Центросоюз на мясницкой. Московские проекты великого архитектора ле корбюзье. Открытый и закрытый

Что случилось

Вчера на сайте движения «Архандзор» появилась о том, что рядом с домом Центросоюза архитектора Ле Корбюзье, на территории, которая принадлежит Министерству обороны, планируется строительство 58-метрового здания. По плану высотка появится на месте двух домов конца XIX века, которые не представляют исторической ценности. на их снос было выдано еще в апреле 2016 года, градозащитники обратили внимание на незаконные действия только сейчас.

Причиной стало обращение главы парижского Фонда Ле Корбюзье Антуана Пикона к мэру Москвы Сергею Собянину и главе Министерства культуры Владимиру Мединскому с просьбой отказаться от проекта, оказавшееся в распоряжении «Архнадзора». Хотя новая высотка не несет прямой угрозы зданию Центросоюза, где сейчас базируется Росстат, очевидно, что высотка может испортить вид на постройку архитектора, которому, кстати, в позапрошлом году поставили на Мясницкой. Реальность угрозы можно понять, если учесть, что с такого же разрешения на снос начинались многие истории, которые приводили в итоге к гибели исторических памятников - здания , например.

Два дома - белый и красный, - на месте которых может возникнуть новостройка

© Архнадзор

Что говорят эксперты

Татьяна Кудрявцева

Архитектор, эксперт по охране архитектурного наследия

«Я участвовала в экспертизе по определению границ охранной зоны вблизи дома Центросоюза, и в результате границы не изменились. Решение было еще раз подтверждено на совещании в декабре 2016 года. Да, рядом со зданием Ле Корбюзье есть два дома постройки конца XIX - начала XX века, которые уродуют памятник. Дело в том, что в этих домах уже лет 30 не живет никто, кроме бездомных. Сделать здания жилыми - невозможно. Поэтому на их месте появится новая постройка. Я не знаю, какая: знать может только главный архитектор города Сергей Кузнецов. Единственное, что могу я, - объяснить, какое здание там можно построить, а какое нет. Но этим на экспертизе я не занималась».

Константин Михайлов

Историк архитектуры, координатор общественного движения «Архнадзор»

«Власти, по обыкновению, затеяли совершенно неуместную стройку в историческом центре города, причем на охранной территории, рядом с домом Центросоюза. Само 58-метровое здание собираются поставить на месте доходных домов конца XIX века. Для этого уже предприняты некоторые действия по изменению действующего режима охраны. Были найдены эксперты, готовые подтвердить, что высотка никак не повредит историческому облику той местности и не повлияет на восприятие памятника мирового значения.

Окончательное решение властей по этому вопросу не готово, впрочем, как нет и постановления о начале строительства, но уже разработан проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) рядом с домом Ле Корбюзье. В нем как раз заложена высота около 60 метров.

Без технического исследования сложно сказать, как строительство может повлиять на состояние памятника архитектуры. Но то, что такое соседство плохо скажется на визуальном восприятии единственного проекта Ле Корбюзье в Москве, - это точно! Высотка будет перетягивать на себя внимание, что перечеркнет традиционное восприятие дома Центросоюза. Жаль, что в столичном правительстве не берут подобные соображения в расчет.


Участок предполагаемого строительства

Сейчас ведется работа по исполнению президентского об увеличении количества объектов Всемирного наследия, которые Россия могла бы предоставить ЮНЕСКО. Дом Ле Корбюзье - один из главных претендентов на номинацию от нашей страны. Тем более что многие постройки французского архитектора в других странах уже вошли в этот список. Однако планы столичного правительства возвести рядом с ним высотку ставят крест на этих намерениях.

Неудивительно, что мировое экспертное сообщество обеспокоено. К сожалению, в последнее время московские власти под разговоры о сохранении архитектурного наследия часто проектируют и разрешают стройки, которые портят исторический облик города. Достаточно вспомнить возле Новой Басманной улицы, из-за которой прекрасный храм Святых Апостолов Петра и Павла оказался по соседству с огромной башней, - и это только один из множества примеров.

Сейчас памятник нуждается в защите от агрессивного строительства по соседству. «Архнадзор» уже писал замечания по этому делу в Москомархитектуры. В планах - обратиться в правоохранительные органы и защитить здание юридическими методами. Потому что настоящие действия властей - с привлечением ненадежных экспертов - нарушают законодательство».

Пресс-служба Министерства обороны, на территории которого планируется строительство высотного здания, и ООО «Фин.ком», подрядчик проекта, отказались от комментариев.

Всего 16 фото

Здание Центросоюза (Наркомлегпрома) — офисное здание, возведённое в 1928—1936 годах в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье, при участии П. Жаннере и Н. Я. Колли Представляет собой комплекс корпусов, обращённый одновременно на две параллельные улицы — Мясницкую и проспект Академика Сахарова. Здание относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только Москвы, но и мира, представляя собой созданный знаменитым архитектором образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века. Эта постройка, реализованная знаменитым швейцарцем в СССР, стала его первым крупным проектом, воплощенным в довоенное время.


02 Вид с проспекта Сахарова


В здании первоначально помещался Центросоюз (для которого и проводился конкурс), затем Наркомлегпром СССР, Министерство текстильной промышленности СССР, с 1959 года — ЦСУ СССР. В настоящее время здесь располагается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

03


Дом Центросоюза — один из первых в Европе больших офисных комплексов с витражным остеклением. Построен в результате международного открытого конкурса 1928 года, в котором участвовали в основном русские архитекторы: братья Александр и Виктор Веснины, Б. М. Великовский, С. Е. Чернышёв, И. И. Леонидов, А. Д. Крячков и другие. Кроме того, были приглашены и иностранные архитекторы.. Конкурс проходил в три этапа и в первом из них одержал победу Б. М. Великовский. В это же время, осенью 1928 года, Ле Корбюзье приехал в Москву. Возможно, и личное присутствие, и важность самого визита, на чем настаивали прогрессивно настроенные советские архитекторы, сыграли свою роль — в конце концов, первую премию и право постройки получил именно он.

04

Дом Центросоюза — очень большое по тем временам сооружение. Первое, что бросается в глаза при подходе к нему — это гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа (под зданием можно свободно пройти), горизонтальные крыши, красновато-коричневая облицовка стен из розового артикского туфа.

05

Дом Центросоюза весьма сходен со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (арх-ры Л. Коста, О. Нимейер, при участии Ле Корбюзье 1936), где также присутствуют открытые колонны в основании здания, большие площади витражного остекления, разделение объёмов по их функции.

06 Рио-де-Жанейро

Близкий аналог Центросоюзу и «Швейцарский павильон» в Париже (арх. Ле Корбюзье, 1931), в котором основной блок также покоится на колоннах, а сплошное остекление фасада «вставлено» в раму из камня.

07 Париж

Можно добавить к этому и здание Секретариата ООН, соавтором которого тоже является Ле Корбюзье (1947). Секретариат ООН — это не что иное, как поставленный вертикально офисный блок Центросоюза.

08 ООН

09

По предложенным идеям проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Причем, новаторским не только для России, где в ту пору существовал свой сильный архитектурный авангард, но и для Европы. В офисных блоках Центросоюза применена конструкция типа железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи, что для строительной практики России было новостью. Корбюзье предложил также навесные герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла — с целью теплоизоляции внутренних помещений. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась...

10

11 План сооружения строений Центросоюза в Москве, составленный Ле Корбюзье и Пьером Жаннере / Журнал «Современная архитектура». 1928. № 6. — С. 177—181.


12

Вдобавок к этому в здании предусматривалась внутренняя система аэрации — кондиционирования. Это технологическое решение было осуществлено далеко не полностью. .У Леонидова Корбюзье заимствовал идею сплошного стеклянного фасада — не «тельняшек» ленточных окон, а единого полотна. У Великовского — идею открытого этажа без перегородок и лифты непрерывного действия (патерностеры). Это и многое другое он объединил не только на основе своих «пяти принципов», но и новой идеи — «архитектура — это циркуляция!». И циркуляция 2000 сотрудников Центросоюза, перемещающихся между 7 этажами трёх конторских корпусов — вверх на лифте, вниз — по пандусу. И циркуляция воздуха — железобетон позволил создать единое межоконное пространство — именно здесь должен был проходить нагретый воздух зимой и охлажденный летом (форточки были задуманы только во внутреннем слое остекления).

13 Вид с Мясницкой

Быть может, главное новшество в организации офисных зданий — никак не разграниченное рабочее пространство — было утопией, но архитектурные решения общественных зон, четкое разведение потоков, эффективный транспорт внутри здания пережили не одну перестройку, и без них функционирование здания немыслимо.

Центросоюз дважды был реконструирован (в 1970-е и 2010-е): свободные этажи были разгорожены на отдельные кабинеты, оконные переплеты заменены, патерностеры демонтированы, но внутренние пространства актового зала, фойе, лестниц и пандусов сохранились почти в первозданном виде.

14 Памятник Ле Корбюзье

15 На памятной доске надпись "построено по проекту французского архитектора Ле Корбюзье в 1930-1936 годах"

16


Александр Александрович Веснин, русский и советский архитектор, считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М. Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре".

Источники:
Википедия
corbusier.totalarch.com - Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве. 1928-1936 /Архитектура/Ле Корбюзье
archspeech.com Здание Центросоюза: единственная московская постройка Ле Корбюзье/Статьи

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

Место для строительства было предложено архитектором Б.М.Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом -Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова). Конкурс на проектирование был объявлен в 1928 году и проходил в три этапа, на первом этапе конкурс выиграл Великовский, однако со второго этапа бесспорным лидером стал Ле Корбюзье.

Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: "2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор".

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А.Веснин считал, что это "лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет". Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М.Карамзина "в России не имели идеи о хорошей архитектуре". Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л.Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.

В 2005 году был утвержден предмет охраны здания, в котором в то время (как и сейчас) размещался Росстат. Поскольку были обнаружены большие повреждения и деформации в несущих конструкциях одного из корпусов, требующие устранения, в этом же году на этом объекте культурного наследия начались ремонтные работы по усилению фундаментов и конструкций.

С 2011 по 2013 год проходили реставрационные работы. Фасады здания были очищены с помощью специальных растворов и затем реставрированы. Небольшие утраты поверхности каменной облицовки восполнялись декоративной сухой смесью, идентичной цвету камня.

Одновременно с реставрацией фасадов производились ремонт плоской кровли и замена карнизов.

В интерьерах центрального вестибюля реставраторы восстановили поверхности колонн из искусственного мрамора. Воссоздан также рисунок мраморного пола.

В лифтовых холлах произведена замена поздних полов на полы из керамогранита цвета дерева.

При работе с интерьерами клуба было многое сделано для того, чтобы это помещение, находящееся в здании, построенное многие десятки лет назад, соответствовало всем современным требованиям безопасности. Создание новейших информационных и телекоммуникационных сетей, полной современной инженерной инфраструктуры здания было одной из важнейших задач, поставленных перед исполнителями программы по реставрации.

Здание бывшего Центросоюза в 2014 году стало лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинациях: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ", "За высокое качество ремонтно- реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

Архитектурный авангард и реализация принципов функционализма архитектуры; Единственное здание на территории Росиии и Советского союза спроектированное и построенное по проекту Ле Корбюзье.

Объект: Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома, Здание ЦСУ)
Архитектор / Дизайн:
Страна: Россия
Год создания: 1928-1936

Он не Ле Корбюзье- это всего лишь литературный псевдоним, вовсе не француз и не только архитектор. Его настоящее имя- Эдуард Жаннере. Он – швейцарец, полжизни проживший во Франции и знаменитый не только зданиями, но и собственными «пуристическими картинами». Жаннере или Ле Корбюзье увековечил себя в своих почти немыслимых архитектурных творениях – зданиях Министерства просвещения в Рио- де- Жанейро, парижского Центра Армии спасения и Московского «Центрсоюза».



Архитектурный дар Ле Корбюзье имел свой философский фундамент, который был сформирован в . Впервые эта концепция был опубликована в «Экспри Нуво», французском журнале 30-ых годов прошлого века, архитектурный раздел в котором возглавлял Эдуард Жаннере, который подписывался как Ле Корбюзье.

Пять принципов архитектуры Ле Корбюзье

Журнальные статьи о зданиях новой эпохи — своеобразный манифест и итог философских размышлений Ле Корбюзье. В публикациях архитектор уверяет, что дома стоит возводить на опорах, чтобы оставалось место под автомобильные стоянки, крыши должны представлять террасы: тогда освободиться место для сада. Ле Корбюзье настаивал, что основа здания — железобетонный каркас. Он позволит избавиться от традиционной планировки, обычные окна заменить на ленточные и создать наружные стены даже из хрупкого материала. Все эти постулаты в отдельности не были новаторством, но только Ле Корбюзье создал из них систему, вдохнул в нее жизнь и повел за собой целое архитектурное поколение.

Ле Корбюзье в Москве

Ле Корбюзье посетил Москву трижды. Сложно сказать, кто и кем оказался больше восхищен – Ле Корбюзье советскими архитекторами или они им. Зодчим новой страны было, что показать. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Братья Веснины поражали своим стремлениями к «чистым архитектурным конструкциям».

Архитектор Щусев, предпочитавший классику, создал Мавзолей Ленина с применением
новых геометрических форм.

Не зря Ле Корбюзье был так поражен! В современной Москве сейчас – двести зданий, построенный в ту эпоху, и четверть из них- архитектурные шедевры.
Ле Корбюзье не остался в долгу. Он « переплюнул» даже социалистических новаторов, предложив Генеральный План столицы «нового государства». Чтобы возвести, по словам Ле Корбюзье, «лучезарный город», Москву надо было снести полностью.

Тогда город бы приобрел не нынешнюю радиальную, а прямоугольную планировку.
В список «неприкасаемый зданий» после сноса вошли, конечно, Кремль, Китай- город, Большой театр и один из особняков на Страстном бульваре.

Столицу решили все- таки не сносить. Поняли, что дорого и не особенно актуально в полуголодной стране. Модернистский проект Дворца Советов по проекту Ле Корбюзье тоже положили «под сукно». Зато гениального безумца вместе с зодчим Николаем Колли привлекли к возведению здания Наркомата легкой промышленности, более известного как Дом Центрсоюза. За что потомки были чиновникам только благодарны. Сооружение на Мясницкой улице до сих пор считается уникальным в мире воплощением бизнес — центра, делового здания.

Дом «Центрсоюза» и задумывался, как теперь говорят, деловой центр. Ле Корбюзье следуя планировал полностью отказаться от традиционного фундамента, но партнер по проекту, архитектор Николай Колли не поддержал идею, поэтому сейчас здание в двух частях — часть сооружения все — таки «поставили» на фундамент, а один блок в духе Ле Корбюзье — на опоры- стойкы. Обычные москвичи и сотрудники наркомата свободно перемещались под домом. «Центрсоюз» получил еще одно название- «дом на ножках».
Не забыл Ле Корбюзье о своем втором постулате – ленточных окнах. Фасад был полностью застеклен. Сейчас это кажется вполне привычным, а тогда выглядело как ноу- хау.

Что представляла собой вся конструкция? «Дом «Центросоюза», на самой деле – это четыре здания или корпуса. Три из них состоят из восьми этажей. Здесь расположились многочисленные конторы. В четвертом находился кинозал и фойе. Дом, занимающий огромную площадь, выходит на две московские улицы Мясницкую и Сахарова.
К главному фасаду здание как будто спускается — его высота изменяется постепенно от восьмиэтажной до двухэтажной.








«Центрсоюз» имеет свои архитектурные секреты, которые можно заметить лишь в том случае, если обойти сооружение вокруг. Например, часть углов некоторых корпусов поставлены как будто не ровно, а немного косо. Холодные и правильные в геометрическом плане стеклянные стены сменяются «неправильными» поверхностями.
Внутренняя планировка, точнее ее отсутствие тогда, вероятно, поразила трехтысячную армию сотрудников наркомата. Этажи были построены с свободной планировкой благодаря железобетонному каркасу здания.
Здание оказалось еще и непривычно теплым для мерзнущей страны. Ле Корбюзье спроектировал стены-экраны, между которыми сохранялся не воздух, а вакуум, что и улучшило теплоизоляцию.
Реализованный проект «Центрсоюза» признали новаторским даже в Европе, уже успевшей привыкнуть к архитектурному авангарду. Ле Корбюзье получил в наследство благодарных последователей. Вслед за «Центрсоюзом» дома на ножках с плоскими крышами и ленточными окнами стали расти в Москве как грибы.