502.11 счет в бюджетном учреждении. Принятые бюджетные обязательства - бухгалтерские проводки. Лимиты бюджетных обязательств

Операции по санкционированию расходов отражаются на счетах раздела 5 Единого плана счетов с одноименным названием "Санкционирование расходов", синтетический код которого - 0 500 00 000 и название тождественно названию раздела - "Санкционирование расходов". Счет 0 500 00 000 предназначен для обобщения информации:

    о ходе исполнения утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) сметных (плановых) назначений;

    по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Счет 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" Плана счетов бюджетного учреждения включает следующие группировочные счета:

    В отношении которых осуществляется санкционирование:

0 500 10 000 "Санкционирование по текущему финансовому году";

0 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)";

0 500 30 000 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)";

0 500 40 000 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 00 000 "Принятые обязательства";

0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения";

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств";

0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения";

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения".

Порядок ведения учета санкционирования расходов в разрезе объектов учета

Счет 502 0 0 000 "Принятые обязательства»

Операции по санкционированию обязательств бюджетного учреждения (далее - обязательств), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств). Инструкция 157н дает определение принятых учреждением обязательств (денежных обязательств):

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

Денежные обязательства - обязанности учреждения уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Группировочные счета к счету 0 502 00 000

    в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";

0 502 20 000 "Принятые обязательства на очередной финансовый год";

0 502 30 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";

0 502 40 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 01 000 "Принятые обязательства";

0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Кредитовый оборот по счету 0 502 00 000 отражает сумму принятых бюджетным учреждением обязательств, в т.ч.:

    К 0 502 01 000 "Принятые обязательства" - отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году по соответствующим КОСГУ. Основанием для записей служат документы, подтверждающие принятие обязательств: правовые акты, договоры, соглашения, контракты и проч.

    К 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" - отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году. Документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются счета-фактуры, накладные или прочие документы в соответствии с условиями сделки по гражданско-правовому акту.

Операции по принятию учреждением обязательств (денежных обязательств) и их изменению оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств« - К 0 502 01 000 "Принятые обязательства"

При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательств отражается способом "Красное сторно".

Сумма обязательств учреждения, по которым возникла обязанность уплатить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается записью:

Д 0 502 01 000 "Принятые обязательства» - К 050202000 "Принятые денежные обязательства"

Таким образом, в целом счет 0 502 00 000 имеет только кредитовый оборот, дебитовый оборот возможен только по счету 0 502 01 000 в корреспонденции со счетом 0 502 02 000.

Счет 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения"

Группировочные счета к счету 0 504 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

050410000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»

050420000 "Сметные (плановые) назначения очередного финансового года"

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам";

0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов";

0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению долговых обязательств"

0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам";

0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов";

0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов";

0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств";

Виды доходов (поступлений) и расходов (выплат) соответствуют кодам КОСГУ.

Операции по счету 0 504 00 000 отражаются и по дебету, и по кредиту счета. Однако, дебет счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), (следовательно, в бухгалтерских записях будут использованы Д 0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам", Д 0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов», Д 0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов", Д 0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств"), а кредит счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) (в бухгалтерских записях будут использованы К 0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам", К 0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов», К 0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению обязательств").

Операции по отражению утвержденных сметных (плановых) назначений и их изменений будут следующими:

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 200, 0 504 00 300, 0 504 00 500, 0 504 00 800) – К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (0 506 00 200, 0 506 00 300, 0 506 00 500, 0 506 00 800) – на суммы расходов (выплат), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения» (0 507 00 100, 0 507 00 600 0 507 00 700) - К 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 100, 0 504 00 600, 0 504 00 700) – на суммы доходов (поступлений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Счет предназначен для обобщения информации об объеме права на принятие обязательств бюджетным учреждением в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Группировочные счета к счету 0 506 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";

0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на очередной финансовый год";

Т.е. счет 0 506 00 000 имеет как и счет 0 504 00 000 только два финансовых периода, т.к сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

    в разрезе видов расходов (выплат)

0 506 00 200 "Право на принятие обязательств по расходам";

0 506 00 300 "Право на принятие обязательств по приобретению нефинансовых активов";

0 506 00 500 "Право на принятие обязательств по приобретению финансовых активов";

0 506 00 800 "Право на принятие обязательств по погашению долговых обязательств".

Т.к. право на принятие обязательств у бюджетного учреждения может возникнуть только по расходам (выплатам), то они кодируются аналогично счет 0 504 00 000 и соответствуют кодам КОСГУ.

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" может иметь и дебитовый. и кредитовый обороты. При этом оборот по кредиту счета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными (с учетом их изменений) на соответствующий финансовый год. Фактически - это объем права на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения доходов (поступлений).

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения» - К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – на суммы расходов (выплат) , утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) и их изменений.

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – К 0 502 01 000 "Принятые обязательства» (0 502 01 200, 0 502 01 300, 0 502 01 500, 0 502 01 800)- на суммы принятых обязательств и их изменений.

При этом сумма уменьшений принятых учреждением обязательств отражается способом "Красное сторно".

Учреждение не может принять обязательств на сумму больше, чем сумма расходов, утвержденная сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), поэтому счет 0 506 00 000 может иметь остаток по кредиту, который показывает разницу между утвержденной суммой расходов и принятыми обязательствами и фактически означает сумму, на которую учреждение имеет право принять обязательства в разрезе кодов расходов в соответствии с КОСГУ.

Счет 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения"

Предназначен для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению.

Группировочные счета:

    в разрезе финансовых периодов

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";

0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год".

Аналогично счетам 0 504 00 000 и 0 506 00 000 счет 0 507 00 000 имеет два плановых периода: текущий и очередной финансовый годы.

    в разрезе видов доходов (поступлений)

0 507 00 100 "Утвержденный объем доходов";

0 507 00 600 "Утвержденный объем выбытия финансовых активов";

0 507 00 700 "Утвержденный объем увеличения долговых обязательств".

Счет 0 507 00 000 имеет и дебитовый, и кредитовый обороты в течение финансового года. При этом дебитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 507 00 000 отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году, а кредитовый оборот - свидетельствует о сумме исполнения по доходам (сумме поступлений) в соответствующем финансовом году.

Счет 0 507 00 000 может иметь дебитовый остаток, который отражает разницу между суммой доходов (поступлений), утвержденных сметой или планом учреждения и фактически поступивших в финансовом году или сумму доходов (поступлений), которая должна поступить в финансовом году.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – К 0 504 00 000 "Сметные плановые назначения"(0 504 00 100. 0 504 00 600. 0 504 00 700) - на суммы доходов (поступлений) и их изменений, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения» (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) - К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – на суммы исполнения в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения.

Такой же записью отражается сумма возвратов полученных ранее доходов (поступлений) бюджетного учреждения, произведенных в текущем году, только способом "Красное сторно".

Счет 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения"

Счет предназначен для обобщения информации о суммах полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов, (поступлений)) и сумм возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)).

Группировочные счета к счету 0 508 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";

0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на очередной финансовый год».

    в разрезе видов доходов (поступлений)

    0 508 00 100 "Получено доходов";

    0 508 00 600 "Получено поступлений от выбытия финансовых активов";

    0 508 00 700 "Получено поступлений с увеличением долговых обязательств"

Доходы (поступления) учреждения кодируются в соответствии с кодами КОСГУ.

В течение финансового года счет отражает только обороты по дебету, соответственно, может иметь только дебетовые показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 508 00 000, которые отражают суммы полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений)), с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)) бюджетного учреждения.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) – К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (0 507 00 100, 0 507 00 600, 0 507 00 700) - на сумму доходов (поступлений), поступивших бюджетному учреждению и возвратов ранее полученных доходов.

Синтетический счет 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» никогда не имеет остатка, поэтому не может быть отражен в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения. Сводная информация бухгалтерских записей по счету 0 500 00 000 представлена в таблице – журнале регистрации операций по санкционированию расходов.

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 9

Согласно нормам Инструкции N 157н <1> процесс санкционирования расходов бюджетов предусматривает утверждение сметных назначений, распределение бюджетных ассигнований, получение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), а также принятие и исполнение обязательств (денежных обязательств). Порядку отражения государственными (муниципальными) учреждениями в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках этого процесса, и посвящена данная статья.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Организация ведения учета операций по санкционированию расходов

Единым планом счетов бухгалтерского учета к Инструкции N 157н (далее - Единый план счетов) для отражения государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения) операций, осуществляемых в рамках санкционирования расходов бюджетов, предусмотрен счет 500 00 "Санкционирование расходов". Ведение учета показателей бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) <2>, а также показателей принятых обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год и первый и второй годы планового периода производится учреждениями на соответствующих синтетических счетах в разрезе аналитических групп, которые формируются по следующим финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

  • 10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
  • 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (по очередному финансовому году)";
  • 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (по первому году, следующему за очередным)" (далее - первый год планового периода);
  • 40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным" (далее - второй год планового периода).
<2> Суммы сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) утверждаются сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Синтетические и группировочные счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов бюджетов, приведены в таблице.

Номер и наименование
синтетического счета
Номер соответствующего группировочного счета
0 501 00 000
"Лимиты бюджетных
обязательств"
0 501 10 000 - текущего финансового года;
0 501 20 000 - очередного финансового года;
0 501 30 000 - первого года планового периода;
0 501 40 000 - второго года планового периода
0 502 00 000
"Принятые
обязательства"
0 502 10 000 - текущего финансового года;
0 502 20 000 - очередного финансового года;
0 502 30 000 - первого года планового периода;
0 502 40 000 - второго года планового периода
0 503 00 000
"Бюджетные
ассигнования"
0 503 10 000 - текущего финансового года;
0 503 20 000 - очередного финансового года;
0 503 30 000 - первого года планового периода;
0 503 40 000 - второго года планового периода
0 504 00 000
"Сметные (плановые)
показатели"
0 504 10 000 - текущего финансового года;
0 504 20 000 - очередного финансового года
0 506 00 000
"Право на принятие
обязательств"
0 506 10 000 - текущего финансового года;
0 506 20 000 - очередного финансового года
0 507 00 000
"Утвержденный объем
финансового обеспечения"
0 507 10 000 - текущего финансового года;
0 507 20 000 - очередного финансового года
0 508 00 000
"Получено финансового
обеспечения"
0 508 10 000 - текущего финансового года;
0 508 20 000 - очередного финансового года

Аналитический учет операций по санкционированию расходов бюджетов осуществляется учреждениями в журнале по операциям санкционирования на основании первичных (учетных) документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением), с отражением указанных операций на счетах санкционирования расходов в соответствии с Инструкциями, предусмотренными для соответствующего типа учреждений (п. 314 Инструкции N 157н):

  1. для получателей бюджетных средств (для казенных учреждений, а также для бюджетных учреждений, в отношении которых не принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ) - на основании Инструкции N 162н <3>;
  2. для получателей субсидий :
  • для бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о выделении субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, - согласно Инструкции N 174н <4>;
  • для автономных учреждений - на основании Инструкции N 183н <5>.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные ассигнования и ЛБО для главных распорядителей бюджетных средств (далее - главные распорядители) по кодам групп, статей КОСГУ утверждают финансовые органы. Те в свою очередь детализируют их по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ с отражением оборотов по дебету и кредиту счетов 0 503 00 000 и 501 00 000 соответственно.

Причем главные распорядители (распорядители) не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей, в соответствии со ст. 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть отнесены к подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств только одного главного распорядителя. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя), в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ).

Обратите внимание! Изменения показателей по санкционированию расходов бюджетов отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов (п. 311 Инструкции N 157н):

  • при утверждении увеличения - со знаком "плюс";
  • при утверждении уменьшения - со знаком "минус".

Согласно п. 312 Инструкции N 157н по завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года, на следующий год не переносятся (то есть показатели (остатки), сформированные по аналитическим счетам 0 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года", 0 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" и 0 504 10 000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год").

При этом показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию очередного финансового года - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию первого года планового периода - на счета санкционирования очередного финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года планового периода - на счета санкционирования первого года планового периода.

Обратите внимание! Показатели по санкционированию второго года планового периода на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям и главным администраторам дефицита бюджета бюджетных ассигнований и ЛБО отражению не подлежат (п. 312 Инструкции N 157н).

Лимиты бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода) (ст. 6 БК РФ). Доводятся ЛБО по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями ЛБО Единым планом счетов предусмотрен счет 501 00.

Исходя из сказанного, указанный счет применяется только получателями бюджетных средств (получатели субсидий его не используют). Поэтому для рассмотрения особенностей учета ЛБО обратимся к нормам п. 129 Инструкции N 162н. Так, согласно данному пункту учет ЛБО ведется на следующих аналитических счетах.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 501 01 000 Доведенные лимиты
бюджетных обязательств

органы
0 501 02 000 Лимиты бюджетных
обязательств
к распределению
Главные распорядители
0 501 03 000 Лимиты бюджетных
обязательств получателей
бюджетных средств

финансовые органы
0 501 04 000 Переданные лимиты
бюджетных обязательств
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 501 05 000 Полученные лимиты
бюджетных обязательств
Распорядители, получатели
органы
0 501 06 000 Лимиты бюджетных
обязательств в пути
0 501 09 000 Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 и 0 501 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н. Напомним, по остальным аналитическим счетам учет осуществляется в журнале по операциям санкционирования.

Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств, приведена в разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Представим ее в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы ЛБО, доведенные в установленном порядке
финансовыми органами по кодам групп, статей
КОСГУ
1 501 01 000 1 501 02 000

1 501 02 000 1 501 02 000

средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Распорядитель
1 501 05 000 1 501 02 000
Детализация показателей утвержденных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 02 000 1 501 02 000
Суммы ЛБО, переданные подведомственному
распорядителю и (или) получателю бюджетных
средств
1 501 02 000 1 501 04 000
Получатель
Суммы ЛБО, полученные в установленном порядке 1 501 05 000 1 501 03 000
Детализация показателей доведенных ему ЛБО
по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ
1 501 03 000 1 501 03 000
Суммы ЛБО, доведенные себе как получателю 1 501 02 000 1 501 03 000

Пример 1 . Учреждение здравоохранения - распорядитель бюджетных средств получило от главного распорядителя суммы ЛБО на текущий финансовый год в размере 44 800 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 7300 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 26 800 тыс. руб.;
  • 310 "Увеличение стоимости основных средств" - 6300 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 4400 тыс. руб.

Из них учреждение здравоохранения передало обособленному подразделению - получателю бюджетных средств суммы ЛБО текущего финансового года в размере 11 900 тыс. руб., в том числе по статьям КОСГУ:

  • 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" - 2200 тыс. руб.;
  • 220 "Оплата работ, услуг" - 8400 тыс. руб.;
  • 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - 1300 тыс. руб.

В целях упрощения примера детализация ЛБО по подстатьям КОСГУ не рассматривается.

В бюджетном учете данные операции будут оформлены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.
В учете учреждения здравоохранения
Получены суммы ЛБО текущего
статьям КОСГУ:
44 800

выплаты по оплате труда"
1 501 15 210 1 501 12 210 7 300
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 15 220 1 501 12 220 26 800

средств"
1 501 15 310 1 501 12 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 15 340 1 501 12 340 4 400
Переданы суммы ЛБО текущего
финансового года обособленному
подразделению по следующим статьям
КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 14 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 14 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 14 340 1 300
Доведены суммы ЛБО текущего
финансового года себе как получателю
по следующим статьям КОСГУ:
32 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
(7300 - 2200) тыс. руб.
1 501 12 210 1 501 13 210 5 100
- 220 "Оплата работ, услуг"
(26 800 - 8400) тыс. руб.
1 501 12 220 1 501 13 220 18 400
- 310 "Увеличение стоимости основных
средств"
1 501 12 310 1 501 13 310 6 300
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
(4400 - 1300) тыс. руб.
1 501 12 340 1 501 13 340 3 100
В учете обособленного подразделения
Получены суммы ЛБО текущего
финансового года по следующим
статьям КОСГУ:
11 900
- 210 "Оплата труда и начисления на
выплаты по оплате труда"
1 501 12 210 1 501 13 210 2 200
- 220 "Оплата работ, услуг" 1 501 12 220 1 501 13 220 8 400
- 340 "Увеличение стоимости
материальных запасов"
1 501 12 340 1 501 13 340 1 300

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).

Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.

То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.

Номер счета Наименование счета Кто применяет
0 503 01 000 Доведенные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители, финансовые
органы
0 503 02 000 Бюджетные ассигнования
к распределению
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 03 000 Бюджетные ассигнования
получателей бюджетных
средств и
администраторов выплат
Получатели бюджетных средств,
финансовые органы
0 503 04 000 Переданные бюджетные
ассигнования
Главные распорядители
(распорядители), финансовые органы
0 503 05 000 Полученные бюджетные
ассигнования
Распорядители, получатели
бюджетных средств, финансовые
органы
0 503 06 000 Бюджетные ассигнования
в пути
0 503 09 000 Утвержденные бюджетные
ассигнования
Финансовые органы

Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.

Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит
Главный распорядитель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в
установленном порядке финансовыми органами
1 503 01 000 1 503 02 000
Детализация доведенных ему бюджетных
ассигнований по соответствующим статьям,
подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000

получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Распорядитель

установленном порядке
1 503 05 000 1 503 02 000
Детализация показателей утвержденных ему
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 02 000 1 503 02 000
Суммы бюджетных ассигнований, переданных
подведомственному ему распорядителю и (или)
получателю бюджетных средств
1 503 02 000 1 503 04 000
Получатель
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в
установленном порядке
1 503 05 000 1 503 03 000
Детализация показателей доведенных ему
бюджетных ассигнований по соответствующим
статьям, подстатьям КОСГУ
1 503 03 000 1 503 03 000
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе
как получателю
1 503 02 000 1 503 03 000

Принятые обязательства

Бюджетные обязательства - это расходные обязательства учреждения, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под денежными обязательствами следует понимать обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или на основании положений закона, иного правового акта, условий договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

В силу п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Показатели принятых обязательств (денежных обязательств) учитываются на счете 502 00. Данный счет применяется как получателями бюджетных средств, так и получателями субсидий. Операции текущего (очередного) финансового года, первого и второго годов планового периода по принятию бюджетных обязательств (денежных обязательств), а также операции по внесению в текущем финансовом году изменений в эти показатели отражаются учреждениями на указанном счете на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается в рамках формирования учетной политики (п. 318 Инструкции N 157н).

Например , обязательства (денежные обязательства) могут быть приняты к бухгалтерскому учету на основании:

  • расчетно-платежной ведомости - обязательства по заработной плате перед сотрудниками учреждения (в последний день месяца, за который производится начисление);
  • акта выполненных работ - обязательства по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг (в день подписания);
  • счета-фактуры - обязательства по коммунальным услугам (на дату составления счета-фактуры);
  • договора с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) - обязательства по всем видам хозяйственных операций, за исключением расчетов по заработной плате, расчетов с бюджетом по налогам и платежам, а также по долговременным договорам на оказание коммунальных услуг, услуг связи (на дату подписания договора) и т.п.

Обратите внимание! Принятие в текущем финансовом году обязательств осуществляется с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н).

Для обобщения информации о принятых обязательствах (денежных обязательствах) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности учреждения используют следующие аналитические счета (п. 139 Инструкции N 162н, п. 163 Инструкции N 174н и п. 189 Инструкции N 183н).

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале учета принятых обязательств в разрезе расходов (выплат) , предусмотренных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (п. 320 Инструкции N 157н).

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями бюджетных средств. Бухгалтерские проводки по отражению в учете получателей бюджетных средств принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. п. 140 и 141 Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.

Содержание операции Дебет Кредит

обязательств (в пределах утвержденных ему на
соответствующий период ЛБО)
1 501 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств по расходам (выплатам), исполнение
которых предусмотрено за счет утвержденных ему
на соответствующий период бюджетных
ассигнований
1 503 03 000 1 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
обязательств в объеме утвержденных ему сметных
назначений по приносящей доход деятельности
2 506 00 000 2 502 01 000
Суммы принятых получателем бюджетных средств
денежных обязательств в пределах ЛБО, бюджетных
ассигнований и сметных назначений по приносящей
доход деятельности, утвержденных ему на
соответствующий период
0 502 01 000 0 502 02 000

Учет принятых обязательств (денежных обязательств) получателями субсидий. Операции по принятию указанными учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной) финансовый год, а также на первый и второй годы планового периода (с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году) предусмотрены п. 167 Инструкции N 174н и п. 193 Инструкции N 183н. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Обратите внимание! Счета 0 502 01 000 и 0 501 02 000 применяются учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов" и 800 "Уменьшение обязательств" (п. 164 Инструкции N 174н, п. 190 Инструкции N 183н).

Сметные (плановые) назначения

Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).

Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):

Дебет счета 2 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)

Кредит счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).

Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):

  • по дебету - в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
  • по кредиту - в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.

Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):

<*> В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", 5 "Субсидии на иные цели", 6 "Бюджетные инвестиции" и 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".

Право на принятие обязательств

Информация об объеме права на принятие учреждением обязательств в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм сметных (плановых) назначений по приносящей доход деятельности собирается на счете 506 00. Аналитический учет по нему ведется в структуре, предусмотренной сметой либо планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, по аналогии с утвержденными сметными (плановыми) назначениями - в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) (п. п. 326, 327 Инструкции N 157н).

Согласно п. 151 Инструкции N 162н получатели бюджетных средств по кредиту счета 2 506 00 000 учитывают утвержденные суммы сметных (плановых) назначений по расходам в рамках приносящей доход деятельности (бухгалтерская проводка, которой оформляется данная операция, была приведена ранее при рассмотрении учета сметных (плановых) назначений). Также на этом счете отражаются суммы обязательств, исполнение которых предусмотрено сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, следующей проводкой:

Дебет счета 2 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Кредит счета 2 502 01 000 "Принятые обязательства".

Получатели субсидий оформляют операции по счету 0 506 00 000 следующим образом (п. 174 Инструкции N 174н, п. 200 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счет 0 506 00 000 применяется учреждениями всех трех типов по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800 (п. 172 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н).

Финансовое обеспечение получателей субсидий

Суммы сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), предусмотренных к поступлению в соответствующем финансовом году, учитываются получателями субсидий по дебету счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 176 Инструкции N 174н, п. 202 Инструкции N 183н). В свою очередь, информация о суммах полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов, поступлений) и суммах возвратов ранее поступившего финансового обеспечения обобщается по дебету счета 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (п. 179 Инструкции N 174н, п. 205 Инструкции N 183н).

В бухгалтерском учете операции по санкционированию финансового обеспечения отражаются получателями субсидий следующими проводками (п. 177 Инструкции N 174н, п. 203 Инструкции N 183н):

Обратите внимание! Счета 0 507 00 000 и 0 508 00 000 применяются получателями субсидий по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе групп 100 "Доходы", 600 "Выбытие финансовых активов" и 700 "Увеличение обязательств" (п. п. 175 и 178 Инструкции N 174н, п. п. 201 и 204 Инструкции N 183н).

Аналитический учет по указанным счетам ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения на соответствующий финансовый год (п. п. 329 и 331 Инструкции N 157н).

Пример 2 . Поликлиника (бюджетное учреждение - получатель субсидий) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта бытовых помещений здания на сумму 450 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 20% для приобретения стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет субсидий на . На текущий финансовый год на эти цели планом финансово-хозяйственной деятельности поликлинике предоставлены средства в размере 900 тыс. руб. по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ, которые поступили ей на лицевой счет.

Бухгалтерией поликлиники в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
тыс. руб.


по доходам на выполнение
государственного задания <*>
4 507 10 150 4 504 10 150 900
Утверждены сметные (плановые)
назначения на текущий финансовый год
по расходам на выполнение
государственного задания <*>
4 504 10 225 4 506 10 225 900
Поступило на лицевой счет
поликлиники финансовое обеспечение
выполнения государственного задания
<**>
4 508 10 150 4 507 10 150 900
Приняты обязательства по текущему
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
4 506 10 225 4 502 11 225 450
Приняты денежные обязательства
по авансовому платежу по текущему
ремонту бытовых помещений за счет
финансового обеспечения на
выполнение государственного задания
<***>
(450 тыс. руб. x 20%)
4 502 11 225 4 502 12 225 90
<*> Основание - план финансово-хозяйственной деятельности.
<**> Основание - выписка из лицевого счета.
<***> Основание - заключенный со строительной организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (поликлиникой и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 360 тыс. руб. (450 - 90).

К сведению. Рассмотренные в примере 2 операции по санкционированию расходов в бухгалтерском учете автономного учреждения будут оформлены аналогичным образом.

Пример 3 . Психиатрическая больница (казенное учреждение - получатель бюджетных средств) заключила со строительной организацией договор на осуществление текущего ремонта рентгеновского кабинета на сумму 90 тыс. руб. Условиями договора предусмотрен авансовый платеж в размере 30% на приобретение стройматериалов. Ремонт будет проводиться за счет средств от приносящей доход деятельности. Сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на эти цели (по подстатье 225 КОСГУ) предусмотрены средства в сумме 150 тыс. руб. В силу норм Федерального закона N 83-ФЗ <6> больница в 2011 г. имеет право использовать средства от приносящей доход деятельности на собственные нужды.

<6> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Бухгалтерией психиатрической больницы в рамках санкционирования расходов будут произведены следующие записи:

<*> Основание - смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности.
<**> Основание - заключенный со сторонней организацией договор.

После завершения ремонтных работ на основании подписанного обеими сторонами (психиатрической больницей и строительной организацией) акта выполненных работ бухгалтерией будет произведена проводка по принятию денежных обязательств на сумму 63 тыс. руб. (150 - 90).

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Принятые бюджетные обязательства - проводки по ним мы рассмотрим в статье - имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18-26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

Государственный контракт был заключен в 2017 году, но оплата по нему, а также принятие денежных обязательств будут произведены в 2018 году. Можно ли проводки по данному государственному контракту в учете получателя бюджетных средств по 500 счетам делать сразу на очередной год? Какие операции по санкционированию расходов необходимо произвести в конце 2017 года и в первый рабочий день 2018 года (закрытие счетов санкционирования, перенос и перерегистрация показателей санкционирования), если лимиты бюджетных обязательств на 2018 год доведены в 2017 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения бухгалтерских записей на счетах санкционирования текущего либо очередного года зависит от того, за счет ЛБО какого года осуществлялось заключение контракта.
Если контракт заключался за счет ЛБО 2017 года, то, несмотря на то, что его исполнение будет осуществляться уже в 2018 году, для отражения принятого бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Сформированный по итогам 2017 года на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. В 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства.
Если же заключение контракта осуществляется за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000. В конце 2017 года операции, отраженные на данном счете, закрытию не подлежат. Перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год осуществляется в первый рабочий день 2018 года.

Обоснование вывода:
Согласно БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства, в частности, путем заключения государственных контрактов, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО).
Все обязательства, принятые учреждением, необходимо отражать в бюджетном учете с разбивкой по периодам (п. 309 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н). При этом в четвертой позиции кода счета (в 22 позиции номера счета) отражается числовой признак года, в котором будет исполняться соответствующее обязательство.
Для учета получателями бюджетных средств сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему ЛБО, применяются соответствующие аналитические счета 1 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 140 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - N 162н). При этом для учета бюджетных обязательств текущего финансового года применяется счет 1 502 11 000, очередного финансового года - счет 1 502 21 000.
Заключенный в рассматриваемой ситуации контракт будет исполняться в 2018 году. В то же время для принятия в 2017 году бюджетного обязательства для данного контракта важно понимать, за счет ЛБО какого года производилось заключение контракта - за счет ЛБО 2017 либо 2018 года. Данную информацию получатель бюджетных средств может уточнить, к примеру, из плана закупок, плана-графика закупок, бюджетной сметы. Если согласно данным документам заключение контракта осуществлялось за счет прав на принятие обязательств (ЛБО) 2017 года, то для учета соответствующего бюджетного обязательства применяется счет 1 502 11 000. Если же заключение контракта осуществлялось за счет ЛБО 2018 года, то принятие бюджетного обязательства по нему отражается с применением счета 1 502 21 000.
По завершении текущего финансового периода показатели по счетам санкционирования текущего финансового года на следующий год не переносятся ( Инструкции N 157н). При этом показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом ( Инструкции N 157н). Показатели (остатки, обороты) по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года ( Инструкции N 157н).
То есть в случае, если контракт, подлежащий исполнению в 2018 году, заключен за счет ЛБО 2017 года, то сформированный в 2017 году на счете 1 502 11 000 остаток данного бюджетного обязательства на 2018 год не переносится. При этом в 2018 году следует отразить перерегистрацию данного бюджетного обязательства. Исходя из положений Инструкции N 162н такая перерегистрация бюджетного обязательства отражается бухгалтерской записью:
Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - отражена перерегистрация в 2018 году бюджетного обязательства по контракту, заключенному за счет ЛБО 2017 года, исполнение которого будет осуществляться в 2018 году.
В свою очередь, показатели, отраженные на счетах санкционирования очередного финансового года, подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день наступившего года. В конце 2017 года операции, отраженные на данных счетах, закрытию не подлежат. Порядок отражения бухгалтерских записей по переносу показателей санкционирования приведен в разделе IV Приложения N 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета" к N 162н.
В соответствии с положениями данного раздела перенос показателей санкционирования очередного финансового года на текущий финансовый год оформляется в первый рабочий день наступившего года корреспонденциями:
1) Дебет КРБ 1 501 23 000 Кредит КРБ 1 501 13 000 - перенос показателей ЛБО получателей бюджетных средств очередного финансового года на текущий финансовый год;
2) Дебет КРБ 1 501 15 000 Кредит КРБ 1 501 25 000 - перенос показателей ЛБО, полученных получателями бюджетных средств, очередного финансового года на текущий финансовый год;
3) Дебет КРБ 1 502 21 000 Кредит КРБ 1 502 11 000 - перенос показателей принятых и неисполненных получателем бюджетных средств бюджетных обязательств очередного финансового года на текущий финансовый год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Задача № 20

Казенному учреждению (получателю средств федерального бюджета) доведены суммы увеличения лимитов бюджетных обязательств по оплате работ, услуг. Получатель бюджетных средств (ПБС) детализировал полученные лимиты бюджетных обязательств на расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг.

Сумма доведенного увеличения лимитов бюджетных обязательств равна 500 000 руб. Сумма детализированных лимитов бюджетных обязательств на расходы по оплате услуг связи составляет 200 000 руб., коммунальных услуг - 200 000 руб. и транспортных услуг - 100 000 руб.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражение сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных ПБС на расходы по оплате работ, услуг на текущий финансовый год 1 501 15 220 1 501 13 220 500 000 Уведомление о лимитах бюджетных обязательств
Детализация показателей доведенных до ПБС лимитов бюджетных обязательств по расходам на оплату работ, услуг в части расходов на оплату услуг связи на текущий год 1 501 13 220 1 501 13 221 200 000 Расходное расписание
Детализация показателей доведенных до ПБС лимитов бюджетных обязательств по расходам на оплату работ, услуг в части расходов на оплату транспортных услуг на текущий год 1 501 13 220 1 501 13 222 100 000 Расходное расписание
Детализация показателей доведенных до ПБС лимитов бюджетных обязательств по расходам на оплату работ, услуг в части расходов на оплату коммунальных услуг на текущий год 1 501 13 220 1 501 13 223 200 000 Расходное расписание

Комментарии

Получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту обслуживания:

· Расходные расписания (ф. 0531722), детализирующие доведенные до них ЛБО по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, если доведенные бюджетные данные не содержат указанной детализации (п. 6.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований…, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н).

Сумма ЛБО на расходы по оплате работ, услуг, полученных учреждением на текущий финансовый год, отражается:

Дт 1 501 15 220 Кт 1 501 13 220 (п. п. 134, 136 Инструкции N 162н)

Детализация показателей лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, осуществляемая ПБС, отражается:

Дт 1 501 13 220 Кт 1 501 13 221, 1 501 13 222, 1 501 13 223 (п. 134 Инструкции N 162н).

В соответствии с п. 129 Инструкции N 162н для аналитического учета лимитов бюджетных обязательств применяется:

· Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062), данные в которой формируются нарастающим итогом с начала года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822) ГРБС (РБС) по кодам бюджетной классификации.

Задача № 21

Казенным учреждением заключен договор с организацией на оказание транспортных услуг в текущем году. Договорная стоимость услуг равна 120 000 руб.

Задание: отразить в бюджетном учете принятые в момент подписания договора бюджетные обязательства.

Комментарии

Учет показателей принятых учреждениями обязательств осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 00 000 "Принятые обязательства" (п. 139 N 162н).

Суммы бюджетных обязательств, принятых учреждением на текущий финансовый год по оплате транспортных услуг в пределах утвержденных ЛБО, отражаются:

Дт 1 501 13 222 Кт 1 502 11 222 (п. п. 134, 140 Инструкции N 162н).

Для учета обязательств текущего финансового года в учреждении применяется:

· Журнал учета принятых обязательств (ф. 0504064) (п. 320 Инструкции N 157н)

С 1 января 2012 г. получатели средств федерального бюджета представляют в орган ФК Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф.0531702) для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам (п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н).

Задача №22

Принятые казенным учреждением обязательства по оплате реконструкции здания не исполнены. В связи с этим учреждением осуществлен перенос показателей санкционирования расходов, сформированных в прошлом году, на первый и второй годы, следующие за ним.

Сумма принятых получателем бюджетных средств (ПБС) в прошлом году обязательств на первый год, следующий за ним, равна 700 000 руб., а на второй год, следующий за ним, - 800 000 руб.

Задание: отразить указанные операции в бюджетном учете

Комментарии

Остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:

показатели первого года, следующего за текущим, - на счета текущего финансового года;

показатели второго года, следующего за текущим, - на счета первого года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года (п. 312 Инструкции N 157н).

Для ведения учета показателей принятых учреждениями обязательств предназначен счет 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 139 Инструкции N 162н).

При этом учет производится по аналитическим группам, формируемым по финансовым периодам (п. 309 Инструкции N 157н):

10 "Санкционирование по текущему финансовому году";

20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";

30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)".

Перенос показателей принятых и не исполненных ПБС обязательств первого года, следующего за текущим, на текущий финансовый год по оплате договора реконструкции здания оформляется записью:

Дт 1 502 21 310 Кт 1 502 11 310.

Перенос показателей принятых и не исполненных ПБС обязательств второго года, следующего за текущим, на первый год, следующий за текущим, отражается:

Дт 1 502 31 310 Кт 1 502 21 310

(п. п. 13.1, 13.2 разд. IV Приложения N 1 к Инструкции N 162н).

Задача №23.

Казенным учреждением в рамках приносящей доход деятельности приобретается компьютерная техника (персональный компьютер стоимостью 25 000 руб. и мониторы (в качестве запчастей) на сумму 50 000 руб.).

Задание: отразить в бюджетном учете принятые обязательства

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Принятие обязательств
Принятие обязательств в пределах сметных назначений на текущий год по приносящей доход деятельности на покупку компьютера 2 506 10 310 2 502 11 310 25 000 Договор поставки
Принятие обязательств в пределах сметных назначений на текущий год по приносящей доход деятельности на покупку мониторов 2 506 10 340 2 502 11 340 50 000 Договор поставки
Принятие денежных обязательств
Принятие денежных обязательств на текущий год на покупку компьютера 2 502 11 310 2 502 12 310 25 000
Принятие денежных обязательств на текущий год на покупку мониторов 2 502 11 340 2 502 12 340 50 000 Отгрузочные документы поставщика