Приказ об утверждении изменений в учетную политику. Инструкция: составляем приказ об утверждении учетной политики. Вводим порядок отражения событий после отчетной даты

Согласно с п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете №402-ФЗ, любой экономический объект должен самостоятельно формировать учетную политику. При этом должны учитываться федеральные и отраслевые нормы.

На сегодняшний день проекты некоторых стандартов еще не вступили в силу, поэтому, формируя учетную политику организации, в первую очередь нужно опираться на вышеупомянутый закон и Инструкции №157н и №183н к нему.

И хотя в теории учетная политика может использоваться в течении нескольких лет и не терпеть изменений, на практике это невозможно, в связи с ежегодными изменениями в Налоговом кодексе РФ. Все эти поправки необходимо внести в политику учета. Ее формированием чаще всего занимается главный бухгалтер предприятия, а утверждение производит непосредственно начальник.

Общие положения

Какой бы документ не утверждал учетную политику фирмы, он в обязательном порядке будет содержать раздел «Общие положения» .

Этот раздел включает в себя информацию об обязательствах и активах компании, а также перечень основных документов :

  1. Первичная отчетность . Как правило, она принимается на уровне государства соответствующими ведомствами.
  2. Образцы первичной документации . Они устанавливаются непосредственно фирмой, согласно нормам Федерального законодательства.

Несмотря на то, что при составлении учетной политики нужно быть досконально внимательным, не стоит вносить в документ излишнюю информацию. В обязательном порядке нужно указать способы проведения бухгалтерского и налогового учета, а вот от подробного описания методов учета можно воздержаться. Точно должны быть описаны все области учета и выбранные для них способы.

Изменение формата налогообложения

С 2014 года в НК РФ были внесены правки, в соответствии с которыми некоторые предприятия лишились права использовать упрощенный бухгалтерский и налоговый учет. Именно поэтому акционерные общества и предприятия с прибылью более 400 миллионов рублей и с активами свыше 60 миллионов должны быть готовы к регулярным аудиторским проверкам.

Переход от упрощенной формы налогообложения на основную необходимо зафиксировать в учетной политике компании на 2018 год. В тексте нужно сослаться на ПБУ от 2008 и 2010 годов. Все изменения должны быть описаны максимально подробно, иначе могут возникнуть проблемы в деятельности компании.

Начисление амортизации основных средств

С начала 2017 года в силу вошли изменения в правила начисления амортизации ОС. Изменения затронули Классификацию ОС. Поправки произведены Постановлением Правительства РФ №640 от 7 июля 2016 года.

Нововведения :

  • классификацию больше нельзя использовать для проведения бухучета;
  • принята обновленная редакция Классификации ОС.

Но, согласно Письму Министерства финансов от 6 октября 2016 года, сроки использования ОС, принятые предприятиями на момент действия прежней версии Классификации, изменению не подлежат.

Для налогообложения амортизируемого имущества также должна быть использована редакция Классификации, действовавшая на момент постановления имущества на налоговый контроль.

Для средств, поставленных на учет с 01.01.2017, используется обновленная редакция Классификации ОС.

На 2018 год сроки использования ОС определяются непосредственно предприятием в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01.

Как избавиться от убытков

В соответствии с законодательством, право на ведение упрощенного налогового и бухгалтерского учета дано предприятиям, подходящим под критерии, изложенные в пункте 4 статьи 6 Федерального законодательства. В частности к таковым относятся предприятия малого бизнеса. Критерии таких компаний обозначены в статье 4 ФЗ. Однако, если фирма должна проходить обязательные аудиторские проверки в соответствии с пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, то для нее невозможно применение упрощенного учета.

В основе упрощенного учета для микро-предприятий лежит использование различных методов оценки расходов компании, в отличии от основной формы, где расходы рассчитывались как сумма всех имевших место затрат.

Основным плюсом такого учета является возможность реально снизить налоговые расходы фирмы. Это достигается путем снижения указанной в декларации прибыли и расходов. Из отчетности исключаются резкие скачки расходов. Это позволяет снизить внимание налоговой инспекции к фирме.

Основными приемами , позволяющими снизить налоговые претензии, являются:

  • составление списка прямых и косвенных затрат;
  • распределение трат на спецодежду и производственный инвентарь.

Наиболее частым замечанием к учетной политике любой организации является отсутствие разделения ошибок по уровням существенности. В то же время, от того, насколько существенна ошибка, зависит очень многое. В случае, если в утвержденной отчетности допущена существенная ошибка, необходимо прибегнуть к ретроспективному пересчету. Это ликвидирует следы каких-либо недочетов.

Формирование резерва долгов

В 2018 году изменения здесь минимальны. Организация по-прежнему вправе самостоятельно принимать решение касательно создания резерва долгов. Изменения коснулись лимита резерва. Он составил 10 процентов от общей выручки за отчетный период или же за прошедший год. Выбирается больший показатель. Нормативы требуется своевременно обновлять.

Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

В соответствии с законодательством (№244-ФЗ от 03.07. 2016 года, действует с начала текущего года) предоставление услуг через интернет также попадает под налоговый контроль.

Место предоставления услуги указывается в соответствии с местом деятельности клиента. Список услуг содержится в ст. 174.2 НК РФ.

Поэтому российские продавцы больше не обязаны оплачивать НДС, ведь такие операции не подлежат налогообложению. Это ставит предприятие перед необходимостью вести раздельный учет НДС.

Правила проведения такого учета изложены в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ.

Стоит обратить внимание на так называемое «правило 5%». Его суть заключается в том, что если затраты на реализацию услуг за рубежом составляют менее 5% от общих расходов компании, она имеет право не осуществлять раздельный учет.

К закреплению в политике налогового учета требуется принять:

  • порядок производства учета НДС;
  • сведения об использовании «правила 5%».

Что нужно зафиксировать

Есть ряд аспектов, которые необходимо зафиксировать в учетной политике любой компании на 2018 год:

  1. Способ списания спецодежды и инвентаря . Постепенное списание расходов позволит уменьшить налоговые выплаты и будет абсолютно законным. Особенно рекомендуется данный метод компаниям, работающим в убыток.
  2. Резерв по сомнительной задолженности . Это еще один необходимый аспект политики учета на 2018 год.
  3. Перечень затрат – прямых и косвенных . Так как строгих требований в этом аспекте законом не предусмотрено, что именно считать таковыми затратами решает непосредственно бухгалтер. Чаще всего сюда приписывают материальные расходы, оплату труда и амортизацию средств.

Требования к внесению изменений в политику учета компании контролируются законодательством. Корректировки вносятся при:

  1. Обновлении требований к ведению учета.
  2. Изменении способа учета.
  3. Крупных изменениях в работе организации.

Вносить корректировки в процесс отчетности можно с начала подотчетного года. Это сделано для большей сопоставимости отчетов. Впрочем, при наличии веских причин, корректировки могут быть внесены и позднее.

ПБУ 1/2008 подробно разъясняет алгоритм изменения политики учета. Оформляется специальный приказ, который устанавливает необходимые поправки и утверждает их.

Таким образом, по состоянию на 2018 год, в учетную политику компаний придется внести ряд изменений . Это необходимо сделать во избежание проблем с налоговыми службами, для оптимизации расходов и процессов отчетности. При внесении изменений бухгалтерам стоит быть крайне внимательными – от правильности их действий зависит дальнейшая работа фирмы.

Примерный образец приказа об учетной политике организации с приложениями.

«ОБ У Ч Е Т Н О Й П О Л И Т И К Е н а 2 0 14г.»

г. Воронеж 31.12.2013

1 . Утвердить учетную политику организации в виде следующих Положений, являющихся неотъемлемой частью настоящего Приказа:

Положение № 1. «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год».

Положение № 2. «Об учетной политике для целей налогового учета на 2014год».

2. Отражение фактов хозяйственной деятельности производить с использованием принципа временной определенности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

3. Бухгалтерский учет в 2014 году вести с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.

4. Использовать в работе первичные учетные документы, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации, разработанных Госкомстатом РФ.

5. Ответственность за организацию работ по ведению учета, хранения и выдачи трудовых книжек и исполнительных листов возложить на директора.

6. Предусмотреть внесение изменений в учетную политику за 2011год в случае внесения изменений в законодательство РФ.

11. Предусмотреть возможность внесения уточнений в учетную политику организации на 2011 год в связи с появлением хозяйственных операций, отражение которых в бухгалтерском и налоговом учете предусмотрено несколькими методами, выбор которых возложен законодательством на организацию.

Директор ООО «Березка» __________________/Петров Ю.И. /

Положение № 1. «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014год»

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год по организации ООО «Березка»

Организация бухгалтерского учета

1. Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г., 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.)
  • Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций» (с изменениями от 1 марта 2009 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля, 18 декабря 2012 г.), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. N 106н;
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. N 94н (в редакции от 18 сентября 2006 г.).
  • Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 года N 66н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с изменениями.

2. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется руководителем.

3. Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в 2014 г. с использованием программного обеспечения «1С:Предприятие».

4. При отражении финансово-хозяйственных операций организации использовать типовой план счетов, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н.

5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах устанавливается приказом по организации.

Методика ведения бухгалтерского учета в организации

Раздел 1 Учет основных средств

Организовать учет наличия и движения основных средств организации в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994г. № 359.

1.1. Установить лимит стоимости объектов основных средств, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, в размере 40 000 рублей. Объекты основных средств, стоимостью не более 40 000,00 руб. учитывать в составе материально-производственных запасов на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

Объекты основных средств со стоимостью не более установленного лимита за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

1.2. Стоимость основных средств погашать путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливать, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

1.3. Начисление амортизации объектов основных средств производить независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде линейным способом в соответствии с группами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. N 1, ежемесячно. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производить в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

1.4. В случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей объекта основных средств в результате произведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривать срок полезного использования по этому объекту.

1.5. Если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств принимается решение об увеличении его первоначальной стоимости, то такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.

1.6. Переоценку основных средств не производить.

1.7. Затраты на ремонт основных средств учитывать по фактически произведенным затратам.

Раздел 2 Учет материально-производственных запасов

Организовать надлежащий учет и оценку материально-производственных запасов. При организации учета руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов.

2.1. Приобретенные материалы принимать к учету по фактической себестоимости.

2.2. Установить способ списания материалов по средней себестоимости.

2.3. Материально-производственные запасы, приобретаемые для реализации и сбыта, а также для собственного потребления, учитываются по фактической себестоимости без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» непосредственно на счете 10 «Материалы».

Раздел 3 Кассовая дисциплина

3.1. Оформлять движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998г. № 88 (в редакции от 03.05.2000г.):

КО-1 «Приходный кассовый ордер»

КО-2 «Расходный кассовый ордер»

КО-4 «Кассовая книга»

3.2. Обеспечить контроль за расчетами наличными денежными средствами с юридическими лицами не более 100000 руб. по одному договору.

При этом под хозяйственной сделкой подразумевается один договор, заключенный между юридическими лицами. Данное положение распространяется на один договор, независимо от периода его действия, в том числе на договора, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате их отдельных этапов.

3.3. Сформировать список сотрудников, которым производится выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды и утвердить его приказом.

3.4. Деньги под отчет выдаются на основании письменного заявления работника организации. Срок на который выдаются денежные средства на хозяйственные нужды определяется руководителем в зависимости от ситуации и визируется на заявлении сотрудника о выдаче денег под отчет. При возвращении из командировки сотрудники отчитываются в 3-х дневный срок со дня возвращения из командировки, предъявив в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах для произведения окончательного расчета по ним.

Суточные определяются в размере 700 руб. внутри страны и 2500 руб. для зарубежных командировок. При командировке в Москву и Санкт-Петербург суточные определяются в размере 2000 руб.

Раздел 4 Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг).

4.1. В целях управления затратами и формирования себестоимости продукции организовать синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности. При организации руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».

4.2 Все расходы не связанные с осуществлением обычных видов деятельности учитывать в составе прочих расходов на счете 91.02.

4.3. Общехозяйственные расходы формировать на счете 26 и ежеквартально списывать в дебет счета 20.

Раздел 5 Учет расходов по кредитам и займам

5.1 Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

Раздел 6 Резервы

6.1. Резерв по сомнительным долгам не создавать.

6.2 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей не создавать.

6.3. Резервов на ремонт основных средств не создавать.

Раздел 7 Учет отдельных видов доходов и расходов

7.1. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе в периоде, когда они были произведены. Отнести к их числу:

— расходы по лицензированию;

— расходы на подписку на периодические печатные издания;

— общехозяйственные расходы при отсутствии выручки;

— расходы по использованию лицензий на программное обеспечение;

Раздел 8 Учет дебиторской задолженности

8.1. Просроченную дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной.

Просроченную дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки. Списание производить за счет хозяйственных результатов.

8.2. Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную не производится.

Раздел 9. Бухгалтерский учет ведется в электронном виде и при необходимости распечатывается.

Положение № 2. Об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год

Об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год по организации ООО «Березка»

Раздел 1. Общие положения

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в настоящем Положении по учетной политике для целей налогообложения, и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Настоящее Положение определяет следующие требования к ведению налогового учета:

1.1. Установить организацию, форму и способы ведения налогового учета на основании действующих нормативных документов:

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая); Законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1.2. Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение налогового учета в 2014г. с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие».

Раздел 2. Налог на добавленную стоимость

2.1 Нумерация счетов фактур осуществляется в соответствии с датами подписания или переподписания актов выполненных работ и может иметь нарушенный порядок; внутри года не допускается иметь пропущенные номера.

Раздел 3. Налог на прибыль

3.1. Информацию о расчетах по налогу на прибыль раскрывать только в налоговом учете (без использования ПБУ 18/02).

3.2. Утвердить формы аналитических регистров налогового учета для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, разработанные в программе «1С: Предприятие» на базе Информационного сообщения МНС РФ от 19 декабря 2001г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ (Регистры налогового учета)».

Установить, что аналитические регистры налогового учета должны накапливать учетную информацию за квартал.

3.3. Установить, что налоговый учет ведется в электронном виде и при необходимости распечатывается на бумажных носителях.

3.4. Определить в качестве момента признания доходов и расходов метод начислений.

3.5. Перечень прямых расходов для целей исчисления налога на прибыль:

расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве работ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве работ.

3.6. Расходы не указанные в п.3.5, за исключением внереализационных расходов, определяемые в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для строительных организаций п.3.7.Расчет незавершенного производства и суммы прямых расходов, относимых на расходы отчетного периода осуществляются следующим образом:

Сумма прямых расходов распределяется на объем готовой продукции с учетом объема незавершенного производства пропорционально доле суммы прямых затрат на материалы определенных в соответствии со справками КС2 в общей сумме прямых затрат на приобретенные и запущенные в производство материалы.

Доходы и расходы, связанные с выполнением работ субподрядными организациями не участвуют в расчете незавершенного производства

Доходы и расходы, связанные с выполнением работ субподрядными организациями, признаются единовременно в момент подписания акта приемки выполненных работ.

3.7.Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль(организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей) осуществляется в размере 1/3 квартального авансового платежа.

3.8. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

3.9. Установить, что нормируемые расходы включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, по максимальным нормативам, установленным НК РФ.

3.10.Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в той части, которая составляет до 4% включительно от расходов организации на оплату труда.

3.11. Расходы на рекламу полностью включаются в затраты — в части ненормируемых сумм. Нормируемые расходы на рекламу включаются в затраты в той части, которая составляет до 1% включительно выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

3.12. Расчет предельно допустимых размеров норматива производится нарастающим итогом в течение отчетного года.

3.13. Установить, что организация в части расходов, связанных с производством и реализацией, а также в части внереализационных расходов резервы не создает.

3.14 Списание ГСМ производится по нормативам увержденным в организации в соответствии с Приказом руководителя.

3.15.Проценты по долговым обязательствам признаются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии со ст.269 НК РФ.

Учет амортизируемого имущества

3.16. Признавать амортизируемым имуществом имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000,00 руб.

3.17. Имущество стоимостью менее 40 000,00 руб. учитывать в числе материальных расходов и списывать на затраты в порядке предусмотренном для косвенных расходов (единовременно).

3.18. Если по результатам модернизации стоимость имущества превысит 40 000,00 руб. и срок полезного использования будет выше 12 месяцев, то такое имущество признавать амортизируемым, определять по нему срок полезного использования, норму амортизации и размер амортизационных отчислений. Стоимость объекта, признанную в составе материальных расходов на момент ввода объекта в эксплуатацию, не восстанавливать. Начисление амортизации производить только на величину модернизации.

3.19. Утвердить для целей налогообложения прибыли линейный метод начисления амортизации.

3.20. При приобретении имущества бывшего в эксплуатации определять норму амортизации по этому имуществу исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации этого объекта предыдущими собственниками.

3.21. Срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

3.21. Увеличение срока полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию осуществляется в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

3.22. Амортизационную премию не применять.

3.23. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов использовать метод оценки по средней стоимости.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику по УСН с 1 августа 2016 года

Известно, что с 20.06.2016г. были изменены некоторые правила ведения бухгалтерского учета малого бизнеса. По этой причине необходимо внести изменения и в учетную политику. С образцом приказа относительно внесения изменений можно ознакомиться на нашем сайте

Список изменений в учетной политике

Организации, которые находятся на «упрощенке», после внесения изменений могут сблизить бухгалтерский учет и налоговый. Стоит отметить, что Министерством финансов России были внесены изменения в некоторые положения по бухучету (приказ №64н от 16.05.2016г.). Согласно ним материалы в ведении бухучета не требуют последующего списания после покупки. Также ждать, пока ценности будут переданы в производство, не придется. Аналогичный порядок является действующим и в налоговом учете при УСН.

Перейти на обновленные правила можно уже сегодня, так как приказ №64н вступил в силу 20.06.2016г.

Еще одно изменение коснулось амортизации по основным средствам, а именно метода ее начисления. Теперь ее можно начислять только один раз в год – 31.12, а не каждый месяц, как это было ранее. Также подверглись изменениям правила списания нематериальных активов.

Краткий список всех изменений:

  1. Списание материалов теперь доступно в день их покупки.
  2. Товары можно учитывать по аналогичным правилам учета материалов.
  3. Амортизация основных средств проводится один раз в год.
  4. Нематериальные активы могут быть вовсе не учтены.

Когда следует внести изменения в учетную политику?

Внесенные поправки к ПБУ 5/01 действительны с 20.06.2016г., поэтому вносить изменения в учетную политику можно в середине года (об этом гласит пункт 14 ПБУ 1/2008 под названием «Учетная политика организации»). Соответственно, перейти на упрощенное ведение бухучета можно по желанию с любого числа (к примеру, с 1 августа или с начала следующего года).

Для перехода необходимо составить приказ о внесенных изменениях в ведении учетной политики, прописать в данном документе способ определения стоимости материалов.

Ниже представлен пример формулировки: «Образец изменений по бухгалтерскому учету с 1.08.2016г.».

После подписания изменений, следует определить стоимость поступивших материалов уже по новым правилам. А что касается стоимости оприходованных ранее материалов, то ее менять не стоит (об этом гласит пункт 12 ПБУ 5/01).

Быстрый способ внесения изменений в учетную политику

Как известно, учетная политика для каждой компании делается конкретная, а потому необходимо выбирать способ ведения учета в тех или иных ситуациях под определенный бизнес.

К примеру, Налоговым кодексом предусмотрено несколько способов оценки приобретенного сырья/материалов. Нужно определиться с тем, какой именно будет использоваться в той или иной компании/организации, в противном случае ведение достоверного учета будет невыполнимой задачей.

Также в некоторых ситуациях правила ведения налогового учета и вовсе не прописаны. Тогда раздельный учет при сочетании видов деятельности требует самостоятельной разработки, иначе не будет возможности обосновать те или иные расчеты налоговикам. Соответственно, у них появится повод дл начисления налогов, штрафов, пени. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в наличии учетной политики должна быть заинтересована, прежде всего, сама организация/компания, а уже потом налоговики.

Приказ о внесении изменений в учетную политику

Приказ о внесении изменений в учетную политику – документальный толчок для редактирования одного из основных нормативных положений компании.

Что такое учетная политика

Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

После утверждения она обязательна к исполнению.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании - это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Учетная политика на 2014-2015 год: образцы и изменения

Учетная политика организации представлена в форме документации, выполняющей функции бухгалтерского учета и налогообложения.

Что представляет собой учетная политика

Учетная политика устанавливается в соответствии с ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия». Среди способов осуществления бухгалтерского учета, которые выступают ядром учетной политики, можно выделить такие как:

  • — первичное наблюдение;
  • — стоимостное измерение;
  • — текущая группировка;
  • — итоговое обобщение фактов.

Форма документа

Оформление бухгалтерской документации необходимо производить по нормам, установленным налоговыми и иными органами, производящими контроль в данной сфере деятельности юридических лиц.

Документация, содержащая сведения об учетной политике юридического лица, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • — полнота отражения сведений учета деятельности организации;
  • — своевременность фиксации фактических данных;
  • — прозрачность данных, нельзя допускать наличия скрытых резервов;
  • — сведения не должны быть противоречивыми;
  • — ведение бухучета должно быть рациональным в условиях конкретного предприятия.

Структура учетной политики

Политика может быть направлена на цели бухгалтерского учета или налогообложения. Элементы учетной политикой предприятия, которая касается бухгалтерских расчетов, выглядят следующим образом:

  1. средства учетной политики;
  2. материально-производственные ресурсы;
  3. нематериальные активы предприятия;
  4. методика учета;
  5. расходы компании;
  6. проценты по кредитам;
  7. события после отчетной даты;
  8. бланки отчетности.

Учетная политика для целей налогообложения состоит из:

  1. суммы налогов на прибыль юридического лица;
  2. размера НДС;
  3. стоимости страховых взносов.

Учетная политика в 2014 году

Механизм утверждения учетной политики в 2014 году осуществляется посредством приказа руководителя юридического лица. Следует помнить, что политика закрепляется на год вперед. Так, например, в конце 2013 года утверждают образец учетной политики предприятия на год, следующий за 2013-м. Таким образом, проект учетной политики вступит в силу в начале 2014 года.

Изменение учетной политики

Порой возникают ситуации, когда руководителю необходимо внести в документ некоторые изменения. Эта процедура возможна при наличии таких обстоятельств как:

  • внесение значительных изменений в российское законодательство по бухучету;
  • изменение условий хозяйствования предприятия;
  • появление новых способов ведения бухучета юридического лица.

Учетная политика на 2015 год

После окончания текущего 2014 года ожидается внесение некоторых поправок в содержание документов по бухгалтерским расчетам и налогообложению предприятия. Нововведения будут касаться вопросов изменения механизмов расчета налога на имущество. Учетная политика на 2015 год не допускает применения повышающих коэффициентов амортизации, которые ранее могли присутствовать при расчетах налоговых сумм.

Учетная политика (УП) необходима бюджетной организации для того, чтобы закрепить те способы учета, которые она применяет на практике. В этом случае при проверке налоговики должны руководствоваться этим документом, а также теми способами, которые выбрала и утвердила сама бюджетная организация. Создает его сотрудник, который несет ответственность за учет, а утверждает ее руководитель.

Форма приказа

Документ необходимо утвердить приказом руководителя (п. 4 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). Четких правил о форме и содержании такого распоряжения не установлено, поэтому можно использовать стандартную структуру и форму.

Укажите заголовок, включите поясняющую и распорядительные части и подпись руководителя.

Положения по учету можно оформить непосредственной частью акта, а можно вынести в отдельное приложение к тому документу, который утверждаете.

Дата распоряжения

Приказом об учетной политике руководитель определяет дату, с которойэтот документ вступает в силу, а также утверждает ее.

У нового предприятия есть 90 дней для того чтобы сформировать и закрепить УП (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Но может и потребоваться утвердить уже существующую после внесения в нее изменений. Такой процесс может инициировать сама организация, например, в результате изменений какого-либо способа учета. В этом случае, измененная версия вступит в силу с 1 января следующего года. Но изменения не всегда зависять от желаний и нужд бюджетной организации, их могут инициировать законодатели, опубликовав новый нормативно-правовой акт или внеся изменения в существующий. Если новые положения напрямую затрагивают деятельность бюджетного предприятия, необходимо оформить изменения. В этом случае приказ о внесении изменений в учетную политику утвердите с даты вступления новых норм закона.

Эти даты установлены в целях бухгалтерского учета. И хотя в налоговом кодексе о датах утверждения документа нет четкой информации, законом сроки не установлены, следует сформировать и утвердить УП как можно быстрее.

Важно! Законодательство не обязывает создавать два отдельных документа по бухгалтерскому и налоговому учету, но способы учета при этом можно объединить.

Образец заполнения

Составим распоряжение по шагам.

Шаг 1

В шапке документа кажите наименование и реквизиты бюджетной организации.

Шаг 2

Впишите название акта, укажите его номер, место составления и дату.

Шаг 3

Если распоряжение утверждает создание новой учетной политики, отразите эту информацию, а также приведите полное имя и должность конкретного сотрудника предприятия, который будет контролировать исполнение.

Если вносятся изменения, помимо новых пунктов, укажите причину, дату, с которой эти нововведения вступят в силу, а также имя и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение распоряжения. В одной из статей мы приводили актуальный образец приказа о дополнении учетной политики.

Шаг 4

Подписать акт должен руководитель бюджетной организации. Затем требуется ознакомить с распоряжением работника, которые отвечает за исполнение.

Изменение учетной политики должно вводиться по особым алгоритмам и с учетом определенных ограничений. Как правильно внести изменения в учетную политику компании? На какие нормативные акты опираться? О тонкостях этой процедуры узнайте из нашего материала.

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Пример

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.2017 № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств — линейный. По решению руководства, принятому в октябре 2018 года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

  • в учетную политику изменения вводятся с 01.01.2019 — такое правило установлено в ст. 313 НК РФ для изменений, вносимых налогоплательщиком не в связи с изменением законодательства, а по причине принятия решения самим налогоплательщиком;
  • введение нового «амортизационного» способа производится путем издания приказа, подписанного генеральным директором ООО «Мир»;
  • в качестве предварительных мероприятий по подготовке к переходу на новый учетный способ произведены расчеты суммарных балансов по каждой амортизационной группе, разработаны регистры учета начисленной амортизации, а также определен срок применения указанного способа с учетом установленных НК РФ ограничений.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику вы можете увидеть на нашем сайте.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

А теперь перейдем к анализу «мифов и легенд».

Учетную политику организации надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, «полуправда». Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление № 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою . Если в ней нет отсылки на постановление № 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат страховых взносов и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ.

Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Учетная политика – железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.

Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу «все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков». Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.

Обратите внимание

Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Например, сейчас есть некая «спорность» вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.

При этом судьи хором говорят – не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.

В частности, не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают – компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политики что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.

Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № А40-17925/13).

Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н.

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т. д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

С 1 января 2019 года государственные (муниципальные) учреждения будут применять ФСБУ «Учетная политика». Разъяснения по использованию данного стандарта приведены в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. О нормах этого документа поговорим в предложенном материале.

Целью разработки ФСБУ «Учетная политика» является обеспечение единства системы требований:

    к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

    к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская отчетность).

Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением).

Документы, используемые при формировании учетной политики

В пункте 4 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480 приведено определение понятия учетной политики, согласно которому учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя , отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций. При формировании учетной политики субъект учета руководствуется:

    законодательством РФ;

    ФСБУ «Учетная политика»;

    иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя .

Установление требования о соответствии положений учетной политики учреждения положениям учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на наш взгляд, свидетельствует о том, что составленную учетную политику необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, во избежание противоречий и несостыковок. Схожие положения учетной политики как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, так и всех его подведомственных учреждений приводят к единообразию бюджетного учета активов и обязательств РФ, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Тем самым достигаются цели разработки ФСБУ «Учетная политика».

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Состав положений документов учетной политики

При формировании учетной политики важно, чтобы она соответствовала требованиям нормативных актов, в частности, п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 ФСБУ «Учетная политика». В этих пунктах установлен обязательный состав положений документов учетной политики. Отметим, что информация, приведенная в вышеназванных пунктах, схожа. В них, в частности, сказано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) рабочий , содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, других документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным ФСБУ «Концептуальные основы».

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

    при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

    на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

    основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

    очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

    текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является , формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Случаи изменения учетной политики

ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а также случаи, которые не расцениваются в качестве изменения учетной политики. Не все содержащиеся в данном стандарте случаи понятны для применения. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 на примерах рассмотрены особенности использования таких случаев. Итак, изменение учетной политики возможно:

1) когда изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, когда повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) если существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Пример 5.

Ранее учреждение применяло метод учета материальных запасов по средней фактической стоимости, а со следующего года оно будет применять метод их учета по фактической стоимости каждой единицы.

Изменение метода учета материальных запасов является изменением учетной политики.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считаются:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни , которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни , имевших место ранее . В частности, не будут признаны изменением учетной политики:

а) установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

    операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации зарплатных проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

    операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

    объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые .

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Пример 6.

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В завершение предлагаем в форме схемы отразить основные рассмотренные моменты.