Что такое нефтедоллары? какую роль они играли в экономике страны. Экономический словарь: Нефтедоллары Что такое нефтедоллары

Это американские доллары, получаемые от реализации нефти и нефтепродуктов. Данные средства получают нефтедобывающие компании (поставщики "черного золота"), а затем депонируют такую валюту в западные банковские учреждения.

Рождение нефтедолларовой системы

Вышеуказанная система берет свое начало с 1970-х годов. Она зародилась вслед за крахом золотого стандарта. Президент Соединенных Штатов Р. Никсон и его правительство хорошо понимали, что для страны является жизненно необходимым поддержание искусственного курса американского доллара.

Выход из ситуации вскоре был найден. Было заключено договорное соглашение между Соединенными штатами и королевской семьей из Саудовской Аравии. Америка обещала саудитам осуществлять регулярные поставки оружия и гарантировать защиту от израильского госсударства.

Цена американского покровительства выражалась в следующих условиях договорного соглашения:

    саудитам запрещалось реализовывать свою за какую-либо иную валюту, кроме доллара США;

    Саудовская Аравия должна гарантировать готовность вкладывать избытки прибыли от сделок с "черным золотом" в американские долговые обязательства.

Соединенные Штаты, убедив саудитов заключить эту сделку, на несколько предыдущих десятилетий обеспечили себе небывалый взлет в экономике.

Термин "нефтедоллары" в 1973 году был придуман проф. университета в Джорджтауне Ибрагимом Овайссом.
Уже в 1974 году нефтедолларовая система заработала на полную мощность в Саудовской Аравии. Со временем (как и предполагали американцы) к ней захотели присоединиться другие нефтедобывающие государства. В 1975 году все члены ОПЕК оценивали свое "черное золото" в американских долларах, а свои избыточные нефтяные доходы держали в долговых обязательствах США.

Никсон успешно осуществил так называемую "сделку века": переход от золотого стандарта к нефтедоллару. В итоге искусственный спрос на американские доллары в мире существенно возрос.

Преимущества нефтедолларовой системы для американской экономики:

    увеличивает мировой спрос на валюту Соединенных Штатов;

    повышает спрос на американские долговые обязательства в мире;

  • предоставляет возможность США приобретать необходимое количество "черного золота" за валюту, которую по своему желанию они могут свободно напечатать.

Реален ли крах нефтедолларовой системы?

В последнее время нефтедоллары медленно, но все-таки сдают свои центральные позиции в мире, переставая исполнять роль основного способа расчета между сторонами. Важность этой валюты нивелировала целая серия международных договорных соглашений. Например, между Российской Федерацией и Китаем был оформлен договор, согласно которому для осуществления сделок будут применяться собственные валюты этих государств.

Смертельную опасность для американских нефтедолларов представляют и другие подобные сделки, которые Китай заключил с ОАЭ, а также с Бразилией, Японией, Австралией, Чили. Российская Федерация также намерена применять свою валюту при осуществлении торговли с Ираном.

Обесценивание нефтедолларов неизбежно приведет к поднятию цен на "черное золото" и увеличению американского госдолга. Спровоцировать крах нефтедолларовой системы может полный отказ нефтедобывающих государств осуществлять нефтяные операции в данной валюте.

С введением евро, уже достаточно долгое время не утихают споры на счет того, заменит ли данная американский доллар в расчетах за "черное золото". В связи с этим и возник новый термин "нефтеевро".
Следует отметить, что крах нефтедолларовой системы вполне реальный и не иллюзорен, но хоть это падение неизбежно (ведь рано или поздно все заканчивается), до него еще невероятно далеко.

Краткий итог

Образование системы нефтедолларов стало блестящим маневром американского правительства как в области политики, так и в сфере экономики. Вашингтонская элита вовремя осознала, что "черного золота" рано или поздно резко поползет вверх. Поэтому они так стремились сделать свою валюту центральным средством расчетов чуть ли не для всех нефтяных операций по всему миру.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

НЕФТЕДОЛЛАРЫ, значительные средства в долларах, полученные нефтедобывающими странами в связи с быстрым ростом цен на нефть в середине 1970-х гг. и используемые на международном рынке ссудных капиталов. В результате борьбы с англо-американскими нефтяными корпорациями нефтедобывающие страны повысили свою долю в доходах от нефти, увеличили степень собственного контроля над нефтедобычей и добились резкого повышения мировых цен на нефть. В середине 1970-х - начале 1980-х гг. доходы нефтедобывающих стран достигли огромных размеров (в 1980 г. внешние доходы стран, входящих в Организацию стран - экспортёров нефти - ОПЕК, превысили 300 млрд. долл.). Многие страны ОПЕК использовали эти доходы на нужды подъёма национальной экономики, развития образования, здравоохранения и т. п. Однако отсталость экономической и социальной структуры некоторых из них препятствовала более полному использованию средств в национальном хозяйстве. Значительная часть доходов от нефти в арабских странах досталась феодальной верхушке. Образовавшиеся таким образом огромные свободные денежные средства их владельцы стали вкладывать преимущественно в банки западных стран. Ок. 3/4 объёма вывезенных за рубеж (рециклированных) средств из стран ОПЕК приходилось на долю Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ. Только за 1974-75 гг. вклады нефтедобывающих стран в финансовые учреждения США и Западной Европы (не считая государственных займов промышленно развитым и развивающимся странам и взносов в международные организации) составили св. 60 млрд. долл. Вторая волна массового рециклирования нефтедолларов в экономику развитых стран относится к 1979-81 гг. К концу 1983 г. общий объём зарубежных нефтедолларовых вложений стран ОПЕК превысил 380 млрд. долл., из них поступили в США 23%, ФРГ 5,7%, Великобританию 3,4%. Ряд промышленно развитых стран (Великобритания, ФРГ, Франция, Япония) получили от стран ОПЕК крупные кредиты, некоторая часть нефтедолларов вложена в межгосударственные организации (МВФ, МБРР и др.). В МВФ был создан нефтяной фонд. Нефтедоллары превратились в дополнительный источник финансирования экономики промышленно развитых стран, использовались для покрытия дефицитов платёжных балансов. Доходы от зарубежных вложений стали играть заметную роль во внешних поступлениях нефтедобывающих стран. Так, в 1980-х гг. страны Персидского залива получили от своих зарубежных вложений доходы, составляющие ок. 1/4 их поступлений от экспорта. С 1986 г. резкое падение цен на нефть привело к существенному сокращению валютных поступлений нефтедобывающих стран (в 1998 г. доходы стран ОПЕК от экспорта нефти в сопоставимых ценах составили лишь 1/5 часть от доходов в 1980 г.). Некоторые из них были вынуждены использовать свои зарубежные активы для поддержания платёжных балансов и завершения финансирования строящихся объектов, что привело к сокращению объёма нефтедолларов, обращающихся на мировых рынках ссудного капитала. Тем не менее зарубежные вложения нефтедобывающих стран остаются весьма значительными. Так, в середине 1990-х гг. зарубежные частные вложения Кувейта оценивались в 120 млрд. долл., ОАЭ - 23 млрд. долл., Катара - 14 млрд. долл. И. П. Фаминский.

Значительные средства, полученные нефтедобывающими странами в связи с быстрым ростом цен на нефть в середине и в конце 70-х гг. и используемые на международном рынке ссудных капиталов. В результате борьбы нефтедобывающих стран против англо-американских нефтяных корпораций им удалось повысить свою долю в доходах от нефти, увеличить степень собственного контроля над нефтедобычей и добиться резкого повышения мировых цен на нефть. В результате с середине 70-х гг. доходы нефтедобывающих стран достигли огромных масштабов. Например, в 1980 г. внешние доходы стран, входящих в Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК), превысили 300 млрд. долл. Многие страны ОПЕК использовали эти доходы на нужды подъема национальной экономики. Однако отсталость экономической и социальной структуры некоторых из них препятствует использованию этих средств в национальном хозяйстве. Значительная часть доходов от нефти в арабских странах досталась феодальной верхушке. Образовавшиеся таким образом огромные свободные денежные средства стали вкладываться их владельцами преимущественно в банки западных стран. На долю таких арабских стран, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, приходилось около 3/4 объема вывезенных за рубеж (рециклированных) средств из стран ОПЕК. Только за 1974-1975 гг. вклады нефтедобывающих стран в финансовые учреждения США и Западной Европы (не считая государственных займов промышленно развитым и развивающимся странам и взносов в международные организации) составили свыше 60 млрд. долл. Вторая волна массового рециклирования Н. в экономику развитых стран связана с новым скачком вверх цен на нефть и относится к 1979-1981 гг. К концу 1983 г. общий объем зарубежных нефтедолларовых вложений стран ОПЕК превысил 380 млрд. долл. Значительная часть Н. поступила в США (23% на конец 1983 г.), ФРГ (5,7%), Великобританию (3,4%). Ряд промышленно развитых стран получили от стран ОПЕК крупные кредиты (Великобритания, ФРГ, Франция, Япония). Некоторая часть Н. вложена в межгосударственные организации - Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др. Н. стали важнейшим источником средств на западноевропейском рынке капиталов. Приток больших масс Н. способствовал росту инфляционных тенденций в Западной Европе. Н. поступали на западноевропейские рынки капитала почти исключительно в виде краткосрочных вложений, что усиливало неустойчивость международной финансовой системы. Стихийные перемещения значительных сумм краткосрочных вкладов нефтедобывающих стран из одной страны в другую в погоне за более высокой процентной ставкой неоднократно приводили к резкому ухудшению состояния платежных балансов некоторых западноевропейских стран, разорению многих, даже крупных коммерческих банков. Вместе с тем Н. превратились в дополнительный источник финансирования экономики промышленно развитых стран. В дальнейшем Н. стали все в большей мере сосредоточиваться в банках самих нефтедобывающих стран, которые стали проводить самостоятельные операции по кредитованию промышленных, коммерческих и финансовых компаний различных стран, в том числе стран - импортеров нефти. Доходы от зарубежных вложений стали играть заметную роль во внешних поступлениях нефтедобывающих стран. Так, в 80-е гг. княжества Персидского залива получали от своих зарубежных вложений доходы, составляющие около 1/4 их поступлений от экспорта. Рынок Н. превратился в арену острой конкурентной борьбы между банками промышленно развитых стран, которые первоначально диктовали свои условия использования этих средств, и банками Нефтедобывающих стран, в частности банками Бахрейна, Кувейта, Аммана, Каира и др., которые стремятся занять место равноправных партнеров в международных валютно-кредитных отношениях. Резкое падение цен на нефть, начиная с 1986 г., привело к существенному сокращению валютных поступлений нефтедобывающих стран. Некоторые из них были вынуждены использовать свои зарубежные активы для поддержания платежных балансов и завершения финансирования объектов, строящихся в их странах, что привело к сокращению объема Н., обращающихся на мировых рынках ссудного капитала.

Крупные месторождения нефти и газа в Западной Сибири были открыты и разведаны в 1950–1960 гг. Еще в 1946 г. Сталин говорил о том, что для коммунизма достаточно добывать 60 млн. т. нефти в год. Но уже во второй половине 1960-х добыча нефти в СССР превысила 100 млн. т.
Далее, в 1970-х, темпы росли прежде всего за счет Самотлора и ряда других уникальных месторождений. Были открыты также богатейшие запасы газа – Уренгой, Ямбург.
Появилась реальная возможность покрыть потребности в валюте для оплаты импорта продовольствия, а также оборудования и технологий за счет вывоза энергоносителей, произвести структурные изменения в топливно-энергетическом балансе и повысить за счет этого эффективность всей экономики, откладывая реформы.
К тому же сложилась исключительно благоприятная конъюнктура на мировых рынках. В 1973 г. произошел первый мировой энергетический кризис, в ходе которого цены на нефть поднялись в 3–5 раз. Решающую роль в этом сыграли решения ОПЕК. Западные страны вынуждены были перестраивать экономику, переходить на энергосберегающие технологии.
Второй мировой энергетический кризис в 1979 г. снова привел к скачкообразному росту цен на энергоносители – в 1,7 раза. К этому времени (1980 г.) СССР уже добывал более 600 млн. т нефти, из которых 119 млн. т экспортировал; газа – более 500 млрд. куб. м, из которых экспортировал 53,2 млрд.
В 1970–1980 гг. физический объем экспорта нефти вырос на 62%, а стоимость – в 3,7 раза. Максимум был достигнут в 1983 г. – 91,1 млрд. долл.
Для справки: наивысшая цена нефти была достигнута в 1982 г. – 248,2 долл. за 1 т, или около 40 долл. за баррель, в 9,2 раза выше цены 1973 г. (24,1 долл. за 1 т). Выручка от экспорта нефти в этот год составила 28,5 млрд. долл. В 1996 г. при цене 135,5 долл. за 1 т (21,5 долл. за баррель) экспорт дал 14,28 млрд. долл. В 1998 г. цена упала до 8 долл. за баррель, в 5 раз меньше цены 1982 г.
Мировая цена на газ в 1982 г. была равна 141,15 долл. за 1 куб. м, максимального значения она достигла в 1987 г. – 194,5 долл./куб. м. В эти годы экспорт газа дал 8,3 и 16,4 млрд. долл. соответственно.
В развитии нефтегазовой промышленности важную роль играли гигантские компенсационные сделки типа "газ – трубы": западные страны давали кредиты, на которые приобретались трубы, нефтяное и газовое оборудование, а оплата производилась поставками нефти и газа. Правда, ТЭК сам требовал огромных инвестиций, эффективность которых быстро падала. В 1985 г. они вдвое превысили объем 1975 г., а добыча стала снижаться.
За 1965–1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд. долл.
Как отмечает Е. Гайдар*, нефтяные деньги были использованы для выведения душевого ВВП и уровня жизни за тот предел, который может устойчиво поддерживаться при социализме. В итоге и неизбежный кризис, когда он наступил, оказался особенно болезненным.
* Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. С. 163.

Когда в 1986 г. конъюнктура изменилась и прежняя политика уже стала невозможна, выяснилось, что эти деньги потрачены неизвестно на что, точнее, на импорт продовольствия, ширпотреб, гонку вооружений (строительство Красноярской РЛС и т.п.).
Была возможность вовремя начать структурную перестройку советской экономики, приступить к устранению ее основных деформаций, и тогда к середине 1980-х гг. можно было иметь народное хозяйство, подготовленное к неизбежным переменам, которые вследствие этого были бы намного менее болезненны. Это видно на примере Венгрии, Чехословакии, отчасти Польши, где ко времени рыночных реформ экономика оказалась существенно более сбалансированной и подготовленной.
В дискуссиях вокруг реформ у нас зачастую выдвигался тезис (Ю.В. Яременко): сначала надо было перестраивать структуру экономики, а затем либерализовать цены, приватизировать и т.д. В нем есть известная логика. Однако если ее придерживаться, то делать это надо было с начала 1960-х, когда и ресурсы были. Время было упущено, ресурсы безвозвратно растрачены. Даже Кувейт оказался умнее, создав на доходы от нефти Фонд будущих поколений. У нас будущим поколениям "кремлевские старцы" оставили гору неразрешимых проблем и горечь новых тяжелых испытаний.
Впрочем, структурную перестройку и тогда, на нефтяные деньги, тоже нельзя было осуществить без реформ. Без рынка, без открытой экономики не было обратной связи, сигналов, позволяющих определить, что и как перестраивать.
Таким образом, нефтедоллары, несомненно, оттянули кризис, но и сделали его более болезненным: падать пришлось с большей высоты. Однако критическая точка приближалась.
Правление Брежнева едва ли не главной своей заслугой считало достижение стратегического паритета с США в военной области. Но когда с начала 1980-х гг. в США стали разрабатывать оружие "звездных войн", политическому руководству от военных и ВПК стали поступать сигналы, что новый виток гонки вооружений СССР не выдержит. Уже они, т.е. силы, которые высасывали соки из экономики, стали обращать внимание на ее слабость. Даже им стало ясно, что основные военно-стратегические проблемы лежат не в самой военно-промышленной сфере, а в том базисе, на котором она строится. Теперь и они присоединились к требованиям реформ.
К этому времени западные страны уже усвоили уроки энергетических кризисов 1970-х гг. и перевели свою экономику на энергосберегающие технологии. Мы время упустили. Конъюнктура на мировых рынках стала меняться, в 1986 г. резко упали валютные поступления от экспорта энергоносителей. При- шлось сокращать импорт (табл. 3.4).

Правда, импорт инвестиционных товаров сократился меньше, а по некоторым видам оборудования, а также по мясу и мясопродуктам наблюдался рост. Однако в целом картина выглядит достаточно убедительно: нефтяной Клондайк кончился как раз тогда, когда новое руководство дозрело до реформ. Пышки достались одним, а шишки – другим.

Ценообразование на мировом рынке нефти играют важную роль в экономике многих государств. Россия – яркий пример тому.
1. Именно нефтедоллары определяют количество денег в российской экономике.Благодаря нефтедолларам пополняется и бюджет страны.
2. За счет притока нефтедолларов растет благосостояние страны. Это способствует росту уровня жизни населения в целом.
3. Вследствие рассмотренных выше причин растет престиж страны на мировой арене. Таким образом, Россия получает возможность «вступить» на равных в мировую экономику.
4. Благодаря притоку денег от экспорта нефти появляется возможность развивать различные отрасли экономики.
5. Повышается ВВП страны. Традиционно динамику потребления нефти меряют относительно динамики реального объема ВВП. В ряде публичных дискуссий, а также в печати вполне заслуженно много внимания уделяют проблеме связи бюджета и мировых цен на нефть.
6. Повышаются доходы экономических агентов. Указанная зависимость темпов роста российской экономики от мировых цен на нефть реализуется в определенных количественных оценках формирования доходов российских экономических агентов. Расчеты показывают, что при снижении среднегодовой цены за баррель нефти марки «Urals» на 1 доллар российская экономика теряет в целом приблизительно 1,6 млрд. долларов в год (включая 0,85 млрд. долларов потери бюджета и 0,75 млрд. долларов потери предприятий).
7. Увеличиваются инвестиции, в частности в топливную и транспортную отрасль.Россия традиционно недополучает инвестиции. Стоит подчеркнуть, что именно они являются едва ли не единственным механизмом устойчивого экономического роста. Уровень иностранного инвестирования в нашу экономику не соответствует экономическим успехам России - к слову сказать, очень значительным. Это связано, прежде всего, с остаточным эффектом холодной войны: «Россия - страшное место, русская мафия, произвол чиновников» и прочее. Все эти слоганы до сих пор успешно продаются на западе. В итоге Польша, которая проигрывает России по всем параметрам (включая криминал и коррупцию), имеет в разы большие объемы инвестиционных средств.
Таким образом, каждый месяц стабильности повышает наше место в международных инвестиционных рейтингах, добавляет стране иностранных инвестиций и «продвигает» ее на Запад...
Вместе с тем, анализ инвестиционных процессов особенно важен при рассмотрении общей связи российской экономики с конъюнктурой мировых рынков нефти, поскольку инвестиции составляют один из главных элементов механизма этой связи. Учитывая, что физический объем экспорта нефти может меняться весьма незначительно, решающее значение для формирования доходов топливной отрасли имеют колебания цен. В условиях роста цен и соответствующего расширения доходов наблюдается увеличение инвестиций. В первую очередь, это касается непосредственно топливной отрасли и транспорта, доля которых составляет почти половину инвестиций в основной капитал в России. Это неизбежно порождает инвестиционный спрос и, соответственно, рост производства, приток инвестиций в машиностроение и другие отрасли. В итоге инвестиции в топливную промышленность выступают в роли локомотива для промышленности и экономики в целом. Кроме того, увеличение доходов нефтяных компаний ведет непосредственно к расширению инвестиций в других отраслях - в результате экспансии «нефтяного» капитала в эти отрасли. Таким образом, увеличение дохода нефтяных компаний вследствие роста мировых цен на нефть создает условия для роста российской экономики в целом - прежде всего, через механизм инвестиций.
8. Увеличиваются валютные поступления от экспорта. Происходит прирост золотовалютных резервов и стерилизация избыточной ликвидности.
Отмечу, что это лишь одна сторона медали...