета Эрроу) в лекциях нобелевских лауреатов. Вернон Смит и называют его самым известным современным экономистом. Именно Хайек первым ввел временное измерение в рыночное равновесие. Он оказал значительное влияние на развитие теории роста, и концепции спонтанного порядка.

Наследие и награды

Даже после смерти Хайек по-прежнему остается одним из выдающихся экономистов современности. Его взгляды ничуть не устарели. В его честь названы:

  • Студенческое общество в Лондонской школе экономики. Оно было создано в 1996 году.
  • Общество в Оксфорде. Создано в 1983 году.
  • Аудитория в институте Катона. В последние годы Хайеку было присвоено звание заслуженного старшего научного сотрудника этой американской исследовательской организации.
  • Аудитория в университете Франциско Маррокуина в Гватемале.
  • Фонд для ученых Института гуманитарных исследований. Он дает премии аспирантам и молодым научным сотрудникам.
  • Ежегодная лекция в институте Людвига фон Мизеса. На ней ученые рассказывают о вкладе Хайека в науку.
  • Премия в университете Джорджа Мейсона за написание экономического эссе.