Бюджетный механизм и его особенности. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений.

Бюджетный механизм основан на следующих принципах:

  • 1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • 3) принцип сбалансированности;
  • 4) принцип самостоятельности бюджетов;
  • 5) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • 6) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • 7) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • 8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • 9) принцип прозрачности (открытости);
  • 10) принцип достоверности бюджета;
  • 11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • 12) принцип подведомственности расходов бюджетов;
  • 13) принцип единства кассы.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • 1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
  • 2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
  • 3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

  • 1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;
  • 2) исполнения бюджета;
  • 3) бюджетного контроля.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

  • - федеральный бюджет;
  • - региональные бюджеты;
  • - местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.

Воздействие бюджетного механизма на экономику:

  • - количественное (определяется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств)
  • - качественное (связано с влиянием на экономические интересы хозяйствующих субъектов через конкретные виды доходов и расходов бюджета)

Элементы и звенья бюджетного механизма:

  • - механизм мобилизации средств бюджета -> виды бюджетных доходов
  • - механизм расходования бюджетных средств -> виды и формы бюджетных расходов
  • - механизм балансирования бюджета -> источники покрытия дефицита бюджета
  • - механизм бюджетного перераспределения -> формы финансовой поддержки территорий

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений.

Можно выделить три звена бюджетного механизма:

  • 1) методы аккумуляции средств в бюджете:
    • - налоговый (налоги, налоговые платежи);
    • - неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);
  • 2) методы и формы выделения средств из бюджета:
    • - бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);
    • - бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;
  • 3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

14.2. Бюджетный механизм в социальной ориентации национальной экономики

Бюджетный механизм представляется основой финансового механизма. В него включаются механизмы государственного и местного бюджетов, бюджеты государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц. Под бюджетным механизмом, как субъективной части бюджетных отношений, нужно понимать систему экономических инструментов, позволяющих формировать и реализовывать финансовые ресурсы в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Тогда как сущность бюджета, представляющая объективную основу, выражают экономические отношения формирования и реализации финансовых ресурсов в воспроизводстве национальной экономики и общества. К институциональной стороне бюджетного механизма относится юридический закон о бюджете страны и те постановления и подзаконные акты, которые принимаются уполномоченными органами различных уровней управления государственной власти и субъектов хозяйствования.

Бюджет имеет следующие основные виды: государственный и местный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, юридических и неюридических лиц.

Определение государственного бюджета выражает форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования органов государства и местного самоуправления в создании условий развития национальной и территориальной экономики, и общества. Далее под бюджетным устройствомнужно понимать структуру и принципы построения системы бюджета.

Бюджетная система странысостоит из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая правовыми документами. Если государство унитарное, то бюджет данного государства является двухуровневым: I уровень - государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - местные бюджеты. В федеральных государственных образованиях бюджеты бывают трехуровневыми: I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; II уровень - бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; III уровень - местные бюджеты . Так же существует еще консолидированный бюджет, представляющий свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система строится на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы. Он выражается в обеспечении единства бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов, бюджетной политики и так далее.

2. Самостоятельность бюджетов всех уровней. Данный принцип вытекает из наличия у каждого бюджета своих источников доходов, утверждения каждого бюджета соответствующими представительными органами, исполнения каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти.

3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы страны.

4. Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что объем расходов и доходов должны быть равными. Бюджеты всех уровней утверждаются без превышения доходов бюджета над расходами - профицита бюджета.

5. Принцип достоверности бюджета. Это означает адекватность отражения показателей бюджетов существующему экономическому положению.

6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов. Онвыражает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением цели их использования.

9. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

10. Принцип гласности. Содержание данного принципа предполагает открытость законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в публичной печати.

Межбюджетные отношения регулируются на основе распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемых с учетом государственных социальных стандартов. Этот процесс представляется как бюджетное регулирование. Оно обеспечивается оказанием прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему звену посредством следующих методов: дотации; субвенции;субсидии;кредитовании .

Дотация выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему звену единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субвенция означает фиксированный объем государственных средств, как долевое участие вышестоящего бюджета, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов нижестоящих бюджетов.

Субсидия - это предоставление бюджетных средств бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предусматривает предоставление финансовых средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - это средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный процесс представляет, регламентируемая нормами права, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением. В структуру органов с бюджетными полномочиями входят: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк); органы государственного (муниципального) контроля.

Участники бюджетного процесса:

Президент страны, Парламент, Правительство;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Органы государственных внебюджетных фондов;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Представительная власть рассматривает, утверждает, контролирует исполнение бюджета. Исполнительная власть составляет и исполняет бюджеты, представляет отчеты об их исполнении.

Центральный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по регулированию государственными ценными бумагами.

Органы государственного контроля следят за исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Традиционно составлением проекта бюджета занимается министерство финансов, однако бывают и исключения, например, как в США, где специально над этим работает бюджетное бюро при президенте страны.

Анализ итогов экономического развития за прошедший год предшествует подготовке проекта бюджета, затем следует составление прогноза основных социально-экономических показателей, планирование результатов с учетом институциональных изменений. Составление проекта бюджета осуществ-ляется на основе обоснования и прогноза экономических процессов, предполагаемых их проявления в стране на планируемый год. Здесь нужно отметить, что реальность прогнозов и экономических обоснований зависит не только от прикладного экономического анализа, адекватности государственной статистики реальному положению экономики, но и от организации конкуренции между государственными и независимыми институтами, разрабатывающими различные варианты развития национальной экономики и соответствующей территории. Отсутствие конкуренции приводит к искажению и снижению эффективности бюджета, так как в таком случае бюджет будет соответствовать ограниченным интересам правительства.

К основным показателям прогноза социальной ориентации экономического развития относятся: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета и другие.

При составлении бюджета используются различные методы: автоматический; мажораций и минораций; непосредственной оценки; (ППБ) планирование–прогнозирование–разработка бюджета; постатейного распределения бюджетных средств; программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования; планово-программное бюджетирование; управление по целям; нулевого бюджетирования.

Автоматический метод предполагает перенос за прошлый год итогов бюджета на новый период. Данный метод преимущественно применяется к отдельным разделам и статьям.

Метод мажораций и минораций исходит из определения тренда за ряд лет (10–15) и по нему осуществляется коррекция некоторых статей бюджета. При этом мажорация представляет тенденцию роста, а минорация - к уменьшению.

Метод непосредственной оценки представляет изучение предполагаемой коньюнктуры близкой к реальному состоянию и на основе чего определение поступления доходов и изменения расходов бюджета.

Метод ППБ основан на учете стратегических программ правительства, где прогнозируются требуемые ресурсы для решения поставленных задач и предполагаемые результаты.

Постатейное бюджетирование является традиционным методом. Он предполагает детальное обоснование статьи расходов в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства. При этом основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Недостатком данного метода бюджетирования - отсутствие анализа эффективности финансирования того или иного ведомства в целом. Метод программно-целевого (или ориентированного на результат) бюджетирования предполагает при бюджетном планировании увязывание расходов с отдачей от них, то есть социально-экономической эффективностью того или иного бюджетополучателя. Этот метод появился в конце сороковых годов двадцатого века в США. Следствием его развития были планово-программное бюджетирование, управление по целям, нулевое бюджетирование.

Планово-программное бюджетирование предполагает формулирование стратегических целей своей деятельности каждому министерству или ведомству, согласованных с общегосударственной политикой. Этот метод требует предоставления нескольких вариантов достижения поставленных целей и различных подходов финансирования.

Следующим шагом в развитии программно-целевого бюджетирования является метод управления по целям. Основное преимущество заключается в оценке социальных результатов деятельности бюджетополучателей. К недостатку данного метода можно отнести сложность разработки системы показателей определения социально-экономической эффективности государственных расходов.

Метод нулевого бюджетирования предполагает составление проектов бюджета с «чистого листа» без учета плановых и фактических показателей прошлых лет. Министерства и ведомства должны планировать расходы и составлять бюджетные заявки на основе определения цели при разных уровнях расходов. Для каждой цели они должны были предлагать различные программы, причем затраты должны быть альтернативными.

Метод программно-целевого бюджетирования длительное время используется в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Он обладает преимуществом по сравнению с традиционным способом постатейной калькуляции затрат. Этот метод позволяет учесть последствия принимаемых решений, сравнивать разные подходы достижения целей, выбирать оптимальные решения.

В странах СНГ, и в частности, Казахстане и России бюджеты составляются на основе метода постатейного распределения финансовых средств. Однако в перспективе этот подход приведет к финансированию избыточных структур, предоставлению услуг, которые не отвечают реальным потребностям общества и к снижению эффективности расходов. Это предопределяет существования дефицита средств и сокращения финансирования производства товаров и услуг, необходимых обществу.

Нами предлагается метод ориентира на определение объективно предельных величин (общественно необходимых затрат труда) и условий расширенного воспроизводства. Это позволит конкретно знать сумму денежных средств необходимых отраслям для сбалансированного развития национальной экономики и в обеспечении объективно необходимых финансовых средств в поддержании на соответствующем уровне социальные потребности. Данный метод не представляется сложным в использовании, но является более эффективным по всем параметрам в сравнении с другими.

Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Это можно изобразить в таблице 14.

Таблица 14

Примерная структура бюджета по доходам и расходам

Удельный вес, %

Удельный вес, %

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и другие

– поступления от государственной собственности и хозяйственной деятельности

– отчисления в фонды целевого назначения: социального страхования, медицинского страхования, страхования от безработицы, пенсионный фонд

– прочие доходы

– на развитие национальной экономики

– социальные расходы (здравоохранение, образование, субсидии местным органам)

– на оборону

– на материальное обеспечение внешней политики

– платежи по государственному долгу

– прочие расходы

Данная структура бюджета свойственна странам с развивающей рыночной экономикой. Здесь нужно отметить, что профицит не планируется, а дефицит может иметь место в бюджетном документе. Под профицитом понимается превышение дохода над расходами на конец текущего бюджетного года, а содержание дефицита выражает превышение расходов над доходами. Обычно бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от ВВП по международным стандартам.

Профицит показывает слабую работу органов экономического блока правительства, поскольку не использование финансовых ресурсов, намеченных на бюджетный год, сокращает потенциальную возможность национальной экономики и общества. Такие случаи из казахстанской практики, где суммы профицита в год превышают 60–70 млрд. тенге, представляются просто преступлением против государства и собственного народа. Эти суммы равняются годичному доходу почти целого региона. Данные факты говорят о том, что происходит умышленное занижение для подстраховки и оправдания недоимки доходной части бюджета, или настолько велики параметры действия теневой экономики. Такие проявления профицита должны насторожить парламент и руководство государства, поскольку это путь к искусственному торможению экономического роста и социального прогресса. Для дальнейшего искоренения этого явления в дальнейшем необходимо установить причины его происхождения и наказание государственных лиц, ответственных за допущенные грубые ошибки.

Другой бедой является дефицит государственного бюджета, превышающий общепринятые нормы. Причиной этому служат некомпетентность руководства экономического блока правительства, завышенная планка и необоснованность программы государственной социально-экономической политики, и отсутствие полноценной, научной системы экономических, организационных и технологических механизмов.

Также большое значение имеет бюджетное отношение между центром и регионами. От их сбалансированности будет зависеть общая эффективность национальной экономики. Расширение масштабов и социальная ориентация региональной экономики, и усложнения производства, межрегиональных связей, требует увеличение удельного веса региональных, местных бюджетов. В экономической литературе отмечается, что в унитарных государствах на долю местных бюджетов приходится не более 30 %, а в федеративных - от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов. С внедрением и развитием самоуправления регионов доля местного бюджета должна увеличиться. Здесь все будет зависеть от определения объективных параметров соотношения межбюджетных соотношений между центром и регионом, общего вклада в повышение эффективности рыночной экономики, социальной её ориентации и прогрессивного развития общества.

Итак, бюджетный механизм регулирует соотношение между доходом и расходом, тем самым воздействует на формирование баланса в межотраслевом развитии и пропорционального соотношения между материальным производством, нематериальным и духовным производством, согласование повышения эффективности рыночной экономики и социального прогресса.

Понятия и термины

Бюджетный механизм; государственный бюджет; местный бюджет; государственные внебюджетные фонды; профицит бюджета; дефицит бюджета; дотация; субвенция; субсидия; бюджетирование.

Рассматриваемые вопросы

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета.

2. Механизм функционирования государственного бюджета в

социализации экономики.

3. Субъекты функционирования государственного бюджета.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Принципы бюджетной системы.

2. Структура государственного бюджета.

3. Механизм бюджетирования в формировании социальной ориентации экономики.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Какие проблемы обнаруживаются в формировании государственного бюджета?

2. В чем различие между дефицитом и профицитом бюджета?

3. Почему не планируется профицитный бюджет?

Темы для рефератов

1. Диалектика формирования государственного бюджета.

2. Межбюджетные отношения в повышении эффективности национальной экономики.

3. Механизм функционирования бюджетных отношений.

Литература

1. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит/Уч. пос.-Таганрог, 2003. ().

2. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М., 2005.

3. http: // www.budgetrf.ru/Publications/Glossary070.htm

4. Айнабек К.С. Теория рыночной экономики/Уч. пос.-Алматы, 2004.

5. Экономическая теория. Учебник/Под ред. А.И Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, 1999: ил.

6. Общая экономическая теория. Учебник/Под ред. У.К. Шеденова.- Актобе, 2004.

Предыдущая

Бюджетный механизм и его особенности

бюджетный финансирование

Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

· форма собственности

· структура экономики

· социальный состав населения

· интеллектуальный уровень

· уровень благосостояния

· состояние развитие экономики

· состояние денежного оборота

· стабильность денежной единицы и т.д.

К внешним факторам относятся:

· экономические отношения с другими государствами

· экспортные возможности государства

· интеграция в мировой экономической системе

Основными направлениями бюджетной политики являются:

v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов

v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки

v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики

v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов

v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга

v поиск дополнительных источников, доходов бюджета

Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.

Бюджетный механизм и его деятельности

Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:

v бюджетное планирование и регулирование

v нормативы

v резервы

v управления бюджетными средствами

Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.

Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.

Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.

Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.

К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:

v бюджетное финансирование

v финансовая поддержка отдельных отраслей

v образования специальных фондов и резервов

Бюджетный процесс и его стадии

Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.

Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:

1. бюджетного планирования

2. выполнение бюджета

Бюджетное планирование - состоит из:

· определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета

· объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям

· сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.

Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.

Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете

Составление проекта бюджета предусматривает:

1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.

2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета

3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.

4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.

5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.

6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.

Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:

1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады

2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом

3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.

Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств.

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления

Современное государство кроме выполнения своих древних функций (оборонная, управленческая, сохранение внутренней безопасности) выполняет и экономические функции. Современное государство осуществляет государственное регулирование экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики, так как чисто рыночное распределение доходов не эффективно и по этой причине непроизводственная сфера будет финансироваться по остаточному принципу.

Государство обязано обеспечить здоровую конкуренцию, необходимость развития общественных благ, сдерживать инфляционные процессы, регулировать занятость населения. Не только современный рынок требует вмешательство в экономику, но и решение такой важнейшей проблемы как поддержание социальной сферы, необходимость преодоления социальной несправедливости и неравенства. В любом обществе есть пожилые и престарелые граждане, больные и инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, безработные, и именно демократическое государство берет на себя заботу о таких гражданах и несет значительные постоянно возрастающие социальные расходы. Вмешательство государства в экономику обеспечивается такой универсальной формой как бюджет.

Регулирование экономики происходит при формировании доходов бюджетов и при осуществлении расходов.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов коммерческих организаций существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.



В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. Инициаторами реализации этих проектов могут выступать:

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Коммерческие организации, в том числе иностранные.

Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам:

1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям.

2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки.

3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным.

4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом.

5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта.

6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта).

3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет.



Чаще всего инвестиционные проекты в промышленности и строительстве финансируются через федеральные адресные программы . Таким способом финансируется строительство конкретных объектов необходимых для реализации федеральных целевых программ. Через эти же целевые программы выделяются средства для реализации отраслевых программ.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.

Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты).

Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур:

а) Разработка технических регламентов по строительству;

б) Осуществление экспертизы проектов;

в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов;

г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных.

В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом:

1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства.

2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов:

Содействие росту производства конкурентоспособной продукции;

Содействие решению социальных проблем в масштабе страны;

Соблюдение экологической безопасности населения.

Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ

Государственная поддержка экономики.


2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств

Организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.

Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в размере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кредита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита служит проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом. Последний осуществляет также проверку целевого использования кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюджет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе.

Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе их получателей.

Предоставление субсидий юридическим лицам

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 78]

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько уровней бюджетов можно выделить в бюджетной системе Российской Федерации?

2. Каким документом утверждается федеральный бюджет?

3. Для каких целей предназначен бюджет субъектов Российской Федерации?

4. Что такое консолидированный бюджет Российской Федерации?

5. Как учитываются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

6. Какие учреждения называют учреждениями нового типа?

7. Какие условия необходимо соблюсти учреждению для проведения приносящей доход деятельности?

8. Какие расходы финансируются бюджетными средствами?

9. Куда могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности?

10. В чем заключается значение анализа использования бюджетных и внебюджетных средств?


Проблема финансовой стабилизации отечественной экономики - одна из центральных, поскольку это объективная предпосылка стойкого экономического развития и роста общественного благосостояния.
Ведущая роль в системе финансов принадлежит общегосударственным финансам, и прежде всего, Государственному бюджету. Поэтому именно бюджетный механизм требует усовершенствования и усиления его влияния на повышение рационального использования всех видов финансовых ресурсов.
Социально-экономические процессы
Бюджетный механизм
Бюджетная политика
Бюджет
\J
к:
Схема 15.1. Влияние бюджета на социально-экономические процессы
Для практической реализации бюджетной политики в государстве создается бюджетный механизм, который отражает конкретную направленность бюджетных отношений в сложной социально-экономической системе государства. Следует отметить, что бюджетная политика - это органичная составная часть финансовой политики государства и, соответственно, бюджетный механизм является составной частью финансового механизма.
Рассмотрим более детально влияние бюджета на социально-экономические процессы. Это влияние может осуществляться прямыми и непрямыми методами.
К прямым методам можно отнести законодательные и другие нормативные акты, которые непосредственно регулируют «правила игры» всех участников экономических отношений - государства, субъектов хозяйствования, населения. Именно этими методами определяются ставки налогов, других сборов, механизм их удержания, ответственность за нарушение «правил игры». Такие акты являются основой осуществления хозяйственной деятельности.
К непрямым методам принадлежат действия государственных органов по перераспределению бюджетных ресурсов, определению составных частей бюджетных ресурсов, основные направления их использования.
Весомым является значение бюджета и в социальном направлении. Это достигается в соответствии с законодательно закрепленным механизмом в каждом конкретном государстве. В зависимости от особенностей государственного уклада, национальных традиций, правящей коалиции партийных объединений, уровня экономического развития государства и других факторов, через бюджетный финансируются составные части социальной сферы - наука, культура, спорт, охрана, здравоохранение, образование, обеспечивается содержание инвалидов, пенсионеров и т. д.
Достичь оптимального соотношения между экономическим и социальным направлениями - значит удовлетворить интересы всех социальных групп населения. Как правило, такие бюджетные рычаги, как ставки налогов, процентные ставки, бюджетный контроль и штрафные санкции, государство активно использует влияя на субъекты экономических отношений.
Факторы влияния на бюджет. Связь бюджета с внешней средой взаимная - не только он влияет на социально-экономические процессы, а и сам ощущает влияние конкретных факторов. Эти факторы рассматривают с позиций объективности и субъективности и по направлениям - экономическим, социальным, политическим.
Объективные факторы:
  • характер производственных отношений и уровень развития продуктивных сил, которые непосредственно влияют на содержание бюджета;
  • природные особенности страны;
  • экономические особенности страны;
  • социальные особенности страны;
  • традиции, специфика развития на определенном историческом этапе. Субъективные факторы:
  • тип государства;
  • политика правительства в соответствующий период;
  • приоритеты развития;
  • внешняя и внутренняя экономическая ситуация.
Направления влияния на бюджет Экономические:
  • валовой внутренний продукт;
  • национальный доход;
  • экономическое возрастание (спад) производства;
  • продуктивность общественного труда;
  • соотношения в развитии предприятий, которые изготавливают продукцию потребления и развития;
  • развитие важных отраслей науки и техники;
  • финансовая политика.
Социальные:
  • объем и уровень заработной платы разных категорий работников;
  • размер «потребительской корзины»;
  • товарооборот государственной и коммерческой торговли;
  • сеть больниц, поликлиник и др.;
  • сеть дошкольных, школьных заведений, ВУЗов.
Политические:
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • поддержание внутреннего правопорядка;
  • рациональная организация управления государством;
  • эффективная деятельность законодательной и исполнительной власти.
Нельзя забывать, что качественные параметры бюджета в значительной мере
зависят от ряда факторов, о чем свидетельствует схема 15.2.
В экономической литературе стран СНГ нет единого мнения относительно определения понятия «финансовый механизм». В работах ведущих западных ученых финансовый механизм не выделяется как отдельный объект изучения, но всесторонне и обоснованно исследуются финансовые методы влияния на предприятия, государство и общество. Структура финансового механизма, разработанная украинскими учеными, самая логическая. Так, О. Д. Василик и К. В. Павлюк отмечают: «В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм делится на такие составные части: финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений; бюджетный механизм, страховой механизм и т. д.» Следовательно, бюджетный механизм является составной частью финансового механизма.
Бюджетное регулирование в экономической литературе определяется как «система перераспределения средств между бюджетами, заключающаяся в передаче части финансовых ресурсов бюджетов высших уровней бюджетам низших уровней с целью сбалансированности». В последние годы появился термин, близкий по смыслу, - «регулирование межбюджетных отношений». Украинские ученые В. М. Опарин, В. И. Малько и С. Я. Кондратюк утверждают, что межбюджетные отношения являются «внутренними бюджетными потоками, которые отображают перераспределение доходов и расходов между бюджетами». Поэтому «использо-

Схема 15.2. Совокупность факторов, определяющих качество разработки бюджета
вание термина «регулирование межбюджетных отношений» является более конкретным для характеристики процесса упорядочивания и регламентирования распределительных отношений, которые складываются между органами власти и управления разных уровней в бюджетной сфере».
Сущность бюджетного механизма определяется двумя подходами к этому понятию. С одной стороны, бюджетный механизм можно понимать как функционирование самих бюджетных средств. Материальным отражением финансовых отношений являются денежные потоки. Организация этих потоков, порядок их осуществления происходят по определенным правилам и направлениям. В этом случае бюджетный механизм отражает внутреннюю организацию функционирования финансовых ресурсов. С другой стороны, бюджетный механизм рассматривается как совокупность методов и форм, инструментов, приемов и рычагов влияния на состояние и развитие экономики. Этот подход отражает внешнее действие функционирования бюджета и характеризует финансовые ресурсы как фактор воздействия на состояние экономики.
Следовательно, бюджетный механизм - это совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов Государственного и местных бюджетов при достижении ими состояния равновесия, которые применяются с целью воздействия на экономическое и социальное развитие общества. Составными частями бюджетного механизма являются: бюджетное обеспечение; бюджетное регулирование; система финансовых индикаторов и финансовых инструментов, которые дают возможность оценить его влияние на развитие экономики. Механизм содержит также институционально-правовые структуры.
В связи с развитием бюджетных отношений, появлением новых видов форм мобилизации бюджетных ресурсов и их распределения между звеньями бюджетной системы схема действующего бюджетного механизма, как нам представляется, должна быть в таком виде, как показано на схеме 15.3.
Бюджетный процесс - это практическое использование бюджета для осуществления финансовой политики в государстве. Он включает в себя формы и методы мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение органов законодательной и исполнительной власти и их использование на цели экономического и социального развития.
По своей экономической сути бюджетный механизм - это правовые, организационные и методические положения и мероприятия, которые определяют функционирование бюджетной системы в экономике государства, их практическое использование для достижения определенных соответствующими программами целей и задач. В практическом плане бюджетный механизм - это сложная экономическая структура, которая определяет последовательность и методы действий органов власти при мобилизации и использовании бюджетных средств.
Так, например, при решении вопроса доходов бюджетной системы в государстве принимается закон «О системе налогообложения», где четко устанавливается перечень налогов, сборов, платежей и отчислений. Это только первая часть механизма мобилизации доходов, где механизм находит свою конкретизацию, а именно: устанавливается объект налогообложения, субъект налогообложения, ставки налогов, сроки их уплаты, льготы, санкции и т. д. Это и есть механизм мобилизации доходов, то есть те формы и методы, которые, в конечном итоге, обеспечивают эффективность функционирования бюджетной системы в общем.
Механизм мобилизации доходов - это очень важная составная часть бюджетного механизма в целом. Ее можно считать самостоятельным звеном, которое существенного значения не имеет. Но, на наш взгляд, и мобилизация средств в бюджеты, и их использование - это единый бюджетный механизм.
Относительно использования средств, то тут также законодательством должен быть четко выписан механизм их траты, иначе будут иметь место растрата и их нецелевое использование. Бюджетный механизм является составной частью финансового механизма в государстве, но это специфическая составная, которая в значительной степени определяет характер не только финансового механизма в частности, но и экономической системы в общем. Специфичность ее заключается в том, что при помощи бюджета определяется конечный результат перераспре-

деления финансовых ресурсов между слоями населения, субъектами хозяйствования и территориями.
Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей предпринимательских структур и населения осуществляется на основе соответствующих нормативных актов, которые служили бы основой для разработки методических положений. Методические положения определяют технику мобилизации и использования этих ресурсов, обязанности субъектов, принимающих участие в этих процессах, и т. д.
Назначение бюджетного механизма сводится к двум основным функциям - финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Следует отметить, что указанные функции являются полной теоретической абстракцией. По существующему опыту, финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования так же, как регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.
Количественная и качественная характеристика бюджетного механизма определяются тем, какая величина финансовых ресурсов сосредотачивается и тратится на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какова технология их сосредоточения и траты. Тут очень важно правильно выбрать саму технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и траты финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных ресурсов.
Так, финансовое обеспечение осуществляется путем использования методов бюджетного финансирования, самофинансирования, кредитования и т. д. Каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При бюджетном финансировании учитываются условия определения объемов финансирования, периодичность передачи средств, нормы определенных видов расходов и т. д. При кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возвращения, окупаемость и эффективность кредитов. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности траты собственных средств, формы их мобилизации и т. д.
Однако финансовое обеспечение имеет и другие аспекты своего осуществления. Для того, чтобы профинансировать соответствующие мероприятия или программы, необходимо отработать и законодательно установить нормы мобилизации ресурсов при помощи налогов, сборов, других платежей.
Бюджетное регулирование - это метод осуществления государственных функций управления экономическими и социальными процессами при использовании бюджета. Используя бюджет, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует или локализует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя средства на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить свое развитие за счет собственных ресурсов. Аналогично, при разработке методов мобилизации ресурсов путем дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ и услуг.
Структура бюджетного механизма
Эффективность бюджетного механизма находится в прямой зависимости от его структуры, то есть от тех конкретных инструментов, средств и действий, при помощи которых мобилизуются и используются бюджетные средства. Составными частями бюджетного механизма являются бюджетное планирование и прогнозирование, бюджетные показатели, нормативы, нормы, лимиты, резервы, стимулы, санкции, а также бюджетное законодательство и система управления бюджетным процессом.
При помощи бюджетного механизма осуществляется широкомасштабное распределение и перераспределение создаваемого в государстве валового внутреннего продукта в соответствии с основными положениями финансовой политики. На стадии бюджетного планирования и прогнозирования определяются финансовые возможности государства относительно финансового обеспечения развития его экономики и социальной сферы. Показатели прогнозных расчетов являются основой для приведения в действие соответствующих стимулов и инструментов в форме разнообразных льгот, санкций или ограничений, которые обеспечивают развитие государства в заданном направлении. Это могут быть льготы по налогообложению, льготное кредитование или предоставление дотаций на покрытие убытков и т. д. Могут применяться также финансовые инструменты, которые ограничивают ту или иную форму деятельности. Это штрафы, отмена льгот, дополнительное налогообложение и др. Бюджетный механизм характеризуют обобщающие и индивидуальные показатели. Обобщающим является весь объем финансовых ресурсов, создаваемый в государстве, объем доходов и расходов бюджета и т. д. Индивидуальные - это величина расходов бюджета государства на одного жителя, размер налогов, уплачиваемых одним работающим, и т. д. Финансовые показатели дают возможность определить действенность финансового механизма.
Важными элементами бюджетного механизма являются финансовые нормативы, лимиты и резервы. Нормативы характеризуют определенный уровень обеспечения расходов, разных видов расходов финансовых ресурсов. Лимиты являются определенными ограничениями на расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина. Резервы должны нейтрализовать влияние непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.
Бюджетный механизм срабатывает эффективно, если функционируют все его составные части. Применяя их, государство может направлять экономическое и социальное развитие на своей территории в соответствии с потребностями граждан. Этого достигают благодаря созданию и использованию фондов финансовых ресурсов.
Роль бюджетного механизма в регулировании экономических и социальных процессов в государстве
Бюджетный механизм - явление объективное, обусловленное наличием бюджета в экономической системе государства, но его функционирование в значительной степени зависит от того, как властные структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для осуществления той финансовой политики, которую они проводят.
Анализ состояния бюджетного механизма как части финансового показал, что бюджетный механизм в рыночных условиях требует четкого взаимодействия всех его составных. Среди них нет таких, которыми можно было бы пренебрегать или применять без взаимосвязи с другими составными. В то же время некоторые составные этого механизма можно считать исходными. Это, в частности, бюджетное планирование и прогнозирование. Именно с его помощью привлекаются другие структурные элементы бюджетного механизма..
В процессе бюджетного планирования и прогнозирования определяются объемы финансовых ресурсов, создаваемые в государстве в целом, объемы ресурсов, сосредотачиваемые и распределяемые через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также тех, которые будут в распоряжении предпринимательских структур и населения. Но для осуществления запланированных показателей нужно, прежде всего, усовершенствовать методику и методологию бюджетного планирования и прогнозирования.
Бюджетное планирование как звено бюджетного механизма должно базироваться на достоверной информации, прежде всего на правильно определенных макроэкономических показателях, таких как объемы валового внутреннего продукта, фонда оплаты труда, прибыли, амортизационных отчислений, общий объем финансовых ресурсов и т. д. Сегодня есть основания утверждать, что методология определения указанных показателей не имеет достаточного научного обоснования.
В то же время фактического исполнения прогнозных показателей требуют существующие финансовые нормы, стимулы, санкции, которые имеют хорошее юридическое и научное основание. Учитывая это, первоочередное значение имеет научно обоснованная система мобилизации средств в распоряжение государства для финансового обеспечения его экономического и социального развития и осуществления регулятивной функции. Причем регулирование темпов и пропорций развития экономики при этих условиях приобретает особую актуальность
Осуществляемая в Украине система мобилизации доходов в распоряжение государства оказалась неадекватной условиям переходной экономики, создала большие налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования, привела к неоправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительной потребности в кредитных ресурсах. Большие деформации и нестабильность выявлены в размерах ставок налогообложения, в методологии определения базы и периодов налогообложения. Особенно негативно повлияли на результаты хозяйственной деятельности начисления на фонд оплаты труда. Чрезмерное количество налоговых льгот обусловило необоснованное перераспределение валового внутреннего продукта, создало неодинаковые экономические условия для хозяйствования. Все это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонениям от налогообложения, задержке налоговых поступлений.
Сегодня очевидным есть и то, что создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего, нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая учитывала бы современное экономическое состояние в Украине, те функции, которые возложены на нее Конституцией в сфере экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государства тяжело осуществить налоговую реформу. Поэтому мы отмечаем, что основными принципами построения системы доходов государства являются:

  • мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, то есть налогов, где объектом налогообложения является доход физического лица, земля, имущество и капитал;
  • использование непрямых налогов только в форме акцизов с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-мо- нополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;
  • применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;
  • ликвидация налоговых льгот, которые способствуют перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством цели;
  • поступления должны быть из многих источников - чем разнообразнее источники, тем меньше вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений с ухудшением состояния экономики;
  • увеличение расходов пропорционально увеличению доходов бюджета (это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве);
  • прогнозируемая и устойчивая система поступлений, что, в свою очередь, требует использования экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создание автоматизированных информационных баз и банков данных.
Необходимо также ввести четкую систему разграничения налогов, зачисляемых в Государственный и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения.
Организационная основа налоговой системы любого государства, то есть правильный расчет налогов, своевременная их уплата, невозможность уклонения от налогообложения обеспечиваются хорошо продуманной системой учета и отчетности субъектов хозяйствования.
Важное значение при функционировании бюджетного механизма приобретает система финансовых норм и нормативов. Ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных, прежде всего, с тем, что финансовая норма является синтетическим показателем, а значит, на их абсолютную величину влияет множество факторов, которые необходимо учитывать. Необходимо также отработать методы корректировки норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде времени.
Важной составной частью бюджетного механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, самого экономичного и эффективного их использования, что предполагает применение как материального поощрения, так и экономических санкций. Система стимулирования в составе ныне действующего бюджетного механизма включает в себя преимущественно разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использование бюджетных ассигнований.
Наибольший перечень финансовых стимулов сосредоточен в системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования только тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетных средств будут связаны с интересами субъектов хозяйствования.
Доходы бюджета - это еще не стимулы, несмотря на то, что их формирование затрагивает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Само по себе изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее, наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Но благодаря усовершенствованию порядка удержания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей деятельности.
В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, расходы бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансирования.
Опыт развития экономики в условиях рынка во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения общественного благополучия требует постоянного усовершенствования бюджетного механизма в каждой из его составных частей. Экономической наукой всегда осуществлялся поиск самых эффективных форм и методов усовершенствования бюджетного механизма, и в большинстве научных источников он получил название системы государственного макроэкономического регулирования.
Результаты Великой депрессии 1929-1933 годов свидетельствуют о том, что невмешательство государства в создание и использование финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного бюджетного механизма регулирования экономики приводят к большим потерям и социальным потрясениям.
Английский экономист Дж. М. Кейнс основал теоретическую школу, которая высказалась против традиционной классической теории, в соответствии с которой рыночный механизм автоматически обеспечивает равность спроса и предложения, исключая тем самым продолжительные нарушения в экономике, в том числе и такие явления, как спад производства, инфляция и безработица. В своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс обосновал целостную концепцию государственного регулирования рыночной экономики, основным инструментом которой является фискальная политика, а самым важным объектом - инвестиционные ресурсы и процентные ставки.
Кейнсианская модель доказала свою жизненность и поэтому достаточно долгое время господствовала в экономической теории и практике. Однако в конце 70-х годов появилась тенденция к спаду уровня продуктивности труда, усилению инфляции и одновременному росту безработицы, что вызвало недоверие к кейнсианской теории и, как следствие, - появление альтернативных концепций макроэкономики. Среди последних очень большое значение приобрели монетаризм, теории рациональных ожиданий и экономики предложения.
Бюджетный механизм взаимосвязан с финансовым механизмом предприятий и организаций в плане функционирования финансовых ресурсов в разных сферах и отраслях экономики государства. То есть он упорядочивает не только внутри- бюджетные финансовые ресурсы, но и оптимизирует функционирование тех ресурсов, которые трансформируются во внешние и перераспределяются между разными экономическими субъектами в соответствии с целями единой финансовой политики, направленной на социальную защиту населения и стабильный экономический рост государства. Его эффективное функционирование способствует оптимальному соотношению в процессе перераспределения финансовых ресурсов между бюджетом и предприятиями относительно создания централизованных и децентрализованных денежных фондов государства, от чего зависят количественные и качественные параметры социально-экономических явлений в государстве и конечные результаты деятельности всех субъектов хозяйствования.
Таким образом, при помощи бюджетного механизма непосредственно формируются условия, благоприятные для расширенного воспроизводства финансовых ресурсов во всех сферах экономики и достижения стойкости и равновесия финансовой системы, которые в период рыночных трансформационных процессов являются ключевой проблемой финансовой стабилизации экономики.
Действующий бюджетный механизм постоянно усовершенствуется на стадии разработки Государственного бюджета. Показатели выполнения Сводного бюджета текущего года по доходам и расходам используются в бюджетном механизме для урегулирования межбюджетных отношений и оптимального влияния на систему управления экономикой. Эффективность бюджетного механизма и его влияние на социально-культурное и экономическое развитие государства характеризуются фактическими показателями выполнения Сводного бюджета.