Можно ли сдавать квартиру построенную в кредит. За сдачу внаем построенных по льготному кредиту квартир будут штрафовать. Как платить налог, если сдаешь квартиру как ИП

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.


С рок уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, введенного декретом президента Республики Беларусь №3 «О предупреждении социального иждивенчества» в Беларуси истек 20 февраля 2017 года. В простонародье данный «сбор» получил название «налог на тунеядство» и вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию населения страны.

Д ействительно, у этого нормативного акта есть ряд весьма сомнительных сторон, как с точки зрения права, так и с позиций политической и экономической целесообразности. Планируя вышеуказанный декрет, белорусские чиновники, похоже, «забыли про овраги».

Вроде бы как здравая идея социальной справедливости, желание вывести из тени серые доходы, заложенные в основу идеи декрета, должны были прийтись по душе абсолютному большинству населения, за исключением асоциальных лиц без определенного рода занятий, а также участников сомнительных схем.

Тем не менее этого не произошло, так как итоговый документ, а тем более его исполнение, оказались достаточно далеки от первоначального замысла.

Неоднозначные положения декрета №3

Ф актически декрет планировался «в пользу бедных», однако коллизии и откровенные «ляпы», изначально допущенные в тексте документа, привели к тому, что его жертвами как раз таки и стали многие малоимущие.

Классический пример: от уплаты сбора освобождаются жители сельских населенных пунктов или поселков городского типа, которые ведут личное подсобное хозяйство,

а как же быть с жителями многих районных центров Беларуси, где частный сектор — это та же деревня, и подсобное хозяйство зачастую единственный источник дохода для семьи?

Еще один момент: в первоначальной редакции декрета, в случае если семья воспитывает ребенка в возрасте до семи лет, от уплаты сбора освобождался один из родителей, за исключением случаев, когда малолетний находится в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания.

Однако с 1 января 2017 года в текст внесены изменения, и родители детей от 3 до 7 лет не подпадают под действие декрета — только при условии, что их ребенок воспитывается в семье, то есть не получает дошкольное образование.

Нужно признать, что качественное воспитание одного ребенка, даже посещающего детский сад, это достаточно тяжелый труд, нередко просто исключающий возможность трудоустройства, не говоря уже о том, что иногда в семье одновременно воспитываются двое малолетних детей.

В этом случае хорошо, что разработчики декрета додумались включить в список «освобожденных» одного из родителей детей-инвалидов, а также лиц, воспитывающих троих и более несовершеннолетних.

К роме вышеперечисленных проблемных вопросов головной болью для руководства страны стали многочисленные «перегибы на местах», возникшие на стадии исполнения декрета.

Извещения о необходимости уплатить сбор направлялись людям, сокращенным с государственных предприятий, умершим, однако по халатности чиновников числящимся в списках, тем, кто многие годы находится за границей, и даже сотрудникам силовых структур, не проходящим по учетам ФСЗН.

С учетом размаха деятельности по выявлению «иждивенцев» оказалось, что таковых у нас в стране 470 тысяч, что само по себе выглядит сомнительным и явно нуждается в корректировке.

Недаром практически все граждане, побывавшие на выездных приемах сотрудников Администрации президента, выходили от чиновников с решением об освобождении от уплаты сбора.

Декрет до Майдана не доведёт

Е стественно, столь неразборчивое внедрение спорной нормы, фактически затронувшей каждого 20-го жителя страны, не добавило политических очков действующей власти.

Ведь достаточно просто спрогнозировать реакцию жителя маленького городка, где с работой не так уж и просто, если ему еще и предлагают ежегодно уплачивать 360 рублей родному государству.

На этом фоне вновь взбодрилась радикальная оппозиция, состояние которой в последние годы можно было охарактеризовать словами «пациент скорее мертв, чем жив».

При этом козыри в руки радикалам попали «откуда не ждали», и только традиционная организационная слабость и несовместимость националистических идей с белорусским менталитетом не позволила отечественным «сьвядомым» организовать действительно серьезные акции протеста.

Тем не менее, нужно констатировать, что все силы, стремящиеся к дестабилизации ситуации в нашей стране, действительно обрадовались и восприняли декрет №3 как подарок свыше.

Недаром некоторые ресурсы, включая «флагманов» белорусского интернета, столь рьяно взялись освещать «протесты», явно завышая количество участников акций и их влияние на общую ситуацию.

При этом и ежу понятно, что никакого Майдана под бело-красно-белым флагом в Беларуси не будет, то есть «оставь надежду всяк сюда входящий». Попытки оседлать социальную повестку неоднократно предпринимались отечественными оппозиционерами, однако по итогу, по ряду причин, основные из которых изложены выше, получался «пшик».

Декрет необходимо серьезно пересмотреть не под угрозой атаки сбитых летчиков оппозиционной эскадрильи, а потому, что его дальнейшее применение в нынешнем виде подрывает авторитет белорусского государства в глазах граждан.

Вспомним строки государственного гимна про то, как мы «шчыра сябруем, сілы гартуем, мы ў працавітай, вольнай сям"і» , а разве может быть «у працавітай сям"і » 470 тысяч иждивенцев? Ответ очевиден — нет.

Е стественно, отменять недавно принятое решение не имеет смысла, тем более что в самой идее декрета есть рациональное зерно.

Из всех предложений по судьбе этого документа наиболее приемлемым видится идея партии ЛДП о приостановке его исполнения и создании соответствующей комиссии, однако думается, что даже такое решение не является оптимальным.

Дело в том, что в этой связи возникнет очередная коллизия, так как 51,6 тысячи граждан уже уплатили данный сбор.

Адекватной мерой видится не отмена либо консервация декрета, а максимально оперативное внесение изменений, которые позволят в разы сократить перечень «тунеядцев», исключить из него добропорядочных граждан.

Кроме того, с чиновниками местных исполнительных органов власти и налоговых служб необходимо провести цикл образовательных семинаров, как по применению декрета, так и по работе с людьми, ибо в основном именно формализм и чванство на местах являются первопричиной протестных настроений.

По прошествии определенного времени необходимо вдумчиво проанализировать результаты реализации декрета.

Так как, возможно, расходы по организации деятельности, направленной на выявление «иждивенцев», принуждение их к уплате сбора значительно превысят доходы от самого налога, которые даже сейчас, когда количество «тунеядцев» явно преувеличено, в идеальном случае 100% оплаты составят около 84 миллионов долларов США — что по государственным меркам совсем немного.

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал . Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков , начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько , начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун , а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.

Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.

Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10% , если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

МИНСК, 3 авг — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что отменять декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" в стране не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

В четверг на совещании о демографической политике и занятости населения президент подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент. Его слова приводит пресс-служба главы государства.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Обновленный проект декрета — до 1 октября

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета.

"Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ", — сказал президент.

Лукашенко заметил, что о своих предпочтениях и концептуальных мыслях на эту тему он уже неоднократно высказывался.

"Еще раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот, что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета", — сказал глава государства.

Он выразил надежду, что, кроме правительства этим вопросом серьезно займутся депутаты. "Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя", — сказал он.

Кто хочет работать, должен иметь такую возможность

Президент подчеркнул, что государство обязано предоставить гражданам, которые желают трудиться, возможность зарабатывать себе на жизнь и платить налоги. По его словам, власть должна оказать помощь всем, кто в этом нуждается, в том числе заниматься переобучением безработных на востребованные на рынке труда специальности и содействовать им в организации своего дела.

"На эту тему слишком много рассуждений в нашем обществе. Поэтому я хотел бы расставить все точки над "i" — кому-то понравится это, кому-то нет. Еще раз подчеркиваю: каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет. И не надо вокруг этого нагнетать какие-то витиеватые процессы и страдать, что нам вот надо кого-то переучивать, потому что многие хотят работать, но не работают. Те, кто хочет работать, у нас работают", — констатировал Лукашенко.

"Вот этих господ надо заставить. Они не хотят работать. Пока только разговоры о желании работать. Поэтому больше всего надо акцентировать внимание на тех, кто сегодня не работает и работать не хочет, но должен", — убежден глава государства. Лукашенко также напомнил, что к октябрю необходимо подготовить и ряд других принципиальных документов, в том числе по развитию предпринимательской инициативы и облегчению условий ведения бизнеса.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

"Декрет №3 не отменяется, при этом правительство предлагает новые подходы по стимулированию занятости населения. Акцент делается на органах исполнительной власти на местах. Прежде всего, они работают с трудоспособными гражданами в плане активизации стимулирования и содействия занятости. Всем, кто хочет и может работать, органы исполнительной власти должны предоставить эту возможность и оказать содействие в трудоустройстве", — сказала Костевич.

Тем, кто не участвует в финансировании госраходов, предлагается платить за оказание государственных услуг, такие предложения внесло белорусское правительство.

Министр пояснила, что речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

На ID-карту запишут все, чем занимается гражданин

Костевич также рассказала, что для реализации такого подхода к стимулированию занятости населения будут создаваться базы данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина.

"Вы знаете, что к концу 2018 года стоит задача создать Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему — ID-карту. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги", — пояснила она. Президент поддержал возможность рассмотрения такой концепции декрета, однако поручил доработать новую редакцию документа.

Глава государства подчеркнул, что реализация его норм должна уйти из центра на места — в компетенцию местных органов власти.

Лукашенко также поставил задачу как можно быстрее разработать в Беларуси интегрированную сервисно-расчетную систему, поскольку она будет задействована в различных сферах жизни общества.

Кроме того, было обращено внимание, что в новой редакции декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не будут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На совещании поднимались также темы декларирования доходов и имущества, уклонения от неуплаты налогов. Принято решение уделить им большее внимание.