Технология строительства набережных. Набережные городов мира: от заброшенных территорий к комфортному общественному пространству. Как все начиналось

Рассмотрение каменных работ, выполненных в России до революции. На сей раз изучаем набережные Санкт Петербурга. В этом большим подспорьем слада книга Кочедамова "Набережные Невы", сведения из которой я дополняю сведениями из других източников.

"Ни один из городов мира в XVIII и XIX веках не знал столь значительных градостроительных мероприятий по укреплению берегов рек и каналов, как Петербург.

Наряду с набережными Невы возводятся гранитные берега Екатерининского (теперь Грибоедова) и Крюкова каналов, рек Фонтанки и Мойки, осуществляется облицовка гранитом стен Петропавловской крепости и т. д. Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных . Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.

Если учесть, что все грандиозное строительство производилось вручную, представляется картина поистине титанической работы, в которой созидателем выступает народ. Тысячи крепостных, отпущенных помещиками «на оброк», в неимоверно тяжелых условиях нещадной эксплуатации подрядчиками возводили сложнейшие по тому времени сооружения. Много изобретательности и умения проявили инженеры и мастера-умельцы, в особенности при устройстве свайных оснований набережных."

СКОРОДУМОВ Г.И. ГРАФИЧЕСКИЙ ЛИСТ "СТРОИТЕЛЬСТВО НАБЕРЕЖНОЙ НЕВЫ". 1780

При строительстве Петербурга пригодился опыт Нидерландов, где из-за болотистой почвы сваи стали необходимой составляющей строительства. П. П. Гнедич пишет, что «благодаря сваям нидерландцы защитились от моря и отвоевали у него значительную площадь суши. Амстердам со своим населением в четверть миллиона человек весь стоит на сваях».

О том, что Петр I изпользовал голландский опыт из-за схожести грунтов, свидетельствует его письмо к И. Коробову. Он указывает изучить «манер голландской архитектуры, а особливо фундаменты». Сентябрьский приказ, изданный Петром в 1715 году, гласил «...каждый против своего дома паженные сваи для обивки берегов, мерою трехсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти». Через два месяца – новый приказ «Об окончании Санкт-Петербургскими жителями к будущей весне бития свай против домов своих, по берегам большой и малой Невы и протокам, под опасением отобрания тех дворов». Так первые набережные были деревянными: вбивались наклонно деревянные сваи, за которыми укладывались фашины и сверху насыпалась земля. Эти набережные были размыты наводнениями 1720-21 годов. Потому укреплять берега приходилось снова и снова. Постепенно берега выдвигались в русло реки.

Дворец Меньшикова, деревянная набережная и пристань, разрисованные под кирпич. 1917 г. Гравюра Зубова.

Это же место на аксонометрическом плане 1764-1773 года. Приращение берега наглядно.

Наше время.

Берег в том месте, где позже был построен Зимний дворец, имел под боком отмель, а потому укреплять его так, чтобы можно было подъехать к берегу на лодке, как предписывалось указами, было затруднительно. Потому началось «отбирание, территории у реки, а именно, забивались сваи, на которых строились дома. Сначала берег подсыпался, затем, с 1716 года начали строить стенку набережной забивая паженные сваи. Так береговая линия сдвинулась в сторону реки на 80 м. Частая перестройка набережной постепенно отвоёвывала у реки территорию, а в 1754 году была вынесена вперёд ещё на 9 метров. При реконструкции набережной в наше время выяснилось, что практически вся её проезжая часть покоится на сплошных сваях.

В 1720-1721 годах произошло разрушение набережных наводнениями. После этого ни одного года не обходилось без обустройства новых и ремонта старых набережных. Так было до середины XVIII века, когда разработка олонецкого гранита, начатая при Екатерине II, дала широкие строительные возможности.

"Забота о создании каменного невского берега проявляется особенно настойчиво с началом сооружения в 1754 году по проекту архитектора В. В. Растрелли нового зимнего дворца. В январе 1756 года в контору строительства поступает распоряжение: «...зимний каменный дом строится в немалом пространстве, а берег против оного от Невы реки так узок, что едва разъезд иметь можно, чего для сколько его и каким укреплением приумножить обер-архитектором де Растрелием учинены... план и профиль и велено оный берег уширить...»25. В этом же году начались работы. Для основания набережной на дно реки были опущены ящики из бревен, заполненные диким камнем. Однако весь берег был загроможден складами строительных материалов для дворца, и сооружение каменного берега затормозилось; оно возобновилось только в 1761 году.

Известны четыре чертежа, относящиеся к проектированию каменной береговой стенки этого времени. Два чертежа 1758 года разно решают проблему устройства основания набережной (рис. 14 и 15). По первому из них ящики, наполненные камнем и опущенные на дно реки, укрепляются сваями, забитыми с обеих сторон, а по верху связываются ригелями, служащими одновременно и ростверком для каменной кладки стенки. Второй чертеж этого же года предусматривает замену ящиков сложной системой свайного основания с заполнением пространства между сваями булыжным камнем. Такая же конструкция указана и на третьем чертеже 1760 года (рис. 16).

Датированный 1761 годом четвертый чертеж изображает план набережной и расположения ящиков с камнем (рис. 17)26.

В эти годы решается частная задача укрепления берега только против Зимнего дворца. По проектам гранитная стенка состояла из пяти рядов крупных блоков, скреплявшихся между собой железными анкерами. Ограждение набережной предполагалось из каменных балясин между каменными тумбами - в камне повторялись формы деревянной набережной. Но при постройке балясины были заменены сплошным гранитным парапетом.

Обычно принято считать, что грандиозное строительство гранитной стенки набережной левого берега Невы в 1763 году началось с участка перед Зимним дворцом. Между тем набережная здесь была построена в 1762 году. Единственное изображение ее с двумя прямыми лестницами к воде мы находим на рисунке М. Махаева, относящемся именно к 1762 году (рис. 18)27. Это подтверждает и один из первых историков города А. Богданов28.

Гранитная набережная у зимнего дворца рис. Махаева 1762

Одновременно возникает необходимость построить каменную стенку набережной еще на одном участке Невы...

Первым архитектором, привлеченным к разработке проекта, был опытный строитель С. А. Волков...По предложению Волкова общая длина всех набережных должна была быть свыше 6 км (2 862 сажен) и охватывать не только участок по Неве от Адмиралтейства до Литейного дома, но и часть берегов Фонтанки, Мойки и Зимнедворцового канала. Однако принимается решение ограничиться сооружением только Невской набережной «от Галерного двора до Литейного дома». Волков составляет новый проект, по которому длина набережной сокращается до 3,5 км (1 600 сажен). Примерно в этом объеме и было осуществлено строительство32 .

Намеченная береговая линия разбивается (исключая участок против Зимнего дворца) на четыре строительные дистанции: первая - от старого Зимнего дворца до канала, «где был променад», то есть до уничтоженного позднее Красного канала у Мраморного дворца; вторая - «от оного канала против луга и 1-го сада до Фонтанки; третья - от Фонтанной реки до Литейного дома», до нынешнего Литейного проспекта; четвертая - «от адмиралтейского глазиса до Галерного двора» охватывала нынешние площадь Декабристов и набережную Красного флота.

Вначале строительство поручается конторе «строения Александро-Невского монастыря», которая назначает производителем работ «садового инспектора» И. Росси. Затем создается специальная «Контора строения в Санкт-Петербурге по Неве-реке каменного берега». Представленные И. Росси конструктивные чертежи и сметы делались по образцу уже построенного в 1762 году участка у Зимнего дворца.

У спуска к воде напротив дома 30 по Дворцовой набережной сохранилась начертанная на граните дата «1764». На нескольких каменных спусках выше по течению реки на граните также выбиты даты сооружения соответствующих участков.

Вскоре в судьбе проекта произошли значительные перемены, определившие архитектуру набережной... Об изменениях в проекте мы узнаем из ведомости 1767 года, где дается описание работ, произведенных в первые три года строительства: «пять пристаней, или лестниц, прежде полагались прямыми уступами с берега, но по высочайшему же повелению сделаны овальною фигурою в Неву-реку и по чистой работе обошлись дороже»33.

Столь же серьезные изменения произошли в архитектуре мостов: «через Фонтанную реку хотя прежде назначено мосту быть каменному только с берегов, а в средине деревянному подъемному, но для прочности имеет быть весь каменный со сводами».

И наконец, к архитектуре самой набережной относится пояснение: «по берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был с железными решетками, но по вышеписанному же для прочности сделаны из морского тесанного камня панели», и далее: «каменный берег хотя сначала тескою камня полагался против того, как перед новым зимним домом, но... сделан тескою с лицевой стороны и в швах весьма чище».

Значительные изменения претерпела и планировка набережной. Так, «против 1-го сада на 130 саженях хотя сначала каменный берег полагался, уступя в Неву-реку к концу Фонтанки на 5 сажен, но по усмотрению в практике для прямой линии 3-й дистанции и чтобы в Фонтанку вода быстрее течение имела, уступлено до 25 сажен и в глубине Невы реки с великим укреплением фундамент, а также берег в отделку почти приходит».

Существенные нововведения, значительно меняющие архитектуру, несомненно, были вызваны разработанным к этому времени архитектурным проектом всей набережной. Автор его неизвестен. В документах первых шести лет строительства имя автора проекта не называется, но если упоминается архитектор, то это всегда С. А. Волков 34.

Подписных чертежей также не сохранилось. Имеется ряд чертежей с изображениями съездов и сходов к воде и моста через Зимнедворцовый канал, но это, видимо, поздние исполнительные.

Фасад моста через Зимнюю канавку (набережные Невы на участке от Прачешного моста до Адмиралтейства, построены 10. М. Фельтеном в 1764-1788 г.)

"... в Петербурге нужно было создать обрамление могучей и полноводной реке. Большие масштабы Невы определяли отношение к ее каменным берегам, и любой, достаточно тонкий художник, поставленный на место Фельтена, должен был искать наиболее монументальный архитектурный язык. Именно поэтому все мастера, сооружавшие набережные Невы, вплоть до Тома де Томона и Росси (Строительство петербургских набережных велось более 70 лет), стремились к тяжеловесным каменным массам. Толстостенные полукруглые выступы, вдающиеся в Неву, массивы ростральных колонн, могучие львы у причалов, тяжелые чугунные кольца над самой водой и, наконец, широчайшие гранитные парапеты - все это было подсказано глубоким пониманием петербургского ландшафта. Вот почему Фельтен в строительстве набережных превратился в художника монументальных форм, а самые гранитные рамы Невы стали неповторимым и самобытным произведением русского зодчества. http://townevolution.ru/books/...

Петербург. Фасад, план и разрез полуциркульного спуска к Неве у Сенатской площади

Подготовка к строительству велась энергично. Наем «работных людей» для строительства набережной производился не только в Петербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге. Забивка свай для первой дистанции набережной началась в феврале 1766 года, и за полмесяца было забито более 1500 свай.

Кроме сооружения самой набережной нужно было построить ещё несколько каменных мостов, опыта строительства которых до сей поры не было .

"Работы производились по специально составленным инструкциям. От прежних деревянных набережных следовало выступать в реку до 4 м и больше. Основание каменной стенки должно было покоиться на семи рядах свай. В первом ряду сваи забивались через 70 см одна от другой, за ними следовал в сторону берега второй сплошной ряд, и затем еще пять рядов. На первый ряд укладывался брус «ниже ординарной летней воды», по следующим трем рядам к сваям железными болтами прикреплялся растверк и возводилась стена набережной, еще три ряда служили «ради контрфорсов». Пустоты между сваями заполнялись диким камнем и щебнем, затем укладывались «из дикого борового моху матрацы», на которые опускались с оборудованных «шпилями» и блоками судов камни первого ряда кладки. По первому ряду на более тонкий слой мха укладывался второй ряд камней. В кладке первого и второго рядов для спуска воды и «впредь для какой-либо домам надобности» оставлялись отверстия. Выше возводилась стена из плит с облицовкой гранитными блоками .

Каменная стена делалась с наклоном в 14,5º. Она завершалась «кардонным камнем» - карнизом, отделяющим ее от парапета. Гранитные блоки были высотой 30, 5, 25, 5 и 20 с м и длиной от 1 м до 2,7 м.

(при удельном весе гранита в 2800 кг/м3 и при ширине блоков приблизительно 0.5м имеем максимальный вес блока 2.7х0.305х0.5=1152,9кг

Смотрим на обнажившиеся при разрушении блоки набережной канала Грибоедова, и видим, что ширина их не превышает высоту. Следовательно, вес блоков самой большой длины составляет около 692 кг - Взор )

Уже в 1764 году часть набережной, начиная от Зимней канавки вверх по течению Невы, была готова. На парапете первого полукруглого спуска за Зимней канавкой и высечена дата «1764», а дальше идут спуски с пометками «1766» и «1767» (рис. 22).

К 1767 году работы на первых трех дистанциях в основном были завершены. Оставалось доделать мосты. Летом 1768 года спешили закончить всю набережную, но для мостов не хватило «сводного камня» и его тесали из камней, оставшихся от кладки стенки.

Мосты через Фонтанку, Лебяжий и Красный каналы сооружаются летом 1763 года по ранее приготовленным свайным основаниям. Строил их мастер Тимофей Иванов36. В том же году вызываются подрядчики для производства свайной бойки на участке четвертой дистанции - «от глазиса Адмиралтейства до Галерного двора».

Ввиду сокращения объема работ в марте 1770 года «Контора строения берега» была ликвидирована, а ее дела поручены «Конторе строения домов и садов». С этого времени за сооружением набережной наблюдал архитектор Ю. М. Фельтен... В качестве архитектора он начинает принимать участие в работах по возведению набережной только с 1769 года, когда ему поручается надзор за сооружением памятника Петру I. В связи с этим он разрабатывает проект оформления места для памятника, включая и набережную.

Сохранилась копия чертежа, изображающего значительный отрезок набережной у теперешней площади Декабристов, с двумя лестницами и центральным съездом к реке (рис. 25 и 26). По оси съезда силуэтом намечен памятник Петру I. «Гром-камень», служащий постаментом для вздыбленной конной статуи, тогда еще не имел обработанной формы и даже еще не был доставлен на место. Это отражено и в проекте. Изображение на чертеже необработанного камня лишний раз подтверждает, что проект действительно составлен в конце 1769 года и, видимо, принадлежит Фельтену, потому что в январе 1770 года именно «за архитектурный прожект месту для статуи конной Петра Великого г. архитектор Фельтен удостоен назначенным»38.

(так кто там сомневался, что гром-камень был привезён?)

Зимой 1770 года предполагалось бить сваи, но строительство набережной задержалось. В первую очередь потребовалось устроить пристань для выгрузки огромного «гром-камня»41. Когда обсуждался вопрос о постройке пристани, камень находился в пути к Петербургу, а 22 сентября 1771 года баржа с ним причалила к месту выгрузки. Воспользовавшись задержкой строительства, Фельтен приступил к переделке набережной у Зимнего дворца, сооруженной еще в 1762 году. Ее строители допустили ряд технических ошибок. Тяжелая каменная стена возводилась на недостаточно прочном основании, это привело к быстрому ее разрушению, и уже в 1765 году встает вопрос о перестройке.

Нашли наиболее рациональным «отступить несколько сажен от старого берега и делать совсем новый». Но перестройка была осуществлена только в 1772–1773 годах. Следуя указаниям комиссии, забили новые сваи и возвели новую

стену, отодвинутую в русло реки. Этим и объясняется большая ширина набережной на этом участке, по сравнению с участком за Зимней канавкой. Различие в ширине сгладило удачное расположение съездов около моста через Зимнюю канавку и у Адмиралтейства (рис. 27 и 28). Строительными работами руководили архитектор Ю. Фельтен и «квадраторного дела мастер» Я. Насонов.

Дворцовая набережная Эрмитажный мост

При перестройке набережной у дворца спуски к воде (взамен разобранных прямых, врезанных в берег) сделаны были такими же, как и на других участках. Но стенка получила отличную от старых частей обработку камней. Лицевую сторону гранитных блоков обогатили насечкой в виде небольших рельефных кружков, дающих интересную светотень. Такая же фактура позднее применена Фельтеном на участке набережной у памятника Петру I (рис. 29). По-другому прорисованы и каменные филенки полукруглой стенки спуска, ставшие накладными вместо врезанных.

Строительство четвертого, наиболее длинного, участка набережной - от Адмиралтейства к Галерному двору - шло медленнее, чем первых трех. В 1770 году начали бить сваи, а только к 1776 году устроено основание и положены первые ряды камней. Объясняется это тем, что из-за войны с Турцией ограничивался отпуск средств.

Главный директор «Комиссии о каменном строении городов Петербурга и Москвы» И. И. Бецкой, настаивая на продолжении строительства, указывал, что отсутствие средств вынудило распустить рабочих и нет возможности заготовить материалы, что «и начатые уже класть в берегу откосного камня ряды, в надлежащую и желаемую высоту, за означенным недостатком в нынешнее удобное время подняты не будут, и через то, что доныне сделано, то от прибылых осеннею порою вод все помоет и причинит такой вред, что будущею весною не токмо надо будет с большим убытком поправлять, но и сделанное

нынешним летом сызнова переделывать»43. Так оно и случилось. Катастрофическое наводнение 1777 года основательно повредило недостроенную набережную. Работы на последнем участке были закончены только к 1788 году44. В годы завершения строительства набережной были также возведены гранитные берега Зимней канавки"

"Первоначальный проект Росси предполагал создание каменой стенки набережной и металлической балюстрады. Спуски к воде представляли собой прямые лестницы с такими же металлическими ограждениями. Пристани предлагалось делать в виде расширенных в два раза спусков. Мост через Фонтанку проектировался каменным, подъёмным на цепях. Поэтому его центральная часть должна была стать деревянной.

Стоит отметить, что тогда возводилась не только Дворцовая набережная. Проект предусматривал облицовку камнем всего берега Невы от Литейного двора до Галерной верфи. 14 февраля 1763 года в берег стали забивать первые сваи. Уже в процессе этих работ их объём значительно увеличился, так как было решено забивать не один ряд свай, а 13. При этом использовались круглые сосновые брёвна длиною от восьми до десяти метров и толщиной от 20 до 30 сантиметров.

В процессе строительства в проект вносились коррективы. Уже с 1764 года спуски к воде создавались не прямыми, а овальными. Ограждения "для прочности" стали делать полностью каменными. Автор этих изменений неизвестен. Возможно, что их предложил Екатерине II Ж. Б. Валлен-Деламот, который тогда занимался переустройством помещений в Зимнем дворце. В музее города Ангулем во Франции хранится чертёж Деламота с изображением овального спуска к Неве.

В 1763-1766 годах через Зимнюю канавку вместо деревянного был построен каменный Эрмитажный мост. Для улучшения транспортной связи с Московской стороной набережную продлили за Фонтанку. При этом в 1766-1769 годах навели Прачечный мост через Фонтанку, а в 1767-1768 годах Верхне-Лебяжий мост через Лебяжью канавку. Профиль этих переправ органично введён в силуэт гранитной набережной. Мосты составляют с ней единый архитектурный ансамбль.

Лучшие архитекторы думали о том, как всё-таки связать Дворцовую набережную с Сенатской площадью и Английской набережной. Так, Карл Иванович Росси предлагал построить эстакаду, чтобы устроить проезд над нынешней Адмиралтейской набережной, чтобы проезжающие не мешали спуску на воду кораблей, которые строились на Адмиралтейской верфи. Проект, конечно, был грандиозен. Росси писал: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии?» Но, как пишет тот же Маковский: «Позднее из-за выгоды позволили отцы города застроить доходными домами всю набережную…, загородив невский фасад Адмиралтейства, исключительный по красоте, испортив и обессмыслив это творение Захарова, кусок подлинного старого Санкт-Питербурха». Впрочем, путеводитель Г.Г. Москвича за 1915 год уверяет, что именно здесь и чувствуется старый Петербург. Бульвар на набережной – это: “… одно из лучших мест прогулки для любителя петроградских красот. Отсюда – дивный вид на Петропавловскую крепость, на колонны возле Биржи…» Автор подробно перечисляет все действительно изумительные виды, которые открываются отсюда, и заключает: «В этом районе – вы в обаянии эпохи Петра и Екатерины, во влиянии пушкинских строф…»

А. К. Беггров. Вид на Неву от Зимнего дворца. Начало 1880-х годов

Коснусь в нескольких словах того, как замысловато пытались решить вопрос о доставке гранита для постройки этой набережной. В 1869 году появился проект засыпки Екатерининского канала и устройства на этом месте проспекта Александра II. О судьбе этого проекта я довольно подробно рассказал в своей книге о Екатерининском канале. 1 мая 1870 года на заседании Высочайше учрежденной комиссии по засыпке Екатерининского канала Губернатор сообщил о желании Министра Внутренних Дел, чтобы часть гранита от разборки набережных Екатерининского канала была употреблена на постройку новой набережной против Адмиралтейства (то есть названия у этой набережной ещё не было). Учредители проекта на это согласились, но, как известно, в конце концов Городская Дума отклонила сам проект. Так что гранит для набережной пришлось брать в другом месте. И набережная обошлась дорого. Михневич в своем путеводителе за 1874 год перечисляет её среди «громадных капитальных сооружений», предпринятых городской властью в 1873 году. Он приводит сумму, в которую она обошлась городу, и отдельно сумму, которую город уплатил Морскому министерству за землю, отошедшую под набережную.

Летом 1875 года архитектор П.Ю. Сюзор и некий купец I гильдии Клейбер обратились в Городскую Думу с предложением, которое они основывали как раз на том, что расходы по устройству этой набережной могут быть покрыты только за счет продажи участков вдоль неё – а покупателей, дескать, как раз нет. Они предлагали городу построить за свой счет на двух участках набережной новое здание Городской Думы, а взамен получить в собственность старое здание на углу Невского и Думской улицы. Так что, если бы Городская Дума тогда согласилась, сейчас мы видели бы роскошное здание между Азовским, Керченским и Черноморским переулками. В упомянутом предложении эти топонимы ещё не значатся – переулки получили названия только в 1887 году. Сюзор и Клейбер обещали построить новое здание уже к осени 1876 года. Городская Управа обсуждала этот вопрос 12 июля 1875 года. Она всесторонне рассмотрела бывшее тогда здание Думы (впрочем, его мы можем видеть и сейчас – оно не перестроено), и перечислила все его недостатки. Первый недостаток заключался в том, что здание располагалось на узкой Думской улице – значит, трудно было разместить экипажи. Затем, часть нижнего этажа была занята лавками, а в башне размещались 10 пожарных служителей. Впрочем, всё это я подробно изложил в своей книге о канале Грибоедова. Сейчас только напомню вкратце: «При обсуждении доклада Управы по сему предмету в Городской Думе одни из гласных поддерживали заключение Управы о постройке нового здания, другие же находили возможным ограничиться только приспособлением настоящего здания…» Поскольку мнения разделились, предложено было образовать комиссию из гласных для рассмотрения этого вопроса. 10 октября 1875 года комиссия была избрана. Среди её членов я хочу назвать архитектора Р.Б. Бернгарда и гласного И.И. Глазунова (доклад которого сыграл, похоже, главную роль, когда Дума обсуждала вопрос о превращении Екатерининского канала в проспект Императора Александра II). Комиссия, изучив вопрос, предложила строить здание Думы на Адмиралтейской набережной. Видимо, Городская Дума всё же это не приняла, так что здания Думы здесь мы не видим. Мы покидаем Адмиралтейскую набережную, чтобы рядом увидеть еще одно место, предложенное для здания Городской Думы...

Английская набережная была 4-й дистанцией в плане С.А. Волкова, она строилась с 1770 по 1788 год. Как гармонировали когда-то эти два названия набережных - Английская и Французская. Между тем название «Английская» появилось гораздо раньше - оно бытовало неофициально ещё с конца ХYIII века. Франсиско де Миранда часто упоминает в своём дневнике «Английскую линию». В 1814 году название стало официальным. А почему Галерная набережная как-то сама собой стала называться Английской, видно из путеводителя Георги: «Галерная набережная есть связь домов по левому берегу Невы от Петровской площади до Галерной верфи. Большая часть сих каменных домов выстроена в три яруса и некоторые из них весьма великолепны, также у всех сих домов есть задние домы на Старой Исаакиевской улице. Большая часть жителей суть Англинские купцы».

И. Г. Майер. Вид на Английскую набережную с Васильевского острова. 1803 г

Как отмечает в своей книге об этой набережной Т.А. Соловьёва: «Первая парадная набережная Адмиралтейского острова – Английская – всегда выделялась гармонией и строгой красотой. Долгое время она играла для Санкт-Петербурга ту же роль, что и парадная гостиная богатого особняка…» Вообще, без книги Т.А. Соловьёвой «Английская набережная» (СПб, 2004) рассматривать эту набережную невозможно. Хотелось бы постоянно к этой книге обращаться, но ведь пересказывать её нет смысла.

Тем не менее та же Т.А. Соловьёва противопоставляет Английскую набережную Дворцовой. В книге «Дворцовая набережная» она говорит: «… глядя на изысканную, гармоничную и вместе с тем строгую в своей холодной красоте Английскую набережную, понимаешь: жизнь в её домах кипела так бурно именно оттого, что она находилась в стороне от чопорной Дворцовой – главной набережной столицы Российской империи, где естественные чувства подчинялись строгому этикету, ощущалось присутствие власти, царил дух монархии…»

1 - книга В. И. Кочедамова "Набережные Невы"

Как можно было понять из приведённых мною текстов, сооружение набережных потребовало не только обработки гранита, но и многочисленных дополнительных работ, что, вполне естественно, сказалось на сложности всего строительства. Кроме того, каменные блоки набережных обрабатывались не только вручную, но и почти четверть их - по особому шаблону, чем достигалась такая плавная, словно лепная линия набережных и их рисунок. Сюда же можно приплюсовать переделки. Так что, по объёмам работ, сооружение набережных можно приблизительно сравнивать со строительством пирамид.

Проектирование набережных может быть одной из составных частей проекта благоустройства прибрежной территории. Причальная набережная - это портовое гидротехническое сооружение, примыкающее к берегу и расположенное вдоль уреза воды. Этим они отличаются от пирсов, расположенных под углом к берегу. Создание проекта набережной требует знания принципов расчета различных типов портовых ГТС. К основным функциям причальных участков набережных относится обеспечение:

  • стоянки судов на швартовах при производстве перегрузочных работ;
  • комфортной посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки багажа;
  • снабжения судна всем необходимым во время отстоя, в процессе достройки и ремонта.

Особенности конструкции

Конструкция набережной призвана обеспечивать на протяжении длительного срока надежность сооружения и нормальную его эксплуатацию. В зависимости от исходных данных, выбора места расположения и технико-экономических показателей, предпочтение может быть отдано гравитационной либо свайной конструкции. К основным типам набережных относятся:

  1. Набережная-стенка представляет собой сплошную подпорную стену. Данная конструкция испытывает боковое давление грунта со стороны берега. Набережные гравитационного типа состоят из секций, разделенных по вертикали сквозными швами. Размер отдельных секций зависит от геологического строения основания. Дополнительные температурно-осадочные швы предусматриваются в случае изменения грунтовых условий, перепада высоты стенки или сопряжения новой постройки с уже существующей.
  2. Набережная-эстакада - это сквозное безраспорное сооружения свайного типа. Свайные конструкции незначительно уступают по долговечности сооружениям гравитационного типа. Зато по расходу материала и ремонтоспособности они часто оказываются более выгодными.

Исходные данные

Для проектирования набережных , окаймляющих береговую линию, необходимо располагать:

  • топографо-геодезическими материалами;
  • инженерно-геологическими характеристиками отведенного для строительства участка;
  • физико-химическими данными о грунтах;
  • сведениями о гидрологическом режиме данной местности;
  • данными о ветроволновом режиме и ледовых условиях акватории;
  • техническими характеристиками расчетного типа судов и подъемного оборудования (для причальных набережных).

Проектно-изыскательские работы ведутся компанией «Регион» на передовом техническом уровне. Проект комплекса ГТС или отдельных сооружений выполняется высококвалифицированным персоналом в полном соответствии с государственными нормами и стандартами. Цена на проектирование набережной и сроки выполнения проекта зависят от функциональной нагрузки будущего сооружения, индивидуальных особенностей конструкции и условий, в которых будет осуществляться строительство и эксплуатация.

Основные сложности и ошибки при проектировании самостоятельно (своими руками)

Решения ООО «Регион»

  • Отсутствие согласованного проекта Санитарно защитной зоны (СЗЗ)
  • Мы проанализируем существующее положение, подготовим Техническое задание на проект СЗЗ. При необходимости выполним проект СЗЗ и согласуем его.
  • Отсутствие приборов учета и объективных (расчетных) данных о требуемой производительности.
  • Мы соберем все необходимые данные, проведем расчеты и предоставим на рассмотрение заказчику. При необходимости осуществим временную установку приборов учета.
  • Отсутствие правоустанавливающих документов на землю.
  • Окажем содействие в подготовке документации, при необходимости внесем в состав ТЗ на проектирование.
  • Неточности при составлении Технического задания: не учтены все необходимые изыскания, не учтены выше перечисленные документы.
  • Проанализируем существующее положение и подготовим корректное техническое задание.
  • Обоснование цены выполнено не корректно, на основании коммерческих предложений не специализированных организаций, без учета выполнения требований технических условий, необходимости обследования зданий и сооружений и т.п.
  • Подготовим смету на проектно-изыскательские работы и обследование, по справочникам базовых цен.
  • Обследование, изыскания, проектирование - выполняют разные компании - это становится причиной растягивания сроков и появления дополнительных работ.
  • Мы обладаем значительным опытом и квалификацией для организации полного комплекса проектно-изыскательских работ. Компания Регион имеет допуски СРО как по проектированию, так и на выполнение изыскательских работ. Мы гарантированно обеспечиваем положительное заключение экспертизы и сопровождение при СМР.

BIM ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Мы имеем опыт применения технологий BIM проектирования и готовы с учетом требований заказчика и технического задания выполнить разработку BIM проекта. Технологическое BIM проектирование - это особое искусство, которое требует большого опыта и высокой квалификации, который ООО «Регион» собирала по крупицам.

СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Для определения базовой (начальной) стоимости проектно-сметной документации и изыскательских работ ООО «Регион» использует проверенный временем способ: составление сметы на ПИР по справочникам базовых цен. Сметная стоимость проектно-изыскательских работ является обоснованной начальной стоимостью работ, которая уточняется в процессе уточнения объемов работ и переговоров. Смета на ПИР составленная по справочникам базовых цен может служить обоснованием цены при проведении конкурсной процедуры в соответствие с ФЗ №44 и №223.

Содействие в оформлении заявок для участия в Федеральных Целевых Программах (ФЦП). Все технические и технологические решения мы принимаем на основании вариантного проектирования и сравнения всех технико-экономических параметров, в том числе эксплуатационных.
Содействие в оформление заявок на получение денежных средств из региональных бюджетов (ТЭО, Обоснования). Разработка ТЭО (технико-экономического обоснования) проекта на начальных этапах реализации инвестиционного замысла.
Консультации по вопросам кредитования в европейских банках и привлечении грантов.
Содействие при разработке инвестиционных программ. Консультирование в области проектирования, стадии проектирования, этапы проектирования, согласования, необходимая исходно-разрешительная документация и т.п.
Содействие в привлечении кредитных средств, для реализации энергосервисных контрактов (энергоэффективность), и экологических проектов.
Компания ООО «Регион» входит в соств ряда крупных проектно-строительных холдингов и готова реализовывать объекты под ключ на всей территории России.

НАЧИНАЯ СОТРУДНИЧАТЬ С НАМИ ВЫ ЭКОНОМИТЕ


30% Стоимости на строительно-монтажных работах. На основе вариантного проектирования и современных технологий мы подбираем оптимальное решение. Технологии 3х-мерного моделирования помогают избежать перерасхода материалов и минимизировать вероятность ошибки.
25% Стоимости проектно-изыскательных работ при этом получаете качественный проект, позволяющий реализовать ваш замысел в срок. Благодаря комплексному подходу всё в одних руках (сбор исходных данных, обследования и обмеры, изыскания) и опыту наших специалистов мы можем оптимизировать затраты и предложить вам конкурентную цену.
20% Времени при выполнении строительно-монтажных работ. Решения, принимаемые нашими инженерами и архитекторами не только надежны и эстетичны, но и продуманы с точки зрения удобства и скорости реализации (гибкие решения с точки зрения производства работ).

В составе договора на проектирования мы всегда прописываем гарантийные обязательства
и материальную ответственность за срыв сроков.

Специалисты ООО «Регион» готовы оказать содействие на всех этапах принятия решения, как на этапе рассмотрения концепции проекта, так и при рассмотрении вариантов реконструкции существующих зданий и сооружений. На этапе подготовки проектирования - подготовить технические задания на проектирование и необходимые изыскания.
А также подготовить сметы на проектирование и изыскания по сборникам базовых цен (обоснование цены для проведения конкурса).

КАК МЫ ПРОЕКТИРУЕМ

  1. Идея заказчика
  2. Подготовка пред-проектных решений и вариатное проектирование
  3. Разработка техники-экономического обоснования (ТЭО)
  4. Защита основных решений перед заказчиклм, выбор оптимального варианта
  5. Подготовка подробного технического задания на: разработку проекта, инженерные изыскания, обследование
  6. Разработка рабочей документации
  7. Согласования
  8. Авторский надзор
  9. Воплощенный замысел заказчика

ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ООО «РЕГИОН»

ООО «Регион» является членом добровольной сертификации качества в соответствие с ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Регистрационный № СМК.РТС.RU.03121.17

МЫ РАБОТАЕМ НА ЛИЦЕНЗИОННОМ ПО



Мы проктируем на nanoCAD - российская универсальная САПР-платформа, содержащая все необходимые инструменты базового проектирования, выпуска чертежей.

Наши ПК оснащены ОС Windows 10 - Операционная система для персональных компьютеров, разработанная корпорацией Microsoft в рамках семейства Windows NT. После Windows 8 система получила номер 10, минуя 9.

Мы работаем на Microsoft Office 2010 - это пакет программ, ориентированных на требования современного бизнеса и нужды его сотрудников.
Использование лицензионного программного обеспечения гарантирует информационную безопасность, законность выполнения работ и снижает риски закрытия компании в связи с проверками регулирующими органами.

Строительство речных набережных и берегоукреплений часто связано с большими объемами работ и с большими затратами, определяемыми конкретными геологическими, гидрологическими и гидрогеологическими условиями. Во многих случаях, когда указанные условия при проектировании учитываются недостаточно, а также в случаях, когда они со временем изменяются по техногенным причинам или же вследствие изменения природных условий, связанных с общим изменением климата, часто происходят постепенные или внезапные аварийные разрушения набережных.

Наиболее частыми причинами аварийных ситуаций являются процессы суффозии, возникающие вследствие подъема уровней подземных вод, кольматации дренажных сооружений, складирования на набережных больших объемов снега при снегоочистных работах и пр. Причинами разрушения конструкций набережных могут также служить волны, возникающие при движении судов («дейгиш»), водная эрозия дна реки, строительство массивных зданий и сооружений вблизи набережных, разжижение слабых глинистых грунтов в прибрежных грунтовых массивах под действием динамических нагрузок, химическая коррозия бетонных и железобетонных конструкций под воздействием агрессивных подземных вод и утечек промышленных стоков и пр. При волновых воздействиях в конструкции берегоукрепления возникают не только динамические нагрузки на защитное покрытие, но и переменные гидростатические нагрузки от основания к конструкции, и обратно. Следствием их является суффозионное разрушение основания.

Вместе с тем, часто в конструкции набережных закладываются большие объемы бетона и железобетона, создающие избыточную прочность, что существенно удорожает строительство.

Некоторые из указанных выше проблем могут быть успешно решены путем применения специальных конструкций набережных, основанных на использовании современной струйной геотехнологии .

На рис. 8.2 показана конструкция набережной в виде укрепленного откоса. Сооружение выполняется в виде ячеистых конструкций. Размеры сторон ячеек 1,5...2,5 м. Толщина стенок ячеек примерно 0,15 м. Материал стенок ячеек - песчаный или мелкофракционный бетон. Отметка подошвы конструкции определяется расчетной максимальной глубиной размыва дна реки, расчетной высотой волн, а также расчетным градиентом напора, обеспечивающим суффозионную устойчивость при максимальной разности уровней подземных вод и в реке.

Рис. 8.2. Укрепление от размыва берегового откоса ячеистыми конструкциями 1 -ячеистая конструкция; 2-бетонная подготовка; 3-железобетонные плиты

Сооружение выполняется с естественной поверхности неукрепленного берега или искусственной временной неуплотненной насыпи из местного грунта. Последовательность операций включает бурение с глинистой промывкой рабочих скважин диаметром 160 мм по заданной сетке, на заданную глубину, опускание в скважину специального струйного монитора, с предварительной ориентацией размывающих насадок в заданном направлении, размыв грунта горизонтальными высокоскоростными водяными струями в искусственном воздушном потоке в заданных направлениях, с выносом размытого грунта через рабочую скважину, медленный подъем работающего монитора до заданной отметки, с одновременной подачей жидкой твердеющей смеси из нижнего конца монитора и заполнением ею образованных в грунте прорезей.

Размыв грунта производится по тупиковой схеме, одновременно двумя струями, ориентированными под прямым углом друг к другу. После завершения указанной последовательности операций и затвердевания твердеющей смеси в грунте образуется готовая ячейка с бетонными стенками (с учетом ранее выполненных таким же образом секций, из каждой рабочей скважины сооружается одна ячейка). Указанные операции повторяются на каждой рабочей скважине - до завершения сооружения всех ячеистых конструкций на данном участке. Далее, с помощью землеройных механизмов или гидромониторным размывом, удаляется весь лишний грунт, и таким образом формируется ступенчатый откос, укрепленный ячеистыми конструкциями. На следующем этапе устраивается бетонная подготовка ступенчатой формы, как показано на рис. 8.2, и таким образом окончательно формируется поверхность откоса. При этом в твердеющую массу стенок, после завершения выполнения каждой из них, закладываются по заданной сетке арматурные стержни, к которым крепятся монтируемые сверху железобетонные плиты или арматурный каркас монолитного защитного покрытия.

Описанное сооружение работает как подпорная гравитационная конструкция, устойчивая против бокового давления грунта, подмыва, волнового разрушения, а также суффозионного разрушения даже при высоких уровнях подземных вод, наводнениях и экстремальных ливневых осадках. Ни один из элементов консфукций не подвергается большим нагрузкам, что должно обеспечивать ее многолетнюю безаварийную эксплуатацию. Она позволяет формировать крутые береговые откосы даже при наличии слабых естественных грунтов. Для ее сооружения не требуется устройства котлованов, заглубленных ниже дна реки. Удельный расход материалов на погонный метр консфукций относительно невелик, так как большую часть объема сооружения составляет естественный грунт. Объемы ручных работ минимальны. Разрушение по каким-либо причинам отдельных плит защитного покрытия не влечет разрушения всего сооружения.

На рис. 8.3 показана другая конструкция набережной - в виде укрепленного откоса, выполняемая с помощью струйной геотехнологии. Данное сооружение также выполняется с естественной поверхности неукрепленного берега или искусственной временной неуплотненной насыпи из местного грунта. Конструкция сооружения выполняется с помощью струйной геотехнологии из пересекающихся грунтобетонных колонн диаметрами от 0,6 до 2 м, принимаемыми в зависимости от грунтовых условий и расчетных характеристик конструктивных элементов.

Грунтобетонные колонны выполняются с некоторым взаимным перекрытием. Крайний ряд колонн (или несколько рядов) выполняется с заглублением в дно реки на заданную расчетную величину. После завершения указанных операций производятся механическое удаление лишнего грунта, с образованием ступенчатого откоса, устройство бетонной подготовки и монтаж защитных железобетонных плит либо монолитного железобетонного покрытия.

Рис. 8.3. Укрепление от размыва берегового откоса грунтобетонными колоннами
1 - колонна закрепленного грунта;2 - бетонное покрытие; 3 - удаляемый грунт; 4 - линия естественного откоса

Такая конструкция сооружения обеспечивает его защиту от размыва, а также от волнового и суффозионного разрушения. Она обеспечивает также надежную устойчивость откоса. В данной конструкций в качестве основного строительного материала используется естественный грунт. Данная конструкция также не требует выполнения глубоких котлованов.

На рис. 8.4 показана конструкция причальной набережной со шпунтовым ограждением типа «больварк». При устройстве ее в слабых водонасыщенных грунтах шпунтовая стенка испытывает большое статическое давление. Снижение бокового давления может быть достигнуто путем устройства ячеистых конструкций, выполненных с помощью струйной геотехнологии.

Рис. 8.4. Ячеистые конструкции, выполняемые с помощью струйной геотехнологии лпо уменьшения активного давления слабых грунтов на шпунтовое ограждение причальной набережной типа «больварк» 1 - шпунтовое ограждение; 2-ячеистая конструкция; 3-анкерный шпунт; 4 -песчаное заполнение ячейки

Москва подвела итоги международного конкурса на развитие прибрежных территорий главной реки российской столицы. Перед конкурсантами стояла задача сформировать в городе открытые общественные пространства, чтобы сделать зону у воды максимально доступной для всех. Победителем стала концепция, предложенная российским проектным бюро «Проект Меганом». Подробнее об этом проекте можно узнать . Также на портале Стройкомплекса представлены концепции других финалистов конкурса. Лучшие идеи конкурсантов будут учтены в работе над актуализацией Генерального плана Москвы и станут основой при разработке проектов планировок территорий, прилегающих к Москве-реке.

Визуализация концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки от команды «Проект Меганом » (1-е место в конкурсе)

Почему Москве так важно обратить свое внимание на реку? Набережные - это огромный рекреационный природный потенциал, который в российской столице не используется в полной мере. У нас нет удобных спусков к воде, не обустроены набережные и пешеходные дорожки. В результате эти территории просто выключены из городской жизни, хотя могли бы приносить не только пользу горожанам, но и инвестиции в бюджет: в любом городе мирового значения стоимость недвижимости, имеющей выход к реке, поднялась высоко, так как река придает расположенным на ней объектам статус столичности.

Депрессивные территории вдоль Москвы-реки

Однако уже можно сказать о том, что Москва сделала практический шаг навстречу прибрежным общественным пространствам: в 2013 году была благоустроена Крымская набережная. Из незагруженной автомобильной трассы она превратилась в одно из самых любимых мест отдыха москвичей, о чем свидетельствует в разы возросшая популярность этого места - тысячи человек проводят здесь свободное время, находя себе занятие по душе. Неприветливая Крымская набережная, еще недавно отделенная от парка «Музеон» и ЦДХ высоким забором, изменилась до неузнаваемости: проезжая часть стала местом пешеходных и велосипедных прогулок, прямо из-под земли забили фонтаны, вместо стихийного вернисажа появились волнообразные павильоны для художников, невысокие холмы и петляющие лавочки стали частью ландшафтного парка. Новая пешеходная зона площадью 42 тыс. кв. метров соединила Болотную площадь с парком Горького и Нескучным садом.

План пешеходной и велосипедной дорожек по периметру Манхэттена. Набережные

Идея обустройства набережных на Манхэттене очень проста - она заключалась в том, чтобы сделать берег острова доступным для людей. Архитекторы предложили обустроить беговую и велосипедную дорожки с прогулочной зоной, чтобы люди могли обходить остров по периметру. Для каждого участка 40-километровой набережной(для сравнения: длина Москвы-реки составляет 280 км) проведен подробный анализ и разработана концепция преобразования. Проект начали реализовывать еще в 2004 году, к настоящему времени около 80% набережных прошли полную модернизацию.

Проект развития прибрежных территорий Манхэттена выполнил еще одну задачу. Поскольку Нью-Йорк как любой мегаполис мира растет, на Манхэттене возникла проблема со свободными участками, на которых можно было бы построить новое жилье. Вдоль водной линии острова были выявлены фрагменты промышленной неиспользуемой застройки, обнаружилось много заброшенных депрессивных территорий, которые подходят под жилищное строительство. В результате вдоль берега люди получили общественные пространства, а за парками город построил жилые дома.

Hornsbergs Strandpark, Стокгольм (Швеция)

Это окраина города, где во время строительства нового микрорайона была создана искусственная набережная в виде насыпи, которая своей изогнутой структурой имитирует природный ландшафт. Строителям пришлось возвести подпорные стенки, очистить заболоченные места реки, высадить зелень - все это потребовало больших финансовых вложений. Именно застройка прилегающих речных районов позволила найти деньги на обустройство такой набрежной.

По сути, вдоль воды был создан линейный парк с пешеходными дорожками, параллельно которому проходят автомобильная улица и городская магистраль. Ближайшие к дорогам здания квартала - общественно-деловые, а не жилые, поэтому соседство с автомобилями совершенно не мешает горожанам. Кроме того, существует ограничение по скорости движения на прибрежных дорогах - машины могут двигаться со скоростью около 40 км/ч, поэтому шум автомобиля ниже, чем на обычных городских улицах.

Район Хафенсити, Гамбург (Германия)

Набережная в районе Хафенсити - пример того, какая проблема может возникнуть у любого города при благоустройстве прибрежных зон. Эта территория бывшей промзоны на острове в районе 6 км от исторического центра города, которая подверглась модернизации. Реализация проекта заняла 20 лет. На обустройство набережной инвестор потратил много средств, и после того, как она была полностью преобразована, цены на жилье здесь поднялись баснословно. Много квартир остается не проданными, поэтому большую часть времени общественные пространства, парки и пешеходные дорожки остаются безлюдными. Гамбург пытается исправить сложившуюся ситуацию - власти привлекают горожан на набережные, организуя там большие ярмарки и фестивали.

Waterbuurt West, Амстердам (Нидерланды)

После падения Берлинской стены в столице Германии провели градостроительный конкурс на концепцию Правительственного квартала, который должен был появиться в излучине реки Шпрее. Главной идеей конкурса стало соединение Западной и Восточной частей Берлина, и река в этой концепции играла ключевую роль. Если посмотреть на карту города, видно, как в этом месте Шпрее делает петлю. Рейхстаг расположен в восточной части этого участка, а административные учреждения - в западной, по оси, заданной рекой. Здания переходят через реку, образуя Ленту Федераций - символ объединенной Германии. В этом районе нет жилых домов, есть только правительственные здания. Организованы прогулочные зоны с дорожками для велосипедистов и пешеходов, разбит парк и обустроен пляж - не хуже, чем на курортах испанской Майорки. Это общественное пространство, и река является частью парка: с нее открываются виды на Правительственный квартал, здесь проплывают туристические речные трамвайчики, где можно послушать историю города.

Набережная Marina Bay, Сингапур (город-государство)



Набережная в Сингапуре - хороший пример баланса между интересами города и инвестора. Владелец участка планировал застроить ее только отелями и казино по типу Лас-Вегаса, но город поставил условие включить в проект музей. В результате Marina Bay превратилась в потрясающий выставочный зал под открытым небом, пользующийся огромной популярностью у горожан и туристов. Конечно, владельцы казино тратят немалые деньги на его содержание, но в итоге получили они гораздо больше. Это пример того, что культура является отличным мультипликатором для инвестиций.

Силуэт гор, у подножия которых разместились городские кварталы и микрорайоны, широкая озелененная пойма реки, пересекающая город, вносят своеобразный природный акцент в ландшафтную организацию территории. Крупные водные и озелененные пространства (водно-зеленый диаметр) являются не только эстетическим местом отдыха населения, но и выполняют важнейшую оздоровительную функцию, будучи источником свежего воздуха.

Набережные-бульвары создают благоприятные условия для пешеходов, и их зеленые коридоры, соседствуя с водой, стимулируют проветривание городской застройки. Облик городов, размещенных на берегах крупных рек, водохранилищ, морей, во многом зависит от привлекательности набережных.

К наиболее распространенным естественным водоемам в городах относятся реки. Для защиты прибрежных территорий от разрушений, вызываемых волнами, течениями, от оползневых явлений проводят берегоукрепительные работы и строят регулирующие гидросооружения, влияющие на состояние русла реки. Строительство набережных ведется с учетом будущего градостроительного использования окружающей территории, а планировка набережной увязывается с архитектурно-планировочным решением всего городского района.

Объективным фактором, влияющим на построение городского ландшафта, является величина и конфигурация акватории.

Использование пластических свойств природных достоинств местности, сохранение Ценных ландшафтных территорий, умелая дополнительная посадка зеленых насаждений позволяют создать взаимосвязанную систему озелененных и водных пространств, способствующую образованию цельных архитектурно-выразительных городских ансамблей.

В современном градостроительстве главная роль отводится ансамблю, а не отдельному сооружению. Поэтому, разбивая протяженные набережные на отдельные участки для придания им разнообразия, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства, преобразуя неблагоприятные участки, необходимо учитывать общее архитектурно-пространственное решение всей набережной.

Для замыкания перспектив набережных на их концах целесообразно создавать акценты, придающие набережной законченность и архитектурную выразительность. Большие возможности перед проектировщиками открываются при оформлении участков набережных на излучинах. Следует учитывать панорамное восприятие города через протяженную водную поверхность как с противоположного берега, так и с воды. На берегах нешироких рек целесообразно использовать пространственную застройку, создавая зеленые отступы, разрывы, организуя разнообразные поперечные перспективы, обогащая архитектурные композиции набережных.

В зависимости от величины водного пространства и его очертания, расположения, протяженности набережной и ее функциональной необходимости, последняя может иметь вид бульвара с ландшафтным озеленением или вид парадной регулярной экспланады.

Мировую известность приобрели набережные Ленинграда. С начала заложения города и до наших дней водные просторы Невы остаются главной природной доминантой архитектурно-планировочного построения города, а тихие набережные каналов изящны и привлекательны.

Городская территория вдоль берега крупных водоемов может выполнять функции:

набережных, используемых для подъезда к жилым и общественным зданиям, размещенным вдоль водоема;

прогулочных набережных городских парков или спортивных комплексов;

набережных, используемых для хозяйственных или транспортных нужд.

Берега набережных в пределах городской территории укрепляют. Выбор типа конструкции зависит от архитектурно-планировочного решения и функционального назначения прилегающей территории.

Форма и конструкция набережной во многом определяется линией регулирования водоема - линией пересечения плоскости зеркала водоема при отметке меженного горизонта или при отметке постоянного подпора с плоскостью берегового склона или подпорной стенкой набережной. Расстояние между линией регулирования реки и красной линией городской застройки - береговая полоса. Расстояние между верхней бровкой откоса и красной линией городской застройки - набережная. Иногда зона берегового склона исчезает, слившись в одну линию с подпорной стенкой набережной. Очертания набережной в плане могут быть самыми разнообразными: прямолинейными, криволинейными, а поперечный профиль подпорных стенок вертикальным или наклонным. По верху стенок устанавливают ограждения, как правило, чугунные решетки с тумбами или сплошной каменный парапет.

В зависимости от горизонта меженных и высоких вод и высоты берега набережные могут быть одно-, двух- и многоярусные. Одноярусные набережные устраивают при высоте стенки до 5-5,5 м. Сооружения более высоких стенок с архитектурной точки зрения нецелесообразно (они очень громоздки). В этом случае исходя из инженерных и экономических соображений набережным следует придать ярусные очертания с вертикальными стенками или сочетанием стенки с откосом, имеющим уклон 1:1 - 1:1,5 и укрепленным камнем или озелененным.

Планировка берегового откоса в несколько ярусов нередко используется при устройстве парковых набережных.

Одноярусные набережные имеют верхнюю отметку минимум на 0,5 м выше горизонта высоких вод, т. е. они незатопляемы.

Двухъярусные и многоярусные набережные проектируют таким образом, что прогулочные аллеи, проходящие по ярусам, могут затапливаться во время половодья при горизонтах воды менее расчетного уровня, а отметка верхнего яруса обеспечивает незатопляемость самой территории.

Зеленые насаждения на набережной размещают с учетом общего архитектурно-планировочного решения территории, которое зависит от функционального назначения набережной, ее формы и размеров, конструкции береговых откосов и подпорных стенок. Их размещают симметрично, по сторонам проезжей части, или асимметрично, как правило, с преобладанием посадок, устройством бульвара непосредственно у воды (Фрунзенская набережная в Москве).

Если набережные превращены в транспортные артерии, они должны иметь плотное защитное озеленение со стороны жилой застройки. В этих условиях необходимо предпринимать все возможные меры к тому, чтобы это вынужденное решение минимально влияло на прибрежный ландшафт, а в перспективе использовать набережные в основном для отдыха городских жителей.

Благоустройство набережных включает создание пешеходных аллей и транспортных дорог, озеленение и освещение, прокладку подземных коммуникаций, устройство защитных дренажных сооружений и т. д. Удаление талой и дождевой воды с набережной осуществляется за счет уклона - создания в лотках проезжей части пилообразного профиля с расстоянием между водораздельными гребнями 40-50 м.

Главная роль в оформлении набережных отводится зеленым насаждениям. Озеленение набережных проводится с сохранением существующих взрослых деревьев и кустарников рядами, отдельными деревьями или группами свободных очертаний с тем, чтобы насаждения не мешали обзору водоема, а обрамляли и подчеркивали открывающиеся перспективы на водную гладь.

На набережной следует создавать условия для кратковременного отдыха и прогулок среди зелени у воды, на площадках отдыха, с которых открываются наиболее выразительные живописные панорамы городского ландшафта. При подборе зеленых насаждений следует обращать внимание на высоту деревьев и кустарников, их форму, на окраску листвы и изменения ее цвета, на время цветения. Ассортимент деревьев, кустарников, цветов и их композиции в сочетании с газонами, малыми архитектурными формами могут быть самыми разнообразными. Газоны и цветники широко применяют при оформлении откосных набережных, создавая плотный зеленый ковер с яркими пятнами цветов.



Поперечные профили набережных: а - с бульваром вдоль застройки; б - с бульваром у реки; в - с проездами в разных уровнях; г - без бульвара с местным транспортным проездом; д - с проездами и аллеями на трех террасах высокого берега

При озеленении набережной необходимо учитывать ее ориентацию. На набережных, обращенных на юг, необходимо создавать затененные участки. На прогулочных аллеях зеленые насаждения размещают с внутренней стороны аллеи.

Прогулочные набережные в парках являются наиболее привлекательным местом отдыха в городе. Большой популярностью пользуется набережная в ЦПКиО им. Горького в Москве. Она хорошо озеленена, ее украшают декоративные гроты с каскадами, беседки, павильоны, скульптура. Система пандусов и лестниц связывает нижнюю аллею с верхней. Созданы смотровые площадки, в подпорных стенах откосов на набережной у Нескучного сада встроены скамьи.

Гармонично вписанные и художественно выполненные причалы, сходы к воде, парапеты, ограды, ротонды, скамьи, декоративные вазы дополняют архитектуру набережных, придавая им живописное своеобразие. Лестницы со смотровыми площадками не только соединяют прогулочные аллеи, проложенные на разных уровнях склона, или связывают набережную с водой, но и являются украшением набережных.

Набережные на судоходных реках должны иметь пристани. Когда водоемы создаются на ручьях, речках, в оврагах, во избежание затопления берега талыми и ливневыми водами бровка берега должна возвышаться над нормальным уровнем на 1 м. Такие водоемы создаются при помощи плотин, как правило, земляных. По верху плотины устраивается проезд для связи берегов. Земляные плотины сооружаются из местных достаточно водонепроницаемых грунтов или с водонепроницаемым экраном и ядром. Откосы плотин - от 1:1,5 до 1:3,5.

Водоемы с водосливными сооружениями обеспечивают сохранение отметки зеркала воды на заданном уровне, а также возможность пропуска паводковых вод.

В создании неповторимого своеобразия приморских городов существенное место отводится живописности набережных. Им уделяется много внимания еще и потому, что они являются любимым местом прогулок городских жителей, а в курортных городах - отдыхающих, превращаясь по существу в хорошо благоустроенную городскую рекреационно-парковую зону.

При формировании морского силуэта города следует учитывать, что протяженность берега, его очертания существенно влияют на его восприятие с моря. Морской фасад должен представлять собой пространственно завершенную цельную композицию из отдельных взаимосвязанных элементов застройки.

Вогнутая конфигурация рельефа позволяет воспринимать доминанты в развернутом виде как с воды, так и с суши, выпуклая - снижает видимость. Крутые холмистые берега вносят разнообразие в панораму города, естественно расчленяя ее на пространственные составляющие. Магистрали, подходящие к набережным, организуют выход жилых районов к воде и архитектурно-планировочную связь с жилой застройкой.

В приморских городах действия волн, приливы и отливы, морские течения разрушают берега. Целесообразность проведения берегоукрепительных работ может быть обоснована только после детального изучения динамики берега. Море в течение даже одного шторма может разрушить все, что создавалось годами. Примером могут служить события, произошедшие на черноморском побережье Кавказа. Мыс Пицунда образован наносами гальки из горной речки, которая подводным течением постоянно перемещается на юг в направлении мыса. Линия берега находилась в состоянии динамического равновесия, так как избыточная галька исчезла в глубоком подводном каньоне, находящемся недалеко от берега.

При строительстве гостиничного комплекса за счет сокращения естественной ширины пляжа была создана благоустроенная набережная. Из-за нарушения равновесия море стало поглощать берег, в результате чего приходится постоянно проводить дорогостоящие мероприятия по предотвращению этого процесса.

Типы тонких подпорных стен на набережных: а - безанкерная; б - заанкерованная тягами за плиты, работающие на выпор; в - то же, на сдвиг; г - заанкерованная тягами за свайные козловые опоры; д - то же, за вертикальные сваи; е - заанкерованная наклонными сваями; ж - двуханкерная неразрезная; з - двуханкерная разрезная; и - парусная

Профили озелененных набережных: Ленинград: а, б - набережная Обводного канала; в - Адмиралтейская набережная; г - бульвар Коммунаров; Москва: д - Кремлевская набережная; е - Фрунзенская набережная




Профиль вертикальной стенки набережной (Семипалатинск): 1 - сланцы; 2 - дренаж; 3 - дренажная труба; 4 - щебеночное основание; 5 - русло; 6 - бетонные блоки; 7 - тротуар; 8 - бортовой камень

Берегоукрепления из тетраподов: 1 - кладка из тетраподов массой 7,5 т; 2 - наброска из тетраподов массой 1,5 т; 3 - камень крупностью 30...35 см; 4 - однослойный обратный фильтр; 5 - мелкозернистый песок; б - намыв откоса за стенкой; 7 - крепление сборным железобетоном