Обществознание план по теме налоги. Планирование налогов в организации. Основные этапы налогового планирования в организации

План

Введение

1.1. Сущность налогов

1.2. Принципы налогообложения

1.3. Налоговая ставка и принципы построения налогообложения

1.4. Основные функции налогов

2.1. Виды налогов и способы их классификации

3.1. Обязанности и права налогоплательщиков

4.1. Роль налоговой системы в рыночной экономике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждому государству для выполнения своих функций нужны материальные активы, так же очевидно, что источником этих ресурсов является свредства, которые государство собирает со своих подчиненных, то есть юридических и физических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или незаинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.

1.1. Сущность налогов

Налоги – это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме – с развитием денежного обращения), принадлежащего населению. Они – область столкновения разнонаправленных интересов, получающих отражение в различных формах политической борьбы, имеющей первоначальной целью урегулирование, ограничение налоговых притязаний монарха.

По А. Смиту, налог – это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться принципами:

· всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства своей платёжеспособностью);

· определённости (налогоплательщику должно быть известно о времени, месте, способе и размере платежа);

· удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств);

· дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки);

· справедливости обложения, законодательной формы учреждения налога (как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятие частной собственности).

Налогообложение формируется под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом возможно собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и направить в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные.

Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определённым видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Они помогают поощрять или сдерживать определённые виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить себя из собственных источников.

Налоги взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты. Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определённого вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению общественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т. е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А все кто уплачивает налоги называются налогоплательщиками.

Итак, налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Закон не предусматривает чётких границ между названными видами платежей, поскольку всем им присущи черты обязательности, что позволяет законодателю все перечисленный платежи трактовать как налоги.

В области налогообложения выработаны два варианта решения проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определённым требованиям.

Выбор одного из указанных вариантов зависит от особенностей национального законодательства.

Для наиболее полной характеристики налога целесообразно выделить следующий перечень юридических признаков:

¨ налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;

¨ налог устанавливается и вводится законом;

¨ налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер;

¨ внесение налога происходит в денежной форме;

¨ налог уплачивается на основе безвозмездности;

¨ налоги вносят в бюджет или внебюджетный фонд;

¨ налоги – абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения.

Различий между налогами, сборами, пошлинами и иными платежами с юридической точки зрения и в определении налога, данном в российском законодательстве, не имеется. Обязанность по уплате налога всегда возникает при наличии объекта и субъекта налогообложения.

Субъекты налогообложения, или плательщики налога, - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плетельщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики – юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Тема 2. 3 Налоги и их функции. План. 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 5. СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Ст. 8 Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог, как экономическая категория - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого – либо эквивалента.

Ст. 8 Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу решений. (лицензий)

Действие НКРФ распространяется на: Введение налогов и сборов Взимание налогов и сборов Устранение налогов и сборов

Виды налогов федеральные Название НДС Акцизы НДФЛ НДПИ Налог на прибыль организации Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рессурсов Гос. пошлина Устанавлив Обязательны к аются уплате НКРФ На всей территории РФ При установлении соответствую щие органы власти выделяют:

региональные Местные Налог на имущество организации Налог на игорный бизнес Транспортный налог НКРФ и законы субъектов РФ Земельный налог НКРФ, Налог на имущество нормативн физ. лиц ые правовые акты представи тельных органов муниципа льных образован ий о налогах На территории соответству ющих субъектов РФ На территории соответству ющих муниципальн ых образований Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НКРФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогах и сборах

Система налогообложения для с/х товаропроизводителей Упрощенная система налогообложения Специальные налоговые режимы Система налогообложения в виде единого налога на вмененные доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от механизма уплаты налоги подразделяют на: прямые Взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. (20%) налог на прибыль, налог на имущество физ. лиц косвенные Взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров и услуг. Владелец товара или услуг включает налог в цену (тариф), который оплачивает потребитель и перечисляет ее государству. (ндс, акцизы, налог на доходы физ. лиц)

С физ. лиц В зависимости от вида плательщика С юридических лиц смешанные НДФЛ, налог на имущество физ. лиц. Налог на имущество организации, налог на игорный бизнес Земельный, транспортный налоги

Как экономическая категория налог обладает следующими признаками: Обязательность(императивность) Индивидуальная безвозмездность Денежная форма Смена собственника Законность платежа Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

Функции налога 1. Фискальная – основная функция налога, с ее помощью формируется финансовые ресурсы государства в виде денежного фонда для создания условий функционирования государства и выполнения им своих функций и задач.

Регулирующая функция – налоги активно участвуя в пере распределительном процессе оказывают серьезное влияние на воспроизводство стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя направление капитала. Стимулирующая функция – реализуется через льготы и преференции одной категории налогоплательщиков перед другой.

Распределительная функция – позволяют распределить налоги и сборы между уровнями бюджетной системы, отраслями экономики и социальными слоями населения. Контрольная функция – позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет как в целом так и по каждому виду налога

Элементы налогообложения: 1. Объект налогообложения(ст. 38): Реализация товаров доход имущество расход прибыль Иное обстоятельство, имеющее стоимо количественную и физическую характер

2. Налоговая база Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения Налоговая база федеральный устанавли вает Региональные и местные НКРФ Налоговая ставка Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных

Налоговая база Региональные и местные федеральный НКРФ устанавли вает НКРФ Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Налоговая ставка

4. Налоговый период Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется база и сумма налога к уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

условие определение Организация была создана после начала календарного года Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца данного года. День создания организации- день ее государственной регистрации. Организация создана с 01 -31 декабря Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания Организация ликвидирована(реорганизована) до конца календарного года Последний для нее налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации(реорганизации). Организация создана после начала года Налоговый период – период времени (1 января) и ликвидирована до конца со дня создания до дня ликвидации. года(31 декабря) Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря текущего года и ликвидирована до конца календарного года, следующим за годом создания С дня создания до дня ликвидации

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал

5. Налоговые льготы Предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включающих возможность не уплачивать налогов или сборов либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы устанавливаются: По федеральным налогам НКРФ По региональным и местным налогам НКРФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований

Нормы законодательства определяют основания, порядок и условия применения льгот не могут носить индивидуальный характер Плательщики в праве отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько периодов. Льготы – не обязательный элемент налогообложения

Налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17): Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Налоговая ставка Порядок исчисления налога Порядок и сроки уплаты налога

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сбора определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Порядок и сроки уплаты Сроки уплаты устанавливаются применительно по каждому налогу и сбору, изменение срока допускается только НКРФ При уплате налога (сбора) с нарушением срока пени определяются: q. Календарной датой q. Истечением периода времени (год, квартал, месяц) q. Указанием на событие, которое должно произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность при уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления Уплата налога производится: q. Разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке по НКРФ q. В установленные сроки q. В наличной и безналичной форме q. При отсутствии банка – в кассу органа местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи(для физ. лиц)

Конкретный порядок уплаты устанавливается: Для федеральных налогов НКРФ Для региональных и местный НКРФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами субъекта РФ в соответствии с НКРФ

Может предусматриваться уплата в течении налогового периода предварительных платежей по налогам, которые называются авансовыми платежами. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки начисляются пени.

Главная > Документ
  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс «Организация и методика налоговых проверок» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине

  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001

    Учебно-методический комплекс

    Дисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных

  3. Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных

    Документ

    дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,

  4. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон

    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

  5. Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

    Учебник

    О. Н. Горбунова - доктор юридических наук, профессор, заведую­щая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;

Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).

Представим порядок формирования налогового бюджета организации:

1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.

3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).

4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.

5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.

6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.

7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.

Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Налоговый бюджет планируют на основании:

  • принятой в организации налоговой и учетной политики;
  • метода начисления амортизации на объекты основных средств;
  • данных бухгалтерского учета;
  • расчета налогооблагаемых баз.

В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:

  • годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
  • квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.

Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:

  • определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
  • провести анализ налогооблагаемых объектов;
  • определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
  • определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
  • определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
  • установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
  • узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).

Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :

  1. Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
  2. Бюджет закупок материально-производственных запасов.
  3. Смета расходования материалов.
  4. Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
  5. Бюджет социальных выплат.
  6. Остаточная стоимость основных средств.

Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).

Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы

Налог

Налоговая база

Документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале