Шёлковые деньги хорезма - Самое интересное в блогах. Три тысячи разных денежных знаков на одну страну Деньги из шелка

Тысячелетиями человек пользуется деньгами и их предшественниками – ракушками, камушками, шкурками животных и другими некогда аналогами привычных нам бумажных купюр.

И все это время существует необходимость как-то эти ценности хранить и удобно носить с собой. Представьте, что было время, когда у человека не было карманов на одежде, еще никто не придумал кошелек, а портные не шили сумок. В ту эпоху деньги было принято прятать в голенища сапог, под шляпы. Из монет нередко делали бусы и просто вешали их на шею, а дамы, одежды которых тогда были уже достаточно пышными, прятали денежные знаки в складки между тканью.

Слово "кошелек" использовалось с первого столетия нашей эры, для обозначения сумки или мешка, в которой переносились разные необходимые в обиходе вещи и предметы. Происхождение слова "кошелек" скорее всего можно отнести к прото-германским праязыкам.

Древнегреческим словом kibisis называется мешок, который несет бог Гермес, и в котором нес отрубленную голову Медузы Горгоны мифический герой Персей, переводится это слово на русский язык обычно,как "кошелек".

Использование термина "кошелек" в его современном значении "небольшого плоского предмета для наличности" датируется 1834 годом.

В Древней Руси в кошелек представлял собой тканевый или кожаный мешочек, стянутый сверху специальным шнурком. В то время деньги функционировали только в виде монет, и такая форма кошелька была очень удобна. Богатые князья и бояре носили кошельки из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, которые были украшены вышивкой, драгоценными камнями и так далее.

На Руси кошельки появились начиная с XI века (прототип современного кошелька найден в Новгороде). Представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части специальным шнурком, что препятствовало потере не только крупных монет, но и мелких. Помимо денежного инвентаря в кошелек вмещались и всевозможная атрибутика – складные весы для малых взвешиваний с гирьками, позволявшие владельцу кошелька принимать в качестве платы за товар драгоценные металлы и камни. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна.

На Западной Украине деньги хранили в кожаных кошельках, сшитых в виде жаб. Выглядели они довольно устрашающе, однако считалось, что такая жабка не только сохранит, но и преумножит доверенное ей богатство! В европейских странах традиционной формой кошелька начиная со средневековья тоже считался кожаный или полотняный мешок-кисет с завязкой или продернутым по краю шнурком. Со временем на смену монетам пришли бумажные деньги, мешочек на завязке превратился в плоский и гладкий бумажник под названием портмоне (слово, позаимствованное из французского языка в XVIII веке, в котором porter "носить" и monnaie "деньги", буквально — "то, в чем носят деньги"), объединяет в себе и кошелек для мелочи и бумажник.

В Египте носили кошельки, напоминающие по своим размерам и выполняемой функции скорее сумки. В них они хранили драгоценные камни, травы и другие предметы, нужные, как они считали, в будущей загробной жизни.

Ассирийцы и вавилоняне в качестве кошелька использовали специальный мешочек из холста, носимый на поясе. Как правило, он не украшался и был атрибутом исключительно мужского костюма. Намного позже такой кошелёк практически без изменений позаимствовали у них древние греки, которые приспосабливали мешочек к поясу хитона, используя его для ношения монет, чеканившихся более чем в тысяче городов Древней Греции.

В Европе же первые кошельки появились в эпоху Средневековья и назывались «омоньерами». По форме и размеру они абсолютно не отличались от славянских собратьев. Единственное исключение состояло в том, что они служили еще и небольшой сумочкой, в которой помимо денег носили разные полезные мелочи, религиозные реликвии, драгоценности и так далее.

На восток , в частности в Японию и Китай, кошельки пришли довольно поздно. Этому послужили своеобразная форма денег: монеты имели отверстие в середине и носились на кожаной либо шелковой веревочке.

В Средневековье стали популярны необычные кошельки под названием «омоньер». Их использовали для благородных дел – подачи милостыни, так как существовало поверье, что если жертвовать деньги из своего обычного кошелька, дающий обеднеет. Фасон и размер омоньеров никак не отличался от привычных мешочков, и носили их, как правило, в паре.

Существенные изменения во внешнем облике кошелька появились у римлян . Они не только самыми первыми стали делать кошельки из кожи и украшать их (в Риме они даже инкрустировались для очень состоятельных людей и украшались уникальной вышивкой), но и стали их использовать в качестве обязательного атрибута женского костюма.

В XVI-XVII веках кошельки разделились на мужские и женские и стали сильно отличаться друг от друга. Дамы носили их под верхней юбкой, где располагался специальный разрез. В кошельках девушки носили не только деньги, но и другие мелкие вещи: заколки, украшения, письма. Мужские кошельки были скромного размера, предназначались только для ношения монет, а носили их в карманах брюк или камзола, которые к тому времени уже стали популярны.

В XIXвеке кошельки уже были похожи на современные. Под основу использовался картон, который оббивался цветным атласом. Традиционно они были кожаными, с двумя отделениями и закрывались на застежку, для украшения нередко использовалась вышивка. Форма кошельков была самая разнообразная: от овальных до шестиугольных.

Также в это время были популярны кошельки-монетницы из кожи на металлических зажимах. В России вплоть до 1917 года использовались кошельки для пожертвований. Они шились из парчи, бисера и других материалов. На них нередко вышивались поговорки и пословицы, связанные с подачей милостыни.

XX век, когда мода менялась столь стремительно, внес множество новых фасонов в историю кошельков: появились модели на кнопках и молниях, разноцветные кошельки из искусственной или натуральной кожи, славящиеся особыми формами и нестандартными линиями. Одновременно с этой тягой к новизне, дизайнеры вновь и вновь возвращались к достижениям прошлого, используя в своих работах элементы старинных кошельков.

На данный момент кошелек — это изящный и функциональный аксессуар, позволяющий ненароком подчеркнуть индивидуальность своего владельца. Им будут пользоваться до тех пор, пока существуют наличные деньги. И будем надеяться, что в ближайшее время его не заменят электронными аналогами.

Гражданская война стала временем не только борьбы советской власти за контроль над территорией бывшей Российской империи, но и пятилетием денег-однодневок. В Якутии платежным средством стали винные этикетки, а на территории Узбекистана хождение имели шелковые «банкноты».

В начале XX века Россия столкнулась с рядом кризисов, из-за которых тысячи людей на годы потеряли ориентиры и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. В 1905 году началась первая революция. Первый надлом, который только усиливала мировая война. События развивались стремительно: падение монархии, борьба за власть, усиливающийся идейный раскол в обществе, следующая революция в 1917 году, приход большевиков к власти, смена политического и социального устройства страны и гражданская война, которая длилась до 1922 года. Вооруженные конфликты повсеместно происходили между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями. Самые масштабные формы принимали столкновения между вооруженными формированиями большевиков (Красная гвардия и Красная армия) и вооруженными формированиями Белого движения.

Но гражданская война - это не только «красные», «белые», хозяйственная разруха и экономический кризис. Это период абсолютной неопределенности. По всей стране возникали бесчисленные «временные правительства», пытались утвердить свою власть местные органы самоуправления, часть территорий оккупировали иностранные войска, национальные окраины восставали и провозглашали независимость. Все они хотели узаконить свое существование. Чтобы придать себе вес и легитимность, они не только писали новые законы, но и выпускали собственные денежные знаки. При этом подобные правительства могли прожить от силы месяц, но все же успевали наштамповать собственные деньги.

Купюра как средство агитации

В каталогах, изданных в период с 1917 по 1922 год, находится не менее трех тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Все они существовали в пределах одного государства. Можно представить, в каких условиях оказались люди. Как доверять деньгам, когда на следующий день может смениться власть, а с ней и денежные единицы? Хозяйства рушились, люди нищали и умирали. Иногда умирали не от войны и голода, а от того, что расплачивались не теми деньгами.

Во время гражданской войны деньги использовали не только при купле-продаже. Они были средствами агитации. Генерал Деникин - руководитель одной из белых армий - организовал при своем штабе Осведомительное агентство (ОСВАГ). У этого агентства была одна задача: популяризировать Белое движение. Для этого ОСВАГ наладил выпуск листовок, дискредитирующих советские денежные знаки и новую власть.

Выглядели эти листовки следующим образом: на бумажных банкнотах, выпущенных большевистским правительством, печатали антисоветские тексты. Например, «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!» Или рисовали кукиш и печатали короткие стишки: «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»
В ответ большевики расстреливали тех, у кого находили подобные белогвардейские агитки. Закономерно, что до нашего времени осваговские купюры-листовки дошли в единичных экземплярах. Угроза расстрела заставляла людей уничтожать подобные деньги при первой возможности.

Подробности

Какие лозунги печатали на деньгах
Осведомительное агентство генерала Деникина печатало свои агитки поверх бумажных банкнот, выпущенных большевиками:
  • «Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
  • «Деньги для дураков».
  • «Эти деньги - то же, что фальшивые. Оне не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты еще раз нагло обманывают васъ. Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги».
  • «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!»
  • «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»

Чем обеспечивались деньги-однодневки

Другая проблема была в том, что деньги новых органов власти в большинстве своем ничем не подкреплялись. На денежных знаках писали, что они «обеспечиваются всем достоянием», но это была лишь видимость стоимости. А значит, они были бесполезны. Конечно, предпринимались попытки реально обеспечить деньги-однодневки хоть чем-то. Например, запасами опиума в среднеазиатском Семиречье. В Северо-западной добровольческой армии деньги обеспечивались полковой казной. Бумажные «ассигнации» добровольческих белых армий подкреплялись иностранной валютой. Их финансировали страны Антанты. Например, на территориях, оккупированных англичанами, использовали купюры с пометкой о том, что 1 фунт стерлингов равен 40 рублям по курсу и что обмен происходит без ограничений. Сам выпуск новых денежных знаков тоже давался многим органам власти нелегко. Не было бумаги, не было специального оборудования и не было средств, чтобы оплатить выпуск новых денег.

Банкноты из того, что было под рукой

На многих территориях страны в качестве денежных знаков использовали существовавшие еще при царском правлении фискальные марки. Это непочтовые марки или знаки обязательных сборов, которые использовали, например, при сборе налогов. В Чите местные власти наклеивали эти марки на разноцветные клочки бумаги и запускали их в обращение. В забайкальском поселке Кяхта по указу атамана Семенова использовали уже существующие «керенки». Эти купюры тоже были детищем гражданской войны. Их выпускало Временное правительство. Формально эти деньги были номинированы в золотых рублях, однако в реальности у них не было золотого обеспечения. Свое название они получили от фамилии министра-председателя Временного правительства Керенского. Атаман Семенов использовал двадцатирублевые и сорокарублевые «керенки». Их разрезали на четыре части, приклеивали к цветной бумаге и получали пятирублевые и десятирублевые «семеновки». В Бухарской республике была бумага для печати новых денег, однако не было полиграфической техники. Поэтому знаки, орнамент, номинал и соответствующий текст на бумагу наносили по трафарету малярной краской.

Архангельские деньги получили в народе название «моржовки».
Дело в том, что на двадцати пяти рублевой купюре были изображены северные атрибуты: льды, снега, белые медведи, а также морж.

«Моржовки» из Архангельска

В сентябре 1917 г. в Министерство финансов начали поступать обращения из региональных отделений Госбанка. Они сообщали, что в регионах начался разменный кризис. Купюр крупного номинала становилось все больше, при этом не было достаточного количества денег мелкого достоинства. При мелких расчетах в лавках было невозможно получить сдачу в копейках. Чтобы исправить ситуацию, Государственный банк разрешил распространять в регионах различные денежные суррогаты. Этим разрешением воспользовалось правительство Архангельска. В городе была острая нехватка мелких денег. Появились трудности с выплатой зарплат рабочим. В местном правительстве поняли, что денег хватит еще на один-два месяца, а потом произойдет кризис.

В итоге правительство Архангельска сделало заказ в Петрограде. Там отпечатали деньги стоимостью от пяти до двадцати пяти рублей. При этом они были не полноценными денежными знаками, а квитанциями от Государственного банка. Предполагалось, что их можно будет обменивать в банке на настоящие купюры, как только эти купюры появятся. Большинство выпущенных в Архангельске квитанций подвергли регистрации. Это было необходимо, так как в постановлении Верховного Управления указывалось, что незарегистрированные местные кредитные билеты признаются недействительными. А значит, разменять их в банке на реальные денежные знаки будет невозможно. Несмотря на свою ликвидность, новая «мелочевка» оказалась непопулярна в народе, потому что ее печатали на обычной писчей бумаге, которая быстро изнашивалась.

«Шелковки» из Хорезма


В апреле 1920 года в прежде зависимом от Российской империи Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская народная Советская республика. В том же году ее правительство приняло решение о выпуске собственных денежных знаков. Однако в республике не было ни запасов бумаги, ни полиграфического оборудования. Поэтому деньги стали выпускать на шелковой ткани. Ее в этих краях было в избытке: на территории республики была развита кустарная шелковая промышленность.

Технология изготовления денег на шелке выглядела следующим образом: мастера ткали длинные узкие ленты, потом ручным способом наносили орнаменты на обе стороны. После полоса шелка разрезалась на пятнадцатисантиметровые кусочки, из которых и получались деньги.

Штампы для печати орнамента изготавливали из дерева. Внешне они выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал штамп, обмакивал его в краску и наносил соответствующий рисунок или надпись.

Неаккуратная резка шелковой ленты приводила к тому, что на вертикальных сторонах банкнот появлялась характерная бахрома. Именно эта бахрома стала признаком подлинности «шелковок». Дело в том, что качество шелка, изготавливаемого местными мастерами, было очень высоким. Шелковые банкноты не расползались на отдельные нити даже после того, как проходили через десятки рук. Подделки же приходили в негодность довольно быстро.


Власти Хорезмской народной Советской республики решили, что на купюрах, помимо стандартных элементов, необходимо изобразить герб республики. Но к единому мнению по поводу того, как он будет выглядеть, так и не пришли. В итоге на каждом номинале герб приобретал разный вид.

«Винные» деньги Якутии

В годы Гражданской войны Якутия оказалась в сложных условиях: шла ожесточенная классовая борьба, и постоянно сменялись власти. А люди в это время ощущали острый недостаток легитимных денег.

В 1918 году А. А. Семенов организовал кооператив «Товарищество розничной торговли». Организация занялась выпуском денег-квитанций. Материал для выпуска Семенов нашел на местном складе: это был большой запас этикеток для винных бутылок. В царской России вино разливали в бутылки без этикеток. Этикетки давали покупателю отдельно, как свидетельство качества напитка. Почти все население Якутии в те времена было безграмотным. Надписи, касающиеся названия и качества вина, люди не могли прочитать. Они видели только картинку, печать и номинал. Поэтому найденные этикетки с яркими и хорошо различимыми рисунками отлично подошли на роль денег.

Подлинность этих денежных знаков удостоверялась росписью Семенова и печатью. Так как эти купюры выпускал не Наркомфин, а обычная торговая компания, они не были общеобязательными. Но это как раз тот самый случай, когда частные деньги в силу сложившихся обстоятельств получили широкое обращение на территории Якутии. В 1921 году Семенов стал первым наркомом финансов Якутской республики и выпустил в обращение государственные якутские деньги на 30 млн рублей. После этого «винные» деньги были изъяты из оборота и погашены.


На данный момент найдено всего три экземпляра «винных» денег. 1 рубль изготовлен из этикетки вина мадера, 10 рублей ― из этикетки вина кагор, 25 рублей ― из этикетки портвейна.

СУРРОГАТНЫЕ ДЕНЬГИ ГОРОДА БИЛЕФЕЛЬД ИЗ ТКАНЕЙ

Город Билефельд находится в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Билефельд был основан в 1214 году, как резиденция графа Равенсберга . Создавался город для охраны дорог в Тевтобургском лесу. В период средневековья Билефельд был известным центром производства солнечных часов, поэтому этот город называют «солнечный город». В 1866 году Фридрих фон Бодельшвинг основал в Билефельде приют для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи. Название приюта - «Бетель» - заимствовано из иврита и означает «Дом Бога». Возникло поселение с более чем 4 000 больными и здоровыми, которые жили и работали сообща.

Илл.1. Билефельд. 25 марок 1921 год. Аверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

«Город сострадания» владел собственными мастерскими, жилыми домами, общественными учреждениями, собственным электро- и водоснабжением, школами, церквями. По сути это был город в городе. И в настоящее время в городе Билефельд находится, известный медицинский Центр по реабилитации больных с тяжелыми формами психических расстройств и больных эпилепсией .

Согласно историческим данным, в XIII веке половина жителей города были заняты производством льна. И естественно, что в данном городе строились ткацкие фабрики. В XV веке город входил в Ганзейский союз, и стал широко известен, прежде всего, как центр по изготовлению и продажи тканей изо льна .


Илл.2. Билефельд. 25 марок 1921 год. Реверс. Материал: шёлк. Размер 115 х 85 мм.

В начале XIX века Германия воевала с Наполеоном Бонапартом и город Билефельд это тоже коснулось. Наполеон был в Билефельде в 1812 году. А чуть более чем через 100 лет, после Первой мировой войны в Германии разразился страшный экономический кризис. Очень интересное описание этого кризиса, а точнее жизнь конкретных людей в период этого кризиса описано в произведении Эриха Марии Ремарк «Чёрный обелиск». В период этого кризиса многие города Германии стали выпускать свои суррогатные деньги - нотгельды. Их делали из цинка, алюминия, алюминиевой фольги, бумаги, льна, шелка, кожи, дерева, фарфора, угля, хлопка, целлюлозы, желатина и др. материалов .

Лён и шёлк в 20-ые годы ХХ века был достаточно доступным в Билефельде, и поэтому эти материалы стали использоваться для изготовления нотгельдов (илл. 1, 2, 3, 4). Бургомистром города в тот период был Рудольф Штапенхорст.

В России более известны деньги на шёлке Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Кстати, они выпускались в 1920 - 1921 годах, в тот же период, как и эти нотгельды города Билефельда. Хорезмские деньги на шёлке называют «шелковки» (шелковые деньги), «хивинки» .

Нотгельды в Германии имели различные рисунки от библейских до изображений солдат и пейзажей. Удивительно, но в период этого кризиса Арнольд Келлер стал коллекционировать эти нотгельды. Более того он написал более 70 книг по нотгельдам. И его книги переиздаются в настоящее время . Конечно нотгельды города Билефельда, имели разные рисунки. На нотгельде (илл. 3, 4) изображение периода наполеоновских войн. Исход Наполеона из Германии в Париж был в 1814 году. И ознакомившись с историей города, нам становится понятным и обоснованным сюжет чудодейственного исцеления инвалидов на нотгельде из шёлка (илл. 1,2).


Илл. 3. Билефельд. 25 марок. Аверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.


Илл. 4. Билефельд. 25 марок. Реверс. Материал лён. Размер 116 х 76 мм.

Эти нотгельды имеют неточные размеры и форму. Рисунок печатался на одной стороне ткани, потом две стороны с разным рисунком сшивались. На иллюстрациях отчётливо видны швы по краю бон.

Нотгельды из шёлка и льна, представляют интерес для коллекционеров-бонистов. А также интересны обычным людям с исторической точки зрения.

Источники информации:

1. Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 - 1923). Санкт-Петербург, 2005.

2. Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 - 1994). Киев, 1995.

3. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

4. Arnold Keller Deutsches Notgeld, Bände 7 & 8 Das Notgeld der deutschen Inflation 1923. H.Gietl Verlag & Publikationsservice GmbH, Regenstauf, 2004.

5. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994.

6. Энциклопедия Википедия -

Сколько стоит натуральный шелк?

  • Поделитесь данными о стоимости ▲ ▼
  • Натуральный шёлк, пожалуй, самая изысканная и благородная ткань, известная человечеству. Её появлению мы обязаны древнему Китаю, где долгое время бережно хранили секрет шелководства.

    До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

    Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

    Самые известные виды натурального шелка

    Шифон

    Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

    Атлас

    Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

    Бархат на шёлковой основе

    Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

    Шёлковый батист

    Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

    Газ

    Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

    Гладкокрашеный шелк

    Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

    Дюшес

    Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

    Креп

    В переводе с французского «crepe» – шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

    Муслин

    Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

    Парча

    Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

    Тафта

    Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

    Чесуча

    Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка – тусора.

    Шелковые мифы развеет зажигалка!

    Миф №1 Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

    Это не так. Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете — он должен пахнуть палёным рогом или шерстью. Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк. Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу

    Миф №2 Натуральный шёлк стоит дорого

    Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 50$ в зависимости от плотности и фактуры. Такие ткани как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-350 рублей/метр). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

    Миф №3 Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий.

    Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне — «…деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку. И, кстати, этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой. И потом, среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья. Например, крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль, и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне – эту нежную матовую ткань не так-то просто стянуть с матраса!

    Органза

    • 640 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Органза узбекская

    • 550 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Топленое молоко
    • Ширина: 145 см
    • Плотность: 14 гр/м2

    Креп-сатин

    • 1950 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 114 см
    • Плотность: 20 м/м ≈86 г/м2

    Крепдешин

    • 1080 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Жоржет

    • 760 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 8 м/м ≈34 г/м2

    Жатый шифон

    • 570 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Атлас стрейч «Anthracite»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Anthracite (Черный)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас стрейч «Red Wine»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Red Wine (Красное вино)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас 12 мм

    • 1170 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Газ маргиланский

    • 320 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 90 см
    • Плотность: 7-8 гр/м2
    • 315 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 91 см
    • Плотность: 3,4 м/м ≈15 г/м2

Настроение сейчас - Грустное


О моём блоге.



  1. Я-коллекционер и я точно знаю, что у многих людей,

  2. у большинства коллекционеров и не обязательно коллекционеров,

  3. есть, наверное, какие-нибудь оригинальные или уникальные

  4. или прикольные вещи, на которых посмотришь и удивляешься:

  5. откуда это? что это? как так получилось? не может быть!!!--

  6. -- в-общем заставляющие задуматься.


  7. предметов и видов коллекционирования, т.е. это может быть и

  8. уникальная монета,и значок, и орден, и какое-нибудь знамя,

  9. и печать, и штамп, и марка, и книга, и пуговица и т.д. и т.п.

  10. - ведь несть числа предметам и видам коллекционирования и

  11. несть числа событиям происходящим вокруг этих предметов!!!

  12. У каждого есть ЧТО-ТО, о чём он может рассказать ЧТО-НИБУДЬ!

  13. И, по-моему глубокому убеждению, надо об этом рассказывать.

  14. Ведь эти предметы- немые свидетели Истории Человечества!

  15. Я сейчас обратил внимание на номер строки на котором остановился.

  16. 17-строка!! ! Ведь я хочу рассказать о событиях, происходящих

после 17-го года прошлого века! Случайно ли это? Конечно, случайно!

Но мог и намеренно подвести к этой строке- ведь это так просто:

убавить или прибавить несколько слов и всё изменится!

Иногда, оказывается, можно добавить несколько точек, чтобы всё


изменилось и самое главное, чтобы изменился весь смысл написанного!

Именно о таком случае я хочу рассказать в 1-й части своего блога,

блога, которого хочу завести и назвать: "Мои раритеты".

Речь пойдёт про знамёна ХССР (Хорезмская Советская

Социалистическая Республика )- республики, которая


просуществовала всего неполных 4 года с 1920-1924гг.

Напомню лишь будущему читателю что есть специальная

историческая дисциплина, которая называется "вексиллология"

и которая занимается изучением флагов и знамён.

Отличительной чертой флагов и знамён является то

обстоятельство,что флаги - это изделия массового производства,

а знамя - это единичное изделие! Итак:

1. Знамёна ХССР (1920-1924гг)

Это знамя приобрёл лет 40 назад будучи в командировке в Москве

мой друг старый хорезмский коллекционер Ростислав Чернявский

(царствие ему небесное!) - и по приезде обратно в Ургенч

показал мне чтобы похвастаться - ну как это обычно бывает

среди коллекционеров когда им в руки попадает не совсем

обычная вещь.

Оказывается он обменял эту вещь на 20 штук шелковых денег

ХССР (в то время за них давали хорошие деньги - да и сейчас

дают совсем неплохие - 500$ за каждую штуку!)

Я до сих пор помню эту нашу встречу - она кончилась крупной

ссорой и перепалкой и мы после этого целый год не

разговаривали друг с другом. Дело в том что 10 штук шелковок

из 20 были моими и он не мог ими распоряжаться без моего

согласия --ведь я их дал, чтобы он продал и принёс мне деньги.

И во-вторых... Вот в этом во-вторых и была загвоздка и причина

нашей вскоре разразившейся ссоры. Сначала всё было хорошо -

он мне сказал, что не смог за хорошую цену продать наши

шелковки- времени было в обрез, а тут ему предложили обменять

тряпочки на одну большую тряпку и он согласился, так как счёл,

что эта большая тряпка то бишь знамя - оригинальной

и уникальной исторической ценностью, а мне вместо 10 штук

отдаст 12 шелковок или любой другой обмен какой я пожелаю

(а ему было что предложить и на что я глаз положил и он знал

об этом - ему всегда везло на уникальные вещи!). Я согласился

и мы начали обмывать его приезд и его новое приобретение и

заодно начали осматривать это самое приобретение. Вот тут-то

и случилось!!! При первом же взгляде на надпись мне бросилась

в глаза первая буква и я понял скрытый смысл верхней строки

надписи на знамени. Ведь я же хорезмиец!

Какая трактовка знаменитого лозунга коммунизма! Какой прикол!

Это был настоящий прикол! Всем приколам прикол!!!

И я сказал Чернявскому:" Ростик, родной ты мой, ты что принёс?

Ты знаешь что тебе подсунули москвичи? Это же антисоветчина!"

Чернявский вскинулся: "Где ты видишь антисоветчину? Везде

тебе антисоветчина мерещится и это потому что в тебе глубоко

сидит сталинское наследие и ты сидишь и всё время дрожишь."

Тут уж вскинулся я: "Да ты прочти что там написано

и внимательно прочти, особенно,верхнюю дугообразную строку,

ты же знаешь арабскую графику

- точка есть, точки нет, меняется буква, меняется смысл.

"Да всё нормально там написано, - ответил Чернявский - я уже

давно прочитал, обычная стандартная надпись: "Пролетарии

всех стран,соединяйтесь!" Так пишется и сейчас на всех

флагах и знамёнах. Причём тут антисоветчина?"

"Прочитай, пожалуйста, вслух, что там написано - попросил я

настойчиво - и читай побуквенно."

И Чернявский раздраженно начал бубнить:

"Б-и-р-л-а-ш-н-г-и-з б-у-т-у-н д-у-н-й-а м-е-х-н-а-т-к-а-ш-л-а-р-и."

"Да посмотри ты внимательно на первую букву, разуй глаза пошире,

- уже раздражаюсь я - там внизу стоят три точки,

и это уже не буква "Б", как ты только что прочёл, а буква "П" и

вместе это получается не "бирлашингиз", а "пирлашингиз" и

здесь, именно зарыта собака и очень большая собака, а потом

Ростик, дорогой ты мой, где ты видишь слово "пролетарии"?

Слово "мехнаткашлар" имеет только одно значение "трудящиеся",

так что если фразу вместе перевести,

то получится, извини меня: Трудящиеся всего мира, обосритесь!!!

Чернявский вылупил на меня глаза: Что ошибки быть не может?

"Ростик, ты же знаешь, под буквой "Б" должна стоять только одна

точка, а здесь поставили даже не одну, не две а целых три - и этим

самым хотят подчеркнуть что это именно буква "п",

а не какая-нибудь другая, и это осознанная акция, понимаешь???

/В арабской графике можно недопоставить точки, это имеет место

Сплошь и рядом на старых монетах, на старых документах,

Рукописях и т.д. Из-за этого академики-востоковеды постоянно

Спорят друг с другом, один говорит надо читать так, другой

То этим самым идёт конкретизация буквы, т. е. читай так и

Никак иначе./

Чернявский сидел и мрачно глядел на пустые бутылки:

"Принеси, пожалуйста, ещё пару штук, а то голова что-то

Не варит, а я до этого посмотрю словари и подумаю."

"Хорошо, - сказал я - но ты,пожалуйста, глупостей не делай, а то

я знаю тебя, большевика, и большевицкие твои замашки, не рви

знамя, знамя не виновато, для чего-то его бог сохранил же

столько времени, а потом сам знаешь, восток - дело тонкое,

может быть, действительно, есть другой смысл; смотри

слово "пирлашингиз" в словаре, со словом "пролетарии" -

всё понятно - такого понятия в узбекском языке в то время не

существовало.Так что прошу тебя не рви знамя,

сейчас я быстро схожу к сторожу в магазин."

"Хватит тебе каркать, я ещё не дошёл до такого

состояния, всё будет нормально, иди" - сказал Чернявский и

начал рыться в книжном шкафу. Я быстро сходил в магазин и

вернулся обратно. Смотрю Чернявский довольный такой,

глаза сияют,а перед ним раскрытая книга...

"Давай наливай, за это стоит выпить, я тут нашёл ещё два

Значения слова "пирлашингиз" - первое, это

"станьте богатыми", и второе, это "станьте святыми " . Второе,

конечно, отбрасываем и в свете первого надпись на знамени

означает: "Трудящиеся всего мира, обогащайтесь!" - и, победно

смотрит на меня. Что делать? Восток - дело тонкое. В-общем

сели и выпили - налили и опять выпили. Потом я говорю:

"Ростик, пожалуйста, не обижайся и теперь посмотри нижнюю

часть надписи." Чернявский, чувствуя подвох с моей стороны,

раздраженно бросил взгляд на знамя и сказал: " Что ты там ещё

нашёл? Сам читай и говори."

"Тут написано - йашасун данглик ва адолат- то есть -

да здравствует равенство и справедливость. Видишь ли,

слово "данглик" (равенство)- это чисто хорезмийский

диалект узбекского языка - в литературном оно передаётся

в форме "тенглик", так что весь текст мы должны рассматривать

именно в хорезмийском ключе, и так как сам объединяющий

литературный узбекский язык появился после 1924 года то

есть после появления новообразованной УзССР, то опять же всё

написанное на этом знамени мы должны рассматривать именно

через призму хорезмийского языка, а в хорезмийском языке

слово "пирлашингиз" никогда не употреблялся в значении

"обогащайтесь", да и смешно и наивно желать всем нищим

обогощаться, если, конечно, это не сделать с большой иронией

и сарказмом, но ещё раз повторяю, извини меня,

"пирлаш" по-хорезмийски обозначает только одно, извини,

"обосраться", есть ещё одно значение - "пир-пир" - это исходить

животом у младенца (понос), но это то же самое;


может быть, именно это и имелось в виду, ведь коммунизм в то

время был действительно в младенческом возрасте. Так что

в любом случае, Ростик,ты эту вещь не можешь ни продать,

ни обменять, ни похвастаться перед кем-нибудь - а то

пойдёшь тропою отца в Сибирь-матушку лес валить."

Зря, конечно, сказал про тропу его отца, так как после моей

тирады Чернявский вскочил, взял знамя, бросил на пол

и давай его топтать и весь багровый начал кричать:

"Кость ты белая! Причём тут мой отец?

Его Хрущёв реабилитировал! Порву нахрен это знамя --это дело

рук младохивинцев - твоих родичей. Сталин правильно делал,

что расстреливал их, надо было их ещё больше расстрелять!

И сейчас одни контры и везде одно жульё! И тебя надо к стенке

поставить! Ходишь тут - точки лишние находишь!"


Ещё что-то кричал Чернявский и пытался знамя порвать, но я

остановил его, взывая к его коллекционерским

чувствам и что он не фашист же в конце концов чтобы

уничтожать культурное наследие и тут же добавил, что я купил

не 2 штуки, а на всякий случай 4 штуки и поставил на стол ещё

2 бутылки портвейна нр 24- это было лучшее вино того времени!

Тогда Чернявский бросил знамя

к моим ногам и сказал, что он дарит его мне и чтобы я

свои крёбанные шелковки тоже у него не требовал бы и что

он со мной в расчёте и чтобы я куда-то ушёл подальше и на

глаза его больше и лучше не попадался бы. Так мы с ним

поссорились и целый год после этого не виделись.

Но потом, думая, чем чёрт не шутит, может, действительно

там ошибка случилась, я уже целенаправленно стал

искать такую же надпись на монетах, на бумажных деньгах,

на печатях, в-общкм на всём где она может быть.

И наконец-то, через 7 лет нашёл! И опять на знамени!

Только другого назората (министерства) - назората

Верховного Суда Республики! А первое было знаменем

назората Юстиции! Во как надо издеваться!


Ещё через некоторое время умер Чернявский - сердце

честного коммуниста не выдержало перестроечных перемен.

Перед этим он вызвал меня к себе и мы, как обычно выпили, и

за гласность тоже выпили, и сказал он тогда грустным голосом,

что пролетариат действительно обосрался, и что я теперь

спокойно могу продать свои знамёна, ничего и никого не

боясь. Чернявский был честным коммунистом, но с "правым

уклоном", и поэтому он не был в официальных рядах партии

и на его могиле не было больших номенклатурных коммунистов

т.е. тех, которых он называл ВОРАМИ В ЗАКОНЕ ибо они

находясь у власти и прикрываясь неприкосновенностью

депутатов воровали миллионами, а не те, которых поймали

и сидели в тюрьмах и в силу своих особенностях характера

и остроты ума были прозваны ВОРАМИ В ЗАКОНЕ в противовес

официальным ВОРАМ, которых Закон ЗАЩИЩАЛ!!!

На его могиле было только три алкаша - одного из них звали

"Маяковским",так как он когда выпьет,всегда читал Маяковского;

другого звали "Есениным", так как он, когда выпьет, всегда

читал только Есенина, а третьего звали "Долларом"

- про третьего не будем вдаваться.

Первый прочёл про "серпастый и молоткастый", как будто

чувствовал, что этот самый "серпастый и молоткастый"

вскоре тоже исчезнет навсегда;

второй прочёл про какую-то одинокую берёзку, не то серебром

покрытою- не то золотом, хотя он в жизни не видел

этой самой берёзки, а видел только каракумские пески,саксаул

и ящерицы вокруг; а третий алкаш тоже что-то

прочёл, кажется, хутбу про доллар и мировой капитализм...

P.S. Вставляю:

Вставка 1-

фото обоих знамён и отдельно фрагменты с тремя точками.

Вставка 2-

Шёлковые деньги Хорезма

Вставка 3-

Бумажные деньги Хорезма

Вставка 4-

Хорезмийский "пролетарий"!!!----

видеофрагмент с моим внуком, который наглядно объясняет

что такое делать "пр-пр" по-хорезмийски!

Вставка 5-

песню Ю.Алешковского "Товарищ Сталин" в исполнении

В.Высоцкого- так как эту песню любили слушать и Чернявский

и упомянутые мной "алкаши"-- "Маяковский" и "Есенин"- так как

они тоже вскоре отошли в мир иной- царствие им всем небесное!