Учетная норма при определении уровня нуждаемости. §10.2. Норма предоставления жилого помещения. Где учитывается размер площади

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Учетная норма (сколько площади должно приходиться на каждого члена семьи, чтобы поставили на очередь на получение жилья)

и на какую площадь можно рассчитывать при предоставлении жилья (норма предоставления)

Согласно ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанной статьи ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно указанной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Примечание ЮК "Стратегия": Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека , а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы - от 18 до 36 кв.м общей площади жилого помещения ( Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Перед принятием решения проверяйте актуальность приведенных ниже данных!!!

Район/город

Норма предоставления*

Учетная норма**

Нормативно-правовой акт

Г. Москва

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 июня 2006 года N 29
Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения *

Московская область

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предо-ставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" (с изменениями от 22 мая 1986 г., 18 июня 1987 г., 22 сентября 1988 г., 26 февраля 1992 г., 30 декабря 1994 г.):

Московская область

61. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предоставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

68. Если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, освободившееся помещение подлежит передаче в его пользование.

Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей (в том числе и в случаях, предусмотренных в п. 67 настоящих Правил), должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). В таких случаях общий размер жилой площади, как правило, не должен превышать на каждого члена семьи установленной нормы жилой площади (12 кв. м) и полагающейся нанимателю или членам его семьи дополнительной жилой площади (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.

9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

9.1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м.

Постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Диапазон действия данной редакции: c 30.12.1994 по 04.02.2004

(до этого действовало Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24)

Красногорский район

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.


"Красногорский район" Московской области от 25 августа 2005 г. N 542/8
"Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору
социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Химкинский район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы Химкинского района Московской области
от 29 июля 2005 г. N 118 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Мытищинский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г. N 23/2 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции" (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г., 21 июня 2006 г.)

Пушкинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования "Пушкинский район" Московской области от 15 апреля 2005 г. N 145/14
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Щелковский район

от 16 до 23 кв. м.


"Щелковский район" Московской области от 1 марта 2005 г. N 524 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Балашихинский район

от 14 до 18 кв. м.

Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г. N 8/55 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха"

Городской округ Балашиха

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м общей площади на одного человека.

1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв. м общей площади на одного члена семьи.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Люберецкий район

Ленинский район

от 16 кв. м.

Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области
от 14 декабря 2005 г. N 7/33 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления
жилого помещения в Ленинском районе"

Домодедовский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Домодедовский район" Московской области от 22 марта 2005 г. N 230/40 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Домодедовском районе Московской области"

Подольский район

14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м - на одиноко проживающего гражданина

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Подольский район" Московской области от 16 сентября 2005 г. N 141/2005
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе"

Одинцовский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г. N 4/46"Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования Одинцовского района"

Волоколамский район

от 16 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г. N 282-38 "Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями от 6 апреля 2006 г.)

Воскресенский район

от 14 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Воскресенский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 310/32 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Воскресенском районе"

Дмитровский район

Егорьевский район

Сергиево-Посадский район

Зарайский район

Истринский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Истринский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 4/9 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. О порядке заключения договоров социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда"

Каширский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Каширский район" Московской области от 7 июля 2005 г. N 90 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Каширский район"

Клинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Клинского муниципального района
Московской области от 9 февраля 2006 г. N 4/24 "Об установлении учетных норм общей площади для постановки на учет нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Клинском районе"

Коломенский район

Лотошинский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Лотошинский район" Московской области от 5 сентября 2005 г. N 158/21 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения"

Луховицкий район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы муниципального образования
"Луховицкий район" Московской области от 13 апреля 2005 г. N 323 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения"

Можайский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Можайский район" Московской области от 20 апреля 2005 г. N 126/13
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Можайский район Московской области".

Наро-фоминский район

Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 "Об установлении нормы представления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области"

Ногинский район

отдельная квартира - 8 м2, коммунальная квартира - 10 м2

В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся установлен органом местного самоуправления (на основании Решения Совета депутатов городского поселения Ногинск Московской области № 13/39 от 30.12.2008 г: (опубликовано в газете «Волхонка» от 12.01.2009г.).

Озерский район

Орехово-зуевский район

Павлово-Посадский район:

Раменский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Раменского района Московской области от 30 марта 2005 г. N 3/8-СД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Раменском районе"

Рузский район

Серебряно-прудский район

Серпуховской район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Серпуховский район" Московской области от 26 октября 2005 г. N 5/28 "Об установлении учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения"

Солнечногорский район

Ступинский район

Талдомский район

Чеховский район

Шатурский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шатурский район" Московской областиот 27 апреля 2005 г. N 13/58 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Шатурском районе Московской области"

Шаховский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шаховской район" Московской области от 19 сентября 2005 г. N 25/150 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма и нормы предоставления площади жилого помещения в Шаховском районе"

Города

Бронницы

от 15 до 18 кв. м.

9 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

10 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Бронницы" Московской области от 24 августа 2005 г. N 92/16
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по г. Бронницы"

Дзержинский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Дзержинский" Московской области от 1 декабря 2005 г. N 8/22
"О Положении о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения"

Долгопрудный

Нормативное решение Совета депутатов
города Долгопрудный Московской области от 25 апреля 2005 г. N 24-НР
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании г. Долгопрудный Московской области"
(с изменениями от 16 марта 2006 г.)

Домодедово

Решение Совета депутатов города Дубны Московской области
от 28 апреля 2005 г. N РС-6(22)-47/16 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Дубне Московской области"

Железнодорожный

от 12 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов города Железнодорожный Московской области от 16 февраля 2005 г. N 09/57
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления
площади жилого помещения"

Жуковский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Жуковский" Московской области от 19 мая 2005 г. N 32/СД
"Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма"

Звенигород

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

15 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов города Звенигород Московской области от 28 июня 2005 г. N 27/6 "Об установлении норм площади жилого помещения"

Ивантеевка

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Ивантеевки Московской области
от 26 сентября 2005 г. N 183/18 "Об установлении нормы предоставления
и учетной нормы жилого помещения"

Калининград

Климовск

Решение Совета депутатов города Климовска Московской области
от 15 сентября 2005 г. N 4/2-17 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

от 14 до 19 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Коломна" Московской области от 22 июля 2005 г. N 45/7-РП
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма и учетной нормы площади
жилого помещения"

от 15 до 22 кв. м.

Решение Совета депутатов города Королева Московской области
от 25 апреля 2005 г. N 85/516 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения".

Красноармейск

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Красноармейск" Московской области от 29 июня 2005 г. N 35-2
"Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании "Городской округ Красноармейск"

Краснознаменск

18 кв. м. на одного человека, 14 кв. м. общей площади при заселении вторичного жилья

Решение Совета депутатов города Лобня Московской области
от 26 января 2006 г. N 21/425 "Об учетной норме общей площади жилого помещения и норме предоставления общей площади жилого помещения
по договору социального найма в городе Лобня"

Лосино-Петровский

Лыткарино

Орехово-Зуево

33 кв. м общей площади на семью из одного человека;

42 кв. м общей площади на семью из двух человек.

Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево
Московской области от 16 февраля 2006 г. N 505/40
"О внесении изменений в решение Совета депутатов N 233/24 от 17.02.2005 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения"

Подольск

Протвино

от 15 до 20 кв. м.

Решение Совета депутатов города Протвино Московской области
от 3 октября 2005 г. N 67/9 "Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления жилого помещения"

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Пущино" Московской области от 14 апреля 2005 г. N 103/17
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения"

Решение Совета депутатов города Реутова Московской области
от 22 февраля 2005 г. N 3/2005-НА "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади по договорам социального найма и утверждении временного Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления муниципального жилья в городе Реутове"

Серпухов

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области
от 26 октября 2005 г. N 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади
жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Решение Совета депутатов города Троицка Московской области
от 13 октября 2005 г. N 89/13 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения"

от 13 до 18 кв. м.

12 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения

Решение Совета депутатов города Фрязино Московской области
от 17 мая 2005 г. N 40 "Об учетной норме и норме предоставления площади
жилого помещения в городе Фрязино" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

Черноголовка

Щербинка

Решение Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 26 января 2006 г. N 503/142 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЕЛКОВО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Электрогорск

Электросталь

9 кв. м. общей площади для отдельных квартир и 11 кв. м. общей площади для квартир коммунального заселения на каждого члена семьи.

Решение Совета депутатов города Электросталь Московской области от 28 июля 2005 г. N 316/50 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения"

Юбилейный

Учетные нормы и нормы

предоставления Краснодарский край

Установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере:

10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОРОД МАЙКОП"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Несоответствие учетной норме площади жилого помещения позволяет ее хозяину встать в очередь на новое жилье. Размер нормы устанавливают субъекты, но понятие и условия объясняет федеральное законодательство. Нет единого значения нормы. Однако если квадратов меньше, чем определено, не стоит ждать просторного жилья быстро. О праве придется заявить и набраться терпения. Зачастую на несколько лет. Узнаем, как формируется и как учетная норма жилой площади устанавливается.

Зачем рассчитывать норму

  • переселение из ветхого или аварийного жилья;
  • развод супругов и раздел имущества между собой;
  • получение жилья социального найма;
  • расчет нормы жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Типы норм

Российское законодательство закрепило несколько типов норм жилплощади, учитывая цели расчета:

  1. Минимальная санитарная норма.
  2. Норма предоставления.
  3. Учетная норма.

Минимальная

Минимальная равна площади 6 квадратных метров. Этот норматив определяет минимальную площадь для жильцов в общежитии, а также для использования маневренного жилищного фонда.

Маневренный жилищный фонд еще называют временным. Комнаты или квартиры, находящиеся в собственности государства, используют для размещения в них переселенцев, например, при капитальном ремонте или в случае ЧС. Площадь маневренного фонда предназначена также для должников, лишившихся собственного жилья, например, за долги по ипотеке.

В норму включено право на общежитие - для студентов и служащих в командировке; временное жилье - людям, лишившимся прежнего помещения из-за стихийных бедствий и катастроф, а также в случае проведения капитального ремонта жилья по социальному найму. Если квартира выставлена на аукцион из-за долгов, ее собственнику предоставляется жилплощадь из маневренного фонда.

Учетная

Учетная норма площади жилого помещения необходима, чтобы рассчитать, сколько квадратов определено на человека. Она дает основание получить новое жилье.

Учетная норма жилой площади распространяется на жильцов квартир муниципалитета или государственной собственности. Например, учетная норма площади на человека уменьшается с рождением еще одного ребенка, что дает право родителям обратиться за предоставлением квартиры попросторнее, чтобы расширение сделало возможным соответствие: учетная норма площади на одного человека в семье стала равной минимуму, установленному местными законами.

В столице и Саратове учетная норма жилой площади равняется десяти квадратным метрам, в Самаре - четырнадцати, в Ярославле и Хабаровске - двенадцати.
Когда минимальная площадь жилого помещения больше, чем реально имеющееся жилье, следует добиваться признания статуса нуждающегося в другом помещении.

Алгоритм определен: нужно зарегистрироваться, обратившись в администрацию своего муниципалитета. По ходу продвижения участников по цепочке, будет приближаться право претендовать на муниципальную квартиру. Так «работает» учетная норма площади жилого помещения.

Однако нужно учитывать, что внеочередно квартиры получают дети-сироты, судьи, прокуроры и заявители, в семье которых есть тяжело больной человек.

Норма предоставления

Площадь, определенную для стороны соглашения социального найма жилья, называют нормой предоставления. Эти квартиры предоставляет муниципалитет малоимущим, в том числе военным, ветеранам, работникам следственного управления и судьям.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ, в которой толкуется понятие учетной нормы, тоже говорит о праве местной власти давать квартиры увеличенной квадратуры, больше минимальной площади, принятой законодательными органами, но не превышающей ее более чем в два раза. Такое распределение распространяется на некоторых граждан.
Жители Москвы, Самары и Хабаровска получают жилую комнату площадью восемнадцать квадратных метров. В Ярославле - семнадцать, в Саратове - шестнадцать квадратов.

Приводится норма по измерению общей площади, включающей туалетную комнату и кухонное помещение, например: для человека, который живет один - не меньше 33 квадратов, семейная пара или родитель и ребенок - 42 квадратных метра, если больше трех - 18 квадратов.

Кем высчитывается формула учетной нормы

Республики, края, АО и области закрепляют понятие «учетная норма жилого помещения».

Право закреплено законодательно, поэтому на разных территориях расчет этого показателя отличается. Законодатели сочли, что на местах точнее могут определить составляющие формулы вычисления нормы и условия ее введения, нежели федеральный центр. Причем учетная норма жилой площади может использоваться в расчете и представителей местной власти, и районных администраций.

Усреднить показатель по стране не получится, потому что величина нормы не едина в пределах одной области.

Расчет учетной нормы жилой площади

Принятые нормы в разных муниципалитетах отличаются из-за факторов, влияющих на составляющие формулы расчета. Властям приходится учитывать обеспеченность жилплощадью жителей области или края, состояние и количество жилфонда, показатель демографического состава.

Учетная норма площади жилого помещения распространяется на жильцов с инвалидностью и военнослужащих, но с разницей установленного норматива.

Предельный размер учетной нормы не может быть выше норматива площади, определенной условиями документа, разрешающего использовать муниципальные квартиры для постоянного проживания.

Рассчитывая соответствие/несоответствие минимальному учету, берут во внимание минимальный размер площади общего помещения.

Права и ограничения

Учетная норма жилой площади, точнее несоответствие ей, гарантирует льготу малоимущей категории на комнаты, разрешенные соцнаймом.

Определение минимума жилплощади предполагает возможность регистрации жителей городов, районов и области, не обеспеченных необходимой жилплощадью. Эти люди могут реализовать свою возможность поселения в квартирах социального фонда, заявив о несоответствии и пополнив очередь.

Учетная норма вводит ограничения в праве пользования жильем по найму и запрещает вселять в помещения муниципалитета других жильцов, кроме несовершеннолетних детей нанимателя. Поднайм также не разрешается.

Порядок включения в очередь на новую квартиру

Пакет документов должен включать: справку о составе семьи, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, выписку техпаспорта, а также заявление.
Величину минимальной нормы учета или нормы предоставления можно узнать в администрации своего муниципалитета. Впрочем, такие сведения обычно опубликованы на официальных сайтах правительств и депутатских корпусов.

Применение нормы

После включения в список нуждающихся в новом жилье ожидание квадратных метров для большинства занимает годы. Вопрос действительно быстро не решается, потому что упирается в ограничения муниципальных образований, связанных с деньгами и сроками возведения социального помещения.

Однако на получение квартир вне очереди могут рассчитывать заявители, проживающие в разваливающихся домах, в которых ремонт проводить бессмысленно. Еще один случай - когда человек тяжело болен, и его болезнь крайне осложняет совместное проживание родственникам или другим проживающим с ним. Пенсионеры и инвалиды, лишенные возможности вернуться на проживание в прежнюю квартиру. А также госслужащие.

Как установили нормы жилья

Совокупность жилищных правил версии 1983 года определяла норму жилплощади как предельную в пунктах соглашения по найму. Величину устанавливал не кодекс, а правительство. Норма высчитывалась на одного жильца и позволяла использовать компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Какой будет норма, решают представители местного правительства, однако до утверждения решения в кодекс рассматривался единый нормированный показатель предоставления, равный пятнадцати квадратам жилплощади, из расчета на жильца.

Сегодня учетная норма жилого помещения устанавливается в соответствии с принятым порядком.

Расширение норматива для определенной категории

Дополнительные квадратные метры могут получить ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и члены их семей.

Люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, работники вредных производств, родители, воспитывающие разнополых детей - также имеют право на дополнительные квадраты.

Пенсионерам и инвалидам по их желанию жилье может быть предоставлено на первом этаже или в доме с лифтом.

Минимум площади: немного истории

Учетная норма жилищной площади была не всегда. С советской властью пришла социальная норма обеспеченности жильем. До 1920 года ее рассчитывали от объема воздуха, но потом ввели площадь.

Совнарком и Нарком здравоохранения утвердили чуть больше восьми квадратных метров на одного человека. В 1922 году норму увеличили до девяти квадратов.
Когда строили дома, эту норму непременно учитывали. Интересно, что менялись стандарты высоты потолков в квартирах, а норма жилплощади - нет.

В это же время вводят понятия площади - «общая» и «жилая». Жилая площадь организовывалась просто: буржуазных хозяев домов теснили работяги, отгораживая свою территорию. Так появилось первое коммунальное жилье.

Сколько квадратов положено в других странах

США для своих граждан норму определяет с учетом площади коридоров и лестниц. В Европе учитывают квадраты ванных комнат и туалетов. Причем размер жилплощади высчитывается по количеству спален. ООН введен стандарт, равный тридцати квадратным метрам.

Норма жилья голландцев и германцев - не меньше двадцати квадратов. В Дании и Швеции - восемнадцать квадратных метров жилья без учета площади столовой, размер спальни - не меньше тринадцати квадратов. При рождении детей европейские семьи могут рассчитывать на увеличение: двое детей - шестьдесят восемь с половиной квадратных метров.

Расчетов, согласно которым можно установить количество квадратных метров, положенных на одного человека в нашем государстве, достаточно много.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Правила предоставления жилых помещений

Расчеты зависят от нескольких факторов — сюда относятся жилищные условия в конкретном субъекте и какая именно норма должна рассчитываться (санитарная, социальная, учетная ).

Также сюда относятся показатели средней стоимости одного квадратного метра жилья в конкретном регионе и какое жилье берется в расчет — социальное, которое будет предоставляться по договору социального найма или коммерческое, которое можно будет выкупить путем получения специального жилищного сертификата.

В соответствии с действующим жилищным законодательством и с Жилищным Кодексом Российской Федерации, нормой жилой площади считается то количество квадратных метров жилья, которые приходятся на одного конкретного человека.

Органы государственной власти РФ вправе в соответствии с законодательством устанавливать региональные нормы площади жилья, но также могут делегировать это право органам местного самоуправления.

Жилищный Кодекс строго определил величину, меньше которой быть не может — это 12 м2 .

Причем, при расчете такой нормы учитываться должна не общая площадь квартиры или дома, а непосредственно площадь жилого помещения (то есть жилых комнат, в то время, как коридор, кухня или санузел в расчет приниматься не должны).

Санитарная и социальная нормы

В ЖК РФ ст. 38 есть определенные нормы, которые обязательно должны быть соблюдены:

  • Норма предоставления жилья — это минимальный размер площади помещения, согласно которому определяется размер предоставления жилплощади по договору социального найма;
  • По минимальной санитарной норме должно приходится на одного жильца конкретной квартиры (или дома) не менее 6 квадратных метров ;
  • Социальная норма - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется:

  1. 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек ;
  2. 42 кв. м — на семью из двух человек ;
  3. 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан .

Что такое учетная норма?

Учетная норма жилья в соответствии с существующим сегодня законодательством о жилищном фонде рассчитывается в том случае, когда решается вопрос о том, есть ли необходимость ставить в очередь на улучшение жилищных условий конкретного человека или семью.

Такая норма рассчитывается, исходя из тех условий, которые есть в каждом конкретном регионе.

Учетная норма не может быть меньше минимальной санитарной, указанной в ЖК РФ, а именно меньше 6 квадратных метров, приходящихся на одного человека.

При расчете такого норматива учитывается, сколько человек является членами семьи, которая претендует на улучшение жилищных условий , то есть социальная норма также здесь играет свою роль.

При формировании размера учетного норматива, необходимо помнить и о таком важном факте, как тип жилой площади (то есть об обычной квартире идет речь или о коммунальной), так как от этого зависит определяемый необходимый размер.

Где будет учитываться размер жилой площади?

Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:

  • Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги . Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
  • В случае, если за имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади , при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
  • При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
  • При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма . В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.

Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

Кто имеет право на дополнительные метры?

Дополнительная площадь предоставляется гражданам, которые страдают тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, также правом на дополнительную жилую площадь пользуются военнослужащие и приравненные к ним сотрудники ОВД и МЧС.

Правила и нормы предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

  1. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.).
  2. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
  3. ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.).

Таким образом, норма квадратных метров жилой площади , которая должна рассчитываться на каждого человека, вопрос очень интересный, разбираться в котором необходимо, чтобы точно знать, на что можно рассчитывать, в том числе и в момент подачи заявления на улучшение жилищных условий .

Норма предоставления жилой площади рано или поздно интересует едва ли не каждого человека, причем как собственника приватизированного жилья, так и пользователя квартирой по . Такой интерес чаще всего обусловлен необходимостью улучшить условия проживания благодаря социальной помощи, когда место расположения, стоимость недвижимого объекта и прочее отходит на второй план. Это может быть становление на очередь для получения жилплощади, подписание , её обмен или продажа, если в сделке участвует ребёнок.

В Жилищном кодексе Российской Федерации есть отдельные пункты, которые чётко регламентируют все условия, нормы и требования относительно жилья и условий проживания. Также там обозначена учетная норма на одного человека и порядок её расчёта.

Следует учесть, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения – это не одинаковые понятия. В целом же правительственное постановление определяет двенадцать метров квадратных на одного человека. При этом эта цифра не может быть равна для каждого, поэтому существует множество юридических и законодательных нюансов.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Различия в понятиях

Сегодня ни для кого не секрет, что в российском законодательстве множество аспектов не имеет чёткого пояснения, а некоторые акты и вовсе друг другу противоречат. При этом такие понятия, как учётная или минимальная на одного человека, в частности по договору социального найма, всё же законодательно отображены:

В перечисленных выше вариантах действуют свои принципы расчёта, о которых не станет лишним получить хотя бы поверхностную информацию. Осведомлённость позволяет гражданам требовать у государства улучшения условий проживания и определённое количество жилой площади.

Когда приходится рассчитывать

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.

Когда рассматривается вопрос Примечания
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров.
При расширении жилья При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию.
При вынужденном переселении Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь.
При начислении и перерасчете квартирной оплаты Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей.
При оформлении прописки по месту проживания Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма.

Нюансы для общежитий

Когда полученное по договору жильё представлено в виде комнаты в общежитии, действуют несколько иные правила и требования. Независимо от того, для каких целей и как надолго выдаётся комната, будь то постоянное проживание или же временное на период обучения или командировки, допускаются самые минимальные санитарные, эргономичные, планировочные нормы. Соответственно и учетная вычисляемая норма будет ниже обычного.