4. Моделирование и формализация (9 кл) .
4. 1 Модели и моделирование
Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты.
Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объект-заместитель» принято называть моделью , а исходный объект - прототипом или оригиналом.
Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала ) и используется вместо него.
Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформители витрин используют манекен - модель человеческой фигуры, конструкторы строят модели самолетов и автомобилей, а архитекторы - макеты зданий, мостов и парков. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т. п.
Что можно моделировать?
Можно строить модели объектов. Например,
Уменьшенные копии зданий, кораблей, самолетов, …
Модели ядра атома, кристаллических решеток
Чертежи
Можно строить модели процессов. Например,
Изменение экологической обстановки
Экономические модели
Исторические модели
Можно строить модели явлений. Например,
Землетрясение
Солнечное затмение
Модели используются человеком для:
Представления материальных предметов (макет застройки жилого района в мастерской архитектора);
Объяснения известных фактов (макет скелета человека в кабинете биологии);
Проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах (модель полета самолета новой конструкции в аэродинамической трубе);
Прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);
управления (расписание движения поездов) и т. д.
Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта. Моделирование – это процесс создания и использования моделей для изучения оригиналов.
Когда используют моделирование:
оригинал не существует
Древний Египет
Последствия ядерной войны
исследование оригинала опасно для жизни или дорого:
Испытание нового скафандра для космонавтов
Разработка нового самолета или корабля
оригинал сложно исследовать непосредственно:
Солнечная система, галактика (большие размеры)
Атом, нейтрон (маленькие размеры)
Процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые)
Геологические явления (очень медленные)
интересуют только некоторые свойства оригинала
Проверка краски для фюзеляжа самолета
Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Отразить в модели все признаки объекта - оригинала невозможно, да и не нужно. Признаки объекта – оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования – назначением будущей модели. Эти признаки являются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.
Цели моделирования
исследование оригинала изучение сущности объекта или явления
анализ («что будет, если …») научиться прогнозировать последствия различных воздействиях на оригинал
синтез («как сделать, чтобы …») научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия
оптимизация («как сделать лучше») выбор наилучшего решения в заданных условиях
Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?
Во-первых, модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения. Например, на манекен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома - без электропроводки и водопровода .
Во-вторых, поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли - ее форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, - еще и траекторию движения Земли вокруг Солнца. Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот!
Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолета создается для коллекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не его летные характеристики.
От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать. Тип модели определяется целями моделирования.
Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов. Природа моделей может быть двух видов. Во-первых, материальные (натурные, физические, предметные) модели. Они копируют, воспроизводят признаки оригинала. Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты - уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).
Во-вторых, информационные модели – описание признаков оригинала на одном из языков кодирования информации (в виде словесного описания, формул, схем или чертежей).
Информатика рассматривает построение информационных моделей с помощью компьютерной техники . Информационно культурный человек должен уметь строить различные информационные модели, как с помощью компьютера, так и без него.
4.2 Классификация моделей
Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.
Если взять за основу классификации предметную область , то можно выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.
В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющиеся с течением времени) модели.
Модели по области применения бывают учебные (в т. ч. тренажеры), опытные – при создании новых технических средств, научно-технические.
В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.
Модели по структуре бывают
Табличные модели (пары соответствия)
Существуют специальные виды моделей . К ним относятся:
- имитационные
- нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия. Задача – найти лучшее решение методом
проб и ошибок
(многократные эксперименты)
Примеры: испытания лекарств на мышах, обезьянах, … модели процесса обучения
- игровые
– учитывающие действия противника. Задача – найти лучший вариант действий в
самом худшем случае.
Примеры: модели экономических ситуаций; модели военных действий; спортивные игры; тренинги персонала
4.3 Информационные модели
Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.
Например, информационная модель дачного дома - карточка из каталога, по которому заказчик строительной компании может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит таблицу с названиями (величинами) свойств дома и значениями этих свойств.
Все названия свойств в информационных моделях - это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, значение величины «внешний вид» может быть выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых). Образным элементом информационной модели может быть не только рисунок или фотография, но и объемный макет или видеозапись . Однако при этом обязательно должна иметься возможность связать этот элемент с характеристикой конкретного объекта. Например, в строке «Внешний вид» в каталоге домов может быть указан шифр макета. А чтобы сами макеты были элементами информационной модели, а не украшением, их нужно снабдить ярлыками с шифрами.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информационных моделей:
Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото - и кинопленке и др.). Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли.
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямоугольника S = а b ) и т. д.
В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.
4.4 Этапы построения информационной модели
Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построение информационной модели начинается с анализа условия этой задачи, выраженного на естественном языке (рис. 2.2).
В результате анализа условия задачи определяется объект моделирования и цель моделирования.
После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, существенные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результатами.
Следующим этапом построения информационной модели является формализация - представление выявленных связей и выделенных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).
Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.
Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив информационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.
4.5 Словесные модели.
Один из видов информационных знаковых моделей – это словесные модели. Словесные модели - это описания предметов, явлении, событий, процессов на естественных языках. Ещё их называют текстовыми моделями. Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:
· Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца:
· орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.
Словесная модель состоит из отдельных элементов – слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. В свою очередь слова состоят из элементов – букв, связанных между собой правилами правописания. Слова являются подсистемами для текста и надсистемами для букв. Текст в целом является моделью – описанием оригинала. Он может отражать различные свойства описываемого объекта. Качество словесной информационной модели зависит от правильности написания слов, точности их подбора, правильности соединения слов в предложения и порядка следования слов и предложений в тексте.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в школьных учебниках, энциклопедиях. Словесными описаниями мы пользуемся в общении (в письмах, при разговоре…) Для построения этих моделей мы используем обычный привычный нам разговорный язык.
Есть некоторые особенности у разговорных языков:
Многозначность, синонимия, омонимия – одно и то же слово может иметь несколько значений, несколько слов могут иметь один и тот же смысл, одно и то же значение.
Слова могут быть использованы и в прямом, и в переносном смысле.
Эти особенности делают человеческую речь выразительной, красочной, эмоциональной. Но их наличие делает невозможным использование разговорного языка во многих науках, при создании словесных (знаковых) информационных моделей для точных наук. Математика, химия, информатика и др. науки на основе разговорного языка создают свой, формализованный научный язык, содержащий множество терминов (слов, свойственных только данной науке). Формализованный – значит не имеющий многозначности, синонимов, омонимов. В формализованном языке за каждым словом закреплено ровно одно значение и смысл.
Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов, терминов.
Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
Официально-деловой стиль используется при оформлении документов.
Публицистический стиль используется при написании статей, заметок в журналах и газетах.
Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному. Чем лучше оформлен текст, чем лучше он отформатирован, тем легче его читать и анализировать.
Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.
4.6 Математические модели
Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики. Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.
Пример 1. На рис. 2.3 приведена геометрическая модель доказательства теоремы Пифагора. Она столь проста, что доказательство равенства с2 = а2 + b2 становится очевидным.
DIV_ADBLOCK779">
· системы программирования;
· электронные таблицы;
· специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования.
Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.
Средства компьютерной графики позволяют визуализировать результаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.
Особый интерес для компьютерного математического моделирования представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются многочисленные системы массового обслуживания: билетные кассы, торговые предприятия, ремонтные мастерские, служба скорой помощи, транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахерскую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заявки заранее предсказать нельзя - это случайные величины.
Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется многократный «прогон» моделей со случайными исходными данными, генерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитационное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быстрее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.
Вопросы и задания выполнить письменно в тетради.
1. Что такое модель? Что такое моделирование?
2. Что можно моделировать? Ваши примеры.
3. Когда используют моделирование? Ваши примеры.
4. Каковы цели моделирования? Ваши примеры.
5. Назовите основные свойства моделей.
6. Как можно назвать отношения между объектом-оригиналом и его моделью?
7. Докажите на примере, что одному объекту может соответствовать несколько моделей и наоборот.
8. Приведите собственные примеры натурных и информационных моделей.
9. Какие вам известны классификации моделей? Ваши примеры.
10. Приведите примеры использования моделей для:
a. представления материальных предметов;
b. объяснения известных фактов;
c. проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;
d. прогнозирования;
e. управления
11. Перечислите виды информационных моделей. Приведите собственные примеры на каждый вид.
12. Опишите этапы построения информационной модели.
13. Приведите пример информационной модели:
a. ученика вашего класса;
b. книги в библиотеке
14. Какие модели называют словесными? Из чего они состоят?
15. Что могут описывать словесные модели? Где мы их используем?
16. Каковы стили словесных описаний? Кратко охарактеризуйте каждый стиль словесных описаний. (Где он применяется) Ответ изобразите схемой.
17. Какие модели называют математическими? Ваши примеры.
18. Какие модели называют имитационными?
19. Приведите по 1 собственному примеру словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.
20. Вспомните басни: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?
21. Решите, составив математическую модель, следующую задачу. Пароход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
22. Решите, составив логическую модель, следующую задачу.
На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, России и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказали свои предположения об их итогах:
1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.
2) Украина будет на последнем месте, а Германия - на предпоследнем.
3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Китай.
4) Россия будет первой, а Италия - на втором месте.
5) Нет, Италия будет пятой, а победит Германия.
По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревновании заняли участники?
Слово цка – то же самое, что и доска (2 балла).
В слове дъска (доска) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпалгласный Ъ (1 балл), в результате чего стала возможна регрессивная (0,5 балла)ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (0,5 балла). Получившееся сочетание [тс] очень похоже на аффрикату (0,5 балла) [ц] (0,5 балла), содержащую каксмычку (0,5 балла), так и щелевой (0,5 балла) (фрикативный) элемент.
Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал.
Воксал, вокзал – общественное здание с залом для танцев и концертов.
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо,восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дарБожий».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю формув языке-источнике.
По-венгерски Янош, а по-русски …
По-английски Джим, а по-русски …
По-испански Хорхе, а по-русски …
По-венгерски Миклош, а по-русски …
Модель ответа и критерии
По-венгерски Янош , а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
По-английски Джим , а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).
По-испански Хорхе , а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).
По-венгерски Миклош , а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».
За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).
За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).
За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).
Предположим, что слова дядя , сбруя – это деепричастия несовершенного вида настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и третьего лица единственного числа настоящего времени от этих деепричастий?
Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания : от слова молодая – молодать (0,5 балла) и молодает (0,5 балла), по аналогии с холодать – холодает (0,5 балла).
Модель ответа и критерии
От слова дядя :
- дядить (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с заводить – заводит (0,5 балла);
- дядеть (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с глядеть – глядит (0,5 балла);
- дясти (дясть) (0,5 балла) и дядёт (0,5 балла), по аналогии с красть – крадёт, вести – ведёт (0,5 балла);
- дясть (0,5 балла) и дяст (0,5 балла), по аналогии с есть – ест (0,5 балла).
От слова сбруя :
- сбровать (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с рисовать – рисует (0,5 балла);
- сбруть (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с дуть – дует (0,5 балла).
Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранныхязыков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных нижесловах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –ложный)). Объясните выбор проверочного слова.
гАрдероб
испЕщрять
гАрдероб – авангард, гвардия (все три слова восходят к французскому garder –«хранить», «охранять»);
жОнглер – джокер (оба слова от лат. jocus – шутка);
испЕщрять – пёстрый;
бАллада – бал (из франц. яз., в котором ballade – «стихотворение, которое произносят танцуя») («танец», суф. производного от balar «танцевать»);
За верную проверку каждого слова по 1 баллу.
За верное объяснение каждого слова по 2 балла.
Модель ответа и критерии
- яйцо вкрутую (1 балл);
- цвет хаки (1 балл);
- один стол или двум столам (или в род., дат., вин. одуш., твор. и предл. пад.)(1 балл);
- тремя / четырьмя / пятью и т. п. столами (или в род., дат., вин. одуш., твор. ипредл. пад.) (1 балл);
- два / три / четыре стола // пять столов (в им. или вин. неодуш. пад.) (1 балл);
- полный надежд (1 балл);
- желание петь (1 балл);
- заставить уйти (1 балл).
Даны пары предложений на словенском языке и их переводы на русский.
- Kdo je ta žena? – Kdor drugim jamo koplje, sam vanjo pade. Кто эта женщина? – Кто другим яму копает, сам в неё падает.
- Kaj ropota pred vrati? – Kar seješ, to boš žel. Что стучит перед дверями? – Что сеешь, то будешь пожинать.
- Iz kakšnega blaga je tale obleka? – Kakršno delo, tako plačilo. Из какого (по качеству) материала это платье? – Какая (по качеству) работа, такая и плата.
- Do kolikšne visine se bo vzdvignilo letalo? – Nagrado so dobili tolikšno, kolikršno so zaslužili. До какой (букв. «сколькой») высоты поднимется самолёт? – (Они) получили такую (букв. «столькую») награду, какую (букв. «сколькую») заслужили.
Опишите разницу в функционировании русских и словенских вопросительноотносительных местоимений.
Модель ответа и критерии
Разница в том, что в русском языке вопросительные и относительные местоимения никак не различаются с точки зрения грамматических форм (1 балл) и лишь контекст даёт понять, в какой функции они употребляются (1 балл). А в словенском языке, как видно из примеров, относительные местоимения образованы от вопросительных с помощью элемента -r- (kdo – kdor, kaj – kar, kakšnega – kakršno, kolikšne – kolikršno ) (1 балл) и функционируют только как союзные слова в сложных предложениях (1 балл).
Даны две группы предложений (примеры из Национального корпуса русского языка).
Первая группа
По последнему слою лака рисуют красками, которые готовят из той же смеси, добавляя к ней минеральные пигменты.
[Д. Осокина. Лаки – слой за слоем // «Химия и жизнь», 1969 ]
Писать чернилами, например, Рудаков считал зазорным – только тушью…
[Надежда Мандельштам. Воспоминания (1960–1970) ]
Вторая группа
Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, всё что-то не то; поёт ичитает резво, громко, как мужик дрова рубит топором.
[Г.Е. Распутин. Житие опытного странника (1907)]
Разгребая снег, мы нашли под ним много сухой травы и принялись ее резать ножами.
[В.К. Арсеньев. В горах Сихотэ-Алиня (1937)]
Что объединяет эти две группы? По какому принципу они разделены?
Модель ответа и критерии
В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с творительнымпадежом (2 балла), схожие по значению, в общем виде подходящие подзначение образа действия (1 балл).
Но есть и семантическое различие (1 балл). Во второй группе творительныйпадеж выражает значение инструмента (2 балла), а в первой группе – то, чтоможет быть описано как значение средства, материала (2 балла). Различиезаключается в том, что в процессе действия средство расходуется (1 балл).
Дайте лексико-грамматический комментарий к подчёркнутому слову.
Стекло зацветает сложным узором: рама
суть
хрустальные джунгли хвоща, укропа
и всего, что взрастилоодиночество.
Суть – форма 3-го лица (1 балл) множественного числа (1 балл) глагола есть (1 балл). С точки зрения грамматики допущена ошибка (1 балл).
При существительном рама глагол должен стоять в форме 3-го лица единственного числа (1 балл) – есть (1 балл).
Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII в.).
И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и неможаше никако болѣзни тоя возвратити.
Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»? Что значит «возвратити тоя болѣзни»? Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному современному русскому слову.
Модель ответа и критерии
Под «лѣчебными пригодами» имеются в виду различные лечебные средства, то, что может пригодиться (пригождается) в лечении (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). «Возвратити тоя болѣзни» – значит обратить, повернуть болезнь назад, вспять, к выздоровлению (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл).
Всего 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 78.