Отчетность тсж на усн доходы 6. Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в тсж. Налоговая отчетность: УСН

Самой главной целью, обуславливающей деятельность ТСЖ или жилищного кооператива, является управление многоквартирным домом, создание наилучших условий проживания собственников. Гражданским кодексом РФ ТСЖ и ЖК относятся к юридическим лицам и являются некоммерческими корпоративными организациями.

Законодатели обязывают такие организации не только формировать и представлять стандартную для юридических лиц отчетность, но и отчитываться перед органами власти, органами жилищного надзора, общим собранием членов. С каждым годом перечень представляемых отчетов расширяется, усложняя работу председателям и заставляя их изучать непростой язык нормативных документов.
Итак, давайте разберемся с вопросом: какую отчетность сдают ТСЖ, ЖСК? Перед кем и в какие сроки следует отчитаться?

Бухгалтерская и налоговая отчетность

Бухгалтерская отчетность ТСЖ, ЖСК. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» любая некоммерческая организация должна вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность ежегодно. Важно отметить, что при использовании упрощенной системы налогообложения от этой обязанности ТСЖ не освобождается. В составе бухгалтерской отчетности ТСЖ подготавливает бухгалтерский баланс, а также обязательно отчет о целевом использовании средств. При осуществлении предпринимательской деятельности ТСЖ составляется отчет о финансовых результатах. Комплект отчетности следует представить в налоговый орган и Росстат согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ до 31 марта.

Сведения о среднесписочной численности. Ежегодно до 20 января на основании ст. 80 НК РФ все налогоплательщики представляют такую информацию в налоговый орган по месту своего учета.

Налоговая отчетность. В зависимости от применяемой в ТСЖ системе налогообложения обязательно составляются налоговые декларации. ТСЖ-упрощенцы до 31 марта сдают Налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Находящиеся на общей системе налогообложения ТСЖ представляют декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество в общем порядке. При наличии объекта налогообложения по транспортному либо земельному налогу необходимо составить соответствующие налоговые декларации. В большинстве случаев товарищества выбирают упрощенную систему налогообложения, позволяющую уменьшить количество формируемых отчетов.

Сведения о доходах физических лиц. Справки по форме 2-НДФЛ представляются в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ до 1 апреля каждый год. Если доходы от ТСЖ получило более 10 человек, то сведения представляются на электронном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Отчетность по страховым взносам. В Пенсионный фонд и Фонд социального страхования ежеквартально представляются Расчеты по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1 и 4-ФСС. С 2015 года увеличены сроки представления отчетов (п. 1,2 ч. 9 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):
РСВ-1 подается не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе. В электронном виде – до 20-го числа включительно;
4-ФСС подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе. В электронном виде возможно представление на 5 календарных дней позже.
Также ежегодно вместе с отчетностью за первый квартал в ФСС следует подтверждать вид экономической деятельности.

Статистическая отчетность. Для ТСЖ и ЖСК обязательно представление следующих форм отчетности, направляемых в органы государственной статистики:
форма 26-ЖКХ, квартальная;
форма 22-ЖКХ (сводная), квартальная;
форма П-4, квартальная при среднесписочной численности до 15 человек;
форма 1-ПУ (ЖКХ), полугодовая;
форма 1-КР, годовая;
форма 11(краткая), годовая.
Также возможно представление иных форм статистического наблюдения, перечень уточняйте в отделениях Росстата.

Специальная отчетность организаций ЖКХ

Реестр членов ТСЖ. Органам управления ТСЖ необходимо вести реестр своих членов, в котором содержится информация, идентифицирующая члена товарищества, контактные данные, размер доли в праве общей собственности на общее имущество. Копия такого реестра каждый год направляется в Государственную жилищную инспекцию в течении первого квартала. Эти обязанности вменены п. 9 ст. 138, ч.4 ст. 143 ЖК РФ.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом. Стандарт раскрытия информации для организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, был принят в 2010 году Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. С 1 декабря 2014 г. вступили в силу последние изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2014 №988, которые увеличили объем и перечень раскрываемой информации. В соответствии с требованиями Постановления Минстрой России утвердил форму раскрытия информации, объем которой более 70 страниц. Сведения по новым формам следует заполнить до 1 мая 2015 г.
Напомним, что для ТСЖ и ЖК г. Ярославля информация обязательно размещается на федеральном сайте www.reformagkh.ru самостоятельно, на региональном сайте www.city-yar.ru или www.yarregion.ru — путем предоставления подготовленной информации на электронном носителе либо в мэрию г. Ярославля, либо в департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области.

Отчетность владельца специального счета на формирование фонда капитального ремонта. В случае, если в Вашем доме собственники выбрали способ формирования фонда капремонта на специальном счете и владельцем счета избрано ТСЖ или ЖСК, то согласно ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец такого счета обязан сообщать в Жилищную инспекцию информацию о поступлении взносов на капремонт, об остатке средств на спецсчете. В г. Ярославле данные сведения предоставляются ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде с использованием ЭЦП путем заполнения специальной формы на сайте www.gkh76.ru.

Электронный паспорт многоквартирного дома представляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468 в адрес уполномоченного органа в электронном виде с использованием ЭЦП ежемесячно до 15-го числа. В Ярославле оператором по сбору, обработке и хранению этой информации назначено МКП ИРЦ (http://www.ircyar.ru/). Порядок представления электронных паспортов утвержден Распоряжением заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля от 21.02.2014 № 74.

Часто мне задают вопрос: «Надо ли ТСЖ сдавать отчет в Минюст »?
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанный закон не применяется в отношении ТСЖ, потребительские кооперативы, садоводческие объединения. Поэтому требования ст. 32 Закона о представлении отчетности в Министерство юстиции по форме ОН001, утвержденной Постановлением Правительства №212 от 15.04.2006, на ТСЖ и ЖК не распространяются.

Как видите, деятельность ТСЖ и ЖК сопряжена с обязанностью представлять большое количество отчетов, в формы и порядок представления которых законодателями постоянно вносятся изменения. Для того, чтобы сдавать их без ошибок и с первого раза, председателям и членам правления необходимо разбираться в правовых актах, проводить систематический мониторинг изменений бухгалтерского, налогового и жилищного законодательства.

Чем больше изучаешь наше законодательство, тем больше возникает вопросов и очень трудно обойтись без помощника. Поэтому . Обращайтесь за консультациями, .

Скачайте бесплатно табель отчетности ТСЖ и ЖСК с полным перечнем форм до 2016 г. , Табель отчетности с изменениями 2016 года .

Больше всего сложностей у бухгалтеров, ведущих учет в ТСЖ, возникает при определении доходов, которые нужно учитывать при налогообложении по "упрощенке". Ведь, с одной стороны, товарищество создается собственниками жилья как некоммерческая организация и существует с целью управления многоквартирным домом и общим имуществом (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). То есть деятельность вроде как некоммерческая. И может получать целевые средства, не облагаемые "упрощенным" налогом (ст. ст. 346.15 и 251 НК РФ).

С другой стороны, под налогообложение обязательно подпадет выручка от предпринимательской деятельности, вести которую можно в соответствии со ст. 152 ЖК РФ. Кроме того, при определенных условиях налогооблагаемым доходом являются суммы коммунальных платежей, которые поступают к вам от владельцев квартир. Поэтому Налоговый кодекс содержит требование вести раздельный учет как доходов, так и расходов, произведенных в рамках целевых поступлений (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Если же раздельного учета нет, все получаемые средства нужно будет включить в налоговую базу по УСН. Как видите, проблем немало, и в данной статье на конкретных примерах мы разберем, как организовать бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ.

Если у вас "упрощенка" с объектом "доходы". Поскольку вы не отражаете расходы в налоговом учете, вам особенно внимательно нужно прочитать эту статью, чтобы разобраться, как организовать учет, чтобы не пришлось платить лишних налогов с доходов.

Целевые поступления. Какие полученные суммы не учитываются при расчете "упрощенного" налога

Финансовые средства ТСЖ формируются из вступительных и членских взносов его участников, а также доходов от коммерческой деятельности, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме и прочих поступлений (ст. 151 ЖК РФ).

Как мы упомянули выше, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности в налогооблагаемые доходы не включаются, при условии, что вы ведете раздельный учет (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Конкретный перечень доходов, которые ТСЖ не должно учитывать при налогообложении, мы привели в таблице.

Средства целевого финансирования,

которые не нужно учитывать в доходах по УСН

Целевые поступления, не учитываемые в доходах по УСН при наличии раздельного учета

Деньги от собственников квартир (независимо от членства в ТСЖ), полученные для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества (абз. 21 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Полный список общего имущества содержится в п. 1 ст. 36 ЖК РФ (например, лестничные площадки, лифты, коридоры, чердаки)

Средства, полученные ТСЖ из бюджета на проведение капитального ремонта дома и общего имущества (абз. 5 и 6 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)

Вступительные, членские и паевые взносы (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)

Пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, ст. 582 ГК РФ)

Безвозмездно выполненные любой другой организацией (предпринимателем) работы или услуги (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)

Отчисления в специальный резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, полученные от членов ТСЖ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)

Финансисты советуют самостоятельно разработать отдельный налоговый регистр для учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования (Письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59). То есть в привычную книгу учета доходов и расходов по УСН записывайте в общем порядке только суммы, влияющие на расчет единого налога. А вот учет целевых денег, которые вы в налоговую базу не включили, ведите в отдельном регистре. Самостоятельно его можно не разрабатывать, а взять за основу форму из Рекомендаций МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Суть вопроса. Раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования нужно вести в специально разработанных налоговых регистрах (Письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59).

Форму регистра учета целевых поступлений утвердите соответствующим приказом руководителя, а также закрепите в налоговой учетной политике.

Как в бухучете отразить средства целевого финансирования

Чтобы проще было разделять суммы, учитываемые при налогообложении и не учитываемые, можно разносить их по разным субсчетам. Для этого разработайте свой рабочий план счетов таким образом, чтобы можно было учитывать доходы в зависимости от источников поступлений, а затраты - по аналогии с разделами сметы.

Читайте также. О том, как составить рабочий план счетов, вы можете прочитать в журнале "Упрощенка", 2014, N 8, с. 28.

Для учета целевых средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Ведите на нем учет всех полученных целевых сумм в разрезе источников поступления. Для этого к счету 86 можно открывать, например, такие субсчета:

- "Членские взносы в ТСЖ";

- "Дотации из местного бюджета на капитальный ремонт";

- "Финансирование капитального ремонта собственниками жилья";

- "Поступления на текущий ремонт общего имущества";

- "Прочие целевые поступления".

Суть вопроса. Для того чтобы четко знать, какие средства поступили для конкретных целей, откройте к счету 86 "Целевое финансирование" субсчета в разрезе источников поступления.

Все расчеты с собственниками помещений и бюджетом в рамках целевых поступлений ведите на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". К этому счету откройте соответствующие субсчета.

В бухучете отразите поступление целевых средств следующими проводками:

Дебет 50 (51) Кредит 76

Поступили денежные средства;

Дебет 76 Кредит 86

Признаны целевыми полученные средства.

При расходовании целевых средств сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 20 (08, 26, 83...)

Отражено расходование целевых средств.

Пример 1. Учет средств, поступающих на капитальный ремонт общего имущества

ТСЖ "Лесное" применяет "упрощенку" с объектом "доходы минус расходы".

1 августа 2014 г. товарищество получило 700 000 руб. на капитальный ремонт общего имущества из местного бюджета. 6 октября 2014 г. ТСЖ подписало с подрядной организацией акт выполненных работ и в тот же день перечислило на ее счет всю сумму.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с бюджетом",

700 000 руб. - получены на расчетный счет средства из бюджета;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с бюджетом", Кредит 86, субсчет "Дотации из местного бюджета на капитальный ремонт",

700 000 руб. - средства на ремонт признаны целевыми;

Дебет 20 Кредит 60

700 000 руб. - учтена стоимость работ по капитальному ремонту дома;

Дебет 86, субсчет "Дотации из местного бюджета на капитальный ремонт", Кредит 20

700 000 руб. - отражено расходование целевых средств на работы по капитальному ремонту;

Дебет 60 Кредит 51

700 000 руб. - перечислена оплата подрядчику.

В книге учета доходов и расходов бухгалтер сумму денежных поступлений и трат не отразил, поскольку целевые средства не влияют на расчет налога по УСН (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Коммунальные платежи. Каким документом подтвердить, что полученная плата за коммунальные услуги не относится к доходам ТСЖ

Специалисты Минфина не раз высказывались о том, что все суммы жилищно-коммунальных платежей являются доходом ТСЖ на "упрощенке" (Письма Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/2/11195, от 29.10.2012 N 03-11-11/329 и от 19.04.2011 N 03-11-06/2/62).

Если ТСЖ применяет "упрощенку" с объектом "доходы минус расходы", особых проблем такая позиция чиновников не создает. Поскольку, отразив полученные деньги в доходах по УСН, ТСЖ одновременно сможет в расходах учесть суммы, перечисленные поставщикам коммунальных услуг.

А вот если у товарищества УСН с объектом "доходы", получается, то что со всех коммунальных платежей, полученных от жильцов, ему придется платить "упрощенный" налог. Такая позиция представляется несправедливой, ведь никаких денег за "коммуналку" товарищество себе не оставляет. Все деньги уходят на оплату услуг ресурсоснабжающих компаний. Кстати, некоторые судьи в этом вопросе не соглашались с финансистами. И вставали на сторону ТСЖ, признавая, что коммунальные платежи в доходы по УСН включать не нужно. Ведь деньги тратятся на совершенно конкретные цели - оплату жилищно-коммунальных услуг (Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2011 по делу N А35-10708/2010, Решение ВАС РФ от 22.12.2010 N ГКПИ10-1401).

Но налоговики руководствуются разъяснениями Минфина, которые им выгодны. Поэтому чтобы избежать лишних споров, "упрощенцам" с объектом "доходы" лучше сразу воспользоваться следующими рекомендациями.

Рекомендация N 1. Чиновники сами рассказали, как ТСЖ избежать налогообложения жилищно-коммунальных платежей (Письма Минфина России от 11.03.2012 N 03-11-06/2/39 и от 26.04.2013 N 03-11-06/2/14773). Так, финансисты рекомендуют заключить с каждым из жильцов агентский договор. По такому договору ТСЖ будет выступать посредником между собственниками жилья и ресурсоснабжающими компаниями. Чтобы у налоговиков не возникло вопросов о фиктивности подобного договора, лучше установить символическую сумму агентского вознаграждения. Тогда никакие платежи за коммунальные услуги или содержание общего имущества (уборка, обеспечение противопожарной безопасности, ремонт и т.п.) в налоговую базу по УСН не включайте (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Но обратите внимание: вам сперва нужно заключить агентские договоры с жильцами. И только после этого можно подписывать договоры с поставщиками услуг (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85). Ведь если вы сделаете наоборот, получится, что товарищество сначала самостоятельно заказало какие-то услуги и только потом жильцы поручили ему это сделать. В этом случае посреднический договор будет считаться недействительным.

Рекомендация N 2. Прежде чем заключать агентские договоры, изучите, какие обязательства возложены на товарищество согласно уставу. Если в уставе четко прописано, что ТСЖ должно обеспечивать владельцев квартир жилищно-коммунальными услугами, а договоры с поставщиками заключаются по поручению (от имени) членов товарищества и за их счет - это значит, что ТСЖ уже выступает посредником. Никаких дополнительных договоров с членами товарищества заключать не нужно (Письмо ФНС России от 22.04.2011 N КЕ-4-3/6526@). Просто не включайте плату за коммунальные услуги и содержание общего имущества в налоговую базу по УСН (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Но обратите внимание: действие устава распространяется только на членов товарищества. Поэтому даже если уже согласно уставу товарищество выступает посредником, это правило действует только в отношении жильцов, которые являются членами ТСЖ. А вот с остальными собственниками жилья заключите индивидуальные агентские договоры.

Как отразить плату за коммунальные услуги в учете

Бухгалтерский учет коммунальных платежей будет зависеть от того, заключили вы агентский договор или нет. Но в любом случае вести аналитический учет по счетам 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" целесообразно по каждому собственнику помещений. Это позволит вам отследить задолженности всех жильцов.

Вариант N 1. Коммунальные платежи вы признаете выручкой. Отразите деньги за жилищно-коммунальные услуги на счете 90 "Продажи". Так удобно сделать, чтобы не возникало путаницы с целевыми и нецелевыми поступлениями. Для этого сделайте в бухгалтерском учете следующие проводки:

Дебет 62 (76) Кредит 90, субсчет "Выручка",

Дебет 50 (51) Кредит 62 (76)

Получена плата за коммунальные услуги.

При этом по счетам 62 и 76 организуйте аналитический учет так, чтобы были видны расчеты с каждым жильцом.

Вариант N 2. С жильцами заключен агентский договор. Если ваше ТСЖ выступает посредником, получая деньги в оплату жилищно-коммунальных услуг, делайте такие проводки:

Дебет 76 Кредит 60

Начислена плата за коммунальные услуги;

Дебет 76 Кредит 90, субсчет "Выручка",

Начислено агентское вознаграждение;

Дебет 60 Кредит 50 (51)

Перечислена оплата за услуги ресурсоснабжающей компании;

Дебет 50 (51) Кредит 76

Получена плата за коммунальные услуги от жильцов;

Дебет 50 (51) Кредит 76

Получено посредническое вознаграждение.

Аналитический учет по счету 76 вам также нужно организовать по каждому собственнику помещений в многоквартирном доме.

Пример 2. Учет жилищно-коммунальных платежей

ТСЖ "Озеро" заключило агентские договоры по расчетам за жилищно-коммунальные услуги со всеми жильцами многоквартирного дома. Комиссионное вознаграждение товарищества составляет 0,1% от суммы перечисленных платежей. За октябрь 2014 г. собственники квартир потребили коммунальные услуги на сумму 250 000 руб. ТСЖ подписало акты выполненных работ (оказанных услуг) 31 октября. 10 ноября поступила оплата от собственников помещений на сумму 210 210 руб. ТСЖ 20 ноября перечислило ресурсоснабжающей компании сумму 210 000 руб.

Бухгалтер отразил начисление и оплату коммунальных платежей следующими проводками:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с жильцами за коммунальные услуги", Кредит 60

250 000 руб. - начислена плата за коммунальные услуги за октябрь 2014 г.;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по агентскому вознаграждению", Кредит 90, субсчет "Выручка",

250 руб. (250 000 руб. x 0,1%) - начислено агентское вознаграждение;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с жильцами за коммунальные услуги",

210 000 руб. - получена плата за коммунальные услуги от жильцов;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по агентскому вознаграждению",

210 руб. (210 000 руб. x 0,1%) - получено посредническое вознаграждение;

Дебет 60 Кредит 51

210 000 руб. - перечислена плата за услуги ресурсоснабжающей компании.

Товарищество осталось должно ресурсоснабжающей компании 40 000 руб. В свою очередь эту же сумму должны ТСЖ владельцы квартир.

В книге учета за IV квартал 2014 г. бухгалтер отразил только сумму агентского вознаграждения - 210 руб. А вот сумма жилищно-коммунальных услуг на налоговый учет никак не повлияла (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Примечание. Как в бухучете ТСЖ отражать полученные от жильцов коммунальные платежи

Альмин Рабинович, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Принимать решение о выборе счета бухгалтерского учета следует исходя из природы получаемых средств. То есть руководствоваться нужно требованием приоритета экономического содержания перед правовой формой, но не с ее полным игнорированием (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Для начала разберемся, относятся ли коммунальные платежи к целевым поступлениям.

По своему экономико-правовому смыслу целевые поступления не предполагают возникновения в связи с их получением встречных обязательств получателя перед передающей эти средства стороной. Такие деньги должны быть использованы по назначению, которое определяют плательщики, например оплата коммунальных услуг. Но по сути получается, что ТСЖ за счет полученных от жильцов средств должно обеспечить владельцев квартир коммунальными услугами, то есть возникают встречные обязательства, поэтому счет 86 "Целевые поступления" в данном случае однозначно не подходит.

Получается, что учет поступлений за коммунальные услуги будет зависеть от того, чем эти деньги являются для ТСЖ - выручкой от реализации или деньгами, временно полученными в распоряжение для выполнения обязанностей посредника (агента).

Так, если товарищество заключило с жильцами агентские договоры и просто "перегоняет" деньги ресурсоснабжающей компании, учет коммунальных платежей ведите на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". А вот если агентских договоров у вас нет или условие о посредничестве не прописано в уставе товарищества - такие средства следует учитывать как выручку по обычным видам деятельности на счете 90 "Продажи".

Доходы от бизнеса. Когда у ТСЖ возникают доходы от предпринимательской деятельности

Дополнительную прибыль ТСЖ приносит коммерческая деятельность. Правда, список бизнеса, которым может заниматься товарищество, невелик. Так, в него входит (п. 2 ст. 152 ЖК РФ):

Обслуживание, эксплуатация и ремонт помещений в многоквартирном доме;

Строительство помещений и объектов общего пользования;

Сдача в аренду общего имущества (например, чердаков и подвалов).

При этом доход от коммерческой деятельности можно потратить исключительно (п. 3 ст. 152 ЖК РФ):

На оплату общих расходов (например, ремонт дома, покупку предметов общего пользования и т.п.);

Финансирование специальных фондов, созданных для осуществления уставной деятельности;

Иные цели, предусмотренные уставом.

А вот на что конкретно пойдут вырученные деньги, решить нужно на общем собрании членов ТСЖ.

В налоговую базу по УСН включите всю сумму дополнительных доходов товарищества.

В бухучете доход от коммерческой деятельности отразите проводкой:

Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка",

Получен доход от предпринимательской деятельности ТСЖ.

Нюансы, требующие особого внимания. Чтобы не включать в налоговую базу по УСН средства целевого финансирования, ведите раздельный учет доходов и расходов по таким поступлениям. Для этого разработайте отдельный налоговый регистр.

По мнению Минфина России, все поступления на содержание общего имущества и коммунальные услуги нужно включить в доходы ТСЖ, если нет агентского договора с жильцами или условие о посредничестве не прописано в уставе.

Доход от предпринимательской деятельности ТСЖ можно потратить только на общественные нужды жильцов. Куда конкретно пойдут деньги, решает общее собрание членов ТСЖ.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) наряду со всеми юридическими лицами обязано предоставлять определённую отчётность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье расскажем про отчетность ТСЖ, поговорим о видах, сроках сдачи, льготах.

Какую отчётность должно сдавать ТСЖ

В соответствии с п.2 ст.291 Гражданского кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья .

Согласно законодательству Российской Федерации ТСЖ обязано предоставлять следующую отчётность:

  • Бухгалтерская отчётность.
  • Налоговая отчётность.
  • Отчёты по уплате страховых взносов.
  • Статистическая отчётность.
  • Раскрытие информации. Именно о данных видах отчётности подробно будет представлена информация далее.

Порядок бухгалтерского учёта для ТСЖ

Несмотря на то, что некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)), тем не менее, в соответствии с п.1 ст.32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При составлении бухгалтерской отчётности необходимо руководствоваться Информацией Минфина России от 24 декабря 2015 г. № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций », где сказано о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации состоит из:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление промежуточной отчётности, что подразумевает под собой предоставление Бухгалтерского баланса. В случае, если за отчётный период прибыль не превысила трёх миллионов рублей – ТСЖ имеет право предоставить упрощённую форму годовой бухгалтерской отчётности, что включает в себя предоставление:

  • Бухгалтерского баланса. Читайте также статью: → « ».
  • Отчёта о целевом использовании средств.

Формы документации представлены в Приказе Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № 154н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего ОСНО

Согласно ст.246 Налогового кодекса РФ ТСЖ признано налогоплательщиком, обязанностью которого является ведение налогового учёта и предоставление налоговой отчётности. Так, ТСЖ, применяющее Основную систему налогообложения (ОСНО), предоставляет стандартную налоговую отчётность . Согласно п.2 ст. 289 некоммерческие организации имеют право предоставлять налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении отчётного периода.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а так же формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Упрощённая форма декларации – это 2 листа:

  • лист (страница 001): перечислены налоги, по которым ТСЖ признано налогоплательщиком, но при этом объектов налогообложения в отчётном периоде не было;
  • лист (страница 002): заполняется согласно п. 15 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом № 62н от 10 июля 2007 г. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения».

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 г. № 35171).

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего УСН

ТСЖ, согласно ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая так же предполагает ведение чёткого налогового учёта. ТСЖ обязано предоставлять налоговую декларацию независимо от полученных доходов в истекшем отчётном периоде.

Помимо обязательного представления налоговой декларации, ТСЖ, согласно ст.346.24 НК РФ, в обязательном порядке должно вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов.

В отличие от ТСЖ, применяющего ОСНО, налогоплательщики на УСН освобождены от:

  • уплаты НДС;
  • налога на имущество;
  • отчётность по данным видам налога ТСЖ предоставлять не нужно.

Основные проводки по бухгалтерскому учёту ТСЖ

Согласно Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) бухгалтерский учёт ТСЖ ведёт, применяя счета бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.

Приход:
Д 76 К 86/целевые средства Начисление взносов собственников
Д 50 К 76 Поступление членских взносов
Д 51 К 62 Поступление арендной платы
Расход:
Д 91.2 К 51 Обслуживание банковского счёта
Д 97 К 60.01 Счёт на страхование общего имущества
Д 20 К 97 Оплата страховки
Д 86/целевые средства К 20 Погашение расходов ТСЖ за счёт членских взносов

Сроки сдачи отчётности для ТСЖ

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) отчётным периодом для годовой бухгалтерской отчётности является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Отчётный период может быть другим в следующих случаях:

  • организация ТСЖ;
  • реорганизация ТСЖ;
  • ликвидация ТСЖ.

В этих случаях отчётным периодом является тот период, в который ТСЖ вело свою деятельность в календарном году. При этом стоит отметить, что в случае, если ТСЖ было организовано после 30 сентября – первым отчётным периодом будет являться период с даты регистрации ТСЖ по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Пример 1. ТСЖ организовано 08.10.2016 г. Первый отчётный период: 08.10.2016 г. – 31.12.2017 г. Годовая бухгалтерская отчётность будет представлена именно за это время. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ последнюю бухгалтерскую отчётность предоставляет ликвидационная комиссия, либо арбитражный управляющий (если ТСЖ признано банкротом). Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения записи о ликвидации ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пример 2. ТСЖ реорганизовано 05.04.2017 г. Отчётным периодом за 2017 г. будет являться период с 01.01.2017 г. по 04.04.2017 г. За этот период и предоставляется годовая бухгалтерская отчётность. Срок сдачи бухгалтерской отчётности: до 31 марта года, следующего за истекшим отчётным периодом. Срок сдачи налоговой декларации зависит от системы налогообложения, применяемой ТСЖ:

Общая система льгот по НДС для ТСЖ

Согласно пп. 29, 30 п. 3 ст.149 НК РФ ТСЖ освобождается от уплаты НДС в случае:

  • осуществления реализации коммунальных услуг, предоставляемой ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная информационная система для ЖКХ

В Российской Федерации создана и функционирует государственная информационная система ЖКХ, которая регулируется Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями). Целью государственной информационной системы ЖКХ является доведение до граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Типовые ошибки ведения отчётности

Несмотря на обилие и доступность информации об особенностях ведения отчётности ТСЖ, всё же допускаются некоторые ошибки, влекущие за собой наложение штрафных санкций:

  • нарушение сроков сдачи отчётности;
  • предоставление налоговой декларации, не соответствующей системе налогообложения, применяемой ТСЖ;
  • неверное оформление бухгалтерских проводок;
  • исчисление и уплата НДС в случае освобождения от уплаты.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я с недавнего времени являюсь бухгалтером ТСЖ. Председатель забыла перейти на УСН, хотя я была уверена, что переход был осуществлён. Декларацию сдала по УСН. Чем нам это грозит?

В Вашем случае сдача налоговой декларации УСН является нарушением, т.к. ТСЖ применяет ОСНО, что грозит наложением штрафных санкций со стороны ИФНС.

Вопрос №2. Поступление денежных средств ТСЖ за 2016 год не превысило 3 000 000 рублей. Нужно ли предоставлять отчёт о целевом использовании средств?

Да, Вам необходимо предоставлять отчёт о целевом использовании средств, т.к. данный документ является обязательным при предоставлении бухгалтерской отчётности.

Минфин РФ в письме от 27.01.2017 №03-11-11/4260 дал разъяснения об определении объекта налогообложения в ТСЖ на УСН

Ведение учета в ТСЖ на УСН сопряжено с одним нюансом, который чаще всего вызывает вопросы у бухгалтеров. Связан этот нюанс с определением доходов, подлежащих учету при налогообложении в целях применения упрощенки. ТСЖ создают сами собственники недвижимости, это некоммерческая организация, главной задачей которой является регулирование жизнеобеспечения многоквартирного дома. Такое определение дано в статье 135 ЖК РФ. А значит, поскольку деятельность некоммерческая, то в ней возможно поступление целевых средств, не облагаемых единым налогом по упрощенной системе (ст. 346.15 и ст. 251 НК РФ).

Заполнить отчетность по УСН онлайн и сдать ее через интернет вы можете в . Она передает любую отчетность онлайн в автоматическом режиме. Вы можете отправить декларации и расчеты в налоговую службу, соц. страх, Пенсионный фонд, Росстат и другие госведомства. Перед отправкой любой отчет тестируется всеми проверочными программами ФНС и ПФР. Попробуйте бесплатно:

Самостоятельно заполнить отчетность по объекту “доходы минус расходы” вам помогут:

Министерство финансов РФ в своем недавнем письме от 27.01.2017 №03-11-11/4260 дало подробные разъяснения об определении объекта налогообложения в ТСЖ на упрощенке.

Какие платежи не относятся к доходам ТСЖ на УСН?

Согласно положениям письма финансистов, ТСЖ на УСН не должны брать в расчет взносы (вступительные, паевые и членские) и доходы в формате безвозмездно оказанных работ и услуг, произведенных в рамках договорных отношений. Не являются доходами пожертвования, оцениваемые как таковые в Гражданском кодексе РФ. Не берутся в расчет при определении объекта по упрощенному налогу средства, внесенные членами ТСЖ, в целях формирования резервных источников на ремонт в порядке, обозначенном статьей 324 НК РФ УСН . Не признается доходом и бюджетное финансирование на капремонт в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ и ЖК РФ.

Эти доходы являются: целевыми поступлениями на содержание и обеспечение уставной деятельности НКО. Значит учитывать их в доходах на упрощенке не нужно.

Что признается доходами ТСЖ на УСН?

При этом иные зачисленные на расчетный счет ТСЖ платежи обязательного порядка должны быть учтены в составе доходов при определении объекта налогообложения по единому налогу в целях применения упрощенной системы. К таким обязательным платежам относятся внесенные собственниками недвижимости средства на оплату услуг ЖКХ, причем неважно имеют ли эти собственники членство в ТСЖ или нет.

Чиновники министерства акцентировали внимание в обсуждаемом письме на предпринимательскую деятельность ТСЖ, связанную с оказанием на договорной основе посреднических услуг по приобретению ЖКУ по поручению собственников жилья.

Стоит напомнить, что определяя объект налогообложения по УСН, налогоплательщики должны учитывать как доходы от реализации, так и внереализационные доходы (п. 1-2 ст. 248 НК РФ). А вот доходы, приведенные в пунктах статьи 251 НК РФ (п. 1-1.1 ст. 346.15 НК РФ) не подлежат учету при определении объекта налогообложения в целях применения упрощенного режима.

Важный момент!

Доходы, вырученные от целевого финансирования, не признаются только в том случае, если ТСЖ на упрощенке ведет раздельный учет доходов и расходов.

Если компания не осуществляет раздельный учет, то все целевые поступления следует учитывать в общем порядке.

ТСЖ самостоятельно разрабатывает порядок формирования раздельного учета, закрепляя его положения в своей учетной политике в целях налогообложения. При формировании регистра учета поступлений целевого характера можно воспользоваться приведенными в Рекомендациях МНС РФ примерами.

В Книге учета доходов и расходов НКО на УСН не следует указывать те доходы и расходы, которые не берутся при расчете упрощенного налога.

Многие ТСЖ переходят на «упрощенку». Однако это не решает целого ряда проблем, а в некоторых случаях может даже не упростить, а усложнить жизнь бухгалтера. В помощь таким товариществам мы предлагаем серию статей о тонкостях применения УСНО в ТСЖ. Для начала же логично напомнить основные нюансы применения «упрощенки».

Дело добровольное

Переход на УСНО производится исключительно по желанию самого налогоплательщика, то есть созданное ТСЖ по умолчанию считается находящимся на общем режиме налогообложения. Для того, чтобы применять УСНО, нужно подать специальное заявление. По общему правилу это делается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого ТСЖ хочет перейти на «упрощенку». Однако для вновь созданных организаций есть особая норма: им надо подать такое заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве, после чего они могут применять УСНО начиная с даты постановки на учет.

Конечно же, это не означает, что перейти на данный спецрежим могут все желающие. В главе 26.2 НК РФ перечислен целый ряд ограничений и требований к тем, кто может претендовать на применение «упрощенки».

Прежде всего подчеркнем, что запрета на применение УСНО некоммерческими организациями (к таковым относится и ТСЖ) в налоговом законодательстве нет, поэтому принципиально переход ТСЖ на «упрощенку» возможен, если соблюдаются остальные условия.

В частности, необходимо, чтобы средняя численность работников за каждый отчетный (налоговый) период не превышала 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (НМА) - 100 млн руб. Причем состав основных средств и НМА определяется по правилам налогового законодательства: в расчет принимаются только те объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ , а вот их стоимость нужно рассчитывать в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Кроме того, существуют лимиты доходов, при превышении которых применять УСНО нельзя. Причем в расчет принимаются не только выручка (доходы от реализации), но и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ ).

В частности, в течение 2012 года применять «упрощенку» можно лишь до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом за текущий год, не превысит 60 млн руб.

Если же происходит превышение (как по доходам, так и по численности работников или стоимости основных средств и НМА), организация утрачивает право на применение УСНО и считается перешедшей на общий режим с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Значит, нужно задним числом посчитать и уплатить все налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, а вот пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей за этот квартал не взимаются.

Чтобы получить право на применение УСНО с 1 января 2012 года, в заявлении, которое подавалось в октябре - ноябре 2011 года, следовало указать доходы за девять месяцев 2011 года, которые не должны были превышать 45 млн руб.

А вот в случае, если ТСЖ, пока не применяющее «упрощенку», захочет перейти на этот спецрежим с 1 января 2013 года, нужно руководствоваться уже другими лимитами.

Во-первых, лимит доходов за девять месяцев 2012 года не должен превышать величину, установленную абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ , действие которого было приостановлено только до 1 октября 2012 года, сучетом требований ст. 3 Федерального закона от 19.07.2009 № 204-ФЗ .

Исходя из указанных норм, нужно взять лимит, равный 15 млн руб., с учетом его индексации на 2009 год. Однако в отношении того, какой в итоге получается размер предельной величины доходов за девять месяцев 2012 года, дающий право на переход на УСНО с 2012 года, сложилась неоднозначная ситуация.

Дело в том, что с 2006 по 2009 год Минэкономразвития ежегодно устанавливало новый коэффициент-дефлятор на каждый год.

Финансисты в 2009 году заявляли, что предельные размеры доходов нужно индексировать только на один (последний) коэффициент-дефлятор, установленный на текущий год. По их мнению, в 2009 году лимит доходов за девять месяцев составлял 23 070 000 руб. (письма от 10.03.2009 № 03-11-09/93 ,от 03.03.2009 № 03-11-06/2/33 ).

Однако Президиум ВАС в Постановлении от 12.05.2009 № 12010/08 указал, что индексировать предельные величины нужно не только на коэффициент, установленный на очередной год, но и на те коэффициенты, которые применялись ранее. Эту позицию поддержали и налоговые органы (письма ФНС РФ от 31.08.2009 № ШС-22-3/672@ , от 03.07.2009 № ШС-22-3/539@ ). Если следовать этой логике, получается, что лимит дохода за девять месяцев, ограничивающий право перейти на УСНО с 1 января 2013 года, должен признаваться равным 43 428 077 руб.

Аналогичная проблема возникнет в 2013 году при определении предельного размера годовых доходов, при превышении которого организация утрачивает право на применение УСНО. Ведь с 1 января 2013 года возобновляется действие п. 4 ст. 346.13 НК РФ , которым был установлен годовой лимит на уровне 20 млн руб., и фактически в течение 2013 года применять этот лимит нужно будет в том размере, который действовал в 2009 году, с учетом индексации .

Единый налог не заменяет других налогов

Единый налог… Звучит, конечно, заманчиво и гордо, однако на практике все не так радужно.

Фактически в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСНО освобождает от уплаты только трех налогов, причем в отношении двух из них есть оговорки.

При переходе на УСНО не нужно уплачивать:

1) налог на имущество - однозначно;
2) налог на прибыль - за исключением налога, уплачиваемого с дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств согласно п. 3 , 4 ст. 284 НК РФ ;
3) НДС - кроме налога, подлежащего уплате:

  • при ввозе товаров на территорию РФ и другие территории, находящиеся под ее юрисдикцией (при импорте);
  • при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ );
  • в связи с исполнением обязанности налогового агента.
Последнее вытекает из п. 5 ст. 346.11 НК РФ , в котором уточняется, что «упрощенцы» не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Причем это касается не только НДС, но и НДФЛ.

Все остальные налоги, в том числе транспортный, земельный и водный, а также государственные пошлины нужно уплачивать на общих основаниях.

Ну и, конечно, никто не освобождает «упрощенцев» от необходимости уплачивать страховые взносы, предусмотренные действующим законодательством.

Налоговым периодом считается календарный год. Он разделен на отчетные периоды: I квартал, полугодие и девять месяцев.

Исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу нужно ежеквартально не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Например, авансовый платеж за I квартал 2012 года должен был быть уплачен не позднее 25 апреля 2012 года, а авансовый платеж за полугодие (с зачетом суммы, уплаченной по итогам I квартала) - не позднее 25 июля 2012 года.

Декларация же подается только один раз в год - по итогам налогового периода. Организации-«упрощенцы» должны делать это не позднее 31 марта следующего года. В этот же срок должен уплачиваться и единый налог по итогам года (в том числе минимальный налог - в установленных случаях).

Два объекта на выбор

В случае если организация все-таки решит перейти на «упрощенку», еще до подачи заявления ей следует определиться с объектом налогообложения.Глава 26.2 НК РФ предлагает на выбор два варианта.

Во-первых, можно рассчитывать единый налог с суммы получаемых доходов без учета понесенных расходов. В этом случае ставка налога составляет 6%. Причем сумму исчисленного налога можно уменьшать на суммы уплаченных страховых взносов и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в части, оплачиваемой за счет средств работодателя).

Во-вторых, существует возможность исчислять налог исходя из разницы между полученными доходами и понесенными расходами. Однако, к сожалению, принять в расчет можно не все расходы, а лишь те, которые перечислены в закрытом перечне, приведенном в ст. 346.16 НК РФ . В этом случае ставка будет составлять 15% (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков). Более того, при этом варианте в случае, если по итогам года получены убытки («разрешенные» расходы превысили доходы) или доходы ненамного превышают расходы, придется платить так называемый минимальный налог. Этому вопросу будет посвящена одна из следующих статей данной серии.

Выбранный объект налогообложения можно менять каждый год. Однако делать это в течение налогового периода (календарного года), конечно же, нельзя. Чтобы изменить объект налогообложения, нужно подать уведомление в налоговую инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает такое изменение. Например, если в 2012 году ТСЖ применяет объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», а с 2013 года хочет перейти на объект «доходы», подать такое уведомление надо до 20 декабря 2012 года.

Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Объект «Доходы»

При этом варианте для целей налогообложения надо учитывать только полученные доходы. Именно их записывают в книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ ).

В силу ст. 346.15 НК РФ нужно учитывать:

  • доходы от реализации, определяемые на основании ст. 249 НК РФ ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ .
А вот доходы, указанные в ст. 251 НК РФ , не учитываются.

Это значит, что ТСЖ, применяющие «упрощенку», не должны учитывать, отражать в книге и принимать в расчет при исчислении единого налога следующие суммы:

1) целевое финансирование в виде средств бюджетов, выделяемых ТСЖ на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ );
2) целевое финансирование в виде средств собственников помещений в МКД, поступающих на счета ТСЖ, осуществляющих управление такими домами, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества в МКД (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ );
3) целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ , в том числе:

  • осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов);
  • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  • доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
  • отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые проводятся ТСЖ его членами;
  • средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности.
Правда, чтобы воспользоваться этими «льготами», необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений. При отсутствии же раздельного учета подобные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Иными словами, если раздельный учет не ведется, придется все упомянутые выше доходы также вносить в книгу и облагать единым налогом.

Как было отмечено выше, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленный единый налог:

  • на уплаченные страховые взносы с выплат физическим лицам (п. 3 ст. 346.21 НК РФ ) на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на выплаченные за счет средств работодателя суммы пособий по временной нетрудоспособности.
Однако нужно иметь в виду, что все эти суммы в совокупности могут уменьшить единый налог не более чем на 50%.

Объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов»

Правила признания доходов при применении УСНО универсальны. Значит, если организация выбирает второй вариант, признавать доходы нужно точно так же, как и при первом варианте.

Разница заключается в том, что при выборе объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов» полученные доходы можно уменьшить на понесенные расходы.

Правда, нужно иметь в виду, что при выборе этого варианта организация-«упрощенец» лишается права на признание для целей налогообложения всех возможных и обоснованных расходов.

Ей нужно применять нормы ст. 346.16 НК РФ , где приведен закрытый перечень «разрешенных» расходов. Выходить за рамки такого перечня нельзя.

Кроме того, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшать сумму исчисленного единого налога на уплаченные страховые взносы и предоставленные пособия по временной нетрудоспособности нельзя, ведь эти суммы включаются в состав расходов и уменьшают налоговую базу на основании пп. 7 и 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ соответственно.

Говоря о закрытом перечне, нужно обратить внимание на то, что в некоторых случаях расходы, которые непосредственно в этом перечне не упоминаются, все-таки можно признать, поскольку они могут входить в состав группы расходов, присутствующей в этом перечне.

Неслучайно в п. 2 ст. 346.16 НК РФ уточняется, что расходы, указанные в отдельных подпунктах перечня, приведенного в п. 1 данной статьи, нужно принимать в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций, и делаются ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса.

К примеру, признавать материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ) нужно с учетом требований ст. 254 НК РФ , которая позволяет отнести к материальным расходам не только затраты на приобретение сырья, материалов, инструментов, инвентаря, спецодежды, других СИЗ, комплектующих изделий и иного имущества, но и затраты:

  • на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также на производство и (или) приобретение мощности, трансформацию и передачу энергии;
  • на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение (оказание) этих работ (услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
При этом к работам (услугам) производственного характера относятся, в частности, техническое обслуживание основных средств, транспортные услуги по перевозкам грузов внутри организации.

Аналогичным образом в составе расходов на оплату труда, признаваемых на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ , можно учитывать все расходы, которые упоминаются в ст. 255 НК РФ . Сюда, к примеру, могут относиться расходы на добровольное медицинское страхование работников. Хотя непосредственно в перечне (в пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ) в качестве «разрешенных» расходов указаны только расходы на обязательное страхование работников, имущества и ответственности (к числу которых относятся, к примеру, расходы на ОСАГО), возможность признания некоторых расходов, связанных со страхованием работников, прописана в п. 16 ст. 255 НК РФ . В частности, к расходам на оплату труда отнесены суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключаемым в пользу работников со страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии, в том числе по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда. О том, что «упрощенцы» могут признавать такие расходы, говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 30.01.2012 № 03-11-06/2/14 и от 27.09.2011 № 03-11-06/2/133 .

Таким образом, конкретный состав расходов в перечне, приведенном в ст. 346.16 НК РФ , нужно изучать с учетом норм соответствующих статей гл. 25 НК РФ .

Ну и, конечно же, расходы, признаваемые при «упрощенке», должны соответствовать общим критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ : быть экономически обоснованными, направленными на получение дохода и подтверждаться первичными документами.

Как выбрать объект?

Главная трудность заключается в выборе объекта налогообложения, который оптимально подходит конкретному ТСЖ. При этом нужно учитывать ряд факторов.

При выборе объекта «доходы» существенно упрощаются налоговый учет и расчет налога. Фактически надо учитывать только полученные доходы. Расходы же можно просто проигнорировать, ведь понадобится лишь информация о суммах уплаченных страховых взносов и предоставленных пособий по временной нетрудоспособности (за счет работодателя).

С другой стороны, объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» может быть более выгодным, если разница между доходами и расходами не слишком велика или фактически организация получает убытки.

В такой ситуации в худшем случае придется уплатить минимальный налог, составляющий 1% полученных доходов. А при объекте «доходы» ставка налога составляет 6% доходов. Кроме того, хотя сумму налога можно уменьшить на уплаченные страховые взносы и выплаченные больничные, сократить налог можно не более чем на 50%. То есть в любом случае при объекте «доходы» придется уплачивать единый налог в размере не меньше 3% суммы полученных доходов.

Более того, при объекте «доходы» эти минимальные 3% придется платить по итогам каждого отчетного периода. Минимальный же налог (при объекте «доходы минус расходы») должен уплачиваться только по итогам года. Также при объекте «доходы минус расходы» в случае, если по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев получены убытки, уплачивать авансовые платежи вообще не придется.

Значит, чтобы выбрать объект налогообложения, нужно прежде всего определить, какие поступления и выплаты могут быть квалифицированы как доходы и расходы, подлежащие признанию при УСНО, спрогнозировать их величину на предстоящий год, а также сопоставить предполагаемые доходы, расходы и, как следствие, суммы налоговых обязательств при каждом из вариантов.

В статье рассмотрены общие принципы применения такого спецрежима, как УСНО. В следующих номерах журнала мы обязательно расскажем о тонкостях определения налоговых доходов и расходов, исчисления единого налога и расчета минимального налога.

_______________________________

По нашим прогнозам, он составит 57 904 103 руб.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.