План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.

Определение и разновидности

Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:

  • соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
  • соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.

Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.

Критерий Разновидность Что проверяют Кого проверяют
Место проведения

Объем проверки

Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении Проводятся в отношении ИП и юрлиц
Выездная Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д.
Способ организации Плановая Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры
Внеплановая Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д.

Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.

Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).

А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.

Плановая проверка может быть выездной или документарной. В плане проверок обязательно указывают место их проведения и некоторые другие нюансы.

Ограничения на плановые ревизии в 2017 году

Еще 13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 246-ФЗ, согласно которому в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 действуют ограничения в отношении плановых проверок малого бизнеса. Правда, они не распространяются на следующие категории фирм и ИП (в сводный план проверок на 2017 год всё равно не попадают):

  • занимаются рисковыми видами деятельности (перечень составляет Правительство РФ);
  • подвергнутые административному наказанию за серьезные нарушения, либо оставшиеся без лицензии (если такое решение было принято не больше 3-х лет назад).

Остальные же категории хозяйствующих субъектов могут быть вообще не включены в план проверок юридических лиц на 2017 год. В крайнем случае необходимо составить письменное заявление об исключении вас из списков.

Также с 01.07.2016 должностные лица, проводящие проверку в отношении ИП и юрлиц, не могут запрашивать следующие документы и сведения:

  • разрешительные документы на проведение строительства;
  • из реестра нотариусов и лиц, получивших квалификацию в результате сдачи соответствующего экзамена;
  • из реестра федерального имущества;
  • из ЕГРП;
  • из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (в зависимости от статуса);
  • из реестра официально зарегистрированных СМИ;
  • из бухгалтерской (финансовой) отчётности;
  • из реестра лиц, получивших аккредитацию;
  • из ЕГРН;
  • сведения относительно выдачи вида на жительство лицам, не имеющим гражданства или имеющим гражданство другого государства;
  • регистрационные сведения о месте проживания или регистрации российских граждан.

Запрет на сбор такой информации был введен распоряжением Правительства РФ № 724-р, принятого 19 апреля 2016 года.

Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.

Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:

  • сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
  • работникам задерживают зарплату;
  • несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.

Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.

Когда организацию включают в план будущих проверок

Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».

Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.

Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:

  • регистрации субъекта;
  • окончания предыдущей плановой ревизии;
  • начала работы фирмы, ИП.

При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:

  • внеплановой ревизии;
  • плановой проверке, но с другими основаниями проведения.

А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.

Как должны проводить проверку

Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.

Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.

По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.

По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.

Проверки, не включенные в план

Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.

Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Кому ждать выездную
налоговую проверку в 2017 году?

Риск налоговой проверки возможно минимизировать: не осуществлять взаимодействие с фирмами-«однодневками», посредниками без экономической выгоды. Но полностью исключить ее возможность нельзя.

Традиционно в зону риска входят те налогоплательщики, которые ведут бизнес с высоким риском. Такие риски установлены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012):

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и(или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и(или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Выездная проверка заканчивается составлением справки. После этого инспекторы снимут организацию с учета по месту нахождения закрываемого филиала (представительства) или иного обособленного подразделения.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т. д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.n alog.ru).

В отношении представления пояснений следует обратить внимание на поправки, которые были приняты в 2016 году. Если при камеральной проверке налоговый орган запросит пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направлять их можно будет только в электронной форме по ТКС. Формат установит ФНС. Пояснения на бумажном носителе не будут считаться представленными. Следовательно, если налогоплательщик представит пояснения по почте, они не будут считаться полученными, и налоговый орган может назначить выездную налоговую проверку.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщик в течение десяти дней с момента истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля имеет право представить свои письменные возражения на результаты этих мероприятий.

Есть также признаки, на которые обращают особое внимание налоговые органы во время работы компании:

1. Компания активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем стоимость товаров, либо отчетность не представляется.

2. Компания предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.

3. Компания часто «теряет» первичные документы. При этом «потерянные» документы долго или вообще не восстанавливаются.

4. Неритмичный характер бизнеса компании.

5. Компания проводит единичные непрофильные операции.

6. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).

7. Компания применяет нерыночные цены или же цены сильно колеблются.

8. Отсутствие экономической целесообразности операции.

9. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.).

10. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.

11. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности компании.

12. Сумма реализации по данным декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.

13. Компания представляет нулевую отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.

Таким образом, для того чтобы избежать налоговой проверки, целесообразно исключить критерии налогового риска.

Кто определяет критерии налогового риска?

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках с 2017 года?

1. В 2017 году администрирование страховых взносов входит в сферу регулирования налоговых органов. Однако они будут проверять те взносы, которые начисляются с 2017 года.

Налоговые органы будут проводить:

  • камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
  • камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
  • выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (Информация ФСС РФ).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

2. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним будут меньше НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов.

3. В 2017 году инспекторы в рамках одной выездной налоговой проверки смогут осуществить проверку всех видов фискальных платежей, установленных НК РФ (включая страховые взносы), и, соответственно, сделать доначисления по ним.

4. С 01 июля 2016 года инспектор неправомочен запросить документы, которые он может получить от других государственных структур.

5. С 2017 года налоговый орган будет также проверять иностранные интернет-компании, которые осуществляют услуги для юридических и физических лиц. Такие компании должны будут встать на налоговый учет и подавать декларации, а следовательно, налоговый орган сможет проводить выездные и камеральные проверки.

Что ищут налоговики?

Традиционно налоговые органы проверяют сделки налогоплательщика на предмет получения необоснованной налоговой выгоды.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Приведем схему необоснованной налоговой выгоды.

Полученная необоснованная налоговая выгода

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ФНС ожидаемо будут стараться выявить возможные факты недобросовестности сторон сделки и, выявив такие факты, контролировать цены и определять размер полученной налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Налоговые органы могут выявить отсутствие реально оказанных услуг и выполненных работ. В качестве примера можно назвать Определение Верховного суда РФ от 10.10.2016 № 309-КГ16-10785 . В данном решении суд установил, что отношения со спорными контрагентами использовались заявителем лишь в качестве дополнительных звеньев последовательности действий, целью которых являлось получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС и принятия расходов по налогу на прибыль. Доказательств фактического оказания услуг, выполнения работ данными контрагентами не подтверждено ни документами, ни контрольными мероприятиями. Еще один пример необоснованной налоговой выгоды нашел отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2016 № Ф02-4850/2016 . Суд установил, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения, а согласованные действия общества и его контрагентов направлены на получение необоснованной налоговой выгоды; а кроме того, невыполнение предложения не влечет правовых последствий для общества, так как не содержит властных распорядительных, обязательных указаний.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Низкая рентабельность как риск проверки – вообще не стопроцентное свидетельство нечистых помыслов руководителей компании. Она может быть обусловлена, к примеру, маркетинговой политикой.

В рамках необоснованной налоговой выгоды ИФНС проверяет взаимоотношения с фирмами-«однодневками». Доказывают связи с фирмами-«однодневками» по наличию признаков рисков, которые установлены в концепции выездных налоговых проверок.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016 № 09АП-2367/2016 суд пришел к выводу о наличии связей с фирмами-«однодневками». Согласно банковской выписке по расчетным счетам ООО «Примера» установлено, что ООО «Примера» производило перечисление за транспортные услуги в адрес организаций, имеющих признаки фирм-«однодневок» (отсутствует трудовой персонал, руководители являются «массовыми»), а именно: ООО «Простор», ООО «Эксполайн», ООО «Дорис». От УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве налоговым органом получены объяснения генерального директора ООО «Инвестпроект» С. В. Клюевой, которая сообщила о непричастности к деятельности ООО «Инвестпроект», данная организация ей не знакома, в период 2010–2012 гг. она работала в магазине «Перекресток» продавцом, также указала, что в 2008 году потеряла паспорт. По данному поводу она писала заявление в органы внутренних дел. Спустя некоторое время паспорт обнаружила в почтовом ящике. Также С. В. Клюева пояснила, что никогда от имени юридических лиц никакой деятельности не вела.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Немаловажным критерием для определения целесообразности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок является рентабельность. Понятно, что чем выше этот показатель рентабельности, тем эффективнее деятельность организации. Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. Существенным отклонением в сторону уменьшения считается 10% от среднеотраслевого значения.

Аналогичная связь с фирмами-«однодневками» была выявлена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 № 09АП-5428/14 . Налоговый орган указывает, что налогоплательщик и ЗАО «УК ЖКХ Монолит» являются взаимозависимыми лицами, а схема взаимоотношений между ними построена с целью получения необоснованной налоговой выгоды и вывода денежных средств через фирмы-«однодневки». При этом указываются всего лишь два основания для признания налогоплательщика взаимозависимым с его контрагентом: налогоплательщик, по мнению заинтересованного лица, находится в подчинении ГУ «ИС района Новокосино», руководителем которого являлся Дукман Владимир Андреевич, владеющий 36% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит», и сотрудники ДЕЗ Абдикеева Елена Александровна и Ломакина Татьяна Степановна, владели долями по 5% акций ЗАО «УК ЖКХ Монолит».

Кроме того, на практике налоговые органы ищут возможности доначисления налогов расчетным путем. Это возможно, если, например, налогоплательщик не представит документы для проведения налогового контроля. В определении Верховного суда РФ от 25.01.2016 № 302-КГ15-17939 суд отказал в оспаривании решения ИФНС. Общество с ограниченной ответственностью «ВостСибНефть» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения инспекции в отношении доначисления налога на прибыль организаций в сумме 1 438 350 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 50 551 506 руб., начисления пеней по указанным налогам в общей сумме 16 787 759 руб. 28 коп., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса в виде штрафа в общей сумме 4 288 131 руб. 93 коп. Точку поставил Верховный суд, указав на вину самого заявителя, не представившего первичных и иных документов для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Следовательно, по мнению суда, доначисление налогов правомерно.

Таким образом, очень часто налоговый орган ищет именно необоснованную налоговую выгоду. Доказательства могут быть различны:

  • сделки с взаимозависимыми лицами;
  • отсутствие документов;
  • регистрация по адресу массовой регистрации, массовый учредитель и генеральный директор;
  • работа с фирмами-«однодневками», не расположенными по юридическому адресу, и др.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Что до среднеотраслевых нагрузки и рентабельности, то, по сути, эти критерии представляют собой кокетливый фиговый лист, прикрывающий... Что именно, можно узнать, ознакомившись с перепиской участников раздела выездных проверок форума работников налоговых органов, где они в непринужденной неофициальной атмосфере и не особо стесняясь в выражениях, обсуждают свою тяжкую долю.

Мораторий на проверки – прошел один год

В 2015 году активно обсуждалась тема установления моратория на проверки. Многие ожидали именно послаблений в части налоговых проверок. Но сегодня видно, что эти ожидания не оправдались.

Во-первых, мораторий на проверки не коснулся в целом именно налоговых проверок. А судебная практика говорит о том, что проверки компаний ведутся и компаниям и предпринимателям доначисляются налоги и сборы.

Во-вторых, многие субъекты малого предпринимательства просто боятся использовать механизм моратория. Дело в том, что необходимо написать заявление об исключении из проверок, то есть мораторий не действует автоматически. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении них, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации. И многие компании и предприниматели опасаются именно того, что это вызовет дополнительные вопросы у проверяющих. Поскольку автоматического исключения субъектов малого предпринимательства из плана проверок не происходит, то многие компании и предприниматели не знают, каким образом применять данный механизм и как снизить риски налоговых проверок.

В-третьих, мораторий на плановые проверки не получил распространение в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.

В этой связи многие компании и предприниматели не почувствовали на себе действие моратория, не поняли, что они больше защищены со стороны государства и могут спокойно пережить кризисные явления в экономике.

В заключение нужно отметить, что риски налоговых проверок в 2017 году не снизятся. Также необходимо быть готовыми к изменениям, самостоятельно проводить контроль и проверку контрагентов, с которыми заключаются договоры. Какие еще можно дать рекомендации? Необходимо более тщательно проверять контрагентов, а также отслеживать «громкие дела» на предмет оценки налоговых рисков.

Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.

Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения

ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.

Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.

Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.

Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.

Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.

Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.

В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.

Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.

Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).

Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.

Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок

В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.

О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.

Взыскание долгов по налогам в 2017 году

Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.

По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.

Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.

И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.

Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»

Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году

Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.

Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).

Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.

Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы

Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ Средняя цена камералки (руб.) Средняя цена выездной проверки (руб.)
Центральный федеральный округ
г. Москва 126 200 41 611 200
Белгородская область 13 500 5 034 600
Брянская область 22 800 4 595 900
Владимирская область 40 400 25 264 700
Воронежская область 10 800 3 919 200
Ивановская область 12 000 5 363 500
Калужская область 46 100 12 161 200
Костромская область 24 100 4 339 600
Курская область 19 800 36 942 800
Липецкая область 18 800 9 204 700
Московская область 49 700 9 018 200
Орловская область 15 500 5 450 100
Рязанская область 16 400 9 041 200
Смоленская область 17 500 4 409 900
Тамбовская область 30 600 3 768 100
Тверская область 15 300 6 316 700
Тульская область 26 700 10 012 100
Ярославская область 18 000 14 806 300
Северо-Западный федеральный округ
г. Санкт-Петербург 12 800 71 828 700
Республика Карелия 12 300 3 644 700
Республика Коми 19 400 21 656 200
Архангельская область и Ненецкий автономный округ 19 400 20 665 100
Вологодская область 29 000 9 561 400
Калининградская область 64 700 27 580 100
Ленинградская область 45 400 17 811 200
Мурманская область 21 200 22 383 400
Новгородская область 18 700 5 006 300
Псковская область 18 300 10 354 300
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 19 600 5 386 300
Республика Ингушетия 31 800 5 345 200
Кабардино-Балкарская Республика 4 940 300 40 115 900
Карачаево-Черкесская Республика 13 600 1 879 300
Республика Северная Осетия-Алания 83 900 3 570 200
Чеченская Республика 7 700 3 068 800
Ставропольский край 66 800 11 583 400
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 46 900 4 450 200
Республика Калмыкия 10 700 2 691 300
Республика Крым 32 900 6 247 300
Краснодарский край 25 200 4 985 600
Астраханская область 10 400 5 559 200
Волгоградская область 25 900 11 235 300
Ростовская область 46 100 8 940 300
г. Севастополь 13 100 9 356 800
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 31 600 5 224 000
Республика Марий-Эл 8 600 7 135 800
Республика Мордовия 14 000 5 044 000
Республика Татарстан 32 900 6 304 100
Удмуртская Республика 39 600 6 724 500
Чувашская Республика 22 900 6 433 100
Кировская область 15 700 9 985 000
Нижегородская область 32 300 13 310 800
Оренбургская область 11 200 8 167 700
Пензенская область 23 200 5 230 900
Пермский край 23 100 9 594 900
Самарская область 33 900 5 787 800
Саратовская область 11 800 4 490 200
Ульяновская область 11 000 8 698 000
Уральский федеральный округ
Курганская область 13 800 3 426 300
Свердловская область 23 700 7 234 200
Тюменская область 23 600 10 253 000
Челябинская область 12 000 11 825 300
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 18 700 14 251 500
Ямало-Ненецкий автономный округ 44 000 12 258 000
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 12 371 300
Республика Бурятия 21 000 8 475 400
Республика Тыва 11 600 3 139 000
Республика Хакасия 7100 4 582 100
Алтайский край 17 600 4 866 900
Красноярский край 7000 6 736 900
Иркутская область 14 100 10 191 100
Кемеровская область 42 400 13 941 900
Новосибирская область 14 700 10 620 400
Омская область 14 400 6 600 500
Томская область 11 600 11 628 500
Забайкальский край 18 900 6 042 700
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 14 900 6 355 900
Приморский край 11 000 7 062 600
Хабаровский край 75 400 21 776 100
Амурская область 35 400 9 512 500
Камчатский край 13 100 10 332 800
Магаданская область 12 400 6 690 200
Сахалинская область 7100 84 627 500
Еврейская автономная область 13 800 6 144 400
Чукотский автономный округ 15 400 10 621 100

Мы благодарим нашу читательницу Е.А. Никонову, главного бухгалтера ООО ПКФ «БиК» из г. Уфы, за предложенную тему статьи.

Налоговая инспекция физически не может проверить всех налогоплательщиков до одного, поэтому она вынуждена проводить проверки выборочно. Для отбора «счастливчиков» составляется план выездных налоговых проверок (ВНП). Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС.

Существует мнение, что налоговики могут приходить с так называемыми внеплановыми проверками. Это не совсем так. Внеплановые проверки не предусмотрены действующим механизмом планирования и подготовки выездных налоговых проверо кПисьмо ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 . Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей фирме от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговики могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу фирму.

Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Поэтому налоговики разрабатывают его самостоятельно. В 2007 г. ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщико вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверо кПисьмо ФНС от 31.07.2007 № 06-1-04/505 .

И Концепция, и Общедоступные критерии оценки рисков есть в открытом доступе. Однако проведенные самостоятельно расчеты оценки рисков не всегда могут совпасть с расчетами налоговико вразд. 4 Концепции . К тому же они руководствуются не только указанными критериями. А, например, используют также сведения, полученные от правоохранительных органов или содержащиеся в обращениях граждан, принимают во внимание результаты камеральных проверок.

Как же узнать, попали вы в план проверок или нет?

На бухгалтерских интернет-форумах отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то заявляет, что в скором времени налоговики будут обязаны знакомить налогоплательщиков с планом проверок заблаговременно. Кто-то уверяет, что план проверок находится в открытом доступе на сайте ФНС. Но это ложные слухи.

Мнение читателя

“ А я всегда у своего инспектора отдела камеральных проверок узнаю, нет ли нас в плане на выездную. Причем абсолютно безвозмездн о” .

Валентина Сергеевна,
главный бухгалтер, г. Санкт-Петербург

В реальности же план ВНП налоговики составляют исключительно для личного пользования. Узнать на законных основаниях, включены ли вы в него или нет, нельзя: план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован. И обязанности ознакомить вас с намерением провести ВНП у налогового органа не тПисьма ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 , от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@ ; Постановление 2 ААС от 06.09.2011 № А28-2594/2011 .

Фактически о том, что в отношении вас будет проведена выездная проверка, вы узнаете уже только после того, как вам позвонят и пригласят вас ознакомиться с решением о проведении ВНП или когда налоговики позвонят к вам в дверь и сообщат, что они уже пришли на проверк уп. 1 ст. 89 НК РФ ; форма решения о проведении выездной проверки, утв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Как правило, большинство бухгалтеров заранее догадываются о намерениях налоговой. И ВНП редко становится полной неожиданностью. Иногда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, чтобы вы заранее начали готовить документы. Или ваши поставщики (покупатели) могут сообщить вам о том, что у них, в числе прочих, запрашивают документы в отношении ваших с ними сдело кпп. 2, 3 , 5 ст. 93.1 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.06.2008 № 03-02-07/1-225 . Это может стать сигналом, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все ваши связи на наличие в них схем уклонения от налогообложения.

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.