Норма потребления электроэнергии на 1 человека. Какой норматив потребления электроэнергии на одного человека. Расчет энергопотребления по счетчику

На очереди не менее занимательная тема — какие будут тарифы на электроэнергию для населения России с 1 июля 2019 года.

Если сравнивать доступность электроэнергии для населения между странами Европы, то Россия занимает третье место, судя по данным за первое полугодие 2019 года.

Дешевле электричество стоит для граждан только Украины и Казахстана, в Белоруссии ненамного дороже, а дальше рост цен уже более значительный.

Общая европейская статистика граждан России не слишком интересует, их волнует тот факт, что тарифы на электроэнергию постоянно растут. Хорошо, хоть не на 55,7%, как на Украине, и даже не на 24,6%, как в Белоруссии, но и обещанные 4% не радуют , несмотря на то, что повышение вступит в силу только в июле этого года.

Тариф в данном случае – это стоимость потреблённой электроэнергии, выражается в рублях за 1 киловатт-час (кВт⋅ч). На самом деле это сложносоставленный показатель, в который входит много компонентов.

Методика расчёта тарифов разрабатывается на федеральном уровне. Руководствуясь ею, региональные органы исполнительной власти устанавливают конкретные тарифы для своего региона. После публикации соответствующего постановления в местной прессе тарифы становятся действующими.

Перемена тарифов, а точнее говоря, точка смены значений, назначена на первое июля по всей стране. Раньше меняли в начале года, это как-то привычнее.

Но холодная Россия – не Италия и не Греция, для неё понятие отопительного сезона как единого процесса важнее, чем соблюдение бухгалтерского периода. Да и инфляция разгоняется именно в начале года, так что перенос момента смены тарифов на середину лета выглядит вполне оправданным.

Рост тарифов на электроэнергию в 2019 году в наибольшей степени ощутят граждане, избегающие установления счётчика. К ним не относятся те, кто не пользуется счётчиком по объективным причинам – из-за ветхих домов, или аварийных, или подлежащих сносу и пр.

Таких всего около 5% по всей России, вот для них платёжки увеличатся значительно.

Она достаточно громоздка, к тому же, имеет тенденцию к усложнению. За основу берётся понятие базового тарифа, к которому применяются понижающие коэффициенты.

Базовым считается тариф, который устанавливается в городских домах с газовыми плитами и центральным отоплением (во всяком случае, не электрическим).

К базовому тарифу применяется понижающий коэффициент для оплаты электроэнергии в домах с электроплитами и электроотопительными установками. Это в том случае, если указанное электрооборудование должным образом зарегистрировано.

Такой же коэффициент обычно вводится и для расчётов с жителями в сельской местности, хотя региональные власти вправе корректировать эти коэффициенты в пределах от 0,7 до 1.

То есть, жители сёл платят за потреблённое электричество на 30% меньше , и неважно, какие у них плиты – газовые, или электрические, или иные.

Приравненными к населению считаются те, кто рассчитывается за электроэнергию по общему счётчику.

Это могут быть различные объединения граждан некоммерческого характера, например, дачи, кооперативы, гаражи и прочее. Сюда же относятся жилые зоны при воинских частях и другие объекты. В каждом регионе это всё подробно регламентировано.

За израсходованную электроэнергию в основном платят по счётчику. Обычный счётчик просто крутится, считая потраченные киловатты, и ему всё равно, день в данный момент или ночь. Это единый счётчик, или, как сейчас его называют, одноставочный – у него одна ставка, один тариф для любого времени суток.

Однако есть и другие, более современные, которые разделяют сутки на день и ночь. Такие счётчики называются двухзонными, или дифференцированными по двум зонам суток.

Есть ночной тариф, с 23 часов до 7 утра, и дневной, с 7 утра до 23. Дневной тариф значительно выше ночного.

Появились и счётчики трёхзонные, дифференцированные по трём зонам суток:

  • пиковую — с 7 до 9 и с 17 до 20 часов;
  • полупиковую – с 9 до 17 и с 20 до 23 часов;
  • ночную — с 23 до 7 утра, она совпадает с ночной зоной двухзонного счётчика.

Самое дорогое электричество в пиковое время, а самое дешёвое – в ночное.

Для расчётов за оплату проще всего, конечно, единый счётчик. Умножил стоимость киловатта на потраченное количество – и плати полученную сумму.

Оплата по остальным видам тоже не слишком сложна: надо подсчитать частичные суммы и сложить их. Тариф для каждой зоны известен, киловатты показывает счётчик, так что никаких проблем.

Сложность появляется тогда, когда начинают менять часовые пояса в масштабах страны. Или когда отменяется/возвращается переход на зимнее время, или когда проводят «реформу времени» — и такое уже бывало не раз.

В таких случаях приходится перепрограммировать двух- и трёхзонный счётчик, а это стоит денег, около 2-3 тысяч руб. Но обычной, единый счётчик, не обращает внимания на такие подробности.

3. Введение социальной нормы потребления электроэнергии

В последние годы в России проводится многоплановая работа по упорядочению рынка электроэнергии. Её стоимость для населения, выраженная в тарифах, гораздо ниже той, которую можно назвать экономически обоснованной.

Правительство старается найти путь, как отделить граждан рядовых, не слишком обеспеченных, от тех, которые под их прикрытием расходуют дешёвую энергию в неоправданно больших количествах. Например, отапливает электросауны, бассейны, полы в обширных особняках, щедро освещает приусадебные участки и прочее.

Одной из мер, способных заставить таких владельцев недвижимости платить рыночную цену за электроэнергию, является введение социальной нормы потребления. Эта мера также призвана уменьшить перекрёстное субсидирование и мотивировать население на экономное расходование электричества.

Надо сказать, что введение соцнормы влечёт за собой значительное усложнение расчётов, и именно из-за этого её не спешат вводить (в том числе).

Ведь таблица тарифов увеличится, базовый тариф будет уже в двух ипостасях, то же самое для сельских жителей, и вообще для каждой строчки.

Кроме того, соцнорма предполагает привязку к количеству лиц, зарегистрированных в объекте, к состоянию самого жилья, так что подсчёты суммы для оплаты электроэнергии существенно усложнятся.

В 2013 году был начат эксперимент по введению соцнормы. Согласно постановлению правительства РФ выделили регионы, на которых запустили пилотный проект. Это оказались Ростовская, Владимирская области, Красноярский и Забайкальский край, области Нижегородская, Орловская, Самарская.

Однако сразу после запуска началась компания по срыву эксперимента, появилось много публикаций, направленных на его дискредитацию. В 2013-2014 годах дело доходило до митингов на местах, которые, как правило, инициировали местные чиновники и депутаты.

И все, как один, беспокоились о среднестатистическом жителе России, у которого и так низкий уровень потребления электроэнергии.

Приводились доводы о том, что страна не готова, что это только способ скрытого повышения тарифов, что необходимой техники нет, что методика не разработана, и прочее. Многое из сказанного действительно имело место, но и методика, и техника появляются только после того, как начата какая-то работа в заданном направлении.

Кроме того, против этой инициативы правительства высказалась Счётная палата РФ, определившая, что заявленных целей проект не достигает.

Активно против введения соцнормы и идеи Минэнерго о дифференцированном тарифе выступил ОНФ. Он тоже счёл введение подобных мер попыткой содрать побольше денег с населения, вместо того, чтобы наладить работу энергокомпаний, сделать формирование тарифов полностью прозрачными.

Тем не менее, эксперимент продолжился, но регионам дали право выбирать — вводить у себя соцнорму на расходование электроэнергии или продолжать старую практику расчётов.

К тем, кто не согласился вводить социальную норму, относится, к примеру, администрация Смоленской области. Основные аргументы сводятся к известным, в основном к тому, что населению придётся платить больше.

При этом игнорируется то обстоятельство, что именно к компетенции руководителей области относится определение социально оправданных норм, которые не дают эффекта массового превышения.

Также была приведена ссылка на недостаток сведений о тех категориях граждан, к которым применяется соцнорма: на несоответствие числа проживающих и зарегистрированных лиц, на отсутствие сведений об одиноких пенсионерах и прочее.

Действительно, дело это непростое, тут требуется наладить взаимодействие федеральных и местных подразделений, отвечающих за образование тарифов; отделений ПФР, ФМС, органов соцзащиты населения; исполнителей коммунальных услуг, поставщиков электроэнергии и других.

Но, опять-таки, кто должен наводить порядок в области и знать состав своих жителей, как не местная администрация?

Ответ на это содержится в следующей причине, которая тоже имеется в списке возражений: это дополнительный груз обязанностей местной исполнительной власти и увеличение в этой связи численности аппарата.

То есть, прибавление хлопот и ответственности нежелательны, поэтому губернатор принял решение максимально откладывать введение соцнормы в области.

В Ростовской области эксперимент был признан успешным, и отмены соцнормы не планируется. Оказывается, большинство граждан не ощутили никаких перемен, и таких порядка 80% в области. Те же, кто социальную норму превысил, не слишком пострадал: превышение составило 10-30%, в деньгах это составляет 100-150 руб. в месяц.

В 2019 году социальная норма потребления электроэнергии вводится в Краснодарском Крае, продолжает действовать в Нижегородской, Орловской, Владимирской области, в Забайкальском и Красноярском крае.

В каждом из субъектов установлено своё значение нормы потребления электричества.

В Краснодарском крае базовая соцнорма — одна из самых высоких в России, это 250 кВт/ч на человека. В Нижнем Новгороде, например, это 50 кВт/ч, в Ростовской области – 96 кВт/ч.

Местные власти работают над грамотным введением в крае соцнормы. Например, по предварительным прикидкам, около 70% населения Анапы полностью уложится в норму, а превышение будет только у тех, кто имеет дома большой площади (их не так много), да ещё те, кто превратил своё жильё в мини-гостиницу (а таких как раз побольше, и они будут весьма недовольны)

Местные чиновники утверждают, что обычные потребители только выиграют от нововведения, однако население, наученное опытом, сомневается в этом. Кроме того, людям не нравится сам факт ограничения, то, что их заставляют экономить.

Человек считает, что, поскольку он честно платит за свет, то он никому ничего не должен. А то, что тариф дешевле себестоимости, так на то и государство, чтобы дотировать своих граждан.

Действительно, так и было в Советском Союзе. Граждане не учитывают, что теперь в России капитализм, и жить приходится в других условиях.

Свет / Тарифы на электроэнергию

В Московской области проходят массовые проверки индивидуальных приборов учета электроэнергии. В случае признания счетчика неисправным потребитель переводится на оплату электроэнергии по нормативу. Что это значит с практической точки зрения? ЭнергоВОПРОС.ру публикует разъяснения, как рассчитывается плата за свет по счетчику и в случае его отсутствия.

Расчет электроэнергии в Московской области по счетчику

Если квартира или частный дом оборудованы исправным счетчиком электроэнергии, то расчет стоимости потребленной электрической энергии производится исходя из показаний прибора учета.

Берутся показания за текущий месяц, из них вычитаются показания за прошлый месяц. Получившийся объем потребления умножается на действующий тариф на электроэнергии. При снятии показаний счетчика электроэнергии, цифры необходимо учитывать до запятой.

Одноставочный (единый , без разбивки на день/ночь) тариф на электроэнергию с 1 июля 2017 года в Московской области составляет:

  • 5,04 руб за кВт.ч. для домов с газовыми плитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов с электроплитами
  • 3,53 руб за кВт.ч. для домов, расположенных в сельском населенном пункте.

Двухзонные (день /ночь) и трехзонные (пик /покупи/ночь) тарифы на электроэнергию в Московской области можно

Расчет стоимости электроэнергии по нормативу

В случае если счетчик электроэнергии в квартире (частном доме) отсутствует, либо признан неисправным, либо у него закончился срок поверки (межповерочный интервал), то расчет стоимости потребленной электроэнергии рассчитывается, исходя из нормативов.

Норматив в данном случае - это расчетная величина потребления электроэнергии на одного человека, утверждается региональными властями. Она (это величина) зависит от количества комнат в квартире (доме ), наличия/отсутствия электрической плиты и количества зарегистрированных (официально ) жильцов. Считается, что нормативы выводятся на основании неких статистических данных относительно среднедушевого потребления электроэнергии. Но на практике к реальному потреблению они имеют отдаленное отношение.

После того, как в течение последних лет для квартир, не оборудованных счетчиками, плату по нормативу стали увеличивать на постоянно повышаемый коэффициент (с 1 января 2017 года он составляет 1,5), плата по нормативу превратились в некоторое подобие штрафа для тех, кто до сих пор не поставил прибор учета.

В настоящее время в Московской области действуют нормативы, введенные в силу распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления».

Посмотреть документ полностью можно по этой ссылке http://docs.cntd.ru/document/537985136 .

Для примера: для двухкомнатной квартиры с электрической плитой, где официально зарегистрировано 3 жильцов норматив потребления электроэнергии составляет 91 кВт.ч. в месяц.

Размер месячного платежа за свет в таком случае устанавливается следующим образом: норматив (91 кВт.ч.) умножается на количество жильцов (трое ), действующий одноставочный тариф для домов с электроплитами (3 ,53 руб за кВт.ч.) и повышающий коэффициент 1,5.

Получается:

91*3*3,53*1,5 = 1445,535 руб

Не платить повышающий коэффициент в 1,5 можно в том случае, если вы сможете предоставить справку об отсутствии технической возможности установки счетчика. От уплаты повышающего коэффициента также освобождаются жители домов, признанных аварийными.

Сергей Савчук

Эксперт: социальные нормы электропотребления в России неэффективны Ввод социальной нормы электропотребления для населения в России может оказаться неэффективным, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание. Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной "жизненно важной" темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к "этой стране". Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Российские электроэнергетики готовятся к холодной зиме На особом контроле Минэнерго находится подготовка к зимнему периоду в Крыму. Сейчас ситуация с энергоснабжением на полуострове стабильная и сформирован запас резервных мощностей и оборудования, энергокомпании провели необходимые ремонты.

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов. По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух. Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной. При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто "съел" больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы. Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось. Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть "недоимки" покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности. Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно. При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов. Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось. В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по "экономически обоснованному производителем и поставщиком". Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Хуже всех в России оценивают качество работы коммунальных служб жители подмосковного Волоколамска, следует из результатов опроса, проведенного порталом недвижимости Domofond.ru.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства. Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий. Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем "тянет" 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

В правительстве задумались о введении социальной нормы потребления электроэнергии с резким повышением тарифов в случае превышения установленного лимита. Об этом во вторник сообщает .

По новому проекту социальной нормой, требующей минимальной оплаты, будет считаться месячное потребление электроэнергии на уровне 300 кВт/ч.

Если эта граница будет превышена, то вступает в силу повышенный тариф. В случае, если месячный расход превысит 500 кВт/ч, то будет применяться «экономически обоснованный тариф».

Не на человека, а на точку

При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство. В эту категорию попадают и одинокие пенсионеры, и семьи с детьми. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагают эксперты АКРА.

По данным издания, новую схему ограничения потребления электричества одобрил вице-премьер на совещании и Минэкономики, которое прошло 19 сентября. Отмечается, что министерствам и Федеральной антимонопольной службе поручено представить проекты нормативных документов к 15 января 2019 года.

По сути проекты нормативных документов предлагается внести к крещенским морозам, то есть, в самое холодное время года.

Похожую схему энергопотребления российские власти пытались ввести в 2013-2014 годах, однако впоследствии этот проект был заморожен.

В 2013 году в семи пилотных регионах установили норму в 50-190 кВт.ч в месяц на человека, с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране.

Эту норму раскритиковал президент , отметив слишком значительный рост тарифов, который потребовался бы.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», — говорил Путин в феврале 2013 года.

Понижающие коэффициенты уберут

В январе 2014 года реформу отложили на два года, а к 2016 году о ней уже не вспоминали. О соцнорме снова заговорили летом в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем «перекрестки» в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что также сочли невозможным.

Новый вариант социальной нормы будет, видимо, мягче, чем схема, которую вводили в 2013-2014 годах. Но при этом правительство может сократить список потребителей, приравненных к льготной части населения, и совсем отказаться от льгот для сельских жителей и горожан, проживающих в квартирах с электроплитами.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п. Отдельно описано «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

«4 августа был принят Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения с 1 января 2019 года размера НДС с 18% до 20%. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года», — говорилось в сообщении , поступившем в «Газету.Ru».

В министерстве отметили, что в результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост для населения.

Также в МЭР отметили, что дополнительно прорабатывают размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значения инфляции в 4%.

Эти новации относятся к действующей системе ЖКХ. А в новостройках власти решили сразу вводить интеллектуальные системы учета расхода энергоресурсов.

Отмечается, что уже направил свои предложения в . При этом ФАС дала понять, что не следует оснащать новые дома приборами учета за счет граждан. Заместитель руководителя сообщил, что ведомство не допустит включения в тарифы расходов на установку «умных» приборов учета электроэнергии.

«Правительство ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель. Это означает, что превышение того или иного параметра недопустимо. Проведенный антимонопольным ведомством анализ показал, что превышение установленных параметров зафиксировано не было», — цитировало Королева RNS.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что «умные» счетчики позволят перевести на более качественный уровень работы с платежной дисциплиной, поскольку информация о задолженности будет в онлайн-режиме поступать в энергоснабжающую организацию.

Между тем президент России Владимир Путин 27 августа заявлял, что «продавливание» роста энерготарифов недопустимо.

«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика «продавливания» необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман к конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода», — сказал Путин.