Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM. Совместное равновесие реального и денежного секторов экономики. Модель “IS – LM” Совместное равновесие двух рынков модель is lm

Ни кривая IS , ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Y Е и равновесной ставки процента R Е . Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.6.6).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственном значении уровня дохода (Y Е) и ставки процента (R Е) . Рассмотрим, что произойдет при комбинации Y С , R С . Точка С лежит выше линии IS и ниже линии LM , следовательно, на товарном рынке будет избыток (S>I) , а на денежном рынке – дефицит (L>M) . В такой ситуации совокупный спрос в результате действия мультипликатора будет сокращаться, а ставка процента вследствие падения курса ценных бумаг будет повышаться. Так как оба процесса проходят одновременно, то в конечном счете экономическая конъюнктура стабилизируется при значении Y Е , R Е .

Модель IS–LM позволяет наглядно видеть, как изменения на одном рынке отражаются на другом, и какие при этом возникают обратные связи.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку равновесия. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку равновесия.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.6.7), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM , а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, – избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS , в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS ). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS ). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет, и поэтому цена их повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и, соответственно, к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется продолжительное время.



С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия , если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.6.7). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить «лишние» деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM . Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С ), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM . Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономики на кривую LM в точку D , которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономика переместится в точку F , вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку Е . Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку совместного равновесия товарного и денежного рынков – точку пересечения кривых IS и LM .



Совместным равновесием называют состояние экономики, при котором для данной ставки процента и уровня дохода характерно одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег.

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она была разработана английским экономистом Дж.Хиксом в 1937г. в статье «Мистер Кейнс и классики» и получила широкое распространение после выхода в 1949г. книги американского экономиста Э.Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.

Методология построения модели. Для построения модели IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок а, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции I и процентную ставку r. Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели: · уровень цен фиксирован (Р = const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают; · совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса; · доход (Y), потребление (C), инвестиции (I), чистый экспорт (Xn) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели; · государственные расходы (G), предложение денег (M), налоги (T) являются величинами экзогенными и задаются вне модели. Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели Кейнсианского креста ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Основными уравнениями модели являются: - основное макроэкономическое тождество, - функция потребления, где a – величина автономного потребления, b– предельная склонность к потреблению. - функция инвестиций, где c – величина автономных инвестиций, некоторый уровень инвестиций, который всегда необходим, d – показатель чувствительности инвестиций к ставке процента (эластичность инвестиций по ставке процента) Все остальные параметры, влияющие на инвестиции, считаются фиксированными и учитываются в величине автономных инвестиций. - функция спроса на деньги, где e – коэффициент монетизации (чувствительность спроса на деньги к уровню дохода) , f – чувствительность спроса на деньги к ставке процента (в кейнсианской концепции предпочтения ликвидности, это предельная склонность к предпочтению денег в качестве имущества или, по другому, коэффициент, характеризующий предпочтения экономических субъектов по процентной ставке). Экономику будем считать закрытой. В краткосрочном периоде экономика находится в условиях неполной занятости, уровень цен фиксирован, величины ставки процента и совокупного дохода подвижны, номинальные и реальные значения всех переменных совпадают. В долгосрочном периоде, когда экономика находится в условиях полной занятости, уровень цен подвижен. В этом случае предложение денег является номинальной величиной, а все остальные переменные модели реальными.

Кривая IS («инвестиции – сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента r и уровнем дохода Y. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка - кривая IS. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений (IS: Investment = Savings).



Простейший графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций.

На рис.6.1. в квадранте II представлен график функции сбережений S(Y): с ростом дохода Y 1 до Y 2 сбережения увеличиваются с S 1 до S 2 . В квадранте III представлен график I=S (линия под углом в 45° к осям координат I и S). I 1 =S 1 , I 2 =S 2 . В квадранте IV представлен график функции инвестиций I=I(r), показывающий рост инвестиций как функцию, обратную уровню процентной ставки r. На основе этих данных в квадранте I находим множество равновесных сочетаний Y и r, т.е. кривую IS: IS 1 (Y 1 , r 1) и IS 2 (Y 2 , r 2), чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.

Рис. 6.1. Графический вывод кривой IS

Кривая LM («предпочтение ликвидности – деньги») показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Термин LM отражает это равенство: L обозначает предпочтение ликвидности, кейнсианский термин для обозначения спроса на деньги, а М – предложение денег.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равны М/Р. В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств фиксировано и определяется центральным банком. Рассмотрим построение кривой LM на основе графического анализа равновесия денежного рынка.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис.6.10).

Рис.6.10. Равновесие в модели IS-LM

На рис.6.10, например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM, существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это в свою очередь приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В, даже несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровне, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM: в уравнение IS и его решения относительно Y:

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) - государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики. Из условий совместного равновесия выводится важнейшее понятие кейнсианской теории – эффективный спрос, который является определяющим параметром в экономике. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 6.10).

На рис. 6.10 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Алгебраически равновесный объем производства может быть найден путем подстановки значения r уравнения LM : в уравнение IS и его решения относительно Y :

Полученное выражение представляет собой алгебраический вид функции совокупного спроса. Из этого равенства видно, что, воздействуя на величину расходов путем манипулирования объемами государственных расходов (G) и налогами (T) , государство использует инструменты фискальной политики, путем изменения денежного предложения () – монетарной (денежно-кредитной) политики.

Кривая IS отражает все соотношения между Y и r , при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM – все комбинации Y и r , которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента r* (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y* (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 20).

Рис. 20 .Равновесие в модели IS – LM

На рис. 20 (например, в точке А , которая лежит на кривой IS , но вне кривой LM ) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM , но вне кривой IS (точки В и D ), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

4. Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса

Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода.

Кривые IS и LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS , а денежно-кредитной – в сдвигах кривой LM.

Влияние фискальной политики

Рассмотрим сдвиг кривой IS , вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е 1 при процентной ставке r 1 и национальном доходе Y 1 (рис. 21).

Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS 1 сдвигается в положение IS 2 .

Рис. 21 . Стимулирующая фискальная политика в модели IS – LM

Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r 2 . На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r 1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е 2 , а совокупный выпуск увеличится до Y 2 .

Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение государственных расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении процентной ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором. Однако равновесный уровень дохода также меньше, чем в модели Кейнсианского креста за счет повышения ставки процента.

Таким образом, влияние денежного рынка снижает мультипликативный эффект, однако в какой степени это происходит, зависит от того, в пределах какого из трех участков кривой LM происходит сдвиг кривой IS (рис. 22).

Рис. 22 . Мультипликативный эффект на различных участках кривой LM

Если первоначальное совместное равновесие на рынках товаров и денег представлено на кейнсианском отрезке, то мультипликативный эффект дополнительных государственных расходов проявляется в полной мере (прирост дохода практически равен расстоянию сдвига кривой IS ). Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие установилось при низком уровне национального дохода и близкой к минимальной ставке процента. В подобной ситуации у людей небольшой спрос на деньги для сделок и большой спрос на них со стороны активов. Если при таком состоянии экономики начинает расти совокупный выпуск, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, находящихся в активах, не вызывая существенного роста ставки процента, и планируемый объем инвестиций не будет сокращен.

Последствия сдвига линии IS на промежуточном участке кривой LM проанализированы на рис. 21.

Если совместное равновесие на рынках товаров и денег приходится на классический отрезок кривой LM , сдвиг линии IS вообще не изменит совокупный спрос на блага в текущем периоде. Причина заключается в том, что при ставке процента выше максимальной в составе активов домашних хозяйств уже нет денег, поэтому осуществить новые инвестиционные вложения можно только за счет перераспределения существующего объема кредитных средств к более эффективным вариантам. В результате суммарный инвестиционный спрос не изменится, а, следовательно, останется прежним и совокупный выпуск текущего периода.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.

Влияние денежно-кредитной политики

Пусть первоначально экономика находится в состоянии равновесия в точке Е 1 (рис. 23). Предположим, что правительство решает снизить уровень безработицы, увеличить объем совокупного выпуска путем увеличения предложения денег. Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вправо (вниз), в результате процентная ставка падает с r 1 до r 2 , величина дохода растет с Y 1 до Y 2 .

Рост предложения денег (сдвиг кривой LM в положение LM 2 ) создает избыточное предложение на рынке денег, в результате чего ставка процента снижается. Ее падение вызывает рост инвестиционных расходов, приводящий к росту спроса на товары и услуги, увеличению совокупного выпуска.

Рис. 23 . Стимулирующая денежно-кредитная политика в модели IS – LM

Совместное равновесие рынка товаров и денег перемещается в точку Е 2 , поскольку рост дохода и снижение процентной ставки влекут за собой рост спроса на деньги, который будет продолжаться до тех пор, пока не сравняется с новым, более высоким уровнем предложения денег.

Снижение предложения денег предполагает обратный процесс: сдвиг кривой LM влево, рост ставки процента, снижение объема выпуска.

Степень влияния денежно-кредитной политики на экономику также зависит от наклона кривых IS и LM . При изменении предложения денег на одинаковую величину эффект снижения ставки процента будет тем больше, чем более крутая кривая LM , т.е. ставка процента снизится тем больше, чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению ставки процента. Если кривая IS более пологая, что означает высокую чувствительность расходов к изменению ставки процента и большую величину мультипликатора государственных расходов, то достаточно очень незначительного снижения ставки процента, чтобы существенно увеличились расходы, мультипликативно увеличив доход. Эффективность денежно-кредитной политики тем больше, чем кривая LM более крутая, а кривая IS более пологая.

Таким образом, стимулирующая денежно-кредитная политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг вправо (вниз) кривой LM), ведет к росту уровня дохода и снижению ставки процента. Результатом сдерживающей денежно-кредитной политики (сдвиг влево (вверх) кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики

При анализе любого изменения в денежно-кредитной или фискальной политике важно иметь в виду, что инструменты одной политики могут влиять на результаты другой.

Предположим, что правительство озабочено бюджетным дефицитом, и решило увеличить налоги. Рассмотрим, какое влияние эта политика окажет в целом на экономику. В соответствии с моделью IS-LM , результаты будут зависеть от того, какую политику будет проводить Центральный банк в ответ на увеличение налогов. Возможно несколько вариантов.

1. Центральный банк поддерживает предложение денег на постоянном уровне (рис. 24а). Увеличение налогов сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS 2 . В результате уменьшается совокупный выпуск (более высокие налоги уменьшают потребительские и инвестиционные расходы) и ставка процента (более низкий доход уменьшает спрос на деньги).

2. Центральный банк поддерживает ставку процента на постоянном уровне (рис. 24, b). В этом случае увеличение налогов также сдвигает кривую IS влево (вниз) в положение IS 2 , при этом центральный банк уменьшает предложение денег, чтобы процентная ставка оставалась на первоначальном уровне, кривая LM сдвигается в положение LM 2 . Доход сокращается на величину большую, чем на рисунке 24, а. В первом случае более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции и частично возмещает эффект увеличения налогов. В данном случае центральный банк, поддерживая ставку процента на высоком уровне, углубляет спад в экономике.

Рис. 24. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики в модели IS-LM

3. Центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы сохранить уровень дохода на постоянном уровне (рис. 24, c). Увеличение налогов не повлечет за собой падение совокупного выпуска, поскольку кривая LM сдвигается вниз в положение LM 2 , чтобы возместить сдвиг кривой IS (более высокие налоги уменьшают потребление, в то же время более низкая процентная ставка стимулирует инвестиции). В этом случае увеличение налогов способствует падению ставки процента.

Данный пример иллюстрирует то, что результаты воздействия фискальной политики зависят от политики Центрального банка, т.е. поддерживает ли он предложение денег, ставку процента, или уровень дохода на постоянном уровне.

Комбинируя фискальную и денежно-кредитную политику, можно добиваться решения более сложных задач, чем простое регулирование объема выпуска (например, не изменяя объем выпуска, изменить его структуру). Подобная задача может быть весьма актуальна, если экономика находится в ситуации полной занятости и, следовательно, изменение выпуска нежелательно, однако его структура может требовать изменения.

В модели IS-LM выделяют особые случаи, когда один из видов политики не оказывает никакого воздействия на экономику. Это происходит, когда кривая LM горизонтальна, что соответствует ситуации «ликвидной ловушки»; кривая IS вертикальна, что соответствует ситуации «инвестиционной ловушки».

ликвидной ловушки

Экономика попадает в ситуацию ликвидной ловушки , когда процентные ставки настолько низки, что любое изменение денежного предложения поглощается спросом на деньги со стороны активов, уровень дохода падает до низшей отметки. Такая ситуация характерна для экономики, находящейся в состоянии депрессии.

Графически это интерпретируется как пересечение кривых IS и LM в кейнсианской области кривой LM (рис. 6.15).

В ситуации ликвидной ловушки ставка процента минимальна, т.е. альтернативные издержки хранения наличных денег близки к нулю, и поэтому люди готовы держать любое количество денег, которое им будет предложено. В результате даже при нормальном отрицательном наклоне кривой IS увеличение предложения денег Центральным банком не способно обеспечить рост дохода. Обычно увеличение предложения денег снижает ставку процента, так как люди стараются избавиться от избытка денег, покупая облигации. Но если ставка процента находится на минимальном уровне, то цены на активы максимальны и люди стремятся их продать, опасаясь, что цены на них упадут, а их владельцы окажутся в проигрыше. В результате люди предъявляют безграничный спрос на деньги, отказываясь покупать ценные бумаги, и кривая спроса на деньги принимает горизонтальный вид. Это означает, что в функции спроса на деньги коэффициент f , характеризующий чувствительность изменения спроса на деньги при изменении ставки процента, стремится к бесконечности. Кривая LM поэтому тоже горизонтальна, и изменение денежной массы не вызовет ее смещения. Прирост количества денег не сможет никого заставить приобретать ценные бумаги, вся сумма прироста предложения денег хранится в форме наличных денег. Величина дохода остается неизменной на уровне Y 0 . Стимулирующая денежно-кредитная политика не окажет никакого воздействия ни на ставку процента, ни на объем инвестиций, ни на уровень дохода, т.е. абсолютно неэффективна.

В этом случае эффективность фискальной политики максимальна. Например, рост государственных закупок на увеличивает равновесный доход на , т.е. эффект вытеснения отсутствует, доход возрастает на всю величину мультипликатора.

Другая ситуация получила название инвестиционной ловушки , соответствующая ситуации, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид, а вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS (рис. 6.16).

В результате любые изменения на денежном рынке, хотя и будут приводить к изменению ставки процента, но не вызовут изменения инвестиционного спроса. В этом случае чувствительность совокупных расходов к изменению ставки процента равна 0, и эффективной будет только фискальная политика. При этом эффективность фискальной политики максимальна, поскольку отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора. Рост государственных расходов, вызывая увеличение совокупных расходов, ведет к росту спроса на деньги, что повышает ставку процента, но более высокая ставка не приводит к вытеснению расходов частного сектора, поскольку они не зависят от ставки процента. В результате фискального импульса наблюдается полный мультипликативный рост дохода. Денежно-кредитная политика совершенно неэффективна, поскольку снижение ставки процента (от r 0 до r 1) в результате увеличения предложения денег (сдвиг кривой LM вправо от LM 0 до LM 1) не повлияет на величину инвестиционных расходов, так как они совершенно нечувствительны к ее изменению.

Такая ситуация может возникнуть по самым разным причинам (например, она характерна для инфляционной экономики, когда ставки процента чрезмерно велики).

Следует иметь в виду, что ликвидная и инвестиционная ловушки имеют место только в кейнсианской модели. Если предположить, что поведение экономических субъектов описывается монетаристскими функциями, то возникает эффект имущества.

Эффект имущества заключается в том, что рост доли денег экономические субъекты воспринимают как нарушение оптимальной структуры портфеля активов, и как рост своего имущества. Поэтому избыток денег они стараются обменять не только на финансовые активы, но и на реальный капитал и реальные блага, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса. Рост совокупных расходов сдвигает кривую IS вправо, ликвидируя ловушки (рис. 6.17).

Изучение влияния стимулирующей денежно-кредитной или фискальной политики на модель IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика влияют на выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде.

При анализе модели IS-LM предполагалось, что уровень цен фиксирован, однако это допущение приемлемо только для краткосрочного периода. Рассмотрим, что происходит с моделью IS-LM в долгосрочном периоде при изменении уровня цен, при этом откажемся от допущения, что номинальные и реальные величины совпадают.

Пусть первоначально экономика находилась в равновесии в точке Е 1 , в которой фактический объем выпуска равен его естественному уровню (рис. 6.18).

Рис. 6.18. Модель IS-LM в долгосрочном периоде

На рис. 6.18, а рост предложения денег приводит к сдвигу кривой LM вправо в положение LM 2 и смещению равновесия в точку Е 2 , где процентная ставка уменьшается, а совокупный выпуск возрастает до Y 2 . Так как он превышает естественный объем выпуска, то уровень цен увеличивается, предложение денег в реальном выражении сокращается, а кривая LM вновь сдвигается. Экономика возвращается к начальному равновесию.

На рис. 6.18, b увеличение государственных расходов сдвигает кривую IS в положение IS 2 , а точка равновесия экономики смещается в положение Е 2 , в котором ставка возрастает до r 2 и совокупный выпуск увеличивается до Y 2 , что превышает его естественный уровень. Уровень цен начинает расти, а реальные денежные остатки сокращаются, при этом кривая LM сдвигается влево – в положение LM 2 . Долгосрочное равновесие в точке Е 3 устанавливается при еще более высокой процентной ставке, а объем выпуска возвращается к своему естественному уровню.

Таким образом, изучение влияния стимулирующей денежно-кредитной или фискальной политики на модель IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика могут влиять на совокупный выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде. Важным моментом при оценке эффективности этих политик с точки зрения увеличения совокупного выпуска является то, насколько быстро наступит долгосрочный период.

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.