Норма площади жилого помещения. Учетные нормы. Установление учетной нормы

Вопрос 01. Определите цели модернизации советского периода, её источники и методы проведения. В чём проявились её особенности?

Ответ. Основные цели:

1) обеспечить полную экономическую независимость СССР;

2) улучшить оснащённость вооружённых сил;

3) увеличить численность пролетариата, диктатура которого в стране был объявлена уже давно;

4) повысить уровень жизни населения, прежде всего, городоского.

Средства для проведения модернизации были получены путём ограбления деревни и продажи за рубеж её продукции.

Методы при этом применялись административные и пропагандиские, экономическое поощрение до начала стахановского движения отсутствовало.

Вопрос 02. Чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства? Как она осуществлялась?

Ответ. Средства для индустриализации могла дать только деревня, её продукцию требовалось изъять практически бесплатно и продать за границу подороже. Соответственно, людей требовалось заставить работать практически за бесплатно, для чего и проводилась коллективизация. Для её проведения использовались административные, а порой и откровенно силовые методы. Помогала, конечно, и пропаганда.

Вопрос 03. Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советской стране?

Ответ. Создавалась новая армия согласно плану М.Н. Тухачевского. Приоритет отдавался будущим сражениям на суше. Войска должны были быть мобильными, способными к быстрой и маневренной войне с отработанным взаимодействием родов войск (концепция была близка немецкому блицкригу). В соответствии с этой концепцией развивалась авиация и бронетанковые войска, причём при разработке танков особое внимание уделялось их быстроте, бронирование и мощность вооружений оставались на втором плане. Закупались новейшие образцы иностранной техники, их производство налаживалось в СССР, поддержкой пользовались отечественные разработки, лично поощряемые М.Н. Тухачевским (из-за этого личного поощрения позже, после осуждения этого полководца и конструкторы поощрявшихся им проектов в большинстве своём также оказались репрессированы).

Вопрос 04. Докажите, что в конце 1930-х гг. СССР стал высокоразвитой державой. Составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР».

Ответ. СССР стал высокоразвитой державой. В годы первой пятилетки началось строительство свыше 1500 крупных предприятий машиностроения, металлургии, а также автомобильных, тракторных и химических заводов, новых шахт и домен. Национальный доход СССР вырос примерно вдвое. Выпуск тракторов с 1,3 тыс. повысился до 50,6 тыс., автомобилей – с 0,8 тыс. до 23,9 тыс. В 1932 году вступила в строй крупнейшая в Европе Днепровская гидроэлектростанция. Процесс и способ достижения таких результатов можно отразить в следующем развёрнутом плане.

1. Достижение модернизации:

а) строительство новых крупных предприятий;

б) внедрение новых технологий в промышленности;

в) контракты с иностранными фирмами;

г) производственные линии, налаженные иностранными специалистами;

д) модернизация Красной армии.

2. Издержки модернизации:

а) раскулачивание;

б) насильственные методы проведения коллективизации;

в) голод в наиболее плодородных, хлебных местостях страны;

г) создание системы, при которой только трудовой интузиазм или репрессии создавали заинтересованность в труде;

д) падение уровня жизни в городах;

е) массовая продажа культурных ценностей.

Вопрос 05. Выскажите своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями.

Ответ. Результаты индустриализации в целом отвечают поставленным целям. Красная армия действительно была модернизирована, оборонная промышленность получила потенциал, который вскоре позволил выиграть Великую Отечественную войну. Численность пролетариата возросла, хотя правящим классом и в 1920-е годы был не он, а партийная номенклатура. Уровень жизни населения повысить не удалось, но недовольства населения это не вызывало, потому руководство не особенно стремилось к этой последней цели. А то, какой ценой удалось всего этого достичь, руководство не волновало, цели провести индустриализацию без жертв и гуманными средствами не было.

Вопрос 06. Что вы понимаете под термином «культурная революция»? Чем была вызвана её необходимость?

Ответ. Культурная революция это формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, включая увеличение числа выходцев из пролетариата в составе интеллигенции и повышение общего уровня образования населения. Главным её достижением как раз и являлись повышение уровня грамотности и создание новой культуры. Она была необходима по причине низкого уровня грамотности в стране (а определённый уровень образованности являлся необходимым условием для работы с промышленным оборудованием того времени), а также потому, что прежние деятели культуры, образования и науки происходили из классов чуждых советской власти (даже те, чьи личные убеждения состояли в поддержке этой власти).

Вопрос 07. Назовите основные составляющие культурного строительства 1930-х гг. и его итоги.

Ответ. Составляющие:

1) повышение уровня образованности населения – основная часть населения стала грамотной, что было огромным рывком по сравнению с дореволюционным временем, когда «читающей публикой» была лишь малая часть общества;

2) повышение числа выходцев из пролетариата в ВУЗах – число студентов из рабочих семей действительно выросло, но это было достигнуто ценой общего понижения уровня образованности выпускников ВУЗов и отстранения от получения высшего образования многих талантливых и образованных выходцев из других классов;

3) увеличение числа благонадёжных с точки зрения советской власти преподавателей и учёных – число таковых действительно выросло, но люди часто выдвигались, показывая отличные результаты в идеологической, а не в профессиональной подготовке;

4) создание нового социалистического искусства – после гибели в Гражданскую войну и отъезда из страны после неё всех несогласных создавать такое искусство выполнение этой задачи не составляло труда, оставалось только определить, что считать социалистическим искусством, какие к нему должны применяться критерии оценки.

Вопрос 08. Охарактеризуйте развитие советской науки в 1930-е гг. На решение каких задач она была ориентирована?

Ответ. Советская наука лишилась многих светлых умов и из-за репрессий, и из-за эмиграции предшествовавшего периода. Она развивалась в соответствии со следующими, поставленными перед ней партией задачами (задачи надолго перестали вырабатываться самой наукой исходя из логики её внутреннего развития):

1) обеспечение советской промышленности сырьём без поставок из-за рубежа (для этой цели геологи искали новые месторождения полезных ископаемых);

2) освоение технологий, покупавшихся в разных странах мира;

3) собственные разработки для промышленности и транспорта (новые конструкции станков, прессов, кораблей, самолётов);

4) разработка новых типов вооружений (велись исследования в области ракетостроения, безоткатных орудий и т. д.).

Вопрос 09. Какое значение придавалось в СССР развитию спорта и физкультурного движения? Какие формы они принимали?

Ответ. Развитию спорта придавалось огромное значение, особенно военизированных видов спорта. В обществе уважали людей, имевших значок ГТО (готов к труду и обороне), что было логичным продолжением занятия такими видами спорта. Спортивные мероприятия были частью всех празднеств. Спорт всячески пропагандировался. Например, однажды футбольный матч был проведён на застеленной искусственным газоном Красной площади.

Красная армия в 30-ые годы 20 века

Слайд 2

Слайд 3

Красные маршалы:1ряд: М. Тухачевский, К. Ворошилов, А. Егоров, 2 ряд: С.Будённый, В. Блюхер

Слайд 4

К.Е. Ворошилов(1881-1969)В 1925-1934 гг. – нарком по военным и морским делам, председатель

РВС СССР. 1934-1940 – нарком обороны СССР, с 1940 –заместитель председателя Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны – член ГКО и представитель Ставки Верховного Главнокомандующего на ряде фронтов. В начале войны проявил полную неспособность руководить войсками. В 1953-1960 гг – Председатель Президиума, а с 1960 года – член Президиума Верховного Совета СССР

Слайд 5

С.М. Будённый (1883-1973)В Гражданскую войну командовал 1-й Конной Армии (1919-1923). Позже

на командных должностях в Красной Армии, заместитель и первый заместитель наркома обороны. В 1941-1942 гг. – командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем – кавалерией Красной Армии. С января 1943 командующий кавалерией Советской Армии и чл. Высшего военного совета Министерства Вооруженных Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра сельского х-ва по коневодству. С мая 1953 по сентябрь 1954 инспектор кавалерии.

Слайд 6

А.И. Егоров (1883-1939)Окончил Юнкерское пехотное училище. Участник Первой мировой войны

(полковник). После октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Участник Гражданской войны. Затем начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР. Маршал Советского Союза. Расстрелян с группой военачальников. Реабилитирован посмертно.

Слайд 7

В.К. Блюхер (1890-1938)В1920-1922 гг. – военный министр и главнокомандующий

Народно-революционной армией Дальневосточной республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны – на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян

Слайд 8

М.Н. Тухачевский(1893-1937)Из дворян. Окончил военное училище. Участник Первой мировой

войны (гвардии подпоручик). Сначала 1918г. – в Красной Армии После Гражданской войны 1918-20 принимал деятельное участие в проведении Военной реформы 1924-25. С 1934 заместитель наркома обороны, с 1936 1-й заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. Был расстрелян в 1937 году.

Слайд 9

Белов И.П.(1893-1938) командарм 1-го ранга (1935). Сын крестьянина-бедняка. Участник 1-й

мировой войны, унтер-офицер. В 1919 главнокомандующий войсками Туркестанской республики. Успешно боролся с басмаческими отрядами, применяя против них их же террористические методы. В 1938 на посту командующего войсками Белорусского военного округа арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован.

Слайд 10

Каменев С.С.(1881-1936)Командарм 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1930. Родился в семье

военного инженера. Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 на штабных должностях. В начале 1918 добровольно вступил в Красную Армию. С 1918 по 1919 успешно командовал войсками Восточного фронта, затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С 1919 по 1924 - главнокомандующий вооруженными силами Республики. С 1934 начальник управления ПВО и одновременно член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа.

Слайд 11

Б.М. Шапошников (1882-1945)На военной службе с 1901 г. Участник Первой мировой войны

(полковник), в Красной Армии с 1918 г. В годы Гражданской войны и после её окончания – на штабной и военно-преподавательской работе. Во время Великой Отечественной войны – начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны. Маршал Советского Союза. Внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых Сил СССР.

Слайд 12

И.Э. Якир (1896-1937)Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной

академии. 12 лет командовал Украинским военным округом. В 1935-1936 гг. в Политбюро принимались решения о назначениях Якира и Уборевича, как наиболее талантливых командующих войсками двух ведущих военных округов, на высшие должности в центральном аппарате НКО. Якир отказался от должности начальника Генштаба. Репрессирован в 1937г

Слайд 13

И.П. Уборевич (1896-1937) В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. В 1930 г. был

назначен 1-м заместителем наркома по военным и морским делам. Затем командующий Белорусским военным округом. В Белорусском округе под руководством Уборевича выросли талантливые командиры, ставшие видными полководцами Великой Отечественной войны: будущие маршалы Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.А.Мерецков и др.

Слайд 14

Я.Б. Гамарник (1884-1937)В 1929-1937 гг. начальник Политуправления РККА. Возглавил чистку

политического состава РККА от «бывших белых» В 1930-1934 гг. первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие Тухачевскому в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.В 1934-1937 гг. первый зам. наркома обороны СССР. Гамарнику первым в Красной Армии в 1935 было присвоено звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга. Застрелился накануне неизбежного ареста

Слайд 15

А.И. Корк (1887-1937)военспец, командующий армиями в период Гражданской войны, командарм

2-го ранга (1935), начальник Военной Академии РККА им.Фрунзе, член ЦИК СССР, член ВКП(б) с 1927 года. Во время 1-й мировой войны был на штабных должностях, подполковник. Расстрелян в ходе репрессий в РККА (1937).

Слайд 16

В.М. Примаков (1897-1937)В 1914 вступил в РСДРП, большевик. Награжден двумя орденами

Красного Знамени (1920, 1921). Поддерживал дисциплину с помощью карательных мер. Образование получил на Высших военно-академических курсах (1923). В 1933-1935 - зам. командующего Северо-Кавказским военным округом, зам. инспектора высших военно-учебных заведений. С 1935 зам. командующего Ленинградским военным округом. В1937 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован.

Посмотреть все слайды

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами. Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства. И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку?

Что это за показатель и как его рассчитать

Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:

  1. Норма предоставления . Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
  2. Учетная норма . Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
  3. Социальная норма . Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Есть еще санитарная норма на 1 человека , минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.

Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.

В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.

Что такое социальная норма и как ее рассчитать?

Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.

Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:

  • количества человек в семье;
  • уровня обеспеченности жильем по региону;
  • вида помещения, где проживает семья.

Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:

  • одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
  • семье из двух человек – 42 кв.м.;
  • семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.

Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.

Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на . Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м . площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения . Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным . Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.

3. Переселение из домов, подлежащих сносу . Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:

  • новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
  • обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
  • площадь нового соизмерима или больше старого жилья.

При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.

4. Военнослужащим . Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.

Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге

Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на на жилые помещения «, который устанавливает:

  • учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир и 15 кв.м. для квартир, которые предоставлены по судебному решению разным семьям.
  • норму предоставления площади жилья на одного человека равную 18 кв. метрам.

Из ходя из нормы жилья предоставляют квартиры площадью не более:

  • 44 кв.м. — однокомнатная, семьям из двух человек, состоящих в браке;
  • 54 кв.м. — двухкомнатная, двум жильцам, не являющимся супругами;
  • 62 кв.м. — двухкомнатная, семье из трех человек, двое из которых являются в браке;
  • 74 кв.м. — трехкомнатная, троим жильцам, не состоящим в браке.

Каждому члену семьи из четырех и более – по 18 кв.м. на человека. Получившаяся площадь квартиры не может превышать 9 кв.м.

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.

Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях… «, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм жилплощади, прописывает их менее подробно.

Норма предоставления :

  • одинокого человека положено — 33 кв.м.;
  • для семей, где количество людей два и более – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:

  • жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;
  • жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади.

Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Если жилье находится в общежитии , то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.

Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России

Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2019 году.

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
  • 3 и более чел. — 16 кв. м.
  • 2 чел. в браке — 32 кв. м.
  • 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.

Проживающий один — 30 кв. м.

Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.