Если усн выставил сч фактуру с ндс. Выставление счета-фактуры упрощенцем. Какое решение принять

Нередко покупатели просят выставлять им счета-фактуры с НДС, хотя знают, что поставщик находится на упрощенке. Иногда об этом просит сам директор.

Перечислить НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором упрощенщик выставил покупателю счет-фактуру с налогом.
Но с позиции налогов выписывать счет-фактуру невыгодно. А с 2014 года станет невыгодно вдвойне.

Надо будет заплатить НДС, даже если контрагент не рассчитался

Сумму налога, указанную в счете-фактуре, надо будет перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Срок не такой как у всех, а особый — не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Налоговики обычно трактуют это правило так. Компания должна по итогам того квартала, в котором выставила счет-фактуру. Даже если деньги от покупателя за поставленные товары еще не поступили. Так что если клиент оплатит товары уже в следующем после выставления счета-фактуры квартале, перечислять налог придется за счет собственных средств. И хотя такие требования налоговиков сомнительны, это самый безопасный вариант.

Можно, конечно, подождать оплаты по договору и только после этого рассчитаться с бюджетом. Но тогда не исключаем спор с налоговиками. Возможно, судьи согласятся с выгодной для вас позицией, что налог надо платить только по мере поступления денег от контрагента. Пример — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2012 г. по делу № А27-8123/2012.

Но за просрочку с уплатой НДС контролеры могут начислить еще пени и штраф в размере 20 процентов от недоимки. И хотя это тоже незаконно, отбиться от пеней и штрафа можно только в суде. Упрощенщики от НДС освобождены. А пени и штраф предусмотрены для плательщиков налога (постановление Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г. № 11670/05, постановление ФАС Уральского округа от 12 января 2011 г. № Ф09-10621/10-С2).

Появится обязанность сдать декларацию по НДС

Если вы , то надо будет сдать декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Хотя сейчас это требование в кодексе звучит неоднозначно. В нем сказано о налогоплательщиках, а упрощенщик таковым не является. Можно напомнить об этом инспекторам, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. № 4544/07. В нем судьи указали, что упрощенщика нельзя штрафовать за несданную отчетность по НДС. Налоговики сейчас обязаны руководствоваться постановлениями Президиума, чтобы избежать бесперспективного для них спора.

Но с 2014 года ситуация в корне изменится. Во-первых, из пункта 5 статьи 174 и статьи 119 НК РФ будет очевидно, что штраф придется заплатить и тем, кто на спецрежиме. А во-вторых, отчитаться по НДС можно будет только в электронном виде. Бумажные декларации налоговики будут считать несданными. Причем в некоторых регионах, например Московской и Тюменской областях, УФНС на своих сайтах уже заявили, что сдавать электронные декларации по НДС нужно с отчетности за IV квартал 2013 года. Между тем в ФНС нам подтвердили, что это неверно. Новое правило будет действовать с отчетности за I квартал 2014 года.

Осторожно! Инспекторы требуют включать в доходы сумму НДС, которую компания написала в счете-фактуре. Но учесть уплаченный налог в расходах не разрешают.

Как налоговики могут узнать, что компания не сдала декларацию по НДС? Основной способ — в ходе встречки. Но штрафа при этом не будет, поскольку начислить его налоговики вправе только на выездной. А вот заблокировать счет могут и без проверки.

Входной НДС понадобится включить в доходы

Налоговики считают, что сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, надо учесть в доходах. Это не бесспорно. Ведь сумма налога, которую нужно уплатить в бюджет, экономической выгодой не является. Поэтому и в доходах ее учитывать не нужно. Таким подходом можно руководствоваться, если ваша компания готова отстаивать свою позицию (постановление Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. № 17472/08).

Когда еще на упрощенке надо платить НДС:

1. Организация импортирует товары на территорию РФ. Со стоимости импортированных товаров надо заплатить НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

2. Предприятие покупает на территории РФ товары, работы или услуги у иностранной организации, не состоящей на учете в инспекции. Предприятие является налоговым агентом. Поэтому надо удержать и перечислить в бюджет налог за продавца (п. 2 ст. 161 НК РФ).

3. Компания арендует государственное или муниципальное имущество. Компания является налоговым агентом. Надо удержать и перечислить в бюджет налог за арендодателя (п. 3 ст. 161 НК РФ).

4. Организация покупает государственное или муниципальное имущество. Организация является налоговым агентом, поэтому надо удержать и перечислить НДС за продавца (п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключение — малые и средние предприятия, которые выкупают арендуемое ими имущество. Такая операция НДС не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

5. Упрощенщик ведет общие дела по договору простого товарищества. По операциям в рамках простого товарищества нужно начислять НДС и выставлять счета-фактуры (п. 1, 2 ст. 174.1 НК РФ).

Тогда по логике компании на объекте «доходы минус расходы» могут включить НДС в затраты. Но чиновники этого не разрешают (письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 03-11-11/280). Мол, в расходах компания вправе учитывать налоги, которые она платит согласно законодательству (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А по закону упрощенщики освобождены от НДС.

Пример: Как платить налоги компании, которая выставила счет-фактуру с НДС

ООО «Поставщик», которое применяет упрощенку, в сентябре реализовало товары на сумму 590 000 руб., включая НДС — 90 000 руб., и выписало счет-фактуру. Оплату покупатель должен перечислить до 28 октября. НДС в размере 90 000 руб. бухгалтер уплатит в бюджет 21 октября и сдаст декларацию по НДС. И независимо от объекта налогообложения при расчете авансового платежа по упрощенному налогу за девять месяцев бухгалтер учтет в доходах 590 000 руб. Если же компания на объекте «доходы — расходы» решила учесть уплаченный НДС в затратах в размере 90 000 руб., то надо готовиться к спору с инспекцией.

Какое решение принять

Чтобы избежать рисков, компаниям на упрощенке счета-фактуры с НДС выгоднее не выставлять. А клиентов можно привлекать более низкими ценами и скидками. Тем более что и покупатель, желающий получить счет-фактуру с НДС, не сможет заявить вычет без спора с ИФНС (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-07-11/126). Поэтому советуем обсудить с директором, как лучше поступить в ситуации с конкретным клиентом.

Руководитель решил все же составлять счета-фактуры с НДС? Тогда хотя бы не выписывайте их на аванс. Иначе налог вы заплатите дважды: по авансовому и отгрузочному счету. Причем вычет с предоплаты заявить не удастся. Ведь спецрежимники НДС не платят, поэтому использовать вычеты они не вправе (письмо Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53).

Не исключено, что налоговики при проверке затребуют счета-фактуры, выданные покупателям. Поэтому эти документы лучше хранить в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Как обезопасить учет входного НДС по товарам

Во-первых, требуйте от поставщиков счета-фактуры (см. также схему ниже). Также безопаснее проверить, верно ли контрагент заполнил этот документ. Ведь чиновники считают, что для учета НДС в расходах необходимы правильно оформленные счета-фактуры (письмо Минфина России от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147). В министерстве нам подтвердили, что придерживаются данной позиции до сих пор.
Как проверить, можно ли на упрощенке списать входной НДС

Во-вторых, списывайте входной НДС только после реализации товаров (письмо Минфина России от 24 сентября 2012 г. № 03-11-06/2/128). Так вы избежите споров с налоговиками.

В-третьих, в книге учета НДС отражайте отдельной строкой, а не в стоимости товаров. Ведь суммы налога являются самостоятельным видом расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Иначе налоговики могут заявить, что книгу учета, которую они считают налоговым регистром, компания ведет неверно (письмо ФНС России от 2 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/1459). А за это возможен штраф в размере не менее 10 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Важно помнить. Счета-фактуры с НДС компаниям на упрощенке выставлять невыгодно: приходится отвлекать средства на уплату налога, сдавать декларацию, спорить с инспекторами. Контрагент, который выпрашивает счет-фактуру с НДС, не сможет без риска поставить НДС к вычету.

Здравствуйте!

да, верно, если 600 000 включая НДС.

Может ли «Упрощенец » выставлять счет с НДС, а контрагент принять к вычету этот НДС?

Виктория

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2014 г. № А67-1209/2013

Довод инспекции о том, что применение контрагентом упрощенной системы налогообложения однозначно лишает права покупателя (общество) на вычет по НДС, поскольку источник возмещения НДС из бюджета не сформирован, отклоняется как основанный на неверном толковании норм права (статей 169 - 173 НК РФ) применительно к установленным по делу обстоятельствам, по результатам рассмотрения которых суды не нашли оснований для применения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой,
судей М.К. Антоновой и Т.А. Егоровой,
при участии в заседании:
от заявителя - И.И. Савенкова (дов. от 28.08.2012);
от заинтересованного лица - И.Е. Павловой (дов. от 10.01.2012);
рассмотрев 24.09.2012 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 20 по г. Москве,
на решение от 10.04.2012
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей И.О. Петровым,
на постановление от 06.07.2012
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Е.А. Солоповой, Т.Т. Марковой, Л.Г. Яковлевой,
по заявлению ГУП г. Москвы «Дорожно-эксплуатационный комплекс по обслуживанию 3-его кольца»
о признании незаконным решения от 31.03.2011 N 462/14-19
к ИФНС России N 20 по г. Москве,

установил:

Государственное унитарное предприятие г. Москвы «Дорожно-эксплуатационный комплекс по обслуживанию 3-его транспортного кольца» (далее - налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России N 20 по г. Москве (далее - инспекция) N 462/14-19 от 31.03.2011 года о привлечении к налоговой ответственности в части пунктов 1, 3.1, 3.2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 года, заявление удовлетворено.
Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
Обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщик имеет право при исчислении НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура, выставляемый продавцом налогоплательщику, является основанием для принятия сумм налога к вычету.
Судами установлено, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия за 2007 - 2009 годы, по результатам которой принято оспариваемое решение. Решением начислен НДС, пени и штраф по ст. 122 НК РФ. Основанием для начисления явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогового вычета в сумме 1 225 367 руб. на основании счетов-фактур, выставленных контрагентом ООО «Сварщик», применявшим упрощенную систему налогообложения и не обязанным в связи с этим уплачивать НДС.
Признавая решение инспекции незаконным, суды применили пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. В соответствии с указанной нормой лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС, обязаны исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
На основании указанной нормы суды сделали правильный вывод о том, что у продавца, хотя и применяющего упрощенную систему налогообложения, но выставившего покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, возникает обязанность по уплате налога в бюджет,а у покупателя возникает право на применение налогового вычета. Обосновывая кассационную жалобу, налоговый орган приводит те же доводы и ссылается на то, что поставщик ООО «Сварщик» не являлся налогоплательщиком НДС и поэтому выставленный им счет-фактуры, в которой выделена сумма налога, не может являться основанием для применения налогоплательщиком налогового вычета.
Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод, поскольку он противоречит пп. 1 п. 5 ст. 173, 171, 172 НК РФ. Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А40-79771/11-90-347 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.В.БУЯНОВА

Судьи
М.К.АНТОНОВА
Т.А.ЕГОРОВА

В этой статье:

  • последствия выставления счета-фактуры с выделенным НДС организациями или ИП, применяющим УСН;
  • необходимость заполнения книги продаж и декларации по НДС при выставлении счета-фактура с выделенным НДС;
  • определение размера дохода при УСН при выставлении счета-фактуры с НДС;
  • право на вычет по счету-фактуре с выделенным НДС, полученному от хозяйствующего субъекта, применяющего упрощенку.

По общему правилу, организации и коммерсанты, которые применяют упрощенку не признаются плательщиками НДС. Исключением являются:

  • импортные операции;
  • операции по договорам простого товарищества, доверительного управления имуществом и по договорам концессии.

Но иногда по просьбе покупателей плательщик УСН может выставить счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Это может случиться по ошибке бухгалтерии, а может и вовсе по инициативе руководства. Какая бы причина ни была, при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога НДС придется перечислить в бюджет.

Выставили авансовый счет-фактуру с НДС? Никаких поблажек не будет. НДС должен быть так же перечислен в бюджет.

Важно указать, что спецрежимник при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога в книге продаж ее не регистрирует. Однако, отчитаться по указанным суммам в налоговый орган необходимо. То есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были выставлены счета-фактуры с выделенной суммой налога, в налоговый органе необходимо сдать декларацию по НДС. Делать это необходимо в электронном виде.

Контрагент допустил ошибку в назначении платежа платежного поручения и выделил сумму НДС? При такой ситуации упрощенщик не обязан исчислять сумму косвенного налога. Это связано с тем, что субъекты, применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в строго определенных НК РФ случаях. Если счет-фактура выставлен не был, то платить НДС не нужно. Даже если в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой.

Определение размера дохода при УСН по операции с выделенной суммой НДС

Если плательщик УСН выставляет счета-фактуры с выделенным НДС, то в составе дохода от реализации необходимо включить сумму без учета косвенного налога (без предъявленного налога).

Основания - письмо Минфина России от 21.04.2016 г. № 03-11-11/22923 и пункт 1 статьи 346.15 НК РФ, где сказано, что доходы следует определять в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ. Нормы этих статей указывает на исключения из состава доходов сумм налогов, предъявленных покупателям (заказчикам).

Например, коммерсант осуществил реализацию товаров на сумму 118 000 руб. в том числе НДС и выставил счет-фактуру покупателю. В этом случае в составе доходов по УСН необходимо отразить 100 000 руб., а 18 000 руб. - НДС необходимо перечислить в бюджет и подать по такой операции декларацию.

Право на вычет НДС по счету-фактуре, полученной от организации на УСН

До 2016 года этот вопрос являлся спорным. Проверяющие ссылались на официальные разъяснения Минфина России, по которым финансисты запрещали принимать к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным от организаций, применяющих спецрежимы. Позиция чиновников сводилась к тому, что счет-фактура, выставленный поставщиком на спецрежиме, не может быть основанием для вычета НДС у покупателя. Ведь такой счет-фактура составлен с нарушением порядка.

Однако, после выхода очередного определения Конституционного суда от 29 марта 2016 № 460-О по этому вопросу покупатели могут не принимать во внимание позицию чиновников. И Конституционный суд и многочисленные арбитражные суды округов указывают, что при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой НДС, налог будет полностью перечислен в бюджет.

Следовательно, принимая к вычету НДС по счетам-фактурам таких продавцов и исполнителей, покупатели (заказчики) не наносят бюджету никакого ущерба.

Нельзя лишить покупателя права на вычет и в том случае, если спецрежимник выставил счет-фактуру, но налог с бюджет не перечислил. Ведь администрирование налоговых платежей это обязанность налогового органа. А право на возмещение НДС не зависит от уплаты налога поставщиком (исполнителем).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав плательщик НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При указанных реализации и передаче, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав при этом им выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей плательщика данного налога расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах при этом делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" (п. п. 1, 3, 5 ст. 168 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как известно, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, если они являются участниками договора о совместной деятельности, договора инвестиционного товарищества, концессионного соглашения или договора доверительного управления имуществом и на них возлагаются обязанности плательщика НДС по данному договору (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).

Из приведенных выше норм вытекает, что "упрощенцы" выставлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав не должны . То, что у организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) обязанности по оформлению счетов-фактур не возникает, поскольку они не являются плательщиками НДС, подтверждено и в Письмах Минфина России от 28.12.2011 N 02-11-00/6027, от 20.10.2011 N 03-07-09/34, от 16.05.2011 N 03-07-11/126. В Письме же от 22.07.2010 N 03-07-13/1/04 минфиновцы уточнили, что выставлять счет-фактуру "упрощенцам" нет необходимости и при реализации товаров в Республику Беларусь.

Счета-фактуры в соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ имеют право выставлять комиссионеры (агенты) - "упрощенцы", осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456).
Такой же точки зрения придерживаются и налоговики (Письма ФНС России от 24.07.2008 N 3-1-11/239, УФНС России по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198). Московские фискалы же уточнили, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, помимо невыставления своим покупателям счетов-фактур не ведут книгу покупок, книгу продаж, журнал учета счетов-фактур. Расчеты с покупателями они осуществляют без выделения в первичных документах сумм НДС (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.03.2007 N 19-11/20446@).

Положений, предусматривающих обязанность продавцами (подрядчиками, исполнителями), применяющими УСН, нет ни в Правилах ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ни в Правилах ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (разд. II Приложений N N 3 и 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Не существовало их и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

Уплата налога

Если лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС, выставляет покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру с выделенной суммой налога, оно должно уплатить ее в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Распространяется указанное положение и на случаи, когда "упрощенцем" выставляется счет-фактура с НДС по полученному авансовому платежу (Письмо Минфина России от 21.05.2012 N 03-07-07/53). О возникающей обязанности по уплате НДС финансисты напоминают постоянно (Письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-07-14/49, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 05.03.2011 N 03-07-11/48).

Перечислить же причитающуюся в бюджет сумму налога организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, в отличие от общего случая, когда НДС уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ), должны лишь одним платежом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). Налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).

Пример 1. Организация, применяющая УСН, при отгрузке в августе 2012 г. товаров стоимостью 420 000 руб. выставила покупателю (по его просьбе) счет-фактуру с указанием в нем суммы НДС 75 600 руб. (240 000 руб. x 18%).
19 октября ею были направлены в Федеральное казначейство 75 600 руб. в счет уплаты НДС за III квартал 2012 г.

Настаивают на уплате всей сумма налога, указанной в счете-фактуре, выставленном "упрощенцем" покупателю товаров (работ, услуг), и налоговики (упомянутые Письма ФНС России N 3-1-11/239, УФНС России по г. Москве N 16-15/035198). Находя при проверках организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и выставивших счета-фактуры с налогом, неуплату НДС, они в решениях, как и в обычных случаях, начисляют сумму налога, пени и штрафные санкции.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (п. п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ).

Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: отгрузку товаров организация осуществила в октябре 2011 г., указанную в счете-фактуре сумму НДС она не уплатила.
Во втором квартале 2012 г. фискалами проведена налоговая проверка, по результатам которой принято решение от 15 июня о доначислении НДС в сумме 75 600 руб., пеней - 2964 руб. (2963,52 руб. ((8% x 75 600 руб. : 300 дн. x 147 дн.), где 147 - количество дней в период с 21 января по 15 июня)) и штрафа - 15 120 руб. (75 600 руб. x 20%).

Примечание. За неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Некоторые налогоплательщики пытаются оспаривать в суде возникающую в таком случае обязанность по уплате НДС в бюджет. Но арбитры по данному вопросу неизменно становятся на сторону фискалов.

Так, судьи ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.03.2010 N А63-13200/2006-С4 констатировали, что правовым последствием выставления счета-фактуры с выделением НДС лицом, которое не признается плательщиком этого налога, является обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога. При этом суд кассационной инстанции поддержал постановление апелляционного суда, которым было отказано обществу в удовлетворении требований о признании незаконным решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость (Определением ВАС РФ от 27.04.2010 N ВАС-4888/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.2012 N А31-2664/2011 указано, что у субъекта экономической деятельности, не имеющего статуса плательщика НДС, в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога в силу прямого указания закона возникает обязанность по уплате данного налога в бюджет.

Судьи ФАС Западно-Сибирского округа признали выводы нижестоящих судов о том, что общество, применявшее в проверяемый период упрощенную систему налогообложения, обязано уплатить в бюджет суммы НДС, указанные в выставленных контрагенту счетах-фактурах, правомерными, а доначисление суммы налога фискалами - законным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2011 N А70-6342/2010).

Лицо, не являющееся плательщиком НДС, но получившее налог от контрагента по счету-фактуре, в котором сумма налога выделена отдельной строкой, по мнению судей ФАС Поволжского округа, обязано перечислить налог в доход бюджета. При этом действия налогового органа по доначислению предпринимателю к уплате НДС они также посчитали правомерными (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.03.2010 N А06-1009/2009).

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40/9517-09-П судьи указали, что на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по уплате в бюджет предъявленной им в счете-фактуре суммы налога (Определением ВАС РФ от 28.10.2009 N 13878/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

Случается, что посредник, реализующий товары комитента-"упрощенца", ошибочно выставляет покупателю счет-фактуру с указанием НДС. Организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, как было сказано выше, должны уплатить налог в бюджет, если они выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога. В рассматриваемой ситуации эта обязанность также должна быть исполнена, хотя комитент лично такой счет-фактуру покупателю не выставлял. Поэтому комитенту необходимо перечислить в бюджет сумму НДС, если он получил ее в составе выручки от комиссионера.

Примечание. Несмотря на многочисленные разъяснения контролирующих органов, выставление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, встречается не столь уж редко. А это, в свою очередь, приводит к возникновению дополнительных обязанностей у "упрощенца" и создает определенные затруднения как ему самому, так и партнеру по бизнесу.

Вычет невозможен

Плательщики НДС, как известно, имеют право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). И некоторые "упрощенцы" в квартале, когда ими выставляется счет-фактура с НДС, пытаются принять к вычету суммы налога, предъявленные им продавцами товаров (работ, услуг). И по этому вопросу наблюдается единодушие чиновников и судей.

Так, Минфин России в Письме от 23.03.2007 N 03-07-11/68 наряду с упоминавшимися выше требованиями об уплате в бюджет всей суммы НДС, указанной в счете-фактуре, уточнил, что вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) для такого случая нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен.

Московские налоговики же привели положение, которое, на их взгляд, не позволяет это делать. Предъявленные покупателю, не являющемуся плательщиком НДС, суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ в силу пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ следует учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2006 N 18-11/3/104933@).

Судьи ФАС Волго-Вятского округа отклонили довод предпринимателя, применявшего упрощенную систему налогообложения, о наличии у него права на вычет по налогу на добавленную стоимость как не основанный на нормах гл. 21 НК РФ (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2010 N А79-15047/2009). В Постановлении же ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2010 N А82-18698/2009 они указали, что норма п. 1 ст. 171 НК РФ о возможности уменьшения общей суммы НДС на налоговые вычеты лицами, не являющимися плательщиками НДС, не может быть применена, поскольку ее правила распространяются на категорию налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения и исчисляющих налог в соответствии со ст. 166 НК РФ.

То, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (включая лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения), не имеют права на вычет суммы НДС, уплаченной поставщикам товаров (работ, услуг), указано и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 N А13-9829/2007.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.03.2011 N 14315/10 констатировал, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товаров счетов-фактур с выделением суммы этого налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога. Лица же, названные в п. 5 ст. 173 НК РФ, к таковым не относятся.

Как видим, в части обязанности уплаты всей суммы НДС, выделенной "упрощенцем" в счете-фактуре, и невозможности применения ими вычета среди арбитров наблюдается единодушие. Но такого не скажешь о начисленных пенях, штрафных санкциях за неуплату налога и непредставление налоговой декларации по НДС.

Налоговая декларация

Напомним, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, в силу п. 5 ст. 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то же время не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Поскольку "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, то и налоговую декларацию по этому налогу в общем случае они представлять не должны. При выставлении же покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога организациям и индивидуальным предпринимателям, не являющимся плательщиками НДС в связи с переходом на УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) предлагает оформить налоговую декларацию по НДС, включив в нее титульный лист и разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика" декларации. Раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации" декларации при этом не заполняется и не представляется (абз. 6 п. 3 разд. I "Общие положения" Порядка).

О том, что организации, не признаваемые плательщиками НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения и выставившие при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС, чиновники напоминают постоянно (Письма Минфина России от 23.10.2007 N 03-07-11/512, от 23.10.2007 N 03-07-17/09, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120314, от 03.02.2009 N 16-15/008584.1, от 07.10.2008 N 19-11/93941, от 23.01.2008 N 19-11/005087).

Непредставление декларации по НДС в этом случае квалифицируется фискалами как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ст. 119 НК РФ. За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налоговики начисляют штрафные санкции в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Однако большинство арбитражных судов придерживаются противоположного мнения. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа не нашли в действиях суда апелляционной инстанции, который отменил решение суда первой инстанции и признал недействительным оспариваемое решение инспекции в части привлечения общества к налоговой ответственности за непредставление деклараций по НДС как противоречащее действующему законодательству о налогах и сборах. Аргументировали же принятие такого решения судьи апелляционной инстанции следующим. В соответствии со ст. 119 НК РФ субъектом ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является налогоплательщик. Поскольку заявитель в спорный период не являлся плательщиком НДС в связи с переходом на УСН, то к нему не могла быть применена ответственность, предусмотренная этой статьей.

И это соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07. Высшие судьи в указанном Постановлении, проанализировав нормы ст. 23 НК РФ (налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах), упомянутых выше п. 2 ст. 346.11, п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174, пришли к выводу, что на обществе лежит только обязанность по перечислению выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя налога на добавленную стоимость.

Субъектом ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета согласно ст. 119 НК РФ, по их мнению, является налогоплательщик. Поскольку общество не являлось плательщиком НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, к нему не могла быть применена ответственность, определенная ст. 119 НК РФ. Такая ответственность предусмотрена только в отношении налогоплательщика, которым общество в спорный период не являлось.

То, что к неплательщикам НДС, не представившим налоговую декларацию по НДС, не может быть применена ответственность, определенная ст. 119 НК РФ, указано и в Постановлениях ФАС Московского округа от 24.12.2010 N КА-А41/16297-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2009 N А32-18246/2008-46/245 и от 02.04.2008 N Ф08-1566/2008-553А (Определением ВАС РФ от 07.06.2008 N 6834/08 в передаче в Президиум ВАС РФ в порядке надзора отказано), ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9189/08-С3.

В то же время встречаются решения и в пользу налоговиков. Так, судьи ФАС Поволжского округа поддержали вывод суда апелляционной инстанции о правомерности привлечения к ответственности организации по ст. 119 НК РФ как соответствующего нормам п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 174 НК РФ. Пункт 5 ст. 174 НК РФ, возлагающий на лиц, перечисленных в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязанность представлять соответствующие налоговые декларации в определенные сроки, прямо называет этих лиц налогоплательщиками. В связи с этим начисление штрафа за непредставление налоговых деклараций по НДС является также правомерным (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2007 N А65-50/2007-СА2-41).

Судьи ФАС Восточно-Сибирского округа посчитали, что общество, применяющее УСН и выставляющее счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обоснованно привлечено к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по НДС в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ, поскольку ст. ст. 173 и 174 НК РФ предусмотрена конкретная обязанность по исчислению НДС налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, и уплате сумм исчисленного налога в бюджет, а также обязанность по представлению декларации по НДС (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 N А33-24838/05-Ф02-1380/06-С1).

Пени и штраф за неуплату НДС

Как было сказано выше, фискалы при проверках, находя у "упрощенцев" счета-фактуры с суммами НДС, которые не были перечислены в бюджет, помимо доначисления налога начисляют пени и штрафные санкции в соответствии со ст. 122 НК РФ. Однако данная позиция налоговиков не всегда находит поддержку в судах. Так, в упомянутом Постановлении ФАС Уральского округа N Ф09-9189/08-С3 указано, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки обязанность по начислению и уплате пеней согласно ст. 75 НК РФ возлагается на налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Предприниматель же, являясь плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не признается плательщиком НДС в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ. Поэтому в случае допущенного предпринимателем неисполнения обязанности по уплате в бюджет выделенных в счетах-фактурах сумм НДС, установленной пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, применение к нему положений, предусмотренных ст. ст. 75 и 122 НК РФ, является неправомерным. В связи с чем судьи констатировали, что решение налогового органа в части привлечения к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость и начисления пеней за несвоевременную уплату данного налога нарушает права и законные интересы налогоплательщика, и поддержали позицию нижестоящих судов, удовлетворивших требования предпринимателя о признании решения инспекции недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, и начисления пеней за неуплату НДС.

Из содержания ст. 75 НК РФ, по мнению судей Президиума ВАС РФ, следует, что пеня как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований п. 5 ст. 173 НК РФ. При этом они констатировали, что ответственность, в соответствии со ст. 122 НК РФ, применима только к плательщику этого налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 11670/05).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2007 N Ф08-8217/07-3068А указано, что по смыслу ст. 122 НК РФ субъектами налоговой ответственности являются налогоплательщики. Лицо, не являющееся плательщиком НДС, но получившее налог от контрагента по счету-фактуре, в котором НДС выделен отдельной строкой, обязано перечислить налог в доход бюджета. При этом ответственность по ст. 122 НК РФ к таким лицам не применяется. Исходя из этого кассационная инстанция поддержала позицию нижестоящих судов, посчитавших, что общество необоснованно привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неправомерное неперечисление в бюджет полученного налога на добавленную стоимость (Определением ВАС РФ от 09.04.2008 N 4627/08 в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов отказано).

В упомянутом же Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа N Ф08-1566/2008-553А уточнено, что в силу конструкции п. 5 ст. 174 НК РФ представлять налоговые декларации по НДС обязаны:

  • налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и
  • налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

К лицам, не являющимся плательщиками НДС, норма п. 5 ст. 174 НК РФ, по мнению судей, не применяется.

Поскольку предприниматель использовал упрощенную систему налогообложения и не являлся плательщиком НДС, он не мог быть привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации по этому налогу за спорные периоды. При таких обстоятельствах кассационная инстанция посчитала действия нижестоящих судов, удовлетворивших требования предпринимателя в части признания недействительным решения налоговой инспекции о привлечении его к налоговой ответственности по ст. ст. 119 и 122 НК РФ, правомерными.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как известно, используют кассовый метод определения доходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В связи с этим некоторые "упрощенцы" при выставлении счетов-фактур с НДС исчисление и перечисление налога производят по мере получения оплаты от контрагентов. Находя такое при проверках, фискалы считают, что проверяемым осуществлено несвоевременное перечисление НДС. На их взгляд, уплата должна производиться по мере выставления счетов-фактур. И если денежные средства поступили позже окончания квартала, в котором были выставлены счета-фактуры, то у неплательщика НДС возникает в периоде выставления недоимка по налогу. В связи с чем "упрощенцу" предъявляется полный комплект санкций: доначисление НДС за этот налоговый период, начисление пеней и штрафа.

Но и по этому вопросу судьи оппонируют налоговикам. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 14.12.2011 N Ф09-8259/11 поддержана позиция нижестоящих судов, которые посчитали, что, поскольку ст. 173 НК РФ содержит специальную норму, предусматривающую изъятие в бюджет налога у лиц, не являющихся плательщиками НДС, к обществу не могут быть применены положения, относящиеся к порядку определения налоговой базы плательщиками НДС. Поэтому у инспекции отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств общества и перераспределения сумм НДС применительно к датам выставления счетов-фактур.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, нижестоящие суды исходили из того, что общество в проверяемом периоде плательщиком НДС не являлось, в связи с чем оснований для применения к спорным правоотношениям ст. ст. 153, 167, п. п. 1 - 4 ст. 173 НК РФ не имелось.

Данный вывод, на взгляд судей кассационной инстанции, соответствует закону, поскольку обязанности, предусмотренные п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 174 НК РФ, не изменяют статуса лиц, не являющихся плательщиками НДС.

В связи с этим исполнение обязанности по уплате НДС, установленной п. 5 ст. 173 НК РФ, не обеспечивается начислением пеней и возможностью применения мер налоговой ответственности, предусмотренных для налогоплательщиков.

Выше приводилось, что аргументом для судей ФАС Поволжского округа в признании правомерности решения налоговиков о наложении штрафных санкций за непредставление налоговой декларации по НДС "упрощенцем", выставившим счет-фактуру с налогом, послужило то, что п. 5 ст. 174 НК РФ, возлагающий на лиц, перечисленных в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязанность представлять соответствующие налоговые декларации в определенные сроки, на их взгляд, прямо называет этих лиц налогоплательщиками. Исходя из этого они посчитали правомерным и привлечение организации к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату налога.

НДС - в доход ли?

Помимо требования по уплате НДС в бюджет в случае выставления "упрощенцем" счета-фактуры с выделенным налогом, контролирующие органы также настоятельно рекомендуют включить сумму НДС в доход налогоплательщика при определении облагаемой базы по налогу, уплачиваемому при УСН (Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-02/46, от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51, от 07.09.2007 N 03-04-06-02/188, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 N 16-15/008584).

И аргументируется это следующим. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые соответственно согласно ст. ст. 249 и 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, согласно п. 2 ст. 249 НК РФ, определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Статьями же 249 и 251 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму НДС, уплаченную в порядке, установленном пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

"Упрощенцы" с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" при этом не могут включить перечисленную в бюджет сумму НДС в затраты, поскольку таковая не подходит ни под одну из статей расходов, предусмотренных п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, уменьшают облагаемую базу (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако к данному случаю эта норма не применима. Ведь налог хоть и уплачен в соответствии с требованием закона, но не соответствует требованиям п. 2 ст. 346.16 НК РФ о том, что расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ: быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В данном случае эти расходы, по мнению финансистов, не могут считаться экономически обоснованными (Письмо Минфина России от 16.04.2004 N 04-03-11/61, упомянутое Письмо N 03-11-04/2/51).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.09.2009 N 17472/08, проанализировав приводимые выше нормы ст. 168, п. 3 ст. 346.11, пп. 1 п. 5 ст. 173 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ, а также ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, пришел к иному выводу. Суммы, неосновательно исчисленные и полученные в качестве НДС плательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по мнению высших судей, не являются его доходом для целей исчисления уплачиваемого им налога.

В связи с тем что инспекцией неправомерно включены в состав доходов предпринимателя суммы НДС, полученные им от покупателей при реализации товаров (работ, услуг), основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога по упрощенной системе налогообложения и привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за его неполную уплату отсутствуют.

То, что сумма НДС, полученная "упрощенцем" по выставленному им счету-фактуре от покупателя товара (работ, услуг), не является его доходом и, следовательно, не должна учитываться в составе доходов при исчислении налога по УСН, указано и в приведенном выше Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа N А32-18246/2008-46/245. При принятии такого решения аргументы судьи были идентичны суждению судей Президиума ВАС РФ.

"Зеркальность" - исключительно по суду

При выставлении "упрощенцем" счета-фактуры с НДС помимо создания дополнительных трудностей для себя он создает их и партнеру по бизнесу. Возможность контрагента налогоплательщика, применяющего УСН, получившего от него счет-фактуру с выделенной суммой налога, принять таковую к вычету контролирующие органы встречают с большим скептицизмом.

Выше приводилась позиция финансистов в части оформления счетов-фактур налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения: выставлять их они не должны. Из этого чиновники делают вывод, что сумма НДС, указанная в счетах-фактурах, выставленных "упрощенцем", не исполняющим обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, к вычету у покупателя товаров (работ, услуг) не может быть принята (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456).

Солидарны с мнением финансистов и налоговики. При этом они расширили базу аргументов. Права на вычет НДС, предъявленного по выставленному "упрощенцем" счету-фактуре по приобретенным покупателем товарам (работам, услугам), у налогоплательщика налога на добавленную стоимость (покупателя) не возникает, так как на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные плательщиком НДС (продавцом) в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ плательщику налога на добавленную стоимость (покупателю) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В этой связи суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее УСН, первоначально не признается плательщиком налога на добавленную стоимость.

Кроме того, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ). Пунктом 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера плательщика налога на добавленную стоимость.

Следовательно, в счете-фактуре продавца, не являющегося плательщиком НДС, не могут быть правильно отражены показатели, предусмотренные п. 5 ст. 169 НК РФ (Письма ФНС России от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС России по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198).

Однако судьи не принимают доводы чиновников.

Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа посчитали, что налогоплательщик имеет право на вычет налога, уплаченного поставщику, который не является плательщиком НДС, поскольку соблюдены все требования по возможности его принятия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.10.2008 N Ф04-5905/2008(12527-А45-25)).

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2012 N А78-5523/2011 отмечено, что применение контрагентом УСН без установления фактов недобросовестности самого налогоплательщика не может быть признано обстоятельством, свидетельствующим о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и о недобросовестности налогоплательщика, и являться основанием для отказа в применении вычетов на основании счетов-фактур, выставленных контрагентом-"упрощенцем".

В Постановлении ФАС Московского округа от 01.08.2012 N А40-106168/11-129-446 признано правомерным применение налогового вычета по НДС, который был предъявлен контрагентом, применяющим УСН. В силу пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ налог подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом возложение обязанности по уплате НДС в такой ситуации на лицо, в адрес которого выставлен соответствующий счет-фактура, не соответствует данной норме права.

По мнению судей ФАС Северо-Кавказского округа, отсутствие у контрагента общества ввиду применения УСН обязанности по исчислению и уплате НДС не лишает налогоплательщика права на вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным поставщиком. Нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают возможности отказа в принятии сумм НДС к вычету в случае отсутствия у поставщика обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ продавец товара, не являющийся плательщиком НДС, но получивший суммы налога от покупателя, обязан уплатить их в бюджет (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 N А32-2525/2009-70/36).

Принимая решение в пользу налогоплательщика о возможности принятия к вычету суммы НДС, судьи ФАС Поволжского округа исходили из следующего. Контроль за исполнением обязанности по уплате в бюджет полученных сумм НДС возложен на налоговый орган. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговым органом мер, предусмотренных налоговым законодательством. Но это не может служить основанием для отказа добросовестному налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Ставить право покупателя на возмещение НДС в зависимость от действий поставщика неправомерно, поскольку налоговая обязанность уплатить налог является не договорной, а публичной и взаимосвязь между ее исполнением и исполнением иных обязанностей налогоплательщика отсутствует. Покупатель имеет право, но не обязан проверять порядочность поставщика-налогоплательщика в публичных отношениях и не должен отвечать за недобросовестность своих контрагентов. Положениями налогового законодательства не установлена обязанность налогоплательщика подтверждать внесение в бюджет поставщиком сумм налога при получении налогового вычета по НДС (Постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2011 N А12-524/2011).

Судьи ФАС Центрального округа отклонили довод налогового органа о том, что в период осуществления спорных ситуаций контрагент общества не являлся плательщиком НДС, в связи с чем не сформирована экономическая база для возмещения налога из бюджета, поскольку в силу п. 5 ст. 173 НК РФ (уплата НДС в бюджет) наличие у контрагента - плательщика НДС статуса плательщика этого налога не является обязательным условием предъявления данного налога к вычету покупателем товаров по предъявленным ему счетам-фактурам поставщика (Постановление ФАС Центрального округа от 03.07.2012 N А48-3412/2011).

Имеются положительные для налогоплательщиков-покупателей решения и оставшихся четырех федеральных арбитражных судов. К примеру, Постановления:

  • ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 N А05-9040/2007;
  • ФАС Дальневосточного округа от 29.11.2010 N Ф03-8343/2010;
  • ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2010 N А29-6157/2009;
  • ФАС Уральского округа от 23.05.2011 N Ф09-2100/11.

Как видим, в случае непринятия налоговиками суммы вычета по счету-фактуре с НДС, выставленному "упрощенцем", отстоять правомерность данного действия покупателю можно в арбитражном суде.

Фирмы и предприниматели на УСН в общем случае не платят НДС — это преимущество привлекает многих руководителей бизнеса. Но есть ситуации, когда уплаты НДС не избежать. Упрощенцы приобретают статус налогового агента по НДС, если:

  • купили у иностранца товары, работы, услуги (п. 5 ст. 346.11 НК РФ , п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • арендовали/купили государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • провели операции по договору простого товарищества, совместной деятельности или доверительного управления имуществом (п. 2 ст. 346.16 НК РФ и ст. 174.1 НК РФ);
  • стали посредником;
  • выдали покупателю счет-фактуру и указали НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

НДС при импорте товаров

Если вы купили что-либо у иностранной компании, при пресечении таможенной границы нужно исчислить и заплатить НДС. С услугами ситуация схожая — если их оказывает зарубежная фирма российской компании на территории нашей страны и при этом «иностранка» не имеет в России представительств, покупателю-упрощенцу следует заплатить в бюджет НДС (ст. 148 НК РФ). Но не стоит переживать, что покупатель понесет лишние траты, ведь налог платится по сути за счет иностранного продавца, то есть продавец получает оплату за свои товары за вычетом НДС.

С некоторых товаров, ввезенных в РФ, НДС не платится (ст. 150 НК РФ). Ставки для расчета НДС равны 10/110 или 20/120.

Покажем расчет на примере . ООО «Листва» 25 апреля 2019 года купило 20 компьютеров у литовского продавца. Общая стоимость в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ составила 177 000 рублей. В данную стоимость включены стоимость компьютеров и пошлина.

НДС = 177 000 × 20 /120 = 29 500 рублей.

Таким образом, перечислить в бюджет ООО «Листва» должно 29 500 рублей. В этот же день нужно заплатить продавцу 147 500 рублей (177 000 — 29 500).

Если вы работаете с НДС и хотите сэкономить время на расчетах, уплате налогов и формированию отчетности, попробуйте поработать в облачном веб-сервисе Контур.Бухгалтерия . В сервисе автоматизированы многие функции, которые бухгалтер часто делает вручную.

НДС при аренде и покупке муниципального имущества

Упрощенцы, которые для своей деятельности арендуют муниципальное имущество, также становятся налоговыми агентами. Существует два варианта расчета НДС в зависимости от обстоятельств договора:

1. В договоре аренды четко прописана сумма НДС. Значит, заявленную сумму налога нужно отправить в государственный бюджет, а арендодателю перечислить деньги за вычетом налога.

2. В договоре не сказано про сумму НДС ни слова.

2.1. По условию договора арендатор платит НДС самостоятельно. Тогда НДС считается исходя из ставки 20%. Арендодателю нужно заплатить полную сумму по договору, а на счет налоговой службы перечислить рассчитанный НДС.

2.2. Договор гласит, что НДС включен в арендную плату. НДС находят по формуле: сумма арендной платы × 20/120. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС, а сам налог платится в ФНС.

Налоговые агенты на УСН, арендуя имущество, должны выписать на сумму аренды счет-фактуру с НДС с последующей регистрацией документа в книге продаж. Арендодатель в счете-фактуре будет указан в графе «продавец».

Давайте разберем расчет налога на наглядном примере.

ООО «Путеводитель» находится на упрощенной системе (доходы за минусом расходов). Компания взяла в аренду складское помещение, принадлежащее государству. Ежемесячно фирма платит арендодателю 120 000 рублей. В договоре прописано, что НДС включен в стоимость. В день перечисления арендной платы ООО «Путеводитель» должно заплатить и налог в бюджет.

120 000 × 20/120 = 20 000 рублей — бухгалтер компании вычислил НДС.

120 000 — 20 000 = 100 000 рублей — такую сумму бухгалтер спишет с расчетного счета в адрес арендодателя.

В государственную казну нужно отправить налог в сумме 20 000 рублей.

Если упрощенец решил выкупить государственное/муниципальное имущество, он становится налоговым агентом и должен исчислить НДС. Налог удерживают из покупной стоимости и перечисляют в ФНС.

НДС могут не платить упрощенцы, если выполняются сразу три условия (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ):

  • упрощенец должен быть представителем малого или среднего бизнеса;
  • до выкупа имущество должно быть арендовано (льгота только для недвижимости);
  • выкупается государственная или муниципальная недвижимость. Здесь важным условием является то, что имущество не должно принадлежать ГУП или МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

НДС при доверительном управлении имуществом

Договоры доверительного управления, простого товарищества, совместной деятельности возможны лишь для упрощенцев, которые вправе уменьшать свои доходы на расходы, т. к. для этого выбран соответствующий объект налогообложения. Перечисленные договорные отношения подлежат обложению НДС (ст. 174.1 НК РФ).

Кто же выставляет счет-фактуру? Ее должен выписать ответственный участник — продавец. Особенностью в данном случае будет то, что в строке «продавец» нужно написать «Д.У.» (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).

Упрощенец может взять налог к вычету, если выполнит два простых условия:

  • будет иметь на руках счет-фактуру;
  • будет вести раздельный учет операций по договору доверительного управления и прочей деятельности.

НДС не облагается только вознаграждение доверительного управляющего на УСН.

Посреднический НДС

Упрощенцы-посредники перевыставляют счета-фактуры. Однако НДС упрощенцы здесь не платят.

Когда упрощенец осуществляет сделки от своего имени, в счете-фактуре указывается его наименование. В таком случае составляется два экземпляра счета-фактуры. Нельзя не отметить важную особенность упрощенцев — при посреднических сделках они не фиксируют данные операции в книгах покупок и продаж. Соответственно, о таких сделках не отчитываются с помощью декларации, но в обязательном порядке сдают журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Рассмотрим на примере , как оформить документы при торговле товарами от имени посредника.

ООО «Клен» (заказчик) подписало договор комиссии от 09.04.2019 № 117 с ООО «Крот» (посредник на УСН). «Крот» реализует партию станков, которые принадлежат «Клену». Стоимость партии равна 550 000 рублей (в т. ч. НДС).

17.04.2019 ООО «Крот» подписало договор поставки с ООО «ПСН», а 20.04.2019 станки отгрузили.

ООО «Крот» сразу же передало в бухгалтерию ООО «ПСН» счет-фактуру, а ее копию направило в ООО «Клен». Работник «Крота» зарегистрировал счет-фактуру в первой части своего журнала учета счетов-фактур.

ООО «Клен» выставило в адрес ООО «Крот» счет-фактуру от 20.04.2019 на сумму проданных товаров.

Полученный от ООО «Клен» счет-фактуру бухгалтер ООО «Крот» занес во вторую часть журнала учета счетов-фактур.

Компания на УСН может оказывать услуги посредника от имени заказчика, тогда упрощенец самостоятельно не оформляет счета-фактуры. А продав товар, упрощенец отдаст покупателю счет-фактуру, которую выпишет заказчик.

Счет-фактура с НДС на УСН

Часто упрощенцы для удержания клиентов по просьбе компаний на ОСНО выдают им счета-фактуры с выделенным НДС. Ничего противозаконного в этом нет, но только при условии, что упрощенец заплатит выделенный НДС в ФНС и подаст декларацию. Компании и ИП на УСН налог в расходах учесть не вправе.

Если счет-фактура с НДС имеет место в деятельности упрощенца, отчитаться и уплатить налог следует до 25-го числа месяца, идущего после отчетного квартала.

Не стоит заблуждаться и думать, что ФНС не узнает о факте выдачи счета-фактуры с НДС. Сейчас зеркальная проверка позволяет выявить нестыковки в два счета. И тогда НДС придется заплатить, а еще вас наверняка накажут штрафом.

Совет. Если вы часто работаете с компаниями на ОСНО, откройте свою компанию на ОСНО, и тогда сможете на законных основаниях выдавать счета-фактуры при реализации. А фирме на УСН лучше работать со спецрежимниками, для которых НДС не играет никакой роли.

Как видим, не так много ситуаций, когда упрощенец сталкивается с НДС. Нужно быть очень внимательным при ведении учета, тогда не будет претензий со стороны налоговых органов.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.